Право и культура сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Правовая культура является частью общей культуры общества. Она тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Правовая культура – важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Правовая культура выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическим феноменами.

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний, которые сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и не гуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы.

В философской литературе отмечается, что "соотношение между обществом и культурой выступает как соотношение не целого и части, а целого и его качества". Следовательно, правовая подсистема общества -- правовая надстройка и правовая культура соотносятся между собой как целое и его качество.

Это означает, что правовая культура характеризует качественное состояние правовой надстройки, выражающееся в уровне развития, как всей правовой действительности, так и отдельных ее компонентов. Правовая культура не является частью или областью правовой надстройки, но как ее качественная характеристика присуща всем сферам правовой жизни общества, пронизывает эти сферы и является известной атмосферой (например, законности, правовой свободы, социальной справедливости, уважения к праву) жизни этого общества.

Цель данной работы – рассмотреть связь права и культуры общества в философии.


  • рассмотреть взаимосвязь права и культуры;

  • рассмотреть правовое воспитание как средство формирования правовой культуры ;

  • проанализировать проблемы взаимосвязи права и культуры общества.

Как обобщенная характеристика цивилизованности общества культура затрагивает все сферы его жизни. Поэтому различают художественную, физическую, экономическую, политическую культуру.

Культура всегда выступала важнейшим компонентом общественной жизни. Как никакой другой социальный феномен она способна быть мерой гуманизации общества. Именно в отношении человека к культурным ценностям проявляется свобода и самоутверждение личности.

Естественно, культура, отношения культуры не могли не затронуть и сферу права, правового регулирования. Причем право и культура не только связаны, но и взаимозависимы. Маркс специально подчеркивал, что право не только не может быт выше чем экономический строй, но и обусловленное им культурное развитие общества.

Прежде всего, эта взаимосвязь обусловлена тем, что право входит в состав социальной (духовной) культуры и является ее элементом. Вследствие этого право (как и государство) выступает не только как социальное явление, но и как явление культуры, представляя определенную культурную ценность.

В советском правоведении право не всегда признавалось в качестве элементов культуры и тем более не трактовалось как культурная ценность. Право представлялось как орудие классового господства, средство подавления классовых противников, одних классов другими. С исчезновением классов право, как и государство, должны отмереть, исчезнуть. Естественно, исчезающее со временем явление не могло рассматриваться как социально ценное, как культурная ценность.

Взаимосвязь права и культуры проявляется с двух сторон. Во-первых, характер права, законодательства во многом определяется уровнем культурного развития общества. Исторический анализ права убедительно показывает, что его развитие от варварского права к праву цивилизованных государств происходило параллельно и в значительной мере благодаря культурному развитию общества.

Это проявляется как в состоянии законодательства, его системности, организованности, отсутствии противоречий и пробелов. С другой стороны, изменялись методы и типы регулирования - от грубой прямолинейной императивности к диспозитивному регулированию. Наконец, высший уровень культурности проявился в содержании права, когда в основу его регулирования был поставлен человек, отдельная личность, а основой содержания стали права человека.

С другой стороны, право само активно влияет на развитие культуры. Позитивное право регулирует многие отношения в социально-культурной сфере общества. Опыт отечественного регулирования показывает, что в случае, когда основное влияние оказывается обращенным на правовое регулирование экономических отношений, оставляя в стороне регламентацию социально – культурных отношений, то резко падает уровень культуры населения, возрастает преступность.

Ни одна сфера законодательства не связана так тесно с нравственными основами человеческой деятельности, как законодательство о культуре. Его предмет затрагивает такие духовные феномены как мировоззренческие взгляды, моральные и эстетические черты личности, ее образовательный уровень. Массив нормативных правовых актов о культуре – это правовая нормативная основа нравственно-ценностной ориентации личности, важное средство воздействия на морально- эстетические представления человека, позволяющие целенаправленно формировать модель цивилизованного культурного уровня населения [10, с.122].

Основными задачами законодательства о культуре являются:

- обеспечение и защита конституционного права граждан России на культурную деятельность;

- создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов иных этнических общностей Российской Федерации;

- определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

В максимальной степени взаимоотношения права и культуры проявляются в формировании высокой правовой культуры.


  1. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является "создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей".

Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.

Другим "важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы - приёмы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка". К ним относятся многообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.

К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры. Главная его цель - "воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения России", овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства". Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры [4, с.122].


  1. Проблемы взаимосвязи права и культуры общества

Согласно этому положению, правовая система любого общества всегда, даже если она из-за некоторой своей ортодоксальности и казалось бы неприспособленности к современным условиям утрачивает определенную практическую значимость, остается, тем не менее, неотъемлемой составной частью культурного наследия, которое всегда является индикатором, отличающим одно общество от другого, один народ от другого. Постепенно утверждается мнение, что исторически сложившаяся правовая система и право, в частности, функционируют как социокультурные феномены и являются теми важнейшими факторами, содержание которых учитывается (или должно учитываться) в процессе правообразования и правотворчества, а также правоприменения.

В этносоциологии, интенсивно развивающейся в последние десятилетия, установлено, что при сравнении США и Японии (при равных технологиях) японский образ жизни, составным элементом которого является традиционная правовая система, несравненно более эффективен. Это происходит, как считают ученые, за счет того, что японцы сохранили исторически свойственную им систему социального регулирования, связанную с представлениями об ответственности и справедливости, с понятиями коллективного блага и свободы и т. д., в их традиционном, а не так называемом модернистском содержании. Народ, сохранивший традиционные ценности, гораздо уютнее себя чувствует в эпоху информационного общества, чем тот, который с ними расстался, - таков вывод этносоциологов.

Одной из существенных особенностей социальной жизни, как известно, является тот факт, что она не может быть исследована на основе чисто рациональных соображений, равно как и с помощью только технических методов и приемов. Здесь речь может и должна идти о ценностных (аксиологических) параметрах, поскольку ответ на вопрос, почему люди действуют именно так, а не иначе, почему они оценивают по- разному одну и ту же ситуацию, волей-неволей заставляет исследователя признать важность роли культурных смыслообразующих элементов общественной жизни: ценностей, норм, образцов поведения, оценок, идей, подняться до уровня общих вопросов культуры и применить культурологический метод, дающий возможность решить достаточно сложный вопрос о соотношении права и культуры.

Как объектированный результат человеческой деятельности, общий способ его существования понимается культура в советской теории культуры. Именно так ее определял известный советский культуролог Э.С. Маркарян. В данной трактовке, на наш взгляд, подчеркивается достаточно ценная для дальнейшего исследования мысль: культура - это та социальная реальность, которую создал человек и в которой он живет.

К. Гиртц считает, что в каждой культуре имеются ключевые слова-символы, значение которых открывает доступ к интерпретации целого. Из этого тезиса можно сделать вывод о том, что в каждой культуре есть те смысловые идеи, которые кладутся в качестве фундаментальных принципов всей жизнедеятельности общества. И именно они отличают культуру одного общества от другого.

На начальном этапе исторического развития человеческого сообщества культурные нормы существовали как символические механизмы обеспечения соорганизованности индивидов, их гармоничного сосуществования и воспроизводства в природной среде.

Дальнейшее развитие норм культуры, связанное с формированием собственно трудовой деятельности, производства и обмена как универсального способа кооперации людей в общество, привело их к дифференциации на моральные, религиозные, правовые, этнические и другие виды. Логика эволюции норм культуры позволяет нам констатировать, что они составляют основу всех остальных нормативных систем: норм морали, религии, права, обычаев, традиций. Оставаясь нормами культуры, нормы морали, нормы религии и нормы права приобретают лишь новые дополнительные качества, отличающие их друг от друга, например, взаимообусловленность прав и обязанностей субъектов, связанная с потенциально неизбежной санкцией, как специфическое свойство права. Но сущностно-содержателъные качества морали, религии, права как институтов культуры определяются только культурой, точнее теми идеями, представлениями, которые составляют сущностное ядро самой культуры. Такой подход к рассмотрению генезиса права, морали, религии предопределяет следующую его схему: сформировавшееся вследствие эффективной социальной практики правило поведения, прежде всего, закрепляется как культурная норма и лишь, затем приобретает ту или иную форму: или нравственного долга, или религиозной обязанности, или правового требования и т.п.

Это означает, что включение индивида в наличную систему общественных отношений, сопровождаемое овладением им в первую очередь всей системой культурных ценностей, в том числе и усвоение правовых идей - ценностей. Если усвоенное право становится чертой, собственной характеристикой личности, то соблюдение правил поведения правового характера обеспечивается как бы само собой, добровольно, без вмешательства со стороны кого бы то ни было, и государства в частности.

В статье рассматривается содержание понятий культуры и права , выявляется совпадение и различия в их структуре, используется системный подход, который дает возможность, сравнение их на уровне систем, элементов систем, типов права и культуры .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Балакшин А.С.

Работа, которую ждали. Рецензия на монографию М. А. Супатаева ´к проблематике цивилизационного подхода к праву: очерки общей теории и практикиª М. : Юрлитинформ, 2012. 143 с

CULTURE AND LAW

The article takes a look at the inner connotations of such concepts as culture and law , reveals common points and differences in their structure, using the system approach which makes it possible to compare these concepts at the system level, system elements level, types of law and culture .

КУЛЬТУРА И ПРАВО

Ключевые слова: культура, право

В статье рассматривается содержание понятий культуры и права, выявляется совпадение и различия в их структуре, используется системный подход, который дает возможность, сравнение их на уровне систем, элементов систем, типов права и культуры.

В последние годы существенно возрос интерес к проблематике прав и свобод человека, являющихся важным системообразующим элементом в системе культуры каждого общества. Повышенное внимание к праву как социокультурному явлению обусловлено целым рядом обстоятельств. Право стало рассматриваться как источник, инструмент общественных преобразований, как наиболее эффективный, уникальный в своем роде регулятор жизни общества. Отсюда стремление выявить потенциал права, найти возможности его активизации и в то же время усилить защитные и адаптационные особенности. Это приводит к необходимости выделения сущностно-содержательных характеристик права в целях его отграничения от иных регуляторов как проявлений социальной нормативности.

Важность данной темы определяется и тем, что правовая культура является интегральной частью всей культуры общества. Этим обусловлена необходимость социокультурного подхода, позволяющего выявить не только универсальные по своей сути формационные и цивилизационные детерминанты права, но и его многообразные связи с конкретно-историческими особенностями развития того или иного общества. Развитие права в современных условиях должно осуществляться на условиях взаимопроникновения с цивилизационными ценностями и культурой. Социокультурный подход определяет необходимость антропологического поворота в праве, и возможность синтеза культурологических и правовых знаний с целью комплексного изучения права.

Вестник ВГАВТ, выпуск 36, 2014 г.

Раздел III. Проблемы преподавания юридических дисциплин и воспитательной работы _в транспортном вузе. Правовая культура

Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никак не назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм - всё это искусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений. Но в праве ли мы относить это к сфере культуры? Если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура - только то, что содействует развитию, а не деградации человека.

Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуации контекста. Разница между ними состоит вот в чем. В первом случае культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институты.

Функциональное назначение культуры состоит в том, чтобы обеспечивать членам любого человеческого сообщества единые формы жизнедеятельности, которые позволяют оптимально адаптировать всех людей к меняющимся внешним и внутренним условиям существования, ориентироваться в окружающем мире, удовлетворять свои разнообразные потребности, преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими запасами.

Право является культурной ценностью, но в разных обществах иерархическое место право в системе социальных ценностей разное. В одних обществах право представляет собой высшую социальную ценность, подчиняя себе все остальные ценности, в том числе моральные и религиозные. В других - оттесняется на второй план и играет роль вспомогательную. Каковы же реальные возможности права в социальной жизни? Является право целью общества или средством? в современных правовых концепциях существуют разные традиции ответа на этот вопрос.

В правовых учениях западной ориентации (индивидуалистической правовой культуры) господствует точка зрения, что право является главном средством и целью общественного развития. С этих позиций утверждается, что для того, чтобы достичь социального совершенства, необходимо иметь совершенные, правовые законы. Имея совершенные законы, можно достичь идеала правового государства, а, следовательно, создать совершенное общество. Отношения, построенные на естественно-правовых и договорно-правовых началах, рассматриваются как приоритетные в жизни любого социума. В правовых учениях коллективистской (традиционной) правовой культуры право часто рассматривается лишь как один из способов, при помощи которого можно решить ограниченные социальные задачи. Выше права находятся мораль и религия, которые сплачивают народ в единый духовный организм. Право, в этом конспекте, понимается как узаконенный эгоизм, как то, что по своей сути разграничивает, разделяет интересы субъектов, поэтому делается вывод о необходимости стремится не к праву, а к тому, что людей объединяет идеалом. Подобный социальный идеал зачастую оказывается сопряженным с пренебрежением к правам отдельной человеческой личности, к ее духовной самобытности и в своей односторонности столь же ложен, как и вариант индивидуалистический.

Вестник ВГАВТ, выпуск 36, 2014 г.

Раздел III. Проблемы преподавания юридических дисциплин и воспитательной работы _в транспортном вузе. Правовая культура

При подходе к проблеме с позиций элементного состава культуры и права сами эти элементы можно понимать двояко: как социальные сферы, охватываемые тем и другим понятием и как составляющие логической структуры каждого из них (концепции, нормы, институты и т.д.). В обоих случаях сравнительное исследование права и культуры должно быть системным, поскольку системный подход дает возможность сравнения их на уровне систем, элементов систем, типов права и культуры и т.д.

3. дать структурно-функциональный анализ права и культуры, проводя сравнение на уровне элементов их структуры.

Таким образом, и право, и культура есть многоуровневые, системные образования. Поэтому их сопоставление возможно как на общественном уровне, так и на уровне элементов обеих систем. И в том и другом случае их соотношения будут весьма подвижны и варьированы.

История права входит в культуру, в само существование общества. Оно органично включено в общий, единый нормативно-ценностный комплекс общества. Право -это древнейший механизм саморегуляции, культурно-нормативная ценность, ставшая уже инструментом целенаправленных общественных изменений современности.

Соционормативная сфера культуры - это комплекс нормативно-регулятивных систем, обусловленный всей совокупностью конкретно-исторических условий, в котором сущностными элементами являются идеи, ценности, нормы, институты, обязательно стандартизированные и составляющие основу моделей поведения, и который, в конечном счете, упорядочивает общественные отношения.

С нашей точки зрения, социокультурный подход определяет право как культурно -исторический феномен, обусловленный многообразными проявлениями культуры (в т.ч. правовой), его устойчивостью и изменчивостью, пространственно-временной и этнокультурной целостностью. Если в формационном подходе право и государство определяются экономикой, в цивилизационном - технологией, то в социокультурном - культурой. Цивилизационный подход акцентирует внимание на материальной составляющей культуры, тогда как при социокультурном подходе право понимается в основном как духовно-культурное явление. В формационном подходе культура не остается без внимания, но исходит из экономического базиса. Признание более широкой, чем экономической, детерминации расширяет формационный подход за счет новых факторов.

[1] Соколов Э.В. Культурология. Очерки и теорий культуры / Э. В. Соколов. - М.: Интерпракс, 1994. - С. 22.

CULTURE AND LAW A.S. Balakshin

Keywords: culture, law

The article takes a look at the inner connotations of such concepts as culture and law, reveals common points and differences in their structure, using the system approach which makes it possible to compare these concepts at the system level, system elements level, types of law and culture.

Гост

ГОСТ

Общая характеристика правовой культуры общества

Правовая культура общества выступает неотъемлемой частью культуры в целом, которую в современной антропологии принято определять в качестве совокупности созданных человеком благ. Ученые-социологи предлагают понимать под культурой общества совокупность сформированных духовных ценностей. В философии культура определяется через призму сложившегося исторически уровня развития общества, а также творческих сил и способностей его отдельных членов и т.д.

Из сказанного выше мы можем сделать вывод об исключительной сложности соответствующего явления и многочисленности подходов к его определению. При этом правовая культура общества, будучи элементом общей культуры также характеризуется наличием ряда отличительных сущностных и структурных особенностей.

В наиболее общем виде правовая культура общества может быть определена следующим образом:

Правовая культура общества – это качественная характеристика общества, отражающая степень развития основных элементов правовой системы: законодательства, правоприменения и общественного правосознания.

Альтернативным определением правовой культуры, в рамках которого преодолевается определенный формализм и делается акцент именно на культурной ценности рассматриваемого явления выступает определение, в рамках которого правовая культура общества определяется следующим образом:

Правовая культура общества – это совокупность внутренних побуждений, представлений индивидов и имеющихся в обществе представлений о необходимости соблюдения правовых предписаний, обеспечения режима законности и правопорядка, базирующиеся на правовом сознании.

Правовая культура играет крайне важную роль в общественной жизни, поскольку в силу особенностей психики людей, наибольшую эффективность для обеспечения регулирования их поведения и ее направления в верное, с точки зрения общественной нравственности и морали русло, приобретает такое воздействие, при котором необходимые правила поведения осознаются и принимаются человеком, а соответствующее поведения реализуется в результате собственного выбора, а не из страха быть привлеченным к тому или иному виду юридической ответственности.

Готовые работы на аналогичную тему

Иными словами, исследования показывают, что тот или иной человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и т.д. Следовательно, правовая культура общества применительно к обеспечению объективно необходимой регламентации общественных отношений и стимулированию правомерного поведения обладает гораздо большим значением, нежели количество установленных нормами действующего законодательства запретов или суровых мер юридической ответственности.

Таким образом, крайне важным для обеспечения правопорядка и режима законности в обществе представляется планомерное повышение уровня правовой культуры.

Элементы и структура правовой культуры общества

В силу сложности и многоаспектности такого явления, как правовая культура общества, различными являются и составляющие ее элементы, в качестве примеров которых могут быть названы:

  • определенные модели правового мышления и восприятия правовой действительности;
  • степень уважения норм права членами общества
  • уровень осведомленности населения о тех нормативно-правовых предписаниях, которые актуальны на текущем этапе исторического развития государства;
  • уровень качества и эффективности процессов правотворчества и правоприменения;
  • результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.);
  • и т.д.

При этом несмотря на многочисленность приведенных выше элементов правовой культуры общества (перечень которых не является исчерпывающим), все они могут быть сгруппированы в четыре ключевые элемента структуры правовой культуры общества:

  1. Уровень правосознания;
  2. Состояние законности в обществе;
  3. Эффективность законотворчества;
  4. Состояние юридической практики и правоприменения.

Повышение правовой культуры общества

Как было отмечено выше, исключительно важной задачей государства, стремящегося к построению правового демократического общества, выступает повышение правовой культуры соответствующего общества. При этом основными направлениями воздействия для целей реализации обозначенной выше задачи могут быть названы:

  1. Широкое информирование граждан страны об актуальных нормативно-правовых предписаниях, имеющих ключевой значение для отстаивания базовых гражданских интересов;
  2. Демонстрация образцов и идеалов к достижению которых в плане совершенствования законности и правопорядка необходимо стремиться современному обществу, в том числе посредством демонстрации конкретных примеров уровня развития правовой культуры общества в зарубежных государствах;
  3. Воздействие через лиц, получающих профессиональное образования путем, с одной стороны, повышения правовой грамотности, а с другой – наглядного убеждения в ценности права и его необходимости для обеспечения охраны прав и свобод человека от любых форм произвола.

В деле повышения правовой культуры обществе важное значение имеет деятельность, по так называемому правовому воспитанию:

Правовое воспитание – это целенаправленное планомерное воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, целью которых выступает выработка у широких слоев населения уважительного отношения к праву и привычки добровольного соблюдения его предписаний.

При этом, очевидно, что правовое воспитание с учетом характера и особенностей, в том числе политического режима в государстве, может проводиться различными способами. Однако, наиболее эффективный результат правового воспитания достигается тогда, когда индивид осознанно усваивает ключевые правовые положения.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 10 11 2017

Марина Борисовна Юрьева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


Современное российское общество переживает глубокий духовный, нравственный кризис, вызванный различными социально-экономическими переменами в стране. Кризис также наблюдается в правовом сознании граждан. Правовая культура составляет ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, законность, право и правопорядок. Состояние правовой культуры любого государства является важным показателем степени зрелости правовой системы.

Правовая культура, как и культура в целом, тесно связана с образованием. Именно от образования зависит перспективное образования зависит перспективное состояние общества, его потенциал развития. Без усвоения культурных ценностей своего народа, его традиций, морально-нравственных качеств, без воспитания патриотизма и чувства национального достоинства, уважения к закону, права и свободам граждан, невозможно создать гражданское общество и правовое государство.

Построение правового государства предполагает, в свою очередь формирование новой правовой культуры на всех уровнях социальной системы — личности, общества и государства [1]. Но сложность в достижении цели связана с ментальностью российского общества, также идеологией его развития.

В наше время количество и характер правонарушений вызывает глубокое разочарование и опасение, что криминализация затронула почти все социальные, гендерные и возрастные группы, появляются нетрадиционные и новые виды преступности. Общее понижение уровня правосознания и правовой культуры выражается в криминализации общества, все большем отрицанием населения значимости правоохранительных органов, нарастании нигилистического отношения к праву.

Правовая культура — один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве, один из обязательных элементов гражданского общества, правого государства [2]. Она включает в себя не только правовую культуру населения, но и органов власти, государства в целом, всех субъектов права. Эта та часть общей культуры общества, которая является частью правовой системы и направляет правовой процесс. Правовая система без культуры не действует. В первую очередь, правовая культура — это знания и глубокое понимание государства и права в жизни общества, готовность действовать этим правилам, с уважением относиться к правовым ценностям.

Любое общество, государство имеют свою правовую культуру. Она с одной стороны отражает существовавшие ранее и существующее на данный момент реалии государственно-правовой действительности страны, а с другой стороны — оказывает огромное влияние на эту действительность. Если правовая культура истинна, то она содействует совершенствованию организации и деятельности государства, укрепляет законность, правопорядок, а также усиливает защиту прав, свобод и юридически охраняемых интересов каждой личности.

Но если вернуться в реалии, то на данный момент современное российское общество переживает глубокий духовный, нравственный кризис, связанный с социально-экономическими переменами в стране. Кризис также наблюдается в правосознании граждан, это сопровождается правовым нигилизмом, правовым бескультурьем, а также аномией. На данный момент нельзя говорить не только о высоком, но даже и о среднем уровне правовой культуры российского общества. Низкий уровень правовой культуры во многом определяется кризисом современного правосознания. Для того, чтобы повысить ее, необходимо провести продуманную пропаганду в средствах массовой информации, разработать и внедрить действенные формы вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

Одним из важнейших элементов воздействия на развитие личности является его правовое воспитание, для этого необходимо его выстаивать непрерывно, на разных уровнях [3]. Оно должно зарождаться в семье и продолжаться всю жизнь. Обязательно необходимо уделить внимание правовому воспитанию подростков, молодежи, ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее России.

Правосознание молодежи должно формироваться на разных уровнях, а также от разных социальных институтов — семья, учебное заведение, учреждения культуры, органы государственной власти. Эти усилия должны быть системными и объединенными, их действия и работа должна регламентироваться законодательно и вести к одной цели.

Основными чертами правовой культуры личности являются:

– знание основных положений действующего законодательства и понимания их сути;

– соблюдение, исполнение и грамотное использование законов;

– положительное отношение к законам, убеждение в необходимости их существования;

– осознание своих прав и обязанностей, ответственности, а также наличие таких прав и обязанностей у других граждан, уметь находить баланс между осуществлением своих прав и не нарушением прав других субъектов;

– активная деятельность, направленная на пресечение коррупционного поведения и других правонарушений, содействие подержанию правопорядка, преодоление правового нигилизма в обществе.

В российском обществе существует довольно распространенное неуважение к закону, органам власти и государству в целом. Нигилизм существует на личном уровне как состояние ума и образ действия. В некоторых случаях правовой нигилизм перерастает в крайнюю степень искажения правосознания, превращается в антипод законности. Большой уровень правонарушений, преступлений об этом свидетельствует. Правой нигилизм исходит не только от социально-юридических факторов, а также связан с политическими, историческими, культурологическими особенностями развития страны, не малую роль также играют национальные традиции, состояние духовности граждан. Правовой нигилизм проник во все сферы общества, сформировалась правовая неграмотность населения.

Для успешного решения задач правового воспитания граждан необходимо научно разрабатывать методы правового просвещения граждан, внедрять рекомендаций социологической науки в повседневную практику. Ученые должны не только теоретически заниматься данным вопросом, но и переносить все модели в жизнь. В последние годы научные исследования изучали проблемы взаимодействия правового воспитания и правовой культуры общества, а также различные деформации правосознания граждан. Значимость научных работ подчеркивает необходимость проведения специальных исследований по проблемам правовой культуры, правового воспитания и юридической грамотности населения. Важное место должно быть отведено конкретно-социологическим исследованиям молодежи и другим категориям граждан отдельных района, а также страны в целом [4].

Проведение исследований может предусматриваться в деятельности Министерства образования РФ, научно-исследовательских учреждений, юридических ведомств. Активное участие в улучшении правовой культуры могут принять юристы, правовое воспитание и пропаганда должна стать неотъемлемой частью их деятельности.

Также при повышении уровня правовой культуры общества имеют значения средства массовой информации. Они оказывают огромное влияние на сознание людей и порой являются мощным механизмом. Очень часто СМИ демонстрируют пренебрежение к праву, государству, вплоть до полного отрицания всех запретов. В этом усматривается одна из проблем, создающая угрозу формирования отрицательного отношения к праву [5].

Правовая культура является важнейшим элементом правовой системы общества. Чем выше ее уровень у граждан, тем эффективнее функционируют правовая, политическая и экономическая система общества. От уровня правовой культуры зависит гражданская позиция и активность людей, их непосредственное участие в управлении государственными и общественными делами. Для формирования правовой культуры главную роль должно играть не принуждение и навязывание правовых знаний и ценностей, а воспитание и осознание того, что законы необходимо знать и не нарушать [2].

Современная правовая культура находится на низком уровне, просмотрев все причины, воздействующие на правосознание граждан, нужно разработать методы, которые улучшать ситуацию. Особое внимание необходимо уделить такой категории, как молодежь.

Для повышение правовой культуры рекомендуются следующие методы:

  1. Разработать программу развития высокой правовой культуры;
  2. Разработать и реализовать социокультурные, а также правовые мероприятия по повышению правовой культуры учащихся школ, студенческой молодежи путем внедрения специальных курсов;
  3. Привлечь к активному участию государственных служащих, судей, разработать и осуществить конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению правовой культуры учащихся школ, студенческой молодежи;
  4. Проводить различные мастер-классы, семинары, круглые столы с молодежью;
  5. Уделить особое внимание средствам массовой информации, проводить рекламные ролики, пропагандирующие законодательство;
  6. Привлечь юристов в правовое воспитание и пропаганде населения.

Только тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды сможет повысить правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовое воспитание, правовой нигилизм, массовая информация, правовая культура общества, правовая система, российское общество, уровень, активное участие, гражданское общество.

Читайте также: