Приготовить сообщение о художниках клод моне эдуард мане

Обновлено: 17.05.2024

Моне и Мане - так в чем же, наконец, разница? В этой статье мы дадим ответ на один из главных вопросов, не дающих спокойно спать всему мыслящему человечеству: в чем заключается разница между Моне и Мане - и есть ли она вообще?

Дело в том, что многие из нас инстинктивно тянутся к прекрасному - к музыке, живописи, литературе - однако в силу занятости или каких-то иных причин не особенно вникают в тонкости этого самого "прекрасного". Да это, собственно, говоря, и не нужно: для того, чтобы наслаждаться музыкой, совсем не обязательно заканчивать консерваторию.

Именно по этой причине для многих любителей живописи этот животрепещущий вопрос: в чем разница между Мане и Моне? - так и остается неразрешенным до конца дней. Многие полагают, что это один и тот же человек, просто фамилию его иногда печатают с ошибкой. Другие, более "продвинутые", догадываются, что это два разных человека, однако на этом их познания заканчиваются, и в чем конкретно заключается разница между Моне и Мане, объяснить они ни себе, ни друзьям не могут.

Это, в свою очередь, дает основания тем немногим, кто все-таки знает истину, насмехаться над теми, кто ее не знает (а таких большинство) и попрекать их невежеством. И вот обычный порядочный человек, любитель искусства, но не эксперт, раз за разом получает болезненные удары по собственному самолюбию, но времени окончательно прояснить ситуацию относительно Моне и Мане у него так и не находится. И человек, в конце концов, покидает этот мир, так и не узнав правду.

По большому счету, три главных вопроса нашей цивилизации с момента ее возникновения можно сформулировать следующим образом:

1) Когда закончится коронавирусная эпопея?

2) В чем смысл жизни?

3) В чем разница между Моне и Мане?

И если на первых два вопроса может ответить только Всевышний, то с Мане и Моне ситуация несколько иная. Сейчас по мере сил мы попытаемся разгадать этот ребус - и, возможно, избавим от постоянных мучений хотя бы грядущие поколения любителей прекрасного - раз уж прошедшим помочь уже не удастся.

Так в чем же разница между Моне и Мане, и есть ли она вообще?

Да, есть! И разница эта заключается не только в одной букве. Самое главное и существенное различие между Мане и Моне, определяющее всё остальное, состоит в том, что Моне и Мане - два разных человека! Две биологических единицы одного вида, не тождественные одна другой.

Здесь нужно на секунду остановиться, чтобы осмыслить эту внезапную истину как следует: Клод Моне и Эдуард Мане - два разных человека . Да, оба жили в 19 веке, оба родились во Франции, оба прославились как художники, и оба, черт побери, получили известность в связи с одним и тем же направлением в живописи - импрессионизмом! Поистине, при таком количестве совпадений немудрено и запутаться.

И все-таки, все-таки - это были разные люди, с разными именами (одного звали Клод, другого - Эдуард), родившиеся от разных отцов, извлеченные из чрева разных матерей и прожившие каждый свою собственную жизнь. И, что особенно интересно, каждый из них умудрялся при жизни писать свои собственные картины, не покушаясь на картины другого. По этим картинам, собственно, мы их сегодня и различаем. Рассмотрим же Моне и Мане чуть подробнее и, наконец, по отдельности.

Эдуард Мане (1832 - 1883)

Эдуард Мане

Эдуард Мане - визуально характеризуется менее основательной бородой, чем у Клода, с которым его традиционно путают. Имеет более "шкодливый", если так можно выразиться, вид. Совершенно очевидно, что пользовался успехом у женщин - и он действительно им пользовался.

Родился в обеспеченной семье, что, собственно, и обусловило его дальнейший богемный образ жизни и нездоровое стремление к занятиям живописью. В детстве учиться не хотел и не любил, выделяясь редкостной малообразованностью даже на фоне своих невежественных одноклассников. Уже в девятилетнем возрасте пришел к твердому убеждению, что обязательно станет художником.

Это решение целеустремленного мальчугана категорически не нравилось Огюсту Мане - отцу Эдуарда, который прочил сыну карьеру юриста. В результате компромисса между поколениями Эдуард, по настоянию отца, согласился временно стать моряком, однако с треском провалил экзамены в мореходную школу. В качестве подготовки к следующим экзаменам был отправлен в морское путешествие, во время которого побывал в Бразилии, "где много диких обезьян".

По возвращении из морского вояжа еще раз попытался поступить в мореходку - и снова безуспешно. Привезенные из путешествия рисунки, однако, заставили его отца поверить в то, что Эдуарду действительно суждено быть художником.

Продолжая испытывать патологическую ненависть к учебе (в особенности, к академическому образованию) в Школу изящных искусств Эдуард Мане поступать даже не пытался, вместо того посещая мастерскую модного в то время Тома Кутюра, с которым впоследствии тоже разругался, что называется, вдрызг. Не нравился ему этот Кутюр, и всё тут!

Тем не менее, Эдуард Мане стал художником - потому что родился им. Хорошее финансовое положение отца давало ему возможность путешествовать - и эти поездки по Голландии, Италии, Испании с целью ознакомления с живописью своих великих предшественников не прошли даром. Мане видел, впитывал, учился, перенимал, отметая лишнее и фокусируясь на существенно важном; Мане вкалывал, как вол, создавая свой собственный стиль, который решительно отвергал традиции романтического академизма, царившие тогда во Франции.

Из мастеров прошлого Мане, хочется отметить, особенно выделял Веласкеса - что уже характеризует Эдуарда как безусловно толкового и сведущего в вопросах живописи человека.

Эдуард Мане был серьезно настроен сказать свое собственное слово в живописи - и обладал достаточным терпением, чтобы пройти непростой, а временами откровенно мучительный путь, растянувшийся на целую жизнь: от тотального неприятия и осмеяния первых его серьезных работ до общего признания и уважения к последним годам жизни художника.

Весь творческая и жизненная эпопея Эдуарда Мане - настоящий пример священной одержимости исккусством, испепелить которую не способны никакие внешние силы мира. За эту беззаветную преданность искусству Мане, надо думать, сразу простились все прочие его жизненные грехи, как только он предстал перед судом Божьим. А нам художник оставил шедевры, которыми можно любоваться вечно.

Какие картины являются определяющими для творчества художника - и для нас, которые задались целью никоим образом не путать Эдуарда Мане с Клодом Моне?

Эдуард Мане. Музыка в Тюильри (1862)

Эдуард Мане. Завтрак на траве (1863)

Эдуард Мане. Завтрак на траве (1863)

Олимпия - Эдуард Мане

Эдуард Мане. Олимпия (1863)

Эдуард Мане. Аржантей (1874)

Эдуард Мане. Аржантей (1874)

Эдуард Мане. Бар в "Фоли-Бержер" (1882)

Клод Моне (1840 - 1926)

Клод Моне

Клод Моне отличается от Эдуарда Мане одной буквой в фамилии, гораздо более основательной бородой и менее "шкодливым" видом. Обусловлено это тем, что Клод, в отличие от Эдуарда, родился в семье гаврского бакалейщика и никаких особенных богемных устремлений поначалу не испытывал. Он просто любил колбасу и свободу. Предполагалось, что он "чему-нибудь и как-нибудь" выучится в школе Гавра, куда перебралась из Парижа его семья, и продолжит бакалейное дело отца.

В школе, однако, очень скоро выяснилось, что Клод любит занятия не больше, чем Эдуард, вместо того предпочитая сбегать с уроков и проводить время у воды или на скалах. Когда "сбегать" не удавалось, юный Клод коротал время урока, разрисовывая обложки тетрадей под заунывное бормотание учителя.

Чаще всего именно учителей Клод и рисовал, поскольку они надоедали ему больше других - рисовал, разумеется, в самой нелицеприятной манере. Дошло до того, что учителя боялись ходить на уроки в класс, где учился маленький Клод - никому не улыбалось попасть ему на кончик карандаша и под талантливой рукой вредного малыша превратиться в истинное чудовище.

Вскоре юный Клод Моне приобрел славу лучшего каррикатуриста в Гавре и решил извлечь из своей известности материальную пользу, поскольку родители ущемляли его права, выдавая непростительно мало карманных денег.

Поскольку всем в Гавре хотелось иметь каррикатурное изображение своего врага, и с этой просьбой народ шел, конечно же, к Клоду Моне, юный художник установил твердую таксу на "единицу графического издевательства", которая составляла 20 франков - и вскоре, таким образом, смог накопить 2 000 франков. Очевидно, в Гавре той поры люди не очень-то любили друг друга.

В дальнейшем в жизни Клода Моне была поездка Париж, служба в армии, поиск собственного пути, обучение в студии Шарля Глейра, где Клод Моне познакомился с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Фредериком Базелем.

Была жизнь в Англии и Голландии - а потом Клод Моне написал "Впечатление. Восходящее солнце" - картину, давшую название целому художественному направлению в живописи, влияние которого сильно и поныне - импрессионизму. Вот так, внезапно и неожиданно для самого творца, создается история.

Какие картины Клода Моне помогут нам, наконец, перестать путать этого бородача с другим бородачом, о котором мы рассказывали выше?

Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце (1872)

Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце (1872)

Клод Моне. Бульвар Капуцинок (1873)

Клод Моне. Бульвар Капуцинок (1873)

Клод Моне. Пруд с лилиями (1899)

Клод Моне.

Клод Моне. "Руанский собор в солнце" (1894)

Клод Моне. Пруд с кувшинками (1919)

Теперь, я думаю, все мы (включая нас) окончательно убедились: Эдуард Мане и Клод Моне - действительно разные люди. Невизрая на много общих моментов, у них были разные бороды, разные родители, разные женщины и разные жизненные пути. Единственное, что было у них совершенно одинаковым - это великий талант, свойственный как Эдуарду, так и Клоду, и в этом они похожи между собой, как близнецы-братья.

Путаница фамилий двух признанных мастеров — Клода Моне и Эдуара Мане стала шутливым символом всего импрессионизма. Существует забавная подсказка “ Моне — пятна, Мане — люди”, но такое хитрое правило работает не всегда. Сходство фамилий — лишь очевидный повод сравнить этих непохожих художников.

Судьба сталкивала их с самого начала. На Салоне 1965 года Эдуар Мане презентовал публике свою “Олимпию”. Обнаженная, мертвецки бледная девушка должна была принести ему успех и славу. Поздравления были — только поздравляли Мане с успешными морскими пейзажами, которые он не писал. Мане был в бешенстве: какой-то самозванец, пользуясь сходством фамилий, пытается заработать на его имени!

“Самозванцем” был Клод Моне, дебютировавший на выставке. Он еще не использовал революционные решения в живописи, писал драматические облака и живописные морские гавани. “Олимпия” на том Салоне заслужила лишь негативные отклики и ругательства. Тогда они и представить не могли, что спустя много лет будут друзьями.


Личности

Когда юноше исполнилось 20 лет, его призвали на службу в армию. Его подразделение находилось в Алжире, где спустя 2 года Моне заражается брюшным тифом. Тетушка мастера помогла откупиться от службы и вернуться домой. По возвращению во Францию Клод Моне поступает в университет. Однако ему не понравился подход к обучению, и он бросает учебу, перейдя в студию живописи Шарля Глейра. В студии художник знакомится с такими творцами как Базиль, Ренуар и Сислей. Они были единомышленниками и составили центр зарождения нового направления в искусстве – импрессинизма.

В 1870 году началась франко-прусская война, и живописец принимает решение переехать в Англию, а после в Нидерланды. Нидерландский период стал самым продуктивным периодом его творчества. Пребывая в Зандаме, он написал 25 картин.

Будучи уже вторично женатым человек, Клод Моне в 1893 году переезжает в городок Живерни. В 1912 году он переживает сложную операцию на глазах вследствие двойной катаракты. Но писать картины не перестает. Великого художника не стало в 1926 году.

Клод Моне интересные факты



Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872 , музей Мармоттан-Моне, Париж.(Impression, soleil levant)

Сегодня любой музей мира рад не только обладать их картинами, но и просто выставлять их. Коллекционеры платят сумасшедшие деньги за них. Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камилл Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо - импрессионисты - самые популярные художники современного мира. Их полотна воспроизводятся столь же часто как Мона Лиза Леонардо. Художники Монмартра - изменившие искусство.
Рисунок, бывший основой всех основ на протяжении столетий, начиная с эпохи Возрождения, был изгнан. Живопись - это цвет. Пятна красок, громоздящиеся друг на друге. Отныне даже тень имеет цвет. Только черной краске не было места на их холстах. Мир стал набором красок на палитре. Цвет и свет - главными персонажами их картин. Они писали только то, что видели. Не просто делали этюды. Они начинали и заканчивали картину за один сеанс, сохраняя свежесть и непосредственность первого впечатления. Детали не были важны. Место темных полотен мэтров академической живописи заняли их искрящиеся всеми мыслимыми цветами и оттенками холсты.
Они ушли из мастерских рисовать жизнь. Современную жизнь. Своих героев они искали не в древней истории и мифах, боги Греции и Рима (во всяком случае, в ту пору) не интересовали их. Своих героев они искали и встречали на парижских бульварах, в кафешантанах, просто по соседству среди обитателей чердаков Монмартра. Они писали не вечность, мгновение. Сломав традиционную систему ориентиров мира прекрасного, научили и зрителей, и художников по-новому смотреть на мир и искусство.

Читайте также: