Практика усыновления опеки и попечительства в россии и за рубежом сообщение

Обновлено: 01.06.2024

Российское право не содержит каких-либо специальных материальных или коллизионных норм, регулирующих выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, если эти отношения осложнены иностранным элементом. Российская Федерация не участвует в каких-либо соглашениях, которые определяли бы порядок такого выявления в случае наличия разного гражданства сторон семейных правоотношений или устанавливали бы применимое к указанным отношениям право.

Во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства. Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этих государств. Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается и публичный интерес Российской Федерации — в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России. Возвращение ребенка в Российскую Федерацию после отмены усыновления возможно в случаях, которые предусмотрены международными соглашениями. Так, например, в силу ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в 2008 г.), если того требуют интересы ребенка, он может быть возвращен на родину после отмены иностранного усыновления.

В соответствии со ст. 165 СК РФ усыновление, как и отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Таким образом, в качестве коллизионной привязки в этой норме выступает личный закон усыновителя.

Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, закон настаивает на соблюдении требований ст. 124 — 126 , ст. 127 (за исключением подп. 7 п. 1 ), ст. 128 и 129 , ст. 130 (за исключением абзаца пятого ), ст. 131 — 133 СК РФ. Фактически все требования российского законодательства, касающиеся порядка, оснований и условий усыновления, должны быть соблюдены в указанных случаях, за некоторыми исключениями.

Таким образом, существуют следующие особенности усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации:

При вынесении судебного решения об усыновлении суд обязан проверить соблюдение названных процедур и установить, предпринимались ли попытки устройства ребенка в семьи граждан Российской Федерации или в семьи родственников ребенка, проживающих за рубежом, а также истек ли шестимесячный срок со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей ( ст. 272 ГПК).

2. Если ребенка желают усыновить граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, то усыновление также невозможно до истечения года со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

3. Заявления граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подаются в верховный суд Республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

4. В соответствии со ст. 126.1 СК РФ российские усыновители не вправе пользоваться при усыновлении услугами посредников. Такое право, однако, предоставлено иностранным гражданам, которые могут воспользоваться помощью органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации. Эти органы и организации должны быть уполномочены не только государством своего происхождения. Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 (в ред. от 16 декабря 2014 г.) утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением. Данным подзаконным актом определяется порядок получения этими органами и организациями аккредитации.

6. При усыновлении ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом, и вывозе ребенка за пределы Российской Федерации существуют объективные трудности в получении отчета об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка.

С целью упорядочить контроль за условиями жизни усыновленных российских граждан за рубежом Правительством РФ были утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. Однако указанный акт не определяет порядок осуществления контроля за условиями пребывания усыновленного ребенка в семье усыновителей, да и не может его определять, поскольку ни один из органов власти Российской Федерации не имеет юрисдикции на территории другого государства.

Суд на территории Российской Федерации вправе произвести отмену усыновления при наличии доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и интересов усыновленного за рубежом, однако дальнейшее исполнение судебного решения и возврат ребенка в Россию зависят от признания решения российского суда на территории государства, где находится ребенок.

Таким образом, контроль за действиями усыновителей, которые проживают за рубежом, фактически невозможен, за исключением тех случаев, когда Российская Федерация является участником международных соглашений, предусматривающих возможность такого контроля, осуществляемого компетентными органами принимающего государства, которые передают информацию о жизни усыновленного ребенка органам власти Российской Федерации.

Усыновление детей, имеющих иностранное гражданство, гражданами Российской Федерации подчиняется закону суда. При этом в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 165 СК РФ необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

Нормы, регулирующие отношения опеки и попечительства с иностранным элементом, содержатся также в национальном законодательстве Российской Федерации. Статья 1199 ГК РФ использует аналогичные вышеперечисленным коллизионные привязки, добавляя, что к внутренним правоотношениям опеки (попечительства) в случае, когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

Если вы решились на этот благородный и гуманный поступок, то усыновления несовершеннолетнего ребенка, необходимо соблюсти установленную семейным законодательством процедуру.

Так, согласно ст.124 СК РФ, Усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

3. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

4. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Из анализа статьи следует, что усыновить можно несовершеннолетнего ребенка, если единственный или оба родителя дал (и) на это согласие, умер или объявлен умершим судом один или оба родителя, признан судом безвестно отсутствующим, признан судом недееспособным, лишен родительских прав.

Стоит отметить, что если вы хотите усыновить (удочерить) ребенка, у которого есть один из родителей, вы должны состоять с этим родителем в браке и он должен быть согласен на усыновление. В тоже время для усыновления ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоять в браке не обязательно. Если вы уже замужем (женаты), вашему супругу (супруге) не обязательно усыновлять ребенка вместе с вами — достаточно согласия на усыновление.

На усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преимущественное право имеют близкие родственники ребенка.

Этапы усыновления (удочерения)

Необходимо пройти обучение в школе приемных родителей (не требуется близким родственникам ребенка, мачехам и отчимам);

Затем получить разрешение на усыновление в органах опеки и попечительства;

Встать на учет в качестве усыновителя, также в органах опеки;

Встретиться с ребенком в присутствии органов опеки;

Обратиться в суд с исковым заявлением об усыновлении;

Зарегистрировать усыновление в органах ЗАГС;

Процедура усыновления в суде.

Согласно ст.125 СК РФ, усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Дела об усыновлении детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

Дела об усыновлении проходят только в судебном порядке.

Таким образом, процедура усыновления (удочерения) не сложная, но требует подготовки и участия профессионального юриста, который поможет с подбором документов и сопровождению дела в суде и органах ЗАГСа и опеки


Статья посвящена наиболее актуальным вопросам, связанным с институтом усыновления, с позиции сравнительного анализа норм российского и зарубежного законодательства. Рассмотрены и сравнены некоторые аналогичные материально-правовые и процессуальные в праве России и зарубежных стран. Обоснован вывод о необходимости исследования положительного опыта зарубежных государств в сфере регламентации и организации усыновления с целью разработки рационального подхода к данной теме в России.

Ключевые слова: семейное право, семейные споры, усыновление, институт усыновления, тайна усыновления.

Из современных тенденций развития науки, законодательства и практики в сфере усыновления следует, что в России данный институт постепенно преобразовывается. Так, в последние годы на нормативном уровне отмечается тенденция перехода к открытому усыновлению и отказа от тайны усыновления, предпринимаются меры по стимулированию российских граждан усыновлять детей-соотечественников, формируется политика отказа в усыновлении российских детей гражданами некоторых стран.

Для того, чтобы наметить основные направления семейной государственной политики и предусмотреть этапы перехода к обновленному взгляду на устоявшиеся семейные нормы в России, необходимо анализировать опыт зарубежных государств в аналогичных вопросах. Ввиду этого, посредством сравнительно-правового анализа института усыновления можно наиболее широко рассмотреть существующие в России проблемы, связанные с усыновлением детей, и проанализировать наметившиеся в данной области тенденции развития законодательства, доктрины и практики.

Первое, на что представляется необходимым обратить внимание, — это правовое регулирование усыновления в различных зарубежных странах. Следует отметить, что во многих государствах на уровне конституционного законодательства закреплены нормы, раскрывающие право детей на семью, неразрывно связанное с институтом усыновления.

Как отмечает И. Е. Певцова, конституции, принятые во второй половине ХХ в. (после Второй мировой войны) и позднее, содержат значительно больше положений о семье, правах детей и их защите [1, с. 9]. Так, в ст. 6 Конституции Германии закреплено положение о том, что брак и семья находятся под особой охраной государства, а дети могут быть отделены от семьи только на основании закона и в случаях, если управомоченные на их воспитание лица не выполняют свои обязанности и если дети находятся под угрозой остаться без надзора [2]. В ст. 29 Конституции Италии говорится о том, что признаются права семьи как естественного союза, основанного на браке [3].

Что касается специального законодательства об усыновлении, то, если в России законодатель пошел по пути урегулирования таких правовых отношений посредством кодифицированных актов в рамках семейного и гражданско-процессуального права (глава 19 СК РФ [6], глава 19 ГПК РФ [7]), то во многих зарубежных странах по вопросам усыновления приняты специальные законы. Например, во Франции действует соответствующий Декрет от 4 июля 1972 г., в Англии — Парламентский акт от 26 июля 1968 г., в Италии — Закон от 5 июня 1967 г. в Аргентине — Закон об усыновлении несовершеннолетних 1971 г. [8, с. 133].

Что касается организационных аспектов усыновления, то за рубежом обнаруживаются существенно отличающиеся от российского порядка усыновления в суде. Например, если по ГПК РФ споры об усыновлении рассматриваются районными судами (п. 4 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ), т. е. судами общей юрисдикции, то в некоторых странах созданы специальные судебные органы по рассмотрению дел об усыновлении. В Германии, например, дела об усыновлении рассматриваются опекунским судом, который является специализированным судебным органом. Особенность деятельности опекунского суда заключается в том, что он тесно взаимодействует с органами опеки, в каждом случае усыновления поручает органам опеки детально проверить, и в случае необходимости принимается решение о назначении подходящего опекуна [9, с. 98].

После долгого игнорирования вопроса специализации судей по семейно-правовым спорам, все же летом 2019 г. при Верховном Суде РФ был создан судебный состав по семейным делам и делам о защите прав детей [12], что является важным шагом на пути к наиболее полной и всесторонней судебной защите прав детей, в том числе по делам об усыновлении.

Еще одним актуальным в настоящее время вопросом является необходимость тайны усыновления. В современном российском праве все еще законодательно признается тайна усыновления (ст. 139 СК РФ). В то же время Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 гг. [13] был провозглашен переход к системе открытого усыновления с отказом от тайны усыновления. Такая тенденция начала формироваться в условиях глобализации, интеграции западных ценностей и подходов к тонким вопросам семьи в российское общество.

В зарубежном праве многих развитых государств принцип тайны усыновления не закреплен, т. е. в таких государствах действует принцип открытого усыновления. Например, в США, Канаде и Великобритании усыновление имеет открытый характер, что обуславливает первоначальную информированность усыновленных о своих биологических родителях, а факт усыновления не является препятствием для влияния кровных родителей на жизнь усыновленных детей [14, с. 104].

По нашему представлению, применительно к российскому обществу сохранение тайны усыновления или отказ от данного принципа зависит от многих условий: от отношений в семье, от характера, возраста, особенностей усыновленного ребенка, от круга общения семьи и ребенка и т. д. В каждом конкретном случае необходимо принимать индивидуальное решение, руководствуясь положениями и рекомендациями психологии. Что касается правового закрепления обязательности тайны усыновления, то, если нормы о данном принципе останутся без изменений, это не помешает принимать альтернативные решения самими усыновителями или усыновленным. Полный же отказ от тайны усыновления неблагоприятно скажется на судьбах усыновленных детей с учетом российского менталитета, социально-психологически особенностей наших граждан.

Таким образом, сравнительно-правовой анализ института усыновления позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, для разработки наиболее рационального подхода к институту усыновления в России необходимо исследовать зарубежный опыт. Во-вторых, чтобы перенять положительный опыт зарубежных стран в области усыновления, необходимо иметь четкое представление об особенностях менталитета и культурных традиций российского общества, т. к. усыновление — это психологически и этически сложный институт, который в разных государствах и обществах воспринимается по-разному. В настоящее время наблюдаются некоторые положительные тенденции. Подобно другим развитым странам, в России наконец был создан специализированный состав по семейным спорам при Верховном Суде РФ, что безусловно окажет положительное воздействие на практику рассмотрения споров, связанных с воспитанием детей в целом. Также в России наметилась тенденция отказа от тайны усыновления. Анализ зарубежной практики показывает, что многими государствами признается открытый характер усыновления, к чему стремится и Россия. Однако, как мы отмечали выше, необходимо не просто копировать положительный зарубежный опыт со всеми законодательными нормами, а принимать во внимание культурные особенности российского общества, чтобы проводимые перемены и реформы в тонких семейных вопросах не сказались на практике негативно.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, усыновление, институт усыновления, российское общество, семья, государство, открытое усыновление, ребенок, опекунский суд, положительный опыт.


Один из адвокатов заметил, что в этом году ВС даже не стал раскрывать причину единственного проанализированного отказа в усыновлении и ограничился общими описательными моментами и без какой-либо критики. Вторая указала, что из обзора видно, что проблемы со здоровьем, имеющиеся у детей, как правило, не пугают иностранных усыновителей.

Верховный Суд подготовил Обзор практики рассмотрения в 2019 г. областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами России.

Содержание обзора

В документе отмечается, что в 2019 г. областными и равными им судами с вынесением решения рассмотрено 203 дела о международном усыновлении, что на 20,7% меньше, чем в 2018 г. (256 дел). По сравнению с 2016 г., когда было рассмотрено с вынесением решения 433 дела о международном усыновлении, в 2019 г. количество таких дел уменьшилось на 53,1%. С удовлетворением требования в 2019 г. рассмотрено 202 дела, с отказом в удовлетворении требования – 1 дело. Таким образом, заметил ВС, продолжает сохраняться устойчивая тенденция к ежегодному снижению количества дел о международном усыновлении.

Указывается, что наибольшее количество дел о международном усыновлении с вынесением решения в 2019 г. рассмотрено Кемеровским областным судом (37 дел), Пермским краевым судом и Ленинградским областным судом (по 16 дел), Приморским краевым судом (13 дел), Красноярским краевым судом (12 дел). Чаще всего в 2019 г. российских детей усыновляли граждане Италии (64,8% дел, рассмотренных с удовлетворением заявления).

ВС указал, что по большинству рассмотренных в 2019 г. дел о международном усыновлении усыновителями являлись супруги. По ряду дел дети усыновлялись отчимом или мачехой либо лицом, являющимся родственником ребенка.

Основными причинами, по которым родственники детей отказывались принять их в свои семьи, являлись тяжелое материальное положение, вызванное отсутствием постоянной работы, неудовлетворительные жилищные условия, преклонный возраст, состояние здоровья (родственника ребенка и/или усыновляемого ребенка), отсутствие родственных чувств к ребенку.

Исследуя вопрос о принятых мерах по устройству ребенка в семьи российских граждан, суды в необходимых случаях допрашивали родственников ребенка в качестве свидетелей. В обзоре указано, что по ряду дел в целях проверки обстоятельств о возможности передачи несовершеннолетнего в семью его родственников суды направляли судебные поручения о допросе родственников ребенка по месту их жительства.

Например, Верховным Судом Республики Коми приостанавливалось производство по одному из дел о международном усыновлении ввиду необходимости допроса в порядке судебного поручения родственников несовершеннолетнего о возможности принять его в свою семью на воспитание. В последующем производство по делу было возобновлено и рассмотрено в срок, не превышающий двух месяцев с момента поступления заявления. Заявление об усыновлении судом было удовлетворено.

Отмечается, что при рассмотрении судами дел о международном усыновлении в обязательном порядке у органов опеки и попечительства и регионального оператора запрашивались сведения о количестве и конкретных кандидатах в усыновители граждан России, которым выдавалось направление на посещение ребенка за весь период его нахождения на учете в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Во всех случаях судами подробно изучалась информация о том, сколько раз ребенок предлагался к усыновлению российским гражданам, и причины отказа этих граждан взять ребенка в семью на воспитание.

Так, при рассмотрении Красноярским краевым судом дела об усыновлении двух несовершеннолетних (брата и сестры) гражданами Италии было установлено, что дети неоднократно предлагались для передачи на воспитание в семьи российских граждан, сведения о которых содержатся в личном деле детей. Судом установлено, что девочка предлагалась для усыновления 61 семье российских граждан, другой несовершеннолетний – 15 семьям граждан. Ознакомившись со сведениями о детях, указанные граждане отказались от получения направлений для личного общения с детьми по причине несоответствия данных о детях их пожеланиям, а также в связи с отдаленностью муниципального района, где находились дети. С учетом указанных обстоятельств, а также принимая во внимание, что заявители выразили желание усыновить обоих детей, суд удовлетворил их заявление.

Соблюдая положения ст. 57 СК РФ и ст. 12 Конвенции о правах ребенка, суды в судебном заседании выясняли мнение детей, достигших возраста десяти лет, по вопросу их усыновления.

Например, при рассмотрении Кемеровским областным судом одного из дел о международном усыновлении опрошенная в судебном заседании несовершеннолетняя, 2009 г. рождения, в присутствии социального педагога детского дома пояснила, что понимает, что заявители – граждане Италии – хотят ее удочерить, они ей нравятся и она согласна уехать с ними в Италию и изменить фамилию. Заявление граждан Италии об удочерении ребенка судом было удовлетворено.

Если суд приходил к выводу о том, что дети более младшего возраста в силу своего развития могут сформулировать свои взгляды по вопросам их усыновления, то такие несовершеннолетние также опрашивались в судебном заседании. При этом судом выяснялось мнение руководителя учреждения, в котором воспитывался ребенок, а также представителя органа опеки и попечительства о возможности опроса ребенка в судебном заседании. Данное мнение основывалось на результатах проведенного в детском учреждении тестирования ребенка, заключениях врачей, педагога-психолога относительно того, достиг ли ребенок достаточной степени развития и способен ли он формулировать свои собственные взгляды, а также не отразится ли негативно опрос ребенка в суде на его психическом или физическом состоянии.

Как отмечается в обзоре, с 2016 по 2018 г. российскими судами первой инстанции было рассмотрено 71 дело о возвращении ребенка в страну постоянного проживания, из которых в большинстве случаев в удовлетворении требований было отказано

Отмечается, что по всем рассмотренным в 2019 г. делам о международном усыновлении суды выясняли причины, по которым заявители решили прибегнуть к процедуре усыновления, а также что послужило основанием для принятия ими решения об усыновлении ребенка, являющегося гражданином России. Так, почти во всех случаях причиной принятия решения об усыновлении (удочерении) ребенка являлось отсутствие у супругов биологических детей и невозможность (либо крайне малая степень прогнозируемой возможности) иметь их в будущем. При этом заявители указывали на то, что усыновление в России носит понятный характер, им близка культура и, кроме того, часть заявителей общается в стране своего проживания с семьями, усыновившими российских детей.

Указывается, что по ряду рассмотренных дел при наличии у заявителей ранее усыновленного ребенка из России основанием для обращения с заявлением об усыновлении являлось, кроме желания увеличить семью, наличие положительного опыта предыдущего усыновления.

Проведенное обобщение судебной практики показало, что при рассмотрении заявлений об усыновлении детей, имеющих братьев (сестер), суды неукоснительно соблюдали положения п. 3 ст. 124 СК РФ и удовлетворяли такие заявления только в том случае, если раздельное усыновление братьев и сестер отвечало интересам усыновляемого ребенка. По ряду дел суды выясняли мнение братьев (сестер) усыновляемых детей по вопросу их раздельного усыновления.

Как показало проведенное обобщение, по ряду рассмотренных судами в 2019 г. дел усыновители просили усыновить двух и более детей. В большинстве случаев дети имели родственные связи. Так, Красноярским краевым судом в пяти случаях были удовлетворены заявления иностранных граждан об усыновлении двух детей, имеющих родственные связи.

В обзоре отмечается, что суды во всех случаях проверяли, отвечают ли возраст усыновляемого либо состояние его здоровья рекомендациям, которые даны усыновителям в социально-психологическом отчете или в свидетельстве о способности быть усыновителями. В необходимых случаях заявители представляли в суд дополнительные документы по указанному вопросу.

Указывается, что, поскольку одним из факторов, влияющих на установление контакта с ребенком, является непосредственное общение ребенка с кандидатами в усыновители, суды изучали заключение психолога о длительности и характере общения заявителей и усыновляемого ребенка. Согласно обзору, как правило, усыновители общались с ребенком 2-3 раза в течение нескольких дней по несколько часов, однако имели место более продолжительные встречи с детьми.

В случаях, когда судом выяснялось, что заявители ранее усыновляли детей (в том числе граждан России), суды подробно исследовали, насколько успешно такие кандидаты в усыновители справляются со своими родительскими обязанностями в отношении ранее усыновленных детей.

При рассмотрении дел об усыновлении иностранными гражданами детей, у которых была сформирована разговорная речь на родном языке, в судебных заседаниях выяснялся вопрос о том, владеют ли усыновители русским языком, и если владеют, то в какой степени. Также выяснялся вопрос о наличии языкового барьера и возможности его преодоления с учетом возраста ребенка. Отмечается, что все заявители считали этот вопрос очень важным. Часть из них поясняла, что стремятся найти или уже имеют в окружении (среди родственников или друзей) лиц, владеющих русским языком; некоторые осваивают самостоятельно необходимые для общения с ребенком слова; часть не исключала посещение ребенком русской школы в их стране; многие заявители поддерживают связи с лицами, уже усыновившими ребенка из России, а также планируют привлечение педагогов-психологов для помощи ребенку в овладении языком страны проживания. Во многих случаях контакт, который устанавливался между усыновителями и ребенком уже на стадии общения, позволял им понимать друг друга на бытовом уровне.

В 2019 г. по большинству рассмотренных судами дел представленные заявителями медицинские заключения отвечали требованиям российского законодательства. Также проверялось, не истек ли с момента выдачи медицинских заключений о состоянии здоровья заявителей установленный шестимесячный срок. В случае его истечения суд предлагал заявителям устранить указанный недостаток.

В практике областных и равных им судов имелись случаи назначения по делам о международном усыновлении экспертиз, привлечения к участию в деле специалистов, психологов. Например, по пяти рассмотренным делам Иркутским областным судом назначалось проведение психолого-педагогических экспертиз. Заключения, как правило, содержали выводы относительно готовности иностранных граждан быть усыновителями детей, которые имели отклонения в состоянии здоровья; установления детско-родительских отношений между усыновителями и усыновляемым ребенком (детьми); о готовности со стороны заявителей приложить все усилия для обеспечения лечения, воспитания усыновляемого ребенка (детей). Результаты заключений исследовались судами, и выводы относительно этих заключений отражены в решениях судов.

При усыновлении, как правило, заявителями ставились вопросы об изменении фамилии, имени ребенка, об изменении или неприсвоении отчества (ст. 134 СК РФ). По одному из дел, рассмотренных Верховным Судом Республики Коми, помимо вопроса об изменении фамилии детей и исключении из актовой записи об их рождении отчества, заявители просили изменить имена девочки и мальчика с добавлением второго имени к имеющемуся. Данные требования судом были удовлетворены. По всем делам изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка, достигшего возраста десяти лет, произведено судом с согласия ребенка, как того требует п. 4 ст. 134 СК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 135 СК РФ суды удовлетворяли требования заявителей об изменении даты и места рождения.

Кроме того, по одному из дел усыновители ходатайствовали об обращении решения суда к немедленному исполнению и просили передать усыновляемого ребенка из детского учреждения в их семью. Нижегородский областной суд отказал в удовлетворении ходатайства со ссылкой на положения ст. 212 ГПК РФ, а именно на отсутствие исключительных обстоятельств, вследствие которых замедление в исполнении судебного акта может привести к затруднению в его исполнении в последующем и к нарушению прав и охраняемых законом интересов самого усыновляемого.

Согласно обзору, в 2019 г. при рассмотрении дел о международном усыновлении Иркутским областным судом по выявленным недостаткам было направлено два письма в адрес министра образования Иркутской области и министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в связи с несвоевременным направлением усыновляемого ребенка для проведения медицинского освидетельствования, а также неполнотой принятых органами опеки и попечительства мер по установлению родственников ребенка и выяснению возможности устройства усыновляемого в их семьи.

Адвокаты прокомментировали обобщение практики

Адвокат АП Ленинградской области Евгений Тарасов посчитал, что обзор носит ритуальный характер, потому что он структурно, а местами практически дословно повторяет аналогичные обзоры за 2011–2018 гг. Однако, заметил он, в этом году ВС даже не стал раскрывать причину единственного проанализированного отказа в усыновлении, а также ограничился общими описательными моментами и без какой-либо критики. Кроме того, многие изложенные позиции уже давно нашли широкое применение в практике.

Тем не менее, заметила она, сама процедура усыновления ребенка, наглядно проиллюстрированная в обзоре, вызвала ряд вопросов. В соответствии со ст. 21 Конвенции о правах ребенка государства-участники, которые признали и (или) разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным. Таким образом, отметила адвокат, положения Конвенции о правах ребенка подразумевают усыновление в другую страну, а не усыновление иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории Российской Федерации.

Виктория Дергунова напомнила, что в целях реализации указанной нормы в семейном законодательстве закреплено положение о возможности усыновления детей иностранными гражданами только по истечении года со дня поступления сведений в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (абз. 2 п. 4 ст. 124 СК РФ).

Адвокат указала, что, согласно обзору, по некоторым делам ребенок предлагался на усыновление большому количеству семей граждан России: от 50 семей (по делу, рассмотренному Алтайским краевым судом) до 61 семьи (Красноярский краевой суд). Органы опеки и попечительства собирали информацию о родственниках ребенка, брали у них письменные заявления об отказе принятия ребенка в семью с указанием причин отказа. Суды нередко их дополнительно допрашивали в качестве свидетелей.

Читайте также: