Простые ткацкие переплетения сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Ткачество, как известно, возникло еще в каменном веке. Сначала люди пробовали создавать ткани руками, но затем для упрощения работы был придуман ткацкий станок. Он позволил существенно расширить ассортимент изготавляемых материалов, придавать им более красивые и витиеватые рисунки.


На сегодняшний день в мире производится несколько сотен различных тканей. Все они различаются по типу ткацкого переплетения. Под этим термином понимается многочисленные комбинации сплетения основных и дополнительных нитей (утка). Вид переплетения определяет физические и механические свойства материала, а также отвечает за его внешний вид. В области ткацкого переплетения используют и еще ряд специальных понятий. Так, под перекрытием понимают ту точку, где происходит пересечение основных волокон и волокон утка. Перекрытия встречаются двух типов:

- основное перекрытие. Его условное обозначение – nFО. Под этим значением понимается то место на лицевой поверхности материала, где основная нить помещается над уточной;

- уточное перекрытие или nFУ. Здесь имеется в виду то место на лицевой части ткани, где уточная нить пролегает над основной.

Одним из обязательных значений в ткацком переплетении является раппопорт. Его обозначают латинской буквой R. Он отвечает за орнамент ткани и определяет то количество нитей основы или утка, которое повторяется в определенном порядке через заданное расстояние. Принято говорить о двух видах раппопорта:

- раппопорт основы (Ro). Это количество основных нитей, которые чередуются с уточными;

- раппопорт утка (Ry). Под данным понятие подразумевается количество дополнительных волокон, которые пересекаются с нитями основы.

- вертикальный сдвиг (Sо) – это количество дополнительных волокон между двумя одиночными перекрытиями основы;

- горизонтальный сдвиг (Sу) – это количество основных волокон между двумя одиночными дополнительными пересечениями.

Ткацкие переплетения имеют обширную и многоуровневую классификацию.


Выделяется четыре большие группы и множество подгрупп.

Главные переплетения

Открывают систематизацию главные или простые переплетения. Их схемы известны с древних времен и практикуются и по сей день. Главные переплетения легко узнаются по гладкой и однородной поверхности. У тканей, произведенных таким способом, раппопорт основы равен раппопорту утка. К главным переплетениям относят:


Оно имеет самый элементарный раппопорт: Ro=2 и Ry=2. Каждая главная нить соединяется с дополнительной через одну. Ткани, созданные с применением полотняного переплетения, имеют лицо и изнанку, а также гладкую поверхность. В случае, если дополнительные и основные нити различаются по толщине, материал приобретает так называемый репсовый эффект. Полотняное переплетение признано самым популярным и распространенным. Благодаря ему производятся хлопчатобумажные, плательные и льняные ткани. Среди них отметим ситец, бязь, парусину, шелк.


Данный вид переплетения характеризуется диагональными полосами, которые расположены по всему периметру ткани. Саржевый раппопорт имеет индекс R>3. Для удобства использования при обозначении саржевого переплетения применяют дробь. Числитель отвечает за количество нитей основы, а знаменатель – за число нитей утка. Причем переплетение саржа ½, 1/3, ¼ называют уточным и применяют, когда на лицевой стороне ткани необходимо выделить дополнительные нити. В варианте переплетения 2/1, 3/1, 4/1, наоборот, доминируют основные нити. Саржой переплетают, как правило, подкладочные, полушерстяные и хлопчатобумажные ткани.


Отличительная особенность такого переплетения – гладкая, переливающаяся поверхность. Лицевая часть атласных тканей состоит из основных волокон. Материалы обыкновенно отличаются хорошей прочностью, они устойчивы к возникновению трения, прекрасно скользят. Самый популярный раппопорт для атласного переплетения – 5,8 и 10 волокон. При помощи атласного переплетения получается креп-сатин, коломянка. Разновидностью атласного считается


На его лицевой части доминируют нити утка. Каждая из них лишь один раз пересекается с нитью основы, когда выходит на изнаночную поверхность будущей ткани.

Мелкоузорчатые переплетения

Вторым по счету большим классом являются мелкоузорчатые переплетения. Их получают, усложняя и дополняя простые переплетения. Мелкоузорчатые переплетения принято разделять на две подгруппы:

- производные переплетения. Их получают, усиливая одиночные основные или уточные перекрытия полотняного, саржевого и атласного переплетений. Как правило, материалам удается сохранять характеристики тех основных переплетений, из которых они были созданы. Впрочем, это правило не распространяется на раппопорт. В производных переплетениях раппопорт основы не всегда равнозначен раппопорту утка. Все зависит от конкретного случая.

Стоит отметить, что производными полотняного переплетения выступают репс и рогожка. При репсовом переплетении усиливаются основные и дополнительные перекрытия. Репсовые ткани делятся на основные и уточные. В первом случае лицевая поверхность материала состоит из главных нитей. Во втором – из дополнительных.

Переплетение рогожка представляет собой двойное или тройное полотняное переплетение. Оно формируется при усилении (удлинении) основных и дополнительных перекрытий. Если данные перекрытия будут удлинены очень сильно, материал получится плотным и одновременно мягким.

Применяя в качестве базы простое саржевое переплетение, обыкновенно создают три вида производных саржевых переплетений:

- саржа усиленная. Она образуется, когда увеличивается длина одиночных перекрытий простой саржи. Таким образом, усиленная саржа приобретает более ярко выраженные диагональные линии. Данный вид переплетений характерен для хлопчатобумажных и шерстяных тканей.

- саржа сложная. Ее еще называют многорубчатой. Свое название данный вид производного переплетения получил из-за рубчиков разной ширины. Сложная саржа встречается основной, где на лицевой стороне ткани находятся основные нити, и уточной, где на лицевой поверхности преобладают дополнительные волокна.

- саржа ломанная. Она образуется с использованием одновременно простой саржи, усиленной или сложной саржи. Ломанную саржу можно узнать по диагональным полосам, которые расположены как вправо, так и влево, а также по продольным линиям. Даннный метод применяют для изготовления хлопчатобумажных материалов, шерстяных тканей типа трико и ряда пальтовых тканей.


Примечательно, что производным простого атласного переплетения становится усиленный сатин. Смысл получения данного переплетения заключается в том, что к каждому основному перекрытию добавляют еще одно, а то и сразу несколько дополнительных перекрытий. В результате нити утка оказываются превосходно закреплены. В частности, усиленный сатин применяется при производстве молескина.

- комбинированные переплетения. Они представляют собой чередование различных вариантов простых переплетений. Комбинированные переплетения подразделяются на несколько видов:

- креповые переплетения. Ткани, изготовленные с их помощью, отличаются мелкозернистой поверхностью. Это материалы на основе шелка и хлопка;

- рельефные переплетения. Характеризуются объемным рисунком на поверхности ткани. Рельефные переплетения имеют несколько подвидов:

  • вафельное переплетение. Основные и уточные нити пересекаются так, что получается узор из прямоугольных сот. Причем их грани выступают, а середина углублена. Преимущественно вафельное переплетение используют при производстве полотенечных тканей, которые отлично впитывают воду;
  • диагональное переплетение. Оно отличается выступающими вверх рубчиками;
  • рубчиковое переплетение (другое название - сложное пике). Данный тип переплетения являет на поверхности ткани выразительные рубчики продольной формы. В каждом раппопорте перекрытия содержатся два рубчика.
  • продольно и поперечно-полосатые переплетения. Их получают, соединяя и сочетая раппопорты множественных переплетений. Последовательность чередования переплетений влияет на расположение полос на поверхности ткани. Они могут быть продольными, поперечными, в клетку или в шашечку.


Сложные переплетения

Третий класс переплетений составляют сложные переплетения. Они формируются на базе главных и производных переплетений. Одновременно в их основе лежит несколько систем нитей основы и утка. Сложные переплетения состоят из ряда подтипов:

- двойные переплетения. Они характеризуются многослойностью и могут быть нескольких видов:

  • двухлицевые. Они образуются по двум ревалентным схемам – из одной основы и двух утков или из двух утков и одной основы. Ткани, изготовленные с применением двухлицевого переплетения, имеют повышенную плотность и высокий удельный вес;
  • мешковые. Переплетение формируется с помощью двух систем основы и двух систем утка. В результате получаются два совершенно самостоятельных полотна, которые расположены одно над другим. Они могут соединяться по краям, формируя полую ткань. Также соединение может проходить по рисунку. В этом случае происходит взаимная смена слоев;
  • двуслойные. Принцип создания данного переплетения идентичен мешковому. Единственная разница состоит в том, что полотна скрепляют между собой по всей площади ткани. Нередко для двуслойного переплетения выбирают более плотные нити основы и менее прочные нити утка. Так достигается теплопроводность материала, при одновременном сохранении себестоимости ткани. Разновидностью двуслойного переплетения является пике. Его лицевая сторона вырабатывается с помощью полотняного переплетения. Рельефный рисунок достигается из-за того, что нити нижней основы, находясь по периметру узора над волокнами верхнего утка, тянут их вниз, делая углубления;

- ворсовые переплетения. На поверхности тканей, выпущенных с использованием этого переплетения, содержится разрезной ворс или петельный ворс. Среди разновидностей встречаются переплетения с уточным и основным ворсом. Отдельно в качестве подвида выделяют махровое переплетение. Материал, где используют это переплетение, наделен петлями из нитей. Сами волокна отлично впитывают влагу. Данные ткани незаменимы для производства банных полотенец и халатов;

- перевивочные или ажурные переплетения. Они получаются при соединении двух систем нитей основы и одной системы нитей утка.


Крупноузорчатые переплетения

Наконец, к четвертому классу переплетений примыкают крупноузорчатые переплетения. Их вырабатывают преимущественно на жаккардовых ткацких станках. Поэтому достаточно часто данный вид переплетения именуют еще и жаккардовым. Необходимо отметить, что раппопорт крупноузорчатого переплетения способен повторяться несколько раз по ширине ткани. Однако, есть рисунки, где один раппопорт переплетения распространяется на всю ширину материала. Крупноузорчатые переплетения бывают двух категорий:

- простые крупноузорчатые переплетения , которые выполняют из одной основы и одного утка;


- сложные крупноузорчатые переплетения. Их узор составляют несколько систем нитей основы и утка. Сложные крупноузорчатые переплетения бывают двухлицевыми, двухслойными и ворсовыми. Ткани, произведенные с помощью данных переплетений, применяются для пошива платьев, а также оббивки для мебели.

Более подробно с каждым из видов большой семьи ткацких переплетений мы познакомим Вас в наших следующих статьях.


Ткань — это текстильное изделие, изготовленное взаимным переплетением продольных (основы) и поперечных (утка) нитей в процессе ткачества. Сначала подготавливают нити основы и утка. Ткань вырабатывается на ткацком станке.

Потребительские свойства тканей зависят не только от сырьевого состава, но и от переплетения.

Переплетение — это порядок взаимного перекрытия нитей основы нитями утка.

Графическое изображение простых переплетений


Переплетение уточных нитей с основными

Места перекрещивания основы с утком называют перекрытием. На свойства ткани влияют длина и сдвиг перекрытия. В каждом ряду основные и уточные перекрытия расположены таким образом, что через какое-то число нитей порядок их расположения повторяется. Такой повторяющийся рисунок переплетения называется раппортом переплетения.

Переплетения подразделяют на четыре класса: простые (главные), мелкоузорчатые, крупноузорчатые (жаккардовые) и сложные.

Простые (главные) — это переплетения полотняное, саржевое, атласное (сатиновое). Полотняное переплетение — самое простое и распространенное, при котором лицевая сторона и изнанка ткани получаются одинаковыми. Полотняным переплетением вырабатывают бельевые, платьевые и другие ткани.

Саржевое переплетение характеризуется наличием на ткани диагоналевых полос, идущих снизу вверх направо. Ткань саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей.

Атласное (сатиновое) переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).



Мелкоузорчатые переплетения — самые разнообразные и построены путем видоизменения простых переплетений (репсы, рогожки, ломаная саржа, диагоналевое и др.) или комбинации элементов простых или видоизмененных.

Крупноузорчатые переплетения (жаккардовые) характеризуются большими раппортами и многообразием ткацких рисунков, влияют в основном на эстетические свойства тканей. Такими переплетениями вырабатывают мебельно-декоративные, платьевые ткани и др.

Сложные переплетения характеризуются наличием трех или четырех систем нитей, например, двух систем нитей основы и одной или двух — утка (в первом случае — это ткани полутора, но втором — двухслойного переплетения). Так вырабатывают драпы, ворсовые ткани.

Ткань получают на ткацких станках в результате переплетения продольных нитей основы и поперечных нитей утка. Ткацкие переплетения, определяющие порядок взаимного расположения нитей основы и утка, подразделяются на че­тыре класса: простые, сложные, мелкоузорчатые и крупно­узорчатые (жаккардовые).

Простые переплетения отличаются гладкой поверхностью без узоров.


Полотняное переплетение имеет одинаковый рисунок на лицевой и изнаночной стороне.

Главные ткацкие переплетения:

1 — полотняное; 2 — саржевое; 3 — сатиновое; 4 — атласное

Ткани отличаются повышенной плотностью, жесткостью и прочностью.

Саржевое переплетение имеет на лицевой поверхности рельефные рубчики, направленные снизу слева вверх на­право под углом, величина которого зависит от соотношения количества нитей по основе и утку. Ткани саржевого переплетения по прочности уступают тканям полотняно­го переплетения, но превосходят их по мягкости.

Атласные переплетения получают путем перекрытия одной нитью основы четырех нитей утка (атласное) и наоборот (сатиновое). В атласном переплетении на лицевой поверхности преобладают нити основы, а в сатиновом — нити утка. Ткани имеют гладкую блестящую поверхность и высокую стойкость к истиранию.

Мелкоузорчатые переплетения отличаются наличием мелкого рельефного рисунка на лицевой поверхности ткани (рис.).



Мелкоузорчатые ткацкие переплетения: 1 — рогожка; 2 — ломаная саржа

Подразделяются на производные от простых переплетений (репс, рогожка, ломаная саржа, диагоналевое и др.) и комбинированные, получаемые сочетанием простых переплетений (креповые, вафельные и т. д.).

Репс и рогожка являются производными от полотняного переплетения. В репсе переплетаются две нити основы и одна нить утка или наоборот. Рогожка получается в результате переплетения одинакового количества (две и более) нитей основы и утка. Производные от саржи получают путем изменения длины перекрытий (сложная саржа), направления саржевых полосок (ломаная и обратная саржа), сдвига перекрытий — диагоналевое переплетение, отличающееся тем, что угол наклона диагоналевых полос к линии утка больше, чем в сарже.

Креповые переплетения создают зернистую, шероховатую поверхность ткани. Вафельные переплетения в виде рельефных квадратов и других фигур повышают мягкость, рыхлость и водопоглощение ткани. Применяют для выработки столовых полотенец. Просвечивающиеся имеют просветы различных размеров, что повышает их проницаемость и позволяет использовать для получения летних тканей.

Сложные переплетения получают из трех и более систем нитей: две нити основы и две нити утка, две нити основы и три нити утка и наоборот. Наиболее распространенными являются полутора- и двухслойные ворсовые и ажурные переплетения.

Полутораслойные получают из трех систем нитей: одна нить основы и две нити утка и наоборот, двухслойные — из четырех, иногда из пяти, систем нитей. Ткани отличаются повышенной толщиной, плотностью и теплозащитностью. Ткацкий рисунок на лицевой и изнаночной стороне может быть одинаковым и различным. Применяют для получения драпов и других тканей для пошива зимней и демисезонной одежды.

Ворсовые переплетения состоят из трех систем нитей и применяют для получения на поверхности ткани ворсового разрезного или петельного покрова. С разрезным ворсом вы­рабатывают бархат, плюш, искусственный мех и вельвет, отличающиеся высокими показателями износоустойчивости и эстетических свойств. С петельным ворсом получают мах­ровые ткани и изделия из них: полотенца, халаты, простыни и т. п., хорошо впитывающие влагу.

Ажурные переплетения отличаются большим количе­ством сквозных пор и применяются для изготовления легкой одежды.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения создают на базе простых, сложных и мелкоузорчатых переплетений.


Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения

Атласное переплетение — характеризуется разницей в длине перекрытия основы и утка, лицевой застил образован нитями основы (до четырех и более). Лицевая сторона тканей приобретает гладкость и повышенный блеск.

Ворсовое переплетение — применяется для выработки тканей с разрезным или петельным ворсом, для чего в структуру вводится третья нить — ворсовая основа или уток. Вырабатывают бархат, вельвет, плюш.

Двухслойные переплетения — состоят из четырех, (иногда пяти) систем, в которых две основы располагаются одна над другой, переплетаются утком и связываются между собой одним из утков. Они могут быть одно лицевые (с одинаковыми лицом и изнанкой) и двухлицевые (различным лицом и изнанкой).

Диагоналевое переплетение — образует на поверхности ткани выпуклые рельефные полосы, расположенные наклонно к нитям основы. Угол наклона этих полос обычно меньше или больше (в зависимости от плотности нитей по основе и утку) угла наклона саржевых полос в тканях саржевого переплетения. Применяют для выработки толстых, тяжелых тканей.

Длина перекрытия — характеризует величину одновременного перекрытия нитей, обозначается количеством перекрываемых нитей.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения — выполняются на ткацких станках с прибором Жаккарда, дающим возможность перекрытия нитей основы с утком в любом сочетании, вследствие чего обеспечивается возможность получения крупных ткацких узоров (геометрических узоров, цветочных орнаментов и др.).

Ломаная саржа — производное саржевого переплетения, строится на базе простой, усиленной или сложной саржи с изменением направления диагоналей через произвольное число нитей. Ткани с переплетением ломаной саржи имеют на поверхности рисунок в виде “елочки”.

Мелкоузорчатые переплетения — представляют собой производные от главных (полотняное, саржевое, атласное) или их комбинации, в результате создают на ткани мелкий ткацкий рисунок: рубчики, клетку и др.

Многослойные переплетения — состоят из более четырех систем. Применяются для выработки технических тканей.

Перевивочное переплетение — получают из двух основ — коренной и перевивочной. В процессе ткачества нити перевивочной основы при помощи специального приспособления пересекают соседние нити коренной основы и обвивают друг друга.

Переплетение — порядок взаимного расположения нитей в тканях, трикотаже, гардинно-тюлевых изделиях, определяющий их структуру, внешний вид и свойства.

Петельное (махровое) переплетение — характеризуется наличием на поверхности ткани петель (иногда их разрезают). Таким переплетением вырабатывают ткани для халатов, полотенец.

Пикейное переплетение — разновидность двухслойных переплетений, на лицевой поверхности которого образуется ткацкий рисунок в виде продольных и поперечных рубчиков, выпуклых клеток, ромбиков и т. д. Используют для выработки сорочек, детской одежды, воротников.

Полотняное переплетение — переплетение, при котором нити основы и утка поочередно покрывают друг друга по типу шахматной доски, что обеспечивает наиболее жесткую по структуре связь текстильных нитей основы и утка и увеличение прочности на разрыв.

Полутораслойные переплетения — состоят из трех систем нитей, в которой две нити основы переплетаются с нитью утка или одна основа — с двумя утками.

Раппорт переплетения — законченная часть рисунка переплетения ткани, при повторении которой получается непрерывный рисунок.

Репсовое переплетение — получается при удлинении перекрытий полотняного переплетения в направлении основы или утка. При удлинении перекрытий в направлении основы получают основный (поперечный) репс. При этом нити основы изгибаются, а нити утка почти прямолинейны, в результате на поверхности ткани образуются поперечные рубчики. При удлинении перекрытий в направлении утка получают уточный (продольный) репс, т. е. на поверхности ткани получаются продольные рубчики. Лицевая и изнаночная стороны тканей репсового переплетения одинаковы.

Рисунок переплетения — графическое изображение переплетения нитей в ткани, которое выполняется на клетчатой бумаге в прямоугольной системе координат. Основные перекрытия на рисунке обозначают закрашенными клетками, уточные — незакрашенными.

Рогожка или шашечное переплетение — характеризуется тем, что вместо одной нити основы располагаются две или три рядом лежащие нити, выступающие в переплетении за одну нить. Поверхность ткани оказывается покрытой более или менее крупными квадратиками, величина которых определяется числом нитей, образующих рисунок.

Саржевое переплетение — характеризуется тем, что основные и уточные переплетения располагаются со сдвигом в одну сторону на одну нить. В результате на ткани образуются косые (саржевые) полосы, идущие под некоторым углом снизу вверх. Направление сдвига перекрытий может быть слева направо и справа налево.

Сатиновое переплетение — в отличие от атласного имеет на лицевой стороне ткани застил из нитей утка.

Сдвиг переплетения — характеризует величину смещения (сдвига) каждого последующего перекрытия по отношению к перекрытию предшествующей нити. Обозначают цифрами (1, 2, З и т. д.), которые показывают, на сколько нитей смещается последующее перекрытие относительно предыдущего.

Сложная саржа — характеризуется комбинацией переплетений простой и усиленной саржи. В рисунке ее переплетения имеются рубчики разной ширины.

Сложные переплетения — характеризуются тем, что в образовании ткани участвуют две или более нитей основ или утка, т. е. вводятся лицевые, подкладочные, ворсовые нити и т. д. К сложным переплетениям относятся полутора- и двухслойные, многослойные, ворсовые, и перевивочные. Ткани таких переплетений имеют большую толщину, значительную поверхностную плотность.

Ткацкий рисунок — рисунок, который получается на поверхности ткани в результате переплетения нитей на ткацком станке.

Усиленная саржа — характеризуется увеличением длины перекрытий, числа нитей в раппорте (отсутствуют одиночные), саржевые полосы шире, рисунок переплетения четче.

Ткачество – одно из древнейших ремесел, которое возникло в тот момент, когда первобытные люди стали отказываться от ношения только лишь шкур животных. Поначалу материи ткали простейшим способом, переплетая всего лишь две нити, но со временем количество переплетений увеличивалось. Современная текстильная промышленность насчитывает несколько десятков разнообразных способов плетения тканей, которые называются ткацкими переплетениями.


Что такое ткацкое переплетение?

Ткацкие переплетения – главнейшая характеристика тканых материалов. Именно переплетение наряду с материалом волокон определяет, каким же будет конечное полотно, его свойства и внешние качества. Разнообразная техника плетения создает мелкий узор ниток на тканевой поверхности.


В ткачестве участвуют 2 основных вида верхней и нижней нитки – основа и уток. Основой называются вертикальные волокна, проходящие параллельно друг другу. В изготовлении сложных, пестротканных материй могут использоваться две основы – коренная и прижимная. К этой нити предъявляются высокие требования относительно прочности и эластичности, ведь она в процессе ткачества подвергается постоянному натяжению и трению.

Уток – нить, проходящая горизонтально, поперек основы. Чаще всего она не настолько крученая, как основа, более ворсистая и пушистая, заполняет своим ворсом промежутки между нитками.

Переплетение – это способ, которым верхняя и нижняя нитки перекрывают друг друга. Для его описания используются следующие термины:

  • Перекрытие (nF) – точка пересечения верхней и нижней нити. В зависимости от того, какая нитка проходит сверху, бывает основным (nFO) и уточным (nFУ).
  • Раппорт (R) – количество перекрытий до того, как чередование начнет повторяться. В зависимости от нити, по которой ведется отсчет перекрытий, бывает раппорт по основе (Ro) и по утку (Rу).
  • Сдвиг (S) – число, показывающее, насколько удалено перекрытие от следующего такого же. Бывает вертикальным (So) и горизонтальным (Sу).

Классификация переплетений нитей в тканях со схемами


Существует несколько разновидностей ткацких переплетений, от простых полотняных и саржевых до сложных петельных и перевивочных. В ткачестве существует набор символов, благодаря которым составляют рисунок материи. Перекрытия обозначаются клетками, белая клетка – уточное перекрытие, а черная – основное. Как выглядят разные классы переплетений можно увидеть на фото далее.

Простые: саржевое, полотняное, сатиновое и атласное


Классификация переплетений основывается на повторяющемся перекрытии ниток основы и утка. Наиболее простыми являются саржевое, полотняное, сатиновое и атласное.

Основным, самым простым переплетением, которое было изобретено много тысячелетий назад, является полотняное. В нем две нити попеременно покрывают друг друга с наименьшим раппортом. Полотно получается плотным, крепким, гладким. Лицо и изнанка одинаковы на вид.


Можно ли разнообразить текстуру такой материи? Если нить основы будет тоньше утка, то на поверхности полотна образуется диагональный мелкий узор, который называется ложным репсом. Формулы, которые подскажут, как делать полотно: Ro=Rу=2, So=Sу=1, nFO=nFУ=1.

При саржевом переплетении на материи получается мелкий, еле заметный рубчик, который идет под углом 45 градусов сверху вниз и справа налево или слева направо. Ткань-диагональ более эластичная, чем полотно, но менее крепкая. Ткань, созданная саржевым переплетением, очень хорошо тянется по диагонали и драпируется, что необходимо учитывать при раскрое. Схема и формула саржи: Ro=Rу=R=nFO+nFУ=>=3, So=Sу=1.


Атласное и сатиновое переплетение имеют общий рисунок, но отличаются тем, какие нити проходят сверху. Если уточные нитки образовывают лицевую сторону, то это сатин, если основные – атлас. Рисунок обозначается дробными числами, показывающими раппорт. Сатин и атлас имеют гладкую поверхность, отличаются блеском. Ткани сатинового переплетения скользящие, легкие, драпирующиеся, но они сыплются в процессе кройки. Такими же качествами обладают и ткани атласного переплетения.

Мелкоузорчатые: производные от простых и комбинированные

От полотняного, саржевого, сатинового и атласного переплетений образуются различные производные, которые классифицируются как мелкоузорчатые:

  • Репсовое переплетение. Полотняное переплетение, которое характеризуется редкими волокнами с рубчиком по диагонали. По своим свойствам репс отличается меньшей растяжимостью.
  • Рогожка. Основа и уток образуют довольно крупные квадраты, благодаря чему становится более выражена фактура ткани в отличие от простого полотняного переплетения.



Комбинированные переплетения сочетают в себе сразу две разновидности, например:

  • креповое и репсовое;
  • саржевое и рогожку;
  • сатиновое и саржевое переплетения;
  • сатиновое и креповое переплетение;
  • сатиновое и атласное.


При соединении полотна и репса получается так называемое просвечивающее полотно. Ромбовидное в сочетании с саржевым дает вафельную ткань. При совмещении рогожки и полотна получается креповый способ переплетения.

Сложные: 1,5- и 2-слойное, ворсовое, петельное, перевивочное

Характерной чертой сложных переплетений является использование более чем 2 нитей основы и утка. Разновидности сложных видов:

  • Двухслойные. 2-слойные ткани образуются при использовании 4–5 нитей, например 2 основы и 2 утка, 3 основы и 2 утка, 2 основы и 3 утка. Фактически получается 2 отдельных слоя ткани, которые соединены между собой нитью. Материя получается плотной, тяжелой и прочной. Если полотно состоит из 3 нитей, то его называют 1,5-слойным или двухлицевым.
  • Ворсовое. На поверхности материи из уточной или основной нити образуется ворс разной длины. Основу составляет полотняное или саржевое переплетение.
  • Петельное. Разновидность ворсового, при котором ворсинки не разрезаются, а остаются на поверхности материи в виде петелек.
  • Пике. Способ переплетения, при котором на поверхности тканей образуются выпуклые узоры. Используются 3 нити: 2 плетутся как полотно, в то время как третья стягивает волокна в выпуклый узор.
  • Перевивочное. Ажурное переплетение, которое образует прозрачные ячейки. Используются 3 нитки: 1 уток и 2 основы. Перевивочная основа обвивает стоевую, образуя ажурный узор.

Крупноузорчатые (простые и сложные жаккардовые)

Отдельно в классификации переплетений существует определение крупноузорчатых жаккардовых переплетений. Их можно плести только на специализированных жаккардовых станках. Благодаря подобному плетению можно получить на ткани крупные тканые узоры.


Жаккардовое переплетение

Крупноузорчатые схемы, в свою очередь, подразделяются на простые и сложные. Для того чтобы выткать простую ткань, используют 2 системы нитей. Из таких материй шьют скатерти, салфетки, гардины. Сложные переплетения состоят из 3 и более систем ниток. Они образуют разнофактурные узоры, из них ткут гобелены, ковры, покрывала, обивочную материю для мебели.

Примеры и описание материй разных видов переплетения, их свойства и применение


Каждая материя характеризуется своим способом переплетения, которое напрямую влияет на его свойства. Применяя определенный вид плетения, можно сделать материю более прочной, эластичной, износостойкой или, наоборот, легкой, прозрачной, ажурной.

В таблице представлены материи разных видов плетения:


Вид переплетенияМатерияКачества и сфера применения
ПростоеПолотняноеИз хлопка – ситец, батист. Из льна – парусина, бортовка. Из шелка – крепдешин, креп-шифон. Из шерсти – сукно.Высокая прочность и жесткость, легкий крой.
СаржевоеСаржа, подкладочная ткань.Высокая плотность, эластичность, растяжимость, драпируемость. Ткани толстые и тяжелые, но износостойкость у них ниже, чем у предыдущей группы.
СатиновоеХлопок – сатин; лен – коломенок; шелк – атлас, креп-сатин; шерсть – драп, бобрик, байка.Повышенная износостойкость, мягкость, эластичность. Гладкая, блестящая поверхность обеспечивает скольжение.
Атласное
МелкоузорчатоеРепсРепс, файдешин, плательная и костюмная ткань.Мягкая слаборастяжимая ткань.
РогожкаОксфорд, двунитка, рогожка, ткань для костюмов и жакетов.Плотная, но мягкая и эластичная материя.
Усиленная саржаШотландка, бумазея, шевиот, бостон, коверкот, габардин.Плотная ткань, используемая для пошива костюмов и пальто.
СложноеДвухслойные и двухлицевыеДрап, байка, сатин-трико.Двухслойные ткани могут иметь разный цвет с изнаночной и лицевой стороны.
ПикеТкань для детской одежды, покрывал.Узорчатая мягкая материя.
ВорсовоеВельвет, бархат, плюш, мех.Используется для пошива различных изделий, от одежды до игрушек, и обивки мебели.
ПетельноеМахровые ткани.Используется для пошива полотенец, халатов.
ПеревивочноеАжурные ткани.Применяют для пошива сорочек, белья, платьев, занавесок.
КрупноузорчатоеПростоеДамаст, сатин-жаккард, штоф, парча.Из таких тканей шьют салфетки, скатерти, занавески. Их используют для пошива одежды – платьев, блузок, белья.
СложноеМебельно-декоративные ткани.Отличаются высокой прочностью и износостойкостью. Применяются для изготовления гардин, портьер, мебельной обивки.

Ткацкое плетение – важнейшая характеристика каждой конкретной материи. От него во многом зависят свойства ткани, правила раскроя и ухода за ней.

Виды ткацких переплетений

От метода переплетения нитей зависят практически все характеристики и свойства готовой материи: плотность, гладкость, текстура поверхности, блеск, растяжимость, мягкость, эластичность, даже цвет. В данной статье рассматриваются основные виды ткацких переплетений и ткани, созданные на их основе.

Азбука ткачества: основа, уток, раппорт

Если внимательно рассмотреть любой тканый материал, можно заметить переплетение нитей. Оно может быть совсем простым, понятным с первого взгляда, например, нити чередуются в шахматном порядке. А может быть и очень сложным – с объемными участками, образующими замысловатый узор, с включениями нитей контрастного цвета или отличающейся текстуры. Все это и есть ткацкие переплетения – способы чередования нитей основы и утка. Основа и уток – главные образующие будущего материала, в зависимости от способа их переплетения получают самые разнообразные ткани. Основа или основные нити (их также называют долевыми нитями) – это параллельные друг другу нити, располагающиеся вдоль кромок ткани. Нити основы оплетаются нитями утка. Уток (ударение на О) – это параллельные друг другу нити, располагающиеся перпендикулярно нитям основы (и краям ткани). Последовательность переплетения нитей основы и утка и является ткацким переплетением, а повторяющийся узор переплетения называют раппортом.

kovrik1

Классы и виды ткацких переплетений

Виды ткацких переплетений делятся на классы:

  • Простые (они же главные);
  • Сложные;
  • Мелкоузорчатые;
  • Крупноузорчатые.

К классу простых ткацких переплетений относятся следующие:

  1. Полотняное переплетение – самое простое: нити основы и утка пересекаются в шахматном порядке 1х1. Получившееся полотно выглядит одинаково в лицевой и изнаночной стороны. Ткани с полотняным переплетением: марлевка, ситец, некоторые льняные и хлопковые ткани, бязь, батист, многие крепы, сукно.
  2. Саржевое переплетение – нити утка переплетают нити основы не через каждую, а через три и более. В результате получается ткань в мелкий рубчик, образованный диагональными рядами нитей утка. К саржевым тканям относятся многие подкладочные ткани.
  3. Сатиновое или атласное переплетение – образует ткани, в которых одна нить утка перекрывается четырьмя или более нитями основы, либо наоборот. К тканям с данным видом переплетения относятся сатин и атлас различного состава.

К тканям со сложными ткацкими переплетениями относятся ворсовые ткани, махровые, двухслойные, пике и другие материалы, образованные несколькими системами основы и тука, а также требующие дополнительных техник производства.

К тканям с мелкоузорчатыми переплетениями относится огромное количество различных материалов с мелкими ткаными рисунками на поверхности: ромбиками, полосками, крапинками, клеткой, елочкой и проч.

К тканям с крупноузорчатыми переплетениями относится жаккард и гобеленовые ткани. Они изготавливается на специальных жаккардовых ткацких станках, которые способны создать ткани с огромными раппортами, состоящими из сложных рисунков, например, растительных или цветочных орнаментов, медальонов, виньеток и даже целых картин на ткани.

Читайте также: