Методы физической рекреации и реабилитации сообщение

Обновлено: 14.05.2024

Методы, применяемые при занятиях ФКСиТ разнообразны. Наиболее обширную и специфическую группу составляют методы, основанные на активной двигательной деятельности. В единстве с ними используют ряд общепедагогических методов, видоизменяя их применительно к особенностям ФР. Методы различаются прежде всего по способу организации и регулирования двигательной деятельности занимающихся. Так, выделяют методы строго регламентированного, переменного и интервального упражнения, метод непредельных нагрузок и, существенно отличные от них, игровой и соревновательный методы. В ФР применяются также методы, специфичные при занятиях туризмом.

Метод строго регламентированного упражнения

Как следует из наименования этого метода, при его использовании деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно более полной регламентацией, что выражается главным образом в:

а) твердо предписанной программе движений (это относится к составу движений, порядку их повторения, изменениям и связям друг с другом);

б) строгом нормировании нагрузки и возможно более полном управлении ее динамикой в процессе упражнений, а также в строго установленном порядке чередования нагрузок с отдыхом;

в) использовании определенных внешних условий, облегчающих точное управление действиями занимающихся.

Смысл такой регламентации состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для освоения новых двигательных умений, навыков, гарантировать точно направленное воздействие на развитие определенных физических способностей.

Метод переменного упражнения

Отличительная черта метода переменного упражнения – направленное изменение воздействующих факторов. Это достигается в различных случаях по-разному: путем прямого изменения отдельных параметров нагрузки (скорости движений, величины отягощений, длительности работы и др.), сменой способа выполнения действий, а также путем варьирования интервалов отдыха и внешних условий деятельности. При использовании метода переменного упражнения к функциональным возможностям организма предъявляются все новые, более высокие требования, что стимулирует развитие работоспособности. Наряду с этим благодаря варьированию форм и условий действий создаются благоприятные предпосылки совершенствования двигательных навыков и развития координационных возможностей.

Метод интервального упражнения

Метод непредельных нагрузок

Метод непредельных нагрузок (30-50% от максимальных). Спортсмен определяет для себя оптимальный вес отягощения при выполнении, например, приседания. Практически это выглядит так. Спортсмен из положения седа может вставать со штангой весом 100 кг на плечах. Допустим, что это его максимальный результат. Для использования метода непредельных нагрузок оптимальный вес отягощения для него в данном случае будет в пределах 30-50 кг. В диапазоне этого веса можно варьировать вес отягощения в зависимости от самочувствия и подготовленности спортсмена, периода тренировочного процесса, попыток подхода к снаряду и других обстоятельств. Вначале занимающийся кладет на плечи штангу весом 30 кг, приседает и встает с ней в максимально быстром темпе. Затем это упражнение можно повторять, незначительно увеличивая вес.

Игровой метод

Этот метод чаще всего используется в виде общепринятых элементарных подвижных и спортивных игр, однако его нельзя отожествлять с какой-либо конкретной игрой. В принципе основу его могут составлять самые разнообразные двигательные действия (при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с требованиями игрового метода).

Существенная черта игрового метода состоит также в том, что в нем как бы моделируются активные межличностные и межгрупповые взаимоотношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает высокий эмоциональный накал и содействует проявлению нравственных качеств личности.

Соревновательный метод

Соревнования или состязания включаются в процесс ФР в элементарных и развитых формах. В первом случае речь идет об использовании соревновательного начала в качестве подчиненного общей организации занятия элемента (в связи с отдельными упражнениями, включаемыми в данное занятие); во втором – об относительно самостоятельной форме организации занятия, отвечающей особенностям соревновательного метода (официальные спортивные и подобные им состязания).

Определенная черта данного метода – сопоставление сил в порядке соперничества, борьбы за первенство или возможно более высокое достижение. Отсюда вытекают и другие особенности соревновательного метода.

Фактор соперничества в процессе состязания, а также условия их организации и проведения (официальное определение победителя соревнований, поощрение за достигнутые в состязании результаты и др.) создают особый физиологический, а также эмоциональный фон, который усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. В состязаниях, особенно в наиболее ответственных ярко выражен момент противодействия, столкновения противоположно направленных интересов. Для командных состязаний характерны наряду с этим взаимная ответственность и взаимопомощь в борьбе за достижение общей цели – победы.


ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ КАК ВИД РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Несмотря на то, что понятие физической рекреации возникло довольно давно, рассматривать его как предмет научных исследований в отечественной науке стали недавно.

Главные признаки рекреации, которые определяют ее сущность:

Осуществление ее в свободное время.

Наличие деятельного характера.

Добровольное и самостоятельное участие.

Понятие рекреации можно описать несколькими определениями:

Это расширение физических, психологических и эмоциональных способностей человека.

Это способ восстановления упадка сил с помощью игр и развлечений.

Перестройка организма, которая дает возможность заниматься активной деятельностью, несмотря на условия, характер и изменения окружающей среды.

Один из способов отдыха с пользой для здоровья.

Рекреация изучается во многих научных отраслях, таких как физическая культура, экономика, география, педагогика и т.п.

Опираясь на тему реферата, речь будет идти о физической рекреации. В основе данной рекреации лежит исключительно двигательная активность человека, которая осуществляется в сфере досуга и приводит к оптимизации физического, социального и психического состояния человека

Самым главным в жизни человека является здоровье, ведь именно этот аспект помогает человеку добиться успеха во всех сферах жизнедеятельности. Здоровье у большинства людей расценивается как средство достижения своих потребностей, нежели как средство прожить долгую жизнь. Эти две характеристики здоровья противопоставляются друг другу, ведь если использовать здоровье для достижения целей, то оно быстро растрачивается, а сохранять его для длительных лет жизни то необходимо укреплять его активной жизнедеятельностью. Поэтому еще в древние времена появляется понятие физической рекреации как способа сохранить здоровья и использовать его как средство достижения желаемого.

Со временем, благодаря многолетнему опыту и практическим знаниям, люди начали изучать вопрос, касающийся физической рекреации. Ученые заинтересовались данным понятием лишь во второй половине XX века. С этого времени он постепенно становится предметом исследований в истории, социологии, биологии, географии и других научных дисциплинах.

Физическая рекреация возникла в системе физического воспитания и первоначально выполняла педагогическую функцию. Затем она широко использовалась в религиозных обрядах, национальных играх, праздниках, развлечениях, приобретая массовый характер, со временем становилась неотъемлемой частью жизнедеятельности людей [3]. Такие условия способствовали обогащению физической рекреации различными социальными функциями, она становилась важным фактором социализации молодых людей, хоть и не обеспечивала подготовку к выполнению социальных обязанностей. Физическая рекреация являлась способом активного отдыха, игр, формирующих здоровье.

Издавна люди начали осваивать методы оздоровления и сохранения молодости. Свой опыт они передавали из поколения в поколение, дополняя известные им способы укрепления здоровья, новыми методами. Например, разрабатывали и совершенствовали комплексы физических упражнений, проводили оздоровительные процедуры с помощью массажей, бань и различных гигиенических процедур, которые помогали снимать стресс после тяжелого рабочего дня.

Позднее, когда люди начали развиваться не только в области сельского хозяйства, начала развиваться военная деятельность. С тех пор появились физические тренировки, которые несли уже не развлекательный и расслабляющий характер, а представляли собой серьезные нагрузки. Однако, в сохранении молодости и укреплении здоровья организма они играли большую роль. Так люди осознали, что занятия физическими тренировками в сочетании с различными способами снятия напряжения, могли добиться здоровья и долголетия.

В наше время в случае с физической рекреацией мы говорим о восстановлении после трудного рабочего дня, переутомления, перенапряжения человека. Если речь идет о двигательной реабилитации, то подразумевается компенсация функций после травм или патологий. Поэтому необходимо выделять признаки, которые разграничивали бы различные виды физической культуры. Это помогло бы в решении проблем с их социальным использованием. Но социальная суть физической рекреации на сегодняшний день недостаточно изучена.

В литературе достаточно большое количество видов рекреаций. Выделяют основные признаки, по которым можно было бы отличить физическую рекреацию от других:

1) Основой данного вида рекреации является физическая активность.

2) Включает в себя не только физические, но и эмоциональные, а также интеллектуальные компоненты.

3) При правильных занятиях положительно влияет на функции организма.

4) Имеет развлекательный характер.

5) Главными средствами достижения результатов являются физические упражнения.

6) Имеет собственную методику

Как было сказано, любой вид рекреации влияет не на одну научную отрасль, так в физической рекреации выделяют следующие аспекты:

1) Биологический аспект изучает, какое влияние рекреация способна оказывать на организм человека

2) Психологический аспект отвечает на вопрос, какие мотивы преследует человек начиная заниматься физической рекреацией, и как психологически изменяется его поведение.

3) Экономический аспект заключается в средствах, используемых для организации физической рекреацией.

4) Социальный аспект отвечает за объединение людей, занимающихся активной двигательной деятельностью, в группы и в процессе объединения обменом социальным опытом.

5) Культурный аспект выясняет, какие культурные ценности усваивает человек в процессе физической рекреационной деятельности, и в какой мере она способствует созданию новых личностно- общественных ценностей.

6) Образовательно-воспитательный аспект изучает, какое влияние физическая рекреация оказывает на формирование личности в её физическом, интеллектуальном, нравственном, творческом развитии.

Физическая имеет несколько различных видов, самыми популярными из них являются следующие:

1) Рекреативная физическая культура

2) Рекреация спорта

4) Оздоровительная физическая рекреация

5) Рекреационная физическая культура

Различают несколько способов занятий физическими упражнениями, которые имеют исключительно рекреационный характер. Это и физкультминутки, вводная гимнастика, и элементарные физические упражнения во время перерыва на работе или после рабочего дня. На некоторых предприятиях даже выделяют такие места, где можно заниматься физическими упражнениями, они оборудованы специальным инвентарем и тренажерами (площадки для игры в теннис, бильярд и т.д.).

Вводной гимнастикой занимаются по протяжении 5-10 минут перед началом работы. Комплекс упражнений зависит от того насколько работа подвижна и какой способ труда используется (физический, интеллектуальный). На основе этого упражнения могут быть как более активными, так и расслабляющими. От правильного подбора упражнений зависит скорость адаптации, работоспособности и восстановление физиологических функций организма.

Физкультминутки необходимы для того что бы человек смог отвлечься от работы. Этот способ смены деятельности помогает повысить внимательность, снизить нагрузку от однообразной позы, снизить влияние на организм обездвиженности и в целом улучшить его функционально состояние. Оптимальным временем для проведения физкультминуток считается за 2 часа до перерыва на обед.

Элементарные физические упражнения помогают разрядить организм, разогнать кровь и расслабится после рабочего дня. Рекомендуется провести всего 10 минут вечером в упражнениях на растяжку. Такое времяпровождения улучшает кровообращение, обмен веществ и способствует здоровому сну.

Смотря на способы занятий физической рекреацией, можно сделать вывод о том, что их объединяет доступность и конечный результат – достижение такого физического состояния, при котором обеспечивается нормальное функционирование организма.

Любой вид физической культуры ставит перед собой цель изменить природную сущность человека, давая ему возможность превзойти свое животное происхождение, повышая уровень физических качеств, двигательных навыков, необходимых в любых сферах деятельности, которые в свою очередь сохраняют и укрепляют здоровье человека.

Физическая рекреация имеет множество преимуществ перед другими компонентами физической культуры. Во-первых, рекреация доступна людям любых возрастов - от малышей до пожилых людей. Во-вторых, человек сам может выбирать время для занятий и их продолжительность можно заниматься рекреацией в любое удобное для вас время (начиная с утра и заканчивая поздним вечером), а длительность может варьироваться от 10 минут до нескольких часов. Это преимущество является главным, т.к. показывает, что вне зависимости от занятости, любой человек способен поддерживать свой организм в отличной форме при минимальных усилиях. В - третьих, занятия физической рекреацией не имеют определенного место проведения, это показывает, что она не требует экономических вложений для абонементов в дорогие спортивные комплексы (вы можете заниматься дома, в зале, на площадке и т.п.). И последним, но не менее важным плюсом является состав для занятий (возможны как индивидуальные, так и групповые занятия). Но, не смотря на такой вариативный вид двигательной деятельности, рекреация все же требует соблюдение культуры занятий, которая включает в себя самоконтроль, медицинский контроль, умеренная нагрузка и отдых, соответствующий полу, возрасту и физическому развитию. Ведь не зная возможностей своего организма, человек может перенагрузить его и только ухудшить его функциональное состояние.

Рекреационные занятия дают полную свободу самовыражения личности в процессе двигательной деятельности. Нерегламентированные, свободные занятия на природе дают радость общения с ней, наслаждения. Формирования положительных эмоций в высшей степени благотворно действуют на психику и интеллект человека [2].

Физическая рекреация является сильным и на сегодняшний день недооцененным способом сдерживания процессов старения, это, на мой взгляд, главная ее функция! Такая физическая активность наиболее доступна по сравнению с другими видами физической культуры. Рекреативная физическая культура представляет собой активный отдых, способствующий восстановлению сил с помощью физических упражнений, подвижных и активных игр, туризма, охоты и т.п. Так же данный вид рекреации увеличивает естественные силы природы, которые помогают получать удовольствие, поднимают настроение, улучшают самочувствие, восстанавливают умственную работоспособность и в целом влияют на эмоциональный фон организма человека.

Физическая рекреация представляет собой органичную часть физической культуры, нерегламентированную двигательную активность, которая направлена, в конечном счете, на оптимизацию физического состояния человека, нормализацию функционирования его организма в конкретных условиях жизни. Данное состояние достигается благодаря специализированной двигательной активности, за счет которой человек удовлетворяет потребности в движении, активирует жизненно важные функции организма, компенсирует сниженные функции организма, укрепляет иммунитет [1].

Когда человек самостоятельно решает заняться физическими упражнениями рекреативной направленности, он больше расслабляется, чем нагружает себя. Это происходит за счет того что он переключается с одного вида работы на другой, что способствует своеобразному отдыху за счет смены деятельности. Если правильно распределить нагрузку и регулярно заниматься, то в скором будущем вы сможете заметить положительные изменения, такие как расширение функциональных возможностей дыхательной, сердечнососудистой, нервной и других систем организма, увеличивает скорость обменных процессов в организме и повышает работоспособность человека.

Физическая рекреация тесно связана со всеми видами физической культуры. В процессе занятий расширяются границы самообразования, эрудиции, познания, широко используются соревнования на уровне рекреационного спорта [4]. Занятия рекреативной направленности – свидетельство уровню культуры и физической культуры личности. Важное значение физической рекреации заключается в постоянном формировании потребности в занятиях двигательной деятельностью, которая постепенно снижается с возрастом [5]. В этом можно заметить парадокс, т.к. дети, не понимая всей важности двигательной активности, постоянно находятся в движении, а более взрослые люди осознают, что это необходимо для здоровья, но двигаются гораздо меньше.

Заключение. Рекреалогия – это раздел науки об отдыхе, восстановлении здоровья и оздоровлении. Данная наука включает в себя процесс физического, культурного и социального развития человека, с помощью которого он способен более универсально адаптироваться к любым изменяющимся условиям (социальным, природным и т.д.). В наше время потребность в физической рекреации увеличивается. Она помогает удовлетворить потребности людей в движении и тем самым становится незаменимой в их жизнедеятельности. Если человек не ведет активный образ жизни, а занятия физической рекреацией сведены к минимуму, то в большинстве случаев такие люди более подвержены различным заболеваниям (ожирение, ослабление иммунной системы, развитие сердечно сосудистых заболеваний, остеопороз и т.д.). Поэтому если вы не хотите причинять сильный ущерб своему организму, то необходимо поддерживать двигательную деятельность.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что физическая рекреация является одним из самых популярных и доступных видов рекреационной деятельности. Физическая рекреация – это часть физической культуры, совокупность свободной, нерегламентированной двигательной деятельности, направленной, в конечном счете, на обесᴨечение оптимального физического состояния человека, способствующего нормальному функционированию его организма в конкретных условиях жизни. Помимо восстановления сил и своеобразного вида отдыха, физическая рекреация помогает человеку сохранить молодость и здоровье, укрепить организм, повысить свои адаптационные возможности и улучшить эмоциональный настрой.

Безусловно, для достижения быстрого результата необходимо пересмотреть свой прежний жизненный образ, поставить перед собой определенную цель.

Каждому человеку, решившему заниматься активным отдыхом, будет очень полезно завести дневник, в котором он сможет отмечать динамику развития физических способностей, эмоциональное и интеллектуальное состояние, самочувствие и т.д.

Список литературы

4. Смородинов А.С. Физическая рекреация как средство сохранения и укрепления здоровья студентов / А.С. Смородинов, В.И. Смородинова //Культура физическая и здоровье. 2004. № 1. С. 30-32.

5.Тадеуш Станишевски. Задачи и обусловленности подвижной рекреации в современной польской семье / Тадеуш Станишевски // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. 2006. №5. С.94-98.

1. Выдрин В.М. Перестройка в области физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 1987. –№ 8. – С. 22-24.

2. Выдрин В.М., Джумаев А.Д. Физическая рекреация – вид физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 1989. – № 3. – С. 2-3.

5. Рыжкин Ю.Е. Психолого-педагогические основы физической рекреации: учеб. пособие. – СПб: РГПУ им. Герцена, 1997. – 36 с.

6. Физическая реабилитация: учебник; под общей ред.проф. С.Н. Попова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – С. 5-19.

В современный период развития общества можно отметить ряд проблемных ситуаций, которые условно можно разделить на общественный и индивидуальный уровень. На общественном уровне сложность состоит в том, есть высокая потребность общества в развитии здоровой нации, но ход развития социума и ухудшении состояния экологии ведет ухудшению здоровья граждан.

На индивидуальном уровне противоречия лежат между потребностью человека в активном отдыхе, восстановлении сил и низкой мотивации физической активности, низким уровнем знаний основ физической культуры, доступностью и эффективным оздоровительным воздействием многих физических упражнений.

Огромная роль физической культуры, как части культуры общества имеет большое значение в деле культурного и нравственного воспитания студенческой молодежи. В последнее время предпринимается ряд попыток исследования физической рекреации как сложного социального явления в общественной жизни страны [3].

Существуют методические и методологические проблемы, определяющие место и значение физической рекреации в сфере физической культуры, которые связаны с неразработанностью понятийного аппарата, содержания, структуры, целей, задач, принципов и закономерностей. Вместе с этим на сегодня не достаточно хорошо исследованы механизмы взаимодействия физической рекреации с другими видами физической культуры.

Под физической рекреацией понимаются любые формы двигательной физической активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда.

Существует два вида рекреации: физическая (двигательная), которая связана с выполнением физических упражнений и интеллектуальная, предполагающая определенные умственные развлечения.

Физическая рекреация – одна из форм рекреации, ее аспекты представлены практически во всех ее видах, и осуществляется она посредством двигательной деятельности с использованием физических упражнений в качестве основных средств.

Многообразие признаков физической рекреации определяет разнообразие её форм: рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др.

Специфические задачи физической рекреации рассматриваются в контексте задач физического воспитания или спорта. В научных исследованиях принято выделять следующие аспекты физической рекреации:

1. Биологическое. Она способствует восстановлению функций организма человека после профессионального труда, оптимизирует состояние его здоровья;

2. Социологическое. Способствует интеграции людей в социальную общность, усвоение социального опыта, культурных ценностей. Процесс социализации в данном контексте включает два плана действий: адаптацию к социуму, функционирующую преимущественно на врожденном механизме самосовершенствования человека, и самоопределение в социуме, определение своего места в нем посредством осознанного отношения к происходящим событиям, принятия или отторжения их;

3. Психологическое. Формирует эмоциональное состояние, возникающее под влиянием чувства свободы, радости, благополучия и внутреннего удовлетворения, освобождения от напряжения и стресса. Свободу в данном случае следует понимать в двух измерениях: внешнюю – от принуждения, насилия, давления, запрета и внутреннюю – субъективную, духовную – свободу воли, свободу самостоятельного выбора действий, свободу творчества. Разумеется, между этими измерениями свободы существует взаимосвязь, а не противоречивость;

4. Эстетическое. Ответная рекреация на красоту своего тела, окружающего мира, возможность его познания в более широком значении.

Одной из главных функций физической культуры в современном обществе является духовная социализация личности и морально-психологическая подготовка к жизни. Культурно-философским и социальным аспектом занятий физическими упражнениями посвящены работы Н.И. Пономарева (1974, 1982, 1985, 1987, 1996)

Целенаправленная пропаганда и адекватное информированное обеспечение являются немаловажными фактороми приобщения населения к занятиям физической культурой (П.А. Виноградов, А.А. Северьянов, В.М. Смоленский (1983); А.В. Седов (1983, 1985, 1987); С.С. Филиппов (1984, 1985, 1986, 1991).

При этом каждый из ее компонентов таких как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация должен иметь разработанную теорию, методику, организацию, структуру, функции и задачи [1; 2].

Важно отметить, что физическая рекреация позволяет студенческой молодежи удовлетворять потребности, интересы, мотивы в эмоциональном активном отдыхе, рациональном использовании свободного времени. Э то может удовлетворяться на групповых и индивидуальных потребностях молодежи и относительно свободной формой двигательной активности, адекватной их субъективным возможностям, содействуя при этом нормальному функционированию организма путем создания оптимального физического состояния. Активный отдых человека положительно влияет на уровень интеллекта, благодаря увеличению работоспособности нервной системы и устойчивости её к различным нагрузкам [6].

Оздоровительно–рекреационное направление в образовательном процессе вуза является важной в сохранении здоровья и предусматривает использование средств физической культуры при коллективной организации отдыха, культурного досуга в выходные дни, в период каникул в целях восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого направления относятся туристические походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базе студенческих общежитий, в домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной практики и т.д.

В заключении можно отметить, что совершенствование процесса управления рекреационной двигательной активностью студенческой молодежи, является одной из актуальных проблем исследования в теории и методике физической культуры. Успешное и повсеместное ее внедрение будет содействовать снятию психологического напряжения в учебно-воспитательном процессе, улучшению личностных качеств, морфофункциональных показателей, повышению уровня здоровья студентов.

Сложность заключается в том, что:

1) не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике;

2) в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг понятий, связанных с рекреацией и сферой досуга.

3) в реальных условиях такие понятия, как рекреация, туризм, отдых, досуг, свободное и рекреационное время не так – то просто различимы.

В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов ХIХ века в связи с введением нормированного рабочего дня, 2-го выходного дня и летних отпусков.

Рекреация понималась как восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. В последние годы наблюдается переход к новому видению рекреации.

1) расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;

2) любая игра, развлечение, использованные для восстановления физических и умственных сил;

3) сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе (уик – энд);

4) перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;

5) цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристическими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями (В.А. Квартальнов, 2000).

По мнению Т.В. Николаенко (1998) отдых (рекреация) – это любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами.

Рекреация – это часть свободного времени, связанная с восстановлением сил человека на специализированных территориях.

Люди очень избирательны в характере своей деятельности в свободное время, так как имеют разные темперамент, ценности, интересы, уровень образования, профессию, материальные возможности. Это могут быть:

1) приобщение к миру искусства, творчество в сфере искусства;

2) интеллектуальная деятельность (чтение, самообразование);

3) общение по интересу и свободному выбору;

4) развлечения, носящие либо активный, либо пассивный характер (игры, танцы, зрелища);

5) путешествия и экскурсии ради удовольствия;

6) занятия физической культурой и спортом;

7) любительские занятия, хобби.

Можно выделить следующие виды физической деятельности человека во время отдыха:

1) деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой (занятия физической культурой, туризм, альпинизм, прогулки и т.д.);

2) любительские занятия – охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и т.д.

Отдых – использование свободного времени с целью восстановления в основном на территории постоянного проживания, но не на удовлетворение насущных нужд.

Рекреация – использование свободного времени с оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно – развлекательной целями на специализированных территориях и педагогически организованное.

Основная задача рекреации - восстановление и развитие физических и психических сил человека, всестороннее развитие его духовного мира.

Физическая рекреация — вид физической культуры, которая представляет собой рекреативную деятельность: использование физических упражнений, а, также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры.

Признание физических упражнений в качестве главных средств физической рекреации в научных исследованиях общепринято. Такое утверждение справедливо, но требует уточнения. Во-первых, большая часть физической рекреационной деятельности протекает в естественных условиях природной среды, где средовые причины также могут выступать в качестве её средств. Во-вторых, физическая рекреация может иметь и относительно пассивные формы. На спортивных мероприятиях зрители являются только их созерцателями, соучастниками и в прямом смысле не выполняют активной двигательной деятельности и физических упражнений. В данном случае сам факт спортивного соревнования может выступать в качестве средства физической рекреации, так как в нем находятся эмоциональные, оздоровительные, гедонистические и другие составляющие, дающие рекреационный эффект.

В самом общем смысле под физической рекреацией понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда.

Физическая рекреация включает следующие аспекты двигательной деятельности:

1. Удовлетворение биологических потребностей в двигательной активности.

2. Потребность в развлечении, получении удовольствия, наслаждения.

3. Переключение с одного на другой вид деятельности.

4. Активизация деятельности организма с помощью движения.

5. Профилактика неблагоприятных воздействий на организм людей.

6. Восстановление сниженных или временно утраченных функций организма.

Признаками, составляющими основное содержание физической рекреации, являются:

- основными средствами служат физические упражнения;

- занятия проводятся в свободное, либо специально выделенное время;

- включает культурно-ценностные аспекты;

- содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические составляющие;

- осуществляется на добровольных, самодеятельных началах;

- оказывает оптимизирующее влияние на организм человека;

- включает образовательно-воспитательные составляющие;

- носит в большей степени развлекательный (гедонистический) характер;

- характеризуется наличием определенных рекреационных услуг;

- осуществляется в большей степени в природных условиях;

- имеет определенную научно-методическую базу.

Согласно такому обилию признаков в физической рекреации выделяются различные её формы: рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др.

Из всех признаков рекреации главными, определяющими её сущность, принято считать следующие: осуществляется в свободное время, носит деятельный характер и построена на добровольной, самодеятельной основе. Это три важнейших признака рекреации, без них она теряет свое значение. Остальные же её признаки рассматриваются как производные, сопутствующие.

Основная мысль предлагаемой концепции заключается в рассмотрении физической рекреации как органической, имманентной части физической культуры, системообразующим фактором которой служит конечный результат - создание рационального физического состояния, обеспечивающего обычное функционирование человеческого организма. В данной концепции основной упор делается на биологическую сторону физической рекреации - воздействии на организм человека. Остальные же стороны: познавательная, культурологическая, коммуникативная, - рассматриваются как сопутствующие решению главной задачи.

В научных исследованиях принято выделять следующие аспекты физической рекреации:

1. Биологический: какое влияние физическая рекреация оказывает на оптимизацию состояния организма человека.

2. Социальный: в какой степени она способствует интеграции людей в некую социальную общность и как в процессе нее происходит обмен социальным опытом.

3. Психологический: какие мотивы лежат в основе рекреационной, деятельности и какие психические новообразования появляются у человека в итоге данной деятельности.

4. Образовательно-воспитательный: какое влияние физическая рекреация оказывает на формирование личности в её физическом, интеллектуальном, нравственном, творческом развитии.

5. Культурно-аксиологический: какие культурные ценности усваивает человек в процессе физической рекреационной деятельности и в какой мере она способствует созданию новейших личностных ценностей.

6. Экономический: как организуется физическая рекреация, какие средства употребляются, и кто её организует (кадры).

М.Г. Бердус (2000) справедливо предполагает, что процессы восстановления, происходящие под воздействием физической рекреации (ФР), осуществляются в соответствии с закономерностями процессов адаптации и динамики работоспособности под воздействием организованных нагрузок, наиболее детально исследованных в теории спортивной тренировки. Поэтому основой формирования концепции являются теория адаптации и теория спортивной тренировки.

Получается, что реабилитация – это составная часть физической рекреации. На наш взгляд, процесс реабилитации включает в себя средства физической рекреации наряду с другими (психологическими, фармакологическими и т.д.).

В то же время Бердус М.Г. определяет теорию физической рекреации как интегративную научную дисциплину о закономерностях педагогически организованного восстановления хронически сниженной работоспособности средствами физической культуры.

Мы предлагаем следующее понимание физической рекреации.

Физическая рекреация – это педагогически организованная двигательная деятельность, направленная на восстановление эпизодически и хронически сниженной физической и психической работоспособности человека с помощью физических упражнений, а также использования природных и гигиенических факторов.

Цель дисциплины – сформировать основы знаний по физической рекреации как совокупности всех форм двигательной активности для отдыха и восстановления физической и психической работоспособности – будет реализовываться при решении следующих задач:

1) изучение рекреационных потребностей населения в сфере физической культуры;

2) разработка научных основ физической рекреации (понятийного аппарата, структуры и целей, определение закономерностей и принципов, наиболее эффективных средств и методов занятий, обоснование концепции нагрузок и т.д.);

3) изучение возможностей применения средств физической культуры и природных факторов с рекреационными целями.

Сегодня в теории и методике физической культуры формируется новый раздел знаний, изучающий вопросы физической рекреации.

Специалисты Центра исследований политики национального туризма США дали несколько специфичное определение рекреации: рекреация – это деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени.

В связи с этим в научный оборот необходимо ввести еще одно важное понятие – свободное время. Одно из важнейших свойств времени – это его иерархичность. Иерархию времени можно отобразить следующим образом: социальное время (24 часа) = рабочее время (8 часов) + внерабочее время (16 часов).

Внерабочее время состоит из времени:

1) для удовлетворения насущных потребностей (сон, питание, личная гигиена);

2) для домашнего труда и бытовых потребностей;

3) свободное время: а) досуг или время для отдыха;

б) время для более возвышенной деятельности (культурные занятия, чтение литературы).

Таким образом, свободное время (по Т.В. Николаенко, 1998) - часть внерабочего времени, несвязанная с удовлетворением естественных потребностей и с использованием деятельности нетрудового характера (например, перемещение в пространстве).

Свободное время – это время, свободное от труда и непреложных занятий, которым субъект располагает самостоятельно (В.А. Квартальный, И.В. Зорин, 2000).

Количество свободного времени само по себе никакого реального влияния на развитие рекреационной деятельности не оказывает.

Рекреационное время – 1) время реализации рекреационной функции деятельности человека (расширенное воспроизводство живых сил человека); 2) часть социального времени личности, группы, общества, специально организованное для сохранения, восстановления и развития физического, духовного здоровья и интеллектуального совершенствования.

Рекреационное время имеет определенную структуру:

1) инклюзивное время ( в течении рабочего дня используется для простого компенсаторного восстановления сил); 3%

2) ежедневное время (после работы используется для компенсаторно – расширенного восстановления); 40%

3) уик-энд (в конце рабочей недели используется для расширенно- компенсаторного восстановления); 35%

4) отпускное (расширенное восстановление); 7%

5) пенсионное 15% (рис.1).

Рис. 1. Структура рекреационного времени

Согласно структуре рекреационного времени выделяют соответствующие типы рекреации:

1. инклюзивная – рекреационная деятельность, встроенная в бытовую и трудовую деятельность;

2. ежедневная – постоянная рекреационная деятельность: краткосрочные прогулки, утренняя гимнастика, спортивные игры, купание, чтение;

3. еженедельная – рекреационная деятельность в конце рабочей недели (поездки за город, на дачу и т.д.);

4. отпускная - рекреационная деятельность в конце рабочего года;

5. компенсаторная - рекреационная деятельность, компенсирующая затраты жизненных сил человека;

6. расширенная – рекреационная деятельность, компенсирующая затраты живых сил человека с определенным запасом.

функции физической рекреации

Цель и задачи физической рекреации

Физическая рекреация (рекреация — отдых, развлечение) — использование любых видов двигательной активности (физические упражнения, игры, физический труд и т.п.) в целях физического развития и укрепления здоровья. Особенностью ее является полное подчинение интересам, вкусам, наклонностям данного человека или группы людей. В связи с этим — полная свобода выбора вида и характера занятий, их периодичности и продолжительности, времени суток, содержания, средств, методов и форм организации. Здесь человек сам конструктор и архитектор, методист и тренер, контролер и ответчик. Все это как раз и является одним из крите­риев и показателей его общей и физической культуры.

Общая цель физической рекреации — укрепление физического и психи­ческого здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда. Частные ее задачи весьма разнообразны и зависят от личных вкусов и желаний занимающихся. К ним можно отнести следующие:

1. Активный отдых. Эта задача может решаться как потребность в кратковременной реализации отдыха в течение 5—15 мин в процессе труда (физкультпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец, занятия в конце недели, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.

2. Перемена вида и характера деятельности. Например, с отдыха на деятельность, с умственной на двигательную или с одной двигательной на двигательную деятельность другого характера. В первом случае это может быть смена работы за письменным столом на физические упражнения, в другом — смена упражнений одного вида спорта на упражнения другого (боксер плавает, штангист играет в теннис, лыжник — в баскетбол или наоборот и т.п.). Активный отдых и перемена видов деятельности способствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Это особенно важно в тех профессиях, в которых люди значительное время находятся без движения (работники умственного труда и др.) либо выполняют однообразные, монотонные движения (на конвейерах, ткацких станках и т.п.). Спортсмену в процессе напряженной тренировки целесообразно менять характер движений, их интенсивность и темп. Оба эти вида широко применяются на производстве, в конструкторских бюро, НИИ и других учреждениях (производственная гимнастика).

3. Формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса явля­ются важной потребностью людей разных возрастов. Чаще всего эти заня­тия начинаются с подражания идеалу, образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения. Мужчины озабочены формированием атлетической фигуры, желанием развить рельефную мускулатуру, убрать живот и т.п. Женщины — быть стройной, гибкой, изящной, привлекательной, иметь красивую фигуру, непринужденную походку и осанку. Для этого используются индивидуальные и групповые занятия, которые могут проводиться дома, в спортивных, тренажерных залах с использованием как подручных средств (собственный вес, гантели, эспандеры и т.п.), так и специальных тренажеров. Как мужчины, так и женщины зачастую озабочены сгонкой веса, в чем им также помогают физические упражнения.

4. Борьба против старения и сдерживание процессов инволюции также является одной из задач физической рекреации. Двигательная деятельность активизирует деятельность организма и способствует не только сохранению его биологических функций, но и их совершенствованию, что ведет к заметному снижению темпов инволюции. Эта проблема решается с людьми зрелого и старшего возраста, решается как индивидуально, на основе собственного непрофессионального физкультурного образования, так и в группах здоровья, физкультурно-оздоровительных центрах.

Весьма важной задачей и стимулом для занятий физическими упражнениями для взрослого, особенно пожилого населения, является возможность общения, которое происходит в местах групповых занятий. В их процессе, перед началом и по окончании, люди могут обменяться мнениями, рассказать о своих радостях, недугах, проблемах; особенно это относится к людям, потерявшим близких и оставшихся в одиночестве. Многим видам физической рекреации сопутствует большое удоволь­ствие от двигательной деятельности. Это связано прежде всего с различными играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.). Их высокая эмо­циональность является большим стимулом для занятий физическими упражнениями. Они проводятся как стихийно, самостоятельно, по инициативе самих играющих, так и в группах, секциях, командах.

Физическая рекреация может осуществляться в организованных формах. Однако зачастую она не нуждается в них. Ее содержание и формы легко могут быть приспособлены к потребностям и возможностям любой общественной среды — одиночек или группы людей, их пола, возраста и внешним условиям и субъективным потребностям каждого из занимающихся. Главное ее значение состоит в том, что она, удовлетворяя потребности людей в двигательной деятельности, создает предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в других видах деятельности (учеба, труд). Воспитание этих потребностей и есть одна из главных задач физической культуры и неспециального физкультурного образования людей всех возрастов. Это один из критериев культуры личности.

Читайте также: