Понятие энтропия связано с внешними факторами которые искажают сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Американский ученый-психиатр Юрген Рюш (Jurgen Ruesch) выделил 40 различных подходов к коммуникации в разных сферах, включая архитектуру, антропологию, психологию, политику и многие другие.

Communication takes place when one mind so acts upon its environment that another mind is influenced, and in that other mind an experience occurs which is like the experience in the first mind, and is caused in part by that experience. I.A.Richards. Вот как определяет коммуникацию английский литературный критик И.А.Ричардс: коммуникация имеет место, когда одно человеческое сознание так действует на окружающую его среду, что это влияние испытывает другое человеческое сознание, и в этом другое сознании возникает опыт, который подобен опыту в первом сознании, и вызван в какой-то мере этим первым опытом. Хотя это определение и было дано И.А.Ричардсом в 1928 году, оно намного ближе к современным немеханистическим, диалогическим тенденциям в рассмотрении языковой (и не только языковой) коммуникации, принимающим во внимание роль собственно человеческого фактора, взаимодействия участников акта коммуникации.

Считается, что средством коммуникации является язык (вербальный человеческий язык), точнее одним из средств, обеспечивающих коммуникацию между людьми (отдельными индивидами, индивидом и обществом, группами индивидов, да даже и коммуникацию с самим собой). Термин ‘язык’ может трактоваться также и в широком (семиотическом) смысле (включая и другие системы знаков).

В то же время, возрождение интереса к проблеме коммуникации в XX веке наблюдалось и за пределами языкознания и психологии, и даже не только в новых их отраслях, возникших во второй половине столетия, психолингвистике и социолингвистике. В телефонии, телеграфии, радио и другой связи этот интерес первоначально носил сугубо практический характер ‘улучшения’ коммуникации. В дальнейшем проблема моделирования взаимосвязи как машины с машиной, так и человека с человеком, и человека с машиной стала предметом рассмотрения кибернетики как науки об управлении и теории искусственного интеллекта. Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации, а интерес к человеческой составляющей производственной деятельности поставил вопросы коммуникации в сфере менеджмента. Так или иначе, с проблемами коммуникации сталкиваются специалисты множества отраслей человеческой деятельности. Сейчас проблемы исследования коммуникативных процессов входят в число наиболее актуальных, глобальных проблем для человечества.

Определений, данных коммуникативному процессу, достаточно много. Для лучшего понимания этого явления стали пользоваться методом моделирования: воспроизведением характеристик одного объекта с помощью другого. Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики коммуникационного процесса в виде схемы. Разумеется, содержание модели зависит от концепции ученого, который эту модель разработал, от потребностей той сферы науки, в которой она появилась и т.д. Не следует забывать, что модели не открывают, а изобретают, разрабатывают. Хотя модель и воспроизводит некоторые характеристики моделируемого объекта, она не является ‘отражением реальности’, а тем более самой реальностью. Модель нужна исследователю, чтобы лучше организовать свои мысли о реальности и свои действия с этой реальностью. В соответствии с тем, что уже говорилось в предыдущей лекции о парадигмах, модели коммуникации также можно разделить на механистические или линейные и немеханиситические.

В каком-то смысле, известнейшая фраза Г.Лассвелла также представляла собой свернутую модель коммуникации. Вот как ‘развернута’ эта модель в виде схемы в курсе по теории коммуникации одного из американских университетов:


Помимо этих терминов, Шеннон ввел еще понятия шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности.






Статичность модели Шеннона была восполнена понятием обратной связи (feedback). Это понятие позволяло сделать модель более близкой к реальности человеческого взаимодействия в коммуникации. Его введение было связано с проникновением идей кибернетики, в частности одноименной работы Норберта Винера (Norbert Wiener, 1894-1964), ‘отца’ этой науки. Модель стала более динамичной. Для того, чтобы модель коммуникации в большей степени соответствовала потребностям в других областях, помимо телеграфной, выдвигались и другие динамические теории коммуникации. Например, психологом Теодором М. Нькомом (Theodore M. Newcomb) была разработана более подвижная модель коммуникации, отражавшая взаимодействие участников коммуникативного акта, в особенности в отношении их когнитивного, эмоционального и артистического аспекта.


Модель Якобсона в различных ее вариантах применяется в лингвистике как для анализа функций языка в целом, так и для анализа функционирования отдельных его единиц, производства речи и текста. В духе лингвистики Пражской школы, эта модель телеологична (от греческого слова, обозначающего ‘цель’), то есть показывает предназначение, функции языка. Современная социолингвистика, теория коммуникации и социология коммуникации также заимствовали модель Якобсона для описания коммуникативных процессов. В отличие от швейцарского языковеда, основателя структурной лингвистики, Фердинанда де Соссюра (точнее, от понимания идей Соссюра большинством его последователей), предлагавшего изучать языковую систему ‘в себе и для себя’, эта модель может учитывать не только сам язык, но и пользователя языка, включенного наблюдателя.

Н.Бор Идею наблюдателя ввел в научный обиход Нильс Бор, участвовавший с Якобсоном в семинаре в MIT, автор принципа дополнительности в физике и в науке вообще. Этот принцип можно сформулировать следующим образом: нет антагонистических противоречий, описания разных наблюдателей дополняют друг друга. Примечательно, что идею дополнительности Н.Бор выдвинул первоначально на примере разнообразия языков мира.

4. Нелинейные модели коммуникации. В последнее время в науке распространяются идеи философии диалогизма (ее связывают с русским ученым, литературоведом и лингвистом М.М.Бахтиным).

М.М.Бахтин
Две основные идеи Бахтина весьма существенны и для понимания процесса коммуникации: во-первых, необходимым признаком любого высказывания является его обращенность, адресованность, то есть, без слушающего нет и говорящего, без адресата нет и адресанта; во вторых, всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте (идея хронотопа: от греческих слов, обозначающих ‘время’ и ‘место’).
Р.Барт Близкие идеи высказывал и выдающийся французский семиолог (возглавлял кафедру общей семиологии в Сорбонне) Ролан Барт. По Барту, слово не имеет значения, слово – только возможность значения, получающее его в конкретном тексте. Более того, каждое новое прочтение текста создает новое значение, читающий как бы пишет свой собственный текст заново. Эти взгляды разрушают стройную и четкую, но все же примитивную картину ‘передачи и восприятия’ информации в первоначальной модели коммуникации по Шеннону.

Идеи Бахтина получили весьма широкое распространение в мировой лингвистике, литературоведении, теории коммуникации, и философии в последние двадцать лет. Французский исследователь болгарского происхождения Юлия Кристева (Julia Kristeva, р.1935, сферы ее деятельности – семиотика и литература, феминизм), развивая идеи Бахтина и Барта, предложила понятие интертекстуальности: всякий текст создается в виде ‘цитатной мозаики’, прямых или косвенных ссылок на ранее воспринятые чужие тексты. Сейчас эту идею Кристевой подхватили в самых разнообразных сферах, например, в исследовании языка кинематографа, в психоанализе, в исследовании рекламы (реклама весьма часто эксплуатирует интертекстуальные аллюзии в целях воздействия на потребителя: сильный, но нежный Панадол

Достаточно долгое время в лингвистике пользовались слегка расширенной моделью, перекочевавшей из математики и кибернетики, моделью коммуникации, предложенной американским математиком Клодом Шенноном (его имя в значительно большей степени известно, чем имя его соотечественника Уоррена Уивера), в конце 40-х годов. Эта модель сыграла значительную роль в развитии многих наук, связанных с обменом информацией, хотя сейчас ее уже можно считать ограниченной.

1. В данной модели (Шеннона-Уивера) всё внимание сконцентрировано на умении отправителя готовиться к такого рода посланиям.

2. Эта модель полностью игнорирует те выводы, которые для себя получатель послания.

3. Данная модель не уделяет никакого внимания устному выступлению.

Помимо этих терминов, Шеннон ввел еще понятия шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности.


Статичность модели Шеннона была восполнена понятием обратной связи (feedback). Это понятие позволяло сделать модель более близкой к реальности человеческого взаимодействия в коммуникации. Его введение было связано с проникновением идей кибернетики, в частности одноименной работы Норберта Винера (Norbert Wiener, 1894-1964), ‘отца’ этой науки. Модель стала более динамичной. Для того, чтобы модель коммуникации в большей степени соответствовала потребностям в других областях, помимо телеграфной, выдвигались и другие динамические теории коммуникации. Например, психологом Теодором М. Нькомом (Theodore M. Newcomb) была разработана более подвижная модель коммуникации, отражавшая взаимодействие участников коммуникативного акта, в особенности в отношении их когнитивного, эмоционального и артистического аспекта.




· Дописьменная культура с устными формами коммуникации, основанная на принципах общинного образа жизни, восприятия и понимания окружающей жизни.

· Письменная культура – эпоха индивидуализма, национализма и промышленной революции.

· Современный этап – электронное общество, задающее посредством электронных средств коммуникации многомерное восприятие мира по типу восприятия акустического пространства.

Достаточно долгое время в лингвистике пользовались слегка расширенной моделью, перекочевавшей из математики и кибернетики, моделью коммуникации, предложенной американским математиком Клодом Шенноном (его имя в значительно большей степени известно, чем имя его соотечественника Уоррена Уивера), в конце 40-х годов. Эта модель сыграла значительную роль в развитии многих наук, связанных с обменом информацией, хотя сейчас ее уже можно считать ограниченной.

1. В данной модели (Шеннона-Уивера) всё внимание сконцентрировано на умении отправителя готовиться к такого рода посланиям.

2. Эта модель полностью игнорирует те выводы, которые для себя получатель послания.

3. Данная модель не уделяет никакого внимания устному выступлению.

Помимо этих терминов, Шеннон ввел еще понятия шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности.


Статичность модели Шеннона была восполнена понятием обратной связи (feedback). Это понятие позволяло сделать модель более близкой к реальности человеческого взаимодействия в коммуникации. Его введение было связано с проникновением идей кибернетики, в частности одноименной работы Норберта Винера (Norbert Wiener, 1894-1964), ‘отца’ этой науки. Модель стала более динамичной. Для того, чтобы модель коммуникации в большей степени соответствовала потребностям в других областях, помимо телеграфной, выдвигались и другие динамические теории коммуникации. Например, психологом Теодором М. Нькомом (Theodore M. Newcomb) была разработана более подвижная модель коммуникации, отражавшая взаимодействие участников коммуникативного акта, в особенности в отношении их когнитивного, эмоционального и артистического аспекта.

· Дописьменная культура с устными формами коммуникации, основанная на принципах общинного образа жизни, восприятия и понимания окружающей жизни.

· Письменная культура – эпоха индивидуализма, национализма и промышленной революции.

· Современный этап – электронное общество, задающее посредством электронных средств коммуникации многомерное восприятие мира по типу восприятия акустического пространства.

Вот пример: мозг человека является отправляющим, а его рот — кодировщиком, который кодирует послание, используя определенный язык. Воздух является средой (каналом), приемником будет ухо другого человека, мозг которого является раскодировщиком и адресатом.

По тому же принципу, посторонние звуки, присутствующие в воздухе мешают им говорить. Когда второй человек отвечает, это называется обратной связью. Когда модель только создали, компонентов было пять. Помехи, как дополнительный элемент, добавили позже.

Так как Шеннон был инженером, эта схема использовалась, прежде всего, для улучшения технологии коммуникаций, предпочтительно телефонных. Целью была максимизация способностей телефона и полное удаление помех.

Впоследствии Уивер применял эту схему ко всем видам переговоров или коммуникаций. Модель прославилась как модель Шеннона-Уивера. В инженерии модель Шеннона также известна как информационная теория и используется в науке для подсчета передачи информации между аппаратами.

Пример модели Шеннона-Уивера.

Бизнесмен посылает письмо своему сотруднику, используя текстовое послание с телефона. Он желает написать ему о деловой встрече, связанной с продвижением их бренда. Сотрудник получает неполное письмо из-за помех. Выглядит это так:

Бизнесмен: «У нас будет деловая встреча в офисе …(“в 8 часов утра” пропало из-за помех или проблем с телефонной связью).

кодировщик — оператор телефонной связи,

канал — мобильная сеть,

помехи — текст, пропавший из-за плохой связи,

раскодировщик — мобильный телефон,

пункт назначения (адресат) — сотрудник.

Степени коммуникативных проблем

По словам Шеннона-Уивера существуют три степени проблем с коммуникацией. Это:

1. Техническая проблема — проблема вызвана каналом.

Преимущества модели Шеннона-Уивера

· Понятие шума помогает сделать общение эффективнее, убрав источник шума или техническую неисправность, вызывающую помехи.

· Модель включает и обратную связь, а значит, ее можно применить к любому виду переговоров или коммуникаций.

· Коммуникация имеет математическую оценку в модели Шеннона-Уивера.

3. Помимо этих терминов, Шеннон ввел еще понятия шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности.

По Шеннону и Уиверу выделяются две основные группы шумов:
Механические (шумы канала) – возникают из-за технических несовершенства параметров каналов коммуникации (помехи в ТВ и телефоне, шум за окном, мешающий восприятию речи и тд.)

1.Шумы источника:

1)Язык, его правильное или неправильное использование;

Шумы получателя

•избирательное внимание;

Гипотеза селективной экспозиции (selective exposure): люди избегают информации, противоречащей их собственным ценностям, убеждениям, аттитюдам и т. п., — то есть избегают диссонанса и, напротив, ищут резонансную информацию

Когнитивный диссонанс - состояние, характеризующееся столкновением в сознании человека противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления

Это понятие, как фильтр, порождающий семантические шумы было впервые обосновано социальным психологом Л. Фестингером.

Наличие диссонанса приводит человека к стремлению от него избавиться, чем сильнее диссонанс, тем сильнее мотив избавиться от него.

Согласно концепции Фестингера, диссонанс может быть устранен изменением любого из противоречащих друг другу элементов:

- изменение внутреннего когнитивного элемента (чувств, поведения);

- изменение среды, ситуации.

•избирательное восприятие

•избирательное запоминание

Подкрепляет существующие аттитюды и поведенческие модели

Еще одним вариантом семантического шума является фундаментальная ошибка атрибуции, обусловленная психологическими особенностями субъекта. Каждый раз при положительном исходе взаимодействия человек приписывает основные заслуги в этом своим личным качествам, отодвигая на второй план факторы ситуации среды, других людей. В случае негативного исхода взаимодействия в качестве объясняющего фактора выдвигается среда, ситуация, другие люди и на второй план уходят факторы личных качеств

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

1. Характеристика моделей коммуникации (модель Шеннона-Уивера, модель Т. Ньюкомба, модель Якобсона)

Модель Шеннона-Уивера

  1. источник информации;
  2. передатчик;
  3. канал передачи;
  4. приемник;
  5. конечную цель.

шеннона-уивера

Модель Шеннона-Уивера

Помимо этого, Шеннон ввел понятие шума

Модель Теодора Ньюкомба

Обозначается как ABX-модель, где A и B — участники коммуникации, а X — внешний объект или событие, по поводу которого происходит коммуникация. Между А и В возникает ряд отношений: А к В, А к Х, В к А, В к Х.

Модель Ньюкомба

Модель Ньюкомба

Общая тенденция коммуникации — стремление к симметрии. Если А и В соориентированы положительно, то их отношение к Х будет одинаковым. Если А и В относятся к Х одинаково, то происходит усиление отношений, развитие симпатии. Если А и В относятся к Х по-разному, то происходит зарождение неприязни.

Модель Якобсона

Модель Якобсона

Модель Якобсона

Читайте также: