Приватизация объектов культуры сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Условия охранных обязательств в отношении отнесенных к объектам культурного наследия архитектурных ансамблей, усадебных и дворцово-парковых комплексов, являющихся сложными вещами, распространяются на все их составные части. Условия охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия федерального значения определяются федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального и муниципального значения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Охранное обязательство оформляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, одновременно с заключением сделки приватизации. Охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования. В случае, если интерьер внутренних помещений объекта куль- 293 турного наследия не является предметом охраны данного объекта, обеспечение доступа граждан во внутренние помещения объекта культурного наследия не может быть вменено в обязанность собственника объекта культурного наследия. Требования к подготовке охранных обязательств, их содержанию и выполнению, меры по контролю за их выполнением, а также требования к подтверждению собственником объекта культурного наследия выполнения этих обязательств утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Культурное наследие народов Российской Федерации, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации.

Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации при условии:

сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности;

сохранения профильных услуг;

организации обслуживания льготных категорий населения;

обеспечения сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работникам (на срок до одного года).


В статье рассмотрены актуальные проблемы приватизации объектов культурного наследия. В результате предложены направления совершенствования законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: приватизация, культурное наследие, государственное имущество, муниципальное имущество, торги, конкуренция

Конституция Российской Федерации в статье 44 гарантирует право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а также обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. [1]

По мнению А. И. Коновалова, использование находящихся в частной собственности объектов культурного наследия является необходимым условием повышения уровня конкуренции в сфере туризма и туристических услуг. [2, c.38]

При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется:

- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, — в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения;

- местной администрацией муниципального образования — в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

При этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право в отношении расположенных на их территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения вносить предложения об условиях охранных обязательств данных объектов.

Пунктами 20–23 Положения о подготовке и выполнении охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.12.2002 N 894, устанавливается, что сведения, которые предоставляет собственник в подтверждение выполнения условий охранного обязательства, должны быть полными и достоверными с приложением документации, подтверждающей проведение соответствующих работ, их объем, характеристики применяемых материалов, технологий и методик, а также другие сведения, относящиеся к выполнению условий охранного обязательства. Сведения представляются собственником в сроки, определенные условиями охранного обязательства, а при отсутствии сроков — в течение месяца после получения запроса органа охраны объектов культурного наследия. В случае разногласий между собственником и соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также с целью определения степени соответствия проектной документации и производственных работ нормативным требованиям к сохранению объекта культурного наследия может быть в установленном порядке назначено проведение экспертизы или иных необходимых исследований. Орган охраны объектов культурного наследия организует учет утвержденных им охранных обязательств, мониторинг их выполнения, а также осуществляет контроль за выполнением условий охранных обязательств. В случае выявления нарушений условий охранного обязательства орган охраны объектов культурного наследия направляет собственнику предписание об устранении нарушений условий охранного обязательства, а в случае их неустранения собственником в установленный срок обращается в суд с иском о понуждении собственника выполнить условия охранного обязательства в натуре и (или) о взыскании с него убытков, причиненных нарушением условий охранного обязательства.

В случае если интерьер внутренних помещений объекта культурного наследия не является предметом охраны данного объекта, обеспечение доступа граждан во внутренние помещения объектов культурного наследия не может быть вменено в обязанность собственника объекта культурного наследия. Что касается приватизируемых ансамблей, усадебных и дворцово-парковых комплексов, а также их составных частей, то необходимым условием их охранных обязательств является требование согласованного режима доступа населения к частям объекта культурного наследия, находящимся в собственности разных лиц.

Охранное обязательство является существенным условием договора купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) или имущественного комплекса унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия (памятник истории и культуры), то есть условием, которое является существенным или необходимым для данного договора (ст. 432 ГК РФ).

Исходя из вышесказанного, можно выделить такую актуальную проблему правового регулирования приватизации объектов культурного наследия, как отсутствие минимальных требований к собственникам объектов культурного наследия. Обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию объекта культурного наследия должны выполнять функцию механизма, который обеспечивает сохранность такого объекта. Но ввиду отсутствия предквалификации претендентов на приобретение объекта культурного наследия собственником может стать лицо, которое, несмотря на то, что принимает на себя такие обязательства, исполнить их не сможет. Безусловно, это лицо понесет ответственность, но в данном случае приоритетным является вопрос физического сохранения объекта культурного наследия. Конечно, законодательное установление каких-либо требований к потенциальным приобретателям объектов культурного наследия может показаться нарушением принципа равенства покупателей, но, ввиду особой важности объектов культурного значения введение подобного рода ограничений видится необходимым. Механизм реализации нуждается в детальной проработке, но в самых общих чертах видится следующим образом: при принятии решения о приватизации объекта культурного наследия производится оценка стоимости выполнения работ, предусмотренных охранным обязательством (ремонтные и восстановительные работы, поддержание определенного состояния объекта), а к участию в приватизационных процедурах допускаются лица, которые могут предоставить гарантии наличия у них средств на выполнение данных работ.

Еще одной актуальной проблемой правового регулирования приватизации объектов культурного наследия является контроль за выполнением условий охранных обязательств. Законодательством не устанавливается, что выдаче предписания контролирующего органа должно непременно предшествовать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, что является пробелом в праве, нуждающемся в скорейшем исправлении.

В законодательстве отсутствует четкий перечень критериев, на основе которых выбирается способ приватизации объектов культурного наследия. Как уже говорилось выше, законодательство предусмотрено, что объекты культурного наследия могут приватизироваться в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, а также путем продажи на конкурсе или путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества. Таким образом, полномочия по решению вопроса о выборе способа приватизации объекта культурного наследия являются дискреционными и являются коррупционным фактором. Необходимо законодательное закрепление перечня критериев, на основе которых выбирается способ приватизации объектов культурного наследия.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗРФ 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Коновалов А. И. Решение задачи развития конкуренции путем приватизации памятников: проблемы теории // Конкурентное право. 2011. N 2. С. 38–40.

Основные термины (генерируются автоматически): культурное наследие, охранное обязательство, Российская Федерация, памятник истории, выполнение условий, государственная регистрация, имущественный комплекс, культура, правовое регулирование приватизации, унитарное предприятие.

За 2008–2011 годы в крае приватизированы 35 зданий (помещений в зданиях) — объектов культурного наследия. Всего на этот период в план приватизации были внесены 44 здания (помещения в зданиях) — это памятники архитектуры, истории пяти городов края (Ачинск, Канск, Минусинск, Енисейск, Красноярск).

Приобретение памятника в частную собственность имеет свои положительные и отрицательные стороны. Собственник объекта культурного наследия принимает на себя охранные обязательства, что является обременением его права собственности. В случае невыполнения условий охранного обязательства, нарушений законодательства в области охраны объектов культурного наследия к собственнику могут быть применены штрафные санкции, а в случае бесхозяйственного содержания памятника он может быть изъят у собственника в судебном порядке.

Кроме того, собственник обязан предоставлять доступ граждан к памятнику. Проектирование и проведение различного рода работ на территории памятника запрещено, за исключением работ по его сохранению, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. При проведении работ на территории объекта культурного наследия требуется соблюдение режима использования данной территории, установленного нормативными документами.

Большая часть работ по сохранению объекта культурного наследия проводится в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. При этом проводить работы по сохранению объекта культурного наследия могут только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Предмет охраны памятника подлежит сохранению. Предметом охраны может быть цветовое решение и архитектурное оформление фасадов, сохранившиеся исторические инженерные элементы, декор и многое другое, в том числе и структура объекта. Если планировка помещения отнесена к предмету охраны, то изменению она не подлежит. Этот же запрет действует и в отношении внешнего облика здания, если он является предметом охраны.

Любые работы по сохранению памятника производятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выдаваемых собственнику министерством культуры края, и в соответствии с документацией, согласованной министерством культуры края. Обязанность получить указанные документы лежит на собственнике объекта. После проведения работ по сохранению памятника собственник обязан представить в министерство культуры края отчет о выполненных работах.

Отметим, стоимость работ по сохранению памятника выше стоимости работ на объектах, не являющихся объектами культурного наследия.

В соответствии с планом работ по сохранению объекта, указанном в охранном обязательстве, которое заключается при приватизации объекта, министерство культуры края осуществляет контроль за выполнением собственником данного плана и условий охранного обязательства (плановая проверка). Кроме плановых проверок соблюдения собственниками и пользователями законодательства в области охраны объектов культурного наследия, проводимых не реже одного раза в пять лет, могут быть внеплановые проверки.

Одной из целей приватизации является сохранение памятника. Будущий собственник при приватизации принимает на себя охранные обязательства, в которых определены виды и сроки работ по его сохранению. Следовательно, нагрузка на бюджет снижается, высвободившиеся средства могут быть направлены, в том числе, на развитие социальной сферы. И это безусловный плюс программы приватизации объектов культурного наследия.

Стоимость объекта приватизации определяется исходя из технических характеристик здания. Так как срок эксплуатации реализуемых объектов, в среднем, 100 лет, то цена на такой объект ниже рыночной. При этом не приватизированные в текущем году памятники повторно предлагаются на приватизацию без объявления цены. Таким образом, имеется возможность приобрести объект за минимальную цену.

В настоящее время министерство культуры края совместно с агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края готовят пакет документов на рассмотрение Законодательного Собрания края для включения в план приватизации 2012 года объектов культурного наследия, расположенных на территории края.

Читайте также: