Предметы быта на кубани в старину сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Предметы быта казаков, ставшие достоянием истории. ПРЯЛКА. Поговорим о предметах старинного быта, ушедших из наших домов. Предметы музейных коллекций нередко становятся путешествием в прошлое. А прошлое – особая страна и все в нём необычно. Многих интересует, как жили предки, чем был наполнен их быт. Обилие прялок, веретеён, больших и малых гребней в музейных фондах свидетельствуют о широкой распространенности их в XVIII нач. ХХ веках. В начале XVIII в. казаки Дона и Кубани занимались земледелием, скотоводством, развивали разные ремесла. В каждом казачьем хуторе, каждой станице жили мастера самых разных профессий. Тогда веретено, прялка, были в каждом доме и являлись орудием женского труда. Прядение – занятие сезонное. Начиналось оно по окончании сельскохозяйственных работ и заканчивалась на масленицу. Казачки часто собирались вместе в одном курене, пели песни, вспоминали молодость, обучали ремеслу малолетних девочек. Девочки приучались к работе с раннего детства, ребёнок на примере видел, что жизнь его родителей - это постоянный труд. В летний период работа на поле, в зимний - ремесло. Девушки на выданье собирались отдельно с прялками и веретёнами, пряли, вышивали, готовили себе приданое. В качестве гостей сюда приходили казаки, знакомились с девушками, выбирали себе невест.

Само колесо должно быть достаточно большим, потому что его величина влияет на скорость вращения другого механизма – катушки. Катушка соединяется с колесом капроновой нитью, которая опоясывает колесо. При работе пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.

Центром производства самопрялок в России стала Вятская губерния, а позже их стали делать местные кустари по заказу и для продажи. Прялки с любовью хранились и передавались женщинами друг от друга по наследству. В графе: легенда о предмете, которая заполняется в учетных документах музея, часто читаешь - прялка перешла от матери, а ей в свою очередь досталась от её матери.

Во время очередного посещения нашего антикварного магазина, мне пришла мысль о том, что практически все предметы, некогда бывшие самыми ходовыми у нас на Кубани еще лет 50 назад, теперь стали достоянием истории. Все мы облачились в иностранную одежду, джинсы американских пастухов, китайские майки, но все таки с интересом смотрим, во что одевались наши предки не так давно.

Недавно, я публиковал материал "Чем папаха казаков отличается от кавказских" , где проводил обзор головного убора казаков. А вот в антикварном магазине, были выставлена не только папаха, но и обычная фуражка. Да, казаки носили и такой головной убор. Я думаю, летом это было даже более уместно, так как температура воздуха часто поднимается до 35-40 градусов. И еще, у меня возникло такое чувство, после осмотра казачьей одежды, что температура лет 100 назад была более холодная. Как думаете?

Рассматривая предметы кубанского быта, я все больше убеждался в мысли, что не вижу больше этих предметов в реальной жизни. Даже коса для заготовки сена сейчас заменена на бензиновые и электрические "дрынчалки".

Представляете, когда-то прялка была самым необходимым предметом в женском хозяйстве. Сейчас их продают за хорошие деньги, как и ткацкий станок начала 20 века, 99% у которого родных деталей. И цена 22000 рублей. Вот это да!

Только здесь, можно увидеть такие деревянные грабли и лопаты для русской печи. И этот сельско-хозяйственный и рабочий инструмент продается по цене от 1700 - 2400 рублей. Все ценники на фото.

Эти предметы принесены обычными людьми, которые уже не считают их востребованными, но которые прекрасно сохранились и достаточно немного привести в порядок и можно вполне использовать. Как поменялось время. А ведь раньше, эти вещи были актуальны и 100 и 200-300 лет назад, внешне практически не меняясь. И вот в наше время, все это стало достоянием истории.

Основу хозяйственной деятельности преобладающего большинства сельского населения Кубани (за исключением южных предгорных районов) в предреволюционный период составляло земледелие. Вырученные от продажи продуктов деньги старались вкладывать в усовершенствование земледельческого хозяйства. Обеспеченность простейшими сельскохозяйственными машинами и усовершенствованными орудиями, в том числе железными плутами, жнейками, сеялками, молотилками, на Северном Кавказе была высокой. И все же на большей части территории кубанского края техника сельского хозяйства и система земледелия были отсталыми. Земля обрабатывалась небрежно, слабо применялись такие приемы повышения плодородия, как правильные севообороты, зяблевая вспашка, пар.

Основным орудием пахоты с развитием земледелия стал плуг. С конца XIX в. деревянные части тяжелого двухколесного деревянного плуга постепенно заменяются железными. Посев зерновых и пропашных культур повсеместно производили ручным способом. Сеялки использовались в 900-е годы лишь в немногих богатых хозяйствах. Пахота, боронование и посев считались исключительно мужской работой, но если в семье было мало мужчин, им помогали женщины и дети. Посевом зерновых, требовавшим навыка, обычно занимались старшие в семье мужчины.

С первых чисел мая начиналась прополка; мотыга почти не выпускалась из рук и попеременно применялась на бахчах, в огородах, в поле, на участках кукурузы, подсолнечника, гороха, фасоли и т. д. Пололи гуртом – всей семьей, но поскольку на май часто назначались лагерные сборы, вся тяжесть работы обычно падала на женщин.

В конце мая – начале июня занимались уборкой сена. Сенокошение считалось мужской работой, однако почти во всех казачьих семьях косой владели и женщины. При недостатке рабочей силы на время сенокоса нанимали косарей, приходивших на заработки из внутренних губерний России. Сушкой сена обычно занимались женщины, мужчины укладывали его в копны и возили к скирдам.

Наиболее напряженным периодом сельскохозяйственных работ была уборка зерновых. В конце июня – начале июля поспевали озимые, во второй половине июля – яровые. Позднее начиналась уборка проса, льна, подсолнечника, кукурузы. В уборке участвовали все — взрослые, подростки, старики. При господствовавшей в то время примитивной земледельческой технике работать приходилось от зари до зари. Уборочная страда во многих семьях, у которых не было средств для найма рабочей силы, затягивалась до самой зимы.

Старинным орудием уборки хлеба был серп. В 80—90-е годы XIX в. он постепенно заменяется косой с прикрепленными параллельно клинку граблями.



Часть сельского населения за- нималась промыслами и ремеслами. Во многих станицах появились небольшие мукомольные, маслобойные, сыроваренные, пивоваренные, кожевенные, кирпичные, гончарные и другие предприятия, принадлежавшие предпринимателям из иногородних

После уборки хлеба начиналась молотьба, нередко затягивавшаяся до самой зимы. До конца XIX в. хлеб преимущественно молотили при помощи – гоняли быков или лошадей, нередко запряженных в повозку, по разостланным на току снопам. Для обмолота проса, бобовых, конопли, льна, подсолнечника употребляли цеп, которым в бедных хозяйствах обмолачивали и хлебные злаки. В отдельных предгорных станицах хлеб молотили также большими деревянными досками с кремневыми зубцами. В конце XIX - начале XX в. в богатых хозяйствах появляются молотилки, сначала конные, потом паровые. Молотилки стоили дороже других машин и поэтому в середняцких хозяйствах встречались редко.

После обмолота зерно веяли по ветру лопатой, а затем очищали при помощи кожаных решет, подвешенных на треноге (грохот). В 900-х годах во многих хозяйствах появились веялки. Провеянный и очищенный хлеб свозили в чувалах (мешках) и ссыпали в амбары.

Часть сельского населения занималась промыслами и ремеслами. Во многих станицах появились небольшие мукомольные, масло бойные, сыроваренные, пивоваренные, кожевенные, кирпичные, гончарные и другие предприятия, принадлежавшие предпринимателям из иногородних. Развивавшиеся в конце XIX в. горнодобывающие, главным образом нефтяные промыслы, были сосредоточены в руках иностранных капиталистов, которые использовали труд местного сельского населения закубанских районов.

В XIX в. до строительства железных дорог большое значение в экономике края имел чумацкий промысел – перевозка зерна, соли, спирта, мануфактуры, досок, стекла, железа и пр. между крупными торговыми пунктами (Ростовом, Ейском, Екатеринодаром, Майкопом, Усть-Лабинской и др.). Для казаков чумачество обычно служило лишь подспорьем к земледелию; им занимались в свободное от полевых работ время.

Почти во всех селениях Кубани развивались мелкие ремесла: в конце XIX - начале XX в. плотники, печники, портные, бондари, медники, стекольщики, кирпичники каменщики, гончары совмещали ремесло с земледелием. Казачки, уходившие на заработки (батрачки, прислуга), были главным образом из бедных семей, они были вынуждены готовить себе приданое на собственные средства.

В предгорных закубанских районах ремесла и промыслы были развиты значительно сильнее. Основным занятием закубанцев был вывоз строевого леса и изготовление на продажу разнообразных изделий из дерева: предметов сельскохозяйственного инвентаря, транспорта, домашней утвари. В ряде мест занимались извозом, выжиганием извести, добычей камня, сбором плодов, ягод и прочими работами. Но промыслы не приносили достаточного дохода, и потому в начале XX в. распространенным становится отход на земледельческие заработки в степные станицы, на поденную работу.

Классовое расслоение иногородних заметно усиливается в конце ХГХ - начале XX в. Выделяется прослойка богатых предпринимателей: одни из них занимаются торговлей, заводят различные промышленные предприятия, другие арендуют на продолжительный срок войсковые земли или покупают частные земли и создают крупные хозяйства капиталистического типа.

Жилище основной массы сельского населения Кубани в конце XIX - начале XX в. строилось преимущественно из местных строительных материалов — глины, камыша, соломы, хвороста, в лесных предгорных районах – из дерева. Наиболее характерным для Кубани считался турлучный дом – деревянный каркас, обмазанный с двух сторон глиной. Каркас сооружался из вертикальных столбов, пространство между которыми заполнялось деревянными плахами, хворостом или камышом. Верхние концы сох соединялись одним или двумя рядами бревен или досок – основой; поверх основы вдоль дома клали одну или две потолочные балки (матка – в восточных районах, сволок – в западных районах). На матку или сволок поперек постройки накладывали тонкие жерди (слежи, сволочки), которые заплетали хворостом или засыпали поверх слоем камыша. Подобная конструкция потолка была характерной и для жилищ, построенных из других строительных материалов. Каркас стен и потолка обмазывали с двух сторон толстым слоем (в 30-40 см) глины, смешанной с соломой. Забивали глиной полы, возвышавшиеся над поверхностью земли на 20-30 см.



Поскольку в конце XIX в. в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Там, где в доме было только одно жилое помещение, на нарах или помосте спали покатом по нескольку человек. Вторая половина связевого дома, в котором жила большая семья, обычно отапливалась и служила добавочным жильем. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в. были набитые сеном матрацы, рядна, полости, попоны (валянные из овечьей шерсти), верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах. В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно за низеньким стопином. Рассаживались в определенном порядке: на почетном месте глава семьи, рядом с ним старшие мужчины, ближе к выходу садились женщины. Иногда рассаживались семейными парами. Жилищные условия во многих больших семьях в зимнее время были тяжелыми. Глинобитные полы, отсутствие вентиляции, теснота, плохое освещение, необходимость содержать зимой в жилых помещениях мелких домашних животных – все это создавало антисанитарные условия существования, приводившие к различным заболеваниям.

Ведущей отраслью хозяйства кубанцев в прошлом было зерновое земледение, и хлеб (пшеничный) являлся основой питания. Существенную роль играли также продукты животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства.

Наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске (остаток теста от предыдущей выпечки). Дрожжи приготовляли сами из хмеля, который рос в изобилии по всему краю. На Кубани пекли также и пресный хлеб (в виде лепешек), если не хватало хлеба до следующей выпечки или во время работы в степи, когда не было времени для вымешивания кислого хлеба. Обычно хлеб выпекали в печи на чисто выметенном поду. В 900-е годы стали применять формы из жести, но и тогда подовой хлеб считался вкуснее. Обычай печь хлеб на поду сохранялся.

Среди других мучных изделий были распространены разнообразные пироги, вареники и галушки. Наиболее распространенным видом хлебных изделий были пироги и вареники. Большие круглые пироги с разнообразной начинкой, чаще с фруктовой, встречались всюду.

Любимыми были маленькие пирожки с творогом (сыром), выпекавшиеся на противнях (листах) тесно прижатыми друг к другу. Вареники чаще всего приготовлялись также с творогом или с фруктами. Галушки ели меньше вареников, однако их ценили за быстроту приготовления. Готовили галушки не везде одинаково: в западных раинах тесто чаще отщипывали – рвали, а на востоке его или резали ножом, или, если тесто было более жидким, опускали ложкой в кипящую подсоленную воду, молоко, бульон, как русские клецки. Особо любима кубанцами лапша. Тесто для лапши замешивалось на яйцах, раскатывалось в тонкий лист и мелко резалось; запускалась лапша в молоко, мясной бульон, в картофельный суп, заправленный жареным луком. Из отварной лапши приготовлялся лапшевник (отварная лапша, заправленная яйцами, маслом и запеченная) – блюдо это как праздничное, особенно свадебное, бытовало на Кубани везде. Из кислого теста кубанцы пекли блины и оладьи. На западе края блины пекли меньше. Блины и оладьи делали также и из пресного теста, чаще всего на кислом молоке и яйцах, но это блюдо было скорее праздничным угощением, так же как и всякого рода изделия из пресного теста, замешанного на масле, яйцах и сметане, – колобки, кныши (из раскатанного текста, переслоенного каймаком или творогом – сыром), вывертышки (род хвороста) и украинские орешки – маленькие кусочки пресного теста, варенные в масле.

На Кубани также готовили кушания из муки, они отчасти заменяли хлеб: саламата – поджаренная пшеничная мука, заваренная кипятком (ее ели с подсолнечным маслом или с пережаренным на сале луком) и любимая кубанцами кваша – запаренный пшеничный солод, смешанный с фруктами и запеченный, кулага – пшеничная мука, заваренная фруктовым отваром.



Блины и оладьи делали также и из пресного теста, чаще все- го на кислом молоке и яйцах, но это блюдо было скорее праздничным угощением, так же как и всякого рода изделия из пресного теста, замешанного на масле, яйцах и сметане, – ко- лобки, кныши (из раскатанного текста, переслоенного каймаком или творогом – сыром), вывертышки (род хвороста) и украинские орешки – маленькие кусочки пресного теста, варенные в масле

Разнообразные крупы имели огромное значение в питании кубанцев. Каши варили на воде или молоке, жидкие и густые. Гречневая и пшенная каши были одинаково любимы. В западных и особенно в предгорных районах чаще варили гречневую кашу. В этих же районах пекли гречневые блины и приготовляли вареники из гречневой муки или с начинкой из гречневой. Пшено было распространено везде; из него варили каши, кулеш – жидкую пшенную кашу с картофелем, разведенную молоком и заправленную луком, пережаренным с салом или на растительном масле (когда молока не добавлялось) . Это кушанье особенно часто варили во время работы в степи.

Из бобовых культур на Кубани довольно много употребляли гороха и особенно фасоли. В этом, очевидно, сказалось влияние народов Кавказа. Правда, в отличие от них кубанцы приготовляли фасоль подобно тому, как везде в России готовили горох, т. е. варили супы, отваривали и ели с маслом и салом, пекли пироги и т.п.

Многочисленные войны внесли изменения в наряд казаков. Черкеску и бешмет заменила гимнастерка, вместо бурки разрешили носить шинель, а папаху заменили фуражкой. Традиционную казачью форму оставили в качестве парадной.

Повседневные костюмы кубанских казаков и казачек позаимствовали некоторые детали из русских и украинских костюмов. Так, женский костюм отличался яркостью и красотой, подчеркивала статус и выделяла казачек среди другого населения. Казачки любили яркие наряды, каждая умела шить и ткать, плести кружева и вязать. Поэтому немалое место среди украшений занимает вышивка – ярко вышитые рубахи, сарафаны, платья были очень самобытны.

Праздничная одежда шилась из бархата и шелковых тканей. Повседневная одежда состояла из нижней рубахи, кофты и ситцевой юбки. Поверх рубахи надевались две-три юбки из крашеной домашней ткани. Кофты, особенно праздничные, отличались длинными рядами мелких пуговиц, а пышные рукава кофт сужались к кисти. Лакированные сапожки дополняли костюм. Женщины носили платки и шлычки, шали и кружевные накидки.

Семейный и общественный быт

В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX века предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения – вдов, девок, семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт.

Особые обычаи кубанских казаков отражены в свадебных традициях. Свадебные наряды казачек представляют собой шедевры рукоделия – это были юбки светлых тонов и красивые вышитые кофты из шелка с богатыми узорами. Свадебные платья хранились в сундуках, передавались по женской линии. Нередко в семьях хоронили женщин именно в свадебных платьях.

Особое внимание казаки уделяли рушнику как свадебному атрибуту: его хранили как семейную святыню, использовали для исцеления больных. Все казачьи рушники отличались богатством вышивки и красотой отделки.

Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний. Казаки широко отме чали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники. Главный войсковой праздник казаки отмечают в конце августа. Датой образования Кубанского войска считается день Александра Невского, который отмечается 12 сентября.



Казаки уделяли внимание религиозному воспитанию, поэтому все церковные праздники свято чтились в семьях и войске. Лю- бимые праздники казачества – Крещение, Рождество, Пасха, Троица, Спас, Покров. Отмечаются родительские субботы, справляются поминки по умершим родственникам

Казаки уделяли внимание религиозному воспитанию, поэтому все церковные праздники свято чтились в семьях и войске. Любимые праздники казачества – Крещение, Рождество, Пасха, Троица, Спас, Покров. Отмечаются родительские субботы, справляются поминки по умершим родственникам.

18 октября отмечается Войсковой праздник кубанских казаков. Также отмечаются многочисленные праздники полковые и казачьих территориальных частей.

У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика. В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков. В станицах (черноморских и линейных) бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.

Широкое развитие на Кубани получило прикладное и изобразительное искусство. Линейно-геометри-ческими орнаментами, животными или растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога-бокалы, ковры и циновки, керамика, лозоплетение, рушники. Славились местные кузнецы, бондари, золотошвейные мастерицы по ткани и коже.

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников – подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.

Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки казаки изготавливали из лозы. Рушники – традиционный элемент кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали гладью или крестом.

Кубанская народная кухня также является важной составляющей материальной культуры кубанцев. Основу питания кубанских казаков составляли мучные изделия, продукты животноводства, птицеводства, рыболовства, пчеловодства, а также овощи, фрукты, ягоды, зерновые.

© московский государственный университет им. К. Г. Разумовского (ПКУ), 2015-2017.

Старинные предметы быта

№ слайда 1

Старинные предметы быта

Прялка, веретено, купель.

№ слайда 2

Прялка, веретено, купель.

Пря лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

№ слайда 3

Пря лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель к гори

№ слайда 4

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель к горизонтальной донце, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене.

№ слайда 5

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Веретено — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средст

№ слайда 6

Веретено — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

Куде ль — очищенное от костры волокно льна, конопли или шерсть, приготовленные д

№ слайда 7

Куде ль — очищенное от костры волокно льна, конопли или шерсть, приготовленные для прядения.

Прядение с помощью веретена: a — кудель, b — веретено с намотанной на него пряже

№ слайда 8

Прядение с помощью веретена: a — кудель, b — веретено с намотанной на него пряжей, c — пряслице.

Пря слице (или пря сло) — грузик в форме диска или невысокого цилиндра со сквозн

№ слайда 9

Пря слице (или пря сло) — грузик в форме диска или невысокого цилиндра со сквозным отверстием по продольной оси, применявшийся для утяжеления ручного веретена и крепления пряжи на нём. Пряслица обычно изготавливались из камня. Благодаря малым размерам и прочности пряслица хорошо сохраняются, и их нередко обнаруживают при археологических раскопках

Рубель

№ слайда 10

Рубе ль (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские ж

№ слайда 11


№ слайда 12

Утюги

№ слайда 13

Самым близким предшественником современного утюга была жаровня с углями. Выгляде

№ слайда 14

На смену жаровне с ручкой пришел паровой утюг. Угли в нем помещались внутрь корп

№ слайда 15

На смену жаровне с ручкой пришел паровой утюг. Угли в нем помещались внутрь корпуса и закрывались крышкой, а сверху, для лучшей тяги, пристраивали трубу. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Размахивая таким утюгом вперед и назад, усиливали вентиляцию. Эти утюги не отличались удобством и безопасностью: искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки.


№ слайда 16

Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чт

№ слайда 17

Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь уже остывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение для мышц рук.

У нас такие утюги известны с XVII века, а на Западе, скорее всего, еще раньше. П

№ слайда 18

Самые простые утюги — нагревательные. Перед употреблением чугунные монолиты разо

№ слайда 19

Самые простые утюги — нагревательные. Перед употреблением чугунные монолиты разогревали в печи. Утюги для ткани весили по разному- от одного до 10 килограммов.

Чугунный утюг разогревался очень долго — не менее 30 минут, а горячим его невозм

№ слайда 20

Чугунный утюг разогревался очень долго — не менее 30 минут, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Поэтому вскоре такие утюги усовершенствовали: их стали делать пáрными — с одной съемной ручкой на два чугунных основания. Пока одним гладили, второе основание нагревалось, так что процесс глажки заметно ускорялся.

Русская печь

№ слайда 21

Из-за такой конструктивной особенности высокая температура может сохраняться час

№ слайда 22

Из-за такой конструктивной особенности высокая температура может сохраняться часами без дополнительной протопки. Для приготовления пищи – идеальный вариант. Основная особенность русской печи – тоннелеобразное горнило, варочная камера, которая разогревается до 200 градусов С.

Русская печь (битая печь). 1 – чело; 2 – припечек; 3 – опечек; 4 – печурка; 5

№ слайда 23

Русская печь (битая печь). 1 – чело; 2 – припечек; 3 – опечек; 4 – печурка; 5 – залавок длинный ящик с подъемной крышкой для хранения продуктов, посуды; 6 – ухват.

Ухва т или рога ч — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палк

№ слайда 26

Ухва т или рога ч — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата — рогач.


№ слайда 27

Кочерга — инструмент из железа или другого огнестойкого материала. Используется

№ слайда 28

Кочерга — инструмент из железа или другого огнестойкого материала. Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.

Серп (др.-русск. сьрпъ) — ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Обы

№ слайда 29

Серп (др.-русск. сьрпъ) — ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Обычно используется для уборки зерновых культур (жатва хлебов) и резки трав (при заготовке фуражных кормов для скота). Состоит из сужающегося, закруглённого лезвия и короткой деревянной рукояти.

Работающий серпом приводит его в действие одной рукою, другой придерживая срезае

№ слайда 30

Работающий серпом приводит его в действие одной рукою, другой придерживая срезаемые растения. Обычно используется при уборке небольших участков; широко употребляется в огородничестве и цветоводстве.

Без казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка на Кубани, охрана природных ресурсов, воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Организуются в кубанских школах классы казачьей направленности. Поэтому возрождение кубанского казачества стало событием для всех кубанцев. Казачество обречено на возрождение культуры, обычаев, традиций предков, которые сохранены на сегодняшний день.

Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южнорусских, восточно-украинских и других местных народов.

Большая часть современных казачьих поселений Кубани возникла в конце XVIII и в течение XIX вв. при освоении новых земель. Черноморские станицы (северная и северо-западная часть края) заселялись в основном украинским населением, а линейные станицы (восток и юго-восток края) – русским населением.

Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных речек, которые застраивались прямыми и широкими улицами с центральной площадью и церковью посредине. Селения окружались рвом и земляным валом. С 1809 г. курени стали называться куренными селениями, а с 1842 г. – станицами, как и в других казачьих войсках России. Линейные станицы не отличались строгой планировкой.

Домостроение – важный элемент традиционной народной культуры, при закладке и строительстве жилья были специальные обряды. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение, приглашались на новоселье участники строительства.

Также в станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными или саманными, крыши – четырехскатные под камышом или соломой. В линейных станицах жилища чаще всего – деревянные.

На стенах висели фотографии – традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники. Фотографировались в каждой казачьей семье и старались сделать снимок на память.

Одежда. Казачья одежда различалась типами костюмов казаков, сложившимися у запорожцев и в Донском войске. Сначала Черноморцы носили синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка), под который надевался кафтан красного цвета. В 1810 г. была утверждена единая форма черноморцев – шаровары и куртка из синего сукна. Линейные казаки носили одежду черкесского образца. К середине XIX в. казачья форма черноморцев и линейцев была унифицирована и утвердилась единая форма: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимой – бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Во второй половине XIX – начале XX вв. стало обычным ношение мундира.

В силу особого социального положения казачества и специфического уклада его жизни семьи на Кубани были большими. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший восемнадцати лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение в течение месяца в военных лагерях. При достижении юношей 21 года он поступал на четырехлетнюю срочную службу, по завершении которой казака приписывали к полку, и до 38 лет он должен был участвовать в трехнедельных ежегодных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные смотры. Все это требовало много времени и сказывалось на состоянии хозяйства казачьих семей.

Казаки широко отмечали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники.

Большую роль в казачьих семьях играли женщины. Так как главной обязанностью казака была военная служба, казачья семья во многом держалась на женщине-казачке, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала детей.

Фольклор. Своеобразие происхождения кубанского казачества (от украинского и русского) определило особенности его фольклора. У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика.

В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков.

В станицах (черноморских и линейных) бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.

Прикладное искусство. Широкое развитие на Кубани получило прикладное и изобразительное искусство. Линейно-геометри-ческими орнаментами, животными или растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога-бокалы, ковры и циновки, керамика, лозоплетение, рушники. Славились местные кузнецы, бондари, золотошвейные мастерицы по ткани и коже.

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников – подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки казаки изготавливали из лозы.

Рушники – традиционный элемент кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали гладью или крестом.

Таким образом, никогда не иссякает интерес к прошлому к своей истории. Углубление в историю возвращает людям утраченные некогда ценности. Без исторических знаний не может быть подлинно духовного роста.

Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

Читайте также: