Публицистический стиль проблемный очерк сообщение

Обновлено: 05.07.2024

1.Познавательные: обобщение изученного о функционально – смысловых типах речи; повторение через анализ готовых текстов следующих понятий: тип речи, стиль текста; проверка знаний обучающихся о публицистическом стиле; знакомство с содержанием и особенностями проблемного очерка.ти

2.Практические: совершенствование умения анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема; формирование умения писать сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.

3.Общепредметные: развитие способности объединять изученные сведения в систему; развитие операций логического мышления (анализ, обобщение); проверка умений анализировать текст публицистического стиля.

Средства обучения: карточки с текстами публицистического стиля; таблица “Типы речи”, таблица “ Стили речи”, учебники (А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010), портрет В.М. Пескова.

Ход урока

I. Организационный момент:

– Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство со стилистическими особенностями литературных жанров.

Основная цель нашей работы на этом занятии – знакомство с содержанием и особенностями проблемного очерка; сбор материала к написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту.

II. Обобщение изученного о типах речи.

– Но прежде, чем мы перейдём к новой теме, вспомним ранее изученный материал.

– Вы знаете, что одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определённого типа речи, каждый из которых имеет свои композиционные особенности.

Чаще всего в одном тексте сочетаются различные типовые фрагменты, но всё-таки один из них является доминирующим.

– Какие типы речи вы уже знаете?

(Описание, повествование, рассуждение)

– Вспомним, ребята, основные особенности всех типов речи.

– Что представляет собой описание?

(Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков, предмет описания статичен, действия в описании практически нет.)

– Какой ФСТР называется повествованием?

Основное его свойство– динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией.)

– Что же мы называем рассуждением?

– На рассуждение хочу обратить особое внимание. Во-первых, большинство предложенных в контрольно– измерительных материалах для анализа текстов является рассуждениями.

Во-вторых, мониторинг показал, что выпускники затрудняются в определении именно этого типа речи, так как не всегда ярко выражены в текстах отличительные признаки рассуждения.

– Кстати, каковы отличительные особенности рассуждения как типа речи? (Тезис, доказательство, вывод).

III. Анализ текста.

– Вам предложен текст № 1.Прочитайте его.

Умение общаться становится искусством общения тогда, когда мы так ясно осознаём происходящее между нами и другими в процессе коммуникации, что это не влечёт за собой искусственности и затруднений во взаимопонимании. Лишь тогда мы можем по горячим следам воспользоваться тем, что мы осознали для улучшения контакта. Говорят, что этому можно научиться. Я думаю, что каждый может проявить максимум старания, чтобы с достаточной степенью точности понимать, что хотят сообщить другие.

(Журнал “Наука и жизнь”)

1) научно-популярный стиль, повествование;

2) публицистический стиль, рассуждение;

3) публицистический стиль, повествование;

4) научный стиль, описание.

– Опираясь на таблицу, попробуйте определить, к какому типу речи принадлежит этот текст.

– Докажите свою мысль.

(Мы определили по таким признакам: здесь есть ТЕЗИС, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫВОД.)

– Но не всегда рассуждение можно определить по этим признакам. В том-то и затруднение, что в ряде текстов-рассуждений не всегда ярко выражен тезис или доказательство. Но именно в таких текстах авторы объясняют какие-либо явления.

В-третьих, следует помнить, что существует три типа рассуждений: рассуждение-объяснение (толкование понятия, сути явления), рассуждение– размышление (раздумья над различными жизненными ситуациями), рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? что из этого следует?).

– А к какому виду рассуждения принадлежит данный текст?

– А какой стиль текста?

– Давайте выясним, а по каким признакам вы определили, что данный текст принадлежит к публицистическому стилю.

– Скажите мне, чем характеризуется каждый функциональный стиль?

– Сфера применения публицистического стиля?

– Каковы функции публицистического стиля?

– Основные стилевые особенности?

– Основные языковые средства?

– Назовите основные жанры публицистики.

Сфера применения (где?) – общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги.
Функции (зачем?) Воздействие и убеждение с целью формирования
  • логичность;
  • открытая оценочность и эмоциональность;
  • призывность;
  • сочетание экспрессивности и стандарта.
  • сочетание книжной, в том числе сниженной, лексики;
  • экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляции(деление высказывания на части, соответственно их смысловой значимости), риторические вопросы);
  • изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т.п.).

IV. Знакомство с понятием “проблемный очерк”.

– Вы перечислили основные жанры публицистики. А сегодня на уроке мы будем говорить об очерке, так как этот жанр является одним из распространенных в публицистике.

– А с какой целью мы останавливаемся подробно именно на этом жанре публицистики?

– Возможно, кто-то из вас станет работать журналистом, да и вообще, человеку с активной жизненной позицией необходимо умение высказывать мысли как в устной, так и в письменной форме. Именно этому мы с вами будем учиться сегодня на уроке.

– Различают очерк путевой, очерк портретный и проблемный очерк.

– Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с жанром “ проблемный очерк”. Поэтому цель нашего урока – познакомиться с содержанием и особенностями проблемного очерка; собрать материал к написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту.

– Запишите в тетрадях тему урока “ Проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера”.

– Откройте учебник на странице 262-й. Прочитайте и выпишите основные признаки проблемного очерка.

  1. Что представляет собой проблемный очерк?
  2. Как строится проблемный очерк?

– Можно ли считать проблемным очерком текст №1? (Да).

– Почему? ( Потому что в этом тексте поднимается проблема.)

– А какая проблема? ( Проблема искусства общения между людьми. А это на сегодняшний день актуально.)

V. Закрепление изученного. Анализ текста.

– Давайте прочтём текст № 2. Автор этого текста – Василий Михайлович Песков. Русский писатель, журналист.

Святые (эпитет) места.

Любовь к Родине. Что означают эти слова? Я вспоминаю свой первый приезд в Москву. Сойдя утром с поезда, я отправился на Красную площадь. Мимо, торопливо рассуждая о пустяках, шли люди. (инверсия) Меня удивляло, что никто из них не испытывает трепета (метафора) к этому священному ( эпитет) месту. Я дождался открытия собора Василия Блаженного. Запомнились камни (инверсия) на лестнице ( метонимия) , по которым прошло столько людей. А ведь ( сниженная лексика) перед войной появилась идея (инверсия) снести собор и расширить Красную площадь. К счастью (вводное слово) , храм не сломали. Сегодня и Красная площадь, и храм Василия Блаженного – священные для россиян места. Поскольку (подчинительный союз со значением следствия) древние мастера свой талант могли выразить лишь строя храмы, соборы, монастыри, то, сохраняя их, мы сохраняем и память об этих мастерах. В суете ежедневных дел (метафора) мы обязательно должны помнить свои истоки (метафора) , ибо (книжная лексика) наше прошлое и окружающий нас мир мы называем одним словом – отечество, любовь к которому нужно обязательно воспитывать…

Однородные члены предложения, вопросительные конструкции.

– Ребята, можно ли считать этот текст проблемным очерком? Аргументируйте свой ответ.

– А теперь определите проблему, которую поднимает Василий Песков в своём тексте.

(Отношение к святым местам.)

– Определите тему текста?

(Тема исторической памяти.)

– Считаете ли вы актуальной, важной тему, поднятую автором?

– Если перед нами проблемный очерк, то этот текст должен быть построен по типу рассуждения.

Докажите, что текст Пескова – рассуждение.

– Какие средства выразительности характерны для этого текста? Выпишите их.

– Выпишите слова, в написании которых вы затрудняетесь. Объясните их правописание.

– Объясните все знаки препинания.

– Итак, мы с вами проанализировали проблемный очерк, определили его отличительные особенности.

VI. Задание на дом.

– Используя собранный материал и знания, полученные на этом уроке, дома вы напишите проблемный очерк по прочитанному тексту В. Пескова “Святые места”. Подумайте, как вы будете строить текст, какие смысловые отношения будут между предложениями, как они будут выражаться.

VII. Итоги урока.

Ребята, что необходимо учитывать при написании проблемного очерка?

3)наличие выразительных средств

– Я надеюсь, что знания, полученные вами сегодня на уроке, пригодятся в жизни. Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок нацелен на понимание особенностей жанра проблемного очерка, его характерных признаков и языковых средств.

Тема: Публицистического стиль. Проблемный очерк.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

- уметь определять жанр текста публицистического характера, характерные для публицистики выразительные средства языка;

- понимать особенности жанра проблемного очерка, уметь анализировать текст публицистического стиля данного жанра, определять его характерные признаки и языковые средства, создавать собственный текст в жанре проблемного очерка, правильно определять тип речи (рассуждение), сохранять его композицию, уместно используя характерные для публицистики выразительные средства.

Оборудование: раздаточный материал, компьютерная презентация.

Словарная работа.

Слова записываются в тетради, объясняется их лексическое значение

Полемика, дискуссия, диспут, диалог, спор, оппонент, пропонент.

Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис.

Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис.

Дискуссия (от лат. discussion – рассмотрение, исследование) – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения.

3. Повторение и углубление ранее изученного материала

1.Беседа


-Назовите характерные признаки публицистического стиля.

-Что общего у публицистического стиля с художественным?

-Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (Заметка, статья, репортаж.)

2. Подчеркните названия жанров публицистики.

Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.

3. Новый материал

1.Слово учителя. Учащиеся составляют краткий конспект.

Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским, близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе.

Остановимся подробнее на некоторых жанрах. В первую очередь нас интересуют те, с которыми мы постоянно сталкиваемся, которые необходимы нам в работе.

-В этом жанре часто пишутся школьные сочинения. Итак, что такое очерк?



Проблемный очерк. Среди других публицистических жанров особое место принадлежит проблемному очерку. Он может включать в себя элементы портретного, путевого очерка, но главная отличительная черта проблемного очерка - постановка общественно, социально значимых проблем. Такой очерк обычно носит полемический характер: автор высказывает свои суждения, споря с воображаемым оппонентом, доказывая собственную точку зрения. Какому типу речи соответствует проблемный очерк? Рассуждению. Оно обычно состоит из тезиса (постановка проблемы), доказательства или опровержения тезиса (приведение доводов с привлечением примеров) и вывода. В этом смысле проблемный очерк близок к научному стилю речи. Отличие его в образном, эмоциональном воздействии на читателя, в субъективной позиции автора. Какие темы вы бы предложили для проблемного очерка? Они могут касаться и мировых проблем, и проблем внутри класса, и даже проблем одного человека - важно показать их значимость, ваше отношение к тому, о чем вы пишете.


5.Анализ содержания текста и рецензирование.

У вас на столах вы видите текст Виктора Сергеевича Розова. Он известный русский драматург, участник Великой Отечественной войны. В остроконфликтных пьесах преимущественно о молодёжи второй половины XX века (“В поисках радости”, “Традиционный сбор”, “Вечно живые”, по которой был снят один из лучших фильмов об Отечественной войне “Летят журавли” и др.) он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции. Познакомьтесь с его размышлениями о том, что такое счастье.

(Ученики читают текст сначала про себя, затем вслух)

(1) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.

(2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: “Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай” (11) Обратите внимание на начало фразы: “Если хочешь быть оптимистом…” (12) И ещё – “вникай сам”.

(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.

(14) Сёстры спрашивали: “Розов, что ты такой весёлый?” (15) А я отвечал: “А что? Это нога болит, а я – то здоровый”. (16) Дух мой был здоровый.

(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: “Царствие Божие внутри нас”. (18) Гармоническое устройство этого “царства” во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. ( (19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за “честного малого” в себе, иначе – беда.

Определите стиль текста, тип текста и жанр речи.

(Стиль речи – публицистический, тип речи – рассуждение-размышление, жанр – проблемная статья)

Докажите. (ученики доказывают)

Определите тему текста (тема текста – счастье).

Основные проблемы:

1) проблема счастья (в чём заключается человеческое счастье? Каково соотношение внутренних и внешних атрибутов счастья?);

2) проблема гармонии (кто или что может сделать человека счастливым?)

Какова авторская позиция?

(Счастье состоит не только и не столько в материальных атрибутах; чтобы быть счастливым, надо постоянно работать над собой.)

Сформулируйте своё мнение о проблеме, поставленной автором данного текста, приведите аргументы в защиту своей позиции

6. Подведение итогов урока

Какие жанры публицистического стиля вы знаете? Что такое очерк? В чем особенность проблемного очерка? По какому типу речи строится проблемный очерк? Каково место авторской позиции в очерке?

Домашнее задание. Написать проблемный очерк на одну из предложенных тем. При работе использовать материалы из прочитанных художественных произведений, статей и журналов.

(1) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.

(2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: “Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай” (11) Обратите внимание на начало фразы: “Если хочешь быть оптимистом…” (12) И ещё – “вникай сам”.

(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.

(14) Сёстры спрашивали: “Розов, что ты такой весёлый?” (15) А я отвечал: “А что? Это нога болит, а я – то здоровый”. (16) Дух мой был здоровый.

(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: “Царствие Божие внутри нас”. (18) Гармоническое устройство этого “царства” во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. ( (19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за “честного малого” в себе, иначе – беда.

(1) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.

(2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: “Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай” (11) Обратите внимание на начало фразы: “Если хочешь быть оптимистом…” (12) И ещё – “вникай сам”.

(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.

(14) Сёстры спрашивали: “Розов, что ты такой весёлый?” (15) А я отвечал: “А что? Это нога болит, а я – то здоровый”. (16) Дух мой был здоровый.

(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: “Царствие Божие внутри нас”. (18) Гармоническое устройство этого “царства” во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. ( (19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за “честного малого” в себе, иначе – беда.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Публицистический стиль

Публицистический стиль - это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) - журналах, газетах, на радио и телевидении.

Публицистические тексты имеют ряд общих черт:

все они носят воздействующий характер, связанный с созданием у читателей (зрителей) определённого отношения к передаваемой информации;

пишутся в соответствии с определённой идеологической системой и опираются на систему определённых идеологических ценностей;

отличаются тенденциозностью, то есть журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее;

обладают ярко выраженным субъективным началом;

воспринимаются читателями (зрителями) как определённый эталон речи, поэтому создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.

Отбор событий в публицистике определяется их социальной значимостью. К социально значимым относят события, имеющие общественный интерес: это встречи глав государств, принятие новых законов, театральные премьеры, спортивные события и т.д. Зачастую они носят повторяющийся характер, поэтому информация об этих событиях стандартна, при её освещении используются стереотипные выражения (театральный сезон открылся премьерой, состоялся матч между командами).

Воздействующая функция текстов в публицистике реализуется через систему оценочных средств, главным из которых является метафора, а также и другие средства эмоционального воздействия. Таким образом, публицистический стиль постоянно сочетает экспрессивность и стандартизованность.

Публицистический стиль функционирует в определённых устойчивых формах - жанрах. Традиционно публицистические жанры делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Если вам необходима конкретная информация, то вы обратитесь к информационным жанрам: заметке, репортажу, интервью, отчёту. Если вас интересует анализ происходящих событий, то вы будете читать тексты аналитических жанров: беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор. Если вы хотите получить образное, конкретно-чувственное представление о факте или проблеме, вам подойдут тексты, написанные в художественно-публицистическом жанре: очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Коротко охарактеризуем каждую группу жанров.

Для информационных жанров в целом характерна объективность в изложении информации.

Информационная заметка рассказывает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В расширенной информации добавляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.

Репортаж характеризуется присутствием автора на месте события. Современный репортаж часто является смешанным жанром - информационно-аналитическим, где совмещаются описания активных действий журналиста для выяснения вопроса (интервью с очевидцами, участниками события) и анализ проблемы.

Современное интервью - полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о событиях), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).

Целью аналитических жанров является анализ журналистом социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения дел, события с точки зрения автора. Самый распространённый аналитический жанр - проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса. Статья может представлять собой как дедуктивное рассуждение - от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуктивное - от посыла к выводу. В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его главная цель - воздействие на читателя. В качестве доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.

Художественно-публицистические жанры дают читателю возможность воспринимать проблему в образной форме. Наиболее ярко это проявляется в очерке. Характер очерка во многом зависит от объекта изображения: он может быть проблемным, портретным, путевым, событийным. В очерке одним из действующих героев является повествователь, который рассказывает о событии от первого (Я-форма) или от третьего (Он-форма) лица.

Для чего этот стиль нужен

Публицистический стиль речи.

Примеры №1 Ученым лаборатории Х удалось совершить нечто! После долгих стараний они все-таки вывели животное, которое сочетает в себе черты внешности и характера как кошки, так и собаки. Этот зверь одновременно верный и своенравный. Он способен защитить своего хозяина, но сделает это не открыто, а хитро, выждав нужный момент. С полной уверенностью можно сказать, что такие животные станут самыми лучшими друзьями в каждой семье.

Публицистический стиль – это стиль газет, радио, телевидения, рекламы, ораторской речи. Иногда его называют стилем массовой коммуникации. Основная цель публицистического стиля – воздействовать на общественное сознание, информировать широкие круги населения о важнейших событиях современности. Это стиль репортажей, очерков, интервью, рекламных объявлений, выступлений на митингах и т.д.

Одной из главных черт публицистического стиля является его эмоционально-оценочная окрашенность. В таких текстах, как правило, много эмоционально-оценочных выражений, что напрямую связано с одной из основных их функций – воздействие на адресата. Журналисты и авторы публикаций не просто информируют своих читателей, но и пытаются внушить им ту или иную оценку событий.

Все тексты публицистического стиля существуют в различных формах: письменной (в газетах и журналах) и устной (в электронных СМИ и публичных выступлениях). По своим характеристикам они относятся к книжно-письменному литературному языку (подготовленность речи, осознанный выбор языковых средств и т.п.).

Однако, в последнее время исследователи отмечают одну важную особенность современной речевой культуры: благодаря СМИ (радио и телевидению, Интернету), использующим новые средства общения (например, передачи прямого эфира, спонтанные интервью на улицах, обратная связь со слушателями и зрителями через телефон), создается новая разновидность устной коммуникации – устный литературный язык, который функционирует не только в бытовой сфере, но и в сфере публичных выступлений. Именно эта разновидность литературного языка приобретает все большее влияние на современную речевую культуру.

Основные признаки публицистического стиля речи

Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).

Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:

1) посетители, зрители, слушатели;

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

4. Существуют разные виды очерка:

5. Портретный очерк

Это журналистское произведение,
где
с помощью слов и словесных
образов создается портрет человека.
При этом рисуется духовный мир
человека, особенности его
характера, каких-либо
биографических черт. Потому он и
называется очерком, что очерчивает
жизнь человека. Сегодня это самый
распространенный вид очерка.

6. Проблемный очерк

Это публицистическое
осмысление какой-то серьезной
проблемы. С помощью
публицистических средств
журналист в проблемном очерке
исследует конфликтную
ситуацию.

7. Путевой очерк

8. Композиция очерка

Композиция очерка сложная. Она
может включать в себя:
воспоминания человека о прошлом,
его прямую речь
исторические факты, оценки
экспертов
а также оценки друзей и коллег
героя, которые удалось собрать при
подготовке к написанию материала.

9. Определите, к какому виду очерка относится данный текст:

11. Ответ

12. Текст 2

Петербург, День города, из окон офиса
социальной сети "В контакте" на
Невском проспекте ее основатель
Павел Дуров и вице-президент Илья
Перекопский бросают пятитысячные
купюры. Люди под окнами толкаются,
дерутся из-за этих денег, топменеджеры снимают это на видео, а
потом Павел Дуров в своем Twitter
пояснит, что акцию пришлось
прекратить, поскольку "народ начал

Я пересказываю сейчас эту историю и
чувствую себя каким-то обозревателем
отдела морали комсомольской газеты
семидесятых годов, пишущим о
воспитании советских подростков.
"Почему так случилось? Давайте
разберемся". Дальше должны следовать
какие-нибудь слова о размытых
представлениях о добре и зле, об эрозии
воспитания и еще какая-нибудь цитата
типа "сынки чикагских миллионеров
убивают детей из любопытства".
Посмотрите хоть в Twitter, хоть в "Живом
журнале", хоть "В контакте"-- ровно в
таких выражениях о поступке Дурова
сейчас и спорят.

А на самом деле ведь все проще.
Знаете, почему Дуров бросал
деньги из окна и смеялся над
людьми, которые суетились на
тротуаре? Потому что ни сто, ни
тем более семьдесят или сорок
лет назад не было у нас такого
Дурова, который провел бы этот
неприличный эксперимент и
закрыл бы тему раз и навсегда.

15. ответ

16. Текст 3

17. ответ

18. Как написать настоящий очерк?

19. Домашнее задание

Читайте также: