Сообщение описание по литературе про марусю и тыбурций

Обновлено: 28.06.2024

Сочинение — Образ и характеристика Маруси в повести В дурном обществе. Русский язык

Внешность Маруси описана автором очень своеобразно. Белокурые волосы, бирюзовые и детски-любопытные глазки, бледное личико, крохотные ручки, длинные реснички… На первый взгляд, это очень трогательное описание маленького ребенка. Вот только дополнено автором, что ножки у четырехлетней Маруси кривоватые и слабые, она для своего возраста очень плохо передвигается, медленно ходит, слабенькая, ручки очень тоненькие, девочка страдает излишней худобой и крайне болезненная. К тому же, Маруся почти никогда не смеется.

Из-за неспособности радоваться простым вещам и смеяться, как все дети, Тыбурций и Валек считают девочку странной. Иногда все же раздается слабенький Марусин смех, но он подобен серебряному колокольчику, который уносят в даль — его почти не слышно и он быстро затихает.

Несчастный ребенок, домом которого является старая заброшенная часовня, а названным отцом она считает нищего, способного даже на воровство, не умеет отличать хорошие поступки от плохих и стыдных. Когда Тыбурций сообщил о том, что ему пришлось украсть, чтобы накормить детей, то Маруся не была шокирована. Наоборот, она похвалила Тыбурция за кражу, ведь благодаря этому ей удалось покушать. У голодного — своя правда.

У Маруси никогда не было собственных игрушек. Этот факт тронул до глубины души нового друга маленькой Маруси. Новый знакомый Валька и Маруси, которого зовут Вася, из нормально обеспеченной, но неполной семьи. Мама у Васи умерла, отцу до него нет дела и мальчик, желая найти себе друзей, чтобы не чувствовать себя брошенным и одиноким, бродит по округе и оказывается в той самой часовне, которая служит пристанищем для нищих. Он подружился с Марусей и стал испытывать к ней даже большую нежность, чем к собственной сестре. Ведь ему не было так жаль здоровую и ни в чем не нуждающуюся сестру, как больную и вечно голодную малышку Марусю. Когда бедная Маруся совсем разболелась и перестала вставать, то Вася решается ради нее не кражу куклы у собственной сестры. Васе удается доставить первую и последнюю радость в жизни несчастному ребенку. Кукла подействовала на Марусю очень положительно — малышка начала вставать, чтобы поиграть, и даже снова стала слабо смеяться и ходить. Но коварная болезнь сделала свое черное дело. Радость от обладания куклой не спасла больного ребенка. Маруся умерла от тяжелой болезни.

Если бы взрослые имели хоть каплю сострадания, подобно маленькому Васе, то малышку можно было бы спасти. Но, к сожалению, окружающих не трогали проблемы нищих.

Сочинение про Марусю

Внешность Маруси описывается автором, как очень миловидная — у девочки бирюзовые глазки, открытый взгляд, густые белокурые волосики и хрупкое телосложение. Бок о бок с описанием внешности Маруси идет описание ее физических недостатков, развившихся от плохого питания и постоянного недоедания. Девочка отстает от сверстников в развитии — Маруся ходит неуверенно, ее слабые ножки заплетаются, она часто падает, а бегать совсем не может. Слабенькой девочке недоступны подвижные игры. Игрушки малышке заменяли полевые цветы, которые она могла перебирать часами.

Волею случая у малышки появился новый друг Вася, который происходил из обеспеченной семьи и был сыном судьи. Но судья мало занимался мальчиком и совсем перестал обращать на него внимания после смерти жены — мамы Васи. Предоставленный сам себе мальчишка стал дружить с Марусей и даже принимать участие в ее тихих играх.

Со временем Маруся совсем разболелась и перестала выходить на свежий воздух. Когда у нее не было сил даже встать, жалостливый Вася принес малышке куклу, которую на время взял у своей сестры. Он не хотел красть куклу — ему хотелось просто доставить радость умирающей подружке. Первую и последнюю радость в ее короткой жизни… Верный детской дружбе, Вася даже будучи взрослым, навещал могилку Маруси, всю жизнь помня о страданиях маленького обездоленного ребенка.

Вася — девятилетний мальчик, сын местного судьи. Отец его, горюя по умершей жене, мало внимания уделяет сыну. Вася, рано потерявший мать и лишённый отцовской ласки, становится предоставленным себе сорванцом, душевно одиноким, шатающимся целыми днями по улицам города. За ним закрепилась репутация негодного мальчишки. Так считал отец, так думал и сам Вася. Он всматривался в невесёлые явления жизни, набирался впечатлений, взрослел.

Дорога Васи пролегла через дорогу несчастных детей, что помогло сердцу его остаться горячим и не превратиться в холодный камень. Образ Васи в повести можно назвать автобиографическим. Писатель даёт описание негативных сторон жизни глазами ребёнка, и от этого они выглядят ещё безобразнее.

Валек — нищий мальчик лет семи, которого по-отечески опекает Тыбурций. Валек высокий для своего возраста и не по годам серьёзный. Он заботится о своей маленькой сестрёнке, нежно любит её, ради неё идёт на воровство. Умело ухаживает за волосами сестры, отдаёт ей все лакомства. Валек знает, как развести костёр, приготовить обед. Мальчик добр, уважает Тыбурция.

Маруся — четырёхлетняя сестра Валека. Эта девочка похожа на увядающий цветок, хрупкий и бледный. Она больна, потому плохо ходит. Это грустная девочка с красивыми волосами, которая не умеет играть. Голодная жизнь в сыром подземелье убивает её.

В образах Валека и Маруси звучит тема обездоленного, незащищённого детства. С глубоким сочувствием описывает автор этих, в сущности, прекрасных детей, искалеченных жизнью.

В образе Тыбурция, сочувственно описываемом автором, много горечи. Незаурядный, хороший человек живёт не своей жизнью. Так социальная несправедливость калечит судьбы.

Отец Васи — судья, вдовец. В городе он известен как судья честный и неподкупный. Отец тяжело переживает смерть жены, долгое время не может прийти в себя от горя, занят своими мрачными мыслями. Вася растёт без отцовского внимания, дочкой занимается нянька. Привязан душевно отец к дочери Соне, похожей на мать. К сыну он холоден, считает его дурным мальчишкой. Пропажа любимой куклы Сони вызывает у отца подозрение, что Вася виновен в краже. Когда он узнаёт обо всех обстоятельствах, лёд в отношениях отца и сына тает.

Прообраз этого героя — отец Короленко. Писатель передаёт всю горечь заброшенности ребёнка родителем, поглощённым своим горем.

Соня — младшая сестра Васи. Она такого же возраста, как Маруся, но это здоровая, весёлая девочка, у которой много игрушек, она не страдает от голода.

Этот персонаж и прочие образы нищих и бродяг в повести служат изображению изнанки жизни.

Одним из ключевых персонажей повести является Маруся, сыгравшая важную роль в становлении характера главного героя – Васи.

Марусе 4 года, она, как и Валек, является приемным ребенком Тыбурция. Девочка не любит играть и редко смеется. Ее смех похож на звон маленького колокольчика, если отойти всего на несколько шагов – он не будет уже слышен. Она любит цветы.

Девочка описана в повести, как крохотное кроткое дитя с бирюзовыми глазами, которые смотрят на мир не по-детски. Густые белокурые волосы Маруси Валек каждый день заплетал в косы. Ее личико всегда было грустным. Девочка любила Тыбурция как родного отца, с радостью приняла нового друга Валька – Васю. В ней сочетались такие черты характера как доброта, доверчивость и простодушие.

Маленькая героиня сыграла решающую роль в становлении Васи как личности. Благодаря Марусе, он узнает всю жестокость и несправедливость общества, делящего людей на социальные классы. Мальчик не хочет жить по правилам и нормам такого общества, поэтому решает жить по законам своей совести.

Вариант 2

В данном произведении читателя может очень сильно тронуть описание девочки Маруси. Ей всего четыре года отроду. Она живёт в полной нищете, постоянно голодая. Она не помнит собственную мать. Маруся была лишена материнской заботы и любви. Её приёмный отец, пан Тыбурций, старается обеспечить девочку, как может. Но он сам настолько беден, что едва справляется с поставленной задачей. Перед ним стоит нелёгкая задача - заботиться и воспитывать двух приёмных детей - Марусю и Валека.

Автор постарался, описывая Марусю. Волосы девочки - белокурые. Глаза сине-бирюзового оттенка, очень любопытные. Её детское личико бледно, ручонки худые, и вся она маленькая и худенькая. Казалось, это очень милое описание ребёнка. Но Короленко также добавляет, что Маруся не может нормально ходить, поскольку её ноги немного кривые. У неё присутствует излишек худобы. А кроме того, она весьма подвержена многим болезням. Из её характера можно выделить то, что она практически никогда не смеётся, только иногда улыбается.

Она не может радоваться тем вещам, которым будут рады нормальные и здоровые дети. Поэтому Тыбурций и Валек предполагают, что Маруся ведёт себя странновато. Лишь изредка Маруся немного посмеивается, но её смех настолько тихий, что его едва слышно. К тому же, он быстро умолкает.

Маруся не различает добрых и плохих людских деяний. Когда Тыбурций украл еду, сообщив об этом девочке, то она обрадовалась и похвалила его. Несчастный ребёнок не понимает, что её отец совершил хищение. Она благодарит его за то, что он накормил её. Это вполне можно понять, потому как девочка живёт в нищете и голоде.

Уже почти в самом начале рассказа читатель знакомится с тем фактом, что девочка больна. Валек говорит, что в Марусе живёт серый камень, вытягивающий из неё жизнь.

Маруся не имела личных игрушек. Это обстоятельство заставило Васю, нового друга нищих, пойти на нехороший поступок. Вася крадёт у собственной сестры куклу и приносит её Марусе, чтобы хоть как-то её порадовать. Он настолько подружился с Марусей, что ему было с ней интересней, чем с сестрой. Он жалел бедную девочку. Вдобавок Вася и сам был лишён материнской заботы, потому как мать его умерла.

Несмотря на то, что кукла на время заставила болезнь отступить от девочки, скоро она снова напала на Марусю. Тогда уже девочка умерла.

Взрослым не было дела до жизни нищих, но если бы они помогли Марусе, то она бы выжила.

Образ Маруси

Писатель В.Г. Короленко в годы своего творчества написал повесть "В дурном обществе", в которой показал "болезнь общества" – жестокое социальное неравенство.

Всех героев повести автор описал ярко и эмоционально, давая тем самым читателю проникнуться атмосферой того времени.

В произведении значимым героем является маленькая девочка Маруся, больная туберкулёзом. Она, как и Валек, приёмный ребёнок Тыбурция. Из описания её образа сразу становится понятно, что это маленький, замученная болезнью девочка. Её смех можно было сравнить со звоном крохотного колокольчика. Если во время её смеха отойти подальше, то слышно его совсем не будет.

Жила Маруся вместе со своей семьёй в старой полуразрушенной часовне. Из-за постоянной сырости и недоедания, она, не переставая, болела. С каждым днём она таяла на глазах. Чтобы вылечить девочку, нужны были немалые деньги, которых у Тыбурция, к сожалению, не было.

Несмотря на свой детский возраст, у Маруси был довольно взрослый взгляд и, казалось, что на окружающий мир она смотрела по-взрослому. Девочка всегда грустила, она редко играла в детские игры, и у неё почти не было друзей. Когда брат Валек познакомил её со своим другом Васей, она этому бескрайне обрадовалась. Каждой новой встречи с ним она с нетерпением ждала и скорее хотела увидеться с ним. Ведь Вася всё время приносил ей что-то вкусное. Мальчик страдал, а его сердце ныло, когда он видел это маленькое хрупкое создание. Он хотел сделать жизнь её лучше. Как-то Вася принёс Марусе красивую куклу своей сестры. О такой игрушке она могла лишь только мечтать. Все окружающие заметили, что здоровье девочки после такого подарка улучшилось, и стали искренне надеяться на скорейшее её выздоровление.

Однако туберкулёз так и не отступил. Маруся с мужеством, несвойственных для детей, боролась с ужасной болезнью из последних сил. Ни единой жалобы за весь этот период от неё никто так не услышал. С каждым днём ей становилось всё хуже и хуже. И наступил день, когда обессилевшая маленькая девочка не смогла больше выйти на улицу из своего жилища. Девочка таяла на глазах. Она перестала узнавать близких и знакомых, стала бредить. И в один день оставшиеся силы её покинули, жизненный лучик погас навсегда. Маленький ребёнок так и не успел познать счастливых минут детства.

Именно образ Маруси, её тяжёлая короткая жизнь и несправедливая судьба сыграли важную роль в становлении характера Васи. Он осознал на сколько жесток и суров этот мир. Он больше не хочет жить в несправедливом обществе, которое поделено на социальные классы. Теперь его цель – жить по справедливости и честности.

Также читают:

Картинка к сочинению Сочинение Маруся в повести В дурном обществе

Популярные сегодня темы

Для народов, которые хранят собственные традиции и существуют в гармонии с природой, взаимодействие с другими видами живых существ является более чем естественным делом.

Основными персонажами произведения являются Маша Миронова, дочь военного, служащего в чине капитана, Петр Гринев, молодой дворянин, и Емельян Пугачев, предводитель народного восстания.

Нищий Тыбурций живет в подвале старой часовни с двумя детьми. Автор описывал внешность героя, отмечая высокий рост, сутулость и некрасивое лицо с выразительными грубыми чертами. У Тыбурция низкий лоб, рыжие волосы, растущие во все стороны. В целом, В. Короленко написал, что в лице пана было что-то обезьянье. Руки жилистые, все в мозолях.

Возраст этого персонажа автор не раскрывает, сказав лишь, что он еще недостаточно стар. Из такого описания, читатель может сделать вывод, что перед ним герой средних лет. Вообще, описание пана довольно скудно. В нем больше не сказано, чем сказано. Например, несмотря на то, что Тыбурций заботится о двух детях, до конца не понятно, родные они ему или нет.

О прошлом персонажа известно не больше, чем о его внешности. Это оставляет много места для фантазии читателей. Очевидно, что Тыбурций многое видел, жизненный опыт его очень велик, но деталей автор не приводит. Например, Тыбурцию присущи многие навыки и знания, которые не встретить в обычном человеке. Из-за нищеты и необходимости обеспечивать себя и детей пропитанием, пан Тыбурций зарабатывает, развлекая публику в трактирах. По словам автора, не было в городе ни одного кабака, в котором бы не знали пана.

В характере Тыбурция следует подчеркнуть его преданность идеалам, которые никому не изменить. Они непоколебимы, и пан ни за что и никому не позволит на них посягнуть. Его взгляды устоялись и любую попытку со стороны на них повлиять, Тыбурций пресекает. Он по своей сущности очень жесткий человек, который не переносит каких-либо упреков в свой адрес, так как он принадлежит лишь себе, и никто не имеет права ему что-либо говорить. Да и его жизненный опыт оставляет огромную пропасть между ним и другими людьми. Так Тыбурций и идет по жизни, справляясь с любыми трудностями с помощью своего опыта, при этом приобретая его еще больше.

Сочинение 2

Пан Тыбурций не является основным героем произведения. Но всё-таки невзирая на это обстоятельство, он достаточно яркая личность, которой отведено немало место в произведении.

По материальному положению в обществе он совсем бедняк. Живёт он в подвале старой часовни вместе с двумя детьми. Исходя из описания внешности данного персонажа, у него был высокий рост, немного сутуловатый в плечах, сгорбленный, с неприятным лицом. Части лица описываются как выразительные и грубые. Волосы были рыжего цвета и свисали в разные стороны. Лоб низок, нижняя челюсть немного выдвигалась вперёд. Мускулы достаточно сильно двигались. Так что лицо его больше походило на обезьянью морду. Его руки были жилистыми и мускулистыми, на них повсюду виднелись мозоли.

О его возрасте почти ни слова не сказано. Единственное упоминание автора о возрасте это, что он был ещё не совсем старым. То есть можно сказать, что Тыбурций уже не был молодым человеком, однако же, ещё и не старик.

Он был мужчина примерно средних лет. Автор этого персонажа описывает весьма скупо. В основном он не говорит о многих сторонах его характера и поведения. К примеру, Короленко ни разу не упомянул о том, были ли его дети родными ему. Возможно они являлись приёмными. Но в любом случае он их очень сильно любил и заботился о них как мог. Автор также почти ничего не повествует о прошлой жизни Тыбурция. Он знает множество наук, не исключая и латынь. Говорит, что когда-то давно он смог получить образование. А так как в данное время он простой нищий, то зарабатывал на хлеб тем, что развлекал людей в пивнушках. Во всём городе не существовало такого трактира, в которым бы не побывал пан Тыбурций. Он стоял на бочке и говорил тексты и цитировал знаменитых людей. Это действительно подтверждает то, что он был достаточно хорошо образованным человеком.

Пан Тыбурций был бедняком и частенько воровал у других людей, но что поделаешь, надо же было как-то выживать в суровых условиях, в которые его поставила жизнь. Однако он не потерял ещё человеческих благородных качеств. В то время, когда он является перед судьей — отцом Васи, он говорит, что клянётся Богородицей, чтобы его повесели, но он не сделает так, чтобы из-за этого страдал бедный мальчик.

В дурном обществе (Короленко В. Г., 1885)

VII. На сцену является пан Тыбурций

— Здравствуй! А уж я думал, ты не придешь более, — так встретил меня Валек, когда я на следующий день опять явился на гору.

Я понял, почему он сказал это.

— Нет, я… я всегда буду ходить к вам, — ответил я решительно, чтобы раз и навсегда покончить с этим вопросом.

Валек заметно повеселел, и оба мы почувствовали себя свободнее.

— Ну, что? Где же ваши? — спросил я. — Все еще не вернулись?

— Нет еще. Черт их знает, где они пропадают.

И мы весело принялись за сооружение хитроумной ловушки для воробьев, для которой я принес с собой ниток. Нитку мы дали в руку Марусе, и когда неосторожный воробей, привлеченный зерном, беспечно заскакивал в западню, Маруся дергала нитку, и крышка захлопывала птичку, которую мы затем отпускали.

Между тем около полудня небо насупилось, надвинулась темная туча, и под веселые раскаты грома зашумел ливень. Сначала мне очень не хотелось спускаться в подземелье, но потом, подумав, что ведь Валек и Маруся живут там постоянно, я победил неприятное ощущение и пошел туда вместе с ними. В подземелье было темно и тихо, но сверху слышно было, как перекатывался гулкий грохот грозы, точно кто ездил там в громадной телеге по гигантски-сложенной мостовой. Через несколько минут я освоился с подземельем, и мы весело прислушивались, как земля принимала широкие потоки ливня; гул, всплески и частые раскаты настраивали наши нервы, вызывали оживление, требовавшее исхода.

— Давайте играть в жмурки, — предложил я.

Мне завязали глаза; Маруся звенела слабыми переливами своего жалкого смеха и шлепала по каменному полу непроворными ножонками, а я делал вид, что не могу поймать ее, как вдруг наткнулся на чью-то мокрую фигуру и в ту же минуту почувствовал, что кто-то схватил меня за ногу. Сильная рука приподняла меня с полу, и я повис в воздухе вниз головой. Повязка с глаз моих спала.

Тыбурций, мокрый и сердитый, страшнее еще оттого, что я глядел на него снизу, держал меня за ноги и дико вращал зрачками.

— Это что еще, а? — строго спрашивал он, глядя на Валека. — Вы тут, я вижу, весело проводите время… Завели приятную компанию.

— Пустите меня! — сказал я, удивляясь, что и в таком необычном положении я все-таки могу говорить, но рука пана Тыбурция только еще сильнее сжала мою ногу.

— Responde, ответствуй! — грозно обратился он опять к Валеку, который в этом затруднительном случае стоял, запихав в рот два пальца, как бы в доказательство того, что ему отвечать решительно нечего.

Я заметил только, что он сочувственным оком и с большим участием следил за моею несчастною фигурой, качавшеюся, подобно маятнику, в пространстве.

Пан Тыбурций приподнял меня и взглянул в лицо.

— Эге-ге! Пан судья, если меня не обманывают глаза… Зачем это изволили пожаловать?

— Пусти! — проговорил я упрямо. — Сейчас отпусти! — и при этом я сделал инстинктивное движение, как бы собираясь топнуть ногой, но от этого весь только забился в воздухе.

— Ого-го! Пан судья изволят сердиться… Ну, да ты меня еще не знаешь. Ego Тыбурций sum [Я есмь Тыбурций. (Ред.)]. Я вот повешу тебя над огоньком и зажарю, как поросенка.

Я начинал думать, что действительно такова моя неизбежная участь, тем более что отчаянная фигура Валека как бы подтверждала мысль о возможности такого печального исхода. К счастью, на выручку подоспела Маруся.

— Не бойся, Вася, не бойся! — ободрила она меня, подойдя к самым ногам Тыбурция. — Он никогда не жарит мальчиков на огне… Это неправда!

Тыбурций быстрым движением повернул меня и поставил на ноги; при этом я чуть не упал, так как у меня закружилась голова, но он поддержал меня рукой и затем, сев на деревянный обрубок, поставил меня между колен.

— И как это ты сюда попал? — продолжал он допрашивать. — Давно ли. Говори ты! — обратился он к Валеку, так как я ничего не ответил.

— Давно, — ответил тот.

Казалось, этот ответ доставил пану Тыбурцию некоторое удовольствие.

— Ого, шесть дней! — заговорил он, поворачивая меня лицом к себе. — Шесть дней — много времени. И ты до сих пор никому еще не разболтал, куда ходишь?

— Никому, — повторил я.

Он говорил довольно добродушно, но я все-таки чувствовал себя глубоко оскорбленным и потому ответил довольно сердито:

— Я вовсе не судья. Я — Вася.

— Одно другому не мешает, и Вася тоже может быть судьей, — не теперь, так после… Это уж, брат, так ведется исстари. Вот видишь ли: я — Тыбурций, а он — Валек. Я нищий, и он — нищий. Я, если уж говорить откровенно, краду, и он будет красть. А твой отец меня судит, — ну, и ты когда-нибудь будешь судить… вот его!

— Не буду судить Валека, — возразил я угрюмо. — Неправда!

— Он не будет, — вступилась и Маруся, с полным убеждением отстраняя от меня ужасное подозрение.

Девочка доверчиво прижалась к ногам этого урода, а он ласково гладил жилистой рукой ее белокурые волосы.

— Ну, этого ты вперед не говори, — сказал странный человек задумчиво, обращаясь ко мне таким тоном, точно он говорил со взрослым. — Не говори, amice! [Друг. (Ред.)] Эта история ведется исстари, всякому cвoe, suum cuique; каждый идет своей дорожкой; и кто знает… может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу. Для тебя хорошо, amice, потому что иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня, — понимаешь.

Я не понимал ничего, но все же впился глазами в лицо странного человека; глаза пана Тыбурция пристально смотрели в мои, и в них смутно мерцало что-то, как будто проникавшее в мою душу.

— Не понимаешь, конечно, потому что ты еще малец… Поэтому скажу тебе кратко, а ты когда-нибудь и вспомнишь слова философа Тыбурция: если когда-нибудь придется тебе судить вот его, то вспомни, что еще в то время, когда вы оба были дураками и играли вместе, — что уже тогда ты шел по дороге, по которой ходят в штанах и с хорошим запасом провизии, а он бежал по своей оборванцем-бесштанником и с пустым брюхом… Впрочем, пока еще это случится, — заговорил он, резко изменив тон, — запомни еще хорошенько вот что: если ты проболтаешься своему судье или хоть птице, которая пролетит мимо тебя в поле, о том, что ты здесь видел, то не будь я Тыбурций Драб, если я тебя не повешу вот в этом камине за ноги и не сделаю из тебя копченого окорока. Это ты, надеюсь, понял?

— Я не скажу никому… я… Можно мне опять прийти?

— Приходи, разрешаю… sub conditionem [Под условием. (Ред.)]… Впрочем, ты еще глуп и латыни не понимаешь. Я уже сказал тебе насчет окорока. Помни.

Он отпустил меня и сам растянулся с усталым видом на длинной лавке, стоявшей около стенки.

— Возьми вон там, — указал он Валеку на большую корзину, которую, войдя, оставил у порога, — да разведи огонь. Мы будем сегодня варить обед.

Теперь это уже был не тот человек, что за минуту пугал меня, вращая зрачками, и не гаер, потешавший публику из-за подачек. Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам.

Мы с Валеком живо принялись за работу. Валек зажег лучину, и мы отправились с ним в темный коридор, примыкавший к подземелью. Там в углу были свалены куски полуистлевшего дерева, обломки крестов, старые доски; из этого запаса мы взяли несколько кусков и, поставив их в камин, развели огонек. Затем мне пришлось отступиться, и Валек один умелыми руками принялся за стряпню. Через полчаса на камине закипало уже в горшке какое-то варево, а в ожидании, пока оно поспеет, Валек поставил на треногий, кое-как сколоченный столик сковороду, на которой дымились куски жареного мяса.

Впрочем, искра сознания, вызванная голосом Тыбурция, не проявлялась ничем больше. Старик воткнул иголку в лохмотья и равнодушно, с тусклым взглядом, уселся на один из деревянных обрубков, заменявших в подземелье стулья.

— Вот, domine, как немного нужно человеку, — говорил Тыбурций. — Не правда ли? Вот мы и сыты, и теперь нам остается только поблагодарить бога и клеванского капеллана…

— Ты это, domine, поддакиваешь, а сам не понимаешь, при чем тут клеванский капеллан, — я ведь тебя знаю… А между тем не будь клеванского капеллана, у нас не было бы жаркого и еще кое-чего…

Из этой странной и запутанной речи я понял только, что способ приобретения был не совсем обыкновенный, и не удержался, чтоб еще раз не вставить вопроса:

— Вы это взяли… сами?

— Малый не лишен проницательности, — продолжал опять Тыбурций по-прежнему, — жаль только, что он не видел капеллана; у капеллана брюхо, как настоящая сороковая бочка, и, стало быть, объедение ему очень вредно. Между тем мы все, здесь находящиеся, страдаем скорее излишнею худобой, а потому некоторое количество провизии не можем считать для себя лишним… Так ли я говорю, domine?

— Ну вот! На этот раз вы выразили свое мнение очень удачно, а то я уже начинал думать, что у этого малого ум бойчее, чем у некоторых ученых… Возвращаясь, однако, к капеллану, я думаю, что добрый урок стоит платы, и в таком случае мы можем сказать, что купили у него провизию: если он после этого сделает в амбаре двери покрепче, то вот мы и квиты… Впрочем, — повернулся он вдруг ко мне, — ты все-таки еще глуп и многого не понимаешь. А вот она понимает: скажи, моя Маруся, хорошо ли я сделал, что принес тебе жаркое?

— Хорошо! — ответила девочка, слегка сверкнув бирюзовыми глазами. — Маня была голодна.

В темной аллейке сада я нечаянно наткнулся на отца. Он по обыкновению угрюмо ходил взад и вперед с обычным странным, как будто отуманенным взглядом. Когда я очутился подле него, он взял меня за плечо.

Он внимательно посмотрел на меня, хотел что-то сказать, но потом взгляд его опять затуманился, и, махнув рукой, он зашагал по аллее. Мне кажется, что я и тогда понимал смысл этого жеста:

— А, все равно… Ее уж нет.

Я солгал чуть ли не первый раз в жизни.

Образ и характеристика Тыбурция

Один из нищих людей, Пан Драб Тыбурций, также в прошлом является вором, также является отцом Маруси и Валека, что делает его интересным образом в данной повести. Можно с уверенностью заявить, что Короленко, автор повести, смог раскрыть всю суть Драба в своем произведении.

Сам Пан Тыбурций не такой старый, как Януш, он среднего возраста мужчина, но уже был без жилья и достаточно нищим, поэтому он жил вместе с детьми в старой часовне. Однако у самого Тыбурция раньше был заброшенный ныне замок, в котором раньше жили те, у кого не было дома, но Януш по приказу верховного графа замка выгнал Тыбурция и тех людей, у них не было выбора, и они пошли жить в часовню, а отношения с самим Янушем у них сложились плохие.

Внешность Тыбурция сложно подходит к описанию нищего человека. Однако у Тыбурция были зелёные глаза, сильно нависшие и некрасивые брови, а сам он был высокий, но сильно сутулый, рыжеватые волосы, его нижняя челюсть сильно выпирала вперёд, у него были широкие и грубые ладони рабочего. Его ноги были большими, а руки его были в мозолях и сильно жилистыми. Вся его физиономия и его вид напоминали обезьяну, и он действительно был похож на обезьяну.

Однако по характеру Тыбурций был не самым плохим человеком, на различных мероприятиях и сборах он часто развлекал народ разными цитатами античности, он зарабатывал с помощью этого на жизнь, толкая речи в кабаках и пабах. В душе его таится печаль, у него было много неудач, с ним случалось множество несчастий в его жизни. Он сильно любит Марусю и Валека, так как это единственные, кто с ним практически всегда находится рядом. Он нередко любил разговаривать на добрые темы.

Табырций очень добродушный, он крал еду специально для Маруси и Валека, понимая, что он идёт на риск. О самом происхождении Драба мало что известно, ни одна из личностей повести не знала, откуда появился Тыбурций, его прошлое слишком туманное и неизвестное. Но тогдашние обыватели не думали, что Драб может быть из какого-то аристократического рода, скорее всего он был простым крепостным, который вскоре потерял свой статус. Но несмотря на это, он был достаточно умным и хорошо образованным, сложно представить, как он стал нищим и потерял своё жильё. Тыбурций возможно был любителем античности, он хорошо знал латинский язык, часто читал поэмы Гомера в слух. Нередко Тыбурций мог врать кому-либо, но в частности старался быть правдивым и дружелюбным.

Но после того, как умирает Маруся, Драб вместе с Вальком навсегда исчезают из места действия повести.

Читайте также: