Поступило сообщение от еддс

Обновлено: 02.07.2024

Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".

2. Перечень используемых сокращений

АВР - аварийно-восстановительные работы

АТС - автоматизированная телефонная станция

АРМ - автоматизированное рабочее место

ГО - гражданская оборона

ГУ - Главное управление

ГИС - геоинформационная система

ДДС - дежурно-диспетчерская служба

ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба

ИБП - источник бесперебойного питания

КЧС и ОПБ - комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности

МКУ - муниципальное казенное учреждение

МБУ - муниципальное бюджетное учреждение

МФУ - многофункциональное устройство

МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

ОГ - оперативная группа

ОДС - оперативная дежурная смена

ОИВ - органы исполнительной власти

ОМСУ - органы местного самоуправления

РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

СМИ - средства массовой информации

ТО ФОИВ - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

ТП РСЧС - территориальная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ПОО - потенциально опасный объект

Ф и ТП РСЧС - функциональные и территориальная подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ЦУКС - центр управления в кризисных ситуациях

ЧС - чрезвычайная ситуация

3. Общие положения

Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (ЕДДС) - орган повседневного управления подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб (далее - ДДС), действующих на территории муниципального образования, и создаваемый при органах управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Целью функционирования ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС (происшествий), в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Основные задачи ЕДДС:

- сбор и обработка данных необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроля их исполнения;

- сбор от ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой, систем мониторинга, действующих на территории муниципального образования, полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествий);

- обработка и анализ данных о ЧС (происшествиях), определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в один из режимов функционирования РСЧС;

- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации и реагированию на происшествие, подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных со службами муниципального образования вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);

- информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий), подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органом управления по подчиненности;

- доведение задач, поставленных органами РСЧС вышестоящего уровня, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

- предоставление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности;

- доведение принятых решений и разработанных планов до исполнителей, информирование заинтересованных вышестоящих и взаимодействующих организаций о сложившейся обстановке, выполняемых решениях и ходе проводимых мероприятий;

4. Функционирование ЕДДС

При муниципальном или более масштабном характере ЧС немедленно оповещается и приводится в готовность комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления и орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органе местного самоуправления, которые берут на себя управление дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС.

В таких ситуациях ЕДДС обеспечивает сбор, обработку и представление собранной информации, а также оперативное управление действиями органов управления, сил и средств подсистемы РСЧС муниципального уровня.

ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС, действующих на территории муниципального образования по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях и при реагировании на происшествия.

ЕДДС муниципального образования функционирует круглосуточно и при этом должна:

- немедленно приступить к действиям по оповещению и информированию ДДС, координации их усилий по предотвращению и ликвидации ЧС, а также реагированию на происшествия после получения необходимых данных;

- самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления.

ЕДДС и дежурно-диспетчерские службы муниципального образования функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации.

В режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации ЕДДС и ДДС муниципального образования переводятся решением руководителя органа местного самоуправления.

В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В этом режиме ЕДДС обеспечивает:

- обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;

- поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации и средств связи;

- внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС;

ДДС в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС оперативную информацию об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся при угрозе возникновения ЧС в тех случаях, когда требуются совместные действия ДДС, действующих на территории муниципального образования. В этом режиме ЕДДС дополнительно обеспечивает:

- заблаговременную подготовку дежурно-диспетчерского персонала возможным действиям в случае возникновения ЧС;

- оповещение и персональный вызов должностных лиц, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления и органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органе местного самоуправления, ЕДДС, ДДС, действующих на территории муниципального образования и подчиненных ЕДДС сил постоянной готовности;

- получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой в муниципальном образовании, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;

- прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;

- корректировку планов реагирования ЕДДС на вероятную ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС, действующими на территории муниципального образования;

- координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.

В этом режиме ДДС действуют в соответствии с положением о местной подсистеме РСЧС, положениями об ЕДДС муниципального образования и ведомственными инструкциями.

В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС и привлекаемые ДДС осуществляют решение задач в полном объеме.

В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС осуществляется через ЕДДС муниципального образования.

Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится ЕДДС до всех заинтересованных ДДС.

5. Требования к штатной численности ЕДДС

ЕДДС создается на штатной (за счет дополнительной численности органа управления, при котором она создается) или нештатной основе (за счет привлечения на дежурство должностных лиц существующих органов управления).

Категория ЕДДС определяется в соответствии с численностью населения на обслуживаемой ею территории:

I категория: более 1 млн человек;

II категория: от 250 тыс. до 1 млн человек,

III категория: от 100 до 250 тыс. человек,

IV категория: от 50 до 100 тыс. человек;

V категория до 50 тыс. человек.

ЕДДС муниципального образования должна включать в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, а так же комплекс средств автоматизации ЕДДС.

В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства.

Численность специалистов в оперативной смене зависит от категории ЕДДС, а также характеристик муниципального образования (наличие потенциально опасных объектов, состояния транспортной инфраструктуры, криминогенной обстановки и т.п.) и может составлять:

для ЕДДС муниципального района - общая численность сотрудников ЕДДС 11 человек:


Что такое ЕДДС (единая дежурная диспетчерская служба) и для чего она нужна?

В каждом муниципальном образовании организована ЕДДС (единая дежурная диспетчерская служба)

Всем жителям необходимо знать, что такое ЕДДС, для чего она нужна и как воспользоваться ее услугами. Кроме того, существует большой процент обращений в ЕДДС по вопросам, не входящим в ее компетенцию.

Для начала следует еще раз разъяснить ее предназначение. Здесь существует несколько пунктов, но упомянем самый главный, касающийся непосредственно населения:

Единый экстренный номер - 112;

(ведется запись телефонных разговоров).

· просьбы сообщить номера телефонов организаций, частных лиц, сотовых операторов. Для решения подобных вопросов нужно воспользоваться телефонным справочником. Исключение составляют только стационарные и короткие номера экстренных служб;

· другие личные проблемы граждан: потек кран, перегорела лампочка в подъезде, убежала собака соседей, просьбы прочистить от снега личную придомовую территорию и т.п. Такие вопросы решаются гражданами лично, либо через ТСЖ (обслуживающую организацию) или путем обращения к уполномоченным специалистам администраций;

· ЕДДС не решает вопросы, требующие безотлагательного принятия мер, но не являющихся экстренными, например, укусы клещей, потекшие краны;

· ЕДДС не имеет собственной техники и оборудования для ликвидации последствий ЧС и происшествий, а является только контролирующим и координирующим органом; не принимает претензий по работе организаций, служб, в части, не касающейся экстренного реагирования.

Несмотря на то, что диспетчера отвечают на любой звонок по номеру 112, следует представлять основной круг задач, решаемых ЕДДС, и воздержаться от звонка без веской на то причины (подчеркнем – это экстренное реагирование/ликвидация последствий).

Как работает Единая дежурная диспетчерская служба, с какими проблемами обращаются граждане и в случае чего надо звонить в ЕДДС


ЕДДС – это служба, где знают все о происшествиях, ДТП, авариях на сетях и ЧС, которые происходят в городе. Ежедневно в Единой диспетчерской службе принимают около 300 звонков. Из них примерно 80% - это вопросы, связанные с работой коммунальщиков. Нет воды, отключили электричество, произошла авария на теплосетях и так далее.

Во время непогоды, например шквалистого ветра или сильного снегопада, количество обращений растет в несколько раз. Пик пришелся на 23 июня 2018 года – до 3 тысяч звонков. Диспетчеры не просто принимали заявки и решали проблемы горожан, но и работали психологами – специалисты должны найти такие слова, которые успокоят паникующего человека.

Единая дежурная диспетчерская служба – это штаб, куда жители Барнаула звонят, чтобы сообщить о ЧП. Здесь собирают информацию обо всех происшествиях, сюда же поступают оперативные сводки об актуальном положении дел в городе. С января 2018 года здесь начала работу система 112. Это общий номер, по которому можно вызвать пожарных, полицию, газовые службы и антитеррор.


Единая дежурная диспетчерская служба создана в 2004 году. Сегодня здесь работают 29 человек. Шесть специалистов одновременно принимают звонки по многоканальному телефону 299-188 от граждан или организаций.

С начала года благодаря работе ЕДДС принято и организовано реагирование более чем на 55 тыс. обращений граждан.

Кроме того, информация о происшествиях и авариях поступает из разных источников, в том числе специалистами службы проводится мониторинг социальных сетей. Это связано с тем, что в интернет-пространстве факты происшествий зачастую появляются раньше.

Конечно, за все годы работы были случаи, когда масштаб предполагаемого бедствия, о котором сообщали жители по телефону, слава богу, не подтверждался. Например, был один эпизод, когда в ЕДДС позвонила девушка и сообщила, что вывалилась наружная стена дома и она боится заходить в здание. По звонку моментально были подняты все службы: спасатели, пожарные, управляющая компания, администрация города, администрация района, все ответственные лица. Через 10 минут, когда спасатели подъехали к месту ЧП, выяснилось, что выпали несколько кирпичей из парапета.

Но при этом в Единой диспетчерской службе реагируют на каждое обращение граждан. И не важно, чего это касается: нет электричества, коммунальная авария, увидели змею на участке и так далее. Тем более что иногда речь действительно идет о сохранении жизни или здоровья человека.

Наша работа – знать, что происходит в городе: О работе Единой дежурно-диспетчерской службы

YAKUTIA.INFO. Многим горожанам знакомы телефонные номера Единой дежурно-диспетчерской службы Якутска: 44–42–29, 44–42–51, 112. Но мало кто имеет достоверное представление о том, как она работает и какие обязанности у её сотрудников.

Для понимания: ЕДДС является структурным подразделением Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности окружной администрации города Якутска. Таким образом подчиняется мэру города.


Основная функция ЕДДС – координация действий всех служб, отвечающих за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций – техногенного или природного характера и в том числе террористической угрозы.

С недавнего времени ЕДДС подключена к единому номеру вызова экстренных оперативных служб – 112. На этот номер можно обращаться практический по любым ситуациям – пожары, аварии, факты правонарушений и прочие происшествия где требуется участие оперативных служб.


Что касается приема обращений от горожан, связанных с работой управляющих компаний, коммунальных служб и энергетиков, то это дополнительный источник информации. Поскольку сбои в работе коммунальных и энергетических сетей, могут быть не только следствием чрезвычайных ситуаций, но и сами по себе могут спровоцировать возникновение ЧС. Прорыв трубы теплоснабжения, пожар на подстанции могут оставить без тепла и электричества целый микрорайон или несколько городских округов на длительный период времени. В таких случаях без принятия должных оперативным мер серьезная авария, особенно в условиях зимы, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, поэтому коммунальная сфера находится на контроле ЕДДС.


Приемом обращений от городских служб и населения занимаются оперативные дежурные (диспетчеры) ЕДДС. Всего в пяти сменах по три человека, посуточно дежурят 15 работников. Каждой сменой руководит старший оперативный дежурный.

Итак, о работе оперативных дежурных нам рассказала Ирина Ивановна Богданова. В ЕДДС уже 15 лет, начинала простым дежурным сейчас старший оперативный дежурный. Работа начинается в 8:45 – принимается отчет от уходящей смены, начинаются рабочие будни.


- Сейчас работать стало проще, - отмечает Ирина Богданова. - Оборудование новое, современное. Недавно нам поменяли программное обеспечение, с помощью которого мы обрабатываем все поступающие обращения. Формируем запросы и заявки для ответственных структур.



- Дежурство суточное, поэтому перерывы на короткий отдых всё-таки необходимы.

Ирина Богданова не скрывает, что в любой сфере, деятельности основанной на человеческом общении, могут возникать конфликтные ситуации. В ЕДДС к таким моментам относятся с пониманием.

Наибольший накал страстей, по словам Ирины Богдановой, возникает в праздничные дни, поскольку возрастает нагрузка на все коммунальные сети. Возрастает потребление воды и электричества. Люди наводят порядок, больше готовят. Такие периоды для коллектива ЕДДС привычны.


Справилась Единая дежурно-диспетчерская служба и с недавней массовой рассылкой угрозы о взрыве в социальные учреждения и государственные структуры. Как отметил руководитель управления ГО ЧС и ОБП Якутска Виталий Бобинов, хотя злоумышленники ставили цель парализовать работу городских и государственных учреждений, у них это не вышло.


Читайте также: