Подготовьте сообщение о взглядах фета на роль поэта и поэзии на основе анализа стихотворения одним
Обновлено: 11.05.2024
История создания
Это стихотворение написано в октябре 1887 года и относится к заключительному периоду творчества поэта. К концу жизни поэт пишет всё более трагические стихи, проникнутые ощущением утраты мирового порядка. Произведения всё чаще посвящены размышлениям о смысле жизни — прошедшей жизни.
В этот период поэт переосмысливает совершённые ошибки. В молодости из—за затруднительного материального положения он оставил возлюбленную Марию Лазич, полностью оборвал с ней общение. Ее родители выступали против этого союза, и Афанасий Афанасьевич решил не обострять конфликт. Вместо неё женой поэта стала состоятельная Мария Боткина, к которой поэт хоть и чувствовал симпатию, но это было несравнимо с любовью к Лазич. Возможно, и горечь ошибок молодости влияла на поэта, вводила в депрессивное состояние, что сказывалось на творчестве.
И всё же это стихотворение звучит жизнеутверждающе, гордо, как творческий манифест зрелого мастера. Да, его жизнь могла быть иной, он мог быть с любимой женщиной, но поэтический дар у него не отнимет никто.
Жанр, направление, размер
Образы и символы
В стихотворении “Одним толчком согнать ладью живую…” своя образная система, тематически связанная с пейзажем. Вокруг образов ладьи и берегов разворачивается всё стихотворение. Ладья — человеческая душа, движение её навстречу цветущим берегам поэзии — метафора творческого пути. Противопоставляется цветущий берег тоскливому сну действительности. Разница двух миров видна и при сравнении берегов: цветущий мир поэзии и бесплодный песок повседневности, живая поэзия против рутины.
Ещё один символ, который часто встречается в стихотворениях Фета, — звук, способный преодолеть серую обыденность, перенести человека в иной, высший мир поэзии. Ветер же символизирует вдохновение, отзвук творчества и вечности.
Тематика стихотворения “Одним толчком согнать ладью живую…” — поэтическая сила, её воздействие на людей. Поэт получает венец избранности за то, что исключительная его способность — связывать два мира в своих произведениях, чувствовать вечность и приобщать к ней читателей.
Проблемы
Здесь заметна разница подхода к роли поэта среди поэтов— классиков. У Пушкина поэт не только пробуждает у читателя добрые чувства, но и славит свободу и пробуждает милость к слабым. Поэт Лермонтова сталкивается с насмешками толпы, но продолжает творить на благо общества. Поэт в стихотворениях Некрасова служит для блага ближнего, обличает пороки общества и социальную несправедливость.
Смысл
Главная мысль стихотворения “Одним толчком согнать ладью живую…” может звучать так: поэт переносит читателя “на другую сторону”, прочь от мрачной реальности, и в этом заключается его дар. Он может перенести на “цветущие берега”, подарить читателю успокоение, эстетическое удовольствие, выразить общие, вечные чувства и переживания, которые знакомы каждому. Больше от искусства ничего не требуется, оно самодостаточно.
Основная идея – назвать через ряд метафор силы и возможности поэта. Именно поэтому всё стихотворение, за исключением последних двух строк, строится на перечислении инфинитивных форм глаголов.
Чему учит?
Человеческие чувства и красота природы вокруг – то, чем восхищался в своё время Фет. Нам тоже следует проявлять творческую сторону, раскрашивать мир вокруг себя и обращать внимание других людей на красоту окружающего мира.
Средства художественной выразительности с примерами
Реальный мир в стихотворении Фета “Одним толчком согнать ладью живую…” предстаёт как тоскливый сон, но общее настроение и нежные образы оставляют светлое впечатление. Рассмотрим же, какие средства художественной выразительности были здесь использованы.
Автор: Самый Зелёный · Published 11.06.2019
Автор: Самый Зелёный · Published 08.11.2019
Автор: Самый Зелёный · Published 21.12.2019
Добавить комментарий Отменить ответ
Последнее
Архивы
Литрекон © 2022. Все права защищены.
ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>
ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>
Афанасий Афанасьевич Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого "чистого искусства", искусства для искусства. Он утверждал, что единственная цель поэзии - красота, воспевание прекрасного. Природа и любовь - главные темы его лирики.
В стихотворении "Одним толчком. " он говорит о том, что только поэту дано "подняться в жизнь иную", "учуять ветр с цветущих берегов", "чужое вмиг почувствовать своим" - то есть увидеть, прочувствовать то тайное, тонкое, неуловимое, что подвластно только "певцу избранному", и дать всему этому жизнь в словах, выразить это так, как только умеет этот "избранный певец", только он владеет словом, выражающим то, "пред чем язык немеет". То есть - подтверждение теории "чистого искусства", избранности человека искусства, которому доступно и подвластно видеть, проникать в самую суть прекрасного, не видимого другими, и отражать это в прекрасных строках.
Я загораюсь и горю,
Я порываюсь и парю
В томленьях крайнего усилья
И верю сердцем, что растут
И тотчас в небо унесут
Меня раскинутые крылья.
Когда читала ты мучительные строки,
Где сердца звучный пыл сиянье льет кругом
И страсти роковой вздымаются потоки, –
Не вспомнила ль о чем?
Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,
В полночной темноте безвременно горя,
Вдали перед тобой прозрачно и красиво
Вставала вдруг заря,
И в эту красоту невольно взор тянуло,
В тот величавый блеск за темный весь предел, –
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
Там человек сгорел!
Хоругвь священную подъяв своей десной,
Иду, и тронулась за мной толпа живая,
И потянулись все по просеке лесной,
И я блажен и горд, святыню воспевая.
Пою – и помыслам неведом детский страх:
Пускай на пенье мне ответят воем звери, –
С святыней над челом и песнью на устах,
С трудом, но я дойду до вожделенной двери!
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов;
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим;
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец –
Вот чем певец лишь избранный владеет!
Вот в чем его и признак и венец!
Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.
Все та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе.
Отягощала прядь душистая волос
Головку дивную узлом тяжелых кос;
Цветы последние в руке ее дрожали;
Отрывистая речь была полна печали,
И женской прихоти, и серебристых грез,
Невысказанных мук и непонятных слез.
В своих письмах последних лет, после того, как ему возвращена была фамилия Шеншин, поэт отчетливо разделяет Фета и Шеншина. Шеншин – помещик, владелец Воробьевки, автор письма; Фет – поэт, автор стихотворений. Шеншин подписывает письма и иногда сетует на Фета-поэта, рассказывая о его поэтических занятиях, но при этом всячески подчеркивает, что Шеншин – стихов не пишет, это – удел Фета. Что ж, это четкое разделение позволяет объяснить двойственность образа Музы: для Фета-поэта – она нетленная богиня, для Шеншина-автора письма – подуреха.
Но, характерно, что даже эта парадоксальная двойственность Фета – поэта и человека – спустя десятилетие после его смерти стала восприниматься поэтами следующих поколений, прежде всего символистами, как некое исконное противоречие, своего рода универсальный закон, которым отмечен, в сущности, каждый человек.
Афанасий Фет
Одним толчком согнать ладью живую
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец –
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
Краткий анализ произведения
Одним толчком согнать ладью живую…” (28 октября 1887) — философские размышления Фета о сущности поэтического творчества и роли в обществе поэта и поэзии, в которых автор отстаивает эстетику “чистого искусства”, однако делает это не прямолинейно, а с помощью сложной системы образов, рисующих поэтическое творчество как особого рода озарение.
В молодости поэт отказался жениться на девушке, которую любил, так как отец не мог дать за ней солидного приданого. В результате Фет обзавелся семьей в достаточно зрелом возрасте и поначалу искренне верил в том, что материальные блага смогут скрасить равнодушие, которое он испытывал к супруге.
Произведение будет опубликовано лишь после смерти поэта, хотя благодаря письму к литературному критику Николаю Страхову о существовании этого произведения станет известно в литературных кругах значительно раньше.
В этом произведении отчетливо слышны нотки оптимизма, так несвойственного более позднему периоду творчества этого поэта. Неудивительно, что Никола Страхов, ознакомившись со стихами, нашел их удивительными и не лишенными изящества.
Но эту мысль автор так и не сможет озвучить в стихах, которые уже никогда не станут возвышенными, радостными и наполненные беспечностью.
Подробный анализ стихотворения
История создания
Анализируемое стихотворение было написано А. Фетом в зрелом возрасте, когда поэт пребывал в депрессивном состоянии. Он жалел о страшной ошибке, которую совершил в молодости.
Когда-то поэт бросил любимую девушку, Марию Лазич, из-за тяжелого материального положения. Его невестой стала обеспеченная Мария Боткина. К ней поэт чувствовал симпатию, но так и не смог полюбить жену по-настоящему.
Тема
Под ладьей подразумевается человек, а волны, о которых говорится далее, символизируют жизнь.
Композиция
Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который нельзя разделить на части по смыслу, так как всё это одна мысль о предназначении поэта и поэзии. Формально стихотворение состоит из четырёх катренов.
Текст представляет собой одно сложное предложение, что усиливает эффект единой мысли.
Стихотворный размер – пятистопный ямб. А. Фет использовал перекрестную АВАВ рифмовку.
Жанр
Жанр – лирическое стихотворение, так как лирический герой провозглашает свои сокровенные мысли об истинном предназначении поэта.
Средства выразительности
Сочинение о стихе Одним толчком согнать ладью живую
Задачей автора является воплощение искусства ради искусства, потому пафос стихотворения столь непринужденный и легкий, ведь автор свободен и раскрепощен.
Лирический герой, безусловно, создатель, который способен изменить ход событий, поменять мир вокруг.
В раскрытии темы поэта и поэзии Фет очень близок к Пушкину, однако поэтика его стихотворения “Одним толчком согнать ладью живую”, анализ которого мы провели, глубоко оригинальна, его образная система создана в русле своеобразия его собственного поэтического видения мира.
Читайте также: