Подготовить сообщение основные характеристики акмеологического подхода к изучению развития человека

Обновлено: 18.05.2024

В данной статье речь идет об основных акмеологических принципах педагогической деятельности. Авторы дают определение акмеологии и акмеологических принципов, а также характеристику каждого из таких принципов применительно к педагогической деятельности. Кроме того, авторы данного исследования, помимо прочего, также кратко рассматривают основные этапы развития акмеологии как отрасли педагогической науки, акцентируя особое внимание на том, что ее развитие пришлось на тот период времени, когда стало ясно, что в качестве одного из направлений педагогической науки необходимо уделять особое внимание не только повышению качества предоставляемого практикующими педагогами образования, но также и качеству подготовки самих педагогических кадров. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о том, что в настоящий период времени акмеологическим принципам педагогической деятельности должно уделяться повышенное внимание, поскольку именно данный подход находится в полном соответствии с современными требованиями к образовательному процессу Российской Федерации. Кроме того, необходимо отметить, что исследование авторов может лечь в основу более глубоких и детализированных разработок в данном направлении педагогической науки.


4. Тюрин К.Г., Степнова Л.А. Акмеологические способности как средство реализации самопреобразующей деятельности // Вестник РУДН, серия Педагогика и психология. 2016. № 2. С. 19–26.

6. Натаров В.И. Рационализация состояния сознания как развитие акмеологической адаптации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2011. № 4. С. 58–62.

7. Исмаилов Г.М. Самообразование и творческое развитие личности в процессе подготовки будущих учителе технологии // Развитие педагогического образования в России: материалы II Всероссийской науно-методической конференции с международным участием / отв. ред. Е.В. Гребенникова. Томск: ТГПУ, 2019. С. 273–279.

Современное российское общество переживает сегодня сложный период реформирования всех значимых систем. Ориентация на динамичное развитие общества предполагает усиленное внимание к проблемам образования, в частности к подготовке и повышению квалификации специалистов в области обучения и воспитания.

Подготовка педагогических кадров на современном этапе предполагает формирование у будущих педагогов акмеологических качеств и навыков высокого уровня. Высокий образовательный уровень должен обеспечиваться всеми уровнями современной системы образования. При этом педагогу принадлежит специфическая роль в связи с тем, что он выступает в качестве одного из ведущих участников процесса воспитания и обучения подрастающего поколения. От компетентности и профессионализма педагогов непосредственно зависят такие факторы, как качество образовательного процесса и административный потенциал учреждения образования.

Материалы и методы исследования

В качестве основных методов исследования заявленной темы послужили такие, как аналитический (анализ теоретической и методической литературы по теме исследования), а также метод обобщений.

Результаты исследования и их обсуждение

Специфика педагогической деятельности заключается в том, что ведущим механизмом воздействия педагога на подрастающее поколение выступает он сам, его личностные характеристики. Подобная особенность работы преподавателей актуализирует задачу повышения профессиональных качеств и личностного роста педагога. В связи с этим на современном этапе требуется пересмотр подходов к вузовской подготовке будущих педагогов, которые были разработаны ранее и функционировали до недавнего времени. Теперь перед вузами стоит задача подготовки педагогов, которые обладают способностями к выработке стратегически верного направления в образовательной деятельности, достижению заданных целей, эффективной рефлексии, творческому подходу.

В настоящее время стремление к интеграции становится одной из ведущих тенденций мирового развития. Данное направление становится актуальным не только на мировом уровне, но и затрагивает каждую личность в отдельности на уровне социальных институтов и внутреннего личностного развития.

В связи с этим современная система вузовского обучения в значительной мере ориентирована на подготовку кадров, которые обладают набором характеристик, необходимых для достижения высоких результатов в предстоящей профессиональной деятельности. Это должны быть кадры, которые способны к эффективной социализации, творческому подходу, рефлексии и профессиональной конкурентоспособности.

На современном этапе акмеология как научная дисциплина ориентирована на исследование многоаспектной проблемы личностной самореализации с гуманистической и прогрессивной точки зрения. Кроме того, акмеология рассматривает проблемы саморазвития, творчества и личностной профессионализации. В ряде сфер акмеология как научная дисциплина сближается с психологией, педагогикой и другими науками, за счет чего она формируется как интеграционная отрасль знания.

Для акмеологии как относительно молодой науки особенно значимыми вопросами являются проблемы успешности, профессионального роста, саморазвития и самоактуализации человека. Наиболее полно акмеология как наука о самореализации человека начала раскрываться в 1990-е гг.

Современные исследования в области акмеологии базируются на обширном комплексе теоретических работ таких отечественных ученых, как В.Н. Максимова, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Г. Зазыкин.

Акмеологический подход к технологиям воспитания и обучения, содержательному компоненту образования, управлению высшей школой выходит в настоящее время на первый план. Подобный подход становится фактором повышения качества образовательной системы и усовершенствования технологий воспитания и обучения в вузе. Познавательные мотивы приобретают значение систематизирующих факторов, а процесс обучения переходит на уровень внутренней потребности личности. Ведущей формой деятельности личности становится переосмысление действительности на творческой основе.

Акмеологические методики и приемы позволяют использовать эффективные формы достижения профессионального и личностного успеха. В настоящее время становится очевидной значимость акмеологического подхода в административном и учебно-воспитательном процессе вузовского образования. Подобное обстоятельство непосредственно взаимосвязано с социальным заказом, который выдвигается обществом к выпускникам высших учебных заведений. Ожидается, что по окончании вуза общество получит креативных, коммуникабельных, самостоятельно мыслящих личностей, которые обладают способностями построения индивидуальной модели развития и навыками эффективной профессиональной деятельности.

Актуальность акмеологии на современном этапе связана с повышенным интересом к образованию и педагогике. В последние годы расширяется и углубляется процесс изыскания наиболее эффективных механизмов и способов, оказывающих воздействие на качество образования, прежде всего в рамках высшей школы. На современном этапе генерируются обновленные педагогические технологии, так как к настоящему времени осознана недостаточная актуальность традиционной образовательной системы. Старая система не отвечает обновленным экономическим и общественным условиям и требует оптимизации.

Категориальный и методологический аппарат акмеологической науки в настоящее время развивается, совершенствуются технологические и методические приемы и инструменты. Все это открывает широкие возможности в деле повышения качества образования, прежде всего вузовского.

Акмеология представляет собой отрасль научного знания, которая сформировалась на стыке гуманитарного, обществоведческого и естественнонаучного знания. Многоаспектность данной научной дисциплины связана, прежде всего, с тем, что она исследует способы, закономерности и инструменты достижения вершин в различных сферах деятельности взрослого человека, а также саморазвитие, творчество и личностную профессионализацию.

На современном этапе акмеология как научная дисциплина подразделяется на несколько направлений. К таким направлениям правомерно отнести: спортивную, военную, педагогическую, управленческую акмеологию.

Для современной отечественной системы вузовского образования качество образования приобретает особенное значение, формируя обновленную парадигму развития высшей школы в нашей стране. Качество образования – это комплекс его свойств, определяющий адаптацию образования к реализации социальных целей по формированию и развитию личности.

Современные акмеологические технологии и методики ориентированы на повышение профессионализма, развитие личностного потенциала человека, самореализацию, усовершенствование адаптационных способностей и развитие рефлексии. Так как акмеология выступает в качестве научного знания, имеющего интегрированный характер, акмеологические технологии и методики разрабатываются на стыке гуманитарных и естественных наук.

На современном этапе акмеологические технологии имеют следующую структуру:

– цель и задачи технологии;

– условия технологического процесса;

– анализ конкретной ситуации;

– характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия;

– этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели;

– способы прогнозирования результатов;

Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время акмеологические технологии отличаются значительным разнообразием, причем основными из них можно назвать следующие:

– игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования);

– технологии развивающего обучения;

– технология личностно-ориентированного обучения;

– метод проектов [6].

Формирование педагогического профессионализма в настоящее время предполагает повышенную степень развития проектировочных умений и навыков. Педагог должен обладать развитыми способностями к моделированию, прогнозированию, мониторингу и диагностике педагогического процесса.

Значимость проектировочных навыков для педагога-акмеолога в настоящее время обусловлена необходимостью определения профессиональных задач, достижение которых связано с повышением мастерства и профессиональным ростом.

Современная акмеология в своем развитии сформулировала ряд основополагающих принципов, в качестве основных из которых можно назвать следующие:

– принципы личностного развития в направлении к достижению профессионализма. В данную группу принципов могут быть включены принципы: активности, рефлексивности, оптимальности, формирования позитивной Я-концепции личности, субъекта и субъектности, моделирования;

– принципы изучения и анализа продуктивной педагогической деятельности и ее субъекта. В данную группу принципов могут быть включены принципы: комплексности, взаимодействия, развития, системности, детерминизма [7].

Строгое соответствие данным принципам позволяет надеяться на формирование и развитие у учащихся высшей школы навыков, умений и качеств, способствующих в дальнейшем эффективной профессиональной деятельности и достижению высоких личностных результатов.

В качестве одного из ведущих компонентов проектировочной культуры педагога с точки зрения современной акмеологии выступает целеполагание. Выдвижение значимых жизненных целей потенциально несет в себе для человека творческий элемент. Но не все люди могут реализовать подобные тенденции. Выделяются три основные категории людей. Для первой группы характерно пассивное ожидание, они не склонны к процессу активного целеполагания. В противоположность данной категории, существуют личности, выдвигающие значимые цели самостоятельно, на основе собственных ценностей и установок. Промежуточная категория людей характеризуется наличием черт обеих рассмотренных выше групп.

Таким образом, становится очевидным, что одним из ведущих компонентов профессиональной культуры учителя становится на современном этапе способность к творчеству.

Рефлексивные и аналитические способности выступают в качестве не менее значимых компонентов профессиональной культуры современного педагога. В рамках этого умения речь идет, прежде всего, о способности педагога к обобщению и систематизации собственного педагогического опыта, профессиональной рефлексии, выделению наиболее значимых и перспективных направлений личностного роста. Уровень развития у педагога рефлексивных и аналитических способностей оказывает непосредственное воздействие на результативность педагогического труда и эффективность методической работы. Таким образом, в конечном итоге данные характеристики педагога становятся важным фактором повышения качества образования.

Образование, соответствующее современным стандартам качества, предусматривает комплекс таких свойств и черт объекта, которые определяют собой его адаптивные возможности в отношении осуществления социальных целей. Данные цели в настоящее время связаны, прежде всего, с процессами становления и личностного развития человека в качестве носителя таких свойств, как воспитанность, общая культура, обученность, выраженность физических, психических и социальных аспектов личности.

Достижение уровня качественного образования в настоящее время должно выступать как интегративная цель всех уровней и структурных частей системы образования. Ключевым звеном современной образовательной системы правомерно считать педагога в качестве одного из ведущих участников процесса воспитания, обучения подрастающего поколения и носителя административного потенциала учреждения образования.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что акмеология на современном этапе выступает в качестве научного знания, имеющего интегрированный характер, формирующегося на стыке таких научных дисциплин, как психология, педагогика и теория управления. Сочетание в методологии и категориально-понятийном аппарате современной акмеологии основ гуманитарных и естественных наук способствует существенному изменению акцентов в области профессиональной подготовки специалистов педагогического профиля. При акмеологическом подходе делается акцент на формирование креативных, коммуникабельных, самостоятельно мыслящих личностей, которые обладают способностями построения индивидуальной модели развития и навыками эффективной профессиональной деятельности.

Развитие акмеологических аспектов в общей структуре вузовской педагогической подготовки открывает широкие возможности по поиску выпускниками вузов индивидуальных путей продвижения к профессионализму. Помимо этого включение акмеологических аспектов в систему педагогического обучения в вузах способствует росту в педагогическом труде креативности и творчества, расширяет представления студентов о педагогическом мастерстве.

Ставшие к настоящему времени компонентом учебно-воспитательного процесса в вузе, акмеологические принципы открывают широкие возможности по формированию новой модели взаимодействия и конечного результата деятельности обучающегося и педагога.

На главную Лекции и практикум по психологии Психология личности Методологические основания акмеологии

Методологические основания акмеологии
Лекции и практикум по психологии - Психология личности

2.1 Характеристики и структура акмеологии

Акмеологию как науку отличают фундаментальность, гуманистическая направленность, интегративность и прикладная ориентация.
Фундаментальность акмеологии проявляется в создании системы ее общих и конкретных методологических принципов, которая определяет проблемное пространство, специфику ориентации акмеологии в ее подходе к человеку, социальную и личностную потребность в данной области знания, а также специфику объекта науки - развивающегося человека, субъектный характер этого развития.
Фундаментальность акмеологии проявляется также в разработке методологической модели ее предмета, собственного методического инструментария, теоретических концепций (например, концепции личностнопрофессионального и гуманитарно-технологического развития; концепции развития акмеологической культуры личности; акмеологической концепции профессионализма деятельности в особых и экстремальных условиях; концепции рефлексивной самоорганизации творческого мышления и др.), системы законов и закономерностей.

2.2 Методы и методологические подходы акмеологии

2.3 Общие и частные методологические принципы акмеологии

2.4 Акмеологические законы и закономерности

Источник: Личностное развитие: учебное пособие / сост. Э.Н. Янова ; Донской ГАУ. - Персиановский : Донской ГАУ, 2019. - 156 с.

Босс

Акмеология – молодая дисциплина, которую многие авторы считают спорной. Тем не менее предмет её изучения очень интересен, а сама она может принести немалую пользу человеку, стремящемуся к самосовершенствованию. Сегодня мы подробно разберём, что она собой представляет, что изучает и какие направления включает, а также выясним, какой человек может считаться зрелым с акмеологической точки зрения.

Что такое акмеология?

Акмеология – это раздел психологии, изучающий механизмы и закономерности наивысшего развития личности. Обычно также уточняют, что в рамках данной дисциплины изучаются люди в возрасте от 30 до 50 лет, поскольку это период расцвета сил, на который приходятся наиболее значимые достижения в жизни большинства людей.

Конечно, основной интерес для акмеологии представляет не сам факт достижения человеком пика его развития, а процессы, которые привели его к этому. Эта дисциплина стремится понять, при соблюдении каких условий человек способен наиболее полно реализовать свой потенциал и достичь наивысшей точки духовного, интеллектуального и физического развития.

Основная цель акмеологии заключается в том, чтобы понять, какие условия способствуют достижению максимального интеллектуального, физического и духовного развития. Другая цель состоит в том, чтобы помогать людям найти своё предназначение. Это не просто красивые слова, а действительно важная задача, ведь только в таком случае человек способен максимально полно реализовать свой потенциал.

Что изучает акмеология?

Как мы уже выяснили, акмеология изучает не само достижение человеком пика своего развития, а факторы и закономерности, ведущие к этому пику. Если говорить более конкретно, основной интерес для неё представляют такие аспекты как:

  • субъективные и объективные факторы, содействующие достижению вершин (а также препятствующие этому);
  • закономерности успешного обучения и достижения максимально возможного уровня профессионализма в своей сфере деятельности;
  • успешные стратегии самообразования и самоорганизации;
  • закономерности реализации творческого потенциала;
  • закономерности самосовершенствования, успешного развития и подстраивания под меняющиеся условия, задачи, потребности, интересы и установки.

Последний пункт примечателен тем, что речь идёт не просто о стратегии успеха, а о способе находить эту стратегию в динамически меняющихся условиях. То есть, акмеология изучает, как человек осознаёт свои способности, потребности и возможности, и какие именно закономерности позволяют ему использовать это осознание для выработки оптимальной стратегии собственных действий.

Предмет акмеологии

В широком понимании предметом акмеологии являются закономерности и механизмы, способствующие достижению вершины духовного, личностного, интеллектуального, физического и профессионального развития человека. В более узком понимании это закономерности самосовершенствования, самореализации и самоорганизации личности (то есть речь не о всестороннем развитии, а об успешном саморазвитии и самоорганизации).

Описанный выше подход используется в работах психологов Анатолия Деркача и Владимира Зазыкина. Педагог и исследователь в области акмеологии Нина Кузьмина предложила другой подход, согласно которому предметом акмеологии следует считать закономерности в продуктивности и профессионализме отдельных специалистов и их сообществ, а также факторы, которые содействуют и препятствуют реализации творческих потенциалов людей.

Направления науки

На современном уровне развития акмеология уже представляет собой сложную научную дисциплину, внутри которой можно выделить несколько обособленных направлений. В частности, выделяют следующие направления акмеологии:

  • социальная;
  • медицинская;
  • педагогическая;
  • военная;
  • управленческая;
  • креативная;
  • синергетическая;
  • фундаментальная.

Социальная акмеология изучает становление личности в социуме, достижение ей успеха и признания. Медицинская, педагогическая и военная изучают профессиональное становление специалистов в соответствующей сфере деятельности.

Управленческая акмеология стала особенно популярной в последние годы в связи увеличением количества предприятий и ростом спроса на компетентных топ-менеджеров. Креативная акмеология изучает реализацию творческого потенциала личности, а также закономерности развития и активизации творческих способностей.

Синергетическая акмеология – это новое направление, которое сейчас находится в стадии активного развития. Это научная дисциплина на стыке акмеологии и социологии, в которой изучаются также творческие способности и профессиональные достижения личности.

Основным же и наиболее важным разделом является фундаментальная акмеология. Она рассматривает человека как сложную систему, для изучения которой необходимо применять не только психологические и социологические методы, но и математические, физиологические и философские.

Становление и развитие акмеологии

Это относительно молодая научная дисциплина, возникшая менее столетия назад. Её создал в 1928 году советский психолог и педагог Николай Рыбников. Он сформулировал основные тезисы и идеи, а также дал название новой науке. Значительно позже, в 1968 году, советский психолог Борис Ананьев внёс акмеологию в список наук, изучающих разные этапы развития человека.

Настоящий интерес к акмеологии возник только в 1990-х годах. Молодую науку начали развивать российские учёные Анатолий Деркач и Алексей Богдалёв. Благодаря им, в частности, открылось акмеологическое отделение Российской академии государственного управления при Президенте РФ. Также они поспособствовали открытию Академии акмеологии в Санкт-Петербурге.

Современная акмеология имеет много общего с такими дисциплинами как психология и педагогика, поскольку у них пересекаются цели и предметы изучения. Она направлена на исследование факторов, которые позволяют взрослым и самостоятельным людям становится успешными и добиваться значимых успехов во всех сферах жизни. Речь идёт именно о выдающихся достижениях, а не об относительной успешности на фоне большинства.

Актуальные исследования показывают, что предпосылки к высоким достижениям закладываются в раннем детстве. В этот период формируются базовые навыки и накапливается опыт, необходимый для понимания своей роли в мире и для успешного взаимодействия с окружающими. Кроме того, у ребёнка закладывается так называемая мотивационная готовность, которая во взрослом возрасте становится важной опорой, необходимой для достижения успеха в любой сфере.

Зрелая личность с точки зрения акмеологии

Объект изучения акмеологии – это зрелая личность, обладающая определёнными характеристиками и находящаяся под влиянием определённых внешних обстоятельств. С точки зрения психологии, зрелой можно назвать личность, обладающую такими признаками как:

  • наличие чувства ответственности;
  • потребность заботиться об окружающих;
  • потребность в психологической и эмоциональной близости;
  • стремление находить креативные решения сложных проблем;
  • стремление участвовать в социальной жизни;
  • стремление конструктивно применять свои навыки и способности;
  • стремление к самореализации.

Таким образом, зрелость личности подразумевает, что её актуальные потребности находятся на третьем, четвёртом и пятом уровнях пирамиды Маслоу. Также важным признаком личностной зрелости индивида является признание его значимости внутри социальной группы. Высокая оценка со стороны общества не только повышает его самооценку, но и формирует у него особое отношение к собственным успехам.

Условия формирования зрелой личности

  • наличие этической и профессиональной культуры;
  • способность правильно организовывать своё время;
  • активная жизненная позиция;
  • гармонизация личностных качеств и психологической среды;
  • понимание своих способностей и возможностей;
  • стремление к самосовершенствованию.


Ключевые слова: акмеология, акмеологически направленные методы преподавания, профессиональная компетентность, творческая индивидуальность, акмеологическая ориентация, акмеологическое воспитания и обучения.

This article discusses the forms, methods, and tools on the implementation of the acmeological approach in vocational education and improving the content of vocational education, by applying pedagogical conditions for preparing students for professional activities based on the acmeological approach.

Keywords: acmeology, innovative conceptual model, professional competence, creative personality, acmeological orientation, acmeological education and training.

Основной задачей акмеологии является обеспечение знаний, практических навыков, опыта и технологий, связанных с полным раскрытием и применением на практике творческих способностей личности. Личность при этом рассматривается как субъект сознательной деятельности в различных деятельностных процессах, в частности, в выбранной профессии, в рамках своей специализации.

Степени развития и формирования личности учеников, подготовка молодого здравомыслящего поколения, личностное развитие и профессиональный рост каждого ученика при организации обучения в профессиональных колледжах на основании акмеологического подхода повышают уровень нынешней подготовки.

Автором на основании акмеологического подхода изучена проблема подготовки учеников к профессиональной деятельности исследованы научно-педагогические основы подготовки учеников; представлены педагогические и психологические факторы подготовки учеников. Узбекский исследователь Ш. Т. Халилова заявляет, что при осуществлении акмеологического образования важно учитывать 5 составных частей высшего образовательного учреждения: цель, объект, информация, методы, субъект. Предлагается превращение образовательного объекта в субъект, то есть акмелингвистическую образовательную технологию, нацеленную на обеспечение автономной деятельности будущего специалиста, формирование и развитие навыков самостоятельного образования.

Однако, вопросы совершенствования образовательного процесса через систему обучения, профессионально ориентированную на основании акмеологического подхода, подготовки учеников профессиональных колледжей на основании акмеологического подхода, не исследованы.

Анализ исследований, проводимых в профессиональных колледжах Республики Узбекистан, показывает, что уровень работ, направленных на повышение эффективности в системе профессионального образования, является низким. Более того, вопрос подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода, не проработан, не создана методика исследования акмеологии в профессиональном образовании.

Поэтому мы разработали педагогические условия подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода; а также инновационную концептуальную модель осуществления акмеологического подхода и ее компоненты; педагогические условия внедрения акмеологического подхода в профессиональном образовании.

Разработан механизм подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода в профессиональном образовании и на его основе проведены практические работы. Также, в соответствии с педагогическими и психологическими условиями, выявленными при подготовке учеников профессиональных колледжей к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода, разработаны новые стандартные учебные программы, направленные на формирование самостоятельного мышления учеников, улучшение деятельности самостоятельного познания и внедрена исследовательская идея в их содержание.

В профессиональных колледжах в целях обстоятельного изучения психологических особенностей каждого учащегося и формирования творческой индивидуальности были созданы электронные портфолио учащихся с выявлением результатов. Был подготовлен контент по предмету “Электротехника и основы электроники”. Электронный учебный контент включает все виды электронных учебных материалов, которые служат для создания активного вида обучения по конкретным предметам.

Осуществление акмеологического подхода в профессиональном образовании обеспечивает определение личных ресурсов и их продуктивное использование для достижения успехов в профессиональной деятельности посредством усиления профессиональной мотивации, стимуляции творческого потенциала, формирования акмеологической ориентации личности. На его основе в экспериментально-испытательных группах была организована профессиональная подготовка учащихся, всестороннее развитие их знаний и навыков, и степени воспитания. Для совершенствования профессиональной подготовки, достижения подготовки профессиональной акмеличности было осуществлено инновационное образование и воспитание, основанные на профессиональной цели, сущности, мотивации и мышлении.

При этом было предусмотрено достижение профессиональной акмеличности, владеющей профессией, ориентацией и компетентностью в результате использования форм и методов организации профессионального образования и воспитания; создания для этого педагогико-психологических условий, построения профессионально ориентированного обучения, продуктивного использования современных образовательных и информационных технологий на основе акмеологической ориентации — акмеологического воспитания и образования, акмеологического подхода.

При усвоении профессии акмеличностью получается совершенная личность, достигшая высшей степени и способная проявить свой творческий потенциал и свои способности, самостоятельно мыслить в профессиональном масштабе, саморазвиваться и стремиться к профессиональной удаче.

В процессе подготовки специалистов в системе профессионального обучения на основе акмеологического подхода были введены в действие акмеограммы учащихся. Акмеограмма является основным методом акмеологического подхода, олицетворяет собой систему требований, условий и факторов, создающих возможность для развития профессионализма, прогрессивного развития и деятельности конкретных субъектов труда.

Таким образом, применение современных технологий образования дает возможность развития профессиональной компетентности на основании акмеологического подхода и совершенствования процесса обучения. Методика повышения эффективности образовательного процесса на основании акмеологического подхода в профессиональном образовании и развитие процесса подготовки к будущей профессии достигается путем применения акметехнологий, компьютерных технологий, а также технологий, направленных на развитие личности.

1. Деркач А. М. Акмеологический подход в средном профессиональном образовании: проблемы и перспективы//журнал «Инновационные образовательные технологии. М., 2007. № 2. С.100–105.

2. Миронова Галина Васильевна. Концепция акмеологического развития личности в период ранней юности (15–20 лет). Докторская диссертационная работа. Тамбов. 2012г. – 200 с.

3. Глинский, Александр Сергеевич. Развитие познавательной активности учащихся с применением акмеологического подхода. диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, к.п.н., Омск. 2007, – 169 с.

4. Грибенюк, Людмила Григорьевна. Акмеологический подход в проектировании гимназического образования.Дисс.раб. для получ.к.п.н., тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.08., Калуга. 2004, – 197 с.

5. Курбет Н. В. Акмеологические условия и факторы развития образования профессии у студенов политехнического колледжа: дис. канд. психол. наук: 19.00.13: 19.00.13 / Курбет, Надежда Викторовна; РАГС при Президенте РФ, Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности. — М., 2007. — 176 с. — Библиогр.: с. 134–146.

6. Некрасова А. Т. Акмеологический подход как основа повышения качества профессионально-педагогического образования // Вестник КГУ им. Гендерная психология. — Кострома, 2007. — № 6. — С. 194–199.

8. Медведев В. П. О роли акмеологии в современном профессиональном образовании // Фундаментальные исследования. — 15.05.2011. — С. 32–34.

9. Эрназарова Г. О. Совершентсвование подготовки обучающихся профессионального колледжа к профессиональное деятельности на основе акмеологического подхода. дис. … докт. пед. наук:13.00.05. Ташкент, 2018. — Библиогр.: с.42–68.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональное образование, подход, основание, подготовка учеников, подход были, творческий потенциал, инновационная концептуальная модель, инновационное образование, образовательный процесс.

Ключевые слова

профессиональная компетентность, акмеология, творческая индивидуальность, акмеологически направленные методы преподавания, акмеологическая ориентация, акмеологическое воспитания и обучения

акмеология, акмеологически направленные методы преподавания, профессиональная компетентность, творческая индивидуальность, акмеологическая ориентация, акмеологическое воспитания и обучения

Похожие статьи

О применении инновационных подходов в процессе обучения

Творческий подход педагога становится сегодня главной характеристикой деятельности образования и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса. Инновационный подход отражает современное состояние системы образования.

Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе.

Процесс профессионального становления будущих дизайнеров должен моделировать заданную структуру инновационной деятельности.

Библиографическое описание: Капунова, М. И. Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к.

инновационная деятельность, профессиональная готовность.

Инновационные процессы предъявляют новые требования к профессиональной

Ключевые слова: готовность к инновационной деятельности, дизайн, профессиональная подготовка

Современные подходы к дизайн-образованию представлены в работах Е. Н. Ковешниковой.

Инновационные технологии в системе профессиональной.

Примерная обобщенная модель инновационного обучения предусматривает: активное участие студентов в процессе обучения; возможности прикладного использования знаний в реальных условиях; подход к обучению как к коллективной, а не индивидуальной деятельности; акцент.

Реализация инновационных технологий в процессе подготовки.

Рассмотрены вопросы реализации инновационных технологий при подготовке будущих преподавателей профессионального образования. Приведены теоретические результаты и рассмотрен пример электронного обучающего тренажера.

Инновационные процессы и тенденции в образовательном.

Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности. Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы детского сада.

Инновации, инновационное образование, инновационные.

Инновационная деятельность педагогов становится сегодня основным направлением реализации реформ в образовании и одним из существенных направлений перехода к модели инновационного развития Украины в целом. Это определяет основные приоритеты высшего.

К вопросу об инновационных методах обучения.

образовательный процесс, профессиональное образование, профессиональная подготовка, творческая личность, творческая деятельность, будущий специалист, проектная деятельность, проблемное.

Креативность как основа инновационной педагогической.

То есть, инновационная деятельность предполагает положительные преобразования образовательной системы и нацелена на развитие самого педагога как

Креативность — это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах.

профессиональное образование, будущий преподаватель.

готовность к инновационной деятельности, дизайн-образование, профессиональная деятельность, мотивация, методы

Читайте также: