Публичное сообщение на определенную тему способствующее формированию навыков

Обновлено: 07.07.2024

Практическая значимость работы заключается в том, что вопрос исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа как один из аспектов профессиональной подготовки будущих педагогов актуален в данное время, до сих пор недостаточно освещен в научной и методической литературе и может быть полезен всем, кто занимается разработкой учебно-методического комплекса для студентов по выполнению и защите выпускной квалификационной работы учебных заведений данного типа.

В данной работе раскрываются основные виды исследовательских работ, методологические подходы к выполнению и организации исследований. Очень важна роль исследований в практической деятельности человека. Развитие исследовательской деятельности студентов является одним из основных направлений модернизации системы среднего специального образования. При этом в средних педагогических учебных заведениях оно, как правило, связывается с психолого-педагогическими исследованиями в рамках производственной практики, выполнением курсовых работ и выпускных квалификационных работ и т.п.

Формирование исследовательских умений и навыков студентов в педагогическом колледже идёт в процессе изучения педагогики и психологии, дисциплин предметной подготовки и основ учебно-исследовательской деятельности.

Профессиональное образование отличается от общего четкостью в определении образовательного результата, являющегося отражением социального заказа. Обучение в условиях реализации опережающего профессионального образования должно носить прогностический характер и формировать качества личности, которые потребуются выпускнику в будущем.

Работа состоит из двух разделов, введения и списка литературы.

Раздел 1. Cущность исследовательской деятельности студентов

Развитие исследовательской деятельности студентов является одним из основных направлений модернизации системы среднего специального образования. При этом в средних педагогических учебных заведениях оно, как правило, связывается с психолого-педагогическими исследованиями в рамках производственной практики, выполнением курсовых работ и выпускных квалификационных работ и т.п.

Формирование исследовательских умений и навыков студентов в педагогическом колледже идёт в процессе изучения педагогики и психологии, дисциплин предметной подготовки и основ учебно-исследовательской деятельности.

Профессиональное образование отличается от общего четкостью в определении образовательного результата, являющегося отражением социального заказа. Обучение в условиях реализации опережающего профессионального образования должно носить прогностический характер и формировать качества личности, которые потребуются выпускнику в будущем.

Образовательное учреждение сегодня нуждается в педагогах, которые владеют методиками диагностики и способами личностного развития детей; умеют выделять личностные смыслы в содержание образования; умеют обучать детей творчески мыслить и действовать. При этом достаточно велика роль исследовательской работы студентов колледжа в развитии таких качеств специалиста, как профессионализм и компетентность, самостоятельность и творческий подход к делу, формировании умений непрерывно учится, обновлять свои знания.

В настоящее время в действие введена Программа развития среднего образования. В ней говорится об основных тенденциях развития содержания среднего педагогического образования, среди которых усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки; интеллектуализация содержания среднего педагогического образования; преемственность содержания среднего и высшего педагогического образования. Одним из направлений инновационной деятельности в системе среднего педагогического образования является становление исследовательской деятельности студентов педагогических учебных заведений. [2, с.11].

Переход образовательного учреждения в современных условиях на работу по стандарту повышенного уровня выдвинул проблему разработки комплекса организационно-педагогических условий для формирования исследовательских умений и навыков студентов колледжа.

Предметом исследования является психолого-педагогические условия для формирования исследовательских умений и навыков студентов.

В соответствии с объектом и предметом ставятся следующие задачи:

- определить сущность педагогической исследовательской деятельности в процессе подготовки будущего педагога;

- выявить условия эффективной организации исследовательской деятельности студентов через уроки методики экологического образования;

- сформулировать методические рекомендации по работе с литературой и написанию учебного реферата по предмету.

Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие.

Проблемы экологического образования были предметом исследований А. Н. Захлебного, И.Д.Зверева, И.Т. Суравегиной и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования подрастающего поколения.

Исследовательская работа организуется в колледже с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материала, приобретения студентами начальных навыков исследовательской работы.

В этой связи мы считаем важным развитие теоретического мышления студентам в экологическом и естественнонаучном образовании. Возможность формирования предпосылок теоретического мышления у подрастающего поколения проверено в исследованиях Н. Н. Поддъякова, Т. В. Христовской, Л. Е. Игнаткиной, Н. И. Ветровой, А. Ф. Говорковой, А. М. Гавриловой и других учёных исследователей.

Для решения поставленных и исследуемых задач используются комплекс методов.

Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, изучение документов по вопросам образования, анализ ипользования диагностических методик по вопросам исследования, анализ и обобщение отечественного опыта, причинно-следственный анализ полученных данных обобщения и моделирования, знакомство с публицистической литературой.

Эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка.

Исследования важны не только для познания новой области, но и как метод обучения в системе профессионального образования. Еще в 1960-е годы в теории познания берет свое начало специальное направление — теория научного поиска [3, с.56], которая рассматривает процесс познания с позиций творческой деятельности конкретного субъекта. Внимание философов привлекает построение научного исследования, его логика, они выделяют основные категории процесса научного поиска — проблему, факт, систему.

Эмпирическое исследование, в основе которого лежит проблема, отражающая то или иное противоречие действительности, побуждает исследователя к творческой поисковой деятельности: строятся различные предположения, выдвигаются научные гипотезы, определяются способы их проверки — различные виды экспериментов. Итогом проделанной работы становятся новые факты, которые исследователь анализирует, осмысляет, сопоставляет с устоявшимися теориями. Исследование как творческая на всех этапах деятельность интенсивно развивает мышление того, кто ею занимается. Именно поэтому процедура исследования послужила эталоном для педагогов, исследующих методы обучения школьников.

В 60—70-е годы XX в. теоретики начинают поиск новых методов обучения в школе в связи с возрастающей потребностью общества в развитии у учащихся активного творческого мышления. Поиск приводит их к созданию проблемного метода обучения, что наиболее ярко представлено в монографическом исследовании М. И. Махмутова.

В последнее время проблемное обучение широко входит в жизнь во всех звеньях непрерывного образования: с дошкольниками осуществляется поисковая деятельность, опытничество; школьники часто выполняют творческие задания, пишут творческие сочинения, с ними проводятся поисковые практические работы, которые сменяются курсовыми и дипломными проектами в среднем и высшем профессиональном звене. Проблемно-исследовательский метод выходит в разряд ведущих методов обучения детей и молодежи. Именно поэтому конкретное и подробное ознакомление студентов с разными педагогическими исследованиями может выполнять наряду с функцией теоретического обоснования и функцию обучения.

Без методологических знаний невозможно грамотно провести педагогическое исследование. Такую грамотность даёт овладение методологической культурой, составными частями которой являются: проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса; осознание, формирование и творческое решение педагогических задач; методическая рефлексия.

В нашем случае исследовательская деятельность организована в области экологического образования, а это новый подход в ознакомлении с природой, и он выдвигает целый ряд проблем, которые решаются посредством научного поиска современных исследователей С.Н.Николаевой, Л.М Маневцовой, Н.А.Рыжовой и др.. В их работах есть ответы на многие проблемные вопросы, в том числе на такие:

- что такое экологическое воспитание детей и чем оно отличается от ознакомления их с природой? Каково содержание экологического воспитания?

- доступно ли дошкольникам и в каком возрасте понимание фактов, отражающих взаимосвязь объектов природы, явлений закономерного характера?

- способны ли дети понять процессуальные, длительно протекающие явления природы, их закономерные изменения?

- выделяют ли дети дефиницию жизни, как относятся к проявлениям живых существ?

- какие экологические аспекты дети постигают стихийно, в процессе онтогенетического развития, а какие могут усвоить в процессе систематического обучения под руководством взрослого?

- каким образом, какими методами следует осуществлять экологическое воспитание детей в дошкольном учреждение, в семье?

Проблеме исследовательских работ посвящено ряд исследований М.А Данилова, Б.П. Есипова, П.И. Пидкасистого, М. М. Поташника, Г.И.Щукиной и др. Так по мнению П.И. Пидкасистого, показателем определения степени развития исследовательской деятельности у педагогов является постепенное изменение их учебной работы: от элементарного воспроизведения прочитанного до зарождения прочного интереса к изучаемым явлениям, предметам, к самому процессу познания и потребности к новым знаниям.

В ходе выполнения исследований решается двоякая задача: приобретаются умения и навыки изучения специальной литературы, проведение исследования и, в то же время знания по педагогике, методике, психологии, основам учебно-исследовательской деятельности приобретают конкретное наполнение, закрепляются в ходе непосредственной работы с детьми. В результате обеспечивается повышение уровня методической подготовки будущих педагогов.

Исследовательские работы (тексты), которые являются результатом исследовательской деятельности студентов, должны соответствовать некоторым требованиям. Они должны отражать современный уровень и перспективы развития отрасли науки, в рамках которой проводится исследование. Это требование обеспечивается через изучение и критический сопоставительный анализ научной литературы по выбранному направлению или теме. В результате делается краткая характеристика проблемы, выясняется состояние её решения на текущий момент.

Прежде всего, необходимо договориться о понятиях (напомним, что все понятия гуманитарных наук являются по своей сути договорными). Что такое реферат? Чем он отличается от доклада, конспекта, научного отчета, курсовой или дипломной работы?

Вот некоторые виды исследовательских работ:

Аннотация– краткая характеристика текста, книги, статьи, рукописи, раскрывающая содержание, где фиксируются основные проблемы, затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора (виды аннотаций см. приложение).

Квалификационная работа – научно-исследовательская работа, расширяющая знания в области теории, практики, методологии отраслей науки; разработка конкретных путей разрешения изучаемой проблемы.

Курсовая работа– самостоятельное теоретическое или экспериментальное исследование отдельных частей учебного процесса, общих подходов к разрешению изучаемой проблемы.

Конспект– краткая запись содержания чего-нибудь, выделение главных идей и положений работы.

План – компактно отражает последовательность изложения материала (типы планов.

Тезис – краткое изложение какого-нибудь положения, идеи, а также одной из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

Реферирование является стержневой деятельностью в экспериментальной работе, итоги промежуточного исследования и разработка конкретных путей разрешения изучаемой проблемы будут представлены в выпускной квалификационной работе. Это еще раз подчеркивает взаимосвязь всех видов исследовательских работ и необходимость их поэтапного освоения.

Исследовательская работа организуется в колледжах с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материал приобретения студентами начальных навыков исследовательской работы, Итогом этой работы являются выступления на студенческих научных конференциях, рефераты, курсовые и дипломные работы, возможно публикации (статьи или тезисы). Исследования могут проводиться как по общим вопросам педагогики или психологии, так и по частным методикам. В ходе её выполнения решается двоякая задача: приобретаются умения и навыки изучения специальной литературы, проведения научного исследования и, в тоже время, знания по педагогике, психологии и методике приобретают конкретное наполнение, закрепляются в ходе непосредственной работы с детьми. В результате обеспечивается повышение уровня методической подготовки будущих педагогов.

Для достижения результата педагогического исследования студентами применима следующая последовательность:

1) Актуализация проблемы (найти проблему и определить направление будущего исследования);

2) Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти);
3) Выбор темы исследования (попытаться, как можно строже обозначить границы исследования);

4) Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные — провокационные идеи);

5) Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования);

6) Определить последовательность проведения исследования;

7) Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания);

8) Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы);

10) Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Таким образом, перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы.

Составной частью профессиональной подготовки будущего педагога во время обучения в колледже является учебно-исследовательская работа. Первая предполагает обучению студентов методологии и методике исследования и углубление знании педагогической теории, вторая – целенаправленное и систематическое участие в исследовательской деятельности. Поэтому очень серьёзное внимание в подготовке специалистов уделяется формированию у студентов исследовательских знаний и умений, самостоятельности творческого подхода к делу, формированию умения непрерывно учиться.

На занятиях студентам разъясняются цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, требования к выполнению исследовательской работы при знакомстве с содержанием предмета используется исследовательский подход в обучении – это путь знакомства студентов с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

1 Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 2007

2 Ерастов Н.П. Культура умственного труда. М.: 2005

3 Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 2006

4 Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. М.: Изд-во СамГПИ, 2005. с.– 205

5 Кругликова Л.Е. Требования к курсовой и дипломной работам. М: МПУ, 2006

6 Мазилов В.А. Формирование творческого подхода к осуществлению педагогической деятельности как приоритетная задача подготовки специалиста в педагогическом университете // Московский педагогический вестник, 2008. - № 3. С.58.

7 Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность. Сластенин В.А., Подымова Л.С. М.: ИЧП "Изд-во Магистр", 2006. – 306 с.

Иллюстрация – это изображение в виде схемы, диаграммы, графика, рисунка, чертежа, фотографии и др.

Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм – этоболее простой вид графического способа отображения информации. Целью этойработы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т.д.

Пример оформления наименования иллюстрации

Рисунок 3.5 – Принципиальная схема поворотного крана

Рисунок 1 – Автотрансформатор и егоэлектрическая схема

Схема – это изображение, передающее с помощью специальных условныхобозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-то устройства,предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их основныхэлементов. Схемы – это плоскостные фигуры (многоугольники, прямоугольники,круги) с надписями и линиями связи. Это приближенный наглядный образ устройства чего бы то ни было, структурная характеристика состояния чего-то. Схемы – это всегда соотношение частей в некоем целом объекте.

Основное требование к выполнению схем состоит в строгой выдержке толщины линий изображения основных и вспомогательных, видимых и невидимых деталей и толщины ихсвязей.

Виды схем:

- схемы управления, когда рисуется структура управлениякаким-то объектом;

- функциональные схемы, раскрывающие линии и направления зависимости составных частей;

- табличные схемы (лепестковой диаграммы)с указанием точных данных об объекте схематизации;

- схемы построения, раскрывающие структуру чего-либо;

- в учебных научно-исследовательских работахчасто используются блок-схемы, в которых составляющие элементы изображаются в виде прямоугольников с простыми связями в виде линий.

Требования к схемам:

Критерии оценки:

- соответствие содержанию темы;

- правильная структурированность информации;

- наличие логической связи изложенной информации;

- аккуратность выполнения работы;

- творческий подход к выполнению задания;

- работа сдана в срок.

Подготовка конспекта

Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.

Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторнойсамостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами.

Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) –опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответуи в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытываюттрудности при ее запоминании.

Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в видеступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др.

Для составления опорного конспекта студент должен следовать следующим этапам:

- изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;

- установить логическую связь между элементами темы;

- представить характеристику элементов в краткой форме;

- выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации иотобразить в структуре работы;

- оформить работу и предоставить в установленный срок.

Оформление практической работы

1. Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.

2. Повторите основные теоретические положения по теме практической работы, используя конспект лекций или методические указания.

3. Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение расчетной части.

4. Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению или практических работ.

Работа над докладом состоит из следующих этапов:

- составление плана работы;

- систематизации полученных сведений;

- составление выводов и обобщений.

Доклад может быть представлен в устной и письменной форме.

- выделять структурные элементы работы в виде плана;

- выделять заголовки внутри текста;

- ссылаться на использованную литературу по ходу текста.

Но обязательно следует приводить список всех используемых источников в конце работы. При подготовке доклада целесообразно соблюдать следующий порядок работы:

1. Подобрать литературу по изучаемой теме, познакомиться с её содержанием.

Пользуясь закладками, отметить наиболее существенные места или сделать выписки.

3. Составить план доклада.

4. Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, написать доклад, в заключение которого обязательно выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.

Прочитать текст и редактировать его.

6. Оформить в соответствии с требованиями к оформлению докладов

Критерии оценки подготовки доклада:

- полнота и качественность информации по заданной теме;

- свободное владение материалом доклада;

- логичность и четкость изложения материала;

- наличие и качество презентационного материала.

Различные виды иллюстраций и особенности их составления

Иллюстрация – это изображение в виде схемы, диаграммы, графика, рисунка, чертежа, фотографии и др.

Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм – этоболее простой вид графического способа отображения информации. Целью этойработы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т.д.

Пример оформления наименования иллюстрации

Рисунок 3.5 – Принципиальная схема поворотного крана

Рисунок 1 – Автотрансформатор и егоэлектрическая схема

Схема – это изображение, передающее с помощью специальных условныхобозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-то устройства,предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их основныхэлементов. Схемы – это плоскостные фигуры (многоугольники, прямоугольники,круги) с надписями и линиями связи. Это приближенный наглядный образ устройства чего бы то ни было, структурная характеристика состояния чего-то. Схемы – это всегда соотношение частей в некоем целом объекте.

Основное требование к выполнению схем состоит в строгой выдержке толщины линий изображения основных и вспомогательных, видимых и невидимых деталей и толщины ихсвязей.

Виды схем:

- схемы управления, когда рисуется структура управлениякаким-то объектом;

- функциональные схемы, раскрывающие линии и направления зависимости составных частей;

- табличные схемы (лепестковой диаграммы)с указанием точных данных об объекте схематизации;

- схемы построения, раскрывающие структуру чего-либо;

- в учебных научно-исследовательских работахчасто используются блок-схемы, в которых составляющие элементы изображаются в виде прямоугольников с простыми связями в виде линий.

Требования к схемам:

Критерии оценки:

- соответствие содержанию темы;

- правильная структурированность информации;

- наличие логической связи изложенной информации;

- аккуратность выполнения работы;

- творческий подход к выполнению задания;

- работа сдана в срок.

Подготовка конспекта

Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.

Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторнойсамостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами.

Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) –опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответуи в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытываюттрудности при ее запоминании.

Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в видеступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др.

Для составления опорного конспекта студент должен следовать следующим этапам:

- изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;

- установить логическую связь между элементами темы;

- представить характеристику элементов в краткой форме;

- выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации иотобразить в структуре работы;

- оформить работу и предоставить в установленный срок.

Оформление практической работы

1. Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.

2. Повторите основные теоретические положения по теме практической работы, используя конспект лекций или методические указания.

3. Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение расчетной части.

4. Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению или практических работ.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Московской области

корпус Красково

как вид самостоятельной

работы студентов

1. Как подготовить доклад

В настоящее время средние специальные учебные заведения уделяют много внимания научно-исследовательской работе студентов. В связи с этим возрастает интерес к таким видам самостоятельной работы студентов, как подготовка докладов.

Доклад может быть представлен в устной и письменной форме.

выделять структурные элементы работы в виде плана;

выделять заголовки внутри текста;

ссылаться на использованную литературу по ходу текста. Но обязательно следует приводить список всех используемых источников в конце работы.

Пре подготовке доклада целесообразно соблюдать следующий порядок работы:

1. Подобрать литературу по изучаемой теме, познакомиться с ее содержанием.

2. Пользуясь закладками, отметить наиболее существенные места или сделать выписки.

Составить план доклада.

Используя рекомендации по составлению тематического конспекта­ и составленный план, написать доклад, в заключение ко­торого обязательно выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.

Прочитать текст и редактировать его.

Оформить в соответствии с требованиями к оформлению
докладов.

Если студент готовит устное выступление, то в этом случае следует соблюдать требования, предъявляемые к устной речи.

Речевая ситуация

Убедить, обосновав свою точку зрения

Достичь правильного понимания и одобрения по высказываемой проблеме

О полученных результатах исследования по заданной теме

Необходимо выполнить индивидуальное задание

Чтобы получить оценку

Коммуникативная цель и задачи научного стиля речи

Убеждение

Одобрение

Рекомендо-вать, подтвердить, поддержать

вать, возразить, отрицать, оспаривать

Объяснение

ровать, показать, охарактери-

зовать, уточнить, описать, выделить, акцентиро-вать, прокомменти-

Качества монологического высказывания

Целенаправ-ленность или обращенность

Типы монологической речи по способу изложения

(на основе научного стиля)

Научное описание

Научное рассуждение

Необходимость в описании какого-либо явления; в представлении целостного образа объекта НИ в его характеристике

Необходимость в изложении результатов НИ; в отчете о проделанной работы

Необходимость в доказательстве собственной точки зрения, мысли; в объяснении условий протекания какого-либо процесса или явления

Задать проблемный или оригинальный вопрос по теме выступления

Можно ли воплотить игру в учебный процесс? Как сделать так, чтобы и уроки и семинары превратились для студентов в увлекательный собственный театр ума и души?

Начать с интересной цитаты по теме выступления

сожалению, в русской и зарубежной литера­туре по деловым играм отво­дится мало места теоретичес­ким познаниям человеческой игры

(начало доклада «Деловая

игра в обучении и развитии

В этой фразе и философия, и основа психологического механиз­ма памяти (начало доклада «Память как объект

Начать с конкретного примера из жизни

сихологических исследований:

Начать с образного сравнения предмета выступления с конкретными явлениями, вещью

Какова его психологическая природа?

(начало доклада «Психофизиоло-

гический механизм улыбки и его

Слова, которые мы произносим, можно срав­нить с дорожными столбами, указывающими путь. Их может свалить ветер, смыть сильным дождем. Единственно, что важно, - это дорога. Так мож­но представить проблему формы и смысла в их отношении к долгосрочной и краткосрочной памяти (начало доклада

Начать с конкретного случая из практики

Память как объект

психологических

Студентам нужно напоминать, что после неординарного нача­ла доклада должны следовать обоснование темы и ее актуальность, а также научное положение - тезис! Важно научить их приемам управления вниманием слушателей. Таким, например, как:

рассказать необычные факты;

рассказать то, что непосредственно касается всех слушате­лей;

рассказывая, быть конкретным и определенным;

использовать образные сравнения, контрасты (однако при этом необходимо помнить об уместности приводимых об­разов, контрастов, сравнений и мере их использования).

Кратко изложить основные мысли, которые были затронуты в выступлении

конце выступления, в

Таким образом, еще раз перечислим основные характеристики культурной среды образователь­ного учреждения в мультикультурном регионе. Эта среда должна:

открывать новые культурные перспективы:
ориентироваться на разнообразие и откры­тость новых культур;

знакомить обучающихся с многообразием как традиционных культурных образцов и норм, так и с современными культурными тенден­циями развития;

формировать у студентов способность приня­тия разных культур и бережного к ним отно­шения

Привести яркую убедительную цитату

заключение доклада «Соци­альная и

культурная среда ссуза в

Создать кульминацию, оставив слушателей в размышлениях над поставленной проблемой

зак­лючение доклада «К вопросу о

повыше­нии квалификации и

переподготовке работников

Получив тему доклада, нужно:

Вникнуть в ее формулировку, определить границы будущего высказывания, основную мысль.

Изучить литературу по теме доклада.

Учитывая, для кого делается доклад, и время, отведенное для него, отобрать материал, обращая внимание на те факты, которые будут интересны данной аудитории. Сделать выписки, цитаты записать на отдельные карточки, чтобы во время выступления пользоваться ими.

Продумать последовательность изложения материала (как доступнее и интереснее раскрыть тему), составить рабочий план и систематизировать в соответствии с ним отобранный материал.

Записать текст доклада полностью или частично (т.е. основные мысли, начало, концовку, переходы-мостики от одной части к другой). Выделить термины, незнакомые слова, приготовиться объяснить их. Уточнить произношение трудных слов, постановку ударения.

Сделать пометы, что следует выделить голосом, повторить, где с этой целью замедлить темп, усилить паузу.

Отложив текст в сторону, коротко записать на листке главное - вы увидите, что вами забыто или не понято.

Хорошо прорепетировать доклад дома (можно использовать для этой цели магнитофон). Такая репетиция позволит также проверить, сколько времени займет доклад, отдельные его части: вы сможете вовремя сократить какую – то из них, а какую-то расширить.

Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.

Читая, не только вникай в смысл написанного, но постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.

Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова, употребляемые в переносном смысле.

Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приёмы её построения.

Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова-паразиты, не допускай ненужных повторов – это обедняет речь.

Следи за построением предложений, избегай особенно сложных конструкций.

Практикуй чтение вслух, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи.

Презентация к лекции №1 по теме "Учебно-исследовательская работа, ее структура, форма и виды " для студентов 1 курса СУЗов предмета Основы учебно-практической деятельности.

Содержимое разработки

Учебно-исследовательская работа, ее структура, форма и виды Лекция №1

Учебно-исследовательская работа, ее структура, форма и виды

Учебно-исследовательская работа, ее структура, форма и виды Определение: Учебно-исследовательская деятельность студента – это особый вид познавательной активности студента, целью которого является самостоятельный поиск нового знания.

Учебно-исследовательская работа, ее структура, форма и виды

Определение: Учебно-исследовательская деятельность студента – это особый вид познавательной активности студента, целью которого является самостоятельный поиск нового знания.

Учебно-исследовательская работа, ее структура, форма и виды Структура учебно-исследовательской деятельности Включает в себя три компонента:

Учебно-исследовательская работа, ее структура, форма и виды

Структура учебно-исследовательской деятельности

Включает в себя три компонента:

Учебно-исследовательская работа, ее структура, форма и виды

Формы учебно-исследовательской деятельности

Учебно-исследовательская работа, ее структура, форма и виды

Результатом учебно-исследовательской деятельности является учебно-исследовательская работа.

Учебно-исследовательская работа студента – это оформленная по регламентированным требованиям работа обучающегося, в которой раскрываются результаты проведенного студентом исследования как результата ученического познания в определенной области или областях науки и практики.

Учебно-исследовательская работа, ее структура, форма и виды Виды учебно-исследовательских работ

Учебно-исследовательская работа, ее структура, форма и виды

Виды учебно-исследовательских работ

Учебно-исследовательская работа, ее структура, форма и виды

Виды учебно-исследовательских работ

6. Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, статье.

7. Тезис – краткое изложение какого-нибудь положения, идеи, а также одной из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

9. Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи или нескольких работ по общей тематике.

10. Контрольная работа – форма проверки и оценки усвоенных обучающимися знаний.

Учебно-исследовательская работа, ее структура, форма и виды Виды учебно-исследовательских работ 11. Курсовая работа – самостоятельное теоретическое или экспериментальное исследование отдельных частей учебного процесса, общих подходов к разрешению изучаемой проблемы; аналитический обзор источников с включением самостоятельных переводов научно-педагогической литературы. 12. Выпускная квалификационная работа – учебно-исследовательская работа, расширяющая знания в области теории, практики, методологии отраслей науки, целью которой является получение нового научного знания (ранее открытого) в рамках сопоставления точек зрения; разработка (или обобщение и анализ) конкретных путей расширения изучаемой проблемы.

Учебно-исследовательская работа, ее структура, форма и виды

Виды учебно-исследовательских работ

11. Курсовая работа – самостоятельное теоретическое или экспериментальное исследование отдельных частей учебного процесса, общих подходов к разрешению изучаемой проблемы; аналитический обзор источников с включением самостоятельных переводов научно-педагогической литературы.

12. Выпускная квалификационная работа – учебно-исследовательская работа, расширяющая знания в области теории, практики, методологии отраслей науки, целью которой является получение нового научного знания (ранее открытого) в рамках сопоставления точек зрения; разработка (или обобщение и анализ) конкретных путей расширения изучаемой проблемы.

Учебно-исследовательская работа, ее структура, форма и виды Виды учебно-исследовательских работ Помимо указанных выше видов учебно-исследовательских работ в образовательной практике имеет место индивидуальный проект. Индивидуальный проект – учебно-исследовательская работа, выполняемая обучающимися по учебным дисциплинам, курсам как учебное исследование или учебный проект.

Учебно-исследовательская работа, ее структура, форма и виды

Виды учебно-исследовательских работ

Помимо указанных выше видов учебно-исследовательских работ в образовательной практике имеет место индивидуальный проект.

Индивидуальный проект – учебно-исследовательская работа, выполняемая обучающимися по учебным дисциплинам, курсам как учебное исследование или учебный проект.

Индивидуальный проект Общие сведения

Индивидуальный проект

Индивидуальный проект Индивидуальный проект выполняется студентами профессиональной образовательной организации, получающими среднее общее образование в пределах освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

Индивидуальный проект

Индивидуальный проект выполняется студентами профессиональной образовательной организации, получающими среднее общее образование в пределах освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

Индивидуальный проект Определение Индивидуальный проект – это вид учебно-исследовательской работы, форма контроля учебной деятельности студентов, осваивающих образовательные учебные дисциплины, курсы, эффективное средство первоначального формирования в профессиональной образовательной организации методологической культуры будущих профессионалов.

Индивидуальный проект

Индивидуальный проект – это вид учебно-исследовательской работы, форма контроля учебной деятельности студентов, осваивающих образовательные учебные дисциплины, курсы, эффективное средство первоначального формирования в профессиональной образовательной организации методологической культуры будущих профессионалов.

Индивидуальный проект Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одной или нескольких изучаемых учебных дисциплин, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Основным назначением индивидуального проекта является углубление компетентности студентов в области изучаемых учебных дисциплин, курсов при одновременном формировании у них основ учебно-исследовательской работы.

Индивидуальный проект

Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одной или нескольких изучаемых учебных дисциплин, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Основным назначением индивидуального проекта является углубление компетентности студентов в области изучаемых учебных дисциплин, курсов при одновременном формировании у них основ учебно-исследовательской работы.

Индивидуальный проект Индивидуальный проект может быть реализован в виде учебного исследования или учебного проекта . 1. Виды и структура учебного исследования. По содержанию учебное исследование может носить теоретический, практический или опытно-экспериментальный характер.

Индивидуальный проект

Индивидуальный проект может быть реализован в виде учебного исследования или учебного проекта .

1. Виды и структура учебного исследования.

По содержанию учебное исследование может носить теоретический, практический или опытно-экспериментальный характер.

Индивидуальный проект Структура учебного исследования теоретического характера

Индивидуальный проект

Структура учебного исследования теоретического характера

Индивидуальный проект

Структура учебного исследования практического характера

Индивидуальный проект

Структура учебного исследования опытно-экспериментального характера

Индивидуальный проект

Последовательность работы над индивидуальным проектом

Этап работы

Срок выполнения

1. Выбор и утверждение темы индивидуального проекта . Составление индивидуального плана выполнения индивидуального проекта

На 25% отведенного времени

2. Определение научного аппарата исследования

На 30% отведенного времени

3. Подбор и ознакомление с информационными источниками по проблеме исследования

На 35% отведенного времени

4. Составление плана (содержания) индивидуального проекта

На 40% отведенного времени

Индивидуальный проект Последовательность работы над индивидуальным проектом Этап работы 5. Написание чернового варианта теоретической части учебно-исследовательского работы Срок выполнения На 50% отведенного времени 6. Составление программы экспериментального, практического исследования, выполнения проекта и др. На 50% отведенного времени 7. Проведение экспериментальной, практической работы, реализация проекта и др. На 60% отведенного времени 8. Обработка результатов экспериментального, практического, проектного исследования На 70% отведенного времени

Индивидуальный проект

Последовательность работы над индивидуальным проектом

Этап работы

5. Написание чернового варианта теоретической части учебно-исследовательского работы

Срок выполнения

На 50% отведенного времени

6. Составление программы экспериментального, практического исследования, выполнения проекта и др.

На 50% отведенного времени

7. Проведение экспериментальной, практической работы, реализация проекта и др.

На 60% отведенного времени

8. Обработка результатов экспериментального, практического, проектного исследования

На 70% отведенного времени

Индивидуальный проект Последовательность работы над индивидуальным проектом Этап работы Срок выполнения 9. Написание чернового варианта практической части индивидуального проекта, приложений На 80% отведенного времени 10. Оформление учебно-исследовательской работы На 80% отведенного времени 11. Предоставление индивидуального проекта на проверку и рецензирование научному руководителю На 90% отведенного времени 12. Подготовка к защите индивидуального проекта На 95% отведенного времени 13. Защита индивидуального проекта На 100% отведенного времени

Индивидуальный проект

Последовательность работы над индивидуальным проектом

Этап работы

Срок выполнения

9. Написание чернового варианта практической части индивидуального проекта, приложений

На 80% отведенного времени

10. Оформление учебно-исследовательской работы

На 80% отведенного времени

11. Предоставление индивидуального проекта на проверку и рецензирование научному руководителю

На 90% отведенного времени

12. Подготовка к защите индивидуального проекта

На 95% отведенного времени

13. Защита индивидуального проекта

На 100% отведенного времени

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Читайте также: