Подготовьте сообщение о художественном применении чугуна назовите литературные произведения

Обновлено: 17.05.2024

Всемирную известность Королевскому прусскому чугунолитейному заводу в Берлине принесли новогодние плакетки, которые отливали с 1805 по 1848 год. Вначале они носили представительский характер, и называли их новогодними почтовыми карточками. Это были чугунные пластины, чаще всего размером 60x90 или 70x100 мм. С середины 20-х годов XIX века фоном для чугунных рельефных частей иногда служила стальная полированная пластина. Некоторые плакеты дополнительно обрамлялись в бронзовые, с золочением, стальные или серебряные рамки. После пожара на Королевском прусском чугунолитейном заводе в 1848 году новогодние плакеты больше заводом не отливались.

В настоящее время сотрудники Государственного Эрмитажа готовят каталог имеющихся в собрании музея изделий художественного литья из чугуна. Ведется большая работа, и помощь в атрибуции ювелирных украшений из чугуна оказывают немецкие специалисты из музеев Берлина. Есть понимание, что описание этих изделий будет произведено правильно.

С моей точки зрения, необходимо постоянно продолжать работу по уточнению атрибуции предметов, хранящихся в собрании музея. Ведь дополнительная информация появляется часто неожиданно. Так, например, на одном июньском антикварном аукционе 2010 года в Европе продавался лот, состоящий из подборки контрактов на работу в России, рукописной автобиографии, писем и других документов из домашнего архива (всего 36 листов) шотландского мастера Чарльза Бёрда (1766—1843), прибывшего с Чарльзом Гаскойном в 1786 году для внедрения английской технологии на российских заводах (это коснулось затем и Луганского литейного завода).

Период с 1810 по 1840 год — самый успешный и плодотворный для Королевского прусского чугунолитейного завода в Берлине. В 1848 году во время пожара, к сожалению, сгорели все модели, формы и документация. Сохранился лишь один, да и то неполный, прейскурант Королевского прусского чугунолитейного завода в Берлине — прейскурант 1836 года с частью таблиц в количестве 10 штук. Работу завода в Берлине и запас моделей восстановили в кратчайшие сроки с использованием гипсовых отливок по гляйвицким образцам. Однако в 1874 году Королевский прусский чугунолитейный завод в Берлине был закрыт.

Кроме прусских чугунолитейных заводов, в Германии также работали другие заводы и частные литейные, отливавшие прекрасные художественные изделия. В Берлине, помимо уже указанных выше, работал еще целый ряд литейных: чугунолитейная Мевеса, литейная Мюллера, литейная Зеебаса (потом он перебрался в Ханау, а затем в Оффенбах) и литейная Шванна.

На заводе в Лауххаммере изделия клеймили начиная с 1872 года. Клейма многократно изменялись, что хорошо видно на иллюстрации 24.

Герцогства Штольберг-Вернигероде литейная в Ильзенбурге была основана еще в 1530 году. Начиная с 1569 года здесь отливали прекрасные чугунные плиты для каминов и печей. С 1820 года на литейной в Ильзенбурге приступили к художественному литью из чугуна. Поначалу на предприятии использовались модели берлинского и гляйвицкого прусских заводов. Причем в документах так и указано, что модели покупали и уже по ним отливали изделия. Особым спросом у покупателей пользовались изделия, исполненные в стиле ренессанса. Каталог образцов художественного литья в Ильзенбурге в то время состоял из 171 таблицы и содержал более 1000 изображений изделий.

Такое копирование иногда имело дальнейшее продолжение. Так, декоративное настенное блюдо в итальянском стиле литейной в Ильзенбурге было использовано в качестве модели опять же заводом Фёрстера, а затем и Кусинским заводом. Но три клейма на оборотной стороне на Кусинском заводе посчитали неким перебором и ильзенбургское клеймо слегка затерли. Тарелка находится в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Конечно, кто-то может сказать, что заработок на таких изделиях не очень большой по сравнению с продажей редких оригинальных предметов художественного литья из чугуна. Но где сейчас эти редкие предметы? Они появляются все реже. А антикварный бизнес, как и любой другой, делается не только на отдельных крупных продажах, но и на увеличении оборота. Да и вероятность продажи таких недорогих предметов гораздо выше. Это все хорошие и правильные рассуждения, если забыть, что мы говорим о фальсификациях и подделках, а не о недорогих оригинальных предметах старины.

Кстати, о редкости предметов художественного литья из чугуна, выполненных в Средней Европе в конце XVIII — первой половине XIX века. Существует мнение, что они отливались в массовых количествах и сохранились также в массовых количествах. Я должен вас разочаровать. Через мои руки прошли не десятки и сотни, а тысячи предметов (имеется в виду их изучение в музеях Германии и Австрии).

При этом изделия редко повторялись, и эти одиночные повторяющиеся изделия хорошо известны специалистам. Причины такого разнообразия — большой ассортиментный ряд заводов и литейных, эксклюзивность создания по заказам, хрупкость предметов. Достаточно большое количество предметов просто пошло на переплавку в условиях нехватки металла во время войн или было уничтожено во время пожаров и бомбежек. Так, например, известная крупная коллекция изделий художественного литья из чугуна Барта/Фишера в Германии серьезно пострадала во время Второй мировой войны. В результате всего этого получилось, что большинство сохранившихся предметов являются раритетами, то есть редкими изделиями, существующими в настоящее время в небольших количествах экземпляров и представляющими собой ценный коллекционный материал. Понятие раритета тесно связано с понятием степени редкости. Так, некоторые авторы считают, что редкость — это когда известно от 2 до 10 экземпляров, другие считают по-другому. Степень редкости обозначается буквами-символами. Степень редкости определяется не только тиражом (а данные о них в Средней Европе по конкретным позициям изделий в прейскурантах заводов и литейных отсутствуют), но и фактическим наличием изделий. Исходя из этого, могу заявить с полным основанием, что большое количество изделий художественного литья из чугуна Средней Европы конца XVIII — первой половины XIX века — это не просто раритеты, а часто уникумы, то есть известны или отлиты всего лишь в одном-единственном экземпляре. Нередко изделие, появившись на антикварном рынке и уйдя в чью- то коллекцию, так и остается все последующее время единственным известным экземпляром. Но при этом все же лучше добавлять — единственный известный экземпляр на сегодняшний день.

Художественное литье из чугуна, особенно в первой половине XIX века, получило в Германии широкое распространение и оказало заметное влияние на искусство художественного литья во всей Средней Европе.

Особенно хочется выделить литейную Гланца в Вене. Йозеф Гланц (1795—1866) был одним из самых способных литейщиков своего времени. Родился он в городе Лемберг, в 1814—1818 годах учился в Венской художественной академии на ювелира и чеканщика, затем работал под началом Даниэля Рауха на Королевском прусском чугунолитейном заводе в Берлине. В 1822 году Гланц был признан там лучшим чеканщиком. В Берлине Йозеф Гланц создавал и модели для литья. В 1831 году Гланц возвращается в Вену и открывает здесь бронзочугунолитейную. Он сохранил хорошие отношения с берлинским заводом и лично с Раухом. В Вене Гланц специализируется на литье маленьких предметов из серебра, бронзы и чугуна. Его изделия пользуются большим спросом в Австрии, что неудивительно: продукция по качеству не уступала ни отливкам Королевского прусского чугунолитейного завода в Берлине, ни изделиям частных литейных Гайса и Деваранна. Гланц продает свои изделия в самой Австрии, а также в Лондоне и Париже. Ассортимент его продукции очень разнообразен: тарелки, подсвечники, подставки под календари и термометры, спичечницы, пепельницы, чернильницы, подчасники, копилки, пресс-папье, коробочки для визиток, экраны для литографий, маленькие фигурки людей и сакральные предметы — распятия (илл. 32), домашние алтари (илл. 33), плакеты религиозного содержания. Изготавливал Йозеф Гланц и чугунные украшения: колье, броши, серьги и браслеты. Изделия Гланца практически всегда имели клейма (илл. 34). После 1863 года упоминаний о его фирме нет.

Отрадно, что в настоящее время начался процесс объединения усилий людей, увлеченных исследованиями истории создания и деятельности заводов и литейных Средней Европы, выполнявших художественное литье из чугуна. 22—25 октября 2009 года в музее Hanns Schell Collection (Австрия, Грац) прошла 1-я Международная встреча друзей и коллекционеров художественного литья из чугуна. В этой встрече приняли участие более 70 музейных и научных работников, коллекционеров, антикваров, издателей и представителей действующих в настоящее время чугунолитейных предприятий, выпускающих художественное литье, из Австрии, Америки, Венгрии, Германии, Голландии, России, Словении, Хорватии, Чехии и Швейцарии. В ходе этого мероприятия участниками было сделано 12 докладов (3 — представителями России). Произошел интенсивный обмен мнениями, который послужил дополнительным импульсом к написанию данной статьи, в завершении которой хотел бы сформулировать свои рекомендации всем интересующимся художественным литьем из чугуна, выполненным в Средней Европе.

Краткие рекомендации (в виде памятки) ддя оценки предметов художественного литья из чугуна, выполненных в Средней Европе в конце XVIII — XXI веке, при отсутствии на них заводских клейм

. Стилистические признаки предметов

Знания этих стилистических особенностей, которые можно почерпнуть из научной литературы, изучая коллекции и посещая музеи, очень важны для оценки и для определения возраста предмета.

. Отнесение предмета к определенным заводам и литейным

Сложность заключается в том, что, как правило, изначально предметы не клеймились. Отсутствие клейм — одна из характерных черт деятельности, в первую очередь, трех Королевских прусских чугунолитейных заводов: в Берлине, Гляйвице и Зайне. Официально был установлен обмен моделями между этими заводами. Нельзя забывать и о сотрудничестве Королевских прусских заводов с частными берлинскими литейными, а также заводами и литейными как Германии, так и всей Средней Европы. В России также использовались многие прусские модели. Кроме того, в Средней Европе в то время существовали тесные семейные и династические отношения. Следует учитывать, что многие мастера, литейщики и чеканщики обучались на Королевских прусских чугунолитейных заводах, а затем переходили с одного предприятия на другое. Скульпторы и художники выполняли модели и эскизы не только для заводов в Берлине, Гляйвице и Зайне. Яркий пример — Иозеф Гланц, который в течение 12 лет обучался в Берлине, позже переехал в Вену и открыл собственную литейную, добившись замечательных результатов.

. Признаки качества предметов

Знание того, что копия получается на 1,4% меньше оригинального изделия, с которого отливалась, на практике помогает мало. Где найти каталоги с точными размерами?

Задавая себе вопрос — копия или оригинал, надо быть всегда внимательным. Чаще всего даже в серьезных публикациях, к сожалению, не указываются ни размеры, ни вес описываемых изделий. Необходимо обращать внимание на самые незначительные несоответствия в весе, высоте и так далее. Но не забываем, что были и авторские реплики с различными размерами.

Качество литья

В начале XIX века в Средней Европе выплавлялось относительно малое количество качественного металла, а его стоимость была достаточно высока. Потому материал старались экономить, и модели были ориентированы на экономию металла. Это можно заметить по тонкому профилю, тонким стенкам, узким подставкам и так далее. То же можно сказать о геммах, медальонах и медалях. Все они — тончайшей работы, тонкостенные и легкие. На оборотной стороне медальонов, плакет и рельефов находится контррельеф — вогнутое изображение лицевой части. Заводы и литейные наносили на изделия имена автора модели, сведения о лице изображенном и/или римские или арабские цифры, соответствующие номеру по прейскуранту. Для оригинальных изделий важнейшим признаком является выдающееся качество литья.

Обработка поверхности

. Сборка предметов

Основания предметов часто в нижней части снабжены деревянной вставкой или залиты гипсом, на которые приклеен зеленый или черный войлок или бумага. Это должно скрыть следы монтажа, и предмет выглядит более опрятно. Остается уточнить, что это улучшение, направленное на борьбу с царапинами и другими повреждениями, вошло в практику во второй четверти XIX века.

Таковы краткие рекомендации для оценки предметов художественного литья из чугуна, выполненных в Средней Европе в конце XVIII — XXI веке, при отсутствии на них заводских клейм. Конечно, рамки статьи не позволяют более подробно изложить все аспекты заявленной темы. Тем более что имеются еще естественные опасения о возможности использования этих рекомендаций людьми, подделывающими и фальсифицирующими оригинальные предметы из чугуна. Это вынудило меня в некоторых местах не договаривать и не раскрывать все тонкости отличительных признаков оригинальных изделий.

Но я надеюсь, что сведения и рекомендации, которые можно почерпнуть из данной статьи, позволят всем интересующимся избежать возможных ошибок и испытать радость от обладания подлинным прекрасным предметом художественного литья из чугуна, выполненным в конце XVIII — XIX веке в Средней Европе.

Иллюстрации предоставлены автором. Автор выражает особую признательность Элизабет Бартель, Ханнелоре Плётн-Петерс, Ульриху Маису (Германия) и Юрию Полюшкину (Россия)

Дмитрий Воробьёв

Очерк Н.Добычина "Живой чугун" в журнале "Наши достижения" №5-6 за 1935 год. Данный очерк был опубликован в журнале под редакций М.Горького по итогам командировки Н.Добычина на Каслинский завод. Поводом для командировки послужило письмо старейших каслинских рабочих М.Горькому.
Это одна из первых на тот период журналистских работ на всесоюзном уровне, рассказывающая о Каслинском заводе и его истории.

Дмитрий Воробьёв

Очерк Мих.Зуева-Ордынца "Говорящий чугун" был опубликован в журнале "Уральский следопыт" № 7 за 1935 год и стал своего рода откликом уральской журналистики на письмо старейших каслинских мастеров к М.Горькому и к началу возрождения в 1934-1935 г.г. отливки художественного литья на Каслинском заводе. Выход очерка фактически совпадает с выходом другого очерка об истории и мастерах Каслинского завода - "Живой чугун", опубликованным журналистом Н.Добычиным во всесоюзном журнале "Наши достижения" № 5-6 за 1935г. Вместе с тем, действия в очерке Мих. Зуева-Ордынца происходят за 8 лет до даты его выхода в свет. Данный очерк заслуживают большого внимания, так как несет очень интересную и познавательную информацию о Каслинском заводе и его художественных отливках их чугуна в первые годы Советской власти.

Коллекция художественного литья из чугуна Сергиево-Посадского музея-заповедника начала формироваться в 1930 году и насчитывает около 200 единиц хранения. Наряду с изделиями знаменитого Каслинского завода в коллекции представлены изделия Кусинского, Нювчимского, Черепетского заводов, образец бытового литья одного из заводов, принадлежавших знаменитым промышленникам Мальцевым и единичные образцы немецкого художественного литья.

Чугун, разновидность железа, металл хрупкий, но мягкий и точный в литье, издавна применялся на Руси для изготовления пушек, ядер, колоколов. До XVII века производство чугуна велось кустарным способом. Первые железоделательные заводы появились в окрестностях Москвы, Тулы и Каширы во второй половине XVII в. Именно Центральная Россия стала колыбелью отечественной металлургии. Но славу русскому художественному литью из чугуна принесли два завода – частный Каслинский завод наследников купца Л.И. Расторгуева, основанный в 1747 году и казенный Кусинский завод, начавший свою работу в 1789 году. На этих уральских заводах во второй половине XIX века по специальным заводским альбомам – каталогам тиражировали объемную круглую скульптуру из чугуна и сделали художественное чугунное литье самостоятельной областью российской промышленности и декоративно-прикладного искусства.

Решающую роль в становлении анималистического жанра в русской пластике сыграл П. Клодт — создатель знаменитых скульптурных групп укротителей коней, украшающих Петербург, Неаполь, Берлин. Уменьшенные копии этих монументальных произведений, а также другие изделия, изготовленные каслинскими умельцами по моделям П. Клодта, на долгое время стали эталонными образцами чугунолитейного художественного производства. Выпускались в чугуне и произведения известного скульптора-анималиста второй половины ХIХ в., ученика П. Клодта, Н. Либериха. Его работы отличались особым интересом к деталям, к реалиям окружающей среды, тщательной проработкой фактуры.

На железоделательных заводах Урала трудились и собственные скульпторы. В Каслях создавали образцы для литья, обучали мастеров формовке, чеканке, приемам тонкостенного литья М.Д. Канаев и Н.Р. Бах. В Кусе работал мастер Ф.О. Васенин.

Традиционно скульптурные группы и статуэтки, наиболее трудоемкие и дорогие изделия чугунного литья, составляли самые обширные разделы каталогов. На рубеже XIX–ХХ вв. в ассортименте художественного чугуна стали происходить существенные изменения. Практически не расширялся круг сюжетной круглой скульптуры, зато увеличилось производство пепельниц, ваз, подсвечников, коробочек и т. д. В этих небольших, украшенных рельефными и ажурными орнаментами, пластическими изображениями животных и птиц вещах, наиболее ярко отразились разнообразные стилистические поиски конца XIX–начала ХХ века.


Чугунное художественное литье


Чугунное художественное литье

Чугунные кружева

Мало какой материал может поспорить с чугуном по исключительной тонкости и выразительности ажурных изделий: литые кружева и художественные орнаменты отличаются прекрасной прорисовкой и изяществом. Литые чугунные узоры — излюбленные произведения литейного искусства русских мастеров. Что бы они ни лили — ажурное блюдо с сотней изображений зверей и птиц или сложным плетением, вазы или кружевные шкатулки, их изделия выделяются тщательностью исполнения и почти ювелирной отделкой. Простая шкатулка работы русских модельщиков, формовщиков и чеканщиков (рис. 25, а) воспринимается как художественное ювелирное произведение.


Истоки чугунного художественного литья

Истоки чугунного художественного литья уходят в глубокую древность. Начало им было положено в литых орнаментах разного рода плит, печных дверок и т. п.

Многие считают, что с хозяйственных отливок и началос! изготовление художественных изделий из чугуна. Даже такие отливки, как печные дверцы, пищеварочные горшки, очажные плиты, выполнялись русскими мастерами с большим искусством. Художественное литье и литье узорных предметов связано также с зарождением литья для нужд строительства. Первые опыты такого литья распространились из европейских районов, прежде всего из Тульско-Каширского, где оно возникло в первой половине XVII в.

Интересные художественные отливки изготовлялись петрозаводскими литейщиками. Перенесенный на Урал опыт художественного литья нашел там благодатную почву. Многие чугунолитейные заводы уже в XVIII в. отливали для своих цехов, заводоуправлений и других зданий художественно оформленные строительные детали — литые чугунные колонны, кронштейны, детали для украшения фасадов и внутренней отделки, лестницы, перила. Так, в построенной в XVIII в. Демидовым церкви (в Нижнем Тагиле) цоколь облицован чугунными плитами на высоту до 1 м. В Государственном историческом музее хранятся уральские чугунные плиты для пола с рельефными розетками по углам, отлитые в 1702 г.

Особенно большой успех в художественном чугунном литье был достигнут в середине XIX в. Оно стало самостоятельной ветвью русского декоративно-прикладного искусства. В первой трети XIX в. многие заводы производили художественные отливки, которые имели большой спрос. На всероссийских и международных выставках наши чугунные художественные изделия получают всеобщее признание и самую высокую оценку, покоряя всех своим совершенством.

Литые портреты

Став популярным, чугунное художественное литье привлекает многих заказчиков с разными вкусами и потребностями. Появляются заказы на литые иконы, а позже и на литые портреты в виде медалей, плакеток, овалов и т. п. На ряде заводов отливают строгие, почти фотографические портреты. Хотя изготовление таких отливок считается сравнительно простым делом, но оно требует

весьма тщательной подготовки формовочных материалов, ювелирной точности формовки и высокохудожественной чеканки (окончательной отделки) отливок. Чугунных дел мастера успешно справляются с этими трудностями и изготовляют прекрасные образцы литых портретов. Тематика их самая разнообразная. С большой любовью литейщики выполняют в чугуне знаменитую серию медалей Ф. П. Толстого на тему Отечественной войны. К сожалению, эти произведения стали сейчас весьма редкими, не говоря уже о полном комплекте чугунных медалей Ф. П. Толстого. Некоторые плакетки, медали представляли собой односторонние литые портреты людей, имевшие то или иное отношение к заводам или районам расположения чугунолитейных заводов — графа П. X. Витгенштейна, инженера Г. Ф. Зотова и других.

Однако большинство таких произведений составляли портреты видных или выдающихся деятелей науки, культуры, общественных деятелей. Тем самым чугунолитейщики своим искусством увековечивали образы людей, сыгравших ту или иную роль в прогрессе общества. Не все чугунные портреты представляют одинаковую художественную ценность. Однако во всех случаях литейщикам удавалось найти в своих работах портретное сходство и добиться высокого качества изображения.

Литые портреты из чугуна — замечательные миниатюры искусства литья. Они не ограничиваются лишь медальонами, плакетками и небольшими овалами. Из чугуна отлиты и более монументальные горельефы. В советское время отлиты барельефы К. Либкнехта и Р. Люксембург. На могиле французского писателя Анри Барбюса в Париже установлен литой чугунный барельеф, выполненный литейщиками Каслей по заказу рабочих Франции.

Уральское искусство литья

Во многих районах России изготовляли чугунные художественные отливки, но самое высокое мастерство в художественном литье чугуна достигнуто на Урале. Самобытное искусство уральских литейщиков, накопивших опыт многих поколений, принесло огромные творческие успехи.


Точность техники исполнения, хорошо развитое чувство формы скульптурного изображения, проникновение в замыслы ваятеля и ощущение процесса творческого труда — таковы качества многих уральских умельцев, формовщиков, подлинных соавторов ваятелей. Скульпторы М. Д. Канаев, Н. Р. Бах, К. А. Клодт и П. К. Клодт (внук и правнук знаменитого П. К. Клодта) и другие, работавшие с уральскими литейщиками, старались привить формовщикам художественный вкус, раскрывали перед ними таинства творчества лепки.


На Урале отливали не только копии прославленных работ. Лучшие скульпторы присылали им свои оригиналы. Замечательные произведения создавались как литейщиками-умельцами, так и работавшими здесь профессионалами ваятелями.

Литейщики в этих скульптурах воплощают в металл идеи ваятелей, отливают лишь копии ранее созданных оригиналов. Однако мастерство литейщиков в том и состоит, чтобы глубоко раскрыть замысел художника, оттенить его и донести до зрителя. И в этом уральские мастера были непревзойденными художниками. Им по душе была гоголевская сатира, и над ее персонажами они трудились вдумчиво, творчески.

Произведения уральских мастеров-литейщиков получили признание как в России, так и за рубежом. На выставках и ярмарках в России, на международных выставках в Париже, Вене, Филадельфии, Милане, Стокгольме, Копенгагене и других городах чугунные художественные отливки приобретают истинных поклонников, многочисленных покупателей, завоевывают множество медалей и дипломов.

Первыми на Урале начали выпускать художественные отливки Каменский и Кушвинский заводы. Кроме них, чугунным художественным литьем прославились Верх-Исетский, Сысертский, Кусинский и Каслинский заводы. Многие литые произведения Кушвы, Верх-Исетска, Сысер-ти и других мест Урала до сих пор не изучены. Часть из них хранится в частных собраниях, не установлены изготовители некоторых произведений, многие отливки вообще утеряны. Однако то немногое, что можно узнать по архивным данным, по музейным и известным частным собраниям, свидетельствует о повсеместном высоком мастерстве уральских литейщиков.

Ведущее место среди уральских заводов, производивших художественные чугунные отливки, длительное время занимал завод г. Кусы, часто успешно соперничавший по мастерству даже с Каслями. Изделия Кусы — настоящие произведения искусства, широко признанные не только в нашей стране, но и за рубежом. И это не удивительно, так как в Кусе работали многие умельцы, известные на всем Урале, смело бравшиеся за сложную работу. В Кусе с большим мастеоством изготовлены произведения по скульптурам Е. Лансере, Н. Либериха, П. Клодта и других.


Изделия Кусы, являющиеся гордостью русского прикладного искусства, сохранились в небольшом количестве Слава кусинского искусства литья всегда была в тени славы Каслей. Лучшие произведения Кусы часто называют каслинскими художественными отливками. Это можно объяснить тем, что во многих случаях и Куса и Касли использовали одни и те же модели. И создалось неправильное мнение о кусинских умельцах как об имитаторах.

Однако те немногие произведения, что и поныне украшают музеи, выставки и частные собрания, позволяют высоко оценить мастерство Кусы, дают достаточное представление о тонкости, ажурности и филигранности их мастерства. На рис. 4 приведена рядовая работа кусинских мастеров — декоративное блюдо. Можно с уверенностью сказать, что по изяществу рисунка эта отливка не только не уступает, но и превосходит многие аналогичные работы Каслей. Высокую оценку получали кусинские чугунные изделия на международных выставках. В 1888 г. произведения Кусы получили похвальный отзыв на выставке в Копенгагене, в 1897 г.— серебряную медаль в Стокгольме, а в 1906 г.— высшую награду в Милане.

Среди мастеров кусинского литья прославились Н. Мурзин, Ф. Иконников, П. Шалапов, В. Завоеванов, В. Сабуров, В. Дятлов, И. Зубов и другие. В Кусе работал и местный скульптор Васенин, немало произведений которого получило широкое распространение.

Камерные литые статуи

Среди чугунных художественных отливок, пожалуй, наибольшую славу завоевали камерные статуи. Когда изучаешь эти произведения, приходишь к выводу, что литейщики трудились над ними с какой-то неутолимой жаждой: где только возможно, доставали образцы, ваяли сами, копировали бронзовые статуэтки, уменьшали и приспосабливали к кабинетным условиям известные монументальные произведения. Благо многие скульпторы верили искусству художественного литья из чугуна и охотно сотрудничали с литейщиками, отдавая им свои произведения.


Создание русскими, и прежде всего уральскими, умельцами чугунных кабинетных статуй — одна из замечательных страниц истории изобразительного искусства и, в частности, искусства художественного литья.

Знаменитые Касли

Каслинские мастера умело и разумно использовали опыт лучших мастеров других заводов. На завод были приглашены с Кушвинского завода 12 формовщиков художественного литья и 12 чеканщиков и среди них выдающиеся мастера — братья Смолины. Чтобы придать ремеслу чеканки истинный дух творчества, из Златоуста приглашают мастеров чеканки по стали. И каслинские мастера не только впитали все лучшее, что было достигнуто в художественном литье на передовых заводах Урала, но и развили его дальше и в технике литья и в филигранной отделке отливок.

В стремлении каслинцев к совершенству, к приобретению творческих навыков, а также в подвижнической деятельности ряда скульпторов, высоко оценивших богатые возможности чугуна как материала для художественных отливок, поверивших в талант простых людей, в их умение глубоко чувствовать красоту пластики,— одна из причин огромных успехов каслинских мастеров.


Вслед за М. Д. Канаевым в Касли переезжает скульптор Н. Р. Бах. Он руководит художественной школой, трудится над повышением художественного уровня литья и, отрешась от академизма, становится замечательным анималистом.

Большой вклад в развитие каслинского художественного литья внесли русские скульпторы Е. А. Лансере, Н. И. Либерих, А. Л. Обер. Каслинцам посылали свои работы Р. Р. Бах, Ф. Ф. Каминский и другие.

В 1921 г. в Касли приезжает К. А. Клодт, продолживший традиции М. Д. Канаева и Н. Р. Баха. Он восстанавливает художественную школу, исправляет многие модели и создает ряд самостоятельных произведений.

В советский период над современной тематикой, кроме К. А. Клодта, в Каслях работали скульпторы Н. Горский и М. Озерский. Искусство каслинского художественного литья оттачивалось, шлифовалось на протяжении всей его истории.

Каслинские умельцы создали огромное количество художественных произведений из чугуна. Только за последние 30 лет прошлого столетия замечательные каслинские отливки двенадцать раз удостаивались самых высоких наград на всероссийских и международных выставках, оставаясь непревзойденными в мире. В прейскуранте завода за 1913 г. числилось 750 наименований. Эти изделия принесли мировую славу каслинцам.



Чугунные погрудья

Бюсты — как вид скульптуры, как погрудные изображения человека в скульптурах, получили распространение еще в античном искусстве.

Кабинетные бюсты из чугуна выразительны и контрастны. Даже при недостаточном освещении черты в них мягки, но четки. Эти замечательные свойства чугуна в сочетании с высоким мастерством литейщиков принесли чугунным кабинетным бюстам большое признание. Чугунные бюсты отливали на ряде заводов Урала, но больше всего ими прославились умельцы Каслей и Кусы.

Многие модели бюстов передал каслинским литейщикам известный скульптор Р. Р. Бах. По этим моделям в Каслях были изготовлены бюсты П. И. Чайковского, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. Мицкевича и других.


Не только Касли и Куса прославились литыми бюстами из чугуна. Сейчас искусствоведов и литейщиков волнует тайна одного из чугунных бюстов Петра I, хранящегося в Магнитогорском музее. Он был найден лет десять назад в чугунном ломе, привезенном на Магнитогорский металлургический комбинат. Исследования показали, что отлит он был около 150 Лет назад, но ни Куса, ни Касли к нему отношения не имели. Загадка находки до сих пор не разгадана.

Искусство лить высокохудожественные чугунные по-грудья — бюсты является огромным достижением русского мастерства, оно заслуживает развития и в наше время.

В настоящее время бюсты часто отливают преимущественно из бронзы и алюминия. Так, например, дважды и трижды Героям Советского Союза и дважды Героям Социалистического Труда бюсты отливаются из бронзы и устанавливаются на родине героев. Бронза в этом случае выбрана не потому, что она является сплавом цветных металлов, а потому, что ее цвет хорошо гармонирует с окружающей перспективой парков, площадей и зданий улиц. На кабинетных бюстах бронза выглядит значительно тусклее или теряет естественность (если она начищена). И совсем маловыразительны, несилуэтны кабинетные бюсты из алюминия.

Монументальные отливки

Монументальные отливки из чугуна известны давно. Достаточно назвать такую из них, как отлитая в Китае в 954 г. Шицзыван весом около 100 т (см. гл. VI). Но эта отливка не является художественным произведением ни по замыслу, ни по технике исполнения. Говоря о монументальных чугунных отливках, мы имеем в виду не только литые памятники или художественные отливки мемориального назначения, но и другие крупные литые художественные произведения из чугуна: статуи, архитектурные сооружения и разного рода литые крупные украшения, входящие в ансамбли площадей, парков и специальных сооружений (например, выставок). Чугунное литье имеет отношение к знаменитой Невьянской падающей башне, построенной еще в 1725 г.: в ней многие детали из чугуна, в том числе полы, окна, дверные проемы и т. п.

Выполнен памятник в виде часовни с двухярусным на-вершием. Первый ярус, в виде граненого шатра, заканчивается фигурным фризом из перемежающихся треугольных и бочкообразных фронтонов. Второй ярус представляет собой цилиндрический барабан с рядом декоративных закомар, из которых выступает крест с полумесяцем у основания как символ победы над мусульманами-завоевателями. Арки монумента, опирающиеся на небольшие колонны, делят всю его поверхность на ряд ниш, в которых располагаются высокие рельефные литые зарисовки сцен, изображающих страдания болгар под игом турок и освобождение их русскими воинами.

Этот памятник интересен и как свидетельство извечной дружбы болгарского и русского народов, и как редкое монументальное произведение из чугуна.

После Октябрьской революции каслинские мастера ознаменовали возрождение искусства чугунного художественного литья изготовлением памятника бойцам революции, павшим в боях гражданской войны. Чугунная фигура этого памятника — рабочий с молотом в одной руке и винтовкой в другой — была отлита в Каслях по модели К. А. Клодта.

Читайте также: