Подготовьте сообщение о жизни и творчестве а ле шателье

Обновлено: 02.07.2024

Резюме

биография

Детство и учеба

Анри Ле Шателье родился 8 октября 1850 г. в Париже. Он сын Луи Ле Шателье и Луизы Дюран. Его отец инженер Политехнический играет важную роль во французской промышленности в XIX - м века . Он участвовал в зарождении французской промышленности, особенно алюминиевой , во внедрении процесса Мартина-Сименса в сталелитейной промышленности и развитии железнодорожного транспорта. Его отец оказал большое влияние на будущую карьеру Генри.

У него была сестра (Мари) и четыре брата ( Луи 1853-1928, Альфред 1855-1929, Жорж 1857-1935 и Андре 1861-1929). Его мать дала ему очень строгое и строгое воспитание. Он скажет: «Я привык к очень строгой дисциплине: нужно было вовремя вставать, заранее готовить домашние задания и уроки, есть все во время еды и т. Д. Я всю жизнь сохранял уважение к закону и порядку. Порядок - одна из самых совершенных форм цивилизации. "

Учился в Коллеж Роллен в Париже. После всего лишь одного года специальной математики в колледже Станислава в Париже он поступил в Политехническую школу (X1869), как и его отец . Получив блестящее образование в Политехническом университете (он был главным в своем продвижении), он поступил в Высшую национальную школу де Пари в 1871 году ( получил третье образование). Он посетил лабораторию Анри Сент-Клер Девиль в Высшей нормальной школе . В то время он также изучал литературу. Он придавал большое значение гуманитарным наукам и неоднократно отстаивал важность литературных исследований в образовании.

Как и все студенты Политехнической школы, он был назначен вторым лейтенантом. 11 сентября 1870 г. , и участвовал в осаде Парижа .

Он женился на Женевре Николя, друге семьи и сестре четырех политехников. У них будет четыре дочери и три сына.

Карьера


Если его интересовали промышленные проблемы, он предпочел продолжить карьеру учителя-исследователя в области химии.

В 1887 году он руководил курсом общей химии на подготовительном курсе Высшей национальной школы в Париже. В этом училище он получил в 1897 г. кафедру промышленной химии, которую сохранил до выхода на пенсию.

Он тщетно пытался получить кафедру химии в Политехнической школе в 1884 и 1897 годах.

Он был преемником Поля Шютценбергера на кафедре химии минералов в Коллеж де Франс . Затем он сменил Анри Муассана на кафедре общей химии на факультете наук Парижа до 1925 года, когда его сменил Андре Жоб.

Темы, которыми он занимался в Коллеж де Франс, были:

Он был избран в Академию наук в 1907 году после пяти попыток.

Научная работа

Его произведения

В области химии Анри Ле Шателье известен:

  • принцип химического равновесия (известный как принцип Ле Шателье )
  • изменение в растворимости солей в идеальном растворе.

Его результаты по химическому равновесию были представлены в 1885 году Академии наук в Париже.

С помощью Чарльза Пикарда он изобрел кислородно-ацетиленовую сварку, устранив риск взрыва благодаря горелке из огнеупорного материала (1898 г.). Процесс мог быть индустриализирован (1901 г.) с Эдмоном Фуше путем увеличения скорости потока топливной смеси воздух + ацетилен до более чем 200 м / с .

Он выполнил множество работ в области металлургии и, в частности, дал свое имя эффекту Портвена-Ле Шателье . В 1893 году он создал комитет по сплавам в Национальном обществе поощрения промышленности . Таким образом, он создал вокруг себя центр исследований сплавов, в котором , например, участвовал Жорж Шарпи .

Принцип химического равновесия

Своей известностью он обязан закону о химических балансах :

«Любое изменение фактора обратимого химического равновесия вызывает, если оно происходит само по себе, смещение равновесия в направлении, которое имеет тенденцию противодействовать изменению рассматриваемого фактора. "

Этот качественный закон позволяет предсказать смещение равновесия химической реакции.

Измерение высоких температур

Работа Анри Ле Шателье по измерению высоких температур быстро завоевала репутацию на сталелитейных заводах. До него мы не умели что-либо мерить в доменной печи, даже приблизительно. Он разработал высокоточный термоэлектрический пирометр в 1886 году и оптический пирометр в 1892 году.

В свое время

Политически он был консерватором. В 1934 году он выступил в брюссельском обзоре Revue Économique Internationale против французского закона о сорокачасовом рабочем времени в неделю. В отличие от других ученых своего времени и несмотря на определенные антипарламентаристские убеждения, он держался подальше от крайне правых движений .

Он был одним из основателей Revue de métallurgie . Очень активный в рамках Общества поощрения национальной промышленности , которым он руководил с 1903 по 1905 год, он сменил Оскара Линдера на посту президента. Это будет способствовать промышленным исследованиям и рациональной организации работы с помощью семьи Мишлен . По сравнению с немецкой промышленностью, которая его беспокоила, он осуждал недостаточную подготовку французского промышленного мастерства и просил о развитии профессиональных школ. Он призвал французских инженеров чаще присутствовать в его мастерских.

Публикации




1850–1936

8 октября 2000 г. исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося французского химика Анри Ле Шателье, одного из основателей металлографии. Он внес значительный вклад в химию цементов, процессов горения и изучение многих реакций между газами; одним из первых применил термодинамику к химии и металлургии.

Анри Ле Шателье родился 8 октября 1850 г. в Париже и был одним из пяти сыновей Луи Ле Шателье – выпускника Политехнической школы, генерального инспектора шахт и рудников Франции, одного из создателей сети железных дорог страны. Его мать, Элизабет Дюран, вышедшая из интеллигентной, весьма известной в мире искусства семьи, привила своему сыну любовь к искусству и литературе многих стран, в том числе России. Эта любовь сохранилась у него на всю жизнь.

Сначала Анри посещал в Париже Военную академию, а затем перешел в коллеж Роллана, где получил в 1867 г. степень бакалавра литературы, а в 1868 г. – степень бакалавра науки. Следуя примеру отца, в следующем году он поступил в Политехническую школу.

В годы учебы, помогая отцу, Анри многое узнал, занимаясь вопросами химии, металлургии, медицины. Он изучал труды А.-Э.Сент-Клер Девиля, Ж.-Б.Дюма, М.-Э.Шевреля, читал доклады Парижской академии наук и работал в лаборатории Девиля. Студентом он принимал участие в обороне Парижа во время осады его прусскими войсками и получил чин лейтенанта. Свое образование Анри завершил в 1872 г. в Высшей горной школе в Париже, получив диплом горного инженера. Он работал горным инженером в Алжире и Безансоне.

В 1878 г. в возрасте 28 лет Анри Ле Шателье стал профессором общей химии в Высшей горной школе и с этого времени посвятил себя научной и педагогической деятельности. Позднее (1887) в этой школе он получил должность профессора промышленной химии и металлургии, став в том же году доктором физико-химических наук. С 1898 по 1907 г. Ле Шателье был профессором минеральной химии в Коллеж де Франс, где прочел ряд курсов. Ле Шателье читал лекции прекрасно и пользовался большим авторитетом. В 1907 г. он занял должность профессора общей химии в Парижском университете (Сорбонна), где трудился до 1925 г. В 1908–1922 гг. Ле Шателье руководил работами более чем 100 человек, из которых 24 человека успешно защитили докторские диссертации.

В 1881–1882 гг. Ле Шателье совместно с химиками П.-Э.-М.Бертло и Ф.Малларом исследовал процессы воспламенения, горения, взрывов и детонации рудничного газа. Он предложил оригинальный способ определения теплоемкости газов при высоких температурах и разработал научную основу для важнейших металлургических и теплотехнических расчетов.

Далее он перешел к изучению доменных печей и реакций в металлургии. Ле Шателье разъяснил многие вопросы, касающиеся процессов, протекающих в доменных печах, и вообще процессов черной металлургии. Постоянно сталкиваясь с необходимостью измерения температуры в зонах печей, где протекают химические реакции, он в 1886–1889 гг. разработал конструкцию простого и точного прибора – термоэлектрического пирометра (платино-платинородиевая термопара), став таким образом одним из создателей оптической пирометрии. Благодаря этому замечательному по своей простоте прибору оказалось возможным изучать и разъяснять разнообразные явления, происходящие при высоких температурах, используя его как в области науки, так и в промышленности. Пирометр Ле Шателье – универсальный прибор как для самых тонких и точных научных исследований, так и для практических наблюдений в различных промышленных производствах.

Будучи одним из ведущих ученых в области металлургической химии, он заинтересовался составом сплавов. Изучая температуры кристаллизации систем из двух металлов, а также из двух солей, Ле Шателье экспериментально подтвердил аналогию между растворами и сплавами, на которую указывал в 1868 г. русский ученый Д.К.Чернов. Ле Шателье усовершенствовал методику исследования строения металлов и сплавов под микроскопом, сконструировав в 1897 г. металлографический микроскоп, с помощью которого можно изучать строение кристаллов непрозрачных объектов. Этот микроскоп стал прототипом всех металлографических микроскопов последующих конструкций.

Другим исследованием в области промышленной химии, которому ученый уделил много внимания, стало изучение с 1880 по 1887 г. способов приготовления и свойств цементов. Он первым исследовал механизм схватывания цемента и выяснил ряд химических и физических явлений, имеющих при этом место.

Ле Шателье интересовался аллотропией углерода и кремния, изучал действие катализаторов, процессы растворения и диссоциации. Он занимался также силикатами, стеклом, глиной, известью и определил для некоторых из них коэффициенты расширения и электропроводности. В 1901 г. Ле Шателье независимо от Ф.Габера нашел условия синтеза аммиака.

В своих работах ученый постоянно стремился объяснять механизм химических явлений с помощью основных понятий термодинамики и химической кинетики. Тщательно изучив труды Б.-П.-Э.Клапейрона, Дж.У.Гиббса, Я.Х.Вант-Гоффа, он убедился в огромной важности этих работ для выяснения механизма химических реакций. Ле Шателье сформулировал общий закон смещения химического равновесия (принцип Ле Шателье) – правило, характеризующее влияние изменения условий существования термодинамической системы на положение равновесия. Этот принцип в частной форме высказал в 1884 г. Вант-Гофф, в общем виде его сформулировал в том же году Ле Шателье, а теоретически обосновал в 1887 г. К.Браун, который показал, что принцип Ле Шателье есть следствие второго закона термодинамики.

Принцип Ле Шателье может быть сформулирован следующим образом: если на систему, находящуюся в устойчивом равновесии, воздействовать извне, изменяя какое-нибудь из условий, определяющих положение равновесия, то равновесие смещается в том направлении, при котором эффект произведенного воздействия уменьшается. Этот принцип необычайно широк и охватывает многие химические и физические процессы. В частности, из него следует, что при нагревании равновесной системы равновесие смещается в сторону эндотермической реакции, а при охлаждении – в сторону экзотермической. В то же время в равновесных обратимых газовых реакциях при увеличении давления равновесие смещается в сторону образования меньшего числа молекул, а при уменьшении давления – в сторону большего. По этому же принципу при разбавлении раствора с уменьшением его концентрации степень диссоциации каждого электролита увеличивается.

В 1894 г. Ле Шателье вывел термодинамическое уравнение, устанавливающее количественную зависимость между растворимостью, температурой процесса растворения и теплотой плавления вещества.

Благодаря своим многочисленным научным трудам ученый пользовался широкой известностью не только во Франции, но и далеко за ее пределами. И когда в 1922 г. праздновалось 50-летие его научной деятельности, то чествование это имело международный характер. С 1907 г. Ле Шателье – член Парижской академии наук, почетный член многих зарубежных академий, почетный доктор престижных университетов. Ученый неоднократно удостаивался различных наград: в 1886 г. он стал кавалером ордена Почетного легиона, в 1892 г. получил премию Понти, в 1895 г. – премию Лаказа, в 1916 г. – медаль Дэви от Королевского общества в Англии. Его медали, призы и почетные дипломы международных выставок во Франции, Италии, Бельгии, США говорят о мировой славе ученого. Имя Ле Шателье было широко известно и в России. В 1913 г. он был избран иностранным членом-корреспондентом Петербургской академии наук, а в 1926 г. – иностранным почетным членом Академии наук СССР. В 1911 г. ученый стал почетным членом Русского металлургического общества, он состоял также почетным членом Русского химического общества.

Анри Ле Шателье скончался 17 сентября 1936 г. в возрасте 86 лет.

Л и т е р а т у р а

Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А.М.Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1973, т. 14, с. 391–392; Биографический словарь деятелей естествознания и техники. В 2 т. М.: Бол. сов. энциклопедия, 1958, т. 1, с. 516;
Джуа М. История химии. Пер. с итал. М.: Мир, 1966, с. 383;
Байков А.А. Избранные труды. М.: Металлургиздат, 1961, с. 322–327;
Бройль Л. де. По тропам науки. Пер. с фр. М.: Изд-во иностр. лит., 1962, с. 113–117;
Манолов К. Великие химики. Пер. с болг. М.: Мир, 1976, т. 2. с. 184–201.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Анри Луи Ле Шателье Французский физик, химик, металловед 1850 - 1936

Описание презентации по отдельным слайдам:

Анри Луи Ле Шателье Французский физик, химик, металловед 1850 - 1936

Анри Луи
Ле Шателье

Французский физик, химик,
металловед
1850 - 1936

27.12.2020Годы жизниРодился в Париже 8 октября 1850 года Умер 17 сентября 1.

27.12.2020
Годы жизни
Родился в Париже 8 октября 1850 года
Умер 17 сентября 1936
Его отец, горный инженер, принимавший участие в строительстве французских железных дорог, с раннего возраста прививал сыну любовь к наукам.
Ле Шателье учился в коллеже Роллан в Париже, Политехнической школе и Высшей горной школе. Одновременно он работал в лаборатории А. Сент-Клер Девиля и слушал лекции в Коллеж де Франс.
После окончания горной школы Ле Шателье работал горным инженером в Алжире и Безансоне.

27.12.2020Круг интересов Ле ШательеТехника Естественные наукиДревние языкиВоп.

27.12.2020
Круг интересов Ле Шателье
Техника
Естественные науки
Древние языки
Вопросы религии
Общественная жизнь

27.12.2020Преподавательская деятельностьС 1877 по 1919г. профессор Парижской.

27.12.2020Научная деятельностьПри активном участии Ле Шателье физическая.

27.12.2020
Научная деятельность
При активном участии
Ле Шателье физическая химия и химическая технология превратились в самостоятельные, активно развивающиеся области науки.
Большинство его работ посвящены прикладным проблемам; он был одним из первых химиков, систематически проводившим фундаментальные исследования металлургических и химико-технологических процессов.

27.12.20201880г Ле Шателье занимался проблемой обжига и затвердевания цемента.

27.12.2020Колба Ле Шателье. Для определения удельного веса гидравлического.

27.12.2020
Колба Ле Шателье.
Для определения
удельного веса
гидравлического
цемента и извести

27.12.2020Кольцо Ле ШательеДля определения равномерности изменения объема це.

27.12.2020
Кольцо Ле Шателье
Для определения равномерности изменения
объема цемента и гашеной извести.

27.12.20201881г Совместно с М. Бертло и Ф. Малларом он занялся исслед.

27.12.2020
1881г
Совместно с М. Бертло и
Ф. Малларом он занялся исследованиям процессов воспламенения, горения и взрыва. Эти исследования привели его к созданию оригинального способа определения теплоёмкости газов при высоких температурах.

27.12.20201884 Сформулировал общий закон смещения химического равновесия в.

27.12.2020
1884
Сформулировал общий закон смещения химического равновесия в зависимости от внешних факторов:
Внешнее воздействие, которое выводит
систему из термодинамического
равновесия, вызывает в этой системе
процессы, направленные на ослабление
результатов такого влияния.

27.12.2020Принцип Ле Шательеесли на систему, находящуюся в равновесии, оказыв.

27.12.2020
Принцип Ле Шателье
если на систему, находящуюся в равновесии, оказывается внешнее воздействие (изменяется концентрация, температура, давление), то равновесие смещается в ту сторону, которая ослабляет данное воздействие.

27.12.2020 Например реакция синтеза аммиака: N2 + 3H2.

27.12.2020
Например реакция синтеза аммиака:
N2 + 3H2 2NH3 + Q
Прямая реакция

27.12.2020N2 + 3H2 2NH3 + QПрямая реакция

27.12.2020
N2 + 3H2 2NH3 + Q
Прямая реакция

27.12.2020N2 + 3H2 2NH3 + QПрямая реакция

27.12.2020
N2 + 3H2 2NH3 + Q
Прямая реакция

27.12.2020Выводы:При повышении концентрации реагирующих веществ равновесие см.

27.12.2020
Выводы:
При повышении концентрации реагирующих веществ равновесие смещается в сторону образования продуктов;
При повышении концентрации продуктов реакции - в сторону образования исходных веществ;
При повышении давления - в сторону той реакции, при которой объем образующихся газообразных веществ меньше;
При повышении температуры - в сторону эндотермической реакции;
При понижении температуры - в сторону экзотермической реакции.

27.12.20201886гРазработал пирометр – оптический прибор, измеряющий температур.

27.12.2020
1886г
Разработал пирометр – оптический прибор, измеряющий температуру раскалённых тел по их цвету.
Усовершенствовал методику исследования металлов и сплавов.

27.12.20201897Создал металлографический микроскоп , с помощью которого можно.

27.12.2020
1897
Создал металлографический микроскоп , с помощью которого можно было изучать строение непрозрачных объектов.

27.12.20201894г Вывел уравнение, устанавливающие зависимость между раствор.

27.12.2020
1894г
Вывел уравнение, устанавливающие зависимость между растворимостью, температурой процесса и теплотой плавления вещества.
Независимо от
Ф. Габера в 1901г.
Ле Шателье нашёл условия синтеза аммиака.

27.12.2020Награды: в 1886г кавалер ордена Почётного легиона 1916г. медаль Д.

в 1886г кавалер ордена Почётного легиона
1916г. медаль Дэви Лондонского королевского общества

27.12.2020Дожил до 86 лет. В его многочисленной семье насчитывалось более ст.

27.12.2020
Дожил до 86 лет.
В его многочисленной семье насчитывалось более ста человек, в том числе трое сыновей, четыре дочери, тридцать четыре внука…

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 250 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.03.2020 337
  • PPTX 2.8 мбайт
  • 9 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Быковская Сания Фасдагатиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Выдающийся французский химико - физик Анри Луи Ле Шателье (Henri Louis Le Chatelier) родился в Париже 8 октября 1850 года в семье горного инженера, принимавшего участие в строительстве французских железных дорог, и с раннего возраста прививавшего сыну любовь к наукам. Отец редко бывал дома, и воспитанием детей в основ¬ном занималась мать, женщина с большим художествен¬ным вкусом. Она привила своим детям интерес к искусст¬ву. Анри живо интересовался художественной литерату¬рой и много читал.

В 1867 г. он сдал экзамен на бакалавра литературы, но его отец считал, что призвание мужчины — точные науки. По настоянию отца Анри на следующий год сдал экзамен на бакалавра наук и поступил в парижскую Политехническую школу, как и его старший брат.

В свободное от занятий в школе время он очень любил бывать вместе с отцом или старшим братом на алюминие¬вом заводе. Блестящие белые бруски дорогого металла завораживали его.


В Политехнической школе он изучал инженерные на¬уки, но проявлял большой интерес к химии и металлур¬гии. Анри мечтал построить установку, в которой измель¬ченная порода будет превращаться в сверкающий металл. Для этого были нужны знания не только химика, но и кон¬структора.

Друзья отца, ученые, давно отметили незаурядные способности Анри. На летние каникулы молодого Ле Шателье охотно взяли на работу в лабораторию Девилля, в которой занимались проблемой высоких температур, достигаемых в специально сконструированных печах.

Закончив весной 1872 г. Политехническую школу и получив диплом инженера, Анри некоторое время рабо¬тал в конторе своего отца, но все это время страстно меч¬тал поступить в университет, чтобы расширить свои по¬знания в физике. Через два года его мечта сбылась. Он учился в Высшей национальной горной школе и слушал лекции в Коллеж де Франс. Ле Шателье был разносторонне образованным человеком, изучал естествознание, технику, общественные науки, древние языки, религию.

Анри начал серьезно заниматься физикой вместе с братом. Вдво¬ем они приступили к решению проблемы ацетилена.


Пламя ацетилена имело очень высокую температуру, что делало его весьма перспективным для сварки метал¬лов. Но препятствием для его применения была взрывоопасность жидкого ацетилена — даже очень толстые стен¬ки реактора не выдерживали, и сосуд взрывался, как на¬стоящая бомба. Братья начали исследования и провели огромную работу, в результате которой им удалось разра¬ботать способ безопасного хранения жидкого ацетилена.

После окончания учёбы он работал горным инженером в Алжире и Безансоне. В конце 1876 г. Анри женился на Женевьеве Николя. В том же году он получил место профессора общей химии в Горной школе, где преподавал общую и техническую химию.

Молодой профессор вёл большую ис¬следовательскую работу. Одной из важнейших проблем, которой занимались научные сотрудники Горной школы, было изучение рудничного газа, который выделялся из угольных пластов и, соединяясь с воздухом, представлял большую опасность взрывов в шахтах.

Работа продвигалась медленно. После долгих раз¬думий и поисков Ле Шателье удалось разработать новый метод определения теплоемкости газов при высокой тем¬пературе, который дал отличные результаты. Одновремен¬но ученый теоретически обосновал наиболее важные рас¬четы в металлургии и теплотехнике, связанные с горени¬ем газов и выделением тепла.


Интересы молодого ученого не ограничивались обла¬стью горения газов. Он приступил к изучению вопросов, которые волновали его со школьной скамьи: какие хими¬ческие процессы протекают при затвердевании бетона, цемента, гипса, какие факторы влияют на эти процессы, как управлять скоростью затвердевания, как увеличить прочность бетона? Все эти проблемы имели большое прак¬тическое значение.

После многочисленных опытов Ле Шателье устанав¬ливает принцип подвижного равновесия: при внешнем воздействии на равновесную систему в ней протекает про¬цесс, способствующий уменьшению этого воздействия.

Многосторонняя научная деятельность Ле Шателье требовала строгого распределения времени. Он рано вста¬вал и шёл в кабинет готовиться к лекциям или работать над рукописями. Послеобеденное время профессор посвя¬щал научным исследованиям в лаборатории, занимаясь новой проблемой — сплавами.


А Ле Шателье уже думал над тем, как изменить кон¬струкцию микроскопа, и спустя немного времени в лабо¬ратории появился первый в мире металлографический микроскоп.

Достижения Ле Шателье получили высокую оценку — Гран При в Париже (1900 г.), премию Сент-Луи в США (1904), награды в Италии, Бельгии, России. Он был профессором Парижского университета (1907-1925г.), где сменил на кафедре химии А.Муассона. В 1907 г. его избрали действительным членом Парижской Академии наук.

Надолго запомнились студентам превосходные лекции Ле Шателье, отличавшиеся ясностью и простотой изложения. Ле Шателье всегда был очень трудолюбив. Его работы были посвящены, главным образом, изучению химических явлений с точки зрения термодинамики.

Ле Шателье был одним из первых химиков, систематически проводивших фундаментальные исследования металлургических и химико-технологических процессов. Он изучал калорийность горючих материалов, проблемы металлургии и металлографии, свойства гидравлических вяжущих материалов и керамических изделий.


Известность Ле Шателье быстро росла, одновремен¬но с этим увеличивался круг его обязанностей: он прово¬дил многочисленные исследования, читал лекции, зани¬мался с дипломниками и докторантами, принимал учас¬тие в работе многих правительственных комиссий. Его заслуги получили всемирное признание. Многие европей¬ские университеты и научные организации избирали его своим почетным членом. По инициативе Французской Академии наук в начале 1922 года торжественно отмеча¬лось пятидесятилетие его научной деятельности.

Несмотря на годы, ученый продолжал работать над про¬блемами металлургии, связывающих материалов, керами¬ки, стекла. В то же время он всё чаще обращался к вопро¬сам философии, проблемам взаимоотношений людей.


Задумываясь над сложными общечеловеческими про¬блемами, Ле Шателье пришел к выводу о необходимости создания новой системы обучения, которая даст молодо¬му поколению глубокие знания. И он неустанно писал статьи, читал доклады, участвовал в работе комиссий.


При активном участии Ле Шателье физическая химия и химическая технология превратились в самостоятельные, широко разработанные области.

Он не был удостоен Нобелевской премии, равно как её не получили такие великие учёные, как М.Бертло, Дж. Гиббс, С.Канниццаро, Д.Менделеев, Ю.Томсон. Причина в том, что первое присуждение премии состоялось в 1901г., когда работы Ле Шателье уже давно получили общее признание.

В 1881 г. совместно с М.Бертло и Ф.Малларом он занялся исследованием процессов воспламенения, горения и взрыва. Эти исследования привели его к созданию оригинального способа определения теплоемкостей газов при высоких температурах.

В 1884 г. он сформулировал общий закон смещения химического равновесия в зависимости от внешних факторов (принцип Ле Шателье-Брауна).


"Если в системе, находящейся в равновесии, изменить один из факторов равновесия, например, увеличить давление,- писал Ле Шателье,- то произойдет реакция, сопровождающаяся уменьшением объёма, и наоборот. Если же такие реакции происходят без изменения объёма, изменение внешнего давления не будет влиять на равновесие".

Ле Шателье считал, что подавляющее большинство реакций обратимо. До конца идут лишь реакции, при которых происходит выделение из реакционной системы одного из продуктов в виде осадка, газа и т.д. Сейчас закон Ле Шателье формулируется в общем виде так: внешнее воздействие, которое выводит систему из термодинамического равновесия, вызывает в этой системе процессы, направленные на ослабление результатов такого влияния. Изменяя условия протекания процесса, можно добиться резкого увеличения выхода необходимого продукта.

Всю жизнь Ле Шателье посвятил исследованиям, важным для развития промышленности. Среди его работ - проведение синтеза аммиака, создание новых способов получения взрывчатых веществ, совершенствование выплавки металлов, производства цемента, стекла и других веществ.


В 1886-1889 г.г. Ле Шателье разработал термоэлектрический пирометр – оптический прибор, измеряющий температуру раскаленных тел по цвету их свечения. Он экспериментально подтвердил аналогию между растворами и сплавами, на которую в 1868 г. указывал Д.Чернов. В 1897г. Ле Шателье сконструировал металлографический микроскоп, с помощью которого можно было изучать строение непрозрачных объектов.

Изучая систему железо-углерод, Ле Шателье в 1897 г. высказал мысль, что сплавы железа с углеродом представляют собой твердые растворы, из которых при понижении температуры могут выделяться чистые элементы или соединения. Он впервые показал, как учение о фазах, созданное Д.Гиббсом, может быть применено в качестве руководящего начала в металлографических исследованиях.

Ле Шателье, вместе с Д.Гиббсом и Я.Вант-Гоффом, создал и обосновал принцип подвижного равновесия - один из краеугольных камней всего учения о химическом равновесии. В 1884г. Ле Шателье распространил этот принцип и на давление, концентрацию и др. Он писал: "Любая система, находящаяся в состоянии устойчивого химического равновесия, будучи подвергнута влиянию внешнего воздействия, которое стремится изменить либо температуру, либо давление, концентрацию всей системы или некоторых её частей, может подвергнуться только тем изменениям, которые, если бы они происходили сами по себе, вызвали бы изменение температуры или давления, концентрации, противоположное по знаку тому изменению, которое вызывается внешним воздействием".

В этом принципе заключается один из величайших законов природы, который даёт возможность правильно и уверенно разбираться как в научных вопросах, так и в сложных промышленных процессах.

Этот термодинамический принцип подвижного равновесия независимо от Ле Шателье сформулировал в 1887 г. Карл Браун. Принцип применим к равновесию любой природы: механическому, тепловому, химическому, электрическому (эффект Ленца, явление Пельтье).

Химическое равновесие смещается в ту или иную сторону при изменении любого из следующих параметров:

1. температуры системы, то есть при её нагревании или охлаждении;

2. давления в системе, то есть при её сжатии или расширении;

3. концентрации одного из участников обратимой реакции.

О необходимости связи науки с промышленностью Ле Шателье не переставал говорить и писать до конца своих дней.

При активном участии Ле Шателье физическая химия и химическая технология превратились в самостоятельные, активно развивающиеся области науки. Ле Шателье был удостоен многих наград: в 1886 г. он стал кавалером ордена Почётного легиона, в 1916 г. получил медаль Дэви Лондонского королевского общества. В 1907г. был избран членом Парижской АН, в 1913г. был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук, а в 1926г. — почётным членом АН СССР.

Жена ученого, Женевьева Ле Шателье, боготворила своего мужа. Она с героическим самопожертвованием посвятила всю свою жизнь ему, воспитанию их семерых детей и созданию всех условий для работы мужа. Почти всегда она сопровождала учёного в его поездках за грани¬цу: Италию, Бельгию, Англию.

В конце 1936 г. на семейный праздник — 60-летие со дня свадьбы Женевьевы и Анри — собралась вся огром¬ная семья: трое сыновей и четыре дочери, тридцать четы¬ре внука и шесть правнуков — всего сорок семь наслед-ников по линии отца. А общее количество всех родствен¬ников превышало сто человек.

Маленькая деревушка Мирибель притаилась в доли¬не Изар. На краю деревни, утопая в зелени, возвышался летний дом Ле Шателье. Здесь проводила каникулы мно¬гочисленная семья Ле Шателье.

Лето 1936 года протекало необычно тихо и спокойно. С тех пор, как Ле Шателье заболел стенокардией, он жил в деревне по полугоду. Но и здесь он продолжал рабо¬тать — читал, писал статьи, обобщал полученные недав¬но результаты экспериментов.

Умер Анри Луи Ле Шателье 17сентября 19З6 года в Мирибель-лез-Эшель. Всего он опубликовал около 500 статей и несколько книг.

Однажды он сказал:

- Людей, способных изменить свои первоначальные мнения, крайне мало. Одной из причин успеха Клода Бернара и Пастера было наличие у них этого дара. Обладая пылким воображением, они каждый день выковывали новые гипотезы, но, когда последние опровергались опытами, они легко отказывались от них.

- Мои исследования относятся к двум областям, очень несхожим на первый взгляд: к химической механике и к промышленной химии,- писал Ле Шателье в 1897 г.- Но на самом деле эти две области химии имеют многочисленные точки соприкосновения. Законы химической механики управляют не в меньшей степени процессами в химической промышленности, чем реакциями в исследовательской лаборатории.

Читайте также: