Предмет гигиены и экологии человека сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Предметом гигиены, объектом ее исследования является здоровый человек, отдельные коллективы или общество в целом, которые подвергаются действию совокупности факторов окружающей среды.

Основными задачами гигиены, как науки, являются:

1. Выявление и изучение факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека, их качественная и количественная характеристика, режим воздействия на организм человека или коллектива.

2. Изучение влияния, выявление закономерностей действия факторов среды на организм человека и здоровье.

3. На основе выявленных закономерностей неблагоприятного действия факторов гигиена научно обосновывает мероприятия (рекомендации, правила, нормы) по уменьшению, снижению или исключению отрицательного воздействия вредных факторов и усилению положительно действующих факторов на здоровье населения и условия их жизни, труда и быта.

4. Научное прогнозирование санитарно-гигиенической ситуации для отдельных коллективов, регионов и страны в целом на ближайшую и отдаленную перспективу.


  1. Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование

Физические методы – используются для количественной характеристики физических факторов

Химические методы – для количественной оценки (т.е. определения концентраций) химических веществ в воде, воздухе, почве, продуктах питания и т.д.).

Микробиологические и биологические методы.

Экспериментальные методы (например, токсикологический эксперимент).

Клинические методы – медицинские обследования.

Эпидемиологические методы – используются для выявления закономерностей распространения неинфекционных заболеваний (злокачественных новообразований, эндемических заболеваний и т.д.).

Практическое претворение в жизнь гигиенических правил и мероприятий называют САНИТАРИЕЙ - практическая деятельность, с помощью которой достигаются цели гигиены.

В современных условиях проблема профилактики неблагоприятного воздействия вредных факторов на человека выдвигается на первое место, из них химическое воздействие на человека занимает ведущее место. Существует три направления защиты человека:

А - убрать вредный фактор. Применяется на производствах путем замены технологии (например, непосредственное рентгенологическое обследование заменено на компьютерно-дистанционное).

Б – уменьшитьдействие вредного фактора: 1) сократить время работы с ним (радиоактивные вещества) или 2) уменьшить концентрацию вредных веществ в рабочей зоне; когда невозможно, исходя из современных условий, прекратить полностью контакт с вредным фактором, то вводятся ограничения - гигиенические нормативы..

Медицинская профилактика - комплекс мероприятий, направленных на устранение причин и условий, порождающих заболевания.

Первичная профилактика (радикальная) направлена на устранение причины болезни путём улучшения условии труда и быта (оздоровление окружающей среды, организацию здорового образа жизни, гигиеническое нормирование воздействия факторов, что предусматривает либо полное устранение неблагоприятного фактора, либо его снижение до безопасного уровня).

Вторичная профилактика проводится среди внешне здоровых граждан с целью выявления преморбидных состоянии у людей, имеющих повышенный риск развития заболевании:

вторичная профилактика направлена на повышение резистентности организма (лечебно-профилактическое питание, средства индивидуальной защиты, приемы безопасной жизни и работы в неблагоприятных условиях).

Третичная профилактика (реабилитация) направлена на предупреждение осложнений, рецидивов уже развившихся заболевании, перехода заболевания в хроническую форму.

Индивидуальная профилактика включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществля­ет сам человек. Практически она сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питье­вому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физкультурой и др.

Общественная профилактика представляет систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организации с целью обеспечения всесторонне­го развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье.

Первичная - предотвращение возникновения заболеваний.

Вторичная - ранняя диагностика заболевания у лиц, уже подвергшихся воздействию или имеющих факторы риска.


  1. Характеристика результатов антропогенного воздействия на окружающую природную среду, ос-новные причины глобальных экологических проблем.

Виды антропогенного воздействия:

1. Разрушительное (деструктивное) - приводит к утрате, часто невосполнимой, богатств и качеств природной среды.

а) н е о с о з н а н н о е (охота, вырубка и выжигание лесов древним человеком,…) - Сахара вместо леса

б) о с о з н а н н о е (х и щ н и ч е с к о е)

2. Стабилизирующее - это воздействие целенаправленное. Ему предшествует осознание экологической угрозы конкретному ландшафту - полю, лесу, пляжу, зеленому наряду городов. Действия направляются на замедление деструкции (разрушения).

3. Конструктивное - действие целенаправленное, его результатом должно стать восстановление нарушенного ландшафта, например лесовосстановительные работы либо воссоздание искусственного ландшафта на месте безвозвратно утраченного.

Классификация антропогенных воздействий на окружающу ю среду. Под антропогенными воздействиями понимают деятельность, связанную с реализацией экономически х, военных, рекреационных, культурных и других интересов человека, вносящую физические, химические, биологические и другие изменения в окружающую природную среду.

Подавляющая часть антропогенных воздействий носит це ленаправленный характер, т. е. осуществляется человеком со знательно во имя достижения конкретных целей.


  1. рост численности населения;

  2. увеличение в потребности природных ресурсов;

  3. нерациональное использование природных ресурсов;

  4. антропогенное воздействие на природную среду;

  5. неравномерное усиление социально-экономического развития, между промышленно развитыми и развивающимися странами;

  6. уничтожение тысячи видов растений и животных;

  7. военные конфликты из-за территории.

  1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее структура, виды деятельности, задачи, функции.

Основными задачами деятельности системы ПЭО населения является:

- предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения;

- снижение заболеваемости инфекционными болезнями совокупного населения;

- ликвидация отдельных инфекций – конкретно для отдельных групп и отдельных нозологических форм инфекционных болезней.

Санитарно – эпидемиологическое благополучие население обеспечивается посредством:

- профилактики заболеваний в соответствии с санитарно – эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения;

- разработкой и реализацией федеральных целевых программ обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, а также региональных целевых программ и научных, научно – технических программ в данной области

- выполнением санитарно – профилактических мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;

- создание экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства РФ в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения;

- осуществление регулярного государственного санитарно – эпидемиологического нормирования;

- осуществление регулярного государственного санитарно – эпидемиологического надзора;

- сертификации работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;

- лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

- государственной регистрацией потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию РФ отдельных видов продукции

- проведение социально – гигиенического мониторинга;

- научных исследований в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения;

- мер по своевременному информированию населения о возникновении массовых инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний ( отравлений ), состояния среды обитания, и проводимых санитарно – противоэпидемических ( профилактических ) мероприятий


  1. Физиолого-гигиеническое значение температуры воздуха.

При низкой температуре воздуха вследствие значительной теплоотдачи может возникнуть переохлаждение организма, при котором происходит нарушение кровообращения, снижение сопротивляемости иммунологических свойств организма. Переохлаждение способствует возникновению простудных заболеваний, мышц и суставов.

Изменения температуры не должны превышать:

В направлении от внутренней до наружной стены - 2°С

В вертикальном направлении - 2.5°С на каждый метр высоты


  1. Теплообмен человека с окружающей средой .

  1. Особенности неблагоприятного воздействия высоких, низких температур и их профилактика.

Высокая температура оказывает неблагоприятное влияние на ЦНС проявляющимся ослаблением внимания, замедлением двиг. В таких случаях перегревание переходит в тепловой удар. При оказании помощи необходимо принять меры к охлаждению организма. (прохладный душ, ванна)


  1. Физиолого-гигиеническое значение атмосферного давления и единицы его измерения.

Понижение атмосферного давления предшествует пасмурной, дождливой погоде вследствие притока более теплого воздуха (циклон), а повышение предвещает сухую ясную погоду с сильным похолоданием зимой (антициклон).

Влияние пониженного давления. С подъемом на высоту наблюдается понижение атмосферного давления. Влияние этого фактора на организм человек испытывает при полетах на самолетах, восхождении на горы, космических полетах. Основным отрицательным фактором в этих условиях является сопутствующее падению атмосферного давления понижение парциального давления кислорода — того давления, которое имел бы газ в газовой смеси, если бы он один занимал весь ее объем.

Для предупреждения их возникновения необходимо использовать следующие меры профилактики: тренировки организма в барокамере с пониженным атмосферным давлением, применение кислородных приборов при подъеме на высоту свыше


  1. Влияние на организм пониженного атмосферного давления и меры профилактики.

  1. Влияние на организм повышенного атмосферного давления и меры профилактики.

Пребывание в условиях повышенного атмосферного давления почти ничем не отличается от обычных условий. Лишь при очень высоком давлении отмечается небольшое сокращение частоты пульса и снижение минимального кровяного давления. Более редким, но глубоким становится дыхание. Незначительно понижается слух и обоняние, голос становится приглушенным, появляется чувство слегка онемевшего кожного покрова, сухость слизистых, сжатие кишечных газов, сдавленность живота и др. Однако все эти явления относительно легко переносятся рабочими, и они, как правило, продолжают работать без каких-либо серьезных последствий.

Во время компрессии, даже относительно медленной, организм все же не успевает выравнивать давление внутренних органов, и особенно воздушных пазух (лобных, носовых), поэтому в силу разности этих давлений втягиваются барабанные перепонки, что сопровождается неприятным болевым ощущением, шумом в ушах и т. п.; при быстром повышении давления до больших величин возможно и повреждение барабанной перепонки (разрыв) с последующим ослаблением, а иногда и полной потерей слуха. Аналогичные явления могут наблюдаться и при декомпрессии.

Гост

ГОСТ

Гигиена и экология человека – это комплексная учебная дисциплина, которая исследует влияние окружающей среды на человека во всех проявлениях этого процесса.

Значение гигиены и экологии человека

Знания, полученные при изучении данной дисциплины особенно важны для медицинских сестер, поскольку они позволяют выполнять полный комплекс их профессиональных задач.

  • оказание активной помощи врачу при формировании у пациентов и различных групп населения навыков здорового образа жизни и выполнения ключевых требований личной гигиены;
  • консультация пациентов по вопросам профилактики заболеваемости и оздоровлению под влиянием окружающей среды;
  • консультация пациентов по вопросам организации рационального, лечебного, а также лечебно-профилактического питания;
  • организация мероприятий по охране здоровья детей и подростков, других групп населения.

При этом экологию человека обычно рассматривают как дисциплину с социальным оттенком, поскольку каждый человек имеет двойственную природу существования и рассматривается как индивид (биологическое начало), а также личность (социальное начало).

Роль гигиены и экологии человека в системе современных наук заключается в том, что они дают возможность изучить природную среду, глубже проанализировать факторы внешней среды, обосновать их взаимодействие с человеческим обществом и между собой.

Гигиена: задачи и предмет изучения

Гигиена – это профилактическая наука, изучающая влияние факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье, работоспособность, продолжительность жизни человека и разрабатывающая мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Готовые работы на аналогичную тему

С точки зрения пользы для медицины гигиена реализует следующий комплекс задач:

  • изучает влияние внешней среды на человеческий организм;
  • разрабатывает и научно обосновывает нормы, правила основных мероприятий по оздоровлению населения и повышению стабильности существования внешней среды.

Гигиена человека включает в себя следующие разделы: гигиену труда, личную гигиену, гигиену детей и подростков, радиационную гигиену и пр.

Гигиена человека включает в себя различные положения, практическая разработка которых имеет колоссальное значение для современной практики. К ним относят:

  • постулат о том, что нарушение здоровья возникает при наличии источника вредности, определенной степени восприимчивости организма, а также факторов передачи негативного воздействия окружающей среды;
  • мысль о том, что человек воздействует на окружающую среду независимо от собственной воли, а загрязненная среда, в свою очередь отрицательно влияет на его здоровье.

Экология человека

Экологию определяют как науку о взаимоотношениях организмов и их групп между собой и по отношению к неорганической природе.

Экология человека представляет собой систему знаний об общих закономерностях взаимодействия организма человека и окружающей среды. Знания экологии человека связываются с медициной через следующие задачи:

  • обоснование рационального типа взаимоотношения природы и человека с целью минимизации негативного воздействия на здоровье человека. Полученные сведения позволяют предотвращать возникновение болезней на ранних стадиях;
  • предотвращаются такие изменения в окружающей среде, которые не дадут возможности организму человека существовать и развиваться в полной мере.

Считается, что экология человека и гигиена являются относительно молодыми дисциплинами, которые находятся на ранней стадии своего развития, но имеют высокую степень ценности так как позволяют сохранять здоровье уже на тех стадиях, которые предшествуют заболеваемости или до возникновения непосредственных отклонений в здоровье.

В связи с этим гигиена и экология человека тесно связываются с такой областью знаний, как профилактика.

Связь гигиены, экологии и профилактики

Профилактика – это система мер по сохранению и укреплению здоровья населения, она включает в себя мероприятия по формированию здорового образа жизни, предупреждению заболеваний, выявлению причин их возникновения и устранению всех видов отрицательного влияния факторов на здоровье человека, в том числе и внутренних.

Профилактика может быть первичной, вторичной и третичной. Все зависит от степени тяжести заболевания, от изначальных особенностей организма, а также от того, каким образом сам человек относится к системе профилактических мер, насколько тщательно исполняет все рекомендации врачей и следует нормам ЗОЖ.

Первичная профилактика – это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение появления тех или иных отклонений в состоянии здоровья и заболеваний.

Вторичная профилактика – это система медицинских, санитарных, психологических, гигиенических мер по предотвращению заболеваний, которые включают в себя предотвращение перехода заболеваний в хронические или острые стадии.

Вторичная профилактика может включать в себя: курсы профилактического лечения, пребывание в санатории или специализированные медицинские осмотры.

Что касается третичной профилактики, то она представляет собой совокупность медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций, с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса больного.

Таким образом, главной задачей профилактики любого типа можно назвать выявление ранних признаков заболеваний и улучшение здоровья населения с применением таких методов воздействия, которые не дадут гомеостатическим показателям сдвинуться от среднего значения и снизить уровень здоровья человека.

Гигиена (от грсч. hygieinos — здоровый, целебный; Hygieia — богиня здоровья у древних греков) — наука о здоровье, профилактическая медицинская дисциплина, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

Задачи гигиены:
- изучение природных и антропогенных (вредных) факторов окружающей среды и социальных условий, влияющих на здоровье населения;
- изучение закономерностей влияния факторов на организм человека или популяцию;
- разработка и научное обоснование гигиенических нормативов, правил, рекомендаций и т.п.;
- максимальное использование положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды;
- устранение неблагоприятно действующих факторов или ограничение их влияния на население до безопасных уровней;
- внедрение и применение в хозяйственной деятельности человека разработанных гигиенических нормативов, правил, рекомендаций, указаний;
- прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.

Экология (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и logos — слово, учение) как научная дисциплина о среде обитания живых организмов долгие годы была разделом биологии, изучающим взаимоотношения живой и неживой природы, биоты и окружающей среды. В настоящее время фундаментальная экология представляет систему наук, изучающих общие законы функционирования экологических систем как в природных условиях, так и в условиях интенсивного техногенного и антропогенного воздействия в процессе хозяйственной деятельности человека. Таким образом, экология становится наукой о взаимоотношениях природы и общества.

Экология человека — это не только накопление конкретных знаний, это наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе (гражданская ответственность за состояние окружающей среды).

Экология как наука сложна и многогранна. Условно ее можно разделить на различные направления. Ландшафтная экология изучает приспособление организмов к географической среде, формирование биоценотических комплексов различных ландшафтов, биологические характеристики этих комплексов, их влияние на среду обитания,

Еще одно направление экологии — исследование конкретных механизмов, с помощью которых осуществляется приспособление к изменчивым условиям среды, необходимое для бесперебойного функционирования биологических систем разного уровня. Это направление называют функциональной, или физиологической, экологией, так как большинство адаптивных механизмов имеет физиологическую природу.

В последнее время все более широкое применение получает количественная экология, изучающая динамику отдельных экологических систем, их продуктивность, а также вкиочающая математическое моделирование тех или иных экологических процессов.

В теоретическом плане большое значение имеет эволюционная экология, основные задачи которой — выявление экологических закономерностей эволюционного процесса, путей и форм становления видовых адаптации, а также реконструкция экосистем прошлого Земли (палеоэкология) и выявление роли человека в их преобразовании (археоэкология).

Гигиена и экология основываются на фундаментальных теоретических науках: философии, физике, химии, математике, общей биологии, географии, геологии, нормальной и патологической физиологии. Гигиена включает ряд профилактических научных дисциплин: общую, коммунальную, радиационную, военную, военно-морскую, авиационно-космическую гигиену, гигиену труда, питания, детей и подростков, общественного здоровья.

Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование

В практической деятельности используются следующие методы гигиенических исследований: гигиенического исследования и наблюдения, инструментально-лабораторные, гигиенического эксперимента, санитарной экспертизы, математико-статистического анализа, клинические, эпидемиологические методы и т.п.

1. Методы гигиенического исследования и наблюдения. Долгое время эти методы были почти единственными при изучении влияния условий жизни на здоровье населения, сегодня они не потеряли своего значения и являются основными в практической деятельности врачей-гигиенистов.

2. Инструментально-лабораторные методы. Включают арсенал физических, химических, физиологических, биохимических, микробиологических и других методик исследования организма человека и объектов окружающей среды.

3. Методы гигиенического эксперимента. Используются главным образом в научных исследованиях, проводимых в лабораторных и научных условиях.

5. Методы математико-статистического анализа. Дают возможность исследовать влияние того или иного фактора на человека или коллектив, определять достоверность результатов исследований, а также оценивать эффективность гигиенических рекомендаций.

6. Клинические методы. Находят широкое применение для определения не только выраженных клинических нарушений, но и преморбидных состояний у практически здоровых людей. Используют биохимические, иммунобиологические и другие тесты. Особое место занимают клинические методы при изучении профессиональных заболеваний рабочих, выявлении ранних признаков этих заболеваний и обосновании проведения профилактических мероприятий.

Гигиена – наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья населения с целью уменьшить их отрицательное влияние путём проведения профилактических мероприятий.

- в центре внимания гигиены здоровый человек (лечебная медицина – больной человек);

- гигиена разрабатывает мероприятия, относящиеся к большим коллективам, объединённых общими условиями работы или учёбы (лечебная медицина – помощь индивидуальна).

В процессе жизни организм человека подвергается положительному и отрицательному воздействию множества непрерывно меняющихся факторов окружающей среды.

Факторы окружающей среды делят на 4 группы:

- химические факторы – химические соединения, входящие в состав воздуха, воды, почвы, пищи или примесей к ним.

Недостаточное или избыточное их содержание может служить причиной заболевания (недостаток йода в пище приводит к нарушению функций щитовидной железы; недостаток кислорода в воздухе вызывает кислородное голодание);

- физические факторы – температура, влажность и скорость движения воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация, шум, вибрация и др. (высокая температура воздуха может вызвать перегрев организма и тепловой удар; интенсивный шум – поражение органа слуха и глухоту);

- биологические факторы – бактерии, вирусы, гельминты, грибы и др.

Проникая в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт или кожу, они могут быть причиной заболеваний;

- психогенные факторы – слово, речь, письмо.

Вызывая у человека эмоции, сильно воздействуют на организм. И. Павлов относил слово к сильнейшим раздражителям.

(Слово “врач” появилось в русском языке с XI века. Происходит от слова “врать”, которое в старину означало не “лгать”, а просто “говорить”, т.е. врачом называли человека, умеющего заговаривать, влиять на больного силою слова).

Действие всех перечисленных факторов на человеческий организм связано с видом и условиями трудовой деятельности, характером питания, жилищно-бытовыми и другими социально-гигиеническими условиями.

Одной из задач гигиены является обоснование гигиенических нормативов факторов окружающей среды. Под гигиеническим нормативом понимают минимальную или предельную величину количественного показателя, характеризующего отдельный физический, химический, биологический фактор окружающей среды, допустимый для нормальной жизнедеятельности организма.

Например: установление предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных химических примесей в воде (содержание кальция и магния в воде не более 7 моль/л), в воздухе (содержание СО2 в воздухе помещений не более 0,1 γ0 ) и т.д.

Гигиена включает в себя ряд самостоятельных дисциплин:

- гигиена питания, труда, детей и подростков;

- личная гигиена и др.

В зависимости от решаемых задач гигиеническая наука использует разнообразные методы.

1. При изучении окружающей среды применяют метод санитарного обследования , который состоит в обследовании и описании объектов среды (промышленного предприятия, столовой, водоисточника).

2. С целью получения объективных данных для оценки и характеристики факторов окружающей среды применяют метод лабораторных исследований (бактериологическое, химическое, токсикологическое и др.).

3. Метод мониторинга – непрерывное слежение за определёнными параметрами среды с их автоматической регистрацией.

4. Применение клинических методов в процессе медицинских осмотров позволяет выявить в организме изменения в ответ на действия факторов окружающей среды (заболевания лёгких при запылённости помещений, ухудшение зрения при плохой освещённости).

5. Часто применяют лабораторный эксперимент . Искусственно воспроизводят различные условия и изучают сдвиги в реакциях организма (подопытные животные, экспериментаторы-добровольцы).

6. Статистический метод позволяет получить представление о положительных или отрицательных сдвигах в здоровье населения под влиянием окружающей среды (измерение роста, окружности груди, силы мышц, массы тела и др.).

Гигиену следует отличать от санитарии – практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов и правил.

Для контроля за выполнением гигиенических нормативов и санитарных правил учреждён Центр сан-эпиднадзора (ЦСЭН). Работники ЦСЭН руководят санитарной и противоэпидемической деятельностью лечебно-профилактических учреждений на обслуживаемой ими территории.

Большое значение в распространении гигиенических знаний (знание о причинах болезней и мерах их предупреждения) среди населения имеет санитарное просвещение, т.е. сан-просвет. работа.

Главная задача всех медработников, а средних особенно – участвовать в проведении санитарного просвещения населения (легче предупредить болезнь, чем вылечить).

Знания о сохранении и укреплении здоровья принесут пользу лишь в том случае, если превратятся в убеждения, а убеждения в привычки.

2. Содержание экологии, её разделы и задачи.

В вопросах изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье человека гигиена тесно взаимодействует с экологической наукой, точнее с экологией человека , которая изучает общие законы взаимодействия биосферы и антропосистемы человека, влияние природной сферы на человека и группы людей.

Из определений наук “гигиена” и “экология” понятно, что эти науки изучают одни и те же явления, а именно влияние факторов окружающей среды на формирование здоровья населения. Но есть и отличие : экология человека фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможные влияния на здоровье, а гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия факторов окружающей среды.

Датой рождения экологии как науки следует считать 1866 год, когда немецкий биолог Эрнест Геккель предложил термин “экология” (дословно – “наука о местообитании”).

Появление науки экологии совпало с бурным развитием промышленности и городов. Совпадение не случайно. Эксплуататорский подход по отношению к природным ресурсам (за относительно короткий срок для истории человечества) сопровождался всё более частыми нарушениями экологического равновесия в окружающей среде (производство продуктов питания растёт медленнее, чем прирост населения).

Возрастающее влияние производственной деятельности человека на окружающую среду в наши дни оказывает не только прямое отрицательное действие на человека, но и опосредованно за счёт изменений природной среды (вырубка лесов – разрущение почвы; загрязняющие почву химические вещества губят микроорганизмы, земля становится “мёртвой”, ничего не растёт).

Воздействие человека на биосферу приблизилось к критическому и грозит необратимыми последствиями для сохранения человечества и планеты Земли в целом.

Экология человека это не только накопление конкретных знаний, это наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе (гражданская ответственность за состояние окружающей среды).

Изучение указанных вопросов особенно важно в системе медицинского образования, т.к. медработник способен через систему гигиенического образования и воспитания донести экологические знания до широких групп населения. Кроме того, знание основ экологии позволяет осознать, что для сохранения здоровья необходима здоровая среда обитания, что составляет основу экологического мышления.

В современной экологии выделяют 3 раздела:

1. Факториальная экология – изучает совокупность экологических факторов, влияющих на особь и ответные реакции особи на их действие.



2. Популяционная экология – изучает жизнь отдельных популяций, определяет причины их изменений.


Под влиянием различных факторов число особей популяции, её возрастной состав и область распространения могут значительно изменяться во времени. Эти изменения могут привести к неблагоприятным последствиям (вспышка численности насекомых-вредителей – урон сельскому хозяйству).

3. Биогеоценология изучает взаимоотношения внутри экосистемы (лес, водоём, почва).

Пример: сточные воды, содержащие органические вещества, состоят из таких биогенных элементов как азот и фосфор. Резкое увеличение этих веществ в воде водоёма вызывает быстрое размножение сине-зелёных и бурых водорослей, фитопланктона, в результате чего повышается потребление кислорода. Снижение содержания кислорода в воде делает её непригодной для жизни. Водоём как экосистема погибает.

Читайте также: