Мужская христианская одежда сообщение

Обновлено: 08.07.2024

Некоторые христиане, предаваясь нецеломудренным развлечениям, утверждают, что они при этом не испытывают никакой страсти. Такие уверения – или ложь или самообман. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что иногда диавол на время отходит от человека, чтобы тот потерял осторожность, считая, что уже победил грех; так лиса притворяется мертвой, чтобы птица села на ее голову, думая, что это труп, который можно поклевать, а затем, внезапно вскочив, хватает свою добычу.

Мы говорили о том, что содержание и форма тесно связаны друг с другом: изменение содержания должно изменить форму, а ломка формы изменяет содержание. В этом отношении одежда является необходимым атрибутом человеческой нравственности. В Библии написано, что после грехопадения нагота праотцев вызвала у них чувство страстности, и поэтому Бог дал им первое одеяние, сшитое из шкур животных. Несколько отвлекаясь в сторону, мы должны сказать, что Адам и Ева до грехопадения не были нагими в нашем понимании этого слова. Их окружала благодать Божия как ослепительный свет; они носили одеяние, словно сшитое из этого искрящегося и переливающегося света. Из всех существ, обитавших в Эдеме, из всех цветов, процветающих в нем, самым прекрасным был человек в благодати Божией. При воскресении мертвых люди также не восстанут нагими: праведники будут сиять словно солнце, окруженные нимбом лучей, а грешники воскреснут в темных одеяниях, подобных их грехам, воскреснут в вечном трауре.

Революция в области морали вызвала революцию в одежде. Появились новые моды. Если для христиан одно из назначений одежды – предохранить себя и других от соблазнов, то новые моды преимущественно имеют противоположную цель: обратить внимание на тело человека и вызвать чувство похоти. Те, кто ходят полунагими и уверяют при этом, что не чувствуют страсти, лгут сами себе. Они подобны пьяному, который уверяет, что он трезв – это земля качается под его ногами. Когда притупляется стыд, то отходит благодать, страсть становится постоянным состоянием человека, и он уже не видит ее, как рыба не видит воды, в которой плавает.

На иконах ангелы изображены в длинных белых одеяниях, а демон нагим, черным как уголь, что означает совершенную потерю благодати. Особенно недопустимо стоять полуголым в храме перед лицом Бога. В Библии сказано, что священник должен носить длинные одежды, скрывающее его тело так, чтобы, поднимаясь по ступеням жертвенника для священнодействия, он нечаянно не приоткрыл бы своей наготы и этим не оскорбил Бога. Апостол Павел повелевает женщинам носить на голове покрывало: для незамужней это знак девства, а для замужней – верности и покорности супругу. По законам того времени рабыни и блудницы должны были ходить с обнаженной головой. Апостол пишет, чтобы женщина носила покров ради ангела. Ангел-хранитель приближается к целомудренным и соединяет с их молитвой свою молитву; а к человеку, соблазняющему других, ангел не может приблизиться, как голубь – к дыму костра.

Святой Иоанн Златоуст порицает женщин, которые, направляясь в храм, одеваются в дорогие одеяния, завивают волосы, мажут красками лицо. Такая женщина думает не о покаянии в грехах, а о том, чтобы даже в храме вызвать восхищение мужчин и зависть женщин. Вместе с этим Иоанн Златоуст укоряет и тех, кто нарочито одевается в рваные нищенские одежды из тщеславия, чтобы его считали подвижником и аскетом. Святитель отзывается с похвалой о своей духовной дочери Олимпиаде за то, что она одевалась просто и скромно, чтобы не выделяться из народа.

Особенно возмутительно, когда женщина с накрашенными губами целует иконы, оставляя на них красные пятна, или подходит к Святому Причастию и краска с ее губ, попадая на лжицу, смешивается с Кровью Христовой. Одежда должна отвечать полу, возрасту и месту, а главное – христианскому самосознанию.

Последнее время у женщин стало обычаем надевать мужскую одежду, которая плотно облегает тело. Они считают это красивым, удобным, и модным. Но здесь присутствует нечто другое: показать контуры своего тела, как бы графическое изображение собственной фигуры. Перемена одежды с женской на мужскую, а у мужчин завивка волос и крашение губ являются потерей чувства своего пола, психическим сдвигом, а нередко выражением извращенного чувства. Один пожилой человек рассказывал мне, как в его детстве устроили маскарад. Родители готовили для своих детей необычайные одежды. Одного одели в индейца, другому сделали маску медведя, а его нарядили в длинное женское платье, покрасили губы, почернили ресницы и так приготовили к маскараду. И он вспоминал, что неожиданно почувствовал себя женщиной и в его душе проснулись какие-то необычайные похотливые чувства. Никогда, ни до, ни после этого, ничего подобного с ним не случалось. Это было живое ощущение перемены пола у ребенка.

В настоящее время, параллельно с переменой одежды, все более распространяются извращенные сексуальные отношения, которые подобно цунами затопили землю. Теперь убеждают людей, что извращения естественны, так как зависят от гормональной системы. Но Мертвое море, ставшее могилой содомлян, с их гормональной системой, является вечным, неразрушимым памятником того, как мерзок пред Богом этот грех. Содом был испепелен огнем, сошедшим с неба; его руины поглотило море, а долина вокруг него превратилась в солончак, где в течение трех тысяч лет не росли деревья, не строились города и селения, бедуины не пасли стада овец, и даже рыба не могла жить в водах Мертвого моря.

В Библии имеется грозное прещение, подобное проклятию, на мужчин, надевающих женскую одежду, и женщин, носящих мужскую.

Целомудрие это всеобъемлющая заповедь. Оно должно быть внутренним состоянием человека и проявляться во внешнем. Христианин должен быть целомудренным и при людях и наедине. Без целомудрия невозможно стяжание благодати, а без благодати – радость на земле и вечное спасение на небе.

[1] Мраволев погибе, зане не имеяше брашна (Иов 4:11) По переводу LXX.

Оде́жда — сово­куп­ность вещей, пред­на­зна­чен­ных для покры­тия наготы и других целей: ути­ли­тар­ных, про­фес­си­о­наль­ных, рели­ги­оз­ных и эсте­ти­че­ских. Одежда цер­ковно- и свя­щен­но­слу­жи­те­лей и мона­хов име­ну­ется обла­че­нием.

Внеш­нее часто выра­жает внут­ренне. Внеш­ний облик чело­века явля­ется инди­ка­то­ром его душев­ного и духов­ного состо­я­ния.

Не при­ем­лемо для хри­сти­а­нина носить на себе изоб­ра­же­ния язы­че­ских божеств, оккульт­ных сим­во­лов. По воз­мож­но­сти сле­дует избе­гать вычур­ной одежды, она служат пово­дом к тще­сла­вию, а для окру­жа­ю­щих — к зави­сти или же осуж­де­нию. С другой сто­роны и наро­чито ветхая, и неопрят­ная одежда может являться сред­ством про­яв­ле­ния тще­сла­вия.

Важно пони­мать, что сим­волы и над­писи на нашей одежде могут вос­при­ни­маться нами и окру­жа­ю­щими людьми про­ти­во­по­ложно. Поэтому сле­дует заду­маться: не введём ли мы этим в соблазн окру­жа­ю­щих, не будем ли про­во­ци­ро­вать людей на гре­хов­ные мысли?…

Суще­ствует хоро­шая тра­ди­ция жен­щи­нам оде­ваться в цвета празд­ника, соот­вет­ству­ю­щим обла­че­ниям свя­щен­ни­ков.

Чрез­мер­ное забота обо всем мир­ском осуж­да­ется Богом, потому что чело­век, став­ший на путь удо­вле­тво­ре­ния чрез­мер­ных земных телес­ных потреб­но­стей, глав­ными зада­чами своей жизни счи­тает заботы о богат­стве, пище, питье и одежде и пере­стает забо­титься о спа­се­нии своей души, уго­жде­нии Богу.

Жела­ние быть кра­си­вой известно каждой или почти каждой жен­щине. И хотя в разные вре­мена в разных куль­ту­рах суще­ство­вали раз­лич­ные стан­дарты кра­соты, многие людей имели и имеют в этом отно­ше­нии одну и ту же про­блему. Они больше забо­тятся о при­вле­ка­тель­ной внеш­но­сти, чем о кра­соте душе. Держа это в сооб­ра­же­нии, слова апо­стола можно истол­ко­вать сле­ду­ю­щим обра­зом: он не запре­щает носить наряд­ную одежду, но сове­тует, чтобы попе­че­ние об одежде и т.п. не было исклю­чи­тель­ным пред­ме­том заня­тий женщин и глав­ным сред­ством для при­вле­че­ния к себе сердца мужа. Глав­ное вни­ма­ние жен­щины должно быть сосре­до­то­чено на стя­жа­нии духов­ных качеств, напри­мер, кро­то­сти. Кра­сота души в зна­чи­тель­ной мере сокрыта от взоров люд­ских, но она заметна для бла­го­че­сти­вого мужа и ценна перед Самим Богом. О том же гово­рится в 1Тим.2:9-10 .

Почему, когда идешь в храм, неже­ла­тельно оде­вать брос­кую, обтя­ги­ва­ю­щую, при­вле­ка­ю­щую вни­ма­ние одежду?

Идущий в храм должен пони­мать, что он идет в святое место, идет не с целью покра­со­ваться, блес­нуть наря­дами и маки­я­жем, но с целью моле­ния, уча­стия в Таин­ствах, с целью более тес­ного еди­не­ния с Богом. Кра­со­ваться же во время бого­слу­же­ния, отвле­кая вни­ма­ние веру­ю­щих от молитвы, побуж­дая их думать о себе, а не о Боге и Его Цар­стве, это не то, ради чего нужно идти в храм.

Как не надо оде­ваться в храм?

В храм не сле­дует оде­вать обтя­ги­ва­ю­щую или слиш­ком корот­кую одежду, не должно быть длин­ных выре­зов и раз­ре­зов, под­чер­ки­ва­ю­щих эро­тич­ность своего образа, не сле­дует при­хо­дить на бого­слу­же­ние в одежде с вызы­ва­ю­щими, яркими над­пи­сями или рисун­ками. А для таких собы­тий как Вен­ча­ние или Кре­ще­ние, нужно одеться нарядно и празд­нично, но опять же пони­мая, что вы идете не в ресто­ран, а в храм Божий.

Какого цвета должна быть одежда хри­сти­а­нина?

На этот счет не суще­ствует ника­ких пред­пи­са­ний. Одежда хри­сти­а­нина совсем не обя­за­тельно должна быть чер­ного или серого цвета, как думают неко­то­рые. Напро­тив, напри­мер, в пас­халь­ные дни неко­то­рые хри­сти­ане пред­по­чи­тают в одежде крас­ный цвет. Глав­ное, чтобы одежда не выгля­дела, как костюм клоуна.

Почему хри­сти­анка не должна носить брюки?

Может ли хри­сти­а­нин инте­ре­со­ваться модой, оде­ваться стильно?

Конечно, может. Глав­ное, чтобы такой инте­рес не при­об­рел со вре­ме­нем болез­нен­ные формы, и, конечно, нужно пони­мать, что не всякая модная одежда под­хо­дит хри­сти­а­нину. Напри­мер, не сле­дует носить то, что будет кого-то соблаз­нять. Кроме того, в совре­мен­ном толе­рант­ном мире суще­ствуют даже пра­во­слав­ные моде­льеры, пра­во­слав­ные дизай­неры, пра­во­слав­ная мода, и многие интер­нет-мага­зины пред­ла­гают хри­сти­а­нам и хри­сти­ан­кам одежду, кото­рая выгля­дит доста­точно стильно и в то же время не всту­пает в про­ти­во­ре­чие с хри­сти­ан­ским бла­го­че­стием.

Нужно ли хри­сти­а­нину освя­щать одежду?

В повседневной жизни христианин мало чем отличается от среднестатистического человека. Иное дело — богослужение.

Среди православных христиан-старообрядцев сохраняется древний благочестивый обычай иметь для молитвы в храме особую одежду. По сути, она есть то одеяние, которое употреблялось в Древней Руси в повседневном обиходе: кафтан или русская рубашка-косоворотка, носимая навыпуск и под пояс, для мужчин и сарафан для женщин.

Одежда христианина

Фото: Сергей Тригубенко

Женщина покрывает голову платком. По традиции центральной и северной России он спереди по-особому закалывается булавкой. В южных регионах России, на Украине, в Молдавии и Румынии платок завязывают узлом. Платок должен быть из непрозрачной ткани, не ярким и не цветастым, а скромным и приличным для молитвы и пребывания в храме. Женщина должна покрывать голову так, чтобы не было видно волос. Подколотый под булавку платок прикрывает плечи и грудь.

Одежда христианина

С образом свв. жен-мироносиц

В дни воскресные и праздничные принято надевать платки белые и других светлых тонов. В постные дни (сюда же относятся праздники Воздвижения Честнаго Креста, 27 сентября, и Усекновения Главы Иоанна Предотечи, 11 сентября) надевают платки черные и других темных тонов. Замужняя женщина под платком должна носить еще и повойник (кичку) — особый чепец, который благословляет ей священник с молитвой при венчании.

Одежда христианина

Если возможности пошить сарафан или кафтан для молитвы нет, для посещения храма подойдет обычная скромная, опрятная одежда, неплотно облегающая части тела, неяркая по цвету, с длинным рукавом.

Неуместной будет обувь на высоком каблуке. Пройти по храму незаметно в таких туфлях не получится, а совершать земные поклоны и отстоять службу до конца будет весьма затруднительно.

Одежда христианина

Для мужчин подходящей одеждой будут классические туфли, брюки и рубашка навыпуск, подпоясанная пояском. Не принято ходить в храм в галстуке, рубашке с коротким рукавом, джинсах и спортивной одежде.

Вопрос об одежде, достойной христианина, имеет богатую каноническую и литературную традицию. Многие святые отцы и учители, писавшие о том, как должен выглядеть благочестивый христианин, считали этот, казалось бы, частный вопрос, делом, имеющим общецерковное значение. Согласно 81 правилу 6 вселенского собора христианин отлучается от Церкви, если облечется в некую одежду не по общему обычаю.

Старообрядцы всегда серьезно относились к традиционному платью, особенно к покрою молитвенной одежды. В храмах и сегодня можно видеть мужчин в кафтанах и сапогах, под кафтаном у них надета рубашка навыпуск, подпоясанная тканым или плетеным поясом с орнаментом, вышитой молитвой или памятной надписью. Женщины, особенно на клиросе, одеты в сарафаны и платки, заколотые под подбородком, при этом цвет платка может меняться в зависимости от праздника (например, на Пасху по желанию надевают красный, а на Троицу — зеленый). Старообрядцы, которые по тем или иным причинам не имеют подобного одеяния, носят одежду благоприличную, ни в коем случае не обнажающую ни плеч, ни рук.

Обычай закалывать платок под подбородком булавкой распространен среди всех старообрядческих согласий. Однако на юге, в частности в приходах некрасовцев, платок завязывают на узел, что напоминает обычай новообрядческих прихожанок. Осмысливая это различие, некоторые старообрядки трактуют обычай завязывать платок на узел, как знак иудиной удавки, символ христоотступничества, что не имеет основания в церковных преданиях, но характерно для народного толкования.

Освященный собор постановил написать увещание к христианам, чтобы носили одежду по местному обычаю, но благопристойную, скромную, соответствующую званию православного христианина и дому Божию — дому молитвы. Подобное определение и увещание выносились и Освященным собором 1905 г.

В Америке действует такая христианская секта – амиши. Они похожи на хасидов: тоже в шляпах, черных костюмах особого покроя и белых сорочках. Отличить их можно так: у амишей нет пейсов и они бреют усы, потому что так делал их отец-основатель. Да! Еще амиши иногда носят цветные сорочки, это допустимо. Но запрещены пуговицы: одежда на специальных крючках. Амиши богаты: они зарабатывают на органической еде и мебели ручной работы. Это модно сегодня.

А еще я думаю, что несколько лет назад стало модно носить окладистые бороды и рубашки без ворота. И вот, допустим, наденет такую рубашку бородатый представитель креативного класса. Пойдет этот вольный художник вдоль набережной по направлению к галереям и барам на бывшем Красном Октябре. Так ведь и перепутаешь его ненароком с прихожанином храма на Берсеневке. И, ладно если он, извините за выражение, просто хипстер. Но ведь он поди ж ты еще и антиклерикал, а то и сторонник известной панк-группы.

Да, все смешалось, сложно жить… Современный мир настолько пропитан духом консюмеризма, что сбежать из него едва ли возможно. Просто попадешь не в светлый Китеж-град, а в категорию нишевого потребления, которая у хасидов своя, у амишей своя, у православных сейчас быстро строится своя. И хорошо ли это, большой вопрос, потому что стоит начать играть по этим правилам и быстро двинешься. В сторону амишей.

Так как должен выглядеть православный мужчина? Как все в рамках делового или повседневного стиля, может быть немного более строго, без щеголеватости. Ну на уровне английской джентльменской классики. При этом очевидно существуют вещи, которые для православного мужчины в современной моде неприемлемы или приемлемы с оговорками. О них и стоит упомянуть особо

Логотип – это новый идол

Конечно, нельзя носить на себе изображения языческих божеств, оккультных символов, эротического и просто чего-то провокационного. По возможности нужно избегать логотипов на одежде. Они служат поводом к тщеславию, а для окружающих - к зависти или же осуждению.

Бедность не порок


Если средств немного, то можно воспользоваться советом на этот случай из классического "Этикета" Эмми Вандербильдт. Миллионерша, она восхищается не показной роскошью нуворишей, а скромным, но со вкусом подобранным гардеробом одного своего небогатого приятеля. В нем были два костюма и несколько брюк, которые можно было комбинировать между собой, 3-4 пары обуви.

Стиль одежды английских джентельменов викторианской эпохи долгое время служил эталоном элегантности

Выбирая недорогую одежду надо помнить, что она смотрится дороже, если выглядит строже. Однотонный костюм лучше полосатого. Недорогие кремовые, розоватые или зеленоватые рубашки обречены выглядеть застиранными. Лучше выбрать белую.

Богатство обязывает

Конечно, православный мужчина, у которого есть средства, не должен одеваться вычурно или выставлять свое богатство на показ. Однако он не должен как-то болезненно экономить, если это не его естественный стиль жизни, если он будет выглядеть белой вороной и его не будут серьезно воспринимать в тех кругах, где он вращается. Дорого одевались высшие классы в Византии и в царской России. Это естественно. Умеренность и ответственность богатства проявляется в том, чтобы выглядеть, как английский лорд, а не как арабский шейх. Дорогие ботинки, но не из крокодила, часы престижной марки, но без турбийона. И так далее.

Нам покажется, что ничего страшного в рваных вещах нет, но, если задуматься, о чем встревожился старец, то увидишь: направление дизайнерской мысли все-таки не очень хорошее – бунт и разрушение, да еще с претензией. Наверное, не стоит носить нарочито рваные вещи.

В храме

Известная православная максима гласит: одеваться нужно так, чтобы в любой момент не стыдно было зайти в храм. Этим вообще-то все сказано. Но есть ли какая-то специфика, в чем ходить в храм?

Понятно, что исключены шорты, бермуды и укороченные брюки-капри. Для начала, как быть с майкой? Есть разные мнение. Одни говорят, что все-таки должен быть воротник на пуговицах, что майка слишком неформально. Можно предложить компромисс: носить в храм рубашку поло, либо надевать на майку пиджак или легкую куртку. В монастыре лучше быть с длинными рукавами и более строго одетым, чем на приходе.

К причастию чаще надевают одежду светлых тонов, об этом прямо пишут дореволюционные учебники этикета. Хотя это касается скорее сорочки, а не костюма. Не обязательно, конечно, идти к Чаше в белом пиджаке. Летом в храм нужно надевать закрытую обувь с носками или как минимум такие ботинки и брюки, чтобы во время службы не было видно голых щиколоток. Это не канон, это просто требование хорошего тона.

Женщины порой одеваются в цвета праздника, соответствующие облачениям священников. Распространилась в последние лет десять-пятнадцать такая православная мода. Конечно же, мужчина так поступать не должен. Это будет очень нарочито. Ну, может быть, галстук на пасхальную заутреню надеть бордовый, но не более того.

Тайный монах

Как заметил в свое время протодиакон Андрей Кураев, плох тот православный мужчина, который никогда не думал о монашестве – хотя бы гипотетически. К сожалению, для многих это желание начинается не с изучения смирения и послушания, а с романтической мечты о себе самом, легко скользящем к древнему собору свежим утром в красиво развевающейся на ветру черной мантии.

Отношение к галстуку в православной среде противоречивое. Возник и прижился миф, что галстук придумали масоны для того, чтобы различать градусы посвящения по его цветам и узорам. Это, как минимум, а как максимум, галстук якобы символизирует повесившегося Иуду, и тот, кто его носит, и сам сын погибели.

Возможно, эти мифы связаны с тем, что в Англии распространены клубные галстуки. Выпускники Итона, Харроу и других престижных школ, офицеры королевских гвардейских полков узнают друг друга по цвету полос на галстуке.

Очень может быть, что и в масонских ложах есть нечто подобное. А, может быть, есть и другие знаки различия. Но нам-то что? Наверное, есть масоны, которые носят двубортные костюмы. Можно придумать, что два ряда пуговиц означают два столпа перед масонским храмом, а потайная пуговица символизирует масонскую тайну. Много чего можно придумать, если захотеть…

Все же галстук не более, чем предмет делового костюма.

К слову, в СССР до конца 1980-х годов, пока стиль мужской одежды в принципе был более формализован, алтарники ходили в рубашках с галстуками, и надеть стихарь на сорочку с расстегнутым воротом, а тем более на майку считалось неприличным.

Где найти совет?

Книг, в которых, было бы популярно объяснено, как одеться православным, немного. Есть популярные брошюры разной направленности, как консервативной, так и либеральной, но квалифицированные русскоязычные руководства можно пересчитать по пальцам.

Сведения приходится собирать из работ о церковном протоколе, практических руководств для священнослужителей и воспоминаний. Можно ли применять к мирянам правила быта священнослужителей? Если читать с рассуждением, то, вероятно, можно.

Патриарх Алексий I – настоящий московский дворянин, педант в вопросах обращения и манер, может быть примером сочетания хорошего тона и церковности. Об нем можно почитать, например, в ярких рассказах о нем митрополита Волоколамского Питирима (Нечаева). Владыка, близко знавший патриарха, сообщал например, такие любопытные детали: предстоятель не разрешал сотрудницам Патриархии носить на работе платки.

Также можно посоветовать книгу о пастырстве архимандрита Киприана (Керна), строгого монаха и при этом человека европейской культуры. В ней есть разделы о внешнем виде священнослужителя.

Арсений ЗАГУЛЯЕВ

Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:


Об одежде православной женщины говорят много, а как выглядеть православному мужчине? Считается, что этот вопрос суетен. С этим нельзя согласиться. Тем более, вопросов много. Может, простые джинсы спасению не мешают, а майка с буддой мешает. Но вот ремень из крокодиловой кожи с логотипом известной марки – мешает или нет? А черные одежды у мирянина, борода и косичка?


Да здравствует, (живет) подобие
Цель этой главы

Эта глава посвящена исследованию модной одежды, лишенной различия полов и как эта мода влияет сегодня на семью, место работы и церковь. Нам необходимо обратить внимание, – каким должен быть отклик христианина на обезличенную моду и как применить библейский принцип отличия полов при избрании одежды. [141]

Предвидение о бесполом обществе

В наше время движущей силой однополого образа жизни является взгляд феминистов о новом бесполом обществе, обычно известном как андрогиноузском обществе. Выражение андрогиноуз состоит из двух греческих слов: андроз (мейл – мужчины) и гинее (фимейл – женщины). Это описание личности, сочетающее в себе как мужские, так и женские характерные черты.

Внешний вид однополого общества
Достижение равенства через обезличивание полов

Основное предположения, что пол определяется различием, (отличием) одежды и стилем прически, — это не Божье намерение и лишь содействует господству мужчин. Следовательно, чтобы достичь освобождения женщин – крайне необходимо устранить половые различия. Джеймс Лейвер поддерживает эту идею: «В патриархальном обществе, где мужчина был господином, — одежды мужчин и женщин были весьма отличны. Но при матриархате доминируют женщины, и одежды, которые носят мужчины и женщины, становятся все более и более подобными[188]

Важность отличия полов

Библия придает великую важность сохранению полового различия не только в одежде, но также и в функциональных ролях. Как я уже представил в предыдущих изучениях,[195] — что это необходимо для нашего фундаментального понимания кто мы есть и какую роль Бог уготовил нам и желает, чтобы ее исполнили. Эти глубокие взаимоотношения между одеждой и поведением, которые воплощаются в наш особый язык. Одежда олицетворяет, воплощается в обычай или нашу привычку, а привычка, что мы носим относится к характерным чертам нашего характера – это уже серьезно, это то, что мы представляем из себя. [145]

Природа или воспитание?

Попытка устранить половые отличия в одежде и функциональных ролях исходит от предположения, что такие отличия результат преимущественно обучения и воспитания, нежели нашей природы, это скорее изученное поведение, чем творческое действие Бога. Таким образом, чтобы реализовать появление обезличенного общества необходимо видоизменить или устранить эти культурные и социальные факторы, такие как одежда, которые поощряют половые различия в поведении.

Одним из упомянутых авторов Карлсон называет Мелвина Коннера, который предоставил нам исчерпывающий совет, как относится к этой теме (этому вопросу). Будучи убежденным эволюционистом, сочувствующим феминистским андрогиноузским стремлениям, Коннер признал, что половые различия в поведении являются более биологическими, чем культурными.[197]

Мужской и женский пол – неизменные отличия
Необходимо возвратиться к библейскому понятию о мужчинах и женщинах

Это отрадно-ободряющая мысль, что некоторые феминисты – ученые признали половые различия в поведении, которые Библия рассматривает, как часть Божьего порядка творения; их происхождение более биологическое, нежели продукт воспитания и обучения. Нам нет необходимости ожидать, когда феминисты-ученые раскроют эту истину. В конце концов это фундаментальное библейское учение, которое исторически уже принято. Мужчины и женщины биологически и функционально различны. Попытку устранить такие различия необходимо рассматривать как извращения Божьего творческого порядка.

Одежда для двух полов и смущение при отождествлении
Смущение в семье
Смущение в местах работы и в церкви
Знамение восстания

Все выше изложенное представлено, чтобы показать, что мы живем в мире, восставшем против Бога, в мире, в котором мужчины и женщины пытаются присвоить роли, которые Бог никогда не имел намерения поручать им. И результатом этого восстания является смешение полов, не только в ролях, но и в одежде. Женщина, желающая исполнять функцию мужчины, в большинстве случаев будет одеваться подобно мужчине, ибо как мы видели, одежда является зеркалом ума. Одежда, которую мы носим открывает кем мы являемся и какими мы желаем быть. Устранение половой линии в одежде – приносит половое смущение. Многие не в состоянии узнать, где оканчивается мужской вид и где начинается женский.

Отклик христиан

Каким должен быть отклик христиан на однообразную моду, которая представлена, если не отменить половые отличия и самым тесным образом подойти нам к этому идеалу? Давайте, к примеру, рассмотрим ношение брюк, поскольку они являются наиболее видимым фактором, когда женщины употребляют мужскую одежду в нашей западной культуре. Следует отметить, что сегодня особенно на востоке есть культурные традиции, [152] где брюки носят больше женщины, нежели мужчины. Также исторически, согласно данных Бернарда Рудофски, больше женщины носят брюки, нежели мужчины.[215]

Сегодня ситуация изменилась. Брюки стали постоянным предметом женской одежды. Это отмечено впечатляющим перечнем видов брюк, которые носят женщины: брюки в женском костюме, теплые брюки, удлиненные брюки, бермудские шорты, удлиненные по лодыжку брюки, широкие брюки, юбка–брюки, slim jims, брюки-клеш, мини-брюки, широкие по лодыжку брюки, панталоны, спортивные брюки или голубые джинсы. В свете всего выше описанного, не должны ли женщины-христианки никогда не носить никакого вида брюк или носить лишь вблизи дома, или в семье, кемпинге или в период холодного зимнего времени? Есть ли различие, какой вид брюк может носить женщина?

Заявить, что никакой вид брюк и ни при каких случаях женщине носить нельзя, означает, определить их как греховные. Если это определение истинно, никто, включая мужчин, не должен носить брюки. Но проблема здесь не в брюках, ведь в некоторых местных культурах они являются законным предметом женской одежды. Проблема не в брюках, но в намерении их использования.

Женщина может носить теплые, шерстяные брюки во время холодного зимнего периода, чтобы предохранить себя от холода или может носить хлопчатобумажные шорты (бермудские) во время жаркого лета, ибо они более практичны, нежели юбки. Но с другой стороны, женщина не должна носить брюки, имея в виду соблазнительную цель. Или, возможно, она решает носить мужской вид брюк большую часть своего времени, планируя представить мужской, исполнительный вид личности. [153]

Одежда в Библии

Цель предписания во Втор. 22:5 – это не запрещение носить части одежды, похожие на одежду другого пола, но скорее поддержать различие между полами. Изучая одежду библейских времен, открывается поразительное подобие между одеждой мужчин и женщин. Фактически, оба пола носили те же два основных вида одежды: нижнюю и верхнюю.

Нижняя и верхняя одежда

В библейские времена нижняя одежда представляла из себя длинную тунику или покрывающую тело нижнюю одежду. Ее носили оба пола в библейские времена. Это была основная одежда, которую носили ежедневно мужчины и женщины. Известный художник Бени-хазан представил хорошую иллюстрацию такой одежды. В Библейском словаре Адвентистов Седьмого Дня во внутренней стороне обложки помещена репродукция его картины. На этой картине представлена группа из 37 палестинцев, прибывших в Египет чтобы торговать краской для рисования глаз. Их одежды вероятно были такими же, как их носил Авраам и его семья. Их руководитель и два его помощника были одеты в цветные туники, которые прикрывали их тела от плеч до колен, но при этом руки и плечи свободны.

На этой же картине показаны четыре женщины, одетые в очень цветные одежды, подобные одеждам мужчин. Главное различие одежды женщин — она немного длиннее, достигает ниже колен. В верхней части они достигают шеи. Отличаясь этим от мужской одежды, тем самым покрывая большую часть тела. И они показывают сложные образцы голубых, красных рисунков вплетенных в ткань. [154] Другими словами, женщины носили такие же туники, но они имели больше различных цветов, немного длиннее, и шире, по сравнению с мужчинами.

В виду точного подобия между мужской и женской одеждой в библейские времена, кажется справедливым заключить, что Втор. 22:5 не осуждает какое-либо сходство в стиле мужской и женской одежды, но скорее не носить того, что рассматривалось одеждой противоположного стиля. Стиль между туникой, носимой мужчинами и женщинами мог быть мало различимым, — конечно из нашей перспективы, но достаточным, чтобы поддерживать отличие между мужской и женской одеждой.

Применение принципа полового различия

Библия не говорит нам, какой стиль одежды должны носить мужчины и женщины. Общепризнанно, что стиль одежды диктуется климатом и культурой. Однако вот чему учит нас Библия – уважать половые отличия в одежде, в какой мере они известны внутри любой данной культуры. Это принцип, которым мы должны руководствоваться в избрании одежды сегодня.

Пример женских брюк

Как библейский принцип уважения половых отличий в одежде применим к вопросу, поднятому нами раньше относительно ношения брюк? – необходимо принять во внимание три пункта:

Во-вторых, имеются обстоятельства, при которых женщине-христианке более практично и удобно носить брюки. К примеру, это может быть истинным в холодное зимнее время, работая вне дома, в загородной прогулке, в поездке на велосипеде и занимаясь спортом. При таких обстоятельствах брюки могут оказаться более удобными и предохранительными, нежели юбка; при всем этом не подвергаются опасности половые отличия. Таким образом, в таких случаях, ношение брюк не должно быть осуждаемо, учитывая, чтобы они были скромными и соответствующими для каждого случая.

Сегодня не легко следовать библейским принципам половых отличий в одежде, когда современная мода кажется, склонна устранять такие отличия. Но жить согласно библейских принципов никогда не было легко. Однако, это наше христианское призвание – не сообразоваться с извращенными ценностями, стилями и обычаями нашего гедонистского общества, но проявлять преобразующее влияние в этом мире посредством всемогущей силы Божьей. (Гедонистское общество – они целью жизни и высшим благом признают наслаждение).

Заключение

В наше время движущей силой однополой моды является взгляд феминистов о новом бесполом обществе, где одежда и роли мужчин и женщин – безличны и взаимозаменяемы. Феминисты считают эту утопию бесполого общества неотъемлемой необходимостью, чтобы достичь освобождения женщин от их подчиненной роли.

Мы уже установили, что феминистский взгляд о бесполом обществе ясно осужден в Библии. Священное Писание ясно учит нас уважать половые различия в одежде и в такой же мере в функциональных ролях, ибо они являются частью порядка творения. Сущность заключается в том, что половые отличия являются основным фактором для нашего понимания – кто мы есть, и какую роль Бог определил нам исполнить.

Как христиане мы должны быть благодарны Богу за мужской или женский пол, которые Он даровал нам. Женщина должна благодарить Бога за то, что Он создал ее женщиной, удивительно отличной от мужчины и, однако, весьма ценной в Божьем плане для семьи, общества и мира. Подобным образом, и мужчина должен благодарить Бога, создавшего его мужчиной, удивительно отличным от женщины и, однако, весьма ценным в Божьем плане для семьи, общества и мира.

В то время, когда современная мода склонна устранить половые различия в одежде и функциональных ролях, для христиан весьма необходимо [157] уважать их Богом данные мужской или женский пол, одеваясь таким определенным образом, чтобы подтвердить их половую идентичность.

Читайте также: