Портрет в искусстве россии сообщение

Обновлено: 04.07.2024

В истории российской живописи немаловажное значение имеет период зарождения и развития портретного жанра. Это – вторая половина XVIII века. Именно в это время живописцы увидели индивидуальное своеобразие личности и захотели передать на холсте человека с его неповторимым внутренним миром.

Истоки русского портрета

Благодатную почву для этого подготовили еще иконописцы. Постепенно иконы становились реалистичнее, церковные каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление.

Так, в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов. А некоторые индивидуальные черты при изображении святых были заметны еще на иконах Дионисия (икона митрополита Петра). В летописных сводах передано несколько изображений царя Ивана Грозного, а в Золотой палате Московского Кремля создана целая галерея с изображениями исторических деятелей.

Еще с XVII века были известны парсуны –портретные изображения царей и знати в стиле иконы. В то же время (конец XVII века) возникает и станковый портрет светского характера. Поначалу он исполнялся в иконописной технике, потом масляными красками. Первично акцент ставился исключительно на изображении лица, а со временем грани портрета раздвигаются: портрет уже рисуют и по пояс, и в полный рост, уделяют внимание и одежде, и композиции, и заднему плану.

Искусство русского портрета в XVIIІ веке и основные его направления

Развитие русского портретного искусства происходило в трех направлениях:

отечественная школа живописи (творчество И. Никитина, И. Вишнякова, А.

Ф.Рокотов. "Портрет неизвестного в треуголке"

Матвеева, И. Аргунова, А. Антропова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В.Боровиковского);

традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе (С. Ушаков, К. Золотарёв, И. Рефусицкий);

живопись иностранцев на территории Росиироссика (Л. Токке, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Л.-Ж. Лоррен, И.-Г. Таннауэр, Л. Каравакк).

Основным магистральным направлением была деятельность российской школы портретной живописи. Художники того времени активно перенимали европейские традиции, овладевали художественными принципами, формировали свой почерк и свои взгляды на творчество. Феноменом нового времени стал светский портрет, развитие пошло в ногу с основными стилями, доминирующими в ту или иную эпоху (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм и предромантизм).

И именно парсуна считается родоначальницей светского портрета.

Третье направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века — россика — связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них даже вызывали (Луи Токке) специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам.

Виды портретов в русской школе 18 века

Если с середины XVIII века самыми распространенными видами портрета были камерный и полупарадный, то со второй половины XVIII века популярными становятся такие виды портрета, как:

• парадный (внимание уделяется и передаче богатства быта, одежды, и перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека, портретируемый изображался в полный рост);

• полупарадный (человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);

• камерный (изображение по плечи, по грудь, максимум – по пояс, зачастую — на нейтральном фоне);

• интимный (игнорирование фона, основное внимание — внутреннему миру человека).

Национальная специфика русской портретной живописи

С появлением новых жанров усовершенствуются и выразительные средства, используемые художниками.

Русские мастера портрета научились правильно

выстраивать картинную плоскость,

анатомически верно передавать человеческое тело,

овладели искусством перспективы,

основами масляной техники и законами колорита.

Воспринимая новшества западноевропейской живописи, русские художники не только освоили чужие традиции и пересмотрели содержательную часть портретного изображения,

выработали свои композиционные схемы,

тональность и стилевые установки.

Русский портрет XVIII века стал жанром, воплотившим и специфические русские черты:

На портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир.

Особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Портрет в искусстве России

Описание презентации по отдельным слайдам:

Портрет в искусстве России

Портрет в искусстве России

Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы.

Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.

В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой.

В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.

Федор Степанович Рокотов (1735—1808) Крупнейший русский портретист второй пол.

Ф. Рокотов. Портрет А. Струйской Особое место в творчестве художника занимает.

Ф. Рокотов. Портрет И.И.Шувалова Ф. Рокотов. Портрет А.М.Римского-Корсакова в.

Ф. Рокотов. Портрет И.И.Шувалова Ф. Рокотов. Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности

Ф. Рокотов. Портрет А.Г.Бобринского в детстве. 1760-е Ф. Рокотов. Портрет И.Н.

Ф. Рокотов. Портрет А.Г.Бобринского в детстве. 1760-е Ф. Рокотов. Портрет И.Н.Тютчева. 1768

Ф. Рокотов. Портрет неизвестной в светло-сером платье

Ф. Рокотов. Портрет неизвестной в светло-сером платье

Владимир Лукич Боровиковский (1787—1825 Владимир Лукич Боровиковский Портрет.

Владимир Лукич Боровиковский (1787—1825 Владимир Лукич Боровиковский Портрет работы Бугаевского-Благодатного

Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819— 1898) увидел у своих.

Она давно прошла — и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Ст.

Она давно прошла — и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви и мысли — тень печали. Но красоту ее Боровиковский спас. Так, часть души ее от нас не улетела. И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, мечтать… Я. П. Полонский

Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. Екатерина.

Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794.

Портрет А. Г. Гагариной и В. Г. Гагариной Портрет князя А. Б. Куракина

Портрет А. Г. Гагариной и В. Г. Гагариной Портрет князя А. Б. Куракина

В.Л. Боровиковский Богоматерь с младенцем В.Л. Боровиковский Христос

В.Л. Боровиковский Богоматерь с младенцем В.Л. Боровиковский Христос

В.Л. Боровиковский Зима в виде старика. В.Л. Боровиковский Мужской портрет

В.Л. Боровиковский Зима в виде старика. В.Л. Боровиковский Мужской портрет

Илья Ефимович Репин (1844—1930). И. Е. Репин. Автопортрет. 1887.

Илья Ефимович Репин (1844—1930). И. Е. Репин. Автопортрет. 1887.

Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника И.

Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). Обращение к портретной галерее этого художника дает возможность современным зрителям узнать о его многочисленных творческих связях с деятелями отечественной науки, куль- туры, искусства — учеными, писателя- ми, живописцами, музыкантами, меценатами, которые внесли свой вклад в культурное наследие России.

Знаменитые люди на портретах изображены Репиным в разных душевных состояниях.

Знаменитые люди на портретах изображены Репиным в разных душевных состояниях: мечтательного созерцания (композитор А. Бородин), активного действия (композитор, пианист, дирижер, основатель Петербургской консерватории А. Рубинштейн), спокойного размышления (писатель Л. Толстой), глубокого раздумья (коллекционер картин, меценат, создатель собрания Государственной Третьяковской галереи П. Третьяков). И. Е. Репин. Антон Рубинштейн

На каждом портрете живописец изображает своих героев с теми предметами, котор.

На каждом портрете живописец изображает своих героев с теми предметами, которые составляют суть их профессиональной деятельности, — писатель с книгой в руках, музыкант исполнитель у дирижерского пульта, создатель художественной коллекции в окружении картин. Эта традиция имела место и в портретах XVIII в. И. Е. Репин. Портрет Л.Н. Толстого

Портрет Мусоргского, И.Е. Репин, 1881 Портрет В. С. Сурикова, И.Е. Репин, 1877

Портрет Мусоргского, И.Е. Репин, 1881 Портрет В. С. Сурикова, И.Е. Репин, 1877

 И.Е. Репин. Портрет Менделеева в мантии профессора. 1885 И.Е. Репин. Портрет.

И.Е. Репин. Портрет Менделеева в мантии профессора. 1885 И.Е. Репин. Портрет императора Николая 2. 1896

И. Е. Репин. Крестьянская девочка И.Е. Репин. Негритянка

И. Е. Репин. Крестьянская девочка И.Е. Репин. Негритянка

Мужичок из робких, И.Е. Репин, 1877 Белорус, И. Е. Репин, 1882

Мужичок из робких, И.Е. Репин, 1877 Белорус, И. Е. Репин, 1882

Михаил Александрович Врубель (1856—1910). Автопортрет

Михаил Александрович Врубель (1856—1910). Автопортрет

 М.А. Врубель. Демон, 1890

М.А. Врубель. Демон, 1890

 М.А. Врубель. Царевна-Лебедь 1900 М.А. Врубель. Богатырь, 1898

М.А. Врубель. Царевна-Лебедь 1900 М.А. Врубель. Богатырь, 1898

М.А. Врубель. Портрет жены Надежды Забелы-Врубель, 1898 М.А. Врубель. Гадалк.

М.А. Врубель. Портрет жены Надежды Забелы-Врубель, 1898 М.А. Врубель. Гадалка, 1895

Творческое задание: Представьте , что вам доверили поставить спектакль про жи.

Творческое задание: Представьте , что вам доверили поставить спектакль про жизнь, людей 16 – 19 веков. Нарисуйте эскизы костюмов, декораций, подберите музыкальный фон для этой сцены.

Со времени Петра I портретное искусство в России стало развиваться стремительно. Нет ничего удивительного в той быстроте, с какой русские художники освоили мастерство портрета, имевшего в Западной Европе такую давнюю традицию. Ведь, собственная изобразительная культура была в России очень высокой. Художники-портретисты не только перенимали чужие приемы, но и открывали новые, собственные. Русские художники достигли выдающихся успехов в искусстве портрета.

Фамильные портреты часто украшали кабинеты и гостиные в дворянских усадьбах, появились даже специальные портретные комнаты, сохранявшие облик членов семьи в памяти потомков. В художественных музеях по всей стране сегодня можно увидеть эти старинные произведения. Глядя на строгие и одухотворенные лица наших предков мы узнаем свое прошлое, учимся понимать его,


Н. Подключников. Кабинет в усадьбе. Масло. Россия. XIX в.

К концу XVIII в. русские живописцы достигли совершенною мастерства.

Портреты было принято делить на парадные и камерные. Парадный портрет обычно имел целью показать общественное положение героя. Такие картины носят приподнятый, торжественный характер. Не меньшее значение имел камерный портрет, в котором большое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека. Его лицо обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя. В этo время особенно ценилось очень сложное и тонкое умение передавать едва уловимые трепетные оттенки переживании.

Знаменитый художник B.Л. Боровиковский создал много мастерских парадных портретов, но особое место в его творчестве занимают образы юности. Самый ишменитый из них портрет Марии Лопухиной, задумчивой и одновременно чуть шаловливой девушки в белом платье на фоне пейзажа. Все творчество художника было посвяшено утверждению светлых и возвышенных идеалов.





Выдающиеся портретные произведения были созданы и в скульптуре. Вначале скульптура развивалась медленнее, потому что в России не было традиции ставить скульптурные памятники (в честь знаменательных событий закладывали храмы), но постепенно появились свои мастера.

Самым ярким стал Ф.И. Шубин. Современников восхищало его умение изменять фактуру мрамора, превращая его то в подобие легкой ткани, ответной мимолетном движению плеч, то в сложные и как бы пушистые завитки прически, то в ynpугую поверхность кожи.



Скульптура Шубина рассчитана на круговой обход ее зрителем. Игра теней и световых бликов на поверхности мрамора или бронзы придает ей живую выразительность. Особенно знаменит парадный портрет императора Павла I, где он представлен в парадной одежде, с орденами. Олнако, когда обходишь скульптуру, с изменением точки зрения облик портрета меняется — от сурового до комичною, от мечтательного ло жалкого, что 6 полной мере соответствовало характеру самого императора.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Портрет в искусстве России. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др. Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.

Любите живопись, поэты! Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. Н. Заболоцкий

Читайте также: