Псков в 15 веке сообщение
Обновлено: 05.07.2024
Псковская земля занимает бассейн реки Великой, вокруг Псковского озера и восточного побережья Чудского озера. Берега реки Великой были обитаемы еще в эпоху новокаменного века. В середине I тысячелетия на Псковской земле расселяется многочисленное племя славян-кривичей. В отличие от верхнего Поднепровья, псковские кривичи занимались прежде всего крестьянским трудом и проживали главным образом в селищах. Городищ на псковской земле было немного, к числу главных из них относится собственно городище будущего Пскова.
В древнерусских летописях первое упоминание о Пскове записано под 903 годом. Когда же возник этот город, письменные источники ничего не говорят.
По данным археологии, Псков как город возникает в VIII веке н. э., то есть за полтора - два столетия до первого упоминания о нем в древнерусских летописях. Псков возник не на пустом месте и не был основан каким – либо князем, а возник на основе более древнего славянского поселения - Псковского городища. Псковское городище не являлось родовым укрепленным поселением, но было одним из центральных поселений племенного объединения кривичей.
В отличие от древнего Изборска, где из-за почвенных условий древесные артефакты не сохранились, обусловив тем самым археологическую хронологию с вероятностью вековых допусков – в Пскове, также как в Старой Ладоге и Новгороде, доподлинно сохранились элементы древних мостовых и стен домов, что позволяет определить время их появления с точностью до года.
В 1991-1992 гг. в Псковском Кремле были проведены археологические исследования, давшие принципиально важные данные для понимания начальной истории города. Под мощными отложениями XVII-XX века были открыты не потревоженные слои. Древнейший горизонт представлен погибшим в пожаре деревянным настилом, обломками сетчатой керамики, сходной с керамикой каменных могильников Эстонии второй четверти I тыс. н. э., единичными предметами из железа и кости. Радио-углеродная дата гибели горизонта – 342-428 гг. [Белецкий В.Д., Белецкий С.В. Первые абсолютные даты Псковского городища и проблема происхождения и крещения Города в Пскове. // Язычество, христианство, церковь. – М., 1995, с. 67].
Основная толща нижнего слоя сформировалась в последнюю чеверть I тыс. н.э. и представлена отложениями двух периодов жизни поселения. Ранний период представлен остатками построек с земляными и глинобитными полами. Открытые очаги, обставленные камнями, и глинобитные печи на булыжном основании занимали в доме срединное положение. В слое найдены фрагменты грубой керамики рыугетской культуры VIII- IX вв., стеклянные бусы, предметы из железа, дерева, бересты, кости, фрагменты глиняных тиглей. Из слоя пожара, в котором гибнет псковское поселение рыугетской культуры, происходит бревно с порубочной датировкой 860 года. Вышележащие отложения содержали остатки срубных построек с дощатыми полами и глинобитными купольными печами, занимавшими в доме угловое положение. Из слоя происходят фрагменты лепной керамики IX-X вв., предметы из металлов. Два столба, прорезающих слой, имеет порубочные даты 938 и 944-945 гг.
Важнейший результат раскопок 1991-1992 гг. – получение первых абсолютных датировок слоя последней четверти I тыс. н.э., позволяющих реально рассмотреть вопрос о происхождении городища при впадении речки Псковы в реку Великую.
В первоначальном названии городца в устье реки Псковы, впадающей в реку Великую, а вытекающей из озера Псковицы, есть летописные разночтения. В Несторовой летописи по Кенигсбергскому списку и в некоторых других пишется Псков, а по Лаврентьевскому списку и по Новгородскому называется Плесков. В Псковской летописи в древнейших годах именуется также Плесков, но в последующих до конца только Псков: Название Псков в древней Новгородской Летописи впервые является лишь в половине XIV-го века, мешается с названием Плесков и, наконец, заменяет его.
В.Н. Татищев выводит происхождение топонима Плесков от плеса или плескания [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская. - М., 1773, кн. II, c. 390, пр. 128] воды (огромного Псковского озера). Житие княгини Ольги производит название Пскова от реки Псковы, которая, кажется, так названа от песчаного озера и песков, из коих она вытекает и которые окружают со всех сторон Псков. Степень достоверности такого рода предположений совершенно условна.
Раскопки на территории псковского Кремля вскрыли древнейшее славянское поселение с земляными и деревянными укреплениями относящееся к IX веку. Археологами исследован и находящийся рядом курганный некрополь с языческим святилищем X начала XI вв. Культовый участок, занятый курганным кладбищем, был обнаружен в междуречье Псковы и Великой, в 200 метрах юго-восточнее от линии Довмонтовой стены.
Возможно, что именно отряд норманнов Трувора около 862 года основал укрепленный центр на мысу слияния Псковы и Великой рядом с древним поселением славян-кривичей, финнов и балтов, получившим именование Isuborg (borg = “крепость” на Исе, т.е. на реке Великой), выступивший под летописным именем Изборск, после этого не упоминавшийся вплоть до XII века, когда по летописям Изборск, как пригород Пскова, выделился в отдельную приграничную крепость.
Псковский регион насыщен археологическими артефактами варяжской древности. Огромный клад арабских и скандинавских монет IX-XI вв. найден в 1891 году близ деревни Демшино Псковской губернии. В кладе обнаружена скандинавская фибула относящаяся к X в., возможно из Готланда. В районе деревень Ольгин Крест и Князь-село (Кунингакюля) обнаружены погребения по обряду кремации со скандинавскими ланцетовидными копьями и топором Х в. В Залахтовье найдены предметы скандинавского происхождения - круглые фибулы, копья, меч, изогнутый в огне погребального костра. Еще одна находка меча каролингского типа отмечена на восточном берегу Чудского озера.
Распространненость скандинавских топонимов в Псковской области наибольшая -13 названий на 10 тыс. кв. км., в то время как в Новгородской области – 5 названий, а в Ленинградской области – 3 названия. [Ловмяньский Х. Русь и норманны. - М., 1985, c. 104].
Ольгина Гора, контролировавшая перекресток водного и сухопутного (с единственным удобным бродом) путей, стала местом укрепленного поселения, ставшего городищем. Окрестности Ольгиной горы, составляв-шие округу Выбут, в конце IX-Х вв. были плотно заселены: об этом свидетельствуют не только погребальные памятники-сопки, но и известные здесь селища с лепной керамикой.
Городище при Ольгиной горе располагалось в 12 км от варяжского Пскова Х века и могло быть одним из его предшественников подобно тому, как Рюриково городище под Новгородом. Погребальные камеры выбутских сопок, схожи с гробницами Бирки. Здесь же обнаружены скандинавские ланцетовидные копья и фибулы. [Александров А.А. Ольгинская топонимика, выбутские сопки и руссы Псковской земли //Памятники средневековой культуры. Открытые версии. - СПБ, 1994, c. 22-31].
Время существования в низовьях реки Великой раннегородского образования с заметным скандинавским присутствием ограничивается временными рамками от 860 до 1036 гг. [Белецкий В.Д., Белецкий С.В. Первые абсолютные даты Псковского городища и проблема происхожде-ния и крещения Города в Пскове. // Язычество, христианство, церковь. – М., 1995, c. 8]. Возникновение топонима Псков связано с постепенным падением политического доминирования варягов и нарастанием этнической роли славян, особенно в связи с переселением словен-ободритов из района Среднего Повисленья.
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов . Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.
В отличие от Северо-Восточной Руси развитие общества на Северо-Западе шло своим, особым путем.
В истории Новгородского государства период XIV–XV вв. занимает особое место. Если формы политического строя, выработанные в XII–XIII вв., оставались во многом традиционными, то существенно изменилась социальная структура общества и характер отношений между его отдельными частями.
Утрата Новгородом его федеративной структуры. Сепаратистские движения. Происходившие перемены привели и к изменению внутренней структуры Новгородского государства. В нем вплоть до конца XIII в. сохранялись черты федеративного объединения, где на разных территориях новгородцы осуществляли сбор дани по соглашению с местной верхушкой. Однако, когда большая часть земельного фонда не только на территории основного ядра Новгородского государства, но и на землях угро-финских племен — союзников Новгорода перешла в руки новгородских бояр и житьих людей, эта федеративная структура стала фикцией.
В Новгороде XIV–XV вв. княжеская власть, которую теперь представляли почти исключительно княжеские наместники (приезды великого князя в Новгород были большой редкостью), постепенно утрачивала свою роль арбитра в спорах между разными частями новгородского населения. Новгородское боярство перестало нуждаться в таком арбитре после создания коллективного посадничества. С XIV в. новгородские власти начинают самостоятельно решать вопросы, которые ранее относились к совместной компетенции князя и Новгорода, отдавая новгородские пригороды в кормление литовским и другим приглашенным на новгородскую службу князьям.
По-видимому, созданию такой ситуации способствовал рост отчуждения между верхами и низами новгородского общества, когда для бояр стало психологически возможно диктовать нижестоящим, в поддержке которых они теперь так сильно не нуждались, свою волю, опираясь на свои военные отряды.
Составленные после присоединения Новгорода писцовые книги содержат многочисленные сведения о положении крестьян под властью бояр и житьих людей. Хотя ко второй половине XV в. во многих владениях были устроены боярские дворы, значительного владельческого хозяйства не существовало ни на землях светских землевладельцев, ни во владениях церкви. В состав такого хозяйства входили почти исключительно луга и рыболовные угодья: крестьяне должны были косить сено и делать запруды на реках. Но в целом в их хозяйственную деятельность землевладельцы вмешивались мало.
К сожалению, сохранилось мало данных о взаимоотношениях землевладельцев и крестьян на землях Русского Севера, к тому времени достаточно прочно освоенных восточнославянским населением. Здесь в общей системе хозяйствования земледелие имело подчиненное значение, ведущими отраслями хозяйства были охота, рыболовство и промыслы. Вероятно, и состав ренты здесь был другой, чем на основных землях Новгородской республики, и зависимость от сидевшего в далеком Новгороде господина была более слабой.
Вместе с тем следует отметить, что землевладелец в своих попытках как можно сильнее подчинить себе крестьян сталкивался с сопротивлением со стороны общины, которая сплоченно выступала в защиту своих интересов. Сохранившиеся среди берестяных грамот крестьянские челобитные содержат требования убрать неугодного ключника или отказ принять в ряды общины неугодного человека, посаженного господином. В случае невыполнения их требований крестьяне угрожали покинуть владение господина и в некоторых случаях приводили угрозы в исполнение. Сами известные нам нормы оброка были результатом определенной договоренности между крестьянами и их господами. Тексты договоров сохранились среди берестяных грамот.
Псков
Псков Переходя в изучении истории вольных городов от новгородских летописей к псковским, испытываешь чувство успокоения, точно при переходе с толкучего рынка в тихий переулок. Псковские летописцы описывают преимущественно явления мирного характера, поиски князя,
Псков и Новгород
Псков и Новгород в псковских нравах и заключалась нравственная сила, смягчавшая действие противоречий, какие мы заметили в политическом быту Новгорода, хотя элементы их были налицо и в Пскове: князь, то призываемый, то изгоняемый, влиятельное и зажиточное боярство,
7. Где был Господин Великий Новгород? Новгород — это Ярославль
7. Где был Господин Великий Новгород? Новгород — это Ярославль Что мы знаем о Великом Новгороде?Великий Новгород имел огромное значение как в истории Киевской Руси, так и в истории Владимиро-Суздальской Руси. Многие известные великие князья приходили из Великого
§ 28. Псков
§ 28. Псков Как выше было сказано, Псков был крупнейшим новгородским пригородом и по своей населенности равнялся Новгороду. По пространству же своему он, пожалуй, даже превосходил Новгород. Псков был расположен на скалистом мысу, при впадении в большую и глубокую реку
ПСКОВ
ПСКОВ В пределах Псковского княжества, заселенного славянским племенем кривичей и составлявшего часть волости Новгородской, древнейшим городом был Изборск, в 1,5 верстах от Псковского озера, и почти в 40 от Пскова, к западу, на высокой горе, близ реки Исы и Славянских
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД И ПСКОВ: ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РУСИ
VI. ПСКОВ
VI. ПСКОВ В Великих Луках Баторий находился до тех пор, пока не была окончена постройка крепости в главных своих частях, причем он сам деятельно наблюдал за ходом строительных работ. Снабдив крепость всем необходимым и оставив в ней гарнизон из 1117 человек конницы и 1000
Глава V ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД И ПСКОВ В XIII–XV вв.
Глава V ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД И ПСКОВ В XIII–XV вв. § 1. Великий Новгород Еще один вариант развития русской цивилизации в период после нашествия монголов демонстрируют северо-западные русские земли, которые не подверглись опустошительному монгольскому нашествию и смогли
§ 2. Псков
Новгород и Псков в войне крестоносцев за Эстонию
Новгород и Псков в войне крестоносцев за Эстонию К моменту начала деятельности Бертольда Венденского в Латгалии и первых походов в Эстонию взаимоотношения прибалтийских земель с Новгородом и Псковом были различными. Несомненно, прочной оставалась власть Пскова над
Псков
Псков Город на северо-западной границе Руси, с 1348 г. ставший самостоятельным боярским государством — Псковской вечевой республикой. Его история — это история роста торгового города и могучей каменной крепости, защищавшей не только свободолюбивую республику, но и всю
Глава VII ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД И ПСКОВ В XII–XV ВЕКАХ
59. ПУТЕШЕСТВИЕ ГИЛЬБЕРА ДЕ ЛАННОА В НОВГОРОД И ПСКОВ
59. ПУТЕШЕСТВИЕ ГИЛЬБЕРА ДЕ ЛАННОА В НОВГОРОД И ПСКОВ Гиль б ер де Ланноа (1386–1422), родом из Фландрии, совершил ряд путешествий и побывал в Англии, Испании, Палестине и Египте. В 1413 г. Ланноа был в Новгороде и описал свое путешествие. Перевод сочинения Ланноа приводится по
133. ГРАМОТА ШВЕДСКОГО КОРОЛЯ КАРЛА IX В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД О ПОХОДЕ ШВЕДСКОГО ВОЙСКА НА НОВГОРОД
Псков
Псков Не менее важны для реконструкции кузнечного ремесла в золотоордынский период материалы других стольных городов. Вслед за Новгородом рассматриваются материалы Пскова. Как известно, в первые века своей истории Псков входил в состав Новгородской республики. В XIV в.
Население 206,7 тысяч человек (2014). Расположен на р. Великая, при впадении в неё р. Пскова. Узел железных и автомобильных дорог. Междунар. аэропорт.
Один из древнейших русских городов. К 2014 году изучено свыше 12 га культурного слоя (мощность от 0,5 до 8 м, около 300 тысяч индивидуальных находок). Древнейшие находки на территории Псков (II тысячелетие до н.э.) принадлежат шнуровой керамики культурно-исторической общности. Поселение на Псковском городище (мыс у слияния рек Великая и Пскова) относится к памятникам типа Асва (территория Эстонии; середина - третья четверть I тысячелетия до н.э.). В первой половине I тысячелетия н.э. здесь находился прибалтийско-финский посёлок.
Не позднее 1-й половины XI века Псков распространился на впервые упомянутые в 1323 году Завеличье (левый берег Великой; площадь к XIII веку - 22 га) и Запсковье (правый берег Псковы; площадь к 13 в. - 19 га). Центральная часть и Запсковье соединял стационарный мост (согласно более поздним известиям, возобновлялся один раз в 20 лет); на Завеличье вёл плавучий мост, от которого начиналась Изборская улица (замощена в 1418 году). С середине XI века посад в междуречье Великой и Псковы занял часть центрального некрополя; новые могильники возникали за пределами посада. На рубеже XI-XII веков на Псковском городище была возведена первая каменная крепостная стена (сложена насухо из известняка).
Во второй трети XII - первой половине XIV веках Псков входил в состав Новгородской республики. В первой половине XII века строятся храмы Святого Дмитрия Солунского, Спаса Преображения (не позднее 1153 года) в Мирожском монастыре, Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре (в XIV-XV веках место упокоения псковских княгинь). В 1190-е годы построен каменный собор Святой Троицы. 16 сентября 1240 года город захвачен войсками Тевтонского ордена. В 1242 году освобождён новгородским князем Александром Ярославичем Невским. В правление князя Довмонта (1266-1270, 1271-1299 годы) часть Псков (площадь 4,5 га; впоследствии названа Довмонтовым городом) укреплена каменной стеной; построены каменные храмы Святого Тимофея Газского (1267 год), Святого Георгия Победоносца (1269 год), Святого Фёдора Стратилата (1270-1272 годы), Воскресения Христова и 2 каменные гражданские постройки (княжьи палаты и, вероятно, гридница). В 1269, 1299, 1323, 1348, 1367, 1370, 1480 и 1503 годах Псков выдержал осады войск Ливонского ордена.
Территория, заселённая в междуречье Великой и Псковы в XIII веке, составляла не менее 55 га; застройка - усадебная, некоторые улицы имели ширину до 5 м, кюветы, вымощенные деревом, иногда мелким известняком; единичные дома были площадь до 70 м2. Среди находок - свыше 600 вислых свинцовых печатей, 9 берестяных грамот (XII-XVI веков), арабские, европейские и русские монеты. С XIII века начала формироваться псковская школа иконописи.
Псков отличается исключительной сохранностью архитектурных памятников XII-XVII веков (среди них - около 40 храмов, свыше 30 каменных палат XVII века). Центр города расположен в пределах укреплений XV- XVI веков на правом берегу Великой. На мысу, при слиянии pек Великая и Пскова, сохранилась древнейшая часть города - Кром с каменными стенами, захабом (1452 год) и башнями [Троицкая (1399-1400 годы, верх восстановлен в 1988 году), Кутекрома (1399-1400 годы, верх восстановлен в 1960-1961 годах), Средняя (1416-1419 годы), Плоская у Нижних решёток (1500 год)]. На его территории - Пороховые погреба (XVII век), 5-главый 6-столпный Троицкий собор (1682-1699 годы; 7-ярусный иконостас; так называемый Ольгин крест, 1623 год), колокольня (между 1699 и 1706 годами, верх около 1803-1806 годы), дом причта (1843 год). В 2002 году установлен крест на месте разрушенного в 1933 году Благовещенского собора (1835-1836 годы, архитектор А.И. Мельников). Высокой южной стеной (Перси; XIII-XV века) Кром отделён от Довмонтова города, на территории которого сохранились фундаменты и части стен палат и многочисленных церквей XIII-XVI веков (в том числе Рождества Христова, 1388 год; Покрова, 1398 год; Николы с Гребли, около 1417 год, все закрыты в XVIII веке). В его южной части - двухэтажные Приказные палаты (1692-1695 годы; ныне музей) и здание Духовной консистории (1850-1853 годы).
На территории Среднего города (сохранились фрагменты стен и Мстиславская башня у реки Великая, 1374-1375 годы; бастионы начала XVIII века) в XIV-XVI веках из известняка строились характерные для псковской школы небольшие приходские церкви, одноглавые, с 3 апсидами, низкими пристройками, с декоративными поясками в верхних частях стен, апсид и барабанов - Архангелов Михаила и Гавриила с Городца (заложена в 1339 году, верх перестроен в 1694-1695 годах; шатровая колокольня второй половины XVII века), Петра и Павла с Буя с 16-скатной кровлей (1373 год, перестроена в 1540 году), Василия Великого на Горке (1413 год; перестроена в XVI веке; северный придел Апостола Иоанна Богослова - 1585-1587 годов; в 2009-2010 годах воссоздано позакомарное покрытие), Николы с Усохи с двухпролётной звонницей (1535-1536 годы). В 1685 году в духе моск. архитектуры возведена церковь Одигитрии бывшего подворья Псково-Печерского монастыря с восьмигранной колокольней, украшенной изразцами.
В XV-XVI веках активно развивался Окольный город, ограниченный стенами с башнями (Покровская, конца XV - начала XVI веков; Михайловская, начала XVI века; Петровская, середины XVI века). Преимущественно в Полонисском конце сохранились церкви этого времени: Новое Вознесение (1373-1375 годы, перестроена в конце XVII веква), Святой Анастасии Римлянки (1539 год, колокольня - 1827 года), Иоакима и Анны на Полонище (XVI век), Сергия с Залужья (1581-1593 годы); также ансамбль бывшего Старовознесенского монастыря (основан в 14 в., упразднён в 1764 году) с церквами Старое Вознесение (1467 год) и Рождества Богородицы (1833 год; нижний ярус колокольни - сер. 19 в.; с 1974 года планетарий) и домом настоятельницы (1847 год). Близ р. Великая - церкви Георгия со Взвоза (1494 год; паперть со звонницей, 1831 год), Преполовения Пятидесятницы (предположительно 1494 год; колокольня - 1867 года) и объединённые общей стеной одноглавые бесстолпные церкви Покрова и Рождества Богородицы от Пролома (1582 год). В Петровском конце, на Новом Торге, в 17 в. построены бесстолпные церкви Покрова Богородицы (после 1590 года) и 5-главая Николы Явленного от Торга (1676 год, зодчий И.В. Бутурлин).
Запсковье было укреплено стенами с цилиндрическими башнями (Варлаамовская наугольная, конца XV - начала XVI веков; Высокая у Нижних решёток, 1500 год; Гремячая у Верхних решёток, 1525 год). В XVI-XVII веках в Запсковье возведены церкви Космы и Дамиана с Примостья с восьмискатным покрытием (1462-1463 годы), Варлаама Хутынского на Званице (1495 год; верх барабана с поливными изразцами конца XVII века; иконостас XVIII века), Богоявления с Запсковья (1495-1496 годы; приделы и четярехпролётная звонница XVI века), Космы и Дамиана с Гремячей горы (1540 год) бывшего Козьмодемьянского монастыря (XIV век, упразднён в 1764 году), Воскресения Христова со Стадища (XVI век; притвор и трехпролётная звонница XVII века; Введенский придел, начало XVIII века) бывшего Воскресенского монастыря (XV век, упразднён в 1764 году), Спаса Нерукотворного образа с Жабьей Лавицы (XVI-XVII века восстановлена в 1857 году), Илии Пророка с Луга (1677 год; колокольня XIX века) бывшего Ильинского монастыря (упразднён в 1764 году).
В незащищённом стенами Завеличье сохранились древнейшие постройки Пскова - соборы Мирожского и Ивановского монастырей (первая половина XII века), а также церкви XVI - начала XX веков: Успения с Парома (Пароменья) с уникальной отдельно стоящей пятипролётной звонницей (1521 год), кладбищенская Жён-мироносиц со Скудельниц (1546 год; галерея с приделами и притвор XIX век), бесстолпная церковь Николы от Каменной ограды с системой перпендикулярных сводов (середина XVI века; с 1947 года - староверов Поморского согласия) бывшего Никольского мужского монастыря (известен с XIV века, закрыт в XVIII веке); Климента, папы Римского (XVI век; южный придел Святого Петра Александрийского - 1758 год) бывшего Климентовского монастыря (разорён шведами в 1615 году); Успения Богородицы в Бутырках (1773-1774 годы), Святого Александра Невского в русском стиле (1907-1908 годы, архитектор Ф.М. Вержбицкий). Среди зданий Завеличья также дом купца Воинова (Немецкий гостиный двор; последняя четверть XVII века) и часовня Святой Анастасии в неорусском стиле (1911 год, архитектор А.В. Щусев, росписи - 1913 год, художник Г.О. Чириков по эскизам Н.К. Рериха).
На северо-западной окраине города, на правом берегу реки Великая, - ансамбль женского Снетогорского монастыря (XIV-XIX века), церковь Святого апостолов Петра и Павла бывшего Серёткина (Сироткина) монастыря с оригинальной системой ступенчатых сводов (предположительно первая половина XVI века; звонница XVII века), часовня Собора московских святителей (XVIII век). В 1,5 км от монастыря, на горе Соколиха, - памятник князю Александру Ярославичу Невскому и его дружине (1993 год, скульптор И.И. Козловский, архитектор П.С. Бутенко). К востоку от Окольного города, в том числе на берегах реки Пскова, - архитектурные памятники XVI-XIX веков: четырехстолпные церкви середины XVI века с колокольнями XIX века Святого Николая (своды перестроены в XIX веке) бывшего Любятовского монастыря (известен с XVI века, упразднён в 1764 году), Святых Константина и Елены; Святого Димитрия Солунского Мироточивого (1543 год) бывшего Дмитриева монастыря (известен с XV века, упразднён в XVIII веке), Иоанна Богослова на Мишариной горе (1547 год); деревянная церковь Великомученницы Варвары клетского типа (1618 год) бывшего Варваринского монастыря (основан в XIV-XV веках, упразднён в 1764 году), бесстолпная церковь Алексия, человека Божия, с Поля (конец XVII века, придел и колокольня XVIII века); также железнодорожный вокзал (1860-1863 годы).
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Пскова и Псковской земли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Рассказ первый. Страна
Историческое значение Псковской земли
Псков, как пригород Новгорода Великого, имел те же виды владений, как и Новгород; но характер этих видов по местным обстоятельствам был не совсем одинаков с характером владений новгородских. Виды псковских владений были следующие: первый вид — сам Псков как древнейшая новгородская колония в здешнем краю, первый опорный пункт здешних новгородских поселений, гнездо здешней славянщины; второй вид — Псковская земля, или земля Святыя Троицы, где были построены древнейшие псковские пригороды, занятые сплошным псковским или славянским населением, где уже были вытеснены иноплеменники и где слышалась одна славянская речь; третий вид владений составляли колоши, или волости псковские в чужой земле, это псковские города и укрепленные селения, рассыпанные в землях летголы и чуди, по всему вероятию незначительные и поддерживаемые, собственно, для того, чтобы иметь влияние на соседей, вести с ними торговлю и при случае сбирать с них дань.
Псков — город и его части
Псков как город составляли следующие части: Детинец, Кром, Город, Полонище, Запсковье и Завеличье. Самое древнее поселение во Пскове, гнездо Пскова, был Детинец, лежавший в углу, образуемом реками Великой и Псковой, и невдалеке от Псковского озера, соединенного с Чудским озером, или Пейпусом, он стоял, собственно, на берегу реки Великой, на высоком холме, и был первой крепостью, построенной новгородцами в земле племени наровы; в XIII столетии он был уже обнесен толстою плитяною стеною, построенною знаменитым псковским князем Довмонтом. В Детинце находилась главная соборная во Пскове церковь Св. Троицы, имевшая для псковичей то же значение народной святыни, какое для Новгорода имела церковь Св. Софии; но по историческим обстоятельствам Пскова церковь Св. Троицы носила на себе несколько иной характер, чем новгородская церковь Св. Софии, в ней главное управление было не столько в ведении духовенства, сколько в руках мирских людей, старост, выбираемых городом и состоявших в зависимости от народного веча.
За Детинцем, между Псковой и Великой, следовал Кром, главный город, где хранились все хлебные и другие общественные запасы и казна, где собиралось народное вече, где жил псковский князь или его наместник, и где была главная торговая площадь с торговыми дворами и лавками. Вече собиралось собственно под стеною детинца, у подножия Довмонтовой башни, близ церкви Св. Троицы, где висел вечевой колокол и где устроены были особые степени для заседаний веча; по крайней мере, по свидетельству летописей, здесь было обычное место веча с конца XIII века. Кром, или Крем, вскоре после Детинца также был обведен каменною или плитяною стеною, от реки Псковы до реки Великой.
За Кромом следовал собственно город, где находились более древние концы и улицы. Этот город в 1309 году был укреплен плитяною стеною от церкви Свв. апостолов Петра и Павла до реки Великой, построенною посадником Борисом. За рекою Великою, против Детинца и Крома, лежал посад Завеличье, где стоял немецкий торговый двор и где производилась главная торговля с западными иноземцами. Завеличье в Пскове до некоторой степени напоминало Варяжскую или Варьскую улицу в Новгороде, где по берегу Волхова лежали иноземные пристани. Против Крома и Города, на левом берегу Псковы, лежал посад Запсковье; а на восток и юг по реке Пскове, на правом берегу, вплоть до реки Великой, — посад Полонище.
Таким образом из шести частей Пскова четыре: Детинец, Кром, Город и Полонище — лежали в углу, образуемом реками Псковой и Великой, в месте, самой природой защищаемом означенными реками от нападения врагов с запада и юга, откуда преимущественно и должно было ждать нападений; остальные же две части находились в заречье — на левом берегу Великой — Завеличье и на левом берегу Псковы — Запсковье. Сии две части Пскова долгое время оставались без укреплений и обыкновенно при нападении неприятелей, в случае нужды, сожигались самими псковичами. Но зато Кром, Детинец и Город как боевые пункты, удобные для защиты, постоянно укреплялись каменными стенами, которые время от времени подновлялись и увеличивались. Так, мы уже видели, что вокруг Детинца была устроена толстая плитяная стена, возведенная еще князем Довмонтом; потом вскоре были укреплены такими же стенами Кром и Город. Далее, в 1373 году, псковичи поставили четвертую плитяную стену от Псковы до Великой, которая служила общею обороною для Детинца, Крома и Города. Эта стена была проведена неподалеку от старой стены. В 1394 году выстроена новая стена около Крома; в 1399 году псковичи соорудили новую стену к старой стене, на приступе от реки Великой до Псковы, и по этой стене поставили три костра или башни; в 1401 году заложили новую стену к старой стене, каменную подле реки Великой; в 1404 году такая же стена была выведена по берегу Псковы, подле старой стены, толще и выше. В 1452 году была построена новая стена на городе на Крому от великих ворот возле входа до малых ворот; и в той же стене улажено пять погребов, или подземных ходов; в 1458 году ту же стену надделали выше. В 1465 году посажане Запсковья сами на свой счет заложили деревянную стену около всего Запсковья, от реки Великой до Псковы. Эта постоянная забота об укреплениях и самый выбор местности для построения города лучше и нагляднее всего указывают на боевое значение Пскова как передового поста на украйне, соседней с немирными племенами, и резко отличает характер Пскова от Новгорода Великого, который сравнительно со Псковом почти не заботился о своих городских укреплениях и по своему положению долгое время не нуждался в них.
Торговище, или торговые ряды, устроенные в Крому, и со всею торговою площадью составляли особый конец, носивший название торговского и представлявший отдельное ведомство, которое управлялось самостоятельно и независимо и имело своих купеческих старост, по каждому ряду своих. Так, по крайней мере, можно заключить из летописного известия под 1510 годом, в котором сказано, что псковичи послали к великому князю Василию Ивановичу в Новгород девять посадников и купеческих старост от всех рядов.
Кроме концов Псков еще делился на улицы; сколько было улиц во Пскове и какие из них были главные, по летописям и по другим памятникам определить в настоящее время мы не можем. Но то несомненно, что в Пскове улицы составляли особые общины с своим местным управлением и старостами, точно таким же порядком, как это было в Новгороде; члены улиц, т. е. домохозяева, у псковичей назывались суседами и имели общие дела целой улицы; так, в летописи под 1433 годом сказано: Петровские суседи, т. е. уличане Петровской улицы, разбили старый костерь (башню) и выстроили из камня церковь Бориса и Глеба: или в 1486 году Запсковские суседи (Богоявленский конец) строили одну треть стены, а Козьмодемьянские суседи — две трети стены. Как в Новгороде каждая улица имела свою общину, или место для управы и суда между уличанами, где хранились и общественная казна улицы, и разные книги и списки уличанам; так точно и во Пскове каждая улица имела свое место суда и управы, где заседали при рассуждении об общественных делах уличане с своим старостою.
За городом Псковом следовала Псковская земля, или земля Святыя Троицы, т. е. владения Пскова, находившиеся в полной власти Псковского веча и преимущественно населенные псковичами. Псковская земля прямо от Пскова по течению реки Великой шла на север по восточному берегу Псковского и Чудского озер, может быть, до впадения реки Плюсы в Нарову. На востоке Псковская земля граничила с Новгородской землей, и рубеж ее лежал по течению рек Плюсы и Лютой на Дубровну и с Дубровны несколько к западу на реку Череху, постепенно склоняясь к реке Великой, захватывая восточные притоки этой реки и оканчиваясь у Опочки, крайнего южного пригорода Псковской земли. С Опочки рубеж Псковской земли поворачивал на запад и сходился у Вышегородка с Полотскою и Литовской землей, а далее шел по восточной границе ливонских владений до западного берега Псковского озера, южная половина которого принадлежала псковичам, западная граница была в постоянном споре у псковичей сперва с летголою и чудью, а потом с ливонскими немцами, а посему то выдвигалась далее на запад, то отодвигалась назад к востоку, смотря по тому, усиливались ли или ослабевали в этом краю псковичи. Самое густое население Псковской земли шло по течению реки Великой почти от верховьев ее до устья. На этой реке, кроме самого Пскова, стояли лучшие псковские пригороды: Опочка, Вороначь и Остров. Все это пространство вполне принадлежало Пскову, заселено было псковичами и тянуло своими интересами и всей своею жизнью ко Пскову; здесь псковское вече было полным и постоянным хозяином, или, иначе сказать, все это пространство составляло одно неразрывное целое со Псковом, и в разное время было застроено псковскими пригородами, которые преимущественно были расположены по реке Великой, а именно по левому или западному ея берегу, как более нуждавшемуся в укреплениях. По реке Великой стояли восемь псковских пригородов; из них самый южный, почти в верховьях Великой, был Опочка в 120 верстах от Пскова; за Опочкою, вниз по реке Великой, Вороначь; за Вороначем на север следовал Дубок; далее за Дубком на повороте реки Великой к западу — Остров, упоминаемый в летописях еще в XIV столетии и выдержавший несколько осад от немцев и литовцев; на север за Островом на реке же Великой стоял город Котельно, и наконец за Псковом на север почти при впадении реки Великой в Псковское озеро был построен псковичами пригород Володимерец. В этом же краю неподалеку от реки Великой на ее притоках были построены города; Врев около Воронача и Кошкин городок в углу, образуемом реками Великой и Черехой. По южной границе, ближе к литовско-полотскому рубежу, стояли псковские пригороды: Вышгородок на реке Ладе, впадающей в реку Великую с левой стороны; Коложе, кажется на реке Лже, тоже притоке Великой; Красный городок во 100 верстах от Пскова, на реке Синей, тоже впадающей в реку Великую с левой стороны; Заволочье при верховьях реки Великой в 200 верстах от Пскова; Ржев неподалеку от Себежского озера. На западной границе по рубежу с ливонскими немцами, летголою и чудью древнейшим пригородом Пскова был Изборск, упоминаемый еще в IX столетии при приглашении Рюрика в Новгород; он лежал на юго-западе в 30 верстах от Пскова на Славянских ключах и считался главным оплотом Псковской земли в этом крае, был укреплен плитяной стеной и большей частью удачно выдерживал многочисленные осады немцев. За Изборском в этом краю следовал пригород Велья, несколько на север от Изборска; этот пригород в первый раз упоминается в XIV столетии; он также считался передовым бойцом Псковской земли против ливонских немцев и, будучи хорошо укреплен, удачно выдерживал неприятельские осады. Далее, на западном берегу Псковского озера на самых границах с ливонцами, на урочище Желачка, долго бывшем в споре между ливонскими немцами и псковичами, псковичи в 1462 году выстроили Новый Городец; в этом же краю неподалеку от Псковского озера налево от устья реки Великой стоял ближайший к Пскову пригород Лагозовицы, весьма важный для защиты рыболовства на Псковском озере и посему часто подвергавшийся нападению ливонских немцев. На самом севере Псковской земли у восточных берегов Чудского озера, вероятно для обороны от чуди и немцев со стороны Наровы реки, стояли два псковских пригорода: Гдов, самый дальний на север в 120 верстах от Пскова, и ближе к Пскову в той же стороне — Озолица; и наконец — там же на рубеже с новгородскими владениями, Кобылей. Впрочем не было времени, когда бы все псковские пригороды были налицо в полном составе, а напротив, пограничные города, подвергаясь частым нападениям неприятелей, то разорялись и приходили в запустение и на их место устраивались новые города, то опять возобновлялись старые; так что никогда Псков не имел более двенадцати пригородов в одно время; а при падении Пскова было только одиннадцать пригородов и одно городище.
Во Пскове пригороды далеко не имели того значения, каким они пользовались в Новгороде. Псков смотрел на них не как на младшие Псковы и поэтому держал их в полной зависимости от псковского веча, и хотя они по устройству своему уподоблялись Пскову, но далеко не пользовались тою самостоятельностью, какою пользовались пригороды новгородские. Псков, по преимуществу придерживавшийся демократических начал и заботившийся не допускать, чтобы кто усилился перед псковским вечем в Псковской земле, зорко смотрел за своими пригородами и строго преследовал тех, которые бы решились что-либо сделать самовольно. А посему пригороды в Псковской земле большей частью имели только значение крепостей, как на это довольно ясно указывает самое размещение псковских пригородов преимущественно по западной и южной границам, бывшим во все продолжение псковской истории небезопасными от неприятельских нападений. Кроме того, пригородам во Пскове принадлежало значение административных центров для управления приписанными к ним волостями; но это значение было второстепенное и не необходимое, ибо во Пскове волости могли управляться и на деле управлялись нередко сами собой и прямо относились к псковскому вечу или посадникам без посредства пригородов, как это указывают многочисленные волости на восток от реки Великой, где почти не было пригородов, как в краю соседнем с Новгородской землей и, следовательно, безопасном от неприятельских нашествий.
Пригороды по распоряжению псковского веча должны были принимать не только посадников, присылаемых из Пскова, но и княжих наместников, воевод и других начальников; и в этом отношении пригороды разделялись на два разряда: в одни посылались княжие наместники, а в другие не посылались. Кроме того, как мы уже частью видели, пригороды делились по жребию между концами Пскова, так что каждому концу подчинялся тот или другой пригород. Этот раздел по жеребью прямо показывает, что распределение пригородов по концам было чисто административное, а не бытовое или жизненное; сам по себе пригород не имел никакой связи с концом; он не был колонией конца, а приписывался к концу только по определению общего псковского веча, которое руководилось не интересами пригородов, а чисто административными соображением крепче связать каждый пригород двойным подчинением и вечу конца, и общему вечу целого Пскова.
Губы во Пскове значили то же, что присуды в Новгороде, к ним тянули судом и управою приписанные к ним волости и селения. Губами заведывали губские старосты, которые избирались местным населением из своей же среды. О начале губ в Псковской земле мы не имеем никаких определенных данных; но едва ли не должно признать, что губы первоначально образовались из древних округов по уголовным делам, известных по Русской Правде под именем вервей или вервин; следовательно, губы первоначально были учреждением бытовым, относящимся только до разбора дел по убийствам и разбоям; впоследствии же во Пскове администрация воспользовалась сим бытовым учреждением и образовала из него местный суд по всем делам и гражданским, и уголовным, и даже по делам местной управы. Во Пскове образование и развитие губ с таким значением тем более было необходимо, что пригороды с характером военных крепостей не совсем удовлетворяли потребностям местного суда и управления. К тому же псковское вече не любило давать пригородам полную власть над окружающей их страной, а напротив, старалось, чтобы власть везде была не единичная. Притом же громадная, сравнительно, доля псковских владений — весь край на восток от реки Великой до границ Новгородской земли — почти не имела пригородов, а между тем тамошние волости были хорошо населены и, конечно, нуждались в местном суде и управе; и для этих волостей губы были единственными судебными и административными центрами. Здесь губы в административном отношении заменяли собою недостаток городов и сообщали всему краю сплошной сельский характер, не замечаемый в других краях тогдашней Русской земли.
Волость во Пскове значила то же, что погост в Новгороде, и состояла из нескольких сел и деревень, которые непосредственно управлялись выборными волостными старостами. Как погост в Новгороде, так точно и волость во Пскове были первоначально бытовой формой псковских поселений; волость в Псковской земле значила то же, что улица в самом городе Пскове, т. е. бытовую единицу, общину: ибо во Пскове, так же как и в Новгороде, деревни и селения были очень малы для того, чтобы составлять самим собою сколько-нибудь самостоятельное целое, и посему спешили примыкать к какому-нибудь ближайшему центру, составить общину; и этой общиной у псковичей была волость, а у новгородцев — погост. Но псковская волость, означавшая то же, что новгородский погост, с тем вместе имела и высшее значение и пользовалась большей самостоятельностью. У псковичей волости, как уже было замечено выше, большей частью зависели прямо от псковского веча без посредства пригородов и даже по своим соображениям сами, с разрешения псковского веча, строили на своей земле пригороды; тогда как Новгородские погосты селились на земле, подчиненной пригородам, и посему зависели от своих пригородов, а не прямо от новгородского веча. Вообще псковское вече более было расположено в пользу волостей, не могших представлять серьезного сопротивления приговорам веча, нежели городов, которые имели более возможности к сопротивлению, как центры более сильные и сосредоточенные.
Псковские волости, подобно новгородским погостам, состояли из сел и деревень разных разрядов по праву владения землею. В одной и той же волости были деревни черные, принадлежавшие общинам и не составлявшие ничьей личной собственности, и деревни владельческие, земля которых составляла частную собственность или монастырей и церквей, или бояр и купцов, или принадлежала какой-либо улице или концу в городе. Но различие сел и деревень, по праву владения землей, не полагало никакого различия относительно суда и управы; суд и управа по общему порядку принадлежали выборным от самого местного общества старостам, которым в этом отношении подлежали и сами землевладельцы наравне с крестьянами, даже живущими на их землях; патримониальная юрисдикция, или вотчинный суд и управа, во Пскове, кажется, вовсе не существовали, разве за весьма незначительными исключениями, по особым привилегиям, которые давались не иначе как по приговору общего псковского веча.
Читайте также: