Порты дальневосточного бассейна сообщение

Обновлено: 06.05.2024

Дальний Восток России занимает площадь 6215,9 тыс. км2 и вытянут с севера на юг более чем на 4,5 тыс. км. В состав Дальневосточного района входят: Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной областью) края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская области.

Работа содержит 1 файл

Дальневосточный бассейн.doc

Тема1.5. Дальневосточный бассейн.
(Охотское, Японское, Берингово моря).

Географическое положение.

Дальний Восток России занимает площадь 6215,9 тыс. км 2 и вытянут с севера на юг более чем на 4,5 тыс. км. В состав Дальневосточного района входят: Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной областью) края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская области.

Навигационно-гидрологическая характеристика бассейна.

Главная особенность Дальневосточного района в природном отношении - соседство с Тихим океаном и неразрывная связь с ним во всех отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна — Берингово, Охотское, Японское, образуя большой морской бассейн России. Все эти моря глубоководны, дно их очень неровное. Впадины часто сменяются подводными поднятиями и хребтами, берега обрывисты, слабо изрезаны, естественных защищенных бухт для стоянок судов мало.

Морские пути и особенности плавания на отдельных участках.

Моря, омывающие Дальний Восток, отличаются высокой
ледовитостью. В первую очередь она свойственна арктическим морям Северного Ледовитого океана - Чукотскому и Восточно-Сибирскому. Но и моря Тихого океана - Берингово и Охотское - также холодные, с длительным ледовым периодом и потому трудны для плавания. Лишь в Японском море и в открытых водах северо-западной части Тихого океана, подверженных влиянию теплого течения Куросио, возможна круглогодичная навигация.

Связь Дальневосточного бассейна с другими бассейнами и океанами.

От Тихого океана Охотское, Берингово, Японское моря отделены цепью островов: Алеутских, Курильских, Японских. К востоку от них лежит одна из самых глубоких океанских впадин — Курило - Камчатская.

Берингов пролив находится в северной части Берингово моря и позволяет выход в Северо-Ледовитый Океан. В южной части Берингово моря находятся Алеутские острова, которые отделяют его от Тихого океана.

В юго-восточной части Охотского моря находятся Курильские острова. Через проливы Курильских островов осуществляется выход в Тихий Океан.

В северной части Японского моря находятся проливы Лаперуза и Татарский. В южной части – Корейский пролив, Южно-Китайское и Жёлтое моря.

Порты базирования.

Основные порты базирования - Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Невельск, Холмск, Корсаков, Находка, Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Комсомольске-на-Амуре и др.

Промысловые рыбы, основные черты их биологии.

Очень ценны лососевые рыбы северных вод: лососи (сёмга, кета, горбуша) и сиги. Лососи откармливаются мелкой рыбой и рачками в океане, и к концу откорма в их теле накапливается много жира (до одной четверти их веса). Для откладки икры они идут к берегам и поднимаются в верховья рек, проходя тысячи километров.

Среди морских рыб различают пелагических, т. е. живущих в верхних слоях и у поверхности моря (например, сельдь и скумбрия), придонных и донных рыб, обитающих в придонных водах или на дне (например, треска и камбала). В северных морях Тихого океана важнейшие морские промысловые рыбы — это сельдь, минтай, треска, камбала, морской окунь.

Сельдь — типичная пелагическая рыба, с сине-фиолетовой спинкой и серебристыми боками и брюшком. Питается она планктоном. Тихоокеанская сельдь не уходит далеко в океан и икру откладывает на водоросли у самого берега на глубине от 0,5 до 15 м.

Треска — придонная хищная рыба, буро-зеленая, пятнистая. У тихоокеанской трески икра донная, прилипающая к песчинкам дна; кормится она больше донными животными; не совершает дальних странствий от мест откорма к местам размножения.

В северной части Тихого океана, к востоку от Курильских островов, в осеннее время ловят очень много сайры. У сайры удлиненное стреловидное тело, на заднем конце которого расположены мелкие плавнички, напоминающие оперение стрелы.

Важнейшие рыбы нашего рыболовного промысла: в морях северной части Тихого океанов — морские сельди, треска, камбалы и палтусы, морские окуни, минтай (дальневосточная тресковая рыба), лососи, сиги и другие рыбы.

Районы лова.

Главными районами рыболовства и морского промысла являются
Охотское, Японское и Берингово моря и восточная часть Тихого океана. В
последние годы промысловые суда Дальнего Востока ведут добычу рыбы также в водах Индийского океана и южной части Тихого океана.

Основные законодательные акты, определяющие правила рыболовства в бассейне.

  1. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 6 июля 2011 г. N 671 г. Москва "Об утверждении Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна".
  2. Федеральный закон № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (по состоянию на 11 февраля 2010)
  3. Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (по состоянию на 08 августа 2011)

Перспективы рыболовства Дальневосточного бассейна.

Статистика освоения ОДУ показывает, что основной объем добычи на Дальневосточном бассейне приходится на 7-10 видов. Из них наибольшее значение имеют минтай, тихоокеанские лососи и тихоокеанская сельдь, дальневосточные камбалы и терпуги. При этом освоение ОДУ не превышает семидесятипроцентной отметки.

Основная проблема с наращиванием вылова российскими пользователями связана с производственными мощностями отечественного флота. Введение осеннего сезона промысла минтая в Охотском море отразилось на падении вылова в Беринговом море, где традиционно освоение квот приходилось на второе полугодие. Более того, как отметил Василий Соколов, дальнейший рост ОДУ минтая в Охотском море еще на 300-350 тыс. т может привести не только к снижению освоения минтая в Беринговом море, но и сельди в Охотском море в связи с отсутствием промысловых мощностей. Одним из управленческих решений в данном случае является продление сроков промысла сельди в Охотском море до 1 мая, как это рекомендовано наукой.

Код порта: RUVVO / Координаты: 43°05' С.Ш. 131°54' В.Д.

Местонахождение: Россия, Северо-западное побережье Японского моря на берегу бухт Золотой Рог, Диомид, Улисс, Новик, Амурского и Уссурийского заливов, бухта Андреева

Основные технические характеристики морского порта Владивосток :

  • Площадь территории морского порта (га): 395,75
  • Площадь акватории морского порта (км2): 141,2523
  • Количество причалов: 66
  • Длина причального фронта морского порта (п.м): 13332,45
  • Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) (м): 18/400/48,2
  • Период навигации в морском порту: круглогодичный

Порт Восточный

Код порта: RUVYP / Координаты: 42° 46' С.Ш. 133° 03' В.Д.

Местонахождение: Приморский край, бухта Врангеля, Японское море

Основные технические характеристики морского порта Восточный :

  • Площадь территории морского порта (га): 403,58
  • Площадь акватории морского порта (км2): 66,37
  • Количество причалов: 28
  • Длина причального фронта морского порта (п.м): 6058,7
  • Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) (м): 17/400/59
  • Период навигации в морском порту: круглогодичный

Порт Находка

Код порта: RUNJK / Координаты: 42°47' С.Ш. 132°52' В.Д.

Местонахождение: Россия, Приморский край, Северо-Западный берег Японского моря

Основные технические характеристики морского порта Находка :

  • Площадь территории морского порта (га): 370,8076
  • Площадь акватории морского порта (км2): 127,44
  • Количество причалов: 133
  • Длина причального фронта морского порта (п.м): 19011,95
  • Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) (м): 11,5/250/44
  • Период навигации в морском порту: круглогодичный

Порт Зарубино

Код порта: RUZAR / Координаты: 42°38' С.Ш. 131°06' В.Д.

Местонахождение: Россия, Приморский край, Хасанский район, бухта Троица Японского моря

Основные технические характеристики морского порта Зарубино :

  • Площадь территории морского порта (га): 39,2
  • Площадь акватории морского порта (км2): 27,0
  • Количество причалов: 7
  • Длина причального фронта морского порта (п.м): 841
  • Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) (м): 7,5/130/18
  • Период навигации в морском порту: круглогодичный

Порт Ольга

Код порта: RUOGB / Координаты: 43° 43' С.Ш. 135° 15' В.Д.

Местонахождение: Россия, Приморский край, Японское море, залив Ольги, гавань Тихая пристань

Основные технические характеристики морского порта Ольга :

  • Площадь территории морского порта (га): 42,88
  • Площадь акватории морского порта (км2): 57,357
  • Количество причалов: 11
  • Длина причального фронта морского порта (п.м): 1514,4
  • Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) (м): 8/200/18
  • Период навигации в морском порту: круглогодичный

Порт Посьет

Код порта: RUPSE/ Координаты: 42°38' С.Ш. 130°49' В.Д.

Местонахождение: Россия, Приморский край, Японское море, Северо-Западная часть залива Посьет, Юго-Западная часть Славянского залива, включая в себя участки в заливе Посьета, Славянском заливе и бухте Наездник

Основные технические характеристики морского порта Посьет :

  • Площадь территории морского порта (га): 83,64
  • Площадь акватории морского порта (км2): 22,5
  • Количество причалов: 17 + 2 рейдовых перегрузочных комплексов (РПК)
  • Длина причального фронта морского порта (п.м): 2411,23
  • Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) (м):

- в заливе Посьет 9/175/26

- в Славянском заливе 15/400/60

  • Период навигации в морском порту: круглогодичный

Источники информации: ФГБУ "Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики", сервис MarineTraffic

Интересуетесь логистикой? Подписывайтесь на наш канал .

Есть вопросы по международным грузоперевозкам? Команда транспортно-логистической компании "Кредо Транс" всегда на связи .


18 октября в Ванино Заместитель Председателя Правительства РФ — полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев провел совещание по вопросу развития портовой инфраструктуры в Хабаровском крае. Развитию инфраструктуры и привлечению инвестиции способствует преференциальный режим свободного порта, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

Дальневосточные порты — ключевые экспортные ворота России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Их бесперебойное функционирование и своевременная модернизация являются одними из драйверов роста не только экономики Дальнего Востока, но и всей страны. Мы должны своевременно реагировать на вызовы рынка, предугадывать его конъюнктуру, — открыл совещание Юрий Трутнев.

На Дальнем Востоке расположено 19 морских портов общей мощностью на начало 2021 года 289,4 млн тонн в год. Как заметил вице-премьер, при снижении на 2,3% по итогам 2020 года объема перевозок грузов через российские морские порты грузооборот Дальневосточного бассейна вырос на 4,6% (223,2 млн тонн или 27,2% от общего грузооборота). Тенденция по увеличению фиксируется и в этом году: за девять месяцев грузооборот увеличился на 0,9% к аналогичному периоду 2020 года (168,6 млн тонн).

Согласно Реестру морских портов РФ, в Хабаровском крае действует пять морских портов — Ванино, Де-Кастри, Советская Гавань, Охотск, Николаевск-на-Амуре. Их грузооборот за 2020 год составил 47,8 млн тонн (105% к уровню 2019 года), а за девять месяцев 2021 года — 37 млн тонн (103% к аналогичному периоду прошлого года).

Развитию портовой инфраструктуры и привлечению инвестиции способствует преференциальный режим свободного порта. В Хабаровском крае этот режим действует в Ванинском и Советско-Гаванском муниципальных районах. Статус резидентов свободного порта имеют 22 предприятия, реализующие проекты с объемом заявленных инвестиций порядка 156 млрд рублей. Планируется создание более 5 тысяч рабочих мест. Общий объем заявленных инвестиций резидентов СПВ в развитие портовой инфраструктуры Хабаровского края составляет 151,6 млрд рублей, фактически вложено более 41 млрд рублей.

Так, в морском порту Ванино компания "ВаниноТрансУголь" реализовала первую очередь проекта транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля, компания "Прайм" строит морской терминал на мысе Токи, "Дальтрансуголь" планирует увеличить мощность перевалки угля до 40 млн тонн угля в год. В Советской Гавани "Ремсталь" строит транспортно-перегрузочный комплекс по перевалке сжиженных углеводородных газов. По словам заместителя министра транспорта РФ Александра Пошивая, с учетом реализуемых инвестиционных проектов мощность морских портов Хабаровского края в 2025 году увеличится до 90 млн тонн в год, в том числе по грузам, транспортировка которых идет через железную дорогу — до 72,9 млн тонн в год (плюс 24 млн тонн в год к уровню начала 2021 года). К 2030 году планируется выйти на мощность портов Хабаровского края в 110 млн тонн в год, том числе по грузам, завязанным на железную дорогу — порядка 90 млн тонн.

ОАО "РЖД" ведет работы по реализации второго этапа модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, предусматривающего увеличение провозной способности ключевого для развития портов Хабаровского края участка Байкало-Амурской магистрали от станции Комсомольск-Сортировочный до станции Ванино с текущих 39,8 млн тонн в год до 81,8 млн тонн.

Вместе с тем медленный темп строительства железнодорожной инфраструктуры является основным сдерживающим фактором интенсивного развития дальневосточных портов.

Юрий Трутнев поручил Минвостокразвития России и ОАО "РЖД" провести анализ исполнения соглашений с инвесторами Ванино — Советскогаванского транспортного узла по вопросу полноты вывоза предъявляемых к перевозке грузов.

По словам генерального директора АО "Авиакомпания "Аврора" Константина Сухоребрика, единая дальневосточная авиакомпания перевезла более 28 тысяч пассажиров по 20 социально значимым маршрутам ДФО. Новые рейсы охватывают такие города, как Красноярск, Якутск, Чита, Улан-Удэ, Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Николаевск-на-Амуре, Зея, Тында, Оха, Советская Гавань, и поселки городского типа — Кавалерово, Шахтерск и Ноглики.

Благодаря поддержке из федерального бюджета в рамках новых маршрутов единой дальневосточной авиакомпании жители Советской Гавани получили возможность в кратчайшие временные рамки добираться воздушным транспортом, в том числе до Южно-Сахалинска и Владивостока.

Юрий Трутнев поручил единой дальневосточной авиакомпании "Аврора" представить доклад о результатах работы компании за 2021 год и предложения по дальнейшему развитию программы социально значимых авиаперевозок в ДФО.

Также вице-премьер поручил правительству Хабаровского края принять меры по приведению в нормативное состояние региональных, межмуниципальных и местных автомобильных дорог в Советско-Гаванском и Ванинском муниципальных районах.

Для развития Дальнего Востока состояние портовых мощностей имеет стратегическое значение. Значительная часть продукции отпускается на экспорт. Кроме того, всё восточное побережье является началом Северного морского пути. Когда мы говорим о загрузке Северного морского пути, об его использовании в качестве глобального транспортного коридора, то не заниматься развитием портов восточного побережья невозможно, — подвел итоги совещания Юрий Трутнев.


Перспективы и потребности такого развития более или менее очевидны, но принятие конкретных решений по объемам и источникам финансирования, более предметный и продуманный анализ внешних и внутренних рынков, все это по-прежнему держит многие вопросы в подвешенном состоянии. От решения же этих вопросов в высокой степени зависит социально-экономическое развитие всего макрорегиона, одним из главных конкурентных преимуществ которого является выгодное географическое положение.

Современные тенденции развития дальневосточного портового хозяйства продолжают выглядеть очень позитивно. Так, в 2019 году грузооборот портов Дальневосточного бассейна вырос на 6,5% и достиг 213,5 млн тонн. Наиболее быстрыми темпами росла перевалка сухих грузов (на 7,8%, до 135,3 млн тонн), основную массу которых дает уголь. При этом значительные темпы роста демонстрируют контейнерные перевозки – на 6,4%, до 1,8 млн TEU. Перевалка наливных грузов тоже тогда увеличивалась (рост составил 4,3% – до 78,2 млн тонн). При этом в 2019 году перевалка росла во всех значимых портах, за исключением ориентированного на сжиженный природный газ (СПГ) порта Пригородное на Сахалине.

Самые быстрые темпы роста демонстрировали порты Владивостока – Владивостокский морской торговый порт, где, в частности, сильно выросла перевалка контейнеров, и Владивостокский морской рыбный порт, а также к ним примкнул нефтяной терминал Козьмино. В портах Ванино, Находка и Восточный, ориентированных главным образом на уголь, прирост был более умеренным.





Экспорт, импорт и транзит

Анализ последних лет показывает, что дальневосточные порты успешно выполняют сразу два запроса, как на экспортные, так и на импортные перевозки, а важной, но не самой очевидной перспективой становится транзит грузов через территорию России.

Конечно, экспорт российского сырья был и остается системным фактором развития дальневосточных портов, но дело не только в нем. Например, порты Приморского края занимают сейчас шестое место в России по объемам импорта, превысившего с 2019 года $5 млрд в год. И эти объемы росли почти каждый год, лишь немного сократившись в 2020 году.

На будущее востребованным может стать и транзит иностранных грузов не только по российской железнодорожной сети, как сейчас, но и через Северный морской путь (СМП), на который делает особую ставку российское руководство.

Впрочем, сейчас основные инвестиции ожидаемо связаны со строительством новых угольных терминалов и расширением старых, что прямо вызвано экспортными аппетитами крупнейших угольных компаний страны, но упирается пока что в естественные пределы, вызванные пропускной способностью как портов, так и железной дороги. Это и создает главную интригу по поводу реальных сроков и масштабов развития дальневосточного портового хозяйства, где делается много заявлений, но конкретные параметры остаются в подвешенном состоянии.

Двигатель инвестиций

В частности, продолжается процесс создания и расширения мощностей по перевалке угля в порту Ванино. Аналогичные тенденции в Приморском крае демонстрируют порты Восточный и Находка. Идет строительство нового порта Суходол в Шкотовском районе. В самое последнее время разрешился, наконец, вопрос со стратегическими инвесторами порта Вера, который тоже обретает перспективу с планами перевалки до 20 млн тонн.

Не будем забывать и о расширении портов, ориентированных на экспорт собственно дальневосточного угля из более изолированных регионов. Довольно бурно растет порт Шахтерск на Сахалине, где Восточная горнорудная компания в прошлом году увеличила отгрузку на 21%, почти до 11 млн тонн, а к 2026 году ожидается рост до 20 млн тонн, что предполагает немалые инвестиции. Растет порт Беринговский на Чукотке, где перевалка угля в 2020 году выросла на 30% и превысила 700 тыс. тонн. Правда, не все подобные планы сбываются: на Камчатке крупный угольный проект завис после ухода индийского инвестора из группы Tata Power.

Потребность в расширении мощностей портов Приморского и Хабаровского краев, так или иначе, растет в прямой связи с планами российских угольщиков. С одной стороны, намечается рост транзитных перевозок угля из Кузбасса в связи с планом экспортировать в 2024 году уже 68 млн тонн – с ростом объема на 30%. С другой стороны, будут расти и собственно дальневосточные поставки.

Идет нешуточная лоббистская борьба, которая наслаивается на проблемы с модернизацией БАМа и Транссиба. Еще в 2018 году президент Владимир ПУТИН поручил обеспечить к 2025 году перевозки 195 млн тонн угля на экспорт, не менее 100 млн через Приморский край и не менее 85 млн через Хабаровский край. Сейчас речь идет об увеличении пропускной способности Восточного полигона РЖД в полтора раза – до 180 млн тонн к 2024 году. Эта задача требует огромных инвестиций в строительство вторых путей железнодорожной магистрали, ее электрификацию, новые мосты, тоннели и пр.

В любом случае процесс модернизации Восточного полигона стал уже необратимым. Недавно правительство утвердило параметры второго этапа инвестпроекта по расширению БАМа и Транссиба с расчетом на пропускную способность в те самые 180 млн тонн (тогда как первый этап заканчивается уже в текущем году). Причем второй этап во многом связан как раз с мощностями БАМа и вывозом угля из Якутии.

Не углем единым

Но, конечно, не углем единым и не контейнерами определяется вся перспектива дальневосточных портов. Дальний Восток способен внести свой вклад в развитие российского зернового экспорта.

На более привычных направлениях есть свои интересные планы. В этом году дальневосточные рыбопромышленники столкнулись с огромными проблемами, вызванными временной приостановкой экспорта в Китай. Тем не менее, это не отменяет ни восстановительного роста рыбной отрасли, ни новых планов.

Кто на СМП крайний

Дальневосточное портовое хозяйство постепенно втягивается и в приоритетные для государства планы по развитию Северного морского пути и Арктики в целом. Как известно, требования президентского указа предусматривают расширение перевозок по СМП до 80 млн тонн к 2024 году, тогда как в прошлом году перевозки составили 33 млн тонн. И хотя выйти на искомые 80 млн тонн будет трудно, развитие СМП дает шанс портам окраинных регионов Дальнего Востока, особенно – Камчатки и Сахалина, где должны быть созданы перевалочные хабы на восточном конце СМП. На Камчатке этот процесс уже стартовал – вместе со строительством СПГ-терминала НОВАТЭКа в бухте Бечевинская, который должен заработать в 2022 году (выход на проектную мощность почти в 22 млн тонн СПГ планируется с 2026 года). Обнародован менее очевидный план по созданию второго хаба на Сахалине – в порту Корсаков, где может появиться контейнерный хаб мощностью до 1 млн контейнеров в год. Предполагается, что грузооборот этого порта вырастет с нынешних 1,5 до 30 млн тонн в год.

Что касается СМП, то в процесс его развития включаются и порты Чукотки, где есть свои перспективы. Мы уже отмечали рост угольного порта Беринговский. Будет расти и грузооборот порта Певек, учитывая, в частности, масштабные планы строительства Баимского ГОКа с экспортом медного концентрата и др.

Вопрос о транзитной функции СМП пока что не решается и по причине международных споров. Учитывая нормы конвенции ООН по морскому праву, другие государства оспаривают право России в одностороннем порядке устанавливать контроль над этой морской артерией. Этот вопрос тем более обострился после недавнего предложения глав некоторых регионов ввести понятие Большой Северный морской путь, расширив его до Санкт-Петербурга и Владивостока соответственно.

Диалог власти и бизнеса

В любом случае, государство сделало СМП одним из приоритетов и, как минимум, перевозки на экспорт и внутри России будут серьезно расти, оживляя портовое хозяйство Камчатки, Сахалина, Чукотки и Якутии. Сложности же ожидаются не только в сфере международных отношений, учитывая также известное недовольство США российской активностью в Арктике, но и в отношениях между властью и бизнесом. Для СМП одними из насущных вопросов являются тарифы на ледокольную проводку судов, а также ставки портовых сборов, которые должны быть установлены до 15 июня. В самое последнее время обостряются несколько неожиданные для бизнеса вопросы фискальной нагрузки. Например, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей ЧЕКУНКОВ выступил недавно с идеей ввести в портах макрорегиона целевой портовый сбор на уголь (по 25 рублей с каждой тонны), чтобы использовать его для развития на Дальнем Востоке экологического туризма. Очевидно, что эта идея не вызвала энтузиазма в угольном бизнесе, но все же попала в президентские поручения. Наряду с этим уже вводится инвестиционный портовый сбор с судовладельцев, который распространяется на крупнейшие порты Приморского и Хабаровского краев, а также на сахалинский порт Пригородное. Этот сбор увеличивает стоимость захода судна в порт примерно на 10% и будет направлен на финансирование проектов из Комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ).

Развитие дальневосточных портов, однако, не всегда вызывает энтузиазм у местного населения, особенно в связи с его угольной доминантой. Вопрос об открытой перевалке угля уже давно является болезненным и вызывает протесты местных жителей в том же Ванино, Находке и Владивостоке. При этом меры, предпринятые государством, многими воспринимаются как чересчур щадящие для бизнеса, поскольку перевалка не стала полностью закрытой.

Строительство ряда угольных терминалов на некотором отдалении от городов отчасти снижает накал страстей, но вызывает беспокойство по причине уникальности природного комплекса южного побережья Приморского края, имеющего немалый рекреационный потенциал. Поэтому дело не только в местных жителях, но и в перспективах туризма, а привлекательные для него объекты иной раз находятся неподалеку от инфраструктурных строек и напряженных магистралей.

Читайте также: