При открытии лицевого счета распорядителя сообщение об этом направляется

Обновлено: 01.06.2024

Нововведения направлены на совершенствование нормативно-правового регулирования порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций:
— администраторов доходов бюджетов, главных админист-раторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
— главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
— финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований);
— главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов).

Уточним, что правки затронули Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденный приказом Казначейст-ва России от 7 октября 2008 г. № 7н.

Когда учреждению открывают счет

Из Порядка удалено требование о представлении копии акта об утверждении перечня подведомственных участников бюджетного процесса, если в учредительных документах не указаны их полномочия.

Также, согласно новым правилам, учреждения, деятельность которых связана только с осуществлением оперативно-розыскных мероприятий, не представляют в казначейство копии своих учредительных и регистрационных документов.

Еще одно уточнение. Обособленному подразделению открываются только те виды лицевых счетов, которые уже открыты (а не могут быть открыты, как говорилось ранее) создавшему его учреждению.

Карточка образцов подписей

Теперь в случае если администратор доходов федерального бюджета является получателем средств бюджета, то данный документ заверяется в порядке, установленном для открытия лицевого счета получателя бюджетных средств.

Несоответствие данных в документах не помешает открыть счет

Согласно новшествам (п. 2.30 Порядка), Казначейство России или его органы не станут возвращать представленные документы, если наименование участника бюджетного процесса, указанное в его учредительных документах, не совпадает с наименованием, указанным:
— в Свидетельстве о постановке на учет юридического лица в налоговом органе;
— в документе о госрегистрации юридического лица.

Речь идет о несоответствии в части прописных (заглавных) и строчных букв, наличия (отсутствия) пробелов, кавычек, скобок, знаков препинания.

Счет может быть закрыт

Произошла реорганизация учреждения

Может статься, что лицевой счет закрывают по причине реорганизации учреждения. Тогда оно должно представить в Казначейство России или территориальный орган Федерального казначейства:
— копию документа о его реорганизации (ликвидации);
— копию документа о назначении ликвидационной комиссии (с указанием в нем срока действия ликвидационной комиссии);
— Карточку образцов подписей, оформленную ликвидационной комиссией.

Что необходимо сделать для перечисления остатка средств с ликвидируемого счета

Одно из важных новшеств: если лицевые счета открыты Федеральным казначейством, их закрытие осуществляется только при отсутствии на них учтенных показателей.

Если же на закрываемом лицевом счете числится остаток, то его перечисляют на основании Заявки на кассовый расход. Ее оформляет работник, уполномоченный руководителем органа казначейства, в соответствии с реквизитами, указанными в информации главного распорядителя средств федерального бюджета (главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета). Напомним, что ранее указанный документ уже в заполненном виде должен был представить в казначейство главный распорядитель средств бюджета, в ведении которого находится учреждение.

Переоформление лицевых счетов

Оно возможно для счетов учреждений субъектов РФ и муниципальных образований в случаях изменения:
— наименования учреждения, не вызванного реорганизацией и не связанного с изменением подчиненности;
— в установленном порядке структуры номеров лицевых счетов клиента;
— наименования органа Федерального казначейства, не вызванного реорганизацией.

Но только при условии, что иное не предусмотрено соглашением об осуществлении органами казначейства (которые выполняют кассовое обслуживание) отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ или местного бюджета. Напомним, что данное соглашение заключается органом казначейства с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией муниципального образования).

Заявление на переоформление лицевых счетов может быть составлено как единое по всем лицевым счетам, открытым данному учреждению Казначейством России или территориальным органом Федерального казначейства.

Обратите внимание: формы поправили

Корректировки коснулись сразу нескольких документов, которые оформляют учреждения и подают в органы казначейства. Это:
— Заявление на открытие лицевого счета (приложение № 2 к Порядку);
— Карточка образцов подписей к лицевым счетам (приложение № 3 к Порядку);
— Заявление на закрытие лицевого счета (приложение № 18 к Порядку);
— Отчет о состоянии лицевого счета иного получателя (приложение № 30 к Порядку).

Сроки для оповещения клиента установлены

Казначейство России или его органы по месту обслуживания учреждения не позднее третьего рабочего дня, следующего за отчетным месяцем, представляют ему отчеты о состоянии лицевого счета. До вступления в силу новшеств они предоставляли эту информацию на последний день прошедшего месяца.

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №11, ноябрь 2009 г.

Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

2. Порядок открытия лицевых счетов

11. Распорядителям и получателям средств, обособленным подразделениям лицевые счета открываются в органах федерального казначейства по месту их нахождения. Открытие лицевого счета в органе федерального казначейства, обслуживающем иное административно - территориальное образование, допускается в исключительных случаях с разрешения руководителя вышестоящего органа федерального казначейства.

Каждому клиенту может быть открыт только один лицевой счет соответствующего вида.

12. При открытии лицевого счета распорядителя средств или лицевого счета получателя средств орган федерального казначейства заключает с клиентом договор об обслуживании лицевого счета распорядителя средств и (или) договор об обслуживании лицевого счета получателя средств, в котором определены права и обязанности сторон. При открытии лицевого счета обособленному подразделению договор об обслуживании не заключается.

Клиенты обязаны незамедлительно в письменной форме сообщать органу федерального казначейства о всех изменениях в документах, представленных в орган федерального казначейства для открытия лицевых счетов, для внесения соответствующих изменений.

Открытие лицевых счетов осуществляется по разрешительной надписи руководителя и главного бухгалтера органа федерального казначейства на заявлении об открытии лицевого счета после представления в орган федерального казначейства документов, необходимых для оформления открытия соответствующего лицевого счета. Документы по оформлению открытия лицевых счетов хранятся только у главного бухгалтера органа федерального казначейства или у другого уполномоченного руководителем органа федерального казначейства работника.

13. Орган федерального казначейства в пятидневный срок после открытия лицевого счета получателя средств и лицевого счета обособленного подразделения сообщает об этом в установленном порядке территориальным органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговые органы), региональным органам Пенсионного фонда Российской Федерации, территориальным органам Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения, органам Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалам территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - органы государственных внебюджетных фондов) по месту регистрации получателя средств и по месту нахождения обособленного подразделения.

14. Лицевые счета, включая счета, открытые непосредственно органу федерального казначейства, регистрируются этим органом в Книге регистрации лицевых счетов. В книгу заносятся следующие реквизиты:

дата открытия лицевого счета;

номер и дата заключения договора об обслуживании;

наименование клиента: распорядителя средств, получателя средств, обособленного подразделения, а также органа федерального казначейства;

номер лицевого счета;

номер и дата письма органа федерального казначейства налоговым органам, органам государственных внебюджетных фондов об открытии лицевого счета;

дата закрытия лицевого счета;

В Книге регистрации лицевых счетов открываются отдельные разделы, соответствующие кодам лицевых счетов, указанным в пункте 7 настоящей Инструкции; для каждого лицевого счета внутри раздела открывается отдельная страница. Книга регистрации лицевых счетов пронумеровывается, прошнуровывается и заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера органа федерального казначейства и его печатью. Книга регистрации лицевых счетов хранится у главного бухгалтера органа федерального казначейства в несгораемом шкафу. Записи в Книгу регистрации лицевых счетов и внесение изменений осуществляется с санкции главного бухгалтера уполномоченным работником органа федерального казначейства.

15. Главным распорядителям средств лицевые счета распорядителей средств открываются в Главном управлении федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации или в органах федерального казначейства в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.

Указанные счета открываются на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета на соответствующий финансовый год.

Каждому главному распорядителю средств открывается только один лицевой счет распорядителя средств.

16. Основанием для открытия лицевого счета распорядителя средств является правоустанавливающий учредительный документ (положение, устав), в соответствии с которым данному распорядителю средств предоставлено право распределения доведенных главным или вышестоящим распорядителем средств утвержденных бюджетных ассигнований, объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования до нижестоящих распорядителей средств и получателей средств, находящихся в его непосредственном ведении.

Для оформления открытия лицевого счета распорядителя средств в орган федерального казначейства представляются следующие документы:

а) заявление на открытие лицевого счета по установленной форме (приложение N 1 к настоящей Инструкции);

б) копию учредительного документа, заверенную учредителем или нотариально;

в) карточку образцов подписей и оттиска печати, заверенную вышестоящей организацией или нотариально (приложение N 2 к настоящей Инструкции);

г) заверенный подписями руководителя и главного бухгалтера распорядителя средств (иного должностного лица, уполномоченного руководителем) и скрепленный его печатью перечень получателей средств, находящихся в его ведении, с указанием наименования, юридического адреса и органа федерального казначейства, обслуживающего лицевые счета этих получателей средств.

17. Операции по платежам за счет средств федерального бюджета осуществляются органом федерального казначейства после представления получателем средств соответствующих документов для оформления открытия лицевого счета получателя средств.

18. Для оформления открытия лицевого счета получателя средств получателем средств в орган федерального казначейства представляются следующие документы:

а) заявление на открытие лицевого счета по установленной форме (приложение N 1 к настоящей Инструкции);

б) копия учредительного документа, заверенная учредителем или нотариально;

в) копия документа о государственной регистрации, заверенная учредителем или нотариально;

г) карточка образцов подписей и оттиска печати, заверенная вышестоящей организацией или нотариально (приложение N 2 к настоящей Инструкции);

д) копия свидетельства налогового органа о постановке на учет;

е) документы о регистрации в органах государственных внебюджетных фондов.

19. При открытии лицевого счета получателя средств органу государственной власти Российской Федерации, его главному управлению, управлению, финансовому органу, в орган федерального казначейства представляются только заявление на открытие лицевого счета и карточка образцов подписей и оттиска печати.

20. Распорядительный лицевой счет органа федерального казначейства и лицевой счет органа федерального казначейства открываются после присвоения им учетных номеров и после получения уведомлений (расходных расписаний) вышестоящего органа федерального казначейства.

21. Лицевой счет обособленного подразделения открывается обособленному подразделению на основании письменного обращения юридического лица, создавшего данное обособленное подразделение.

22. Для оформления открытия лицевого счета обособленным подразделением в орган федерального казначейства по месту его нахождения представляются следующие документы:

а) письмо юридического лица, создавшего обособленное подразделение, о ходатайстве об открытии лицевого счета, оформленное подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица;

б) выписка из учредительного документа юридического лица, где предусмотрено создание обособленного подразделения, заверенная в установленном порядке;

в) заявление обособленного подразделения на открытие лицевого счета по форме согласно приложению N 1 настоящей Инструкции;

г) копия положения об обособленном подразделении, утвержденная юридическим лицом, его создавшим, и заверенная в установленном порядке;

д) карточка образцов подписей уполномоченных лиц и оттиска печати обособленного подразделения, заверенная в установленном порядке руководителем юридического лица, его создавшего, или нотариально;

е) уведомление о постановке юридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.

Справки о регистрации в органах государственных внебюджетных фондов представляются в орган федерального казначейства, если обособленное подразделение является плательщиком платежей в бюджеты государственных внебюджетных фондов. При этом платежи в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов осуществляются в порядке безналичных расчетов с лицевого счета получателя средств юридического лица, создавшего обособленное подразделение.

В случае, если юридическое лицо наделяет созданное им обособленное подразделение собственной сметой доходов и расходов и правом ведения бухгалтерского учета, данному обособленному подразделению открывается лицевой счет получателя средств в порядке, предусмотренном в пунктах 11 - 14, 18, 19 настоящей Инструкции.

23. На лицевом счете обособленного подразделения отражаются операции по выдаче наличными деньгами сумм, поступивших на основании платежного поручения юридического лица: на выплату заработной платы, стипендий, командировочных расходов, приобретение канцелярских и хозяйственных принадлежностей, оплату почтово - телеграфных расходов, других расходов, перечень которых устанавливает юридическое лицо.

Руководитель обособленного подразделения расходует средства федерального бюджета на основании и в соответствии с доверенностью, выданной ему юридическим лицом.

Органы федерального казначейства осуществляют учет средств на лицевом счете обособленного подразделения и их расходование в разрезе показателей бюджетной классификации Российской Федерации.

24. При открытии лицевых счетов распорядителей средств, лицевых счетов получателей средств и лицевых счетов обособленных подразделений распорядители средств, получатели средств и обособленные подразделения представляют в органы федерального казначейства заверенные карточки образцов подписей и оттиска печати (далее - карточка). Карточка заверяется подписью руководителя (его заместителя) вышестоящей организации и оттиском печати данной организации или нотариально, а в населенных пунктах, где нет нотариальных контор, - органом местного самоуправления. Карточка обособленного подразделения заверяется руководителем (его заместителем) юридического лица, создавшего обособленное подразделение.

Карточка образцов подписей руководителя и главного бухгалтера распорядителя средств, получателя средств (уполномоченных лиц обособленного подразделения) и оттиска печати представляется в орган федерального казначейства в двух экземплярах. В случае нотариального заверения карточки заверяется один ее экземпляр, второй - принимается по разрешительной надписи главного бухгалтера органа федерального казначейства после сличения образцов с нотариально заверенным экземпляром карточки.

25. Карточка подписывается руководителем и главным бухгалтером распорядителя средств, получателя средств (обособленного подразделения), которому открывается лицевой счет. Если в штате нет должности главного бухгалтера (другого должностного лица, выполняющего его функции), карточка подписывается только руководителем.

26. В карточку обязательно включается образец оттиска печати распорядителя средств, получателя средств (обособленного подразделения). Применение печатей, предназначенных для других целей, не допускается. В случае отсутствия у обособленного подразделения печати об этом в карточке производится соответствующая запись, которая заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица, создавшего обособленное подразделение, и скрепляется печатью этого юридического лица.

При временном отсутствии печати у вновь созданного распорядителя средств, получателя средств (обособленного подразделения), а также в связи с реорганизацией, изменением наименования или подчиненности, изношенностью или утерей печати руководитель органа федерального казначейства предоставляет распорядителю средств, получателю средств (обособленному подразделению) срок, необходимый для изготовления печати, который оговаривается разрешительной подписью руководителя органа федерального казначейства с указанием срока на заявлении произвольной формы. Одновременно определяется порядок оформления расчетно - денежных документов на время отсутствия печати и разрешается, в зависимости от обстоятельств, скреплять документы прежней печатью либо печатью вышестоящей организации, находящейся в том же населенном пункте, либо представлять документы без оттиска печати.

В этих случаях главным бухгалтером органа федерального казначейства производится соответствующая отметка в карточке.

27. На каждом экземпляре карточки главный бухгалтер органа федерального казначейства указывает номер открытого лицевого счета и визирует карточку разрешительной подписью. Один экземпляр карточки находится в операционном отделе органа федерального казначейства, другой хранится в документах по оформлению данного счета.

Органы федерального казначейства не требуют предъявления доверенностей и других документов, подтверждающих полномочия лиц, подписи которых включены в карточку.

Работникам распорядителя средств, получателя средств (обособленного подразделения), подписи которых не включены в карточку, выписки из лицевых счетов с приложениями выдаются на основании доверенности, оформленной в установленном порядке, которая хранится в документах по открытию лицевого счета.

28. Дополнительные экземпляры карточки могут быть истребованы от распорядителя средств, получателя средств (обособленного подразделения), если это необходимо по условиям размещения отделов органа федерального казначейства. Дополнительные экземпляры карточки заверяются главным бухгалтером органа федерального казначейства или его заместителем после сличения с заверенными экземплярами карточки. Заверение дополнительных экземпляров карточки вышестоящей организацией или в нотариальном порядке не требуется.

29. При открытии лицевого счета получателя средств и лицевого счета распорядителя средств органу государственной власти Российской Федерации, его главному управлению, управлению, финансовому органу карточка подписывается руководителем и главным бухгалтером этой организации (их заместителями) и скрепляется оттиском печати (в графе, отведенной для образца оттиска печати). Другой заверительной надписи не требуется.

30. В случае замены или дополнения хотя бы одной подписи представляется новая карточка с образцами подписей всех лиц, имеющих право первой и второй подписи. При смене руководителя или главного бухгалтера (должностного лица, выполняющего обязанности главного бухгалтера) распорядителя средств, получателя средств (обособленного подразделения), которому открыт лицевой счет, вышестоящая организация (юридическое лицо, создавшее обособленное подразделение) обязана письменно сообщить об этом органу федерального казначейства.

Если в новой карточке, представляемой в случае замены или дополнения подписей, подписи руководителя и главного бухгалтера распорядителя средств, получателя средств (обособленного подразделения) остаются прежние, то дополнительное заверение такой карточки не требуется. Она принимается по разрешительной надписи главного бухгалтера органа федерального казначейства или его заместителя после сверки им подписей руководителя и главного бухгалтера, подписавших карточку, с образцами их подписей на заменяемой карточке.

При назначении временно исполняющего обязанности руководителя или главного бухгалтера распорядителя средств, получателя средств (обособленного подразделения) дополнительно представляется новая временная карточка только с образцом подписи лица, временно исполняющего обязанности руководителя или главного бухгалтера, заверенная вышестоящей организацией или нотариально.

31. При временном предоставлении лицу права первой или второй подписи, а также при временной замене одного из лиц, уполномоченных руководителем и главным бухгалтером распорядителя средств, получателя средств (обособленного подразделения) соответственно, новая карточка не составляется, а дополнительно представляется карточка только с образцом подписи временно уполномоченного лица с указанием срока ее действия. Эта временная карточка подписывается руководителем и главным бухгалтером распорядителя средств, получателя средств (обособленного подразделения), скрепляется оттиском его печати и дополнительного заверения не требует.

Все ранее представленные карточки хранятся в документах по оформлению данного лицевого счета.

  • Специальная информация акционерам
  • Важная информация
    • Реестры, которые мы ведем
    • Филиалы
    • Дополнительные офисы приема документов
    • Основные рекомендации по заполнению форм анкет и распоряжений
    • Формы анкет и распоряжений
    • Договоры и регламенты
    • Прейскуранты
    • Выплата дивидендов
    • Экономим ваше время
    • Проведение операций в реестре
    • Предоставление информации из реестра
    • Содействие в осуществлении прав
    • Корпоративный консалтинг
    • Безопасная сделка
    • Персональное обслуживание и дополнительные услуги
    • Консультирование по вопросам оформления документов
    • Услуги депозитария и брокера
    • Инвестиционные предложения
    • Личный кабинет учредителя акционерного общества
    • ЖКХ
      • Ведение реестров собственников помещений
      • Проведение собраний собственников помещений
      • Онлайн-сервисы
      • Ведение реестров ПИФ и ИСУ
      • Ведение реестра требований кредиторов и участников строительства

      Открытие лицевых счетов физическим лицам

      ОТКРЫТИЕ ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ВЛАДЕЛЬЦА ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ

      Документы, необходимые для предоставления** Регистратору:


      ОТКРЫТИЕ ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ВЛАДЕЛЬЦА ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ


      ОТКРЫТИЕ ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ВЛАДЕЛЬЦА ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ ПО ДОВЕРЕННОСТИ
      Документы, необходимые для предоставления** Регистратору:


      ОТКРЫТИЕ ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ВЛАДЕЛЬЦА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕМУ ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ
      Документы, необходимые для предоставления** Регистратору:


      ОТКРЫТИЕ ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ВЛАДЕЛЬЦА ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ, ПРИЗНАННОМУ НЕДЕЕСПОСОБНЫМ / ОГРАНИЧЕННЫМ В ДЕЕСПОСОБНОСТИ
      Документы, необходимые для предоставления** Регистратору:


      ОТКРЫТИЕ ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ВЛАДЕЛЬЦА ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ ПРИ НАЛИЧИИ БЕНЕФИЦИАРА*
      Документы, необходимые для предоставления** Регистратору:


      ОТКРЫТИЕ ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ВЛАДЕЛЬЦА ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ ПРИ НАЛИЧИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ И/ИЛИ ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЯ
      Документы, необходимые для предоставления** Регистратору:


      ОТКРЫТИЕ ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ДЛЯ УЧЕТА ПРАВА ОБЩЕЙ ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ
      Документы, необходимые для предоставления** Регистратору:

      * Бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента (ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").

      от 1 апреля 2020 года N 14н

      (с изменениями на 28 июня 2021 года)

      Документ с изменениями, внесенными:

      В соответствии с частью 9 статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 52, ст.7797)

      2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

      в Министерстве юстиции

      7 мая 2020 года,

      регистрационный N 58279

      УТВЕРЖДЕНЫ
      приказом Федерального казначейства
      от 1 апреля 2020 года N 14н

      Общие требования к порядку открытия и ведения лицевых счетов

      (с изменениями на 28 июня 2021 года)

      1. Настоящий документ определяет общие требования к порядку открытия и ведения лицевых счетов.

      Открытие и ведение лицевых счетов в Федеральном казначействе, органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляются в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии с настоящими Общими требованиями (далее соответственно - Порядок, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов).

      В соответствии с пунктом 9 статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; 2013, N 19, ст.2331; 2019, N 52 (часть I), ст.7797).

      Открытие, переоформление и закрытие лицевых счетов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, а также организация документооборота при осуществлении учета операций на лицевых счетах, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

      2. В Порядок органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов, включаются следующие разделы:

      открытие, переоформление и закрытие лицевых счетов;

      ведение лицевых счетов.

      3. Общие положения предусматривают:

      основные понятия (при необходимости);

      структуру номера лицевого счета и правила его формирования;

      виды лицевых счетов;

      перечень участников бюджетного процесса, бюджетных (автономных) учреждений, юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями (далее - участник системы казначейских платежей), которым открываются в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов, соответствующие виды лицевых счетов.

      4. Структура лицевого счета не может превышать тридцати знаков.

      (Пункт в редакции, введенной в действие с 10 августа 2021 года приказом Казначейства России от 28 июня 2021 года N 23н. - См. предыдущую редакцию)

      5. При установлении порядка открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов в Порядок включаются положения, регулирующие:

      порядок и сроки представления документов, необходимых для открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов, правила их заполнения и реквизитный состав;

      порядок и сроки проверки органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов, документов, необходимых для открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов, при их приеме;

      основания для возврата органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов, участнику системы казначейских платежей документов, необходимых для открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов;

      основания переоформления и закрытия лицевых счетов;

      иные положения, устанавливающие особенности открытия, переоформления, закрытия и ведения лицевых счетов участников системы казначейских платежей с учетом их организационной правовой формы, а также содержащие требования к процедуре формирования, ведения и хранения дел участников системы казначейских платежей, открывших лицевые счета, в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов.

      6. Лицевые счета открываются участникам системы казначейских платежей, сведения о которых включены в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

      7. При установлении порядка ведения лицевых счетов в Порядок включаются положения, регулирующие:

      правила взаимодействия при открытии и ведении лицевых счетов, а также обмена документами между участниками системы казначейских платежей и органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов;

      порядок сверки операций, учтенных на лицевых счетах, с участниками системы казначейских платежей;

      правила и случаи передачи показателей, отраженных на лицевых счетах;

      порядок регистрации лицевых счетов;

      документооборот при ведении лицевых счетов;

      иные положения, устанавливающие особенности ведения лицевых счетов.

      8. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, не вправе требовать повторного представления документов, необходимых для открытия, переоформления лицевого счета, если они уже были представлены участником системы казначейских платежей ранее и хранятся в его деле.

      9. Хранение дел участников системы казначейских платежей осуществляется органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов, в соответствии с правилами делопроизводства, установленными указанным органом.

      10. Руководитель (уполномоченное им лицо) органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает создание условий для сохранности документов.

      Редакция документа с учетом
      изменений и дополнений подготовлена
      АО "Кодекс"

      Открытие лицевого счета, в зависимости от того, что подразумевается под этим понятием, может быть или не быть обязательным для организаций. Какой счет открыть только что образовавшейся компании — лицевой или расчетный? Что скажет налоговая, если не найдет у работодателя лицевых счетов работников? Ответы на эти вопросы — далее в статье.

      Если у вас возникли трудности с открытием банковского лицевого счета или вопросы по открытию лицевых счетов своих работников, обратитесь к опытному юристу в сфере корпоративного, трудового права. Такой подход поможет быстро решить проблемы.

      Что такое лицевой счет?

      Лицевой счет — понятие довольно широкое. Если термин применяется в банковской сфере, то это документ, который открывают преимущественно физические, реже юридические лица. Он отражает взаимоотношения между кредитной организацией и клиентом, не связанные с предпринимательскими расчетами. С позиции клиента это реквизиты, необходимые для проведения определенных операций, а с позиции банка — один из бухгалтерских документов учета, содержащий сведения об операциях, совершаемых по поручению клиента, или иных обязательствах банка перед клиентом.

      Также лицевые счета открывает бухгалтерия организации-работодателя в отношении своих работников для начисления и выдачи заработной платы. Налоговые органы в результате постановки на налоговый учет открывают в отношении налогоплательщиков — физических и юридических лиц — лицевые счета, обозначенные идентификационным номером налогоплательщика (ИНН). Также, например, сотовые операторы открывают лицевые счета абонентам.

      Лицевой счет организации в банке

      Лицевой счет может быть оформлен для любого клиента банка, основная его функция — учет всех совершенных операций. Открывается как в рублях, так и в валюте. Может быть открыто сразу несколько счетов для одной организации. В любом случае, документ содержит в себе следующие сведения:

      • дату совершения операций;
      • номер документа;
      • вид и шифр операции;
      • номер корреспондирующего счета;
      • суммы отдельно по дебету и кредиту;
      • остаток и другие реквизиты.

      Несмотря на то, что по закону безналичные расчеты предпринимателей (коммерческих организаций, ИП) проводятся по расчетным счетам, может потребоваться и личный счет в банке. Это может быть сделано для:

      • проведения безналичных платежей при заключении крупных не предпринимательских сделок купли-продажи (например, недвижимости);
      • получения и погашения банковской ссуды;
      • учета средств по приходным транзакций и другое.

      Лицевой и расчетный счета: одно и то же?

      Как уже отчасти было отмечено в предыдущих пунктах текста, лицевой счет и расчетный — разные понятия. Начнем с того, что физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не открывают расчетных счетов. Это связано со спецификой последних. С их помощью осуществляется:

      • хранение денежных средств;
      • совершение платежей иным лицам, являющимся контрагентами владельца счета;
      • совершение переводов денежных средств в пользу платежей по гражданско-правовым договорам;
      • прием оплаты от контрагентов;
      • осуществление платежей за оказание банковских услуг, например оплату кредита.

      Открыть расчетный счет, в отличие от лицевых разных видов, может только банковское учреждение. Данные в них являются конфиденциальными, но предоставляются по требованию налоговой инспекции.

      Как организации открыть лицевой счет в банке?

      Чтобы организации открыть лицевой счет в банке, необходимо собрать пакет документов и обратиться с ним в отделение выбранного банка. В пакет входят:

      • заявление на открытие;
      • паспорт заявителя;
      • ОГРН;
      • ИНН;
      • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
      • учредительные документы юридического лица.

      Лицевой счет работника

      Лицевой счет работника — регистр, документ, используемые в бухгалтерской и кадровой деятельности. Он заводится при приеме гражданина на работу и в начале каждого календарного года. В нем отражены все зарплатные, авансовые, налоговые и страховые начисления в отношении работника. Это бланк унифицированной формы Т-54 — основной лист и таблица.

      Нарушение правила о заполнении указанной формы, как и отсутствие первичной формы документа, расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов для расчета налогооблагаемой базы и влечет наложение ответственности по статье 120 Налогового кодекса — минимум 10 000 рублей штрафа. Ведением реестра и оформлением документов занимается бухгалтерия организации.

      На основном листе бланка отмечают название, имя работодателя, структурное подразделение организации, дату открытия счета, номер документа, а также данные лица, принятого на работу: ФИО, дату рождения, код места жительства, семейное положение и наличие детей, данные ИНН, СНИЛС и другое. В таблице содержится отметка о приеме на работу, а также описание условий труда, отпуска, оплаты и премирования. Там же указаны различные изменения в трудовой деятельности, отработанные часы, различные удержания и прочее.

      Сведения, содержащиеся в таких документах, нужны для заполнения справок о заработной плате. Они выдаются работникам по их требованию для представления:

      • в Пенсионный фонд России — для расчета и начисления пенсии;
      • в центр занятости населения — для назначения пособия по безработице;
      • в органы социальной защиты населения — для оформления субсидии.

      Кроме того, лицевой счет является одним из документов, на основании которых ПФР проводит проверку достоверности предоставленных индивидуальных сведений в части выплат, начисленных в пользу работников. Этот документ используется в налоговом учете как документ, подтверждающий расходы на оплату труда по статье 252 НК РФ.

      Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

      Читайте также: