Подготовьте сообщение на тему миссионерство в странах африки в 19 начале 20 века кратко

Обновлено: 01.07.2024

По характеру и степени развития в Африке выделялось две большие зоны. Наиболее развитым был её Север – он издавна участвовал в культурном и экономическом обмене стран бассейна Средиземного моря. Крупные исламские арабские страны – Египет, Алжир, Марокко, Триполитания.

Хотя именно в Африке ещё в XV в. началась история европейского колониализма, вплоть до XIX в. эта страна мало привлекла европейцев. Самой крупной и богатой страной в Африке являлся Египет, управлявшийся наместниками султана. Особую известность среди них получил Мухаммед Али.

Полевые работы у народов бату

Наиболее распространенными являются языки банту. На них говорит большая часть населения Центральной Африки (к югу от Судана) и Южной Африки.

  • Египте,
  • Тунисе,
  • Марокко,
  • в Эфиопии и других странах этого района - существовали феодальные монархии.

Египет, Триполитания, Тунис формально входили в состав Османской (Турецкой) империи. Но фактически правители этих стран почти не подчинялись турецкому султану.

  • Сеннар,
  • Дарфур,
  • Вадаи,
  • Багирми и др.

В Северной Африке, в меньшей мере в Судане, издавна были развиты торговля и ремесло. Встречалось рабство. У многих народов Северной Африки и Судана сохранялись родо-племенные отношения.

  1. мотыжным земледелием,
  2. животноводством,
  3. охотой и рыболовством.

К 70-м годам XIX в. европейцы успели захватить в Африке около 11% ее территории. Самыми обширными колониями были Алжир, завоеванный Францией еще в 30-40-х годах XIX в.

Капская колония, отторгнутая Англией у Голландии во время наполеоновских войн. Побережья Анголы и Мозамбика были захвачены Португалией еще в XVI в.

Европейцы компактной массой жили в южной части Африканского континента - в Капской колонии и в соседних бурских республиках. Значительное число их имелось также в северных районах Алжира. В других частях Африки число европейцев было крайне незначительно.

Борьба африканских народов против колонизаторов

  1. Англия и
  2. Франция, а ними следовали
  3. Германия и
  4. Бельгия.

Самостоятельное развитие африканских народов и их культуры было насильственно нарушено европейскими завоевателями.

Алжир

Выступления в городе Алжире дали толчок восстанию арабов и берберов в различных частях страны. Оно длилось около 10 месяцев. Освободительная борьба алжирского народа была, однако, жестоко подавлена французскими колонизаторами. Алжирцы неоднократно выступали с оружием в руках против своих поработителей и в последующие годы, но только в наше бремя Алжир вернул себе наконец свободу.

Египет

Английские захватчики в Александрии 1882

В Египте в связи с проникновением туда англичан также началась национально-освободительная борьба. В сентябре 1881 г. против продавшегося иностранцам египетского хедива (так титуловался египетский монарх) и его правительства выступил каирский гарнизон. Хедив был вынужден назначить новое правительство, в котором ведущую роль играли офицеры-патриоты - сторонники независимой национальной политики. Во главе этих офицеров стоял полковник Ахмед Араби - выходец из крестьян, занявший пост военного министра. Поднялось широкое народное движение против империалистов.

Тогда (в июле 1882 г.) корабли английского военного флота подвергли жестокой бомбардировке Александрию. Английские войска вторглись в страну. Ахмед Араби организовал оборону Каира. Но силы были слишком неравные. В сентябре (1882 г.) египетские войска потерпели поражение.

Военные суды по указке англичан приговорили многих участников восстания к смерти. Полковника Араби пожизненно сослали на остров Цейлон.

Восточный Судан

Только в 1896 г. английские колонизаторы решились предпринять новый поход в Судан. На этот раз англичане обеспечили себе значительное превосходство сил. Все же им понадобилось два года, чтобы подчинить весь Восточный Судан. В 1898 г. английские колонизаторы одержали решительную победу над махдистами при Омдурмане.

Эфиопия

Иной была судьба Эфиопии. Во второй половине XIX в несколько эфиопских княжеств были объедены под властью одного феодала, принявшего титул "Негуса-негасти" - т.е императора.

В 1887г. на Эфиопию напала итальянцы, но с позором были выгнаны из страны.

В середине 90гг Италия вновь начала войну. Но и на этот эфиопы под руководством негуса Менелика 1 марта 1896г нанесли сокрушительное поражение захватчикамв битве при Адуи.

Южная Африка

Пленный вождь в городе Тес

В Тропической и Южной Африке не было таких сравнительно значительных государств, как Эфиопия или Восточный Судан при Махди. Тем не менее и здесь захватчики сталкивались с народным сопротивлением.

Многие народы и племена проявили большую отвагу, решительность и упорство в борьбе с европейскими захватчиками.

На территории Ганы много лет подряд вел борьбу с англичанами народ ашанти. Девять лет не прекращались восстания против бельгийцев в бассейне реки Конго.

В Восточной Африке народы банту неоднократно выступали в союзе с арабами против колонизаторов в Уганде и Танганьике. В 1888 г. под руководством араба по имени Бушир им удалось на несколько месяцев изгнать со своих земель немецких захватчиков.

Южнее реки Лимпопо длительную войну против англичан вели зулусы - сильный союз племен. Еще в конце 70-х годов под руководством своего короля Кечвайо зулусы начали войну против колонизаторов. В 80-х годах к зулусам присоединились племена, жившие в междуречье Лимпопо и Замбези. Война длилась более десяти лет. Империалисты применяли небывалые зверства. Случалось, они загоняли жителей в пещеры и взрывали их динамитом. Таким образом были уничтожены тысячи людей.

Соотношение сил было слишком неравным. Несмотря на самоотверженное сопротивление зулусов, англичане остались победителями (см. документ 1).

Некоторым вождям удавалось объединять ранее разрозненные африканские народы и племена для борьбы против захватчиков. Например, в Западном Судане создалось государство, основанное Самори, сыном странствующего торговца. К концу 80-х годов, после пятилетней войны, французы были вынуждены заключить с ним мирный договор.. Борьба возобновилась в 1891 г., когда французские войска начали новое наступление. Она длилась семь лет. Лишь после того, как вожди некоторых племен, подкупленные французами, предали и выдали Самори французам, его государство распалось и сопротивление было сломлено.

Мадагаскар

На Мадагаскаре существовало сравнительно централизованное феодальное государство мальгашей, имевшее постоянную армию. В 1883 г. французы без объявления войны напали на остров. Война шла два года. Мальгаши нанесли ряд поражений врагам. Франция была вынуждена официально признать независимость Мадагаскара. Но ровно через десять лет она начала новую завоевательную войну. На этот раз после длительных кровопролитных боев победили французы. Остров Мадагаскар стал французской колонией. Упорное сопротивление мальгашского народа продолжалось, однако, еще несколько лет.

Франция в мадагаскаре 1895

Национально-освободительные восстания, правда меньшего масштаба, продолжались и в начале XX в. Наиболее мощными были восстания племен балунду в Анголе против португальцев. Большое восстание произошло в Кении. Оно возникло на почве протеста против захвата земель коренного населения английскими колонизаторами.

Героическое сопротивление оказали захватчикам в начале текущего столетия племена гереро и койкоин (готтентотов) в немецкой Юго-Западной Африке. В течение четырех лет (1904-1907 гг.) гереро под предводительством вождя Махареро и койкоин под предводительством 80-летнего Гендрика Витбоя вели справедливую войну против немецких колонизаторов. Немцы поголовно истребляли население всюду, где этому не могли помешать повстанцы. Из 200 тыс. койкоин осталось в живых около 60 тыс. человек.

  1. слишком слабо вооружены,
  2. недостаточно организованны,
  3. колонизаторам часто помогали изменники из рядов феодальной и родоплеменной знати.

Однако бывали исключения: эфиопский народ вышел победителем из героической борьбы за независимость родины. Во многих районах Африки борьба африканских народов на много лет задержала установление колониального господства.

Жесточайшее угнетение народов африканских стран империалистическими колонизаторами

  • на золотых приисках,
  • в рудниках,
  • на плантациях, при сборе каучука, пальмового масла и т.д.

Европейские колонизаторы не только жестоко эксплуатировали африканские народы, обрекая их на постепенное вымирание. Они старались уничтожить в африканцах чувство национальной независимости, любви к свободе. Ради этого католические и протестантские миссионеры проповедовали смирение и покорность.

Умалялось историческое прошлое и предавалось забвению культурное наследство африканских народов. Местное население не имело почти никаких возможностей получить хотя бы скудное образование. Империалисты старались его держать в состоянии поголовной неграмотности. Характерно, что на Мадагаскаре, например, накануне установления французского владычества над островом число школьников составляло около 160 тыс. человек, а через десять лет хозяйничанья колонизаторов оно сократилось до 63 тыс.

Африка до недавнего времени оставалась колонией европейских держав. Память о многолетней, кровавой борьбе против колонизаторов, о героях этой борьбы жива в сердцах африканцев. Только в наши дни большая часть Африки освободилась от власти колонизаторов.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ - 1. КРОВАВЫЕ ДЕЙСТВИЯ АНГЛИЙСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ ПРОТИВ ЗУЛУСОВ В 1879-1880 ГОДАХ

(Из письма английского офицера капитана д Арси)

2. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ ФРАНЦУЗСКИХ КОЛОНИАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ С МЕСТНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ КОЛОНИЙ

(Из письма учителя-француза, работавшего в Гвинее)

Я требую судебного следствия над г. Огюстом Лсскюр, администратором первого класса колониального ведомства, хорошо известного туземцам под именем Курса-Бо; он пользуется репутацией дикаря во всей Гвинее, я мог бы даже сказать, во всей Западной Африке и в Конго.

Однажды он вызвал к себе в Фаранах старосту одной деревни, 70-летнего старика, и заставил его идти пешком, с ношей на голове. Измученный этим переходом, который ему пришлось проделать под палящими лучами солнца, подгоняемый грубыми полицейскими, несчастный старик должен был после этого провести ночь в тюрьме совершенно голым; на следующий день его выставили, опять-таки раздетым, на солнце и заставили простоять так несколько часов. Дело кончилось тем, что к полудню он умер.

Многие другие черные в этой округе были подвергнуты порке канатом по сто ударов; это - обычная мера наказания, применяемая по приказанию Лескюра, большей частью в его присутствии.

Семеро из этих несчастных умерли в тюрьме от последствий этих ударов.

3. НЕМЕЦКИЕ ЗВЕРСТВА в ЮГО-ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ

(Из выступления депутата партии центра Ререна на заседании рейхстага)

Туземца раздевают и привязывают к козлам или к закрепленной бочке руками вперед, а ногами назад, так, чтобы он не мог двинуться. После этого самый сильный солдат со всего размаха наносит ему удары бичом, который он держит в вытянутых руках; если бич не свистит в воздухе, удар не за-считывается.

Многие не выдерживали порки и умирали.

Христианские миссионеры в Африке

Первая волна христианского миссионерства началась еще в самом начале христианства, ведь по преданию первая африканская церковь на территории современных Эфиопии и Египта была основана самим апостолом Марком в 42 году. Интересно, что потомки этих первых христиан до сих пор сохраняют свою веру, в Египте это копты, которые, несмотря на вторжение арабов-мусульман, не приняли ислам. Тем более, что первые мусульмане достаточно толерантно относились к христианам, на их территории продолжало существовать даже немалое количество христианских монастырей и церквей, единственное — всё не мусульмане (сюда также принадлежали евреи) были вынуждены платить специальный налог за свою иноверность. А вот Эфиопия — единственная страна в северной Африке, которая сохранила христианство в качестве государственной религии и сегодня эфиопская христианская церковь является одной из древнейших.

Церковь святого Георгия в Лалибэле

Церковь святого Георгия в городу Лалибэле, Эфиопия.

Это северная Африка, а вот остальная территория этого континента впервые о христианстве узнала только в XV веке, ведь именно в это время на жаркие африканские земли ниже экватора впервые ступила нога белого европейского завоевателя — португальского конкистадора. И конечно непременным спутником вооруженного конкистадора был одетый в рясу католический священник, цель которого была обязательно обратить побольше африканских туземцев в христианскую веру. Вот правда, если говорить откровенно, африканские туземцы не всегда хотели обращаться, ведь у них была своя, древняя языческая вера, которую веками исповедовали их предки. Да и белые европейцы с их загадочными стреляющими палками, различными странными вещами все больше вызвали у африканцев опасения. Опасения были далеко не беспочвенны, ведь очень скоро предприимчивые европейцы поняли, что очень выгодное дело — вывозить черных африканцев на плантации недавно открытой Америки, используя их в качестве рабской силы.

Тема работорговли одна из печальных страниц в истории Африки, мы ее еще непременно коснемся, но вернемся к миссионерам. Неудивительно, что поведение европейцев, (сначала это были португальцы, затем подтянулись и другие: англичане, французы, голландцы) на африканской земле было полно противоречий. С одной стороны христианские миссионеры говорили, что Бог есть любовь, что они несут религию любви, добра, справедливости, а с другой стороны их коллеги, вроде такие же христиане совершали откровенно жестокие и подлые вещи. Поэтому нередко и христианских миссионеров встречали не с хлебом и солью, а угощали ядовитыми стрелами.

В общем, христианизация Африки шла со скрипом и медленными темпами, первые успехи начались только где-то с середины XIX века. И первыми христианами в это время становились представители племенной африканской аристократии, новая религия помогала им приобщиться к европейской культуре, такой причудливой и загадочной (по мнению африканцев конечно), почувствовать себя еще большей элитой. В то время как простые туземцы и в дальнейшем оставались верными своей языческой религии предков.

В некоторых местах и до сих пор остаются причудливые сочетания христианства с язычеством, например, африканская деревня имеет и церковь и особую священную полянку, где с давних времен происходили языческие ритуалы. Сначала местные жители идут в церковь на службу, а потом идут на свою священную полянку, где танцуют ритуальные танцы, прося у богов (или духов), дождя, хорошего урожая, чтобы картошка бананы родились. Где-то церковь и просто стоит только для приличия, чтобы было, христианство здесь существует только на первый взгляд и только для вида, а сущность настоящей местной религии глубоко языческая. И когда у сельских жителей проблемы, они не идут к местному священнику, а идут к местному шаману.

В некоторых же африканских племенах хорошо прижилось христианство не в католическом, а именно протестантском, даже баптистко-харизматичном варианте, с веселыми религиозными гимнами, танцами, экспрессией, эмоциональностью, впадением в экстаз. Ведь именно такой христианский харизматизм очень близок африканскому духу и ментальности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Африка в XIX начале XX вв.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Африка в XIX начале XX вв.

Африка в XIX начале XX вв.

Покорение Северной Африки 1830-е гг. - Франция подчинила себе Алжир; 1869 г.

Покорение Северной Африки 1830-е гг. - Франция подчинила себе Алжир; 1869 г. – начало строительства Суэцкого канала (Под руководством сначала Франции затем Англии); 1881 г. – Франция подчинила Тунис, затем Марокко; 1882 г. – англичане подчинили Египет.

Европ. страна Колониальная африканская страна 1. Англия Нигерия, Египет, Капс.

Европ. странаКолониальная африканская страна 1. АнглияНигерия, Египет, Капская колония 2. ФранцияАлжир, Тунис, Гвинея, Сенегал, ¼ часть материка 3. Бельгиядолина реки Конго 4. ИспанияМарокко, Западная Сахара 5. ГерманияТого, Камерун + 4 колонии 6. ИталияСомали и Ливия 7. ПортугалияАнгола, Мозамбик


Эфиопия – страна, оставшаяся самостоятельной В XIX веке Эфиопия переживала пе.

Эфиопия – страна, оставшаяся самостоятельной В XIX веке Эфиопия переживала период раздробленности 1855 г. Федор (Теодрос) II провозгласил себя императором: объединил земли и покончил с междоусобицами; создал сильную, многочисленную армию; запретил работорговлю; ослабил могущество церкви; способствовал развитию торговли; приглашал европейских специалистов. 1867 г. англичане сделали попытку закрепиться в Эфиопии; 1896 г. эфиопы нанесли сокрушительное поражение итальянским войскам и отстояли независимость.

* Англо-бурская война 1899 – 1902 гг. Трансвааль (ЮАС) и Оранжевое государств.

* Англо-бурская война 1899 – 1902 гг. Трансвааль (ЮАС) и Оранжевое государство завоеваны Великобританией

Впервые применяется геноцид. Геноцид – массовое уничтожение людей по этническ.

Впервые применяется геноцид. Геноцид – массовое уничтожение людей по этническому признаку.

Колониальное господство в Африке Цель колонизации - эксплуатация местного нас.

Колониальное господство в Африке Цель колонизации - эксплуатация местного населения: Почти во всех колониях каждый житель и его жилище облагались специальными повинностями; Местное население принуждалось к обязательному выполнению определённого вида работ, например в шахтах или сбор каучука; Формы принуждения отличались крайней жестокостью. Положительные последствия европейского господства: Народы познакомились с множеством достижений европейской цивилизации; Появились школы, распространялись современные знания и идеи, которые уже в XX в. помогли африканцам в борьбе за освобождение.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ В XIX в. в европейских странах и Северной Америке шла стремите.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ В XIX в. в европейских странах и Северной Америке шла стремительная модернизация, в то время как в остальном мире продолжали сохраняться традиционные аграрные общества; Цель колонизации - получение новых источников сырья и рынков сбыта для быстро растущей промышленности ведущих стран Запада; Для Англии и Франции колонии стали также поставщиками солдат; Зависимые страны получили толчок для собственного развития. К ним проникали новые знания и технологии, они включались в мировой рынок.

Читайте также: