Поэты 20 века о пушкине сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Форма урока: работа в группах. Урок рассчитан на 2 академических часа.

Оборудование урока: компьютер, экран, мультимедийная презентация (Приложение 3), сборники стихов.

  1. Прочитать стихотворение своего поэта, подготовить выразительное чтение
  2. Выяснить в биографии своего поэта его отношение к Пушкину
  3. Определите, какие проблемы и идеи поднимаются в стихотворении
  4. Что испытывает лирический герой, говоря о Пушкине?
  5. О каком периоде жизни Пушкина идет речь в стихотворении?
  6. Каков мир в стихотворении вокруг Пушкина?
  7. “Пушкин – это наше все”. Что это значит для вас?
  8. Как вы понимаете фразу: “Пушкин – солнце нашей поэзии”?
  9. А как понимает это поэт, автор стихотворения о Пушкине?

1. Вступление к уроку.

Слово учителя (Слайд 1)

Стихотворение Н. Ибрагимова "Помяни нас, спаситель" (Слайд 2)

Раз в столетье под видом поэта
В мир земной к нам приходит Христос.
Но всегда забывают про это
Среди будней житейских и гроз.
Все идет он, никак не согреясь,
И нигде не находит приют.
То его Александр Сергеич,
То Сергей Александрыч зовут.
И слова его Божьи, и ласку,
Даже то, что из мертвых воскрес,
Принимают за детскую сказку
В ожиданье реальных чудес.
Под ногами – небесная манна.
Жажда крови толпу горячит –
То кричит она слезно "осанна".
То "распни его" грозно рычит.
Мир, пронзенный Исусовой раной,
Пред своею виною большой
То поникнет башкой покаянной
То грешит окаянной душой.
Не жалея ругательств отборных,
И камней, и плетей, и плевков,
Мир поэту твердит: "Ты разбойник!
Будь же проклят вовеки веков!"
Вновь и вновь повторяется действо:
Хоть в опале поэт, хоть в чести,
Каждый век для него фарисейство
Водружает крутые кресты.
Вот и прах его бедный рассеян.
Но смотрите – сияет с икон
Златоглавый младенец Есенин
На руках у рязанских мадонн.
Свет поэзии свято хранится!
Он в рублевскую троицу влит,
Где в лазурной своей плащанице
С ликом ангела Пушкин сидит
И взирает с отцовской любовью
На внимающих Божьим словам,
Истекающих праведной кровью,
Пригвожденных к позорным столбам.
Он зовет нас в святую обитель,
Где мы с чистой душой восстаем.
"Помяни, помяни нас, Спаситель,
В поэтическом царстве своем!"

Трудно говорить о мере Пушкина в нашем культурной истории, а лучше сказать, о том, что Ходасевич назвал "русской легендой". Это не просто мера Первого национального поэта, создателя литературного языка, основателя национальной школы словесности: это и не мера удивительной личности, "русского человека, каким он станет через сто лет" (словами Гоголя), своего рода святого светской культуры, героя собственного жития. Пушкин русской легенды - это ее сердцевина, ее "первая любовь", как сказал о нем Ф. Тютчев.

И с еще большей силой во времена таких бунтов, каким было начало 20 века, в эпохи культурных затмений и крушений гуманизма, Пушкин становился часто последним оберегом, гением-хранителем свободной творческой культуры, "веселым именем", как писал умирающий Блок, которое соединяет "верных" и с которым не страшна обступившая тьма.

И Марина Цветаева, и Анна Ахматова, и Сергей Есенин, и Владимир Маяковский, и Александр Блок принадлежат к таким "верным" Пушкина. Их поэтическое становление проходило в эпоху, освещенную славой Пушкина, как никакая другая. Они открывали Пушкина, неизвестного его собственным современникам и всему XIX веку. Именно тогда они сами, самые яркие идейные выразители серебряного века, стали продолжением легенды Пушкина, многие из них предельно приблизились к самой сути Поэзии Пушкина, и эти попытки в их стихах получили содержательную аргументацию.

2. Постановка задач урока-исследования.

Учитель: Задача нашего урока – проследить в стихах поэтов серебряного века пушкинские традиции и личностное отношение к нему каждого из этих поэтов. (Слайд 3)

По ходу урока ученики заполняют таблицу в тетрадях

(пример таблицы дается учащимся до урока):

Анна Ахматова Марина Цветаева Сергей Есенин Владимир Маяковский Александр Блок

3. Исследовательская работа групп

Чтобы начать наш разговор, необходимо выяснить личное отношение каждого поэта к Пушкину (Слайд 4)

О каком периоде жизни поэта идет речь в стихах?

Учащиеся: Отвечает каждая группа, затем обобщается все сказанное учащимися (слайд 5)

Название стихотворения Тема – период в жизни Пушкина
А.Ахматова “Смуглый отрок бродил по аллеям” Годы учебы в Лицее
М. Цветаева “Стихи к Пушкину” Похороны Пушкина
В.Маяковский “Юбилейное” Посмертная слава поэта
  • А.Ахматова “Смуглый отрок бродил по аллеям”(1911)
  • М. Цветаева “Стихи к Пушкину” (1931 )

Учитель: В чем разница в восприятии Пушкина Ахматовой и Цветаевой?

Учащиеся отвечают. Все суждения по очереди записываются в таблицу (Слайды 5,6,7 появляются как обобщение сказанного учащимися)

  1. Определите, какие проблемы и идеи поднимаются в стихотворении
  2. Что испытывает лирический герой, говоря о Пушкине?
  3. Каков мир в стихотворении вокруг Пушкина?

Учащиеся отвечают, на экране появляются самые главные выводы из всего сказанного учащимися.

Анна Ахматова Марина Цветаева
Постоянный символический цвет - ахматовский Пушкин бел: белизна царскосельских статуй и коллонад, стройность парков и невских набережных. Постоянный символический цвет - черный ("черная дума, черная доля, черная жизнь. моя родная тьма")
Пушкин Ахматовой друг своих друзей Пушкин Цветаевой - НАШ Пушкин, благословляющий высокую дружбу и собирающий вокруг себя дружеский круг из новых поколений.
Ахматова не остается наедине с Пушкиным, ей не придет в голову жать ему руку, как у Цветаевой, но вся ее поэзия создается как бы в присутствии Пушкина. Эти стихи не посвящены Пушкину, как не посвящены родному языку - они дышат им:

И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Она выносит жестокий приговор времени, которое не поняло, а возможно, хорошо усвоило и потому убило поэта.

“бич жандармов, бог студентов, желчь мужей, услада жен”

“Пушкин – тога,
Пушкин – схима,
Пушкин – мера,
Пушкин – грань,
Пушкин, Пушкин,
Пушкин - имя,
Благородное – как брань”
“Свет на Руси”
“Умнейший муж России”

  • С.Есенин “Пушкину”(1924)
  • В.Маяковский “Юбилейное”(1924) (отрывок)
  • А. Блок “Имя Пушкинского дома”(1921)

Учащиеся выразительно читают стихотворения.

  • Определите, какие проблемы и идеи поднимаются в стихотворении
  • Что испытывает лирический герой, говоря о Пушкине?

Учащиеся отвечают. Все суждения по очереди записываются в таблицу (Слайды 8,9, 10, 11) появляются как обобщение сказанного учащимися)

  • Определите, какие проблемы и идеи поднимаются в стихотворении
  • Что испытывает лирический герой, говоря о Пушкине?
  • Каков мир в стихотворении вокруг Пушкина?

Учащиеся отвечают, на экране появляются самые главные выводы из всего сказанного учащимися.

Ученики продолжают работать с таблицей:

Сергей Есенин Владимир Маяковский Александр Блок
Идея - “я и Пушкин” (формы первого лица используются Есениным в три раза чаще, чем формы второго. Например: “стою я”, “говорю с собой”, “я сегодня хулиган”, “я говорю”, “я долго буду петь”, “мое пение” и т. д.) “Пушкин и мы”

Он бросает взор на всю поэзию со времен Пушкина и обнаруживает, что бедна “чересчур страна моя поэтами”, он дает яркие образные характеристики Некрасову, Есенину, Безыменскому и др.

Но больше всего его волнует именно то, что время его никак не способствует расцвету поэзии.

Хорошо у нас в Стране советов.
Можно жить, работать можно дружно.
Только вот поэтов, к сожаленью, нету — впрочем, может, это и не нужно.

  • Пропуская дней гнетущих Кратковременный обман,
  • Прозревали дней грядущих
  • Сине-розовый туман.

“Ты был повеса, как я сегодня хулиган”.

Я знаю: жребий мой измерен; Но, чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я.

“Дескать, муж у вас дурак и старый мерин.

И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.” Блок берет у Пушкина два слова, но эти два слова наполнены для него глубоким философским содержанием. “Тайная свобода” — это свободомыслие поэта. Поэт не свободен говорить, но он свободен думать и чувствовать. В этих словах мы опять видим гражданскую позицию: для Блока поэзия — это средство выражения идеи.

Стихотворение показывает очень бережное отношение поэта к Пушкину. От него как бы веет теплом, для Блока имя поэта — это “родной для сердца звук”. Такое отношение к великому поэту еще более трогательно, если знать, что стихотворение, посвященное Пушкину, одно из последних произведений Блока. Но даже уходя из жизни, Блок не стремится сравнить себя с Пушкиным, найти какое-то сходство, оценить свою роль в поэзии. Он лишь выражает глубокую благодарность поэту.

Учитель: (слайд 12) В Москве по соседству два памятника — Пушкину и Маяковскому. Не раз нам придется осмысливать это соседство, этот путь. Ещё недавно за столетним юбилеем Маяковского (1993) следовало двухсотлетие Пушкина (1999). Путь от Маяковского к Пушкину, к классическому пониманию призвания поэта. Пушкин оказывается всегда впереди. Пушкин перед гибелью (как бы предчувствуя ее) подводит итог своему творчеству, пишет “Я памятник себе воздвиг. ”. Маяковский перед гибелью (как бы предчувствуя ее) подводит итог своему творчеству, пишет “Во весь голос”.

Два памятника двум великим поэтам стоят они, бронзовые, на соседних площадях Москвы. Сбылось: “После смерти нам стоять почти что рядом. ”.

Поразительное сходство? Поразительное несходство? Первого убивают, второй убивает сам себя. Первый погибает, как Моцарт. Второй — убивает в себе Сальери? Ведь Пушкин — легкое имя, по слову Блока. Маяковский — тяжелоступ, тяжеловес, по слову Цветаевой. Да и сам он пишет о своих стихах: “стоят свинцово тяжело”. Пушкин говорит — “мы рождены для вдохновенья”, Маяковский — “как делать стихи”. Поэзию в этой статье он “разъял, как труп”, — метод пушкинского Сальери. Сто лет можно спорить, утверждать и опровергать, но вот — бесспорно: стоят два памятника в Москве, и это не зря.

И Блок и Пушкин понимали, что жить стоит только так, чтобы предъявлять очень высокие требования к жизни: всё или ничего, верить не в то, чего нет на свете, а в то, что должно быть, пусть этого сейчас нет и долго не будет. Поэт не может жить без раздумья о мире и о каждом человеке. Такова его судьба. Он на веки приговорён к этому беспокойству. Поэт и после смерти своей не даёт покоя всем, кто попадёт в его космический корабль, стартовавший в завтрашний день человечества.

Учитель: “Пушкин – это наше все”. Что это значит для вас?

Как вы понимаете фразу: “Пушкин – солнце нашей поэзии”? Знаете ли вы, чьи это слова? В нашей жизни эти фразы уже стали штампами. (Приложение 2 – дополнительная информация)

Ученики отвечают на вопросы.

Учитель: Давайте подведем итоги урока, составив синквейн по теме нашего разговора. Не забывайте, что сегодня каждый из вас на уроке представлял конкретного поэта серебряного века и должен в своем синквейне выразить его отношение к великому Пушкину.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Работа по составлению синквейна.

Синквейн (с франц.) - “пять строк”.

Учитель: Напоминаю вам Правила составления синквейна: (Слайд 13)

строка – слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

– два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

– три слова, глаголы или деепричастия, описывающие действия в рамках темы;

- фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

- слово-метафора, связанное с первым, отражающее сущность темы.

Задания группам – составить синквейн на слово ПУШКИН (Слайд 14, 15).

Группы работают, затем читают свои синквейны. (Приложение 1)

Итог урока. Учитель: Еще раз вспомним хрестоматийные:

"Пушкин - это наше всё" - слова Аполлона Григорьева.

И совершенно прав был поэт Леонид Мартынов, написав в 1974 году стихотворение “Старый Пушкин”:

Если Пушкина вообразим
Лет семидесяти или старше –
Ни Державин и ни Карамзин
Не проступят в нем по-патриарши,

А скорее общие черты
У него с Некрасовым нашлись бы,
Если б не с гранитной высоты
На дворцы он глянул и на избы.

А позднее бы приобрелось
(Что и есть в нем!) с Александром Блоком
Сходство, если б век свой перерос
Он, отнюдь не старцем став глубоким.

Потому что Пушкина нельзя
В облике представить стариковским,
Ибо сходен, грезя и грозя,
Он с Есениным и Маяковским.

И такая общность что ни час,
Что ни день становится заметней.
Этим он и привлекает нас,
Пушкин стосемидесятилетний!

И, развивая мысль поэта, можно продолжить, что и двухсотдесятилетний Пушкин будет нам близок и понятен всем русским людям, потому что он “наше все”: он был призван служить людям, тревожить их мысли, волновать их чувства и побуждать их к постижению жизни, он был призван “сиять” всем нам. Он принадлежит всем нам, его нельзя ограничить своей эпохой, он принадлежит Вечности. А сам он оказывается всегда впереди всех, сияя нам всем, как солнце.

Такой поэзии миры ещё не знают.
Недаром его славное чело
Так долго памятники украшают.
У ног его всегда лежат цветы,
Они свежи, они благоухают.
Как его детские и взрослые мечты.
Кто из живущих ныне - это знает.

Ав. Тамара Гулякевич.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Диалог с Пушкиным и о Пушкине вели писатели и поэты XIX века: Лермонтов и Г.

Диалог с Пушкиным и о Пушкине вели писатели и поэты XIX века: Лермонтов и Гоголь, Гончаров и Островский, Тютчев и Тургенев, Фет и Толстой. XX век…Дороги к Пушкину не миновали поэты Блок и Есенин, Маяковский и Цветаева, Ахматова и Пастернак. Каким будет движение к Пушкину в веке XXI? По мнению В.Г. Маранцмана, «взрыв интереса к Пушкину стал общественно значимой чертой нашего времени. В чём причина этого магнетизма? Прозрачная ясность Пушкина кажется глотком чистого воздуха в эпоху смятений и экологического кризиса не только природы, но и души. Пушкин. Худ. Ю.Т. Звирбулис

Пушкин, которому ведомы все страдания и страсти человека, притягателен све.

Кто даёт вам право спрашивать – Нужен Пушкин или нет? (М.Петровых.1935г.) М.

Кто даёт вам право спрашивать – Нужен Пушкин или нет? (М.Петровых.1935г.) М. Петровых. Худ. Б.Н. Ребрикова

XIX век В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер….

XIX век В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер… Н.В. Гоголь Н.В. Гоголь. Худ. Ф.А. Моллер

Величие Пушкина, как руководящего гения, состояло именно в том, что он так с.

Величие Пушкина, как руководящего гения, состояло именно в том, что он так скоро, и окружённый почти совсем не понимавшими его людьми, нашёл твёрдую дорогу, нашёл великий и вожделенный исход для нас, русских, и указал на него. Этот исход был – народность, преклонение перед правдой народа русского… Не понимать русскому Пушкина значит не иметь права называться русским. (Ф.М. Достоевский) Ф.М. Достоевский. Худ. В.Г.Перов.

29 января 1837 Из чьей руки свинец смертельный Поэту сердце растерзал? Кто с.

А.А. Дельвиг. Пушкин! Он и в лесах не укроется; Лира выдаст его громким пение.

А.А. Дельвиг. Пушкин! Он и в лесах не укроется; Лира выдаст его громким пением, И от смертных восхитит бессмертного Аполлон на Олимп торжествующий. А.А. Дельвиг

Ты имеешь не дарование, а гений… ты рождён быть великим поэтом: будь же этого.

Ты имеешь не дарование, а гений… ты рождён быть великим поэтом: будь же этого достоин… Плыви, силач. По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе. В.А. Жуковский В.А. Жуковский.

Пуля, поразившая Пушкина, нанесла интеллектуальной России ужасный удар. Ни о.

Пуля, поразившая Пушкина, нанесла интеллектуальной России ужасный удар. Ни одной стране не дано дважды рождать человека со столь выдающимися и столь разнообразными способностями. (А. Мицкевич) А.Мицкевич. Худ. В.Ванькович.

XX век Читатель – спутник, И в его висок Без отдыха стучится жилка Пушкина… Б.

XX век Читатель – спутник, И в его висок Без отдыха стучится жилка Пушкина… Б.Слуцкий Б.Слуцкий. Фотография.

России первая любовь Н. Доризо Всё в нём Россия обрела- Свой древний гений че.

России первая любовь Н. Доризо Всё в нём Россия обрела- Свой древний гений человечий, Живую прелесть русской речи, Что с детских лет нам так мила,- Всё в нём Россия обрела. Мороз и солнце…строчка – ода. Как ярко белый снег горит! Доныне русская природа Его стихами говорит. Всё в нём Россия обрела – Своей красы любую малость. И в нём увидела себя, И в нём собой залюбовалась. И вечность и короткий миг, И радость жизни и страданье… Гармония – суть мирозданья, Лишь он один её постиг! Н. Доризо

С юным Пушкиным всё в полной ясности И не существует опасности, Что припишут.

И.А. Ильин Пушкин не идеализировал русский строй и русский быт. Но, имея рус.

И.А. Ильин Пушкин не идеализировал русский строй и русский быт. Но, имея русскую душу, он из самой глубины её начал вслушиваться в душу русского народа и узнавать её глубину в себе, а свою глубину в ней. Для этого он имел две возможности: непосредственное общение с народом и изучение русской истории… Этот основоположник русского слова и русского характера был дарован нам для того, чтоб стать солнечным центром нашей истории. (И.А. Ильин)

А.А. Ахматова. Худ. Н.И. Альтман. *** Смуглый отрок бродил по аллеям, У озёрн.

А.А. Ахматова. Худ. Н.И. Альтман. *** Смуглый отрок бродил по аллеям, У озёрных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко, Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрёпанный том Парни.

XXI век о Пушкине Имя Пушкина – это имя великого писателя, прославившего нашу.

XXI век о Пушкине Имя Пушкина – это имя великого писателя, прославившего нашу страну своими стихами, поэмами, трагедиями, романами…Мне кажется, если бы не было Пушкина, то не было бы и настоящей, полноценной России. (Богомолов Антон) Когда я слышу имя Пушкина, я вспоминаю о том, как будущий великий поэт учился в Лицее. Вспоминаю ту картину, на которой изображён Пушкин на экзамене в Царскосельском Лицее. Он читает перед аудиторией свои стихи. Все были поражены. (Котельников Саша)

Для меня имя Пушкина многое значит. Читая его стихотворения, я нахожу в них о.

Для меня Пушкин не просто поэт XIX века, а что-то большее. Временами берёшь с.

Я в жизни своей никогда не встречал Того, кто Пушкинской книги ни разу не чит.

Под влиянием пушкинской поэзии в нас пробуждаются самые светлые, добрые и бла.

Русская душа, русский характер Русская природа Русский язык, русская речь Пер.

Заключение Пушкин… Пушкинская поэзия… Пушкинское время… Неисчерпаемые темы.

На уроках литературы в старших классах использую разные виды анализа текста (контекстный, литературоведческий, лингвистический, социокультурный, филологический, лингвопоэтический). И одним из наиболее частых методических приёмов, позволяющих решить поставленные задачи урока, является работа в группах. Этот приём позволяет учителю дать возможность каждому обучающемуся высказаться, выразить собственную точку зрения, научиться слышать друг друга, выработать коллективное мнение в решение проблемы.

ВложениеРазмер
urok_solntse_russkoy_poezii.docx 45.55 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТЕКСТНЫЙ (ИСТОРИКО – ЛИТЕРАТУРНЫЙ ) АНАЛИЗ

Цели урока: 1) выявить духовную связь поколений, взаимовлияние произведений художественной литературы разных эпох,

2) изучить особенности художественного мира поэтов XX века в свете их отношения к Пушкину,

3) развить умение творчески мыслить,

4) развить навык выразительного чтения наизусть стихотворения,

5) формировать эстетический вкус.

1) компьютерная презентация или

2) портрет Пушкина

3) портреты Маяковского, Есенина, Блока

4) цитаты Горького, Гоголя, Григорьева

5) распечатки стихотворений.

Тип урока: семинар

Учащиеся работали в 3 группах и готовили развёрнутые ответы на вопросы.

Пушкин - наше всё.

Пушкин у нас – начало всех начал.

Пушкин есть явление чрезвычайное…

I. Вступительное слово учителя о роли Пушкина в русской литературе.

А.С. Пушкин вошёл в русскую литературу как новатор:

- основоположник русского литературного языка

- основоположник метода критического реализма

- универсальный художник слова: поэт, прозаик, драматург

- основатель новых жанров литературы (роман в стихах…)

- новатор русского стихосложения (онегинская строфа)

Безусловно, его вклад в отечественную культуру огромен, а влияние на творчество поэтов-потомков безгранично.

- Как вы понимаете это выражение?

- Откуда оно появилось в языке?

- Перечитайте эпиграфы к уроку и прокомментируйте их. Запишите 1 из них в тетрадь.

(Солнце - источник тепла, света, энергии, жизни. Жёлтый цвет солнца и золота – символ достатка, богатства).

II. Духовная связь поколений. Отношение к Пушкину поэтов начала XX века: Блока, Маяковского, Есенина.

- Почему поэты XX века, относившиеся к разным модернистским течениям, с любовью и благоговением говорят о своём предшественнике?

Ответы I группы.

- Объясните смысл названия стихотворения . На какие 2 части оно распадается?

Пушкинский дом- это Институт русской литературы Российской Академии наук.

Благодаря Пушкину, основателю русского литературного языка, в Российской Академии наук появился Институт русской литературы.

- С чем у Блока ассоциируется имя Пушкина ? Какой приём использует поэт ?

- Чем дорог и близок лирическому герою Блока Пушкин ? Как он сохраняет верность идеалам Пушкина?

Демократизм в общении, простота и открытость Пушкина, не терпящего фальши и преклонения перед авторитетами. Эту же манеру перенимает и лирический герой Блока.

Поэт хочет передать родство душ и в то же время преклонение.

- Какие реминисценции при создании образа великого поэта использует в своём стихотворении Блок?

Ответы II группы.

- Объясните смысл названия стихотворения . Какова история его создания?

Стихотворение было написано в связи со 125-летием со дня рождения А.С.Пушкина.

Я знаю: жребий мой измерен.

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днём увижусь я.

- Какие черты личности и творчества Пушкина ценит Маяковский ? Какой тон выбирает поэт?

Маяковский выбирает доброжелательно-шутливую, дружески доверительную интонацию.

Мне приятно с вами,-

что вы у столика.

Лирический герой ценит Пушкина за талант:

за язык вас тянет,

используя при этом не высокий стиль, а разговорный, порой даже просторечный, любит Пушкина-человека за его страстность, эмоциональность, естественность, живость.
Вы

Пушкин, которому потомки поставили памятник, для Маяковского живой, реальный, во плоти человек, который мог ошибаться, любить, ненавидеть…

- Как связаны в стихотворении любовная тема , строки о Пушкине , о современниках и современной жизни?

Естественна или искусственна концовка стихотворения , звучащая как лозунг?

Поэтому так естественна, в духе Маяковского, концовка стихотворения, когда лирическим героем овладевает желание взорвать эту затхлую жизнь. Поэт открыто заявляет:

Вывод: Так стихотворение о Пушкине превращается в программное произведение Маяковского о назначении поэта и поэзии, в нём звучит прямая перекличка с Пушкиным (тема памятника поэту после смерти).

Ответы III группы.

- В какой форме написано стихотворение?

Это беседа лирического героя с памятником Пушкину на Тверском бульваре.

- Почему лирический герой Есенина на равных ведёт разговор с Пушкиным?

- Кем является Пушкин для Есенина? Какой стиль выбирает поэт?

- Как раскрывается в стихотворении тема памятника?

Вывод: Таким образом, Есенин в этом стихотворении незадолго до своей смерти боготворит Пушкина и размышляет о схожести их судеб.

III. Подведение итогов урока.

- Какое стихотворение вам понравилось больше и почему?

- Что объединяет эти 3 стихотворения?

1. время создания стихотворений

2. общая тема – любовь к Пушкину

3. мотивация написания стихов – потребность сказать о духовной связи поэта 19 века с поэтом 20 века

4. уважительное отношение поэтов 20 века ко всему наследию русской классической литературы.

Домашнее задание: 1) выучите 1 стихотворение о Пушкине М.Цветаевой или А.Ахматовой,

2) выпишите из стихов поэтов 20 века о Пушкине цитаты, характеризующие отношение поэтов к Пушкину.

Музы Музы, мусы (M o u s a i, "мыслящие"), аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокре.

Свиридов — последний из русских композиторов, который относился.

, таинственный город из глубины веков. В наши дни существует немало люде.

"А за окном то дождь, то снег". Наступит завтра на вчерашние следы, Луна опять заглянет в т.

-Музыка

-Метки

-Рубрики

  • Писатели и книги (871)
  • 19 век (100)
  • Бунин (63)
  • Чехов (33)
  • Достоевский (31)
  • Лев Толстой (24)
  • Пришвин (20)
  • Шекспир (15)
  • Куприн (14)
  • Лесков (13)
  • Аксаков (8)
  • Максим Горький (5)
  • Поэты и поэзия (669)
  • Поэты XIX века (153)
  • Лермонтов (33)
  • Заболоцкий (29)
  • Рубцов (26)
  • Анненский (19)
  • Фет (17)
  • Серебряный век (652)
  • Цветаева (152)
  • Блок (83)
  • Ахматова (60)
  • Гумилёв (51)
  • Мандельштам (42)
  • Есенин (26)
  • Бальмонт (22)
  • Хлебников (19)
  • Леонид Андреев (9)
  • Михаил Кузмин (4)
  • Волошин (3)
  • композиторы и дирижёры (462)
  • Бетховен (50)
  • Вагнер (27)
  • Шопен (26)
  • Шостакович (24)
  • Моцарт (18)
  • Шуберт (14)
  • Шуман (14)
  • Бах (11)
  • Дебюсси (10)
  • Сибелиус (7)
  • Лист (3)
  • живопись (440)
  • Голландия (38)
  • Ван Гог (29)
  • Ренуар (16)
  • Босх (9)
  • Марк Шагал (8)
  • Кандинский (4)
  • Русские художники (398)
  • Врубель (23)
  • Валентин Серов (19)
  • Коровин (16)
  • Левитан (15)
  • Крамской (9)
  • Кустодиев (9)
  • Иван Шишкин (8)
  • Борисов-Мусатов (8)
  • Васнецовы (7)
  • Кипренский (6)
  • Музыка и музыканты (382)
  • Ростропович (14)
  • Художники и картины (344)
  • Альбрехт Дюрер, (11)
  • Гейнсборо (6)
  • Искусство (310)
  • Волошин (15)
  • Мыслители (284)
  • Леонардо да Винчи (27)
  • Герман Гессе (19)
  • Флоренский (12)
  • Видео и фильмы (276)
  • Тарковские (65)
  • Артисты (256)
  • Русские композиторы (228)
  • Римский-Корсаков (22)
  • Скрябин (19)
  • Чайковский (17)
  • Свиридов (16)
  • Мусоргский (15)
  • Глинка (12)
  • Танеев (10)
  • Даргомыжский (4)
  • Балет (226)
  • Вне разделов (222)
  • Иван Толстой (30)
  • Есть женщины . (219)
  • Ольга Берггольц (15)
  • опера (198)
  • История России (194)
  • Цветы и поздравления (191)
  • Май (22)
  • Учёные и открытия (189)
  • Наши . (188)
  • Шукшин (24)
  • Шаламов (19)
  • Платонов (16)
  • космонавты (13)
  • Лихачёв (12)
  • Астафьев (12)
  • На здоровье (180)
  • Наша Земля (178)
  • Научно-популярное (177)
  • танцовщики (153)
  • нуриев (22)
  • Цискаридзе (20)
  • Барышников (20)
  • Васильев (16)
  • Лиепа (8)
  • Годунов (7)
  • нежинский (7)
  • Лавровский (1)
  • Святые . (151)
  • Замечательные люди (132)
  • Cкульптура (131)
  • Микеланджело (22)
  • 1812, 1945 (130)
  • Герои 1812 (16)
  • Пушкин (130)
  • Города и памятники (130)
  • Великие балерины (128)
  • Максимова (24)
  • Анна Павлова (13)
  • Уланова (10)
  • Замечательные места и промыслы (123)
  • Природа. Животные (105)
  • Песни и мелодии (104)
  • Русские не в России (104)
  • Борис Зайцев (10)
  • Авангард (103)
  • прерафаэлиты (21)
  • кандинский (13)
  • Ларионов и Гончарова (10)
  • Филонов (3)
  • Театр и актёры (103)
  • Обучающие материалы (103)
  • Еда (94)
  • Фотографии (91)
  • Аудиокниги (83)
  • Наша родина (82)
  • Наука (82)
  • Кто мы (81)
  • Славянская культура (76)
  • Пастернак (76)
  • О Японии (71)
  • Рахманинов (65)
  • ДаКар (61)
  • Балетмейстеры (54)
  • Баланчин (8)
  • Минкус (6)
  • Эйфман (5)
  • Материаловедение (52)
  • Бродский (46)
  • Архитектура (44)
  • Гауди (11)
  • Геометрия и символы (39)
  • Эшер (6)
  • Экопроблемы (39)
  • Романовы (36)
  • Моря и океаны (36)
  • Реки и озёра (15)
  • Непознанное (31)
  • Шестидесятники (19)
  • Аксёнов (8)
  • Мудрые . (14)
  • справочники (13)
  • Возрождение (9)
  • Леонардо да Винчи (2)
  • северное возрождение (2)
  • Рюриковичи (8)

-Поиск по дневнику

-Статистика



Портрет Пушкина, выполненный по заказу Дельвига в 1827 Орестом Кипренским внебрачным сыном помещика Дьяконова (по документам записаным в семью крепостного Адама Швальбе)


Вивьен. "Портрет Пушкина". 1826

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство.

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.


Пушкин как нельзя более национален и в то же время понятен для иностранцев. Он редко подделывается под народный язык русских песен, он выражает свою мысль такой, какой она возникает у него в уме. Как все великие поэты, он всегда на уровне своего читателя: он растёт, становится мрачен, грозен, трагичен; его стих шумит, как море, как лес, волнуемый бурею, но в то же время он ясен, светел, сверкающ, жаждет наслаждений, душевных волнений. Везде русский поэт реален, - в нём нет ничего болезненного, ничего из той преувеличенной психологической патологии, из того абстрактного христианского спиритуализма, которые так часто встречаются у немецких поэтов. Его муза - не бледное существо, с расстроенными нервами, закутанное в саван, это - женщина горячая, окружённая ореолом здоровья, слишком богатая истинными чувствами, чтобы искать воображаемых, достаточно несчастная, чтобы не выдумывать несчастья искусственные.



Г. Гиппиус. "Портрет Пушкина". 1828 г. Литография.

Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни.


Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела, между тем как прежде она была, по удачному заглавию одного из старинных журналов, "Приятным и полезным препровождением времени" для тесного кружка дилетантов. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель. Вся возможность дальнейшего развития русской литературы была приготовлена и отчасти ещё приготовляется Пушкиным.



Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е. Н. Ушаковой. 1829

Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко.


Пушкин - природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами. Поэтому правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у него совпадают автоматически. Пушкину никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением, - и это оставшееся вдохновение, не превращенное прямым образом в данное произведение и всё же ощущаемое читателем, действует на нас неотразимо. Истинный поэт после последней точки не падает замертво, а вновь стоит у начала своей работы. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою.



Т. Райт. "Портрет Пушкина". 1837 Гравюра на стали. В этом портрете И.Е. Репин подметил: "Обратите внимание(. ) что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя, государственный ум."



Неизвестный художник. "Портрет Пушкина". 1831? Это апокрифический портрет поэта, не имеющий в чертах лица никакого сходства с Пушкиным. Покрой одежды и манера письма дают основание датировать портрет 1860-ми годами. Поэтому дату "13 июля 1831 года" можно считать фальшивой.



В. А. Серов. Пушкин на прогулке. 1899



Б. М. Кустодиев. А.С.Пушкин на набережной Невы. 1915.



В. А. Серов. "Пушкин в парке".

Исследователи иконографии поэта спорят о том, в каком месте изображен серовский Пушкин: в Царском Селе или в деревне. Но важно ли это? Очень точно на этот вопрос ответил И. Е.Репин: "Серов, как Толстой, как Чехов, более всего ненавидел общие места в искусстве - банальность и шаблонность."



И. Л. Линев. "Портрет Пушкина". 1836-37 г.г. Холст, масло. Здесь Пушкин представлен совершенно натурально, без всяких прикрас. Это последнее прижизненное изображение Пушкина.

Читайте также: