Промыслы вологодской области для детей сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Народные промыслы Вологодской области. Презентация на заданную тему содержит 8 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500

Народные промыслы Вологодской области. Вологодский край, наверное, как ни один другой богат разнообразием сохранившихся до наших дней народных промыслов. Традиции народной культуры, крестьянского ремесла продолжают свое воплощение в исторически сложившихся центрах художественных промыслов Вологодчины. Северная чернь Великого Устюга, Шемогодская резьба, кружево и лен Вологды, роспись по дереву Северной Двины и Сухоны. Вологодские промыслы впитали в себя всю красоту вологодского края. Цветочный орнамент на серебре, лесные ягоды на росписи, морозные узоры из кружева, причудливые сюжеты русского быта на бересте — все это расскажет вам о красоте и теплоте нашего края.

Вологодский лен. Вологда всегда считалась центром льняного производства . В жару льняная ткань холодит, а в холод согревает. В Вологде изо льна шьют одежду, обувь, аксессуары, превосходное постельное и столовое белье, полотенца, прихватки и различные сувениры.

Вологодская роспись. Вологодская роспись — одна из самых красочных по цвету. Особенностью Вологодской росписи является декоративность природы. Мастера украшают росписью короба ,салатники, конфетницы, ложки, кружки и другие изделия. Праздничные изделия с вологодской росписью приносят радость в наш дом, и в то же время всеми предметами можно пользоваться в быту, они, добротны и прочны.

Вологодская финифть. Вологодская финифть издавна пользовалась широкой популярностью на Русском Севере — в Вологде и Великом Устюге. В Вологде старинные традиции промысла восстановлены – вновь ожили и зацвели краски. Броши, кулоны, серьги, предметы культового назначения, настенные панно, шкатулки — это настоящие произведения искусства.

Вологодская Береста. Необыкновенными по своей красоте и теплоте являются берестянные изделия мастеров Вологодчины. Береста — это верхний тонкий слой березовой коры нежного кремового цвета.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Презентацию составила учитель начальных классов Прудий Елена Павлиновна МБОУ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентацию составила учитель начальных классов Прудий Елена Павлиновна МБОУ.

Цель: знакомство с народными промыслами родного края.

Цель: знакомство с народными промыслами родного края.

Любава Вологжанка На Руси заветное есть место, Где луга, озера и поля, Где.

Любава Вологжанка На Руси заветное есть место, Где луга, озера и поля, Где душе просторно, а не тесно, Где родные воздух и земля.. Родина бесценная, святая, Нет нигде ни краше, ни милей Кружевного северного края С песнями летящих журавлей. Вологда – красавица резная, Величава исстари, скромна, Куполами храмов вся сверкает Близкая мне с детства сторона.

Вологодский край с его неповторимой красотой пейзажа, богатой разнообразной к.

Вологодский край с его неповторимой красотой пейзажа, богатой разнообразной культурой бережно хранит драгоценное наследие народного искусства. Традиции его живут и развиваются на Вологодской земле. Они выражаются в изделиях традиционного крестьянского ремесла, сохранившегося в форме домашнего творчества в исторически сложившихся центрах художественных промыслов Вологодчины – в ткачестве, вышивке, плетении из бересты и лыка, резьбе и росписи по дереву, а также во всемирно известных вологодских кружевах, устюжской черни, шемогодской бересте.

Берестяные изделия Берестой называется верхний слой коры березы. Способы плет.

Берестяные изделия Берестой называется верхний слой коры березы. Способы плетения берестяных изделий были несложными. Поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.

Шемогодская прорезная береста в течение многих лет была основным художествен.

Шемогодская прорезная береста в течение многих лет была основным художественным промыслом в нескольких деревнях близ города Великий Устюг Вологодской области, на реке Шемогсе - откуда и ее название. Шемогодская береста - это ажурные орнаментальные полосы, наклеенные на столярную или токарную заготовку, орнамент большей частью растительный, иногда с включением в него плоскостных изображений птиц, рыб, животных. Под ажур в качестве декоративного фона часто подкладывается цветная фольга.

Вологодская финифть Роспись по белому эмалевому фону. Начало этого промысла о.

Вологодская финифть Роспись по белому эмалевому фону. Начало этого промысла относится к середине XVII века – на Русском Севере в городе Сольвычегодске мастера создали свой неповторимый стиль росписей по эмали. Росписи получили название усольских эмалей, так как город Сольвычегодск в древних документах и описях назывался Усольском.

Усольские росписи отличались разнообразием цветов: красные, лиловые, желтые.

Усольские росписи отличались разнообразием цветов: красные, лиловые, желтые, зеленые, коричневые, розовые, синие тона составляли основную палитру узора. Росписи выполнялись, как правило, на белых фонах. В орнаменты растений умело вписывались декоративные изображения птиц, насекомых, мифологических зверей.

Из поколения в поколение передавались на Руси секреты гончарного мастерства.

Из поколения в поколение передавались на Руси секреты гончарного мастерства. На Вологодчине распространению гончарного промысла способствовало наличие залежей гончарных глин. Традиции, технологии и приемы передавались от деда к отцу, от отца к сыну. Образовывались гончарные центры - они снабжали глиняной посудой ближайшие деревни и широко развозили посуду по ярмаркам и базарам. Вологодская керамика очень разнообразна по форме и назначению. Здесь встречаются простые печные горшки и миски, сковороды и блюда,

Лоскутное шитье тесно переплетается с другими видами женского рукоделия – тка.

Лоскутное шитье тесно переплетается с другими видами женского рукоделия – ткачеством и вышивкой. В Древней Руси лоскутное шитье было широко распространено в деревнях. По причине трудоемкости и дороговизны изготовления льняных тканей женщины на Руси очень трепетно и бережно относились к остаткам ткани. Поэтому поначалу это рукоделие служило для подновления и перешивания одежды и предметов быта.

Искусство лоскутного шитья Сегодня искусство лоскутного шитья переживает втор.

Искусство лоскутного шитья Сегодня искусство лоскутного шитья переживает второе рождение. Простая по исполнению, но очень эффектная техника декорирования ткани позволяет создавать оригинальные яркие изделия – покрывала, пледы, салфетки, сумки, кошельки.

Народная кукла Самые первые куклы появились еще на заре человечества и делали.

Роспись по дереву Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками.

Роспись по дереву Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцев, дуг, вальков . В росписях преобладал растительный орнамент с пышными вазонами и букетами роз, тюльпанов и гроздьями винограда. Привлекательной особенностью продукции вологодских мастеров является многоцветность.

Узорное ткачество Крестьянские ткани изготавливались на ручном ткацком станке.

Узорное ткачество Крестьянские ткани изготавливались на ручном ткацком станке. Характер орнамента народных тканей разнообразен: простые и сложные геометрические фигуры (ромбы, квадраты, многоугольники), на Севере России преобладали обобщенные изображения растений, животных, человека.


Что роднит и объединяет ремесла и промыслы?

Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное – это труд, приносящий доход . Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.

Когда определенные навыки и средства выражения становятся привычными – возникает традиция. И случается это, благодаря совместным стараниям разных людей, поэтому природа народного искусства – коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров.

Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы. Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства.

Вологодские ремесла

В зависимости от наличия местных материалов, от условий жизни, времени, климата, спроса формировались определенные направления промыслов, любимые темы, орнаменты, сочетания цветов, особенности формы изделий.

На территории Вологодской губернии до 1917 года были довольно распространены такие промыслы, как: гончарный, бондарный, столярный, валяльный, кожевенный, кружевоплетение, плетение из лозы, производство деревянной посуды, роспись и резьба по дереву.

Сейчас в Вологде более всего представлены ремесла, связанные с деревом – изготовление деревянных предметов, резьба, роспись;

с тканями – кружевоплетение, вышивка, изготовление тканых предметов (куклы, лоскутное шитье); керамическое производство.

Но в то же время основные виды ремесел, присущие нашему краю, не утрачены, многие мастера народных промыслов изготовляют изделия, которые находят применение в быту современного человека, а также многочисленные сувениры на память.

Наиболее развитые виды ремесел ( на настоящий момент):

1. Изделия из дерева

Дерево на севере в избытке, оно легко в обработке, его можно резать, строгать, гнуть, расщеплять, точить, окрашивать, т. е. изготовлять из него самые разнообразные предметы, утварь. Этот материал относительно недолговечный, но мастера работают в основном на повторе, поэтому мы можем говорить о вековых традициях народного искусства.

Мастера Вологды: Русанов Владимир Николаевич, Литинский Алексей Григорьевич, Смирнов Виталий Николаевич, Кирьянов Михаил Рудольфович, Кубрин Вадим Борисович, Орешин Владимир Ильич и др.

2. Береста

Берестяные изделия, посуда, обувь, хороши тем, что работают как термосы. В берестяные короба закладывали ягоды, сметану, творог – сок не уходит, как в деревянных, продукты не гниют, не портятся.

Мастера Вологды: Галаева Изольда Павловна, Зорина Елена Витальевна, Лукинская Галина Вячеславовна, Кашиной Натальи Викторовны, Новиков Николай Алексеевич, Яндовин Евгений Александрович и др.

3. Роспись

Тесно связано с деревом такое мастерство, как роспись. По времени росписи возникли значительно позднее, нежели резьба по дереву.

Современные мастера в своих работах используют и традиционные сюжеты, и новые, авторские на основе традиций.

Мастера Вологды: Гладышева Ольга Константиновна, Добрынинская Вера Александровна , Ожиганова Марина Георгиевна и др.

4. Ткачество

Эпоха индустриализации практически положила конец этому ремеслу. В настоящий момент традиции ткачества поддерживаются многочисленными энтузиастами в центрах ремесел. Сейчас возрос интерес к прошлому, и большой спрос наблюдается в рамках обществ военно-исторической реконструкции. Кроме этого, по этим же технологиям современные мастерицы ткут великолепные половики, на которых есть свой спрос.

Мастера Вологды: Кирсанова Татьяна Валерьевна, Черемушкина Ирина Алексеевна.

5. Вышивка

Вышивка также относится к очень архаичной форме работы. Занятия эти не требуют больших затрат, условий для работы, сложного оборудования. Терпение, аккуратность, точность, чистота, разнообразие техник, специальных приемов – необходимые условия для мастерицы.

Мастера Вологды: Мингалева Ольга Викторовна, Ледяшова Алла Петровна, Теленкова Дина Николаевна.

6. Кружевоплетение

Поистине мировую славу снискало вологодское кружево. С конца 18 века начинает развиваться промысел в Вологде. Главное качество кружева - ажурность, напоминающее морозный узор, яблоневый сад, цветущий луг.

Кружевоплетение – один из самых трудоемких видов народного искусства, здесь требуется напряженная долгая работа, тонкий вкус. Гармония традиционных образов и новых сюжетов делает кружевоплетение явлением не только русского, но и мирового искусства.

Мастера Вологды: Ермакова Ирина Евгеньевна, Селянина Луиза Юрьевна, Чернова Валентина Ивановна, Крюкова Наталья Федоровна и др.

7. Гончарные промыслы

Гончарство на территории Вологодской области развивалось в виде небольших локальных центров, т. к. мастерам требовалась хорошая глина неподалеку от места их проживания. Почти вся посуда была глиняной, с внедрением железной, стеклянной посуды промысел практически исчез.

Усилиями энтузиастов-мастеров возрождается древнейший вид народного искусства. По разному пришли они к своему ремеслу, но всех их объединяет одно – бережное отношение к прошлому, творческий поиск и мастерство.

Мастера Вологды: Холщагин Владимир Васильевич, Бондарь Ярослав Алексеевич, Соколов Антон Евгеньевич, Кубрин Вадим Борисович и др.

8. Валяльный промысел

Самым незначительно развитым видом промыслов в Вологодской области является промысел валяльный. Единственным, пожалуй, мастером по данному виду ремесла является Николай Алфеевич Сайкин.

Мастер Сайкин изготавливает валенки полностью вручную, они теплы, легки и удобны. Валенки, изготовленные старинным способом пользуются большим спросом не только в Вологде и России, но и за рубежом – во Франции, Финляндии, Германии.

На вологодской земле издавна живут трудолюбивые и умелые люди. О самых известных народных художественных промыслах — кружевоплетении, росписи по дереву, чернении по серебру — рассказывает Туристско-информационный центр Вологодской области.

Вологодское кружево



Познакомиться с многообразием вологодского ремесла можно в крупнейшем в России музее, посвящённом старинному промыслу, — Музее кружева, расположенном в двухэтажном каменном особняке начала XIX века.

Северная чернь


Северная чернь представляет собой сплав серебра и других компонентов, создаваемых в температурном и временном режиме. Соотношение количества каждого компонента было тайной старых мастеров, владеющих ремеслом.

Вологодские росписи

На Русском Севере росписи известны с XVII века. Сегодня на Вологодчине насчитывается около 20 видов росписей, но наиболее известны, пожалуй, две.

Шекснинская золочёнка


Кичменгско-Городецкая роспись


Сочная декоративная живопись, которой украшали внутреннюю отделку домов. Выполняется в свободно-кистевой манере, то есть маховым письмом, что позволяет быстро расписывать большие поверхности. Основные цвета росписи — красный или бордовый, белый и зелёный. Любимым изображением мастеров был лев. В живописных композициях он всегда занимает ведущее место. Лев воспринимался в качестве стража, оберегающего хозяйское добро. Народ ценил силу, мужество и благородство в облике зверя. В Кичменгско-Городецкой росписи были распространены букеты, состоящие из роз, тюльпанов, лепестков цветов и гроздей винограда.

Презентация по окружающему миру на тему "Вологодские народные промыслы" (3-4 класс), посвящена художественным промыслам Вологодской области. В нашем крае были развиты такие промыслы как кружевоплетение, берестоплетение, вышивка, ткачество, роспись по дереву, изготовление народных игрушек, катавальное дело, лоскутное шитьё, Великоустюгская чернь по серебру, роспись по эмали. Обо всём об этом дети узнают из моей презентации.

Презентацию составила учитель начальных классов

Презентацию составила учитель начальных классов

Вологодские народные промыслы

Цель: знакомство с народными промыслами родного края

Цель: знакомство с народными промыслами родного края

Цель: знакомство с народными промыслами родного края.

Любава Вологжанка На Руси заветное есть место,

Любава Вологжанка На Руси заветное есть место,

На Руси заветное есть место,
Где луга, озера и поля,
Где душе просторно, а не тесно,
Где родные воздух и земля..

Родина бесценная, святая,
Нет нигде ни краше, ни милей
Кружевного северного края
С песнями летящих журавлей.

Вологда – красавица резная,
Величава исстари, скромна,
Куполами храмов вся сверкает
Близкая мне с детства сторона.

Вологодский край с его неповторимой красотой пейзажа, богатой разнообразной культурой бережно хранит драгоценное наследие народного искусства

Вологодский край с его неповторимой красотой пейзажа, богатой разнообразной культурой бережно хранит драгоценное наследие народного искусства

Вологодский край с его неповторимой красотой пейзажа, богатой разнообразной культурой бережно хранит драгоценное наследие народного искусства. Традиции его живут и развиваются на Вологодской земле. Они выражаются в изделиях традиционного крестьянского ремесла, сохранившегося в форме домашнего творчества в исторически сложившихся центрах художественных промыслов Вологодчины – в ткачестве, вышивке, плетении из бересты и лыка, резьбе и росписи по дереву, а также во всемирно известных вологодских кружевах, устюжской черни, шемогодской бересте.

Берестяные изделия Берестой называется верхний слой коры березы

Берестяные изделия Берестой называется верхний слой коры березы

Берестой называется верхний слой коры березы. Способы плетения берестяных изделий были несложными. Поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.

Шемогодская прорезная береста в течение многих лет была основным художественным промыслом в нескольких деревнях близ города

Шемогодская прорезная береста в течение многих лет была основным художественным промыслом в нескольких деревнях близ города

Шемогодская прорезная береста в течение многих лет была основным художественным промыслом в нескольких деревнях близ города Великий Устюг Вологодской области, на реке Шемогсе - откуда и ее название. Шемогодская береста - это ажурные орнаментальные полосы, наклеенные на столярную или токарную заготовку, орнамент большей частью растительный, иногда с включением в него плоскостных изображений птиц, рыб, животных. Под ажур в качестве декоративного фона часто подкладывается цветная фольга.

Вологодская финифть Роспись по белому эмалевому фону

Вологодская финифть Роспись по белому эмалевому фону

Роспись по белому эмалевому фону.
Начало этого промысла относится к середине XVII века – на Русском Севере в городе Сольвычегодске мастера создали свой неповторимый стиль росписей по эмали. Росписи получили название усольских эмалей, так как город Сольвычегодск в древних документах и описях назывался Усольском.

Усольские росписи отличались разнообразием цветов: красные, лиловые, желтые, зеленые, коричневые, розовые, синие тона составляли основную палитру узора

Усольские росписи отличались разнообразием цветов: красные, лиловые, желтые, зеленые, коричневые, розовые, синие тона составляли основную палитру узора

Усольские росписи отличались разнообразием цветов: красные, лиловые, желтые, зеленые, коричневые, розовые, синие тона составляли основную палитру узора. Росписи выполнялись, как правило, на белых фонах. В орнаменты растений умело вписывались декоративные изображения птиц, насекомых, мифологических зверей.

Из поколения в поколение передавались на

Из поколения в поколение передавались на

Из поколения в поколение передавались на Руси секреты гончарного мастерства. На Вологодчине распространению гончарного промысла способствовало наличие залежей гончарных глин. Традиции, технологии и приемы передавались от деда к отцу, от отца к сыну. Образовывались гончарные центры - они снабжали глиняной посудой ближайшие деревни и широко развозили посуду по ярмаркам и базарам. Вологодская керамика очень разнообразна по форме и назначению. Здесь встречаются простые печные горшки и миски, сковороды и блюда,

Лоскутное шитье тесно переплетается с другими видами женского рукоделия – ткачеством и вышивкой

Лоскутное шитье тесно переплетается с другими видами женского рукоделия – ткачеством и вышивкой

Лоскутное шитье тесно переплетается с другими видами женского рукоделия – ткачеством и вышивкой. В Древней Руси лоскутное шитье было широко распространено в деревнях. По причине трудоемкости и дороговизны изготовления льняных тканей женщины на Руси очень трепетно и бережно относились к остаткам ткани. Поэтому поначалу это рукоделие служило для подновления и перешивания одежды и предметов быта.

Искусство лоскутного шитья Сегодня искусство лоскутного шитья переживает второе рождение

Искусство лоскутного шитья Сегодня искусство лоскутного шитья переживает второе рождение

Искусство лоскутного шитья

Сегодня искусство лоскутного шитья переживает второе рождение. Простая по исполнению, но очень эффектная техника декорирования ткани позволяет создавать оригинальные яркие изделия – покрывала, пледы, салфетки, сумки, кошельки.

Народная кукла Самые первые куклы появились еще на заре человечества и делались они из золы

Народная кукла Самые первые куклы появились еще на заре человечества и делались они из золы

Роспись по дереву Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек,…

Роспись по дереву Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек,…

Роспись по дереву

Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцев, дуг, вальков . В росписях преобладал растительный орнамент с пышными вазонами и букетами роз, тюльпанов и гроздьями винограда. Привлекательной особенностью продукции вологодских мастеров является многоцветность.

Узорное ткачество Крестьянские ткани изготавливались на ручном ткацком станке

Узорное ткачество Крестьянские ткани изготавливались на ручном ткацком станке

Крестьянские ткани изготавливались на ручном ткацком станке. Характер орнамента народных тканей разнообразен: простые и сложные геометрические фигуры (ромбы, квадраты, многоугольники), на Севере России преобладали обобщенные изображения растений, животных, человека.

Презентация по окружающему миру на тему "Вологодские народные промыслы" (3-4 класс).

Презентация по окружающему миру на тему

Презентация по окружающему миру на тему "Вологодские народные промыслы" (3-4 класс).

Презентация по окружающему миру на тему

Презентация по окружающему миру на тему "Вологодские народные промыслы" (3-4 класс).

Презентация по окружающему миру на тему

Катавальный промысел Валенки - удобная и теплая обувь для зимы, катанная из овечьей шерсти

Катавальный промысел Валенки - удобная и теплая обувь для зимы, катанная из овечьей шерсти

Валенки - удобная и теплая обувь для зимы, катанная из овечьей шерсти. Валяльный промысел в Вологодской губернии не являлся основным средством для существования, а служил лишь подспорьем к земледелию и сельскому хозяйству. При небольших объемах производства, большинство местных каталей работало единолично. Все орудия катавалей были самодельные. Они содержали в себе только конструктивные детали, необходимые для работы. Все принадлежности для изготовления валенок хранили и передавали по наследству по мужской линии.

Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году

Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году

Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году. В XVIII веке черневое искусство в Великом Устюге достигло наибольшего расцвета. Местные мастера освоили ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия.

Со времен Киевской Руси черневое серебро стало изюминкой русского ювелирного искусства

Со времен Киевской Руси черневое серебро стало изюминкой русского ювелирного искусства

Со времен Киевской Руси черневое серебро стало изюминкой русского ювелирного искусства. Технология чернения состоит в том, что черный сплав, состоящий из традиционных компонентов на основе серебра, вплавляют в углубления основного металла (в частности серебра), чтобы украсить изделие путем достижения в рисунке цветового контраста.

Читайте также: