Правовая самозащита личности сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Следует учитывать и то, что Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, созданные вышеуказанной Конвенцией, могут при определенных обстоятельствах (условиях) рассматривать так называемые индивидуальные случаи, т. е. дела, связанные с предполагаемыми нарушениями определенных прав конкретных лиц5.
На наш взгляд, трудно переоценить значение ратификации Россией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод вместе с ее Протоколами для реализации принципа правовой самозащиты личности.
Для более обстоятельного рассмотрения правомочий граждан по самостоятельной защите ими своих прав и свобод, а также соответствующих этому процедур целесообразно, мы полагаем, осуществить их классификацию с выделением трех видов.
Первый вид носит общий характер, что означает правовую самозащиту как часть коллективной юридической самозащиты. Это может быть коллектив большей или меньшей численности. Например, когда речь идет о праве граждан и их групп на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных


[Закрыть] . В основном они касаются таких нарушений прав граждан, как длительные сроки содержания под стражей в ожидании суда; длительное судебное разбирательство; пытки и жестокое обращение с подследственными; невыплата пенсий и зарплат; неисполнение решений судов; нарушение принципа состязательности в процессе.

Присоединение России к фундаментальному общеевропейскому акту, обеспечивающему защиту прав и основных свобод человека и гражданина, призвано стать действенным механизмом укрепления правовой государственности. Оно налагает серьезнейшие обязательства на главу государства как гаранта прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), на все органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 18).

Следует учитывать и то, что Европейский Суд по правам человека, созданный Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. с последующими изменениями и дополнениями, может при определенных обстоятельствах (условиях) рассматривать так называемые индивидуальные случаи, т. е. дела, связанные с предполагаемыми нарушениями определенных прав конкретных лиц.

Включение норм Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. в правовую систему России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) способствует реализации принципа правовой самозащиты личности.

Для более обстоятельного рассмотрения правомочий граждан по самостоятельной защите своих прав и свобод, а также соответствующих этому процедур целесообразно осуществить их классификацию.

Второй вид правомочий можно назвать смешанным, так как в его осуществлении участвуют как отдельно взятый индивид, так и коллектив. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Так, с 25 декабря 2001 г. по 22 января 2002 г. Приемной Государственной Думы рассмотрено 1707 писем и телеграмм от граждан, трудовых коллективов и общественных организаций. Принято 180 посетителей.

Наибольшее число обращений поступило от жителей Краснодарского, Ставропольского, Приморского и Красноярского краев, Ростовской, Московской, Саратовской и Свердловской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Тематическая направленность обращений касалась проблем социальной сферы – 46 %, обеспечения правопорядка – 19,5 %, государственного управления – 14 %, экономической политики – 9 %, а также других вопросов.

К третьей разновидности самозащитных правомочий относятся те из них, которые в подавляющем большинстве случаев осуществляются в индивидуальном порядке, например, подача в суд искового заявления физического лица. Это можно проиллюстрировать конституционной нормой о праве каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ). В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный в сфере государственного управления, возмещается за счет казны РФ или казны субъекта РФ. Из этой нормы следует, что вред возмещается за счет бюджета соответствующего уровня и требования к государственным органам (их должностным лицам) о взыскании ущерба предъявляться не должны. Согласно ст. 1071 ГК РФ от имени казны выступает ряд финансовых органов, к которым и должны предъявляться требования о возмещении вреда.

Исполнение судебных решений по искам к казне РФ осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о бюджете на конкретный год. При этом допускается исполнение судебных решений в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные на эти цели.

В свою очередь, Российская Федерация или субъект РФ, возместившие потерпевшему вред, причиненный незаконными действиями (решениями) органа исполнительной власти, приобретают право обратного требования (регресса) к тому должностному лицу, которое непосредственно виновно в совершении неправомерных действий (принятии незаконных решений). В этом случае должностное лицо несет регрессную ответственность в полном объеме, если иное не установлено законом (ст. 1081 ГК РФ). Возможность предъявления регрессного иска к государственному служащему должна в какой-то степени дисциплинировать служащего, принудить его к надлежащему исполнению своих обязанностей в дальнейшем.

Возложение ст. 53 Конституции РФ ответственности за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов (должностных лиц), непосредственно на государство, следует рассматривать как укрепление гарантий прав и свобод граждан.

Законодательно не оговорен круг лиц, имеющих право обращения с ходатайством о помиловании осужденного. Ими могут быть сам осужденный, его адвокат, родственники, представители трудовых коллективов и общественности, администрация исправительных учреждений и т. д.

Целый ряд правомочий граждан по их самозащите все еще не урегулирован в их процессуальном осуществлении. Таковы, например, реальные процессы индивидуальных и коллективных акций протеста против невыплаты заработной платы, голодовки, иные акты гражданского неповиновения, чреватые противоправными поступками и социально-конфликтными ситуациями.

Обратим внимание на то, что юридический механизм защиты прав и свобод граждан действует в определенных политических, социально-психологических условиях, которые могут как снижать эффективность провозглашенных правовых институтов, так и усиливать их действие. Однако даже самые совершенные юридические механизмы и процедуры бессильны в условиях нестабильной политической ситуации, упадка экономики, потери ценностных ориентиров и моральной деградации, национальной и социальной конфронтации. Устранение этих негативных факторов поможет создать условия, обеспечивающие эффективную реализацию института правовой самозащиты личности.

Таким образом, в достаточно большом арсенале средств, призванных обеспечивать защиту прав человека и гражданина, центральное место занимает защита по суду.

Общеизвестно, что защита нарушенных прав человека судом наиболее эффективна и цивилизованна. Однако до недавнего времени в России право граждан на защиту в суде было существенно ограничено. Достаточно сказать, что судебная защита политических прав (свободы слова, собраний; получения информации; права быть избранным в органы власти и т. д.) вообще не предусматривалась.

В последнее время последовательно принимаются акты, расширяющие права граждан на судебную защиту. Расширение сферы деятельности суда в защите прав и свобод человека – процесс, безусловно, необходимый и прогрессивный и, тем не менее, породивший многие проблемы юридического характера. На первое место, пожалуй, следует поставить проблему применения норм материального права. Сегодня действует немало нормативных актов, касающихся самых разных прав человека и противоречащих друг другу, что вызывает большие сложности у судов в их применении. Поэтому возникает необходимость в глубоком изучении и правильном применении судьями достаточно широкого массива законодательных актов, которые они раньше не применяли. Ведь расширение прав личности и возможностей их судебной защиты возлагает на суд особую ответственность и значительно усиливает его значение в обществе и государстве.

Для более полного представления о праве граждан на судебную защиту рассмотрим в общих чертах, как развивалось законодательство в этом направлении. Законы, обеспечивающие это право, можно условно разделить на:

– предоставляющие право на судебную защиту в общей форме, т. е. безотносительно к каким-либо определенным правоотношениям;

– устанавливающие право граждан на судебную защиту в частных случаях, т. е. на защиту конкретных прав от нарушений со стороны определенных органов и должностных лиц.

Поскольку в настоящее время накоплен достаточно большой массив правовых актов в данной области, необходимо упомянуть в качестве примера лишь некоторые из них, имевшие или имеющие особо важное значение.

Верховный Совет РСФСР принял свою Декларацию прав и свобод человека и гражданина, которая законодательным актом прямого действия не являлась, но послужила юридической основой для приведения в соответствие с ней российского законодательства.

Наиболее важными считаются положения ст. 46 федеральной Конституции, гарантирующие судебную защиту прав и свобод. Значение их тем более высоко, что право обращения в суд должно рассматриваться не как одно из прав человека и гражданина, перечисленное в общем ряду, а как гарантия всех прав и свобод.

7.2. Обжалование в суд действий и актов государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан

В настоящее время расширилась сфера реализации функций правосудия как средства защиты гражданина от произвольных действий со стороны государственных и муниципальных органов, должностных лиц и т. д. Вместе с тем следует отметить, что в России существует два основных способа защиты прав граждан: судебный и административный.

Судебный порядок рассмотрения административно-правовых споров имеет ряд очевидных достоинств перед порядком разрешения спора в органах исполнительной власти, т. е. в порядке подчиненности. Правосудие отличается от других государственных функций специфичностью метода решаемых им задач. Являясь разными видами государственной деятельности, правосудие и управление наделены определенными преимуществами и недостатками в отношении друг друга. Достоинства судебных органов заключаются в значительном уменьшении возможности необъективного ведомственного влияния на окончательное решение вопроса.

Суд представляет собой специальный орган, осуществляющий разрешение социальных конфликтов по поводу реального или предполагаемого нарушения норм права. Он независим ни от одной ветви власти и наделен конституционными гарантиями этой независимости. Отсутствие у суда какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, подчинение его только закону, широкая гласность обсуждения, устное и непосредственное исследование всех обстоятельств, состязательность процесса, детальная процессуальная регламентация судебного разбирательства и вынесения решения, небольшая государственная пошлина, иные демократические принципы судопроизводства являются общепризнанными достоинствами судебной процедуры.

Таким образом, судебный порядок отличается большими юридическими гарантиями, обеспечивающими твердую позицию гражданина как полноправной стороны спора. Преимущество судебного контроля за законностью и обоснованностью действий и решений администрации состоит и в том, что уже само право обращаться с жалобой в суд играет существенную роль в укреплении законности в сфере исполнительной власти.

Как свидетельствует практика, количество незаконных действий и решений государственных органов и их должностных лиц достаточно велико. Зачастую нарушаются наиболее важные права граждан, которым трудно добиться защиты, поскольку их возможности далеко не равны с возможностями государства, его органов и должностных лиц. Поэтому обеспечение гражданам равенства в судебном споре с государством и судебной защиты при нарушении их прав и свобод от действий и решений государственных органов – одна из важнейших задач суда.

[Закрыть] . Названный Закон от 27 апреля 1993 г. снял препоны, установленные ранее действовавшим законом и в ряде случаев мешавшие гражданину обратиться в суд. Стало возможным обжаловать действия и решения представительных органов, общественных организаций и других общественных объединений, а также воинских должностных лиц и органов военного управления.

Право на судебную защиту принадлежит каждому физическому лицу, в том числе и недееспособному, которое может защищать свои права в суде через представителя (в частности, адвоката), родителя, иного законного представителя. Однако в связи с расширением права на судебную защиту возникают дела, по которым в суд с жалобами на действия органов власти обращаются группы граждан, круг которых чаще всего невозможно определить (например, жители города). Такие дела также подведомственны суду и должны разрешаться, как и дела по жалобам отдельных граждан на действия (акты), имеющие индивидуальное значение, в зависимости от законности или незаконности последних.

Дела об обжаловании неправомерных действий отнесены к делам, возникающим из административно-правовых отношений. Поскольку эти дела, в отличие от дел, носящих бесспорный характер, – дел особого производства (гл. 26–33 ГПК), – возбуждаются в суде вследствие нарушения прав и свобод граждан (т. е. в связи со спором о праве, хотя и не являющемся материально-правовым), логичнее было бы в законодательном порядке отнести их рассмотрение к исковому производству. Это отмечается вполне справедливо в юридической литературе.

Объектом обжалования в суд могут быть решения, действия, бездействие. Под решением надо понимать как нормативные, так и правоприменительные акты. В частности, можно обжаловать федеральные конституционные, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, но не вообще, не априори, а лишь в случаях, когда тот или иной нормативный акт, по мнению гражданина, в конкретной ситуации нарушил его права и свободы. Решения в форме правоприменительных актов принимают вид приказов, распоряжений, приговоров и т. д. Могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения). В суд могут быть обжалованы действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия для осуществления прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-нибудь обязанность; гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В жалобе должно быть указано, в чем гражданин видит неправомерность направленных против него решений или действий. Превышение должностным лицом или органом государства полномочий служит основанием для обжалования, если это повлекло нарушение прав гражданина.

Объектом обжалования могут быть решения и действия органов и должностных лиц всех ветвей (законодательной, исполнительной, судебной) и уровней (федерального, субъектов РФ, муниципального) власти. Сфера обжалования распространяется также на частные, акционерные и смешанные предприятия и учреждения.

В соответствии с российским законодательством жалоба может подаваться гражданином по его усмотрению в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении его прав и свобод, в суд по месту нахождения органа (должностного лица), действия которого оспариваются, или по месту жительства гражданина. Жалобы рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства. Дело рассматривается судом в коллегиальном составе, но с согласия лица, подавшего жалобу, может быть рассмотрено судьей единолично. Законность совершения обжалуемых действий должна проверяться судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств. Признав обжалуемое действие законным, суд отказывает в удовлетворении жалобы. В случае признания обжалуемых действий неправомерными, выносится решение об удовлетворении жалобы и суд обязывает ответчика устранить допущенное нарушение, восстановить нарушенные права и свободы гражданина, отменить примененные к нему меры ответственности. В случае причинения неправомерными действиями государственных органов, общественных организаций и должностных лиц материального ущерба, он может быть возмещен заинтересованному лицу при наличии спора, путем предъявления иска. Решение суда обязательно для всех органов государства и должностных лиц.

Теперь роль прокуратуры, ее контрольные функции все более передаются судам. Иметь же два контролирующих органа с одинаковыми функциями не имеет смысла, роль прокуратуры должна измениться в сторону выявления нарушений, а окончательное решение остается за судом.

Как показывает изучение судебной практики, дел по жалобам на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан, рассматривается судами немного.

Малое количество подобных дел отнюдь не свидетельствует о строгом следовании букве закона действий и решений государственных органов, должностных лиц. Это связано с господствующим среди рядовых граждан мнением о бессилии личности перед произволом власти. Поэтому граждане не возлагают особых надежд на судебную власть в деле защиты их прав, нарушенных действиями и решениями государственных органов и должностных лиц. В связи с этим должны быть предприняты меры, изменяющие сложившееся положение. В обществе должен повышаться авторитет судебной власти, должно прививаться гражданам убеждение в необходимости противостоять незаконным действиям и актам властей, защищать в судебном порядке нарушенные права. Очевидно, этим целям должна способствовать демонстрация эффективности деятельности судебной власти, ее независимости и принципиальности. С другой стороны, повышение авторитета судебной власти в защите прав граждан, нарушенных властями, и изменение отношения граждан к этой проблеме заставит государственные органы и должностных лиц всерьез обратить внимание на этот вопрос. В этом случае государственные органы и должностные лица будут стараться воздерживаться от решений и актов, нарушающих права и свободы граждан, будут совершать более обдуманные, полностью соответствующие предписаниям закона действия. В противном случае эти действия будут обжалованы гражданами в суд, виновные понесут заслуженное наказание.

Следует обратить особое внимание на деятельность Конституционного Суда РФ по защите прав и свобод граждан (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ). В системе правозащитных механизмов современного цивилизованного государства особая роль отводится институту конституционного контроля. Именно судебной власти как наиболее беспристрастной и независимой передан конституционный контроль в России.

Конституция РФ 1993 г. отнесла к полномочиям Конституционного Суда (КС) РФ защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции, толкование федеральной Конституции (исключительная прерогатива КС). Его решения по этому поводу – обязательны для всех органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Осуществляя толкование норм Конституции, в том числе касающихся прав и свобод человека и гражданина, КС способствует дальнейшему развитию и углублению их содержания, а также степени их юридической защищенности.

Традиционно сложилось, что нарушенные права и свободы должно защищать государство в лице его компетентных органов (суд, прокуратура и т.д.). Но ни общество, ни законодатель не выработали такого эффективного механизма защиты от правонарушений, который бы позволил обеспечивать оперативную и адекватную охрану прав и законных интересов лица во всех случаях. Поэтому государственная их защита не исключает самостоятельных активных действий каждого по их защите всеми способами, не запрещенными законом. Такой поход расширяет возможности граждан, которые могут проявлять инициативу, использовать различные способы отстаивания своих прав. Часто возникают ситуации, в которых наибольший эффект в защите прав и свобод достигается посредством действий самого заинтересованного лица. Причем, эти действия зачастую являются весьма результативными. Таким образом, наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту личных прав и свобод человека и гражданина существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Хотя применение способов самозащиты не препятствует ему в дальнейшем обратиться за защитой в компетентные органы.

В Российской Федерации с началом реформ самозащита впервые признана конституционным правом человека (ст. 30 Декларации прав и свобод человека и гражданина(Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону), ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). В 1994 г. в Гражданском кодексе РФ (ст. 14)было закреплено право на самозащиту гражданских прав.Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.), в 2001 г. в Трудовом кодексе РФ (гл. 59) были урегулированы формы самозащиты работниками трудовых прав. Правовой основой включения данной категории в законодательство стала ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, где указывается, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Под правом на самозащиту подразумеваются способы защиты прав, которые не предполагают обращение за помощью ни к административным, ни к судебным государственным органам. Здесь имеются в виду ситуации, когда защита прав осуществляется гражданами самостоятельно или с помощью структур гражданского общества. К таким структурам можно отнести общественные организации и объединения, в том числе профсоюзы, а также неинституционализированные инициативные группы и средства массовой информации. Они реализуют данное право, используя различные средства, допустимые в соответствии с действующим законодательством: собрания, митинги, демонстрации, пикетирования, забастовки и т. п., направленные на привлечение общественного внимания и мобилизацию общественного мнения для отстаивания определенных интересов и защиты нарушенных прав.

Способы самозащиты многообразны. Условно их можно разделить на правовые и неправовые.Правовые способы самозащиты - это действия урегулированные нормами права; неправовые способы самозащиты - это действия прямо не предусмотренные в законодательстве, но не противоречащие ему. В качестве правового способа может выступать использование таких прав, как: право на забастовку, право на объединение, право на собрание и мирные публичные мероприятия и др. К неправовым способам самозащиты прав можно отнести, например, голодовку и др.

Традиционно сложилось, что нарушенные права и свободы должно защищать государство в лице его компетентных органов (суд, прокуратура и т.д.). Но ни общество, ни законодатель не выработали такого эффективного механизма защиты от правонарушений, который бы позволил обеспечивать оперативную и адекватную охрану прав и законных интересов лица во всех случаях. Поэтому государственная их защита не исключает самостоятельных активных действий каждого по их защите всеми способами, не запрещенными законом. Такой поход расширяет возможности граждан, которые могут проявлять инициативу, использовать различные способы отстаивания своих прав. Часто возникают ситуации, в которых наибольший эффект в защите прав и свобод достигается посредством действий самого заинтересованного лица. Причем, эти действия зачастую являются весьма результативными. Таким образом, наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту личных прав и свобод человека и гражданина существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Хотя применение способов самозащиты не препятствует ему в дальнейшем обратиться за защитой в компетентные органы.



В Российской Федерации с началом реформ самозащита впервые признана конституционным правом человека (ст. 30 Декларации прав и свобод человека и гражданина(Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону), ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). В 1994 г. в Гражданском кодексе РФ (ст. 14)было закреплено право на самозащиту гражданских прав.Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.), в 2001 г. в Трудовом кодексе РФ (гл. 59) были урегулированы формы самозащиты работниками трудовых прав. Правовой основой включения данной категории в законодательство стала ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, где указывается, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Под правом на самозащиту подразумеваются способы защиты прав, которые не предполагают обращение за помощью ни к административным, ни к судебным государственным органам. Здесь имеются в виду ситуации, когда защита прав осуществляется гражданами самостоятельно или с помощью структур гражданского общества. К таким структурам можно отнести общественные организации и объединения, в том числе профсоюзы, а также неинституционализированные инициативные группы и средства массовой информации. Они реализуют данное право, используя различные средства, допустимые в соответствии с действующим законодательством: собрания, митинги, демонстрации, пикетирования, забастовки и т. п., направленные на привлечение общественного внимания и мобилизацию общественного мнения для отстаивания определенных интересов и защиты нарушенных прав.

Способы самозащиты многообразны. Условно их можно разделить на правовые и неправовые.Правовые способы самозащиты - это действия урегулированные нормами права; неправовые способы самозащиты - это действия прямо не предусмотренные в законодательстве, но не противоречащие ему. В качестве правового способа может выступать использование таких прав, как: право на забастовку, право на объединение, право на собрание и мирные публичные мероприятия и др. К неправовым способам самозащиты прав можно отнести, например, голодовку и др.

Право на самозащиту закреплялось в законах на отдельных этапах развития по-разному. Это зависело от того, какое положение занимал человек в государстве.

Если позиция власти по отношению к человеку ужесточалась, из законодательства исчезало даже само определение самозащиты. Примером может служить советский период развития нашего государства. Либеральная позиция государства всегда сопровождалась развитием отношений, относящихся к самозащите. Так в 1991 году была принята Декларация, которая провозглашала право на самозащиту прав и свобод человека и гражданина.

Конституционно-правовое регулирование права на самозащиту

Сегодня это право гарантировано Конституцией РФ, всеми отраслевыми законодательными актами: гражданским, трудовым, семейным, уголовным, административным кодексами, федеральными законами. Существуют нормы по самозащите гражданских прав, они определены статьями 12,14,1066,1067 ГК РФ, нормы по самозащите трудовых прав, которые изложены в ст. 142, 379, 380 ТК. Нормы уголовного права допускают право на самооборону и право на приобретение некоторых видов оружия, о чем говорится в ст. 37,39 УК.

На встрече в Вене государства – участники совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе разработали итоговый документ, где говорилось о необходимости уважать право каждого защищать свои права и свободы. Государственная защита включает в себя активные самостоятельные действия каждого человека по защите своих прав, если они не нарушают закон. То есть человек может воспользоваться своими правами по самозащите в соответствии с конституционными нормами.

Право на самозащиту нормативно регламентировано, но конкретно процедура осуществления данного права не описана, также не определен перечень способов самозащиты. Это объясняется тем, что является или нет действие способом самозащиты, определяется после изучения деятельности человека, защищающего свое право, и выявление в ней признаков, присущих самозащите.

Охранительный и личный характер права на самозащиту

Право на самозащиту имеет охранительный характер, поскольку может быть реализовано при возникновении противоправного деяния, которое влечет за собой нарушение прав или создает угрозу такого нарушения. Тогда возможны действия одностороннего характера, направленные на защиту другого охраняемого права.

Охранительное правоотношение составляют право на самозащиту и обязанность нарушителя претерпеть неблагоприятные последствия.

Право на самозащиту можно отнести к категории личных, потому что субъект, который защищает себя, производит действия только сам (лично). Инстинкт самосохранения является основой таких действий.

Право на самозащиту является естественным правом человека как биологического существа, необходимость реализации этого права определяется условиями существования человека в естественной среде.

В Конституции говорится, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Право на самозащиту относится к разряду основных неотчуждаемых конституционных прав и свобод.

В зависимости от того, каков состав участников правовых отношений, право на самозащиту выражается в конкретных или общих правоотношениях. Это означает, что право на самостоятельную защиту потенциальное, а не фактическое. При наступлении фактического нарушения прав самозащита может осуществляться в конституционных, уголовных, гражданских правоотношениях.

Активные действия гражданина, осуществляющего самозащиту, могут быть разными:

  • обращение в уполномоченные органы власти;
  • получение сведений;
  • объединение своих прав в целях защиты.

Способы самозащиты не должны выходить за пределы нормативных предписаний, даже если они были направлены на защиту, такие способы можно обозначить как самоуправство.

Право на самозащиту является конституционным правовым институтом, где нормы конституции – это юридическая база для развития и совершенствования законодательства. Конституционное право граждан на самозащиту, помимо позитивного понимания права, также может рассматриваться и в качестве субъективного права.

Субъективное право на самозащиту

Субъективное право на самозащиту является возможностью и мерой требования определенного поведения от других лиц.

Эта мера возможного поведения социально обусловлена и гарантирована, она определена нормами объективного права (Конституцией, законами) в целях пользования материальными, духовными, личными благами, ценностями для удовлетворения собственных потребностей и интересов.

Теория права включает в содержание субъективного права следующие правомочия:

  • выбирать возможное поведение;
  • требовать соответствующего поведения от других лиц;
  • обращаться за помощью в государственные органы исполнительной власти.

Все это можно с уверенностью отнести к праву на самозащиту. Право на самозащиту, как и другие права, характеризует гражданина как субъекта права. Здесь нужно отметить одну очень важную особенность. В последнее время в юридической литературе кроме права на самозащиту утверждается система прав, где присутствует необходимая оборона, ситуации крайней необходимости, самозащита права, право на молчание, право на ложь и пр. Право на самозащиту становится многоаспектным и наполняется следующим содержанием:

Нормы конституционного права граждан на самозащиту носят определяющий характер и направляют развитие законодательства других отраслей.

Право на самозащиту – субъективное право, представляющее собой комплекс конституционных и отраслевых прав, которое дано человеку для того, чтобы защищать свои права от действий или бездействия незаконного характера со стороны государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, а также незаконных действий других физических и юридических лиц.

Если права и свободы гражданина нарушены, он имеет право самостоятельно защищать их любыми способами, которые разрешены законодательно. Право на защиту становится условием их реализации. Для того, чтобы гражданин проявлял активность, защищая свои права, недостаточно одного законодательного закрепления, необходима система рекомендательных действий, которой человек мог бы пользоваться. Сегодня в законодательстве Российской Федерации нет четких рекомендаций по реализации данного права.

В качестве одного из возможных способов защиты прав ст. 12 ГК РФ называет самозащиту. Однако самостоятельная защита лицом своих прав не подлежит регулированию процессуальным законодательством. Отличительной ее чертой является отсутствие контроля со стороны юрисдикционных органов.

Понятие самозащиты гражданских прав

Такое понятие, как самозащита гражданских прав - новшество для гражданского права России. Оно представляет собой инициативные самостоятельные действия гражданина, направленные на недопущение нарушений его гражданского права или уменьшению их последствий.

Самозащита проводится без обращения в уполномоченные органы.

Резюмируя различные научные подходы ученых к определению этого понятия, можно сказать, что способом самостоятельной защиты гражданских прав можно считать любое поведение заинтересованного лица, которое:

  • направлено на защиту субъективных прав;
  • выполняется помимо воли нарушителя прав;
  • проводится без обращения к судебным или административным органам.

Самозащита как одна из форм защиты гражданских прав и интересов.

Такой способ защиты, как самозащита гражданских прав, предусматривает гражданское законодательство. Характерной особенностью его является то, что субъект гражданских прав самостоятельно защищает себя собственными действиями.
Статья 14 ГК РФ допускает возможность его использования только при совокупном наличии следующих условий:

  • Наличие нарушения прав или угрозы их нарушения.
  • Необходимость пресечь правонарушение.
  • Применение мер самозащиты, которые отвечают характеру правонарушения.

Лицо, использующее самозащиту, освобождается от ответственности за причинение вреда, однако для этого должны быть соблюдены три условия:

  • Гражданин, который самостоятельно защищает свои права должен быть их бесспорным обладателем.
  • Способ защиты должен быть соизмерим нарушению.
  • Способ не должен выходить за рамки, необходимые для его применения.

Если хотя бы одно из этих условий отсутствует, то лицо, против которого применяется самозащита, приобретает право на возмещение причиненных ему убытков.

Виды самозащиты гражданских прав.

Как правило, выделяют несколько способов самостоятельной защиты:

Необходимая оборона

Представляет собой меры, направленные на противодействие нападению. Такие действия, совершаемые в пределах необходимой обороны, не признаются преступлением и не влекут за собой наступление юридической ответственности, и потому, в порядке ст. 1066 ГК РФ, не подлежат компенсации за причиненный нарушителю вред. Однако при этом ее пределы не должны быть нарушены. Следует учитывать, что необходимая оборона является недопустимой в случае, если совершается правонарушение, не имеющее признаков уголовно-наказуемого деяния.

Другими словами, если степень опасности не соответствует средствам защиты, такая оборона не будет признана необходимой.

Крайняя необходимость

Она представляет собой меры, которые предпринимаются для устранения опасности, угрожающей лично, лицу причиняющему вред или другим лицам, включая интересы государства, учитывая, что другими средствами такая опасность не могла быть устранена (ст. 1067 ГК РФ). Особенность таких действий связана с использованием средств, причиняющих вред.

Действиями в состоянии крайней необходимости можно назвать, например, меры гражданина, спасающего людей на пожаре и повредившего при этом чужое имущество.

Такие действия, также как и в случае с необходимой обороной, признаются правомерными, и причиненный вред не подлежит компенсации, если пределы крайней необходимости не превышены.

Удержание

Удерживается имущество нарушителя прав, с целью защиты своих имущественных или неимущественных интересов. К такому виду самозащиты, как правило, прибегают кредиторы, комиссионеры, в случае если не погашается кредит или не выплачивается комиссионное вознаграждение. Еще один пример – удержание вещи ее хранителем, до того момента, пока не будет выплачено в полном объеме вознаграждение за хранение.

Задержание

Его суть заключается в проведении задержания непосредственно правонарушителя в момент, когда он посягает на жизнь, здоровье или имущественные интересы самозащитника или других лиц.

Понятия охраны гражданских прав и защиты гражданских прав, их сходство и различие.

Однако в тех случаях, когда закон говорит о защите прав и охране законных интересов, он практически не разделяет эти понятия и с позиции материального права делает их тождественными.

Выделяются две формы защиты:

  • Юрисдикционная – реализуется государством или компетентными органами (судебная и административная зашита).
  • Неюрисдикционная – осуществляется гражданином, права которого нарушены, самостоятельно.

Охрана прав – это совокупность мер, которые позволяют обеспечить нормальную реализацию прав. К ним относятся правовые, экономические и политические меры призванные создавать нормальные условия для осуществления прав. К правовым мерам охраны относятся, например, закрепление в законодательстве право- и дееспособности граждан, установление определенных обязанностей и т.д., а также восстановление нарушенных прав.

Таким образом, можно сказать, что охрана прав в узком понимании значения этого слова может именоваться защитой гражданских прав.

Меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав как самозащита.

Меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав имеют правоохранительный характер и применяются стороной гражданских правоотношений без обращения к уполномоченным органам за защитой своих прав.

Субъектом этих мер обязательно выступает одна из сторон правоотношений. Применяя их, сторона в некотором смысле отвечает на недозволенное поведение другой стороны.

Примером применения таких мер может служить ситуация, когда грузоперевозчик не выдает груз получателю до полной оплаты его услуг по перевозке (ст. 790 ГК РФ). Эти меры также носят характер законной дозволенности. К таким мерам гражданское законодательство относит:

  • Выполнение второй стороной работы, не выполненной должником за его счет (ст. 475).
  • Обеспечение встречных требований (ст. 790).
  • Односторонне расторжение или изменение договора (ст.ст. 468, 475, 723).
  • Расчетно-кредитные меры (например, изменение формы расчетов).
  • Удержание (ст. 359-360, 790).

Формы, в которых могут воплощаться меры оперативного воздействия, очень многообразны. Их эффективность заключается не только в оперативности применения, но и в том, что их использование вызывает негативные последствия для обязанного лица. Однако, если нарушения со стороны последнего устраняются, необходимость в применении этого вида мер отпадает. Поэтому основная функция применения данного вида мер заключается в стимулировании второй стороны к надлежащему исполнению свои обязательств.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Читайте также: