Психическая и эмоциональная устойчивость сообщение

Обновлено: 08.07.2024

– доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии Уральского государственного медицинского университета.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить основные факторы, влияющие на психологическую устойчивость как предпосылку психологического здоровья студентов, профессиональная деятельность которых связана с риском.

Методы: тест Eysenck, тест Шуберта, тест Ehlers, тест Маклакова и Чермянина, тест SACS.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Способность к сохранению профессиональной работоспособности в условиях эмоциональных воздействий достаточно длительное время анализировалась в рамках инженерной психологии. В психологии труда под эмоциональной устойчивостью понимают способность человека к сохранению устойчивости психических и психомоторных процессов, к поддержанию профессиональной эффективности в условиях сильных психогенных воздействий, другими словами &ьdash; надежность.

Одним из первых, кто обратил внимание на проблему функционального медико-психологического обеспечения профессиональной надежности, был известный авиационный психолог Ф.Д. Горбов. Занимаясь исследованиями феномена пароксизма (внезапно наступающее функциональное расстройство, которое сопровождается ослаблением или временным прекращением деятельности) у летного состава, он сформулировал понятие о нервно-психической устойчивости летчика. В работе Ф.Д. Горбова и В.И. Лебедева [4] приводятся примеры, свидетельствующие о том, что некоторые испытуемые, проявившие при исследовании очень сильные эмоциональные реакции при эмоциогенных воздействиях, но сохранившие при этом работоспособность, устойчивость психических функций (концентрация и распределение внимания, оперативная память и пр.) и продуктивность деятельности, через несколько лет были дисквалифицированы врачебными комиссиями из-за неврологических заболеваний.

К внутренним условиям эмоциональной устойчивости — неустойчивости, по мнению Аболина, можно отнести:

– эмоциональную — физиологическую реактивность (возбудимость);

– свойства нервной системы человека;

– приобретенные человеком в процессе жизни эмоциональные свойства.

По данным других авторов [6], у представителей различных видов спорта встречаются различные сочетания типологических особенностей типов нервной системы, что не сказывается на их результативности. Поэтому успешное функционирование человека в достаточно напряженных условиях деятельности, характеризующихся высокой эмоциогенностью, зависит от противоположных полюсов параметра каждого свойства нервной системы и может играть как положительную, так и отрицательную роль в результативности.

В.Д. Небылицын также связывал понятие психической устойчивости со свойствами нервной системы и, операционализируя данное понятие, включил в него долговременную выносливость, выносливость к экстренному перенапряжению, помехоустойчивость, низкий уровень спонтанной отвлекаемости, адекватную реакцию на непредвиденные раздражители, переключаемость, устойчивость к действиям факторов внешней среды. Этот автор считал, что устойчивость непосредственно связана с понятием надежности человека и рассматривал данное личностное свойство как способность безотказно действовать в течение определенного интервала времени при заданных условиях.

Особенно большое значение приобрело изучение феноменов психологической устойчивости в связи с изменившейся ролью и удельным весом информационного фактора. Так, В.И. Медведев [9] рассматривает проблему устойчивости через призму проблемы адаптации и приспособления к увеличивающемуся объему информации. Данный автор акцентирует внимание на изучении устойчивости с позиций уровневого подхода, выделяя три уровня иерархии ее механизмов.

1-й уровень — отражает устойчивость через механизмы нейрогуморальной — гормональной регуляции процессов приспособления организма.

2-й уровень — связан с изучением характера и особенностей физиологических реакций, преимущественно на системном и межсистемном уровнях.

3-й уровень — рассматривает причинно-следственные связи, обусловливающие стратегию приспособительных реакций.

В процессе изучения вскрываются факторы, которые определяют содержание и структуру этих реакций, их целевую направленность и выраженность.

Третий уровень устойчивости личности — особенность поступков и поведения индивидов, обусловленная ситуативными мотивами деятельности. Иногда обстоятельства выдвигают требования, противоречащие генерализованному строю мотивации поведения личности. Ответ на эти обстоятельства порождает у личности специфическую форму поведения, которая не исчезает, а принимает форму устойчивости личности.

А.П. Елисеев и П.А. Корчемный [7] считают, что психическая устойчивость — это целостное, интегральное качество личности и коллективов, проявляющееся в способности оптимально отражать действительность в сложных, в том числе стрессовых чрезвычайных ситуациях. Другими словами, психологическая устойчивость есть готовность человека к действию в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Поэтому, с позиции этих авторов, необходимо разрабатывать систему специальных мер, связанных с формированием и развитием готовности как предпосылки психологической устойчивости. К основным компонентам психологической устойчивости и готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях относятся моторика, воля, интеллектуальные способности, когнитивные процессы, мотивация, эмоциональная сфера личности. Авторы добавляют, что формирование, развитие и усиление психологической устойчивости сотрудников МЧС включает также психологическое проектирование, психологическую поддержку, коррекцию и реабилитацию.

Зарубежные психологи рассматривают психологическую устойчивость через показатели выносливости и сопротивляемости, подчеркивая тем самым значимость личностного фактора. Американские психологи Кобаза и Пусетти [14, с. 6] описывают выносливость тремя показателями:

контроль (выносливые люди испытывают чувство контроля над своей жизнью, выбора линии поведения в экстремальных обстоятельствах, они считают, что могут контролировать события и влиять на них);

вовлеченность в деятельность, отношения с другими и с самим собой (данные отношения выявляют собственные ценности, цели и жизненные приоритеты, поэтому относятся к смыслу их существования);

– оценка изменений скорее как вызов, чем как угроза (устойчивая личность испытывает на прочность свою гибкость, настойчива и знает, где найти поддержку).

Данные авторы считают, что человек, характеризующийся как психологически устойчивый, имеет достаточно ресурсов для противостояния различным стрессорным воздействиям.

Актуальность выявления подобных отношений предполагает необходимость включения психологической составляющей в науку и практику подготовки людей рискоопасных профессий и учет индивидуально-личностных особенностей студентов, обучающихся по данным специальностям. Такая необходимость связана с тем, что людям, постоянно находящимся в ситуациях повышенного риска требуются как психологическая поддержка, так и профессиональные знания и навыки поведения в таких условиях.

Таким образом, риск есть деятельность субъекта, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели. Следовательно, главными элементами рискованного поведения и готовности к риску выступают индивидуально-личностные возможности снятия неопределенности, проявляющиеся в гибкости поведения, сензитивности к себе, спонтанности, самоуважении и самопринятии, что и определяет психологическую устойчивость будущего профессонала.

Для выявления основных факторов, влияющих на психологическую устойчивость будущих профессионалов, нами было проведено исследование. В данном исследовании участвовали курсанты факультета безопасности Института военно-технического образования и безопасности Уральского федерального университета (г. Екатеринбург). В выборку вошли студенты старших курсов в количестве 80 человек. Контрольной группой выступили студенты старших курсов Института физической культуры, социального сервиса и туризма УрФУ в количестве 100 человек. В качестве психологического инструментария были использованы: тест Айзенка, тест Шуберта, тест Элерса, тест Маклакова и Чермянина, тест SACS.

По результатам теста Г. Айзенка отсутствует статистически достоверная разница в распределении типов темперамента в экспериментальной и контрольной группах. Так, среди студентов экспериментальной группы большинство (52%), так и контрольной группы (61%) входят в группу амбивертов и характеризуются как люди, отличающиеся эмоциональной уравновешенностью, потребностью в общении и одновременно ориентацией на свой внутренний мир. С позиции Айзенка это самый благоприятный тип темперамента для профессий, связанных с взаимодействием с другим человеком. Среди студентов экспериментальной группы больше эмоционально устойчивых экстравертов (33%), тогда как в контрольной группе их только 8%. Известно, что амбиверты и эмоционально устойчивые экстраверты легче демонстрируют рискованное поведение, т.к. это люди, легко адаптирующиеся к различным, в том числе и сложным, трудным ситуациям.

По результатам теста Шуберта также оказалось, что по показателю склонности к рискованному поведению студенты экспериментальной и контрольной групп статистически не отличаются. Возникает вопрос о психологических факторах, влияющих на готовность либо неготовность будущих специалистов рисковать. Считается, что чем лучше адаптирован человек, тем проще ему совершать рискованные действия. Однако, результаты нашего исследования не подтверждают данное утверждение. Риск — это характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствий в случае неуспеха. По соотношению выигрыш — проигрыш или успех — неуспех можно говорить об оправданном и неоправданном риске или мотивированном или немотивированном риске.

Распределение показателей склонности к риску (тест Шуберта), в %

Распределение показателей мотивированности на успех (тест Элерса), в %

Студенты контрольной группы, наоборот, в большинстве ориентированы на успех, что характеризует их как активных, инициативных, самостоятельно ищущих возможности преодоления препятствий. Продуктивность деятельности, активность таких людей практически не зависят от внешних условий, поэтому они отличаются настойчивостью в достижении цели, склонностью рисковать. Такие люди предпочитают выбирать средние по трудности или завышенные, но достижимые цели, тогда как нереалистически высокие — отклоняют. Другими словами, студенты контрольной группы рискуют расчетливо, т.е. опраданно. Чаще всего такая расчетливость ведет к успеху, что помогает сохранить как психическое, так и соматическое здоровье. Ориентация на успех либо на избегание неудачи выступает значимым компонентом общего процесса адаптации как совокупности разных форм поведенческой активности, в том числе и склонности к риску, форм реагирования человека на возникающие проблемы.

Распределение высоких показателей теста САТ, (в %)

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости. – Казань: Казанский гос. университет, 1987. – 262 с.

2. Басаров Б.С. Проблемы психологической устойчивости личности. – Ашхабад: Ылым, 1981. – 88 с.

3. Варваров В.В. Об оценке психологической устойчивости // Военный вестник. – 1982. – № 1. – С. 52–57.

4. Горбов Ф.Д., Лебедев В.И. Психоневрологические аспекты труда операторов. – М.: Медицина, 1975. – 215 с.

5. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М.: Наука, 1970. – 272 с.

6. Ильин Е.П. Об адекватности понимания связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведения // Теория и практика физической культуры. – 1985. – № 6. – С. 52–54.

7. Корчемный П.А., Елисеев А.П. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях. Курс лекций в 3-х частях. – Новогорск: Академия гражданской защиты, 2000.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

9. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. – Л.: Наука, 1982. – 104 с.

10. Медведев Г.У. Чернобыльская тетрадь // Новый мир. – 1989. – № 6. – С. 3–6.

11. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. – М.: Вече, 2003. – Т. 1. – 559 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

13. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. – М.: Педагогика, 1981. – 208 с.

14. Kobasa S.C. Stressful life events, personality and health: an inquiry into hardiness // J. of Personality and Social Psychology. – 1979. – № 37. – P. 1–11.

Ссылка для цитирования

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Психологическая устойчивость - это социально-психологическая характеристика личности, заключающаяся в способности переносить экстраординарность ситуации без какого-либо ущерба для себя и преодолевать ее последствия с помощью способов, совершенствующих личность, повышающих уровень ее адаптации и социальную зрелость. Фактически эта характеристика означает наличие адаптивного потенциала личности, обуславливающего ее возможности в преодолении трудных ситуаций.

В современной психологической науке предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с трудными жизненными ситуациями.

Следует отметить, что у исследователей нет единого мнения относительно ве­дущего компонента психологической устойчивости.

Одни авторы считают ведущим когнитивный компонент, другие - эмоциональный и волевой (стрессоустойчивость, эмоционально-волевая устойчивость) или мотивационный компоненты. Некоторые исследователи предлагают рассматривать совокупность качеств, обеспечивающих устойчивость человека к экстремальным факторам. Интегративный подход к рассмотрению этого сложного качества является наиболее перспективным.

Г.С. Никифоров рассматривает психологическую устойчивость как сложное качество личности, уровень которой проявляется в ее профессиональной деятельности, в надежности работника. Психологическая устойчивость, по его мнению, представляет собой синтез отдельных качеств и способностей, в котором объединяются уравновешенность, стойкость, стабильность и сопротивляемость.

Уравновешенность - это способность удерживать уровень напряжения, не выходя за границы приемлемого (не доводя до разрушительного стресса).

Стойкость подразумевает способность противостоять трудностям, сохраняя веру в ситуации фрустрации, а стабильность - постоянный уровень настроения.

Сопротивляемость заключается в способности личности сохранять свободу поведения и выбора образа жизни, а также свободу от любых видов зависимости.

Различные аспекты психологической устойчивости нашли свое отражения и в зарубежной науке.
Так, например, изучая различное влияние стрессовых жизненных событий на болезнь руководителей, С. Кобаса предложил понятие Hardiness - особенность личности, которая в отечественной литературе переводится как выносливость, стойкость или жизнестойкость, смелость, отвага, крепость, дерзость. В дальнейшем понятие Hardiness получила дальнейшее развитие в работах С. Мадди, где оно рассматривается как интегративное качество личности, являющимся показателем психического здоровья человека.

Нardiness состоит из трёх компонентов: обязательности, контроля и способности принять вызов.
Обязательность - это тенденция полностью отдаваться своему делу, каким бы оно ни было, иначе говоря, смысловая и целевая ориентация человека. Включённость - это важное определение себя и окружающего мира, а также характера их взаимодействия. Она даёт силы, мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу жизни и поведению, а также даёт возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений.
Контроль - это тенденция думать и поступать так, как будто существует реальная возможность влиять на ход событий. Это качество, которое мотивирует к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений и не позволяет человеку впасть в состояние беспомощности и пассивности. Обладая контролем, человек уверен, что любую трудную ситуацию можно преобразовать так, что она будет согласовываться с его жизненными планами, окажется ему в чём-то ему полезной. Оценивая даже трагические события, человек снижает их значимость и уменьшает тем самым психотравмирующий эффект.

Вызов (способность принять вызов) означает восприятие опасности как сложной задачи, знаменующей собой очередной поворот изменчивой жизни, побуждающий человека к непрерывному росту. Это способность переживать любое событие в качестве стимула для развития собственных возможностей. Этот компонент Нardiness помогает человеку оставаться открытым для окружающей среды и общества. Он состоит в восприятии личностью события жизни как вызова лично себе и предстоящих испытаний.

Таким образом, существует целый комплекс личностных качеств, способствующих адаптивному, нетравматичному переживанию экстремальных ситуаций и обеспечивающих успешность преодоления их последствий, который может быть охарактеризован как интегративная характеристика личности – психологическая устойчивость к экстремальным ситуациям.
В современных зарубежных исследованиях Нardiness считается важным фактором, ведущим к надежным и устойчивым результатам профессиональной деятельности, особенно специалистов экстремального профиля. Так, например, результаты исследования 405 пожарных сообществ Мадрида показали, что Нardiness может являться сдерживающим фактором между профессиональными стресс-факторами и выгоранием.

Деятельность пожарных характеризуются высоким уровнем нервно-психической напряженности, что связано с наличием реальной витальной угрозы, с воздействием экстремальных факторов ситуации, а также необходимостью принимать решения в условиях новизны, неопределённости, дефицита времени и высокой ответственности.

С ростом трудности ситуации эффектив­ность профессиональной деятельности в большей степени зависит от психологической устойчивости специалиста, которая наряду с профессиональным мастер­ством, предполагающим знания, умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях, определяет эффективность и надежность деятельности специали­ста экстремального профиля.

Психологическая устойчивость, представляющая собой обобщенный режим функционирования и включающий когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, должна проявляться на всех этапах выполнения профессиональной задачи пожарных, которые условно можно разделить на три: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап включает в себя сигнал о пожаре и выезд на место чрезвычайной ситуации. Особенностью подготовительного этапа является внезапность и неопределенность информации. Главной задачей специалиста на этом этапе является предотвратить состояние тревожности и привести уровень нервно-психического напряжения к оптимальному уровню - состоянию боевой готовности.

Основной этап включает непосредственные профессиональные действия, направленные на спасение людей и материальных объектов. Особенностями этого этапа являются: опасность, неопределённость ситуации, жесткий дефицит времени. Условия ситуации предъявляют повышенные требования к когнитивным способностям специалиста, что выражается: в объективной оценке и анализе ситуации, в поиске неизвестной или противоречивой информации, в принятии решений. В поведенческой сфере психологическая устойчивость на этом этапе проявляется в активных действиях, направленных на изменение ситуации с использованием неспецифических форм активности, т. е. действий, обеспечивающих наиболее эффективный результат в конкретной чрезвычайной ситуации, гибкости и быстроте перехода от одной задачи к другой. Таким образом, главной задачей специалистов на этом этапе является мобилизация своих ресурсов на выполнение своего профессионального долга.

На заключительном этапе важной задачей является восстановление эмоционального равновесия с помощью приемов саморегуляции и конструктивных преобразующих стратегий совладания.
Таким образом, психологическая устойчивость - это качество личности специалиста, заключающееся в способности не поддаваться неблагоприятным обстоятельствам решаемых задач, не снижать под их влиянием качество выполнения профессиональных действий.

Уровень психологической устойчивости специалиста, с одной стороны, проявляется в надежности профессиональной деятельности. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом для полноценного переживания самореализации и удовлетворенности жизнью в целом, что в свою очередь повышает уровень психологической устойчивости.

Жизнестойкость в модели стресса
Одним из первых и наиболее убедительных исследова­ний, основанных на конструкте жизнестойкости, явилось лонгитюдное исследование менеджеров крупной телеком­муникационной компании штата Иллинойс (Illinois Bell Telephone Company — IВТ).

Стрессогенная ситуация в ком­пании возникла вследствие изменений в законодательстве, регулирующем телекоммуникационный бизнес в США. В результате этих изменений всем предприятиям отрасли предстояли значительные сокращения персонала в течение нескольких месяцев, о чем было заранее известно. Эта си­туация провоцировала реакции дистресса, соматические заболевания и психические нарушения у многих работни­ков, ожидающих решения своей судьбы. Исследование, проведенное Мадди, обнаружило четкую обратную зависи­мость между выраженностью компонентов жизнестойкос­ти и вероятностью серьезного заболевания в течение года после возникновения стрессовой ситуации у менеджеров компании.

При низкой выраженности всех трех компонентов жизнестойкости вероятность заболева­ния оказалась равна 92,5 %, при высоком уровне одного из компонентов — 71,8 %, при высоком уровне двух компо­нентов — 57,7 %, и при высоком уровне всех трех компо­нентов
—1,1%.

психическая устойчивость

Часто так бывает, что человек или группа людей под психологическим давлением делают что-либо хуже, чем могли бы при его отсутствии. Например, в футболе команда, которая при счете 0:0 пропускает первой гол, начинает, как правило, играть немного хуже. В то время как оппонент наоборот получает дополнительную мотивацию.

В спорте недостаток психологической устойчивости можно увидеть чаще всего. Вернее — там всегда наглядней. Мы видим результаты в виде количества минут или секунд, голов, заброшенных шайб, то есть статистики. В повседневной жизни это сделать сложнее, но тоже можно. Начальник видит, как падает работоспособность или продуктивность его подчиненного, после того, как его раскритиковали. Вы замечаете, как ребенок начинает делать ошибки в сочинении, если испытывает давление.

Замечать такие моменты за собой тоже нелегко, но можно. Вы наверняка знаете, насколько психически устойчивы, если проанализируете свое поведение и ситуации, когда теряете контроль, а ситуации или люди выводят вас из себя. Чуть позже вы пройдете небольшой тест, который расставит все точки. А сейчас разберемся с самим понятием.

Что такое психологическая устойчивость

Тест на психическую устойчивость

Отвечайте на следующие тестовые задания как можно честнее. Поставьте себе оценку от 1 до 5: 1 — если вы совершенно не согласны с утверждением, 5 — если полностью согласны. Чтобы подсчитать свой результат, возьмите лист бумаги и ручку.

  • Даже под сильным давлением я остаюсь спокойным.
  • Я не склонен волноваться в тех случаях, когда нежелательное событие еще не наступило.
  • Обычно мне легко вызвать в себе энтузиазм при работе, которую я не хочу делать.
  • Обычно я легко справляюсь с проблемой, которая передо мной только что возникла.
  • Я считаю себя ценным человеком.
  • Когда у меня много работы, я знаю, за что взяться в первую очередь.
  • Я часто ощущаю, что у меня все под контролем.
  • Я легко расслабляюсь даже в незнакомой обстановке.
  • Когда я чувствую усталость, то мне легко себя настроить на то, чтобы продолжать работать.
  • Я всегда вижу позитивную сторону в любой ситуации.

Проходя этот тест, вы наверняка и сами поняли, что чем больше очков получите, тем лучше:

  • 40-50 очков: высокий уровень психической устойчивости.
  • 35-39 очков: средний уровень психической устойчивости.
  • До 35: низкий уровень психической устойчивости.

Возможно, вам кажется, что требования к тесту слишком завышены, но на самом деле почти все компании требуют именно подобных результатов.

Четыре аспекта психической устойчивости

Феликс Гильен и Сильвен Лаборде в своем исследовании выявили четыре уровня психической устойчивости:

Чтобы уровень вашей психической устойчивости был высок, нужно развивать все четыре аспекта. Что интересно, спортсмены набирают почти вдвое больше баллов, чем не-спортсмены.

Исследователи также обнаружили, что психологическая устойчивость возрастала с возрастом: с практикой и опытом.

Чем отличаются люди с высоким уровнем психической устойчивости?

Чтобы вникнуть в эту сложную тему, нужно выяснить какие убеждения, мировоззрение и мышление развивают в себе люди с высоким уровнем психической устойчивости.

Убеждения

Решения, которые мы принимаем, и действия, которые последовательно совершаем, являются прямым результатом убеждений, которые мы воспитали в себе за жизнь. Эти убеждения либо помогают продвинуть нас вперед, либо препятствуют прогрессу.

То, во что мы верим, становится личной истиной. Зачастую она не является настоящей и не отвечает реалиям. И это именно то, что делает системы убеждений настолько мощными. Они могут помочь преодолеть самые сложные жизненные проблемы.

По сути эти убеждения — это определенные аффирмации, которые стоит повторять себе каждый день по нескольку раз в течение месяцев, а то и лет. Конечно, это не значит, что стоит ими ограничиться и не испытывать себя в реальности.

Вот эти убеждения:

  • Я считаю, что неудачи не существует. Неудача — это просто часть успеха и не что иное, как процесс обучения. Она обеспечивает обратную связь, которая помогает мне двигаться вперед.
  • Я верю, что невзгоды — это лишь временное явление, которое я смогу без проблем преодолеть.
  • Я верю, что сложности закаляют мой характер, укрепляют мое тело и дух.
  • Я считаю, что моя уверенность растет из-за того, что я принимаю действия для достижения своих целей.
  • Я верю, что все имеет смысл и значение. Все случается не без причины. Возможно, сейчас я не знаю, куда приведет меня этот путь, но уверен, что приду туда, куда мне нужно.
  • Я верю, что способен на многое, потому что вкладываю максимум силы, энергии и времени. Вот почему я никогда не сдаюсь. Величайший успех может меня ждать за углом и я всегда готов к нему.
  • Я верю, что призываю удачу, когда реагирую на трудность с уверенностью. Я умею приспособиться к любой ситуации.

Знакомые фразы? Возможно, вы их слышали из уст Мохаммеда Али, Брюса Ли, Криштиану Роналду или Конора МакГрегора. Все величайшие спортсмены говорили нечто подобное. Но так как мы читаем об этом каждый день, то и проходит это мимо сознания и мы считаем их типичными фразами, которые и гроша не стоят. Между тем, это именно те категории, которыми мыслят эти люди.

Поищите интервью с лучшими спортсменами и выпишите подобные фразы. Составьте большой список этих аффирмаций и начинайте практиковаться. Большинство людей считает подобные слова бессмысленными, поэтому они никогда не достигнут своего максимального потенциала.

Мировоззрение

Система убеждений — это лишь одна часть паззла. Не менее важно развивать правильным образом свое мировоззрение, изменять мысли, обращать внимание на языковые шаблоны и привычки.

Люди с высоким уровнем психической устойчивости берут на себя полную ответственность за свои проблемы. Они не обвиняют никого, не жалуются и не оправдывают себя. И, что еще важнее, они не умеют мыслить негативно. Вместо этого они делают все возможное, чтобы выйти из затруднительного положения.

Да, в краткосрочной перспективе обвинять и жаловаться приятно. Но в долгосрочной приводит к синдрому жертвы. Психически устойчивые люди понимают это, принимают то, чего не могут изменить и двигаются дальше.

Они задают себе такие вопросы:

  • Как я могу это использовать?
  • Насколько это полезно?
  • Что в этом забавного?
  • К чему это может меня привести?
  • Какие возможности здесь скрыты?

Такие люди убеждены, что когда одна дверь закрывается, то открывается другая. Они знают, что в мире масса возможностей, нужно лишь обладать правильным мировоззрением.

В то время как слабые люди предаются обвинениям, сильные тут же берутся за дело. Таким образом, они выигрывают время и находят лучшие решения. Они редко ждут подходящего момента, чтобы начать действовать.

Мышление

Люди с высокой психологическтй устойчивостью используют свои мысли как топливо для повышения уверенности в себе и мотивации. Они мыслят позитивно, как бы шаблонно это не звучало.

Вот их типичные мысли:

  • Я могу это сделать.
  • Я верю в себя.
  • Я просто продолжаю двигаться вперед.
  • Просто продолжай идти, что бы ни случилось.
  • Я найду способ преодолеть это.

Сравните это с теми мыслями, которые возникают в вашей голове при столкновении с трудностями. Начинайте менять свое мышление.

Устойчивые люди умеют вводить себя в состояние сосредоточенности и мотивированности. И помогают им в этом именно мысли, а не какая-то особая магия.

Однако подобных утверждений недостаточно. Важно также задавать себе правильные вопросы, которые помогут вдохновить и развернуть мышление в другую сторону:

  • Как я могу сделать это лучше?
  • Что я могу извлечь из этого опыта?
  • Как я могу использовать с максимальной выгодой свое затруднительное положение?
  • Какую пользу я могу извлечь из своей ошибки?
  • Что я могу сделать еще из того, чего я еще не рассматривал?

Подобные вопросы расширяют возможности человека, побуждая его искать альтернативные пути решения любых проблем.

Учитывая все вышесказанное, обращайте в первую очередь внимание на свои мысли. Не бойтесь мыслить уверенно. Конечно, нужно подкреплять слова действиями, но действий не будет, если в вашей голове будут одни сомнения.

Как развить психическую устойчивость

Психическая устойчивость: что это и как ее развить

Что нужно для развития психической устойчивости? Или, точнее, каковы требования, которые помогут в этом? Ответ не так прост, как может показаться, потому что компонентов большое количество.

Развитие психической устойчивости требует сознательной работы над собой во многих областях. Это не то, что появится за неделю и даже за месяц.

Давайте рассмотрим все требования, которые нужны этого.

Высокая дисциплина и самомотивация

Может показаться, что эти два навыка имеют отдаленное отношение к психической устойчивости, но это не так. Без мотивации не возникнет даже желания двигаться вперед и начать менять что-либо в своей жизни. А без дисциплины все достижения за несколько дней будут перечеркнуты ленью. А ведь вам нужно взбираться на эту гору несколько недель и даже месяцев.

Наличие четких целей

Вам нужны четкие цели, которые помогают двигаться вперед, а не заставляют топтаться на месте. Они должны вдохновлять на то, чтобы действовать и принимать сложные решения, а не утомлять и вызывать стресс. Будьте осторожны с постановкой целей, чтобы не взять на себя слишком много. Как и слишком мало.

Взятие обязательства

Высокий уровень психической устойчивости также требует, чтобы вы научились брать на себя обязательства за достижение своих целей. Это значит, что нужно развивать в себе последовательность, а также научиться избегать искушений.

Умение терпеть дискомфорт

Редкий работодатель наймет человека, который при первом же дискомфорте начнет ныть и жаловаться на свою нелегкую жизнь. Он предложит работу тому, кто умеет справляться с проблемами.

Если вы не умеете терпеть дискомфорт, то с большой долей вероятности станете принимать плохие решения и давать волю негативным эмоциям. В обратном случае вы сможете отделять себя эмоционально от неудобства и выдавать максимальный результат, несмотря ни на что.

Дискомфорт также появляется, когда мы сталкиваемся с неудачами и ошибками. Кто-то будет долго переживать по этому поводу, теряя ценное время. А кто-то тотчас же перестроится, выяснит, что вызвало проблему и начнет искать лучшие решения.

Не позволяйте внешним обстоятельствам негативно влиять на свои решения и мышление.

Создание реалистичных ожиданий

Типичный пример: человек решает, что хочет ходить в тренажерный зал каждый день. Он решителен и поэтому покупает абонемент на целый год. Две недели огромной мотивацией сменяются апатией. Это — абсолютно нормальный процесс, через который проходят все. Но если этот человек не знал о регрессе, он может психически не выдержать этого и забросить тренировки. К тому же, он не все продумал и теперь не может найти 2-3 часа каждый день на то, чтобы заниматься спортом. Его ожидания были завышены, он и не знал, что главное — подготовиться психически и научиться заниматься спортом даже в те времена, когда мотивация и сила воли на нуле.

Мы часто ставим нереалистичные цели и слишком многого ждем от себя, причем без особых оснований на это. В какой-то момент, прочитав вдохновляющую книгу, решаем изменить свою жизнь и забываем, что мотивация — дама очень непостоянная.

Тщательное планирование и подготовка — вот ваш шанс на то, что удастся достичь долгосрочных целей. Причем настраиваться нужно на самое худшее. Например, при изучении английского языка в первую очередь продумайте ответы на такие вопросы:

Это только часть вопросов, которые стоит себе задать. На самом деле мелочей могут быть десятки, если не сотни. И если вы пустите все на самотек, то при первой же сложности отступите. Здесь важно настроить в первую очередь именно свою психику.

Умение придерживаться правильных привычек

Психическая устойчивость — это не то иное, как привычка, которую мы можем развить. Сложность в том, что для этого нужно создать целую цепочку поддерживающих привычек. Это требует больших усилий и практики.

Нужно в первую очередь сознательно помещать себя в проблемные ситуации и анализировать свое поведение. То есть выходить из пресловутой зоны комфорта как можно чаще. Научитесь ставить над собой эксперименты.

Главный враг психической устойчивости — это низкий порог стресса. То есть тот уровень, после которого в голове появляется туман, а эмоции мешают мыслить нормально.

Не стоит себя помещать в самые сложные ситуации: научитесь для начала справляться просто с чем-то незнакомым. Хороший знак — это дискомфорт и некоторый уровень метафорической боли. С каждым разом ставьте себя в более сложные условия.

Желаем вам удачи!

Эмоциональная устойчивость - залог душевного спокойствия

Жизнь проверяет на прочность каждого человека без исключения. Различные трудности и проблемы способны вывести из состояния душевного равновесия даже самого закалённого и стрессоустойчивого. Несмотря на то, что эмоции - очень нужная и важная составляющая гармонично развитой личности, во многих ситуациях они способны нанести большой вред.

Решения, принимаемые под действием эмоций, далеко не всегда приносят пользу. Широкий диапазон эмоций - это хорошо, но как быть, если от них слишком много проблем? Как развить эмоциональную устойчивость в мире, в котором появляется всё больше и больше стрессовых факторов?

Что такое эмоциональная устойчивость, и зачем она нужна?

Под эмоциональной устойчивостью психологи понимают способность человека противостоять неблагоприятным факторам, преодолевать состояние эмоционального возбуждения и быстро возвращаться к состоянию душевного равновесия после стресса. Для эмоционально устойчивого человека каждая стрессовая ситуация - как тренировка. Он становится сильнее, мудрее, более здраво подходит к решению проблем и спокойно переносит все превратности судьбы.

Факторы, влияющие на эмоциональную устойчивость

Начнём с того, что она бывает врождённой и приобретённой: одни с самого детства обладают таким набором качеств, который позволяет им сохранять хладнокровие и поддерживать рациональное мышление в тонусе, а другие развивают стрессоустойчивость путём долгой и усердной работы над собой.

От чего зависит степень эмоциональной устойчивости?

На неё оказывают влияние такие факторы как:

Способы развития эмоциональной устойчивости, их плюсы и минусы

  1. Различные духовные практики, в особенности, восточные. Часто они сочетают в себе все последующие пункты. Польза от них действительно есть, но стоит учитывать, что освоить их не так-то просто, к тому же на это могут уйти годы. Чтобы добиться успеха, нужно менять жизненный уклад, а это устроит не каждого.
  2. Медитация. Не всегда она подразумевает погружение в транс. У неё, безусловно, есть плюсы - она помогает абстрагироваться от гнетущих мыслей, успокоиться, освободиться от негативных эмоций, но не решает психологические проблемы.
  3. Визуализация. Это практически то же самое, что и медитация, только внимание фокусируется на каком-либо видимом объекте, к примеру, на пейзаже. Красивый вид успокаивает нервную систему не хуже, чем приятная мелодия или прикосновение.
  4. Дыхательные техники. Они тоже очень полезны для физического и психического здоровья. Особенно непосредственно в момент, когда эмоции захлестнули. Контроль над дыханием поможет восстановить душевное равновесие.
  5. Спорт. Как известно, физическое здоровье очень важно для психоэмоционального состояния. Спорт улучшает самочувствие, повышает настроение, самооценку, запускает защитные реакции организма. Он обязательно должен присутствовать в жизни каждого человека, но, опять же, не решает внутренних проблем.

Всё это поверхностные, косвенные способы повышения эмоциональной устойчивости. Возможно, они хороши для решения сиюминутных задач: когда нужно быстро восстановить равновесие или сохранить внешнее спокойствие. Слабая сторона всех этих техник состоит в том, что они сродни таблеткам от головной боли - действуют только в момент, когда вы их используете.. Они снимают симптом, но не решают проблему, так как не ведут к изменению порога эмоциональной чувствительности. Как только вы прекращаете вышеуказанные практики – проблема возвращается.

Помощь психолога и эмоциональная устойчивость

Как психолог поможет вам повысить эмоциональную устойчивость?

  1. Он выслушает вас, проанализирует полученную информацию. С помощью вопросов, уточнений и специальных техник поможет вам под другим углом взглянуть на ситуации, которые вас дестабилизируют.
  2. Поможет разобраться в себе, вместе с вами обнаружит причины той или иной психологической реакции. В дальнейшем это поможет изменить силу эмоций и переживаний в моменты возникновения сложностей.
  3. Выявит сопутствующие психологические проблемы, поможет в их решении.
  4. Разработает индивидуальную модель развития эмоциональной устойчивости, исходя из вашего темперамента, ситуации, жизненного опыта и других факторов.

Пример из практики

Галина пожаловалась психологу, что очень тяжело переживает трудности на работе, в семье и повседневной жизни. Особенно чётко она осознала проблему, когда возникла необходимость покупки квартиры. Связанная с этим нервотрёпка буквально подкосила женщину. Она не спала ночами, всё думала, как бы её не обманули, проворачивала в голове детали, переживала и нервничала. Из-за этого она не могла сконцентрироваться на работе и словно бы выпала из жизни. Очень скоро нервное истощение сказалось и на физическом здоровье: Галина испытывала головные боли, бессонницу, проблемы с пищеварением. Начались скандалы в семье - женщина постоянно говорила только о предстоящей сделке, из-за чего все в доме перессорились.

В фокусе работы специалиста была и проработка предыдущих стрессов, и работа с чувствами, и расстановка приоритетов таким образом, чтобы потребностям и желаниям Галины тоже находилось место и время. Вместе с психологом не раз рассматривались жизненные установки и опыт, сформировавшие избыточное беспокойство, и постепенно его удалось преодолеть. Эмоциональная устойчивость стала для женщины надёжным спутником в преодолении жизненных неурядиц.

Психотерапия в этом случае действительно очень эффективна, поскольку способствует внутренним изменениям и восстановлению равновесия на длительный период времени.

Читайте также: