Постмодернизм и информационные технологии сообщение

Обновлено: 05.07.2024





50.Проблема глобализации культуры.

Глобализация – это это идеологическая доктрина, эффективный инструмент, пришедший на смену неолиберализма; это навязывание распространенных принципов и ценностей, определяющих специфику развития западного мира; это падение статуса, унификация народной, национальной культуры; нарушение традиций, обрядов народной культуры.

Глобализация культуры – это изменение соотношения между высокой, народной и массовой культурой.

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.

Всё это ведёт к распаду естественных связей в культуре, нарушению механизмов идентификации, трансформации национальной специфики мышления. Культурная глобализация ведёт к стагнации, самобытность теряется, сужаются социо-культурные возможности нации.
51.Россия в культуре 20 века.


52.Современные цивилизационные процессы и судьба культуры в 21 веке.

Для культуры рубежа XX – XXI вв. центральным вопросом является проблема будущего. В 1968 году ведущие ученые разных областей знания, в том числе и футурологи (исследователи будущего), объединились и создали Римский клуб. Первые доклады вызвали шок: если мировая система будет развиваться в тех же формах и теми же темпами, то в недалеком будущем Землю ожидает катастрофа, не только экологическая, но и возможное свертывание культуры как таковой. В настоящее время взгляды стали менее пессимистичными. Но подобные предостережения сыграли свою позитивную роль. Большинство развитых стран, считающих себя постиндустриальными, переходят на энергосберегающие технологии, законодательно закрепленным становится требование экологической чистоты пищевой и промышленной продукции, развивается безотходное производство и т.д. Однако это касается в первую очередь промышленно развитых государств. Другие же, стоящие на менее высоком уровне развития, не в состоянии поддерживать новые веяния, часто становясь свалкой тех отходов, которые развитые государства не могут утилизировать в силу своего нового статуса – постиндустриального общества

Для точного и эффективного прогнозирования модели культуры XXI века сначала необходимо определить основные тенденции предшествующей культурной эпохи - века двадцатого.

Многообразие ликов культуры XX столетия, различие способов отношения человека к миру и к себе подобным не должно скрывать сущностных моментов развития мировой культуры. Речь идет о становлении единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм.

Принято считать, что XX век породил новую космическую культуру. Каковы основные идеи новой космической культуры?

Во-первых, это идея активной эволюции, в которой выражается новое качество взаимоотношений человека и природы. Основной труд В.И.Вернадского - "Научная мысль как планетное явление" - отличается энциклопедичностью в обобщении, синтетическим подходом к эволюции Земли как к единому геологическому биогенному социальному и культурному процессу. Осознавая пути эволюции и мировой культуры, мыслитель приходит к выводу о том, что деятельность человека не есть некое отклонение в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние - ноосферу (от слова "ноос" - разум). Человек и его разум не просто конечный результат эволюции, но одновременно и начало нового движения, создающего сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем.
В чем же причины возникновения и сущность ноосферной культуры?
Первое. Появление ноосферы связано прежде всего с реальным процессом экспансии разума, сознания в эволюционный процесс. Человек осуществил полный захват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого космического тела, которым владеет человечество, полностью преобразился. Все природные стихии: вода, земля, воздух захвачены человеком. Важнейшее основание для возникновения ноосферы - объединение человечества. Для B.И. Вернадского равноправие, братство, единение всех людей является прежде всего не нравственно-культурным требованием, прекраснодушным пожеланием, а природным фактом. Возникает общечеловеческая культура; современные средства передвижения и передачи информации сближают людей; научная и техническая мысль все более интернационализируются. Несмотря на войны, межнациональные конфликты, человечество с необходимостью придет к единению.
В XXI веке исчезнет разделение культуры на высокую и массовую, так как человек сам определяет свои пристрастия в искусстве, и именно собственные вкусы для него приемлемы.
Какие же тенденции в культуре ожидают нас в новом веке?
Во-первых, глобализация. Национальная культура стран останется, но со временем сложится культура мировая, включающаяся особенности культуры локальной. Может возникнуть международная организация наподобие "Большой семёрки" или ООН, объединяющая ведущие культурные центры и которая повлияет на естественное развитие цивилизации, искусственно видоизменяя культуру "второстепенных" стран.
Во-вторых, коммерциализация. Денежные отношения успели вторгнуться во все сферы нашей жизни, в том числе и в духовную. Искусство ради искусства исчезает: даже молодой художник, рисующий что-то "для души" конечной целью хочет славы и богатства.

В-третьих, централизация. Культура есть везде, некультурных людей не бывает, но очаги культуры распределены на Земле неравномерно, в бущем будут образовываться единые центры культуры.

В-четвёртых, снижение планки нравственных ценностей. Мораль приобретает значение лишней условности, а нравственность - сугубо личностный характер. Каждый человек с годами вырабатывает шкалу допустимости для себя неких поступков, а общепринятая шкала для него неприемлема.
В-пятых, смена акцентов в культуре. Человек больше не будет единственным объектом и субъектом культуры. Уже упомянутый космизм получит широкое распространение, люди всё сильнее интересуется таинственным, непознанным, самопознание отходит на второй план.
В-шестых, утрата культурой исключительно духовной значимости. Важнее станет возможность её практического применения начиная бытом и заканчивая политической борьбой.
В-седьмых, смешение национальных культур. При современных размерах миграции в скором времени привнесённые элементы культуры начнут смешиваться с коренными.
В-восьмых, уход от цивилизации. Чрезмерный уровень развития цивилизации, огромный объём информации, избыток окружающей техники - всё это способно привести человека к депрессии, духовной опустошенности. В таком состоянии он склонен стремиться к тишине и покою, которые способен дать ему только уход к органическому - природе. Подобное возвращение к корням наверняка станет одновременно и явлением культуры, и сугубо личностной потребностью.
В-девятых, снижение уровня образованности и восприимчивости к информации. С каждым десятилетием существенно увеличивается материал для изучения и познания, поэтому качество знаний неумолимо снижается, круг их растёт, зато они становятся чрезвычайно поверхностями. Вполне допустимо, что рано или поздно специальное образование будет введено уже с начальной школы. С каждым го-дом увеличивается объём информации, достигающий нас и из СМИ, и других источников. У человека вырабатывается своеобразный "ин-формационный иммунитет", он становится менее восприимчивым к потоку информации, выбирая лишь самое необходимое и отстраняясь от всего прочего. Так что информационное рабство в XXI веке нам не грозит.

Что касается отдельных параметров культуры, например, искусства, то оно характеризовалось отсутствием доминирующей системы, одно течение сменялось другим. А что будет дальше?…
Литература будущего обречена на ещё большую демократизацию. Для привлечения читателей писателю недостаточно будет просто хорошо писать, необходимо привносить что-то новое, чего нет у других. Расширится круг литературных героев, литературу затронет глобальное движение в искусстве: смена социальной почвы, то есть непрофессиональность и "андерграундовость" вместо элитарного искусства. Смысловая нагрузка не будет исключена, но подаваться она будет ненавязчиво, а на первом плане - сюжет и привлекательность, точность образов. Особую значимость приобретут "эффект незаконченности" и непрозрачность литературных героев, читатель сможет по-своему видеть персонажа и самостоятельно додумывать его судьбу. Таким образом интеллектуальное чтение сольётся с такими жанрами, как детектив и фантастика. На второй план отойдёт поэзия, поскольку всё больше людей изливают свои переживания в рифмах и чужие исповеди мало кому интересны.
Живопись не претерпит существенных изменений: по-прежнему господствовать суждено авангардизму и импрессионизму, потому что реализм уступил своё место качественной фотографии, которая теперь доступна каждому. Путь к сердцу зрителя только один: оригинальные цвета и образы, поражающие воображение.
Музыка будет представлена по сути одним направлением - поп-музыкой, которая совместит в себе все прочие стиля, включая даже классическую музыку, уже в наше время отходящую на второй план. При таком ходе событий модным станет как раз течение противников эстрады, тоже, кстати, уходящая корнями к движению хиппи, панков, анархистов. Профессионализация музыки порождает пересмотр критериев её оценки, повысится важность искренности исполнителя и запоминающейся мелодии.
Таким образом, опираясь на тенденции, появившиеся в XX веке, исследователи пытаются спрогнозировать модель культуры будущего. Как и в прошлом столетии на развитии культуры существенно скажется движение науки. Также многое упирается в моральною готовность людей к постоянному развитию цивилизации, то есть успешность преодоления расовых и религиозных предрассудков и конфликтов, борьбу с терроризмом и тиранией. В XX веке человечество допустило достаточно серьезных ошибок, поставивших под угрозу свободное существование на нашей планете, но удержалось от куда более смертоносных поступков. При удачном стечении обстоятельств система демократического гуманизма может продержаться долгие века, но, вероятнее всего, после какого-нибудь грандиозного открытия или обнаружения форм жизни на других планетах сформируется совсем иная, межгалактическая система ценностей, и ценности, в свою очередь, тоже изменятся. Хотя свобода и жизнь человека всегда будут оставаться верховенствующими.

Читайте также: