Лидер 21 века сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Самые востребованные hard skills (твёрдые навыки):

-Принятие решений на основе данных

Положительные и отрицательные аспекты лидерства

Что дает человеку лидерство или ради чего он хочет им стать, заключается, например, в том, что он получает возможность доминирования над другими, ощущает радость, удовольствие от полноты жизни и осуществления желаний и целей, чувство собственной важности, уверенности в себе и в будущем, комфорта, востребованности, достигает признания. Негативным аспектом выступает его стремление к бездуховности, когда собственные ценности нивелируются и реализуются только те, которые помогают достичь успеха, соответствуют обстоятельствам, преобладает установка на утилитарность, прагматизм.

- Важная особенность, по моим наблюдениям , — ограниченные навыки работы в "неструктурированной реальности".

"Если нет отвертки, чтобы вскрыть пульт от кондиционера, они теряются. Если на нужную тему нет коммента блогера, нет четкого указания, куда идти, что делать, — то же самое. Это напоминает американскую образовательную модель прошлого века, когда у каждого студента или школьника есть треки, по которым их ведут. В итоге люди привыкают, что они все время ведомые. В этом, мне кажется, причина возникновения большого количества неформальных лидеров мнений, за которыми все молодые следят, и это облегчает жизнь. Можно сказать, это поколение интеллектуального фастфуда". [5]

Исследовательская часть

I часть – проведение опроса учащихся

Я провёл исследование среди учащихся, чтобы выявить уровень понимания лидерства и наличие интереса к этой теме у подростков нашего лицея.

В 4 классе опрошено 29 учащихся

Вывод: учащиеся 4х классов считают, что лидер – это тот, кто несёт ответственность за команду, быстро принимает решение, умеет находить общий язык с людьми, может внушить уверенность, что всё будет хорошо. Четверть ребят отметили наличие отличных умственных способностей у лидера. Считают, что в коллективе нужен лидер, большинство для себя его выделяют. Что интересно, это для пятерых ребят из класса лидером является учитель. Большинство считают, что лидера можно критиковать, и он должен эту критику принимать. Ребята не считают, что лидером может быть человек определенного возраста, пола, вдобавок, лидером не может быть человек, наделенный отрицательными качествами. Удивило то, что большая половина не хочет быть лидером. 1\3 класса стала бы лидерствовать, так как это круто, тебя уважают. Лидерские качества могут проявиться и в кризисной ситуации, и при полной свободе действий. 13 человек из 29 считают, что формировать лидерские качества нужно и в этом помогло бы создание кружка в школе. Четверть класса не считает нужным формировать лидерские качества.

В 6 классе опрошено 28 учащихся

Вывод: учащиеся 6х классов считают, что лидер – это тот, кто несёт ответственность за команду, быстро принимает решение, умеет находить общий язык с людьми, может внушить уверенность, что всё будет хорошо. Лишь двое учеников отметили отменный ум лидера. Считают, что в коллективе нужен лидер, но большинство наличие лидера в классе отрицает. Для одного ученика из класса лидером является учитель. Большинство считают, что лидера можно критиковать, и он должен эту критику принимать. Ребята не считают, что лидером может быть человек определенного возраста, пола, вдобавок, лидером не может быть человек, наделенный отрицательными качествами. Удивило то, что большая половина не хочет быть лидером. 1\4 класса стала бы лидерствовать, так как это круто, тебя уважают. По мнению шестиклассников, лидерские качества могут проявиться больше в кризисной ситуации, чем при полной свободе действий. 16 человек из 28 считают, что формировать лидерские качества нужно и в этом помогло бы создание кружка в школе. 11 человек отрицают необходимость формирования лидерских качеств.

В 8 классе опрошено 17 учащихся

Вывод: учащиеся 8х классов считают, что лидер – это тот, кто несёт ответственность за команду, быстро принимает решение, умеет находить общий язык с людьми, может внушить уверенность, что всё будет хорошо. Лишь трое учеников отметили наличие отменного ума у лидера. Считают, что в коллективе нужен лидер, практически все ученики выделяют в своем коллективе наличие лидера, причем с огромным уважением называя одноклассницу по имени и отчеству. Большинство считают, что лидера можно критиковать, и он должен эту критику принимать. Ребята не считают, что лидером может быть человек определенного возраста, пола, вдобавок, лидером может быть человек с отрицательными качествами. Удивило то, что большая половина не хочет быть лидером. 1\3 класса стала бы лидерствовать, так как это круто, тебя уважают. По мнению восьмиклассников, лидерские качества могут проявиться больше не в кризисной ситуации, а при полной свободе действий. Половина ребят считают, что формировать лидерские качества нужно и в этом помогло бы наличие урока в школе. 5 человек отрицают необходимость формирования лидерских качеств.

Анализ проведенного опроса:

Все ученики выбрали практически одни качества лидера

- несёт ответственность за команду,

- быстро принимает решение,

- умеет находить общий язык с людьми,

- может внушить уверенность, что всё будет хорошо

44 человека из 74 нуждаются в подбадривании, в позитивном настрое на всё происходящее.

Учащиеся 4-х классов, в отличие от старших детей, лидером могут выбирать взрослого человека, например, учителя.

38 учеников из 74, а это больше половины опрошенных, не желают быть лидерами.

52 ученика из 74 считают нужным формирование лидерских качеств и выбирают для этого урок или кружок в школе.

Я организовал ZOOM конференцию для общения с Маратом Радисовичем. Мы пообщались 25 минут. Беседа была очень познавательная и продуктивная для меня. Марат Радисович раскрыл своё понимание сути лидерства, рассказал о значимости этой темы для общества, для нашей страны. Слушая его, я сделал соответствующие выводы:

- лидер - это активный, открытый, позитивный по отношению к людям и ко всему новому человек. К тому же ответственный, готовый сделать больше, чем нужно, убеждающий окружающих в верности выбранного решения и пути;

- возможность результативного участия в конкурсе, а также удерживание позиции лидера достигается наличием умственных способностей и образования. Не просто получить образование, а иметь желание и способность учиться постоянно.

- для процветания нашего общества и страны необходимо формировать лидерские качества с молодого возраста;

- изучение всех школьных предметов так или иначе делают человека разносторонним, глубоким, логичным, развивает творческие, физические, эстетические способности. И конечно образованный человек, занимающий лидирующие позиции будет созидать на благо окружающим, на благо нашей страны;

Целью данного проекта являлось выяснение кто такой лидер, какие качества присущи лидеру нашего времени. В ходе изучения данной темы были поставлены и решены следующие задачи:

проанализированы теории лидерства исследователей разных времён;

рассмотрены качества современного лидера и лидера в прошлом;

предложен один из шагов для мотивации к интересу образования, а также для формирования лидерских качеств

На основании изученной темы, можно подвести итог:

Моя озабоченность тем, что сомнительные люди стали занимать лидирующие позиции в среде молодежи нашла объяснение – это недостаток знаний, опыта, желание найти того, кто поведёт за собой легким путём. Значит иметь знания и образование необходимо как людям с лидерскими качествами, так и тем, кто выбирает лидеров.

Исправлять негативную тенденцию предлагаю через организацию кружков по данной тематике, что является выбором и интересом учащихся Прекрасным решением будет приглашение людей – лидеров в разных областях в лицей к нашим ребятам. И этих людей, в том числе предостаточно среди родителей лицеистов.

Прокачай своё лидерство. Джон Максвелл © 2014 by John C. Maxwell

Опросник Приложение

1. По вашему ЛИДЕР – это тот, кто… (отметь нужное)

- выполняет работу за всех;

- несёт ответственность за команду:

- быстро принимает решения;

- самый физически сильный;

- умеет находить общий язык с разными людьми;

-материально обеспеченный, имеет всё самое лучшее;

- может внушить уверенность, что все будет хорошо

2. Нужен ли лидер в коллективе?

3. Есть ли в вашем классе лидер?

- да, назовите имя

4. Можно ли лидера критиковать?

5. Может ли быть лидером человек с отрицательными качествами?

6. Ты стремишься стать лидером?

- да, потому что это круто, тебя уважают

- да, потому что хочу командовать

- да, потому что не хочу подчиняться другим

7. Должен ли лидер принимать критику в свой адрес?

8. Лидером может быть только мужчина?

9. Считаете ли вы, что наличие лидерских качеств зависит от возраста?

10. Лидером стать легче…

- в кризисных ситуациях

- если получают полную свободу действий

11. Считаете ли вы, что необходимо формировать лидерские качества?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Секция: «Дополнительное образование

в контексте реализации регионального проекта

Робин Шарма. (Сл2)

И здесь, несомненно, помогает дополнительное образование. В сущности, дополнительное образование — это мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Одним из приоритетных направлений работы нашей школы является патриотическое воспитание обучающихся: (Сл6)воспитание патриотизма и любви к Родине; приобщение кадет к традициям и истории Отечества, города, семьи, школы; осмысление себя как гражданина общества. (Сл7)Главная задача кадетского образования – не подготовка ребят к армии, а воспитание гражданина, развитие лидерских качеств у воспитанников. Наравне с общеобразовательными предметами (Сл8)ребята занимаются строевой подготовкой, хореографией, изучают кембриджский английский. В школе создан хор кадет. (Сл9) Результатом данной деятельности являются успешное участие наших учеников в различных конкурсах как городского, так и областного уровня. Показательны участия наших воспитанников в областном и региональном кадетских балах.

На изменение активности подростков оказывают (Сл10)влияние социально значимые дела, которые требуют максимальной отдачи от каждого участника и в которых происходит четкая идентификация социальной роли и индивидуальной позиции подростков, а отсюда и формирование лидерских качеств. Так как я являюсь классный руководителем кадетского класса, (Сл11)мы с моим классом принимаем активное участие в социальных проектах основная цель, которых оказание реальной помощи городу, школе, местному сообществу, району. Начиная с 5 класса, я работаю над формированием лидерских качеств у своих учеников. Мною разработан план воспитательной работы, который включает в себя различные мероприятия, способствующие формированию лидерских качеств. (Сл12)Я провожу тематические классные часы, на которых ребята с нетерпением ждут новых занятий, где мы будем использовать элементы критического мышления, ребята имеют возможность самостоятельно ставить цели, принимать решения, находить выходы из ситуации. Кроме того тесно работаю с активом класса, за каждым из которого закреплена своя группа единомышленников. Правильное распределение работы в группе позволяет ученикам реализовывать себя в различных видах деятельности. Ребятам интересно видеть вдруг в друге советников, помощников, нравиться управлять, руководить своими маленькими микро группами. Поддержке лидерских качеств также способствует участие (Сл13)и как результат победы в предметных областных и дистанционных олимпиадах, региональных и всероссийских конкурсах. Им предшествует работа с каждым ребенком по индивидуальному плану.

На своих занятий, использую различные методики, чтобы в результате формировались такие устойчивые качества, коммуникабельность, сопереживание, ответственность, инициатива сочувствие, самоуважение. Это позволило учить подростков вглядываться в человека, раскрывать его способности (в том числе и латентные), создавать условия для действия других, чтобы за ними чаще оставалось право выбора.

(Сл14)Очень важно для каждого подростка найти свое место в жизни, раскрыть индивидуальные способности и талант. На сегодняшний день наше общество нуждается в сильных людях, способных принимать решение, брать на себя ответственность и вести других за собой, т. е в лидерах.

Качества, необходимые современному руководителю успешного бизнеса

Чтобы руководить успешным бизнесом, сегодня требуются совсем иные качества, нежели полвека назад. Твердая рука, жесткая бизнес-модель остались в прошлом. А что нужно сегодня - и в будущем?

Качества лидера

Важнейшая составляющая предпринимательства - умение быть лидером. Но опыт прошлого тут не поможет, потому что мир бизнеса постоянно меняется. Если сегодня вы вдруг начнете как "большой босс" 50-х буквально лаять на подчиненных, вряд ли вы завоюете их симпатии. А панибратство и офисная вольница в стиле 90-х не способствуют быстрому достижению результатов, что при нынешней конкуренции приведет к отставанию от соперников.

Так каким же должен быть успешный лидер в XXI веке? Вообще-то кое-что так и остается неизменным: способность работать эффективно и внедрять инновации, быть для сотрудников образцом для подражания - это всегда ценно. Но одного этого недостаточно, и сегодня формируется новый тип лидера, названного в одной консалтинговой фирме Просвещенным Воителем.

Он решителен, проницателен и постоянно работает над тем, чтобы в компании появлялись все новые и новые идеи, считает консультант по менеджменту Марк Стивенс, автор книги Your Management Sucks. Такой Просвещенный Воитель и есть образец бизнес-лидера XXI века.

Просвещенный - потому что впитывает информацию из всех возможных источников и видит новые бизнес-возможности раньше остальных. А воитель - потому что стремится во что бы то ни стало достичь поставленных целей и готов к борьбе - с конкурентами, с собственными недостатками и организационными недочетами в компании.

"Борьбу необходимо вести постоянно, - подчеркивает Стивенс. - И дело тут не только и не столько в том, чтобы, скажем, уволить опоздавшего сотрудника. Надо все время задаваться вопросом: а что мы делаем не так? Это борьба с самоуспокоенностью".

Как полагают эксперты, востребованность именно такого типа лидера обусловлена несколькими факторами. Один из них - высокие темпы технического прогресса, открывающего новые возможности практически перед любым бизнесом. Два других связаны с людьми: это все более пестрый возрастной, этнический, тендерный состав рабочей силы в США и ее дефицит, ожидающийся в результате ухода на пенсию беби-бумеров.

Предпринимателям придется постараться, чтобы обеспечить работу компании на фоне таких тенденций. Что им для этого понадобится:

Способность адаптироваться

Это именно то, что сейчас нужно больше всего, даже если вы ничего больше не умеете, кроме как адаптироваться, уверен Марти Лински, соучредитель консалтинговой Cambridge Leadership Associate из Кембриджа (Массачусетс). Рынок меняется практически ежедневно, так что главы компаний должны быть готовы быстро осваивать все новое и перестраиваться на марше. "Перемены - это не нечто экстраординарное, а норма сегодняшнего дня, - говорит Лински. - И задача гендиректора - сделать так, чтобы его компания была способна соответственно трансформироваться, а не ограничиваться тупым следованием ранее избранной стратегии".

Самое трудное здесь - понять, что для этого нужно изменить в самой фирме и что можно затронуть, ничего не испортив, предупреждает Марти Лински. "Это очень сложно, - добавляет он. - Приходится делать трудный выбор, иногда отказываясь от чего-то, что приносило успех прежде".

Лински убежден, что глава фирмы должен не только проявлять гибкость сам, но и сделать бизнес гибким. Для этого необходимо создать в фирме атмосферу, благоприятную для того, чтобы сотрудники высказывали собственное мнение и выявляли проблемы до того, как они обострятся. Все должно быть организовано так, чтобы из ошибок извлекались уроки.

"Я знаю один крупный банк, гендиректор которого выбирает самый серьезный просчет года, из которого сделаны серьезные выводы, и направляет виновного сотрудника в "турне" по филиалам банка - рассказывать о собственном горьком опыте, - говорит Лински. - Такое нечасто встретишь".

Рик Лепсингер, соавтор Flexible Leadership: Creating Value by Balancing Multiple Challenges and Choices, считает, что гибкость позволяет топ-менеджерам выйти за рамки накатанных решений.

"Важно понять происходящее и не спешить действовать по старой схеме, а спросить себя: что здесь могло бы сработать? - рекомендует Марти Лински. - В разных ситуациях эффективны разные решения".

Самосознание

Перво-наперво, прежде чем браться за решение проблем компании, лидерам нужно присмотреться к самим себе, считает Кен Блэнчард, соавтор книги The One Minute Manager и автор Leading at a Higher Level. "Сначала посмотрите на себя, - советует он. - Поняв себя, вы будете готовы руководить командой и всей фирмой".

С этим согласен Алан Джилбург, директор Gilburg Leadership Institute в Холиоуке (Массачусетс). Лидер должен зрить в корень и отказываться от неэффективных способов ведения бизнеса. По словам Джилбурга, на сегодняшний день налицо два типа руководителей: предпочитающие принимать важные решения в одиночку, но не принимающие на себя ответственность за конечный результат и перекладывающие тяжесть выбора на других. "Все дело не в методах работы, а в том, кто их применяет", - говорит Джилберг.

Осознав свои сильные стороны, вы сможете нанять на работу тех, чьи достоинства дополнят ваши.

Отношения с персоналом

Все предприниматели утверждают, что сотрудники для них - главная забота. Но, по данным консультантов по менеджменту, это на самом деле так лишь в очень немногих компаниях. Поскольку в структуре рабочей силы в США происходят значительные изменения, навыки управления персоналом становятся для успешного лидера все важнее, отмечает Труди Буржуа, президент и генеральный директор The Center for Workforce Excellence в Луисвилле (Техас).

Представители поколений X и Y отлично знают, что спрос на работников достаточно велик, поскольку общая численность рабочей силы в США сокращается, говорит Буржуа. Так что лидер должен научиться делать так, чтобы сотрудников на работе все устраивало - иначе он их лишится. Нередко преимущество в этом вопросе на стороне женщин-лидеров, поскольку они в целом больше внимания уделяют выстраиванию отношений с персоналом, нежели гендиректора-мужчины.

Молодым сотрудникам, среди прочего, необходимы признание их заслуг, доступность главы бизнеса и уважение к их индивидуальности. "Им важно, чтобы их работа на благо компании была замечена и отмечена, - утверждает Буржуа. - Стоит вам произнести "под моим руководством. ", как вы тут же услышите, что на самом деле ничегошеньки не сделали. Лидерам необходимо учиться иметь дело с самой диверсифицированной за всю историю США рабсилой".

А еще современный лидер должен помогать сотрудникам переживать изменения в бизнесе и в офисе. Что бы это ни было - перепрофилирование, слияние или оценка работы каждого, - служащие всегда нервничают, когда что-то нарушает заведенный порядок, предупреждает Дуг Стэйнарт, президент и гендиректор The Leaders Institute в Форт-Уорте (Техас). "Если руководитель видит необходимость перемен, он первым делом должен позаботиться о том, чтобы его персонал чувствовал себя при этом спокойно", - считает Стэйнарт.

Его консалтинговая фирма предлагает делать это в несколько этапов: сначала наладить в коллективе доверительные отношения и подавить в зародыше конфликтные ситуации, честно и открыто обсудив все потенциальные проблемы, затем приступать к вербовке сторонников готовящихся перемен, а когда такая команда собрана, как можно активнее демонстрировать признание заслуг сотрудников и вознаграждать их за хорошую работу.

Ясная цель

Нужно ли лидеру представлять себе будущее компании - единого мнения по этому вопросу среди экспертов нет. "Лидер - он же ведет за собой других, - рассуждает Кен Блэнчард. - А для этого необходимо ясно понимать, кто ты есть и к какому будущему стремишься".

А вот Марти Лински возражает: "Это, скорее, связывает руки. По моим наблюдениям, гендиректора становятся заложниками своего видения будущего компании и не замечают ничего, что в это не вписывается".

По мнению Лински, в нынешних условиях полезнее для бизнеса, если лидер может сформулировать вдохновляющую сотрудников цель. "Например, сделать лучший в мире автомобиль или систему домашней безопасности, - говорит Лински. - Это объективная задача, и совсем не то, что личное видение перспективы".

Решительность

Дни бесконечных совещаний миновали, считает Марк Стивенc. Современный мир меняется стремительно, и реагировать на это тоже надо быстро. Так что выработка консенсуса или вербовка сторонников хороши только до определенного момента, после которого лидер должен принять решение самостоятельно.

Стивенс рассказал про одного гендиректора, который перешел на пост председателя правления. К сожалению, новый гендиректор привел компанию к стагнации. Стивенсу было поручено разобраться, в чем дело: "Я сказал тому гендиректору: "Ваша фирма превратилась в дискуссионный клуб. И при этом ничего не делается". Прежний гендиректор вернулся в свое кресло, но, по словам Стивенса, было уже поздно - слишком укоренилась традиция ничегонеделанья.

Часто воспитывать в себе решительность приходится женщинам-руководителям. Учредитель и партнер даласской Amplyfi Consulting Джейни Хэррелл старается в таких случаях научить своих клиенток твердо стоять на своем.

"Я рекомендую женщинам изучить побольше информации и принимать обоснованное решение, ставя мужчин в известность без экивоков и как можно решительнее, - говорит Хэррелл. - Надо основываться на фактах и требовать уважения к себе".

Идеальный для 21 века стиль менеджмента - сплав сильных сторон мужчин и женщин, считает Труди Буржуа. Лидеру нужны и интуиция, и сосредоточенность на достижении финансовых показателей, умение строить отношения с людьми и аналитические способности.

Успешный руководитель

Коллегиальность

Проблемы, встающие перед современным бизнесом, невозможно решить, если руководители подразделений будут вариться в собственном соку, полагает Синтия МакКоли, старший научный сотрудник Center for Creative Leadership в Гринсборо (Северная Каролина). Поэтому гендиректору необходимо внедрить практику генерирования идей и обмена ими на всех уровнях. "Все больше требуется менеджеров, умеющих выходить за рамки узкой специализации, будь то работа с вендорами, клиентами или в других подразделениях", - уверена МакКоли.

Учредитель и президент военного подрядчика Cristek Interconnects из Анахейма (Калифорния) 45-летняя Кристи Кристич рассказала, что сформулировала конкретные требования к сотрудникам, рассчитывающим на успешную карьеру: участие в работе специально создаваемых под решение конкретной задачи групп, комплектование таких групп без проволочек, стремление к коллегиальности и активная помощь другим в освоении приемов коллективной работы. Как говорит Кристич, "все это положительно отражается на итоговых финансовых показателях". Ее компания на рынке уже 21 год, оборот за 2006 год - $15 млн., что на 10% выше, чем в предыдущем году.

Некоторые вещи не меняются Есть, однако, фундаментальные свойства личности лидера, которые актуальны всегда. Пожалуй, только в нынешних условиях они стали еще более актуальны, чем всегда. Среди них:

Соблюдение этических норм

Прошли те времена, когда гендиректор мог выплатить сам себе приличный бонус, в то же время урезав зарплату сотрудников. В 2003 году такой ход стоил места гендиректору и председателю авиакомпании American Airlines Дональду Керри - и это только один пример. Если вы, глава фирмы, не сидите на работе допоздна, чтобы уложиться в сроки работы над крупным проектом, будьте уверенье не перетрудятся и ваши сотрудники, говорит Эван Уиттенберг, директор Wharton Graduate Leadership Program при Университете Пенсильвании в Филадельфии. Ваши подчиненные будут брать пример с вас. "Возглавляя компанию, трудиться нужно так, как вам бы хотелось, чтобы другие трудились в ваше отсутствие".

Инновации

Очень немногие лидеры выстраивают компании, в которых поощряются инновации, отмечает Рик Лепсингер. Если в фирме не создана площадка для обмена новыми идеями и механизм превращения их в продукт, востребованный рынком, об инновациях можно забыть. Как говорит Лепсингер: "Необходимо приучить каждого думать, выходя за рамки привычного, и творчески относиться к делу".

Достижение цели

Очень часто, по мнению Лепсингера, в бизнесе очевиден разрыв между желаемым и действительным. Слишком многие руководители целыми днями только и делают, что представляют себе, как разрастется их фирма со временем, а исследования между тем показывают, что их сотрудники не очень-то способны работать так, чтобы воплотить смелое видение своих боссов в жизнь. "По нашим данным, видение будущего не стимулирует повышение качества работы, - рассказывает Рик Лепсингер. - Необходимо выработать конкретную стратегию и жестко ей следовать".

Кристи Кристич этот урок дался тяжело. В свое время она на два года ушла из фирмы ради работы в госучреждении. Вернувшись, Кристич обнаружила, что, хотя перед уходом ясно сформулировала хорошо продуманную картину будущего своей компании, сотня ее сотрудников мало чего добилась без ее ежедневного участия в работе.

"Я понимаю, что это моя вина, - говорит Кристич. - Теперь я стараюсь сама быть примером и задавать стандарты".

Большой босс

Как это было: "Большой босс" послевоенной поры в основном раздавал команды подчиненным-роботам. Идеал сотрудника для него - мужчина (чаще всего), не мыслящий себя вне компании. Живое воплощение конформизма, затянутое в серый фланелевый костюм, - он исполнял каждое пожелание босса.

Собственно, нередко и сам босс вырастал из таких же служащих. Утвердившись наверху, он беззастенчиво присваивал себе лавры за работу и идеи подчиненных.

Считалось, что часто менять работу - плохо для карьеры, и "большой босс" мог спокойно орать на нижестоящих и топать ногами, твердо зная, что большинство уйти не осмелится. Баланс между работой и личной жизнью? Об этом вообще речи не было.

Лозунг: "Делай как я сказал или проваливай".

Чем это плохо: Командная система руководства бизнесом не стимулирует креативность и инновации. В условиях быстроменяющегося рынка многие компании, возглавляемые "большими боссами", лопнули.

Лидер-нелидер

Расцвет: 1999 год.

Как это было: главное стремление нелидера - сделать так, чтобы сотрудники относились к делу творчески, а на работе ощущали себя комфортно. О том, чтобы на кого-то наорать, и речи нет, а сотрудников, напротив, поощряют высказываться. И без консенсуса здесь ничего не делается. Принятие решений немыслимо затягивается, пока нелидер раздумывает над предложенными вариантами, а возможности тем временем оказываются упущенными. Цели фирмы при этом часто бывают туманными, статистические данные о результатах ее работы - противоречивыми, или они вообще отсутствуют.

Компании с лидерами-нелидерами легко отличить по царящей в них развеселой атмосфере. Их сотрудники предпочитают костюмам гавайские рубашки и шорты. Хотя предполагается, что все должны работать, сколько положено, вполне приемлемо прерваться пару раз, скажем, на настольный футбол или что-нибудь в этом роде. По офису болтаются любимые собаки, а их хозяева расслабляются в комнатах отдыха. Перекусить можно пиццей, доставленной за счет компании.

Лозунг: "Все просто здорово".

Чем это плохо: Нелидеры не очень сильны в разработке успешных бизнес-планов или обеспечении хороших финансовых показателей. Большинство компаний с такими руководителями обанкротились.

Новый подход

Стиль менеджмента "пусть все идет как идет" срабатывал в фирме по продаже контактных линз и очков А&А Optical Co. до тех пор, пока ее масштабы были невелики. Но, когда под руководством 46-летнего Роберта Линера, владельца фирмы во втором поколении и по совместительству сейлз-менеджера, компания начала активно развиваться, многое пришлось изменить.

За последние четыре года годовой оборот фирмы, существующей уже 35 лет, вырос с $2,6 млн. до $8 млн. и сотрудники просто растерялись, не понимая, кто и что теперь должен делать. И Линеру пришлось взять роль лидера на себя. Вот что он счел необходимым предпринять:

Каков он, лидер XXI века?

Лидер XXI века – это умный, смелый, ответственный руководитель, который имеет амбиции повести за собой современных людей.

Известно, что лидер – это тот человек, который стоит во главе определенной группы людей, объединенных общими интересами. Я думаю, что одним из главных качеств лидера является умение слушать, а не только отдавать приказы и руководить. Настоящий лидер всегда выслушает людей, прежде чем принимать решение. Он соберет другие точки зрения, а не посчитает свою за единственно правильную.

Еще одним качеством лидера можно назвать умение взять на себя ответственность. Для этого он должен быть достаточно мужественным. Ведь лидер отвечает не только за принятое решение, но и за каждого человека его коллектива, их ошибки и промахи, удачи и успехи. Быть лидером – это в первую очередь очень ответственная роль человека в обществе.

Настоящий лидер XXI века – это умный и образованный человек. В современном мире, где люди имеют доступ к любой информации, важно быть любознательным и не пропускать любого важного события для коллектива. Поскольку лидер является примером для всех остальных, он также должен иметь высоко моральные качества и отстаивать общественную справедливость.

И все же можно быть достаточно умным, начитанным, мудрым, но не вести за собой коллектив. Лидер же, в моем понимании, должен уметь владеть словом. Все начинается со слова: если оно донесено правильно, то за ним следуют правильные действия, а далее и взаимопонимание. Это слово не всегда жесткое или мягкое, оно нужное. То есть лидер какой-то мерой еще и тонкий психолог. Он чувствует настроение коллектива и умеет повернуть его в правильное русло. Слова должны носить не только монологический характер, а больше диалогический. Все вопросы, проблемы и задания имеют свойство раскрываться в разговоре между лидером и обществом. Но последнее слово всегда должно оставаться за главой.

Я думаю, что лидер должен быть достаточно стрессоустойчивым и в любой ситуации владеть собой и своими эмоциями. Если при первой же проблеме он запаникует, то, смотря на лидера, коллектив также запаникует, и его будет сложно вывести с этого состояния, учитывая то, что чужой паникой практически невозможно руководить.

Также лидер должен быть альтруистическим. На первом месте – интересы коллектива, а потом уже личные. Человек имеет эгоистическую природу, поэтому я думаю, что это один из самых сложных аспектов лидерства: не думать о себе, когда ты нужен другим.

Интересно, что современные люди очень амбициозные. Они часто пытаются примерить на себя лидерство. Ярким примером является такое популярное явление как блогерство. Люди создают страничку в интернете или же соцсетях и собирают максимальное количество единомышленников. Это тоже своеобразное лидерство XXI века. Вот только есть разница между настоящим интернет-лидером и условным. Блогер, который ориентируется на собравшуюся публику, делиться тем, что, по его мнению, будет интересно другим и работает со своей аудиторией, является настоящим лидером. А вот тот, который ведет страничку исключительно как свой личный дневник, выкладывает вещи, которые интересуют только его, не учитывает пожелания читателей, это не лидер. Это человек, который просто хочет для себя пиара. Таких людей, к сожалению, большинство.

Мне кажется, что все люди, которые хотят стать лидерами и повести за собой других, должны брать пример именно с Иисуса Христа. Сейчас многие чувствуют себя достаточно одинокими, создают иллюзию любви и теплоты в виртуальном мире общений. Но этого недостаточно. Человек – социальное существо, ему нужно общество других людей и еще больше тот, кто сможет повести за собой – настоящий лидер XXI века.

Читайте также: