Проекционные декорации в театре сообщение

Обновлено: 16.05.2024

Добавить в список Удалить из списка 273 90

Процесс выпуска спектакля, пожалуй, самый завораживающий и притягательный во всём театральном деле! Наблюдать и принимать участие в необыкновенном действе, когда из рукотворного макета, сделанного из часто подручных материалов рождается спектакль с необычайной красоты декорациями и великолепной сценографией - это великое счастье!

Но, конечно, путь к счастью сложен и тернист. Спектакль рождается в трудностях, преодоление которых зачастую отнимает много сил, нервов и времени. Как же облегчить это преодоление? Как сократить трудозатраты и сэкономить так нужные сейчас театру средства? Мы попытались ответить на эти вопросы и задействовать современные технологии на благо создания театрального спектакля!

В настоящий момент в техническом департаменте Большого театра идет развитие процесса визуализации спектаклей. Это долгосрочный проект и его создание и внедрение в жизнь театра заняло у нас 6 лет.

На этапе разработки проекта основными целями для нас были:

1. Предварительный просмотр результата будущей постановки в 3D пространстве сцены на предмет совместной работы света, механики сцены, видео. Наглядный результат для обсуждения творческих замыслов художника.

2. Визуальный способ обнаружения и устранения технологических ошибок на ранней стадии.

3. Преимущество во времени, так как партитуры можно записать в пульт управления задолго до начала репетиций.

4. Предпрограммирование - репетиция переходов между картинами по музыке.

5. Маркетинговый инструмент демонстрации технологических возможностей театра.

6. Тренажер для подготовки персонала. Операторы пультов по свету, видео и механики сцены могут повышать квалификацию без риска и со значительной экономией энергоресурсов.

7. Инструмент для облегчения переноса технологии спектакля на другую сцену или подготовки гастрольного тура.

8. Графическое решение задач по оптимальному расположению видеопроекторов, светового и звукового оборудования.

9. Выбор оптимального расположения для ТВ камер, ракурса съемки.

10. Решение задач по направке, перенаправке света.

Этот набор функций программы был для нас ориентировочным. В дальнейшем мы лишь совершенствовали функционал ПО.

После окончания моделирования оформления начинается самое интересное – расстановка декораций и персонажей по картинам. Режиссер и художник при помощи оператора визуализации создают спектакль в виртуальном пространстве сцены, в то время как идет процесс изготовления и закупки материального оформления спектакля, тем самым, экономя драгоценное сценическое время.

Работа по оттачиванию той или иной мизансцены или спецэффекта может продолжаться вплоть до генеральной репетиции спектакля. В целях экономии времени, данные, полученные во время виртуальной репетиции, заносятся в пульт управления.


Вся эта огромная работа была выполнена при помощи аппаратно-программного комплекса визуализации спектаклей. По конструкторским чертежам специалистами отдела визуализации были выполнены точные 3D-модели декораций. Текстуры для них были взяты из макета спектакля, поэтому внешний вид декораций на сцене получился точно таким, как и было задумано художником. Расставив эти декорации внутри 3D-модели сцены (которая, разумеется, тоже выполнена по чертежам) мы получили физически точную модель будущего спектакля. После этого настала очередь проекции. Комплекс визуализации имеет специальные средства для точной работы с проекцией, точно учитывающие параметры конкретного проектора (параметры объектива, мощность и т.п.). При помощи этих средств мы смогли расставить проекторы в пространстве зала и точно просчитать движения всех декораций еще до начала их производства.



Таким образом, за двадцать с небольшим часов работы с постановочной группой перед экраном, мы смогли сэкономить десятки часов реального постановочного времени на сцене.


Фердинанд Вогебауэр

Учитывая большой объем работ, мы начали сразу с макета, не дожидаясь чертежей. Мы взяли настоящую фарфоровую куклу и создали ее 3D-модель, учитывая все пожелания художника-технолога. Сразу выяснилось, что ноги куклы слишком велики и выпирают за пределы авансцены, так что нам пришлось согнуть их и пропорционально уменьшить. Модель куклы была одета в точном соответствии с макетом (включая брошки, вуаль и т. п.) и точно повторяла движения реальной.




Результат работы высоко оценен постановочной группой в лице режиссера Адольфа Шапиро и художника Марии Трегубовой.


"В процессе подготовки и выпуска оперы "Манон Леско" нам очень помогла работа с визуализацией, проведенная с помощью 3-d отдела Большого театра. Это уникальная опция, позволяющая заранее проверить сложные моменты , предугадать и избежать возможные накладки. Благодаря возможностям новых технологий мы смогли максимально подробно подготовиться к репетициям на сцене, буквально "проиграть" спектакль под музыку с меняющимися декорациями, светом ,костюмами, посмотреть на сцену с разных точек, проверить углы зрения и тд. В условиях ограниченного репетиционного времени на сцене с полным объемом визуального оформления, я считаю, что такая работа приносит огромную пользу. Кроме того, я очень благодарна Галине Журовой и ее сотрудникам за готовность помочь в любой момент и всегда доброжелательную атмосферу."

Мария Трегубова

Безусловно, система визуализации спектаклей может быть полезна в любом театре и при создании любого спектакля, но особенно много пользы можно извлечь из визуализации при создании технически сложного спектакля с большим количеством декораций, спецэффектов и видеопроекции.

Подойти к этому процессу нужно осознанно, заранее поняв для себя разницу между работой постановочной группы с бумажными планировками и с АПКВ.

Прежде чем приступать к созданию технического задания на проект визуализации необходимо четко определить задачи визуализации (в нашем театре, мы изначально предполагали создание точных 3D моделей декораций по чертежам художников- технологов для производства декораций, но потом поняли, что гораздо более продуктивным будет проверка функционала коллизий при перемещении декораций на сцене). То есть, необходимо определить цели и назначение визуализации.

Следующим важным моментом является создание точной 3D модели сцены с максимальной детализацией всех размеров сцены и всего оборудования и механизации сцены.

Необходимо также обозначить участие светотехнического комплекса сцены в процессе визуализации (либо свет будет писаться на отдельном сервере, и потом "сводиться" с декорациями на главном сервере, либо процесс будет идти параллельно, по заранее спланированному графику).

Нужно произвести селекцию отделов участвующих в визуализации и назначить ответственных за передачу информации в группу по визуализации, а также определить сроки передачи информации (на начальном этапе - примерно).

На первом этапе внедрения в театральный процесс работа с визуализацией может вызвать массу негативных эмоций от коллег по цеху. Здесь очень важна поддержка руководства, которое понимает что новая опция в устоявшийся процесс вольется не сразу и не совсем гармонично. Действительно, люди привыкли делать так, как они привыкли. Как уже не раз делали и проверяли. теряя время и деньги, но привыкнув работать именно так.

Многие художники-технологи будут доказывать что моделирование и проверка коллизий в привычном 3Ds Max куда более продуктивна и наглядна, но это не так. Основным отличием АПКВ от простого 3D моделирования объектов является возможность виртуального прогона всего спектакля в реальном времени. Что в 3Ds Max сделать невозможно. В этом и сосредоточена вся философия процесса визуализации спектакля в Большом театре.

С помощью работ по визуализации спектакля, мы можем получить один из главных для технической части театра документ - проведение спектакля. И мы можем получить его уже к моменту выхода артистов на сценические репетиции, тем самым значительно сократив драгоценное сценическое время.

Вся уникальность АПКВ заключается в том, что этот инструмент может быть использован на любом этапе подготовки спектакля и для различных целей, начиная с создания виртуального макета спектакля и заканчивая выверкой тайминга мизансцен.

Метод визуализации спектаклей – это будущее высоких театральных технологий с помощью которых спектакль создается на более усовершенствованном оборудовании и с наименьшими материальными и человеческими затратами.

Галина Журова
Начальник отдела подготовки спектаклей и технической документации
Большой театр России

Современные проекторы давно перестали быть обычным средством отображения информации и стали необходимым инструментом для шоу-программ и театральных постановок.

Сегодня для реализации творческих идей в театрах наряду с традиционным световым и звуковым оборудованием используют видеопроекцию.
Мы видим повышенный интерес театров к данному оборудованию по большому количеству проектов, реализованных как нашей компанией, так и нашими партнерами. Сегодня идет активное переоснащение театров различного уровня.

Самые популярные театральные модели в линейке проекторов EIKI - это 800-ая серия (EIKI EK-800, 815, 825).

В линейке проекторов Panasonic это PT-RZ31KE, PT-RZ21KE, PT-RZ970KE.
Их используют по одному или делают сшивку из нескольких проекторов, в зависимости от поставленной задачи. Эти модели легко сшиваются, работают в любой плоскости, легки в управлении, обладают высокой надежностью и идеальной цветопередачей. Очень важен, особенно в условиях постоянной эксплуатации и того, что спектакль частично построен на использовании проектора, официальный качественный сервисный центр. И EIKI и Panasonic имеют такие сервисные центры, за качество которых отвечает официальный дистрибьютор (или представительство) в России. В случае с EIKI это компания VEGA AV, у Panasonic также имеются официальные сервисные центры.

Как правило, вместе с серьезным проектором приобретается качественный надежный экран. Чаще всего это модели на люверсах или с электроприводом немецко-чешского производителя JT Motors. Экраны чаще всего больших размеров от 6 до 15 метров, поэтому очень важно обеспечить идеальное натяжение полотна. Производитель JT Motors уделяет этому большое внимание - используется материал различной толщины, в зависимости от размера экрана, специальные усиленные валы, которые не прогибаются в середине, чтобы материал не провисал, боковые натяжители и нижний утяжелитель (в случае с электроприводными конструкциями). Также, в зависимости от задачи, могут быть использованы специальные театральные материалы.
JT Motors один из немногих производителей , продукция которого сертифицирована европейской организацией по страхованию от несчастных случаев в общественных местах. Это подтверждает высокую надежность и безопасность экранов, в Европе без такого сертификата сдача объекта в эксплуатацию невозможна.

Пример использования проектора Panasonic PT-RZ31KE в театральной постановке Ростовского Государственного Музыкального Театра. Компания VEGA AV совместно с представительством Panasonic в Pоссии осуществила данный проект в рамках модернизации театра.

Рабочий процесс монтажа 9-ти метрового экрана JT Motors Rollo Jumbo в Новосибирске.

Рабочий процесс монтажа 9-ти метрового экрана JT Motors Rollo Jumbo в Новосибирске

Рабочий процесс монтажа 9-ти метрового экрана JT Motors Rollo Jumbo в Новосибирске

Пример использования проекторов в театральной постановке для создания визуальных спецэффектов.

Компания VEGA AV или наши партнеры готовы провести презентацию видеопроекционного оборудования непосредственно на объекте, для того, чтобы понять, насколько то или иное оборудование отвечает поставленным задачам.

Электронные декорации в театре: как это работает

Слова под заголовком принадлежат не кинорежиссеру и не театральному критику. Автор цитаты — Мэди Тайоби, вице-президент компании Dassault Systèmes. Французская компания Dassault — один из мировых лидеров в области программного обеспечения для нужд промышленности. Ее история началась в 1981 году с разработки систем автоматизированного проектирования.


Один из самых известных ее продуктов — SolidWorks. К началу 2000-х компания могла предложить полный арсенал софта для управления жизненным циклом продукта. Речь идет о проектировании изделия, виртуальных симуляциях и тестах, разработке технологической линии для массового производства и даже визуализации производственных цехов. Благодаря этим программам технологи и заказчики могут буквально увидеть и испытать будущий завод в мельчайших деталях еще до того, как заложен первый камень фундамента.


Компания является частью холдинга Dassault, который, помимо прочего, производит гражданские и военные самолеты. Все это говорит о том, что Dassault Systèmes так же далека от балета, как, скажем, Airbus от оперы. Тем не менее в марте следующего года французская IT-компания вместе с театром танца Pietragalla-Derouault обещают явить миру самое высокотехнологичное хореографическое шоу в истории.

Волшебная комната

Состав действующих лиц в данной технологической авантюре не может не вызывать уважения. Главный хореограф, режиссер и один из всего двух танцоров шоу — прославленная балерина Мари-Клод Пьетрагалла, прима Парижской оперы, основатель собственного театра современного танца Le Theatre du Corps. Второй танцор — бессменный партнер Мари-Клод на сцене и в жизни, ее супруг Жульен Деруа. Остальные тысячи персонажей пьесы — виртуальные.


Люди без лиц, носороги, гигантский надувной труп — все это образы, почерпнутые из произведений французского драматурга румынского происхождения Эжена Ионеско, одного из основоположников абсурдизма.


Зрители смотрят на экраны, демонстрирующие виртуальную реальность в определенных ракурсах, под разными углами. Это значит, что изображение должно выводиться на каждый экран с точно рассчитанным искажением, и это вполне достойная задача для специалистов в области 3D-моделирования.

На самом деле экранов больше, чем четыре: каждый из них разделен на несколько частей, которые могут немного смещаться относительно друг друга. Это необходимо для исполнения трюка с подменой, когда виртуальная копия героя на экране незаметно сменяется реальным актером и наоборот. В момент выхода артиста на сцену экраны слегка раздвигаются, чтобы предоставить ему проход.


Еще одна важная особенность оборудования шоу состоит в том, что оно компактно, быстро разворачивается, не предъявляет особых требований к сцене и может быть установлено в любом театре или концертном зале за пару часов. Одно дело — построить волшебную комнату (так называют свою проекционную технологию в Dassault) в стационарном исследовательском центре, и совсем другое — собрать комплект оборудования, который помещается в грузовой контейнер и может объехать весь свет в гастрольном туре.

Танцующая реальность

Второе и более важное отличие 3D-шоу от кино заключается в технологии или даже философии производства. Кино снимают на кинокамеры, 3D-кино снимают на 3D-камеры, в данном же случае все изображение было нарисовано 3D-художниками с нуля.


Симбиоз технологий в театре нового поколения

Магическая коробка Кристофера

Огромную обеспокоенность у Кристофера вызывают сложные и противоречивые в эмоциональном плане ситуации. И больше всего он ненавидит прикосновения. Самое большее, что он может вытерпеть, — это аккуратные поглаживания ладонью от хорошо и давно знакомого человека, которыму он доверяет. Как только любые привычные ему правила нарушаются, он падает на пол и бьется в истерике, как раненное животное.

benhornercurious[1]

Роман Марка Хэддона, написанный как повествование от первого лица (Кристофера), пленяет читателя, прежде всего, удивительной способностью главного героя воспринимать окружающий мир, как он его видит, со странными недостатками восприятия обыденных вещей и поразительно острым умом. Реализовать подобное повествование в театре, где зрители привыкли воспринимать разворачивающиеся на сцене действия с позиции всестороннего наблюдателя, чрезвычайно трудно. Но творческому коллективу Королевского Национального театра в Великобритании (известного как просто Национальный театр), во главе с Марианной Эллиотт (Marianne Elliott), заместителем директора Национального театра, удалось на сцене создать среду, которая красноречиво выражает видение Кристофером окружающего мира, а также визуально воссоздать его реакцию на происходящие с ним события.

Волшебство проекций

Мы также видим карты поездов, идущих в Лондон, и лондонского метро, а также иллюстрации района Уиллесден на северо-западе Лондона, где по сценарию побывал главный герой. И когда целостность сознания Кристофера, ошеломленного сенсорной перегрузкой Лондона или прикосновением незнакомца, разваливается, дождь из цифр и букв застилает стены. Это сигнал глубокого стресса. Этот визуальный образ выбран не случайно, так как Кристофер успокаивает себя путем проведения математических вычислений в уме.

Контролируемые эффекты 3D-частиц

Theater-Curious Incident of the Dog

4K Холст

Рендеринг стал для видеодизайнера еще одним испытанием. Поскольку системы частиц опираются на огромное количество данных, то процесс отображения конечного эффекта может занять несколько часов или даже дней. Для того, чтобы ускорить этот процесс, Финн Росс большую часть работы по обработке частиц, таких, как расчет скорости, траектории движения и наложение теней произвел отдельно. И только на финальном этапе расчетов он включил полученные данные в общие вычисления. Такой подход позволил ему быстро работать даже с очень большим разрешение — таким как 4K.

Проекционный 3D видео-мэппинг

Для того, чтобы создаваемые видеопроекции в точности соответствовали играемой актерами истории, Финн Росс провел долгое время над проведением экспериментов, в частности, он выработал последовательности частиц, которые наиболее точно у зрителей ассоциируются с вычислением сложной задачи или эмоциональном срывом. Ему также приходилось учитывать движения актеров по сцене. Лучшим способом выполнить это была видео проекция на сцену, выглядящая как крупная сетка. Впоследствии этот визуальный продукт был внедрен в окончательный релиз сцены.

123

Апогеем сотрудничества между Банни Кристи и Финном Россом стали сцены в Лондоне. Проекционные иллюзии расписаний поездов и различных вывесок превращают железнодорожную станцию Паддингтон в ночной кошмар, дезориентируя Кристофера большим количеством информации, которую он не в состоянии постичь. Одним из самых впечатляющих визуальных эффектов стал спуск на эскалаторе к станции метро. В этот момент стены сцены надвигаются на зрителей. Актер Алекс Шарп (Alex Sharp), который играет Кристофера, серией шагов имитирует движение вниз сквозь надвигающиеся стены. Эти шаги обрамляются проекциями, которые демонстрируют интерьерную механику эскалатора, например, ряд рекламных объявлений, проплывающих мимо при спуске. Это прекрасный проекционный 3D-эффект, который демонстрирует абсолютную неизвестность (для Кристофера) этого окружения.

Девять проекторов

Финн Росс с самого начала был твердо убежден, что для этого спектакля он хочет использовать проекторы, а не светодиодные видеопанели. «Как по мне, светодиодные экраны не являются настолько тонкими и эффективными в использовании, как нам было нужно в этой театральной постановке. Кроме того, мир Кристофера черный и белый, возможно, еще с несколькими оттенками цвета. Проекторы предоставляют вам нечто более гибкое и волшебное, с пониженными энергозатратами и меньшим весом.

Для того, что спроецировать большие объемы частиц, для передачи мыслей, эмоций, а также многих других моментов, красочно иллюстрирующих восприятие Кристофером окружающего его мира, Финн Росс использовал четыре различных видеофайла, которые проецировались на сцену с помощью девяти проекторов Panasonic PTD 12K, позволивших покрыть единым изображением и контролировать каждый сантиметр сцены. Файлы были загружены на два медиасервера Catalyst, программное обеспечение которых позволяет распределять видео среди проекторов без какой-либо потери качества изображения. Медиасерверы, в свою очередь, были подключены к пульту управления светом Eos Titanium Console (или просто Eos Ti). При этом видеодизайнер по-прежнему способен контролировать процесс наложения проекций через свой ноутбук, готовый к тому моменту, когда режиссер сцены со своего светового пульта даст сигнал к началу спектакля.

Читайте также: