Поэзия первых послевоенных лет сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Послевоенная поэзия представлена эпической и лиро-эпической поэмой (А. Твардовский, А. Недогонов, Н. Грибачев, М. Луконин), публицистической лирикой (К. Симонов, А. Сурков, Н. Тихонов и др.), лирической песней (М. Исаковский, Л. Ошанин и др.), басней (С. Михалков, С. Маршак и др.).

Лучшим произведениям советской поэзии послевоенного периода присуще чувство современности, пафос творческого труда, созидания и борьбы за мир, пафос устремления страны вперед, к коммунизму.
Чувство советского патриотизма, которым были полны сердца советских людей, разгромивших фашизм, сливалось с чувством гордости за великую роль Страны Советов в судьбах всего человечества. Уверенный голос народа звучит в простых, воодушевленных этим гордым чувством словах поэта Исаковского:

Стоит страна большевиков,
Великая страна.
Со всех пяти материков
Звезда ее видна.
.
Народы знают:
Правда есть!
И видят — где она.
Дороги к счастью — с ней одной
Открыты до конца,
И к ней —
К стране моей родной —
Устремлены сердца.

Образ одного из зачинателей всенародного социалистического соревнования, Макара Мазая, создает в одноименной поэме С. Кирсанов (1951). Поэт, используя приемы романтического письма, показывает становление характера советского человека, прошедшего путь от неприметного деревенского подпаска до смелого новатора-сталевара и самоотверженного борца за коммунизм, трагически погибшего в фашистском застенке.

Мужественный образ непокоренного народа, с презрением отворачивающегося от трусов и предателей, сливается с сильным образом лирического героя, поэта большого сердца, больших дум и чувств.

Но даже лучшие из поэм о современности не отобразили широкой картины величественного социалистического строительства послевоенных лет, не создали еще полнокровного образа советского человека наших дней.

Построенная скорее на принципах лирической композиции, послевоенная поэма, выдвигая на передний план образ лирического героя, намечала лишь общие контуры основных героев поэмы. Она раскрывала их чаще всего в лирическом плане, в переживаниях, в описании, а не в действии, лишая их к тому же и своеобразия речи.

Послевоенной поэзии присущи и некоторые другие недостатки. Интонационный стих иногда трудно отличить от рифмованной прозы. Многие из поэм и лирических стихотворений растянуты и многословны и вследствие этого теряют выразительность. У ряда поэтов явно не хватило художественного мастерства для создания такой сложной формы поэтического искусства, как поэма.

В некоторых произведениях поэзии последних лет наметилось измельчание лирической темы. Действенный художественный образ подменяется вялым бытовым и пейзажным описательством.

Ещё теплы стволы орудий,
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните, люди,
Переступив войны порог…

Наиболее интенсивно развивалась поэзия в первые два-три года после окончания Великой Отечественной войны. Жизнеспособность её проявилась тогда впечатляюще, сильно, о чём говорило даже большое количество стихов, которые буквально затопили страницы журналов, сборников, специальных антологий. Победа словно бы отворила некие шлюзы, чтобы переживания, чувства, мысли, скопившиеся в человеческих умах и сердцах за время войны, смогли свободно излиться в поэтическом слове. Одухотворённая пафосом широкого обновления, поэзия 1945— 1955 гг. вовсе не спешила порвать с достижениями стихотворцев предшествующего исторического периода. Напротив, она свято берегла и хранила в себе главные творческие завоевания военного времени. И можно даже сказать, что связь двух соседствующих этапов в развитии советской поэзии никогда не была столь явственной и столь глубокой, как в переходные годы между войной и миром.

Ещё теплы стволы орудий,
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните, люди,
Переступив войны порог… (7)

Но переходность послевоенного времени не только провозглашалась поэтами. В самой поэзии оказалось связано с нею буквально всё, начиная от тематики, типа конфликтов, характера образности стихов и до их места и роли в общелитературном процессе.

Таким образом, перед послевоенной советской литературой сразу же встали в полный рост самые важные её задачи, требующие новаторского разрешения. Суровая и полная правда жизни, предельная приближённость к внутреннему миру человека, равно как и многообразие художественных решений, их гражданственность — вот что вышло на передний план развития литературы первых лет завоёванного мира. И можно сразу сказать, что именно поэзии принадлежал приоритет в осуществлении этой творческой программы.

Между тем поэзия ничего пе стала откладывать на завтра. С самого начала она обратилась к труднейшим проблемам послевоенного времени: ликование победы и жестокая память войны; благо возвращения к простым человеческим радостям и трудности самоопределения личности в новых жизненных условиях; нетерпеливое стремление скорее воочию увидеть коммунизм и тяжёлая реальность искалеченной войною страны. Об этих и многих других мучительных контрастах переходного времени поэты сразу заговорили серьёзно и страстно, сумев в течение всего нескольких лет создать немало художественных ценностей поистине непреходящего значения.

Наиболее интенсивно развивалась поэзия в первые два-три года после окончания Великой Отечественной войны. Жизнеспособность её проявилась тогда впечатляюще, сильно, о чём говорило даже большое количество стихов, которые буквально затопили страницы журналов, сборников, специальных антологий. Победа словно бы отворила некие шлюзы, чтобы переживания, чувства, мысли, скопившиеся в человеческих умах и сердцах за время войны, смогли свободно излиться в поэтическом слове.

Почти одновременный приход большого отряда молодых авторов заметно разнообразил картину поэтической жизни. Однако активная жизнеспособность, выдвигавшая поэзию на передний край литературы, проявлялась не только в обилии стихотворной продукции, множестве имён, в том числе ранее никому не известных. Высокая поэтическая волна, поднявшаяся вслед за победой, несла в себе и несомненно новые художественные качества, отличалась ярким своеобразием, которое ощущалось самими поэтами как необходимый отклик на изменившееся в ходе войны человеческое сознание, мироощущение, а ещё больше — на предстоящее в мирное время дальнейшее преображение всей жизни.
___________________________________________________________________
(22) Астафьев В. Выступление на IV съезде писателей РСФСР. — Лит. газ., 1975, 24 дек.
(23) Из писем С. Наровчатова к М. Дудину. Цит. по: Дудин М. Цикламены на цоколе. М., 1967, с. 47.
(24) Лит. газ., 1945, 22 мая.
(25) Рунин Б. Молодые голоса. (Заметки о лирике). — Новый мир, 1947, № 12, с. 182.
(26) Тихонов Н. Перед новым подъемом: Советская литература 1944 — 1945 гг. М. 1945, с. 49.
__________________________________________________________________
Ещё в конце войны поэты ощутили словно бы новый прилив творческих сил. Даже те из них, кто привык сохранять определённую дистанцию между стихом и текущим днём бытия, даже они заговорили о втором дыхании, открывшемся у них в предчувствии скорой победы:

Иначе думается, пишется,
И громкою октавой в хоре
Земной могучий голос слышится
Освобождённых территорий.

Весеннее дыханье родины
Смывает след зимы с пространства
И чёрные от слёз обводины
С заплаканных очей славянства. (27)

Одухотворённая пафосом широкого обновления, поэзия 1945— 1955 гг. вовсе не спешила порвать с достижениями стихотворцев предшествующего исторического периода. Напротив, она свято берегла и хранила в себе главные творческие завоевания военного времени. И можно даже сказать, что связь двух соседствующих этапов в развитии советской поэзии никогда не была столь явственной и столь глубокой, как в переходные годы между войной и миром.


Послевоенные стихи и составленные из них сборники были написаны в значительной мере поэтами-фронтовиками, и преимущественно это были молодые люди.

А вот фрагмент воспоминания поэта Павла Антокольского о встрече с Гудзенко в 1943 году:

После окончания Великой Отечественной войны Гудзенко работал корреспондентом в военной газете и успел издать ещё семь книг. В публикационном смысле ему повезло: в отличие от павших на фронтах молодых поэтов он успел увидеть свои стихи напечатанными, и не только в собственных сборниках, но даже и в антологиях.

У него есть и такое замечательное послевоенное стихотворение:

Я в гарнизонном клубе за Карпатами
читал об отступлении, читал
о том, как над убитыми солдатами
не ангел смерти, а комбат рыдал.

И слушали меня, как только слушают
друг друга люди взвода одного.
И я почувствовал, как между душами
сверкнула искра слова моего.

У каждого поэта есть провинция.
Она ему ошибки и грехи,
все мелкие обиды и провинности
прощает за правдивые стихи.

И у меня есть тоже неизменная,
на карту не внесённая, одна,
суровая моя и откровенная,
далёкая провинцияВойна.

Всё в Карпатах меняется к лучшему, –
отвори
двери в школу, где дети учатся,
с детворою поговори:
– Батько кто у тебя?
– По Латорице
гонит лес!
– Мой уехал туда, где строится
Днепрогэс.
Так в Карпатах ладится, спорится
мир чудес.

В графских замках теперь санатории
плотогонов и горняков.

Так меняется ход истории
по законам большевиков.

Всё в Карпатах меняется к лучшему
навсегда!
Мы отмаялись, мы отмучились,
стали жизни своей господа!

Оставим суду истории размышления на тему, были ль карпатские жители когда-нибудь господами своей жизни, кроме советского периода. Да и будут ли.

После окончания Великой Отечественной войны Гудзенко работал корреспондентом в военной газете до своей кончины в 1953 году. Тяжёлые боевые раны забрали жизнь у 31-летнего поэта.

Поэт Семён Гудзенко

Поэт Семён Гудзенко

Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придёшь совсем внезапно.

А ты придёшь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.

И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трёх человек у автомата.

И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметёт пути
на дальних подступах к воротам.

А в доме будут грусть и тишь,
хрип счётчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.

За это можно всё отдать,
и до того я в это верю,
что трудно мне тебя не ждать,
весь день не отходя от двери.

Поэт Вероника Тушнова

Поэт Вероника Тушнова

Я строил окопы и доты,
железо и камень тесал,
и сам я от этой работы
железным и каменным стал.

Я стал не большим, а огромным
попробуй тягаться со мной!
Как Башни Терпения, домны
стоят за моею спиной.

Я стал не большим, а великим,
раздумье лежит на челе,
как утром небесные блики
на выпуклой голой земле.

…все, кому фашиста-вора
не пришлось за горло брать
у того ль Мясного Бора,
где пришлось нам умирать,
где болотные озёра
мертвецы гатили в гать;

да, у Бора у Мясного,
где горела и броня,
средь кипенья снегового,
задыхаясь и стеня,
где, убитые, мы снова
воскресали из огня;

все, кому фашиста-фрица
не пришлось дугою гнуть,
про солдата-пехотинца
вспомяните как-нибудь.
Это он сумел пробиться,
проложить сквозь гибель путь.

Поэт Павел Шубин

Поэт Павел Шубин

Стихи Алексея Фатьянова, который прожил яркую сорокалетнюю (как видим, тоже недолгую) жизнь, памятны нам как любимые песни, но от этого не перестают быть стихами. Одно перечисление этих произведений восхищает и отрадно греет сердце. Вспомним, конечно, и композиторов, писавших на стихи уроженца Владимирщины Фатьянова.

И это лишь малая часть фатьяновского айсберга.

Поэт Алексей Фатьянов

Поэт Алексей Фатьянов

Жаль мне тех, кто умирает дома,
Счастье тем, кто умирает в поле,
Припадая к ветру молодому
Головой, закинутой от боли.

Подойдёт на стон к нему сестрица,
Поднесёт родимому напиться.
Даст водицы, а ему не пьётся,
А вода из фляжки мимо льётся…

Обильно присутствует в творчестве феерического морпеха Григория Поженяна, что и понятно, Чёрное море – столь возлюбленное сухопутным коренастым харьковским парнем, призванным на флот.

. Немцев было восемь. Наших – трое.
Немцы шли на малом. Мы – на полном.
Немцы шли за ветром. Мы – сквозь волны.
С ними был их бог. А с нами – сила.
Он им не помог. А нас носила
яростная злоба над волнами.
С немцами был бог. А море – с нами.
Море с нами – значит, каждым валом
нас волна собою прикрывала.

Поэт Георгий Поженян

Поэт Георгий Поженян

Поэт Юрий Левитанский

Поэт Юрий Левитанский

Прав сказавший: русская поэзия столь велика, что в ней взводами командуют генералы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата: 23.04.2020.

Учебная группа: ТЭО-19-1/9

Преподаватель: Скрипка Анна Викторовна

Ознакомиться с материалом лекции, используя указанные ссылки для просмотра видеороликов и презентации.

Оформить письменно тезисы к теоретическому блоку лекции по просмотренным материалам.

Срок выполнения работы: 25.04.2020!


Раздел 6. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

самый оперативный жанр (поэтический

призыв, лозунг, переживание потерь и

Цели: дать понятие о литературе военных лет; определить тематику поэзии как самого оперативного жанра, отметив органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя; развивать личностные функции как самопредъявление, сотворчество; воспитывать чувство патриотизма и глубокое уважение к защитникам Родины.

Введение в тему. Историческая справка.

Фронтовые судьбы песенной лирики.

Ведь из нашего срока

Было лишь четыре года,

Где желанная свобода

Нам, как смерть, была сладка.

Давид Самойлов

1. Введение в тему. Историческая справка.

Родина — одна из вечных моральных ценностей всего человечества. Слова о ней в мажорной тональности еще громче звучат в 30-е годы, прославляя единственную в мире Советскую страну.

Уже давно исследователи обратили внимание на то, что именно так — панорамно, декоративно, монументально — изображалась Родина в советской поэзии довоенных лет.

Прошло уже 75 лет с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной.

Цель нашего занятия – понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы.

Ольга Берггольц в первые дни войны скажет:

Мы предчувствовали полыханье

Этого трагического дня.

Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.

Родина! Возьми их у меня!

Я и в этот день не позабыла

Горьких лет гонения и зла,

Но в слепящей вспышке поняла:

Это не со мной — с Тобою было,

Это Ты мужалась и ждала.

Нет, я ничего не позабыла!

Но была б мертва, осуждена, —

Встала бы на зов Твой из могилы,

Все бы встали, а не я одна.

Я люблю тебя любовью новой,

Горькой, всепрощающей, живой,

Родина моя в венце терновом,

С темной радугой над головой.

Он настал наш час, и что он значит —

Только нам с Тобою знать дано.

Я люблю Тебя — Я НЕ МОГУ ИНАЧЕ.

Я И Ты! по-прежнему — одно.

Да, война – это страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы. Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры. На великую народную беду сразу откликнулись и поэты.

- Как вы думаете, какую роль играла в те суровые годы поэзия?

Миллионы людей в дни войны, которая не могла не быть высшей формой несвободы, прикоснулись вместе с тем к дыханию свободы (свободы от тирании сталинского режима). В дни голодной ленинградской блокады Ольга Берггольц скажет:

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

Где смерть, как тень, тащилась по пятам,

Такими мы счастливыми бывали,

Такой свободой бурною дышали,

Что внуки позавидовали б нам.

Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний. В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя ЛИРИКА.

- Почему лирика периода Великой Отечественной войны стала явлением уникальным?

- Каковы, по-вашему, особенности лирики военного времени?

Действительно, отсутствует деление на гражданскую, интимную, философскую и т.д. лирику;

имеет 3 основные группы жанров:

лирические (элегия, ода, песня),

сатирические (высмеивающие врага),

лироэпические (баллада, поэма);

многогранность и глубина лирики;

раскрытие сознания героя-освободителя, подвига труженика тыла;

музыкальность стиха соседствует с простотой изложения;

создается образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (родного города, села).

Поговорим о тех, кто сражался, кто сразу взялся за перо, чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укреплять мужество защитников.

4.Фронтовые судьбы песенной лирики

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой.

Действительно, песня стала еще одним мощным оружием в борьбе с вероломным врагом.

Вопросы для самопроверки:

Какую роль сыграла литература в годы Великой Отечественной войны?

Каковы же особенности лирики военного времени?

Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.

Внимание! Задание!

Лирика о Великой Отечественной войне:

О. Берггольц ,

А. Ахматовой,

Б. Пастернака, и др.;

песни А. Фатьянова;

Список используемой литературы

Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. // Под ред. В.П. Журавлева - М.: Просвещение, 2016

Литература: практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /

[Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; подред. Г.А. Обернихиной. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 272.

Читайте также: