Поэтические образы сестер милосердия сообщение

Обновлено: 05.07.2024

3. Начало формирования женского движения(1617г.)

Стремление помочь проявлялось в человечестве
издревле.Две молодые женщины, принадлежавшие к
высшему свету и ведшие праздный образ жизни, из
любопытства зашли в церковь, где в тот момент
проповедовал де Поль. Его слова настолько поразили
девушек, что они впоследствии решили посвятить себя
служению бедным.
Однажды одна из этих двух женщин, госпожа
Шассуанье, попросила де Поля упомянуть в проповеди
некое бедное семейство, в котором имелись больные
дети. Винсент исполнил просьбу, и после службы сам
отправился навестить несчастных.
Он с удивлением заметил, что множество людей
двигалось в том же направлении, неся съестные
припасы."Можно было подумать, что это крестный
ход", - рассказывал он потом.
Рис.2- Святой Викентий де
Поль(1581-1660)
— католический святой,
основатель
конгрегации
лазаристов и конгрегации
дочерей милосердия.

4. Начало формирования женского движения

5. Первая община сестер милосердия(1633г.)

6. Сестринское дело

7. Флоренс Найтингейл – национальная героиня

8. Медаль имени Флоренс Найтингейл

9. Избранные вдовы Петербургского Вдовьего дома

10. Крестовоздвиженская община сестер милосердия

11. Крестовоздвиженская община сестер милосердия

Хирург Н.И.Пирогов, говоря о неоспоримом вкладе в
мировую историю русских сестёр милосердия, к наиболее
выдающимся среди них относил Екатерину Бакунину.Она
одной
из
первых
отправилась
в
составе
Крестовоздвиженской общины в Крым для оказания
помощи раненым и больным воинам, вначале работая
обычной сестрой, а затем по настоянию Великой княгини
Елены Павловны во главе общины.
На этом посту
Е.М.Бакунина проявила большие
организаторские
способности, неустанно объезжая самые отдаленные
госпитали,
вникая
в
проблемы
снабжения
медикаментами, продовольствием, теплой одеждой. По
ее ходатайству раненым регулярно выдавалось теплое
белье. Часто она сопровождала обозы с ранеными,
разделяя с ними все невзгоды тяжелого пути и оберегая от
равнодушия и разгильдяйства нерадивых работников.
По окончании войны Е.М.Бакунина продолжила
возглавлять
Крестовоздвиженскую
общину
сестер
милосердия.
Рис.9.Бакунина Екатерина
Михайловна
(31 августа 1810 г.- 18
декабря 1894 г.)

12. Крестовоздвиженская община сестер милосердия

13. Международное движение Красного Креста

14. Светские общины

Работы было много, много
требовалось и умелых женских
рук. Готовить сестер милосердия
стали различные организации, в
первую очередь — так
называемые сестринские или
светские общины. Это были
светские по духу и
благотворительные по сути
объединения.
Рис.13
В создании массового института светских общин ведущую роль играла Россия, тогда
как в государствах Западной Европы преимущество было за религиозными
общинами. Светские же общины как бы и возникли с одной целью — лишь для
обучения медицинского сестринского персонала, подготовки его для работы в
условиях войны. Если попытаться провести аналогии с современностью, то по
уровню специальных знаний и навыков сестру милосердия светской общины
следовало бы поместить, скорее всего, между сиделкой и медицинской сестрой.

15. Первое Училище для лекарских помощниц и фельдшериц

16. Первое Училище для лекарских помощниц и фельдшериц

17. Сестры милосердия в Первой мировой войне

18. Сестры милосердия-сегодняшний день

19. Заключение

В результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам:
1.Движение сестер милосердия зародилось в Европе в 17 веке и
приобрело массовый характер к середине 19 века. Оно стало важным
фактором в последующих войнах. Причиной возникновения подобных
движений
является
появившаяся
необходимость
подготовить
квалифицированные кадры для ухода за ранеными во время войн,
становившихся все более ожесточенными.
2.Работа сестрой милосердия давала
реализовать себя в обществе и найти профессию.
женщинам
возможность
3.Главное отличие сестер милосердия - духовная поддержка раненых. Их
руки, слова, взгляд, которые возвращают больного к жизни в не меньшей
мере, чем все то, что создано современной медициной.


Существовала тождественность образов: канонизированная святая изображается в роли сестры милосердия. Так, на одной из картин католическая святая Елизавета Венгерская, ставшая символом женского милосердия, кормит с ложки больного, лежащего в постели. В агиографической традиции с появлением ряда текстов, описывающих жизнь святой Елизаветы, происходит последовательное накопление легенд о ней, существенная часть которых была связана с делами милосердия. Образ Елизаветы становится частью западноевропейской культуры, попадая в изобразительное и музыкальное искусство; так, например, когда Тангейзер в одноименной опере Р. Вагнера произносил имя святой Елизаветы, наваждение чертогов Венеры исчезало, и он получал прощение небес. Таким образом, самая ранняя традиция изображения сестер милосердия – христианская – это религиозные тексты и иконопись.

Войдите, добрые, войдите! –
Сказал им часовой небес. –
Любовью обе вы горите;
А большего не нужно здесь.
Бог всем открыл свои владенья,
Кто осушал потоки слез,
Под жестким ли венцом мученья,
Иль под венками пышных роз. (Перевод М.Л.Михайлова)

Флоренс Найтингейл реорганизовала сестринское дело в Англии, положив начало современному пониманию ухода за больными. После Крымской войны 1853–56 гг. ее образ стал популярным в британской литературе и живописи, превратившись в идеализированный образ Леди с лампой. Сакрализация этой героини проявилась и в уподоблении ее святой Филомене (в одноименной поэме Г.Лонгфелло). Вряд ли это было осознано автором, но он сопоставляет Найтингейл с чуть ли не мифическим персонажем, святой, канонизированной в начале XIX века, вся информация о которой известна из откровения одной монахини. Это соотносится с тем, что и сама Найтингейл превращается в олицетворение сестринского дела, символ, утративший сложность характера реального человека.

Вас.Немирович-Данченко создает канонический образ практически святой сестры Васильевой: падшая женщина милосердием искупает свой грех и преображается. Ее история созвучна истории Руфи Хилтон в романе Гаскелл. После становления на путь сестры милосердия Васильева становится идеалом заботливой, выносливой женщины, пренебрегающей собой и терпящей все сложности военной жизни ради раненых. В изображении этой темы обнаруживаются схожие мотивы, например, разоблачение прошлого героини. У Гаскелл мальчик ударяет Руфь по лицу и обвиняет ее в том, что она порочная женщина, недостойная ухаживать за ребенком. У Немировича-Данченко офицер шантажирует сестру Васильеву, грозясь огласить ее прежнюю жизнь. Но, необходимо отметить, что , ставшая сестрой милосердия, – абсолютно не типичная героиня русской литературы вплоть до конца Первой мировой войны.

Стоит отметить присутствующую в образе сестры милосердия, но редко проговариваемую ориентацию на образ Христа. Божий сын мыл ноги ученикам, сестра, будучи выше по чину, чем солдат, ухаживает за ним. Изначально уход за больными был самым почитаемым делом Церкви, так можно было следовать примеру Христа [18, с. 39]. В западной традиции есть еще одна отсылка к Христу, не встречающаяся в русской литературе: сестра милосердия не получает оплаты за свой труд [20, с. 379]. В Англии со второй половины XIX века оплата труда сестры рассматривалась как подтверждение ее неквалифицированности и аморальности, так как противоречила библейскому предписанию проявлять милосердие к бедным [22, с. 17].

Госпиталь, лазарет или больница являются ключевым локусом произведений. Вся жизнь сестры заключена в госпитале, ограничена работой, героиня равна своей профессии. Это возможность послушания в миру. В общине сестры выносят все тяжести монастырской жизни, но в рамках светского учреждения. В госпитале пересекаются пути всех героев произведения, здесь встречаются друзья и враги. Так зарождается распространеннейший мотив чудесной встречи в лазарете. Раненого бойца обязательно привозят в госпиталь, где работает его невеста.

В Первую мировую войну идеализация образа сестры милосердия являлась одной из задач пропаганды. Этот образ всегда был призван воспитывать патриотические чувства читателей, теперь он должен был напрямую продуцировать реальность. Вообще, героизация становится художественным принципом произведений, пишущихся во время войны. Такая литература имеет насущную задачу – поднимать боевой дух народа. Многие женщины и в реальности, и в беллетристике становятся сестрами, осознав необходимость отдать свой труд на благо людям и стране.

Таким образом, отчетливо проявилась тенденция снижения и десакрализации образа сестры милосердия. В западной традиции образ постепенно перешел из мифологизированного сакрального пространства житий в реалистическое пространство литературы Нового времени. Жанровое разнообразие произведений о сестрах милосердия во французской и английской литературах существовало уже в XIX веке, тогда же начались эксперименты в изображении сестер милосердия, когда отрицалась положительная составляющая образа либо он понимался символически. В русской литературе дискредитация образа сестры милосердия происходит в конце Первой мировой войны и в гражданскую войну.

[1] В.Б. Среди журналов. [Женщины на войне] // Вестник Красного Креста. – 1916. № 3. – С. 1094–1097.

[2] В.Б. Среди журналов. Образ сестры милосердия в изображении современного поэта // Вестник Красного Креста. – 1916. № 1. – С. 383–386.

[3] Герасимова И.Ф. Образ сестры милосердия в лирике периода Первой мировой войны // Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации: генезис и развитие: Материалы международной научной конференции (Майкоп, 27–29 сентября 2012 г.). – Майкоп: Адыгейский гос. университет, 2012. – С. 16–19.

[4] Герасимова И.Ф. Художественно-философское осмысление Первой мировой войны в русской поэзии 1914–1918 гг. в историко-культурном контексте эпохи. – Рязань: РИД, 2013. – 352 с.

[5] Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М.: Наука, 1988. – 512 с.

[7] Крюков Ф. Группа Б (Силуэты) // Русские записки. – 1916. № 11. – С. 52–85.

[8] Минский Н . Лики войны: Современная мистерия // Вестник Европы. – 1915. № 12. – С. 62–70.

[10] Правдиковская Е.Н. Образ сестры милосердия в русской литературе конца XIX – начала XX вв. // Наука и школа. – 2011. № 3. – С. 141–143.

[11] Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных // Труды Отдела древнерусской литературы / Российская академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. О.В. Творогов. – СПб.: Дм. Буланин, 2006. Т. 57. – С. 431–500.

[12] Симонова О.А. Военная проза для женщин (анализ беллетристики массовых журналов 1914–1916 годов) // Политика и поэтика: русская литература в историко-культурном контексте Первой мировой войны. Публикации, исследования и материалы. – М.: ИМЛИ РАН, 2014. – С. 758–763.

[13] Фортунатто Е. Прапорщик Гулькевич: Рассказ // Весь мир. – 1916. – № 44. – С. 2–10.

[14] Черский Л.В. Первые сестры милосердия. – М.: М.В. Клюкин, 1912. – 24 с.

[15] Щербинин П.П. Военный фактор в повседневной жизни русской женщины в XVIII – начале XX века. – Тамбов: Юлис, 2004. – 507 с.

[16] Ясинский И. Сестра: Рассказ // Весь мир. – 1916. № 50. – С. 2–4.

[17] Auerbach, N. Woman and the Demon: The Life of a Victorian Myth. – Cambridge (Massachusetts): Harvard University Press, 1982. – 256 p.

[18] Donahue, P. Nursing: The finest art: An illustrated history. 3 ed. – Maryland Heights (Missouri): Mosby Elsevier, 2011. – xx + 390 p.

[19] Mongellaz, F. La sœur de charité // De l’influence des femmes sur les mœurs et les destinées des nations: sur leurs familles et la société, et de l’influence des mœurs sur le bonheur de la vie. – Paris: L.-G. Michaud, 1828. T. 2. – P. 288–292.

[20] Roux, L. La sœur de charité // Les Français peints par eux-mêmes. – Paris: N.J. Philippart, 1861. – P. 377–381.

[21] Slater, M. Dickens and Women. – Stanford (CA): Stanford University Press, 1983. – 480 p.

[22] Swenson, K. Medical Women and Victorian Fiction. – Columbia (Missouri): Univ. of Missouri Press, 2005. – xii + 234 p.

Образ медицинской сестры рассмотрен на примерах русской и зарубежной литературы, начиная с истоков – это будут библейские и мифологические тексты, именно с них все и начиналось. Профессия медицинской сестры, безусловно, является одной из важнейших профессий 21 века и можно считать прямым дополнением к врачебной деятельности, но не менее важна, так как медицинская сестра выполняет ряд других важных функций. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: изучить появление профессии, начиная с возникновения библии и мифологии; изучить произведения русских и зарубежных писателей о медицинских сестрах; выяснить особенности характеров героев-сестер художественных произведений и проанализировать их деятельность.

Образ медицинской сестры в литературе

Образ медицинской сестры в литературе

Образ медицинской сестры в литературе

Абашева В. А., 1 курс
специальность Сестринское дело
Руководитель: Иванова Т. Н.

Символика медицинского работника тесно связана с православной духовностью русской литературы

Символика медицинского работника тесно связана с православной духовностью русской литературы

Символика медицинского работника тесно связана с православной духовностью русской литературы. Врач как Христос, изгоняющий самые свирепые недуги своим Словом, а медсестра как ангел, исполняющий это Слово. Медики –представители одной из сложнейших профессий и их значение велико в спасении жизни человека.

Символика медицинского работника тесно связана с православной духовностью русской литературы. Врач как Христос, изгоняющий самые свирепые недуги своим Словом, а медсестра как ангел, исполняющий это Слово. Медики –представители одной из сложнейших профессий и их значение велико в спасении жизни человека.

Символика медицинского работника тесно связана с православной духовностью русской литературы. Врач как Христос, изгоняющий самые свирепые недуги своим Словом, а медсестра как ангел, исполняющий это Слово. Медики –представители одной из сложнейших профессий и их значение велико в спасении жизни человека.

Предмет исследования:
Произведения отечественной и зарубежной литературы
Объект исследования:
Образ медицинской сестра в литературе

Древние врачеватели Исида Жена

Древние врачеватели Исида Жена

Жена Осириса, бога загробного мира и возрождения. Она является матерью Гора, покровителя солнца и небес. Ее имя принято переводить как "имеющая тысячу имен"

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ. Презентация на заданную тему содержит 24 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Женский труд гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли 'бабы-сидельницы'. Женский труд гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли 'бабы-сидельницы'.

До конца 18 века специальных сестёр для ухода за больными в светских больницах, видимо, не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 г., В этом же году и в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются "вдовьи дома" для призрения неимущих.

Жeнское патриотическое общество В 1812 году в Петербурге образовалось благотворительное Санкт-Петербургское женское Патриотическое общество

В 1818г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов При больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. Преподавание велось по учебнику Х.Оппеля. Это было первое руководство на Русском языке для специальной подготовки персонала по уходу за больными, которое вышло в свет в 1822г.

Это заведение-первая в России община сестёр милосердия, получившая название . В 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение. В 1847г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку к общине. Община существовала на средства благотворительных организаций.

В Петербурге для ухода за ранеными и больными не только на перевязочных пунктах, но и в военных госпиталях великая княгиня Елена Павловна (сестра императора Николая-1) на свои средства учредила и организовала крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия для попечения о раненых и больных на войнах.

Великая княгиня Елизавета Федоровна, в иночестве Марфа. После 1909 г. Вел. кн. Елизавета Федоровна (1864–1918), сестра последней русской императрицы, посвятила свою жизнь заботе о больных и бедных. В 1907 она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия, в 1910 приняла пострижение. Обитель содержала больницу, амбулаторию, приют для девочек, дом для чахоточных женщин, дом дешевых квартир для студенток и работниц, бесплатную столовую и воскресную школу.

Н.И.Пирогов принял предложение великой княгини. Также она предложила знаменитому хирургу Н.И.Пирогову организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы. В октябре 1855г. в Севастополе Н.И.Пирогов для каждой категории сестёр Крестовоздвиженской общины разработал подробную инструкцию деятельности.

Женщин для оказания медицинской помощи непосредственно в местах боевых действий не привлекали… Они работали только в мирное время в больницах-госпиталях. Это был первый опыт в мире по привлечению подготовленных сестер милосердия к работе в военно-полевых условиях. Опыт оказался очень успешным благодаря их удачному подбору и исключительно талантливым старшим сестрам: А.П. Стахович, Меркуловой, Е.М. Бакуниной, Е.П. Карцевой, Е.А. Хитрово.

Н.И. Пирогов среди сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, 1855 г. (из книги А.В. Воропай. Н.И. Пирогов и краснокрестное движение. М., 1985)

Даша в белом платочке Убеленные сединой четырнадцать ветеранов защитников Севастополя, среди которых две женщины — Дарья Михайлова (Хворостова) и Елизавета Сержбутовская. Принаряженные старушки с медалями на груди смотрят в объектив, словно благословляя далеких потомков.

Имя Даши Севастопольской носит 3-я городская больница Севастополя, рядом с ней есть памятник героине.

Медици́нская сестра́ (медсестра) (сестра милосердия) — лицо со средним медицинским образованием, которое работает под руководством врача или фельдшера.

Всегда в белом: образ медсестры в искусстве

Всегда в белом: образ медсестры в искусстве

В годы Великой Отечественной войны образы медбратьев и медсестёр стали символами надежды и заботы – фронтовые медсёстры были единственным человеком, способным оказать медицинскую помощь на фронте.

Всегда в белом: образ медсестры в искусстве

Всегда в белом: образ медсестры в искусстве

Всегда в белом: образ медсестры в искусстве

Всегда в белом: образ медсестры в искусстве

Всегда в белом: образ медсестры в искусстве

Всегда в белом: образ медсестры в искусстве

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: