Получил странное сообщение от девушки интервью казаха

Обновлено: 05.07.2024

Правозащитник Ермек Тайчибеков, приговорённый в Казахстане к семи годам лишения свободы за интервью, в которых он рассказывал о притеснениях русских в стране, хочет получить российское гражданство. Об этом он заявил в интервью RT. По словам Тайчибекова, обвинение в разжигании межнациональной розни беспочвенно и незаконно.

— Лингвистическую экспертизу опубликованных интервью использовали как доказательство обвинения в разжигании национальной розни с использованием СМИ. Как вы оцениваете такие выводы экспертов?

— В моих интервью нет призывов к насилию. Я не оправдывал насильственные действия против кого-либо. Никому не угрожал и никого не оскорблял. Меня привлекли к уголовной ответственности не по закону, а по беспределу.

— Вас предупреждали, что вы будете привлечены к суду за подобные высказывания?

— Я узнал о том, что в отношении меня возбуждено уголовное дело, лишь 23 сентября 2020 года, в момент моего задержания.

  • Адвокат Тайчибекова зачитывает комментарии подзащитного

— Вы предполагали, что ваша позиция может стать поводом для преследований? Ведь вы и раньше часто критиковали власти за неприемлемую национальную политику.

— Я не экстремист. Я не призывал к насилию. В отличие от 500 тыс. казахских нацистов, которые в феврале 2020 года призывали к убийствам дунган.

— Есть ли у вас последователи в Казахстане? Много ли людей, которые разделяют вашу точку зрения, или больше тех, кто критикует вас?

— Против меня не народ, а Комитет национальной безопасности.

— Некоторые казахские СМИ пишут, что вы якобы связаны с российскими правоохранительными органами. Другие, наоборот, называют вас проектом казахстанского Комитета безопасности.

— Это скандальная методика — назвать кого-то проектом КНБ или ФСБ. Мне в КНБ предлагали сотрудничество за $3 тыс. в месяц в 2015 году. Я отказался. Меня посадили в тюрьму. Теперь сажают и уже не предлагают сотрудничество.

— Рассматриваете ли вы возможность уехать навсегда из Казахстана, если будет такая возможность?

— Я стучусь во все двери. Я сижу в тюрьме абсолютно ни за что, просто так, уже второй раз. В моих действиях нет преступления. Я не вижу защиты для себя здесь, в Казахстане.

Адвокат Тайчибекова Галым Нурпеисов также рассказал RT, на какую помощь из России надеется осуждённый.

— Ваш подзащитный обращался к властям РФ с просьбой предоставить политическое убежище?

— Ермек хотел бы получить политическое убежище. И он действительно хотел бы получить российское гражданство и уехать из Казахстана, ведь это уже второе уголовное дело по одной и той же статье, где не имеется состава правонарушения, состава преступления. Я это заявляю как адвокат, который знаком со всеми нюансами в материалах уголовного дела. Но, согласно закону о гражданстве Российской Федерации, пока человек осуждён, он эти вопросы решать не может.

— Какие были нарушения со стороны следствия с момента возбуждения уголовного дела и до оглашения приговора?

Врач-невролог Эмилия Гречаник, которую казахские националисты заставили записать видео с извинениями за то, что она говорит на русском.

— Огромное количество. Ермек оставался без адвоката довольно продолжительное время. Меня не допускали к этому делу, а позже запретили посещать Ермека в следственном изоляторе. Мне пришлось через суд обжаловать действия следователя и признать их незаконными.

— Какие вы видите нарушения в работе лингвистической экспертизы?

— Эксперты даже не смогли ответить, какая общая смысловая нагрузка у этого текста. Это интервью. Что такое интервью? Это определение мнения и высказывание своего убеждения. А мнение криминальным не бывает. Бывает криминальным действие или бездействие.

— Часто ли в Казахстане осуждают людей по 174-й статье (разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни)?

— Эта статья очень универсальна. Основная масса люде по ней привлекалась за разжигание религиозной розни. В прошлом году у меня было первое дело по разжиганию сословной розни. По разжиганию именно национальной розни, как у Ермека, ранее у нас крайне редко возбуждались дела, потому что Казахстан себя позиционировал как многонациональное государство. Чтобы соблюдать этот принцип, старались максимально не применять именно такую правовую норму.

Наверно, вам попадались на глаза тоненькие книжицы с забавным названием “Эти странные (далее указывались: итальянцы, шотландцы, датчане и т.д.)”. Меня, естественно, заинтересовал вопрос: а что думают о казахах иностранцы, длительное время проживающие в Алматы и составившие вполне определенное мнение о казахах. Мое мини-исследование ни на что не претендует, не призывает и не разоблачает. Просто его результаты показались достаточно забавными и интересными. Имена моих собеседников, разумеется, изменены, что явилось условием их откровенности. Ниже — краткий и обобщенный портрет нас, родимых. Глазами иностранцев.

Казахи — странный народ. Наверное, нигде в мире не встретишь такого гармоничного сочетания современного прозападного образа мышления и бережного отношения к старинным традициям. Во многих домах алматинских казахов можно увидеть модную мебель, новейшие марки компьютеров и прочей электроники, детей, запросто болтающих на английском языке. И в то же время — комнаты с корпешками и подушками на полу, бабушек в национальных халатах со старинными браслетами на руках, с трудом изъясняющихся со своими внуками. Как правило, в таких семьях царят согласие и любовь, при том, что в доме могут звучать одновременно два-три языка, а члены семьи с увлечением слушают как попсу, так и домбру. Культ старших, особенно стариков, восхищает, вызывает искреннее уважение ко всей нации. Хотя здесь нередко могут возникать проблемы, связанные с различным менталитетом старшего поколения, выросшего в условиях коммунистического режима, и младшего, активно осваивающего реалии капитализма. Однако этот конфликт поколений чаще всего разрешается без скандалов и упреков в силу природного такта казахов при общении с аксакалами.

Иностранцы, как правило, удовлетворены своими отношениями с местными партнерами. Естественно, у казахстанских предпринимателей, как и у всех на пространстве СНГ, еще только формируется необходимый опыт ведения бизнеса с иностранцами, но казахи, пожалуй, многим могли бы дать фору в этом вопросе. Некая расхлябанность (не более, чем у других) при ведении бизнеса, снисходительное отношение к срокам и датам поначалу смущают и удивляют. Но постепенно, лучше узнав казахов, иностранцы приспосабливаются и с пониманием кивают, когда казахский партнер объясняет несвоевременное выполнение обязательств юбилеем любимого дяди или рождением очередного племянника. При этом иностранцы оперируют фразами типа “меня кинули”, “прокатили”, “подставили”. Их они освоили, работая на рынке Казахстана.

— Вы бы видели, как кидают в России! — воскликнул один из иностранцев.

Казахи гордятся своей историей, долго и увлеченно рассказывают о победах и батырах, что не может не вызывать уважения. Но, как заметил один итальянец:
— Конечно, исторических памятников и произведений древней культуры сохранилось не так много, как, например, в Риме.

Поразило другое. История казахов настолько многообразна и многовариантна, что не знаешь, кому верить. Некоторые, ничем не смущаясь, доходят до утверждения, что зарождение цивилизации началось именно с казахов. Казахи гордятся своей историей и культурой и, думаю, небезосновательно, но. Вы понимаете меня? С восхищением узнал, что практически каждый казах знает своих предшественников до седьмого колена. Любой мальчуган запросто отчеканит вам имена своих предков, живших в незапамятные времена. А некоторые без ложной скромности могут показать вам собственное генеалогическое древо, начинающееся с великого Пророка.

Как правило, иностранцы отмечают наличие многочисленной родни у казахов. И, как следствие, свадьбы, похороны, поминки, рождение ребенка, юбилеи, сватовство и прочее-прочее — неотъемлемая часть жизни казахов. При этом стол должен ломиться от угощения независимо от материального благополучия хозяина. Это совсем неплохо, дружно заверяют иностранцы. Но почему-то не говорят, что хорошо. Просто констатируют. Зато есть нечто, что их неприятно удивляет. На банкетах и семейных праздниках, которые так любят казахи, в обязательном порядке можно встретить “величайших мыслителей человечества”, “людей удивительной скромности и кристальной чистоты”, “гордость казахского народа” и т.д. Неопытный иностранец поначалу восторгается обилием таких выдающихся личностей за одним столом. Зато опытный обязательно уловит закономерность: чем выше должность “личности” (скажем, председатель налогового комитета или депутат), тем громче возвеличивается гость.
Однако, многочисленная родня у казахов все-таки больше предмет зависти, чем удивления. Иностранцев восхищает, что помощь родственникам, даже не очень близким, в трудную минуту считается естественным проявлением. Поэтому семья, потерявшая близкого человека, не остается одна со своим горем.

Казахские женщины, точнее казахстанские, без преувеличения, намного красивее, чем европейские. Во всяком случае, так говорят иностранцы, находясь здесь в командировке. (Узнать бы, что говорят наши мужья, находясь в командировке там).
Особенно хороши алматинки, независимо от национальности. Они изящны и женственны, и не стесняются это подчеркивать, надевая красивые и яркие наряды. На Западе женщины предпочитают удобство красоте. Однако казахи не доверяют умственным способностям женщин (вероятно, в силу национальных традиций). И воспринимают их как собственность. Пусть даже как ценную собственность. Впрочем, это не мешает казахам искренне заботиться о своих женщинах и любить их. Мои собеседники порой приводили в пример какого-нибудь крупного бизнесмена (или же чиновника), высококультурного и образованного человека, имеющего трех жен, не менее культурных и образованных, в Астане, Алматы и в Москве. Наверное, с точки зрения мужчины это восхитительно, но каково его женам?

Казахская кухня — для людей с мужественным желудком, отметил представитель одной азиатской страны. — Моя родина не может служить образцом гигиены и чистоты, но казахи, особенно в провинции, не отличаются от нас в этом. Национальная традиция есть бешбармак прямо из блюда, наверное, еще терпима, но есть непосредственно руками!? Пощадите хотя бы иностранцев!
Зато с чувством юмора у казахов все в порядке. Однажды, в одном ауле (я был еще новичком в стране) мне подали, как почетному гостю, голову барана.
— Что я должен с ней делать? — спросил я.

— Поцеловать и передать соседу, — ответил один из гостей.

Некоторые иностранцы очень робко пытаются рассуждать на нашу больную, но любимую тему. Не ясно, что первично для казаха: нация или клан? Вот что рассказал мой восточноевропейский собеседник.

— Один западный казах так прямо и говорит: есть мы, а есть прочие казахи.
Это не самое странное выражение, принимая во внимание, что тот мой собеседник по сути своей очень скромный и вежливый человек. Казахи, прежде всего, представители своего клана (рода). Это важно знать и понимать, работая с казахами. Кто этого не понял — уехал. Только клановая тема закрыта для иностранцев. Казахи предпочитают обсуждать вопросы межкланового деления только между собой. Я, кстати, тоже помалкиваю.

Внедрение капиталистических отношений у нас пошло дальше и глубже, чем во многих продвинутых в этом смысле странах.

— Я вынужден без конца нарушать закон, — жалуется представитель родственного нам (по корням) государства, — но давать деньги работнику милиции даже у нас опасно. А у вас работник автоинспекции почему-то озабочен сохранностью моего бюджета.
Так и говорит: “Штраф платить будем или сэкономим?”. Однажды, по неопытности, я сказал, что буду платить штраф, оформляйте протокол. Эта процедура отняла более получаса. В результате себе же оказалось дороже. С тех пор я с благодарностью и страхом принимаю заботу работников автоинспекции.

Некоторые из моих собеседников обозначили больную для них тему коррупции. Особенно в организациях, с которыми невозможно избежать общения, — паспортными столами и прочими аналогичными службами. Вызывает уважение пафос, с которым работник такой службы отказывает иностранцу: “Здесь мы не у вас!”. Но потом шепотом выясняется, что решить вопрос можно, только…

Мне повезло, попался и такой иностранец, который знал нас еще в доперестроечный период.
— Главное у казахов — жажда к дипломам! Пусть вас это не смущает, постепенно она перерастет в жажду к знаниям. И это особенная, отличительная, я бы сказал, черта казахов. Причем — очень важная. Это поможет вам со временем войти в число передовых стран мира. Конечно, уровень вашего образования оставляет желать лучшего. Бесчисленное количество академий и университетов внушает незнающему человеку некий трепет. Но количество, я уверен, должно непременно перерасти в качество.
Врожденная гибкость казахов, умение быстро перенимать лучшие аспекты современного бизнеса — это неотъемлемо. Это отражается и на языке: современный казахский язык представляет помесь казахского с русским и английским.
Конечно, приятно слышать такие комплименты в адрес моих соотечественников. Однако нечто заставило и насторожиться. Мой собеседник, осторожно и тщательно подбирая слова, попытался сравнить нас японцами.
— Японцы, — рассуждал он, — вошли в мировой бизнес, не теряя своей культуры. Это проблема, насколько я понимаю, актуальна и для вас. Но у вас вопрос иной раз ставится несколько иначе: все наше — лучшее, так сказать, первичнее, а все чужое – оно …чужое. Или я ошибаюсь?

Естественно, я понимала, что задала своим респондентам непростую задачу — дать обобщенный портрет современного казаха. Вот и получилось — то мы гибкие, то нет. Комментируя нашу религиозность, иностранцы, как правило, с удовлетворением, а некоторые даже с восторгом, отмечали терпимость в этом вопросе, требующем особого такта. Многие конфессии чувствуют себя в Казахстане достаточно комфортно, говорили мне. Может, поэтому есть среди казахов такие, которые с удовольствием берут от ислама право на многоженство, от христианства — разрешение употреблять алкоголь и закусывать колбасой. Но есть и такие, которые упорствуют в своем, как бы это помягче сказать, традиционализме, требуя… Впрочем, вы знаете, что они требуют.

Кадр из видео

Необычный анонс интервью записала казахстанская журналистка с Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Журналистка телеканала "Хабар 24" Вера Захарчук записала необычный анонс интервью с Президентом Токаевым.

Судя по всему, видео было снято на камеру смартфона сразу после беседы с Главой государства.
Ниже диалог из видео.

"Это я, настоящий, не двойник", - говорит Президент.
"Мы записали очень откровенное интервью по поводу всего происходящего в нашей стране", - рассказывает Вера Захарчук.
"Посмотрите интервью, действительно", - добавляет Касым-Жомарт Токаев.
"Есть на что посмотреть?" - спрашивает Вера Захарчук.
"Я думаю, и послушать стоит", - отвечает Президент.
"Особенно кое-кому. " - заканчивает журналистка.

Фото Живущая в Казахстане русская женщина рассказала о происходящем

По словам жительницы Казахстана, в республике ничего еще не закончено: город буквально наводнен тысячами митингующих. Она поделилась причинами того, почему люди вышли на улицы.


Фото: кадр из видео

Женщина отметила, что никто не думал, что события развернутся таким серьезным образом.


Фото: BAZA

По словам жительницы Алма-Аты, после увиденного теперь им сложно понять, есть ли в республике армия.

О том, что аэропорт зачищен, как и площадь Республики, о чем говорилось в СМИ утром 6 января, собеседница издания узнала только от журналистов. По ее словам, последнее точно является неправдой.

По словам женщины, в городе орудуют мародеры, это коснулось и ее семьи, ведь у них есть свой магазин.

Также у женщины спросили, кто на самом деле митингует в Алма-Ате. По ее словам, русских там нет.

Также она отметила, что те, кто не принимает участие в протестах, старается держаться скоплений людей подальше и обходить те улицы, где идут митинги.

Также у жительницы Казахстана спросили, слышала ли она об отправке в Казахстан объединенных сил ОДКБ.

На этом вопросе беседа с жительницей Казахстана прервалась: в республике вновь отключили связь.

Читайте также: