Проблемы аттестации педагогических работников сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Аттестация педагогических работников была организована и проходила в соответствии с нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь.

В 2019/2020 учебном году 7 педагога школы подали заявления на аттестацию с целью установления квалификационной категории: на высшую квалификационную категорию (Ганчар Н.Ф., Незоля Е.Л., Атаманчук И.Э.), на первую квалификационную категорию (Козел С.Н., Черенкова А.В., Мудрагель О.В.), на вторую квалификационную категорию (Бурак Н.В.).

Профессиональный уровень педагогического коллектива стабилен:

95,6% педагогов имеют высшее образование, 10 (40%) педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 12 (48%) – первую, 2 (8%) - вторую, 1 (4%) - без квалификационной категории. 13 (52%) педагогов школы имеют стаж профессиональной деятельности свыше 15 лет, 7 (28%) – от 10 до 15 лет, 2 (8%) – от 5 до 10 лет, 3 (12%) – до 5 лет.

Педагоги школы систематически совершенствуют профессиональный уровень в соответствии с перспективным планом курсовой подготовки.

План работы по организации и проведению аттестации педагогических работников школы в 2019/2020 учебном году полностью выполнен.

Описание опыта педагогической деятельности учителей соответствовали предъявленным к ним требованиям, что свидетельствует о добросовестной подготовке учителей к аттестации в соответствии с действующими нормативными документами.

В школе ведется учет:

- посещения открытых уроков аттестационной комиссии;

- выдачи педагогическим работникам распорядительных актов об установлении квалификационных категорий;

- ознакомления аттестуемых педагогических работников с графиком прохождения аттестации на заявленную квалификационную категорию;

- ознакомления аттестуемых педагогических работников со сроками аттестации на соответствие занимаемой должности.

Проведена проверка грамотности оформления записей о присвоении квалификационной категории в 2019/2020 учебном году в трудовых книжках, в результате чего было выявлено, что записи о присвоении квалификационных категорий были сделаны своевременно, грамотно.

Состоялась проверка личных дел педагогов, прошедших аттестацию в текущем учебном году, в результате чего установлено, что во всех личных делах находятся копии распорядительных актов о присвоении квалификационных категорий.

С целью организации проведения аттестации педагогических работников были проведены следующие мероприятия:

- в ходе совещаний, проводимых по вопросам аттестации педагогических работников, освещались следующие вопросы:

1) Информация о целях, задачах аттестации, требованиях, предъявляемых к квалификационным категориям или подтверждения соответствия занимаемым ими должностям на основе их профессиональной деятельности,

2) Информация о порядке и процедуре аттестации.

3) Знакомство с нормативными документами.

4) Рекомендации по оформлению описания опыта педагогической деятельности.

Проведены индивидуальные беседы с педагогами школы, разъяснены основные положения и принципы организации и прохождения аттестации.

Каждый педагог изучил все нормативные документы по аттестации

Подготовлен перспективный план прохождения курсов повышения квалификации. Составлен перспективный план прохождения аттестации.

Все педагоги, желающие пройти аттестацию, были обеспечены образцами оформления документов.

В ходе подготовки к аттестации были выявлены некоторые проблемы и затруднения, в частности пришлось потратить много времени на консультирование педагогов, индивидуальную работу с ними. Не все умеют работать с документами. Слабо работают руководители МО по оказанию помощи аттестуемым педагогам.

У учителей возникали трудности со сбором рецензий, отзывов, на что тоже уходило много времени. Ужесточились требования, предъявляемые к высшей и первой квалификационной категории, а некоторые педагоги были недостаточно активны в профессиональных конкурсах, мало времени уделяли подготовке учащихся к участию в конкурсах, олимпиадах разного уровня, не являлись научными руководителями школьников, занимающихся исследовательской деятельностью.

РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению аттестации педагогов в 2020/2021учебном году:

- Администрации: 1. При подготовке к проведению аттестации педагогов руководствоваться распорядительными документами Министерства образования

2. Организовать изучение всех нормативных документов, регламентирующих проведение аттестации педагогических работников, на заседаниях методических объединений.

3. Организовать работу экспертного совета по оценке аттестационных материалов педагогов, планирующих проходить аттестацию на установление первой и высшей квалификационной категории, с целью организации методической помощи по оформлению аттестационных документов.

4. Активизировать участие педагогов в профессиональных конкурсах, в научно-исследовательской деятельности, в подготовке школьников к олимпиадам, чемпионатам и конкурсам разного уровня.

- Руководителям школьных МО:

1. Активизировать работу руководителей школьных предметных МО для оказания необходимой помощи аттестуемым педагогам в целях совершенствования организации и проведения аттестации.

2. Регулярно вести мониторинги успеваемости и качества знаний учащихся по предметам.

2. Аттестующимся на присвоение первой и высшей квалификационной категории описывать опыт педагогической деятельности в соответствии с Перечнем критериев.

3. Своевременно подавать заявление на аттестацию и аттестационные материалы в соответствии со сроками аттестации.


Целью аттестации в соответствии с новым Положением о порядке проведения аттестации педагогических работников является стимулирование деятельности педагогических работников по повышению квалификации, профессионализма а также подтверждение соответствия работников занимаемым ими должностями на основе оценки их профессиональной деятельности [2]. Основным средством стимулирования выступает дифференциация оплаты труда учителя.

В соответствии с действующим положением создается три вида комиссий. Главная создается органом управлением на уровне Белгородской области или городская комиссия — органом управления образованием. Аттестационная комиссия образовательного учреждения создается педагогическим советом.

Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога, с указанием квалификационной категории, на которую он претендует и, следовательно, должны быть определены в локальном акте организации.

В соответствии с Положением об аттестации работников образовательных учреждений представляется список, характеризующий трудовую деятельность работника и его соответствие квалификационным требованиям, является открытым, так как завершается пунктом другие сведения. Таким образом, работник вправе представить в аттестационную комиссию и другие сведения, в том числе связанные с общественно значимой деятельностью работника в качестве руководителя или в составе выборного органа профсоюзной организации учреждения.

Количественные параметры работ не предусмотрены, но ученые сегодня предлагают качество работы работников образования оценивать посредством коэффициента качества индивидуальной оценки. Таким образом, работник не просто составляет перечень своих работ, но еще приобретает рейтинг за качество их выполнения, что в дальнейшем учитывается при принятии решения аттестационной комиссии. Но нормативно-правовые акты пока не содержат описания такой системы оценки качества работы педагогов.

К сожалению, учителю сегодня приходится готовить много документов, доказывая свою образованность, именно поэтому для качественного ведения уроков уменьшается время. Следовательно, требование к преподаванию не меняется с глубокой древности: учитель должен много знать, но он должен и уметь донести важную информацию до ученика. Но критериев оценки качества донесения до ученика информации в существующих нормативно-правовых актах нет.

Ученые, исследующие вопросы аттестации педагогов, отмечают, что кроме новых Положений об аттестации работодателю необходимо продумать и разработать локальный нормативный акт по вопросам проведения аттестации и ознакомить с ними работников. Также определить технологии оценки профессиональной деятельности работников, а также список работников, подлежащих обязательной аттестации, график ее прохождения и состав аттестационной комиссии. [4]

Для решения правовых проблем аттестации работников образования можно рекомендовать следующее:

‒ главным критерием работы учителя считать качество и количество учебной работы и при планировании работы учителя и оценке качества его работы;

‒ для каждого работника устанавливать индивидуальный срок прохождения аттестации, отражаемый в специальном графике.

Аттестация педагога назначается в срок до шестидесяти дней с момента подачи заявки от лица работодателя или самого педагога. При этом учитывается срок действия ранее полученной квалификации. Аттестация педагогов осуществляется каждые пять лет. Для этого образовательным учреждением организовывается специальная аттестационная комиссия. Хочется коснуться обязательной аттестации учителей, которая начиная с 2016 года, будет проводиться для тех, кто проходил ее 5 лет назад. В 2017 году от обязательного прохождения аттестации освобождаются педагоги с уже имеющейся квалификационной категорией и беременные женщины. Аттестация может быть проигнорирована теми учителями, которые работают в учебных заведениях последние 2 года. Декретный отпуск дает право получить квалификацию и подтвердить свою учительскую состоятельность уже после выхода на работу, спустя два года.

Если педагогический работник не согласен с решением комиссии частично или полностью, у него есть возможность оспорить полученное заключение в суде. Другой вариант — создать специальную комиссию по трудовым спорам. На оспаривание результатов у учителя остается девяносто дней с момента выдачи заключения.

С другой стороны, если результаты аттестации во многом удовлетворяют работника учебного заведения, сам он в таком случае, вернувшись на рабочее место и предъявив заключение комиссии начальнику, может потребовать прибавку.

Таким образом, мы рассмотрели примерные предложения по решению правовых проблем аттестации работников образования. Практическая значимость работы состоит в том, предложенные выводы, рекомендации и предложения могут быть использованы как в научно-исследовательской, так и в законотворческой и правоприменительной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): аттестационная комиссия, аттестация педагогов, образовательное учреждение, правовая проблема аттестации работников образования, проведение аттестации, работник.

Похожие статьи

Анализ эффективности труда педагогических работников.

аттестационная комиссия, аттестация педагогов, образовательное учреждение, правовая проблема аттестации работников образования, проведение аттестации, работник.

Основные проблемы аттестации муниципальных служащих

аттестационная комиссия, аттестация, должность, муниципальная служба, непосредственный начальник, проблема аттестации, работник, руководитель организации, служащий.

Актуальные проблемы проведения аттестации сотрудников.

Российская Федерация, дело, проведение аттестации, аттестационная комиссия, кадровый состав органов, приказ МВД России, сотрудник органов, сотрудник полиции, аттестуемый период, место.

Проблемы правового регулирования в сфере проведения.

Это связанно с тем, что аттестация отдельных категорий работников может быть обусловлена спецификой определённой области производства. Поэтому закреплённые общие условия и правила проведения аттестации работников должны развиваться в актах.

Повышение качества образования через методическое.

− Аттестация направлена, прежде всего, на оценку условий профессиональной успешности педагога, подтвержденных набором документов

− отражение динамики качества образования обучающихся по результатам деятельности аттестуемого педагогического работника.

Решение проблемы аттестации муниципальных кадров

Непрерывное образование в системе повышения квалификации педагогических работников. Непрерывное профессиональное обучение известная истина и актуальна сегодня. Основные проблемы аттестации муниципальных служащих.

Правовой статус педагогических работников | Статья в журнале.

Правовые проблемы аттестации педагогических работников. В соответствии с Положением об аттестации работников образовательных учреждений представляется список, характеризующий трудовую деятельность работника и его соответствие.

Формирование кадрового потенциала в образовательных.

По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает

Аттестация важна не только для самих педагогических работников (стимулирует

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных.

Суть аттестации муниципальных служащих | Статья в журнале.

Основные проблемы аттестации муниципальных служащих. Процедура аттестации служащих представляет собой заседание созданной аттестационной комиссии, в которую, как правило, входят руководители организации.

Материалы I международной научной конференции.

Правовые проблемы аттестации педагогических работников.

Детско-родительские отношения как фактор установления сотрудничества педагогов и родителей в системе образования дошкольного учреждения.

Вопрос: Как следует проводить аттестацию педагогических работников в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям в малокомплектных образовательных организациях?
Ответ. Порядком аттестации не предусмотрены какие-либо особые условия аттестации педагогических работников малокомплектных образовательных организаций в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям.
Необходимость и сроки проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемым ими должностям определяется работодателем самостоятельно в соответствии с положениями, предусмотренными пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Вопрос: Имеет ли педагогический работник право по результатам аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности претендовать на повышение оплаты его труда?

Ответ. К основным задачам проведения аттестации (пункт 3 Порядка аттестации) не относится обеспечение дифференциации размеров оплаты труда для педагогических работников, прошедших аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
В то же время, в положениях об оплате труда организаций могут содержаться условия, учитывающие результаты такой аттестации при установлении выплат стимулирующего характера.

Вопрос: Обязан ли руководитель образовательной организации провести аттестацию на соответствие занимаемой должности, если педагогическому работнику решением аттестационной комиссии отказано в установлении первой или высшей квалификационной категории?

Ответ. Руководитель организации в отношении педагогического работника, которому было отказано в установлении первой или высшей квалификационной категории, вправе провести аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 22 Порядка аттестации, к которым относится случай, когда отказано в установлении высшей квалификационной категории, но за педагогическим работником сохраняется действие первой квалификационной категории.
Необходимость и сроки представления педагогических работников для проведения их аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой им должности определяются работодателем самостоятельно с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Вопрос: Какие действия могут быть предприняты работодателем в случае признания работника не соответствующим занимаемой должности?
Ответ. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, трудовой договор с работником может быть расторгнут.
Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 ТК РФ).
При этом увольнение работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, является правом, а не обязанностью работодателя. ТК РФ предусматриваются случаи, когда увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части первой статьи 81 ТК РФ не допускается.
Так, не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (часть 6 статьи 81 ТК РФ).
Не допускается увольнение по данному основанию работников (в том числе педагогических) из числа лиц, указанных в части 4 статьи 261 ТК РФ (к примеру, женщины, имеющие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка до 14 лет и в ряде других случаев), а также лиц, указанных в статье 264 ТК РФ.

Вопрос: Фиксируются ли в трудовой книжке педагогического работника результаты аттестации на соответствие занимаемой должности? Если нет, то где эти результаты должны быть отражены?
Ответ. Сведения об аттестации педагогического работника, проводимой с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, в трудовую книжку не вносятся.
В соответствии с пунктом 20 Порядка аттестации на педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее 2 рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение 3 рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

Вопрос: Может ли педагогический работник лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии при его аттестации, если он письменно это не указал в заявлении?
Ответ. Согласно пункту 13 Порядка аттестации аттестация педагогического работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится с его участием. Поскольку на педагогического работника не возложена обязанность уведомлять о своем присутствии на заседании аттестационной комиссии, то в случае неявки работника в день проведения аттестации работодателю следует выяснить причину отсутствия, и, если она будет признана уважительной, аттестация педагогического работника переносится на другую дату, как это предусмотрено пунктом 13 Порядка аттестации.
При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

Вопрос: Будет ли считаться нарушением установленного Порядка аттестации, проводимой в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, если педагогический работник не был ознакомлен с распорядительными актами организации об аттестации, а также с представлением работодателя или ознакомлен с ними в сроки, меньшие, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации? Если да, то каковы правовые последствия такого нарушения?
Ответ. Порядком аттестации установлена обязанность работодателя знакомить педагогических работников не позднее, чем за 30 дней до дня проведения аттестации под роспись с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, графиком проведения аттестации (пункт 9 Порядка аттестации), а также с представлением (пункт 12 Порядка аттестации).
Несоблюдение работодателем положений, предусмотренных указанными пунктами Порядка аттестации, может быть обжаловано работником в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в суде).

Вопрос: Является ли основанием для принятия решения аттестационной комиссией о несоответствии занимаемой должности отсутствие у педагогического работника образования, соответствующего профилю его педагогической деятельности?

Вопрос: Если педагогический работник будет включен в список лиц, подлежащих аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой им должности, имеет ли он право одновременно обратиться в аттестационную комиссию для установления ему квалификационной категории? Следует ли проводить аттестацию такого педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности?

Ответ. В соответствии с Порядком аттестации аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и аттестации в целях установления квалификационной категории проводится разными аттестационными комиссиями.
Необходимость и сроки проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности определяются работодателем с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. Педагогические работники вправе обратиться в аттестационную комиссию для прохождения такой аттестации в любое время, в том числе в случаях, когда на них имеется представление работодателя на проведение аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Если в отношении педагогического работника, обратившегося в аттестационную комиссию для проведения его аттестации в целях установления квалификационной категории, не будет вынесено решение аттестационной комиссией об установлении квалификационной категории, на которую он претендует, ко дню проведения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, то она проводится с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Вопрос: Возможно ли проведение внеочередной аттестации педагогического работника в целях подтверждения соответствия им занимаемой должности в случаях наличия жалоб на ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей?
Ответ. Порядком аттестации не предусмотрено проведение внеочередной аттестации на соответствие занимаемой должности.
В случаях ненадлежащего исполнения педагогическим работником своих обязанностей работодатель руководствуется статьей 192 ТК РФ, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

Вопрос: Должна ли проводиться аттестационными комиссиями организаций аттестация педагогических работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, если она была проведена до 1 сентября 2013 года аттестационными комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, а также аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, как это было установлено приказом № 209?

Ответ. По ранее действовавшему порядку аттестации аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводилась один раз в 5 лет.
Следовательно, в течение 5-летнего срока со дня принятия решения соответствующей аттестационной комиссией работодатель не должен проводить аттестацию таких педагогических работников, посколькувнеочередной характер проведения такой аттестации не предусмотрен Порядком аттестации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276.

Вопрос: Может ли руководитель образовательной организации являться председателем аттестационной комиссии организации или входить в ее состав?

Ответ. Согласно пунктам 5–7 Порядка аттестации, аттестация педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями и утверждаемыми распорядительным актом работодателя. Порядком аттестации не установлено запрета на включение в состав аттестационной комиссии руководителя образовательной организации. Таким образом, решение о вхождении руководителя образовательной организации в состав аттестационной комиссии, в том числе в качестве председателя, относится к компетенции образовательной организации.

Вместе с тем, учитывая, что руководитель образовательной организации является представителем работодателя, принимает распорядительные акты о создании аттестационной комиссии и проведении аттестации, знакомит с ними педагогических работников, подлежащих аттестации, вносит в аттестационную комиссию представление на педагогического работника, то ему входить в состав аттестационной комиссии, а также являться ее председателем нецелесообразно.

Вопрос: Имеет ли право педагогический работник отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности? Каковы правовые последствия отказа работника от прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности?

В соответствии со статьей 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину.

Следовательно, педагогические работники (за исключением педагогических работников, поименованных в пункте 22 Порядка аттестации) не вправе отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Отказ педагогического работника от прохождения такой аттестации является дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. За совершение указанного проступка в соответствии со статьей 192 ТК РФ работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Ковшова Елена Сергеевна
Национальный исследовательский Нижегородский государственныйого университет им. Н.И. Лобачевского
Аспирант кафедры прикладной социологии Факультета социальных наук


Аннотация
В статье рассматриваются особенности процедуры аттестации педагогов, ее восприятие учителями, влияние на статус учителя в педагогическом коллективе. Также обозначены сложности, которые вызывает аттестация в профессиональной деятельности учителя, способы, которыми можно разрешить эти проблемы.

Kovshova Elena Sergeevna
National Research Nizhny Novgorod State University of N.I. Lobachevsky
Graduate student of Department of Applied Sociology of faculty of social Sciences


Abstract
The features of teachers certification procedure, its perception by the teachers, its impact on the teacher status in the teaching staff are discussed. Difficulties caused by teachers certification in professional work and ways to solve these problems are mentioned.

В теории и практике аттестации проблема повышения качества педагогического труда не является новой. Многочисленные исследования ученых подтверждают, что уровень профессионализма и мастерства педагога оценивается по двум основным позициям: результатам деятельности учащихся и динамике личных достижений самого аттестуемого работника. Изучение взаимосвязи между этими составляющими требует уточнения сущности основных понятий, раскрывающих содержание аттестации как одного из условий, способствующих обновлению подходов к оценке каче­ства педагогического труда [1, с. 9]. Кроме того, необходимость процедуры аттестации влияет на психологическое состояние учителя, а следовательно, на его профессиональную деятельность, ее эффективность, результативность.

Для понимания роли процедуры аттестации в профессиональной деятельности педагога, ее влияние на социальное самочувствие и психологическое состояние учителя необходимо изучить точку зрения педагогов на этот аспект образовательного процесса. С этой целью было проведено социологическое исследование[1], которое дало возможность изучить и проанализировать многие аспекты профессиональной деятельности учителя в современной российской системе образования.

На данный момент в России есть сразу два вида аттестации: обязательная и добровольная. Первую проходят те педагогические работники, которые, по требованию государства, непосредственно нуждаются в проверке знаний. Комиссия определяет уровень состоятельности определенного учителя, после чего делает вывод, соответствует ли он своей должности или попросту занимает чье-то место. Обязательная аттестация педагогических работников, начиная с 2016 года, проводиться для тех, кто проходил ее 5 лет назад. В 2017 году от обязательного прохождения аттестации освобождаются педагоги с уже имеющейся квалификационной категорией и беременные женщины. Также аттестация может быть проигнорирована теми педагогами, которые состоят на службе в учебных заведениях последние 2 года. Декретный отпуск дает право получить квалификацию и подтвердить свою учительскую состоятельность уже после выхода на работу. Важно помнить, что с этого момента и до аттестации должно пройти не менее двух лет. Аттестация не распространяется на тех работников учебных заведений, которые в силу разных причин отсутствовали на рабочем месте последние 4 месяца (и выше этого срока). Для них обязательной аттестация становится лишь по истечении одного календарного года, начиная с момента своего официального возвращения на работу. Добровольная аттестация интересна как преподавателям без категории, так и тем педагогам, у которых она уже есть, но в то же время конкретно им еще есть, куда расти. Чтобы получить наивысший разряд из возможных, нужно быть учителем, который уже получил ранее первую категорию. Отметим, что с того момента до очередного повышения должно пройти не менее двух лет. В то же время нельзя не сказать, что наивысшая категория присваивается тем педагогам, у которых уже есть таковая вообще. В их случае они подтверждают свою квалификацию, добытую ранее. Категории выдаются на 5 лет, после чего они более не нуждаются в дальнейшей пролонгации.

Аттестация является одним из методов контроля деятельности учителя. Процедура аттестации состоит из представления педагогом результатов его профессиональной деятельности в виде портфолио, компьютерной презентации практических достижений или интернет-ресурса (сайта) [2, с.3]. Педагоги также проходят несколько квалификационных испытаний. Одно из таких испытаний – это тестирование с использованием компьютерной техники и компьютерная презентация методической разработки раздела учебной (воспитательной) программы. Тестирование с использованием компьютерной техники предполагает отражение знаний аттестуемого в области современных образовательных технологий и методик. Тестирование является одним из компонентов квалификационного экзамена. Но оно является добровольным. При успешном прохождении теста педагогу начисляется 10 дополнительных баллов, а при отказе нет. После прохождения тестирования педагог представляет комиссии компьютерную презентацию, делает доклад о своей профессиональной деятельности.

Кроме того, подготовка к процедуре аттестации занимает очень много времени. В результате у педагога исчезает возможность общаться с детьми после уроков. То время, которое не включено в рабочий день – является личным, неоплачиваемым преподаватели хотят потратить на общение со своей семьей. Отчасти это объясняется тем, что они неудовлетворены своей зарплатой, и излишние требования со стороны руководства вызывает возмущение и раздражение.

Для успешного прохождения процедуры аттестации, профессионального развития педагогу необходимо иметь довольно весомую базу методических материалов, соответствующую требованиям, соответствующим различным нововведениям. Одной из важных методических проблем является освоение новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС). Эти стандарты отличаются от предыдущих, поэтому даже опытным педагогам приходится уделять больше времени самообразованию, чтобы разобраться в этих стандартах. Педагоги среднего звена относятся к ним как к неизбежной обязанности, которую в любом случае предстоит выполнить. Однако учителя стараются ориентироваться на текущие, актуальные методические проблемы и не думать о тех, которые обеспокоят их через год или два.

  1. Перегонцева Т.В. Роль аттестации в повышении качества педагогического труда // Среднее проф. образование. – 2011. – № 4. – С. 9-11.
  2. Методические рекомендации по оценке профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы / Под ред. В.Ю. Ереминой, Г.А. Игнатьевой.- 2015 – 60 с.
  3. Пискунова Е.В., Лисовская Н.Б., Трощинина Е.А. Аттестация педагогических работников как способ оценки профессиональной деятельности // Вестник Герценовского Университета, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург – 2011 – № 12 – С. 19-24.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Читайте также: