Подготовить сообщение о роде сложносокращенных слов по материалам портала грамота ру

Обновлено: 30.04.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

6 класс русский язык урок №_______________дата_________________

Тема: Род сложносокращённых слов - Словообразование. Орфография. Культура речи

Цели урока : закрепить умения расшифровывать сложносокращённые слова, произносить их, определять способ сокращения слова; научить определять род сложносокращённых слов, согласовывать с ними прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени.

1. Организационный момент

2. Орфографическая разминка

Вспомните правила правописания приставок. Возьмите каждый карточку, вставьте пропущенные буквы и распределите по группам

В зависимости от того, какую букву вставили и, ы или е

Объединитесь в три группы.

В домашнем задании упр.223 вам встречались сложносокращенные слова, выпишите их . Какой темой они объединены? Военной.

Сегодня вы три отряда : синие, красные и желтые. У каждого отряда есть задание, но чтобы его получить, нужно пройти вступительное испытание.

3. Актуализация знаний

Получите пакеты с заданиями.

I. Лингвистическая разминка.

Проведем физподготовку

— Знаете ли вы: есть сложносокращённые слова, которые так замаскировались, что мало кто догадывается, что это аббревиатуры? Вот некоторые из них: самбо, БТР, дот, БМП,САУ, АК. Сможете ли вы их расшифровать? (Самооборона без оружия; бронетранспортер; долговременная огневая точка; боевая машина пехоты; артиллерийская установка, автомат Калашникова)

Вы получили звание младший сержант.

II. Работа по теме урока с опорой на домашнее задание и учебник.

А теперь учебная подготовка . Прочитайте правило на стр. 122. И стр. 144 .

И , конечно, огневая подготовка . Кто расшифрует слова, тот попал в цель.

Вы получили звание сержант.

Расшифровка сложносокращённых слов инициального типа (МХАТ, ТЮЗ, ГЭС, НТВ, НЛО, КПД), выделение в каждом опорного слова, объяснение цели такой работы (можно использовать сведения со с. 122).

Вы получили звание старший сержант.

Не забываем о важности изучения

Обратите внимание на трудные случаи определения рода: наличие исключений, вариантов и транслитерированных иноязычных аббревиатур, проинформировать учащихся о наличии сведений о роде аббревиатур в словарях.

По фонетическому облику (нулевое окончание, как у сущ. м. р. 2-го скл.)

Варианты (колебания рода)

По опорному слову дорога — норма книжной речи

По фонетическому облику — в разговорном стиле

По опорному слову в русской расшифровке (управление; телевизионная компания)

НАТО — м. р. и ср. р.

ЮНЕСКО — ж. р. и ср. р.

Колебания: опорное слово (НАТО — блок, договор; ЮНЕСКО — организация) / фонетический облик

III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

Получите карту учений. Чтобы пройти ее, выполните тестовые задания, пройдя которые вы получите секретный пакет . Мы будем по карте обозначать ваше продвижение.

Вы получаете звание прапорщик.

Осложнённое списывание (работа сопровождается комментированием).

1) Российск_ МЧС назвал_ победителей смотра-конкурса юных пожарных. 2) Целых пять часов МКАД стоял_ в обе стороны. 3) Коварн_ НАТО нарушил_ все договорённости. 4) ООН одобрил_ резолюцию. 5) Секретн_ НИИ закончил_ разработку нового препарата. 6) Английск_ МИД направил_ телеграмму министерству иностранных дел Македонии. 7) ЮНЕСКО прислал_ своего представителя на конференцию. 8) Городск_ ТЭЦ закрыт_ на профилактику. 9) СНГ завершил_ переговоры по проблемам взаимопомощи. 10) США предупредил_ о возможности санкций. 11) Нов_ спортивн_ вуз пригласил_ на день открытых дверей юных спортсменов из районн_ ДЮСШ. 12) ОРТ координировал_ работу своих представительств.

Теперь вы заслужили звание капитан.

V. Домашнее задание . 1) Упр. 224. Подумайте, о чем мы будем говорить на следующем уроке.

2) Словарная работа: генерал, лейтенант, командир, адъютант.

 VI. Подведение итогов урока

Урок окончен, но у вас впереди еще много интересных заданий и путь к высшим достижениям весь впереди.

Буквенные аббревиатуры, сложносокращённые слова и графические сокращения

Орфография

Буквенные аббревиатуры и сложносокращённые слова 1 , кроме тех из них, которые общепонятны и имеют широкое распространение (СССР, КПСС, профсоюз, вуз и др.), не рекомендуются для употребления в печати общего назначения.

Приводимые ниже правила о написании сложносокращённых слов и аббревиатур предназначаются преимущественно для специальных изданий (например, ведомственных инструкций, справочников и т. п.).

§ 110. Сложносокращённые слова всех типов пишутся слитно, например: стенгазета, местком, Мосодежда.

Каждая составная часть сложносокращённых слов и каждая буква аббревиатур пишутся так, как они писались бы в соответствующем полном слове, поэтому:

а) на границе составных частей разделительные знаки ъ и ь никогда не пишутся, например: цехячейка, но ь, как знак мягкости, пишется на конце составных частей сложных слов перед буквами э, а, о, у, например: костьутиль;

б) в начале составных частей сложносокращённых слов никогда не пишется ы, например: пединститут, Госполитиздат;

в) после согласных пишется э, если с него начинается слово, входящее в сложносокращённое слово или в аббревиатуру, например: Мосэнерго, нэп.

§ 111. Одними строчными буквами пишутся:

1. Все сложносокращённые слова, например: рабкор, спецодежда, культработа.

2. Аббревиатуры, читаемые по звукам (а не по названиям букв) и обозначающие имена нарицательные, например: вуз, роно, дзот.

§ 112. С прописной буквы пишутся сложносокращённые слова, обозначающие названия учреждений и организаций (см. § 110), например: Госплан, Моссовет.

§ 113. Одними прописными буквами пишутся:

1. Все аббревиатуры, читаемые no названиям букв, например: СССР (Союз Советских Социалистических Республик), МВД (Министерство внутренних дел), ЦК (Центральный Комитет), КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза), МТС (машинно-тракторная станция).

2. Все читаемые по звукам аббревиатуры, обозначающие такие названия учреждений или организаций, в которых хотя бы первое слово пишется с прописной буквы, например: МИД (Министерство иностранных дел), ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза), ООН (Организация Объединенных Наций).

Если аббревиатуры этого типа склоняются, то окончания их пишутся строчными буквами вплотную, без апострофа, например: ТАССа, МИДом.

§ 114. В сложносокращённых именах собственных, составленных из yceченного слова и буквенной аббревиатуры, первая буква пишется прописная, например: АзССР (Азербайджанская Советская Социалистическая Республика).

§ 115. От буквенных аббревиатур следует отличать условные графические сокращения, которые всегда читаются полностью и сокращаются только на письме.

Графические сокращения (кроме стандартных сокращённых обозначений метрических мер) пишутся с точками на месте сокращения и в отношении прописных и строчных букв и дефисов следуют полному наименованию, например: ю.-в. (юго-восточный), М-К. ж. д. (Московско-Курская железная дорога).

§ 116. К общепринятым сокращениям, не требующим специальных разъяснений и могущим быть примененными в любых изданиях, за исключением изданий для начинающего читателя, относятся следующие:

т. е. – то есть (после перечисления)
и т. д. – и так далее (после перечисления)
и т. п. – и тому подобное (после перечисления)
и др. – и другие (после перечисления)
и пр. – и прочие (после перечисления)
см. – смотри (при ссылке, например, на другую часть сочинения)
ср. – сравни (при ссылке, например, на другую часть сочинения)
напр. – например
в. – век (при обозначении цифрами веков, годов)
вв. – века (при обозначении цифрами веков, годов)
г. – год (при обозначении цифрами веков, годов)
гг. – годы (при обозначении цифрами веков, годов)
т. – том
тт. – томы
н. cm. – новый стиль
cm. cm. – старый стиль
н. э. – нашей эры
г. – город
обл. – область
р. – река
оз. – озеро
о. – остров
гp. – гражданин
стр. – страница
акад. – академик
доц. – доцент
проф. – профессор
ж. д. – железная дорога
ж.-д. – железнодорожный
им. – имени

1 Следует различать 1) сложносокращённые слова, составленные из сочетаний: а) усеченных cлов и полных слов (спецодежда); б) одних усеченных слов (колхоз); 2) аббревиатуры, составленные из начальных букв полных наименований и разделяющиеся: а) на читаемые по названиям букв (МТС); б) на читаемые по звукам, обозначаемым буквами (вуз).

Цели урока: дать представление о сложносокращённых словах; научить правильно расшифровывать и произносить сложносокращённые слова, определять способ сокращения и группировать слова по способу сокращения.

I. Этимологическая пятиминутка.

Дана группа слов: галстук, курносый, гардероб, куропатка, кашне, близорукий, волейбол, лупоглазый, ковбой, карандаш, вокзал, арьергард, фарватер, коктейль. Воспользуйтесь этимологическим словарём, чтобы ответить на вопрос: что общего между этими словами? Работа проводится в группах. Итоги работы группы обсуждают, готовя ответ на вопрос, дают толкование малопонятных слов, запоминают их произношение и написание.

курный (т. е. короткий) + нос

лупить (таращить) + глаза

Вокс (имя собств.) + холл

* Должно было бы получиться курноносый и близкозоркий. Но здесь наблюдается упрощение слов: повторяющиеся элементы опускаются (это явление называется гаплология).

Выводы: 1) способ сложения характерен для многих языков; 2) мы заимствуем сложные слова, даже не подозревая об их сложном составе; 3) некоторые исконные (в том числе общеславянские) слова, образованные способом сложения, в современном языке являются непроизводными.

II. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка в парах; на доске ученик записывает слова с суффиксом -тель и определяет способ образования.

III. Изучение нового материала.

Учитель сообщает, что в русском языке есть особый способ образования слов, характерный только для существительных: в образовании нового слова участвуют не полные, а сокращённые части основ слов. Такие слова называются сложносокращёнными, или аббревиатурами (от лат. сокращённый).

1. Работа с учебником: извлечение информации из схемы, запоминание определения (с. 120), упр. 218, анализ теоретического материала (с. 121).

2. Составление таблицы “Виды сокращений основ” с опорой на теоретический материал учебника и дополнения учителя.

Слова, участвующие в сложении

Начальные части слов

Начальная часть первого слова + второе слово

Начальные буквы (названия начальных букв каждого слова)

Московский государственный университет

строительное монтажное управление

Начальные буквы + звуки

Центральный спортивный клуб армии

Начальные части слов + начальные звуки

Камский автомобилестроительный завод

*Курсивом в таблице выделен материал из учебника.

3. Дополнение таблицы примерами из упр. 219, орфографическая работа. Учитель обращает внимание учащихся на то, что при сокращении слов может усекаться удвоенная согласная: специальный корреспондент → спецкор; корреспондентский пункт → корпункт; граммофонная пластинка → грампластинка; террористический акт → теракт. Однако возможно и возникновение удвоения: юный натуралист → юннат. Все слова заносятся в словари.

4. Выполняется упр. 220 под руководством учителя, который сначала сам читает аббревиатуры, затем их произносят учащиеся.

Учителю необходимо учесть, что в данном упражнении допущены ошибки в написании имён собственных: с заглавной буквы пишутся первые слова в выражениях Военно-воздушные силы, Центральный спортивный клуб армии. В следующем упражнении с заглавной буквы пишется слово Газпром.

IV. Закрепление изученного.

Мини-конкурс по расшифровке аббревиатур (можно провести как групповую работу): комбат, ГАИ, МКАД, завмаг, ТЮЗ, ДТП, колдоговор, ЖКХ, спецодежда, МВД, полпред, Минобрнауки, редколлегия, Совбез, ФМС, Госфильмофонд, ЖЗЛ, Донбасс, ЛФК, США, ликбез, НЛО.

V. Подведение итогов урока.

— Какие новые сведения о словообразовании вы сегодня узнали?

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.


Сложносокращённые слова изучаются в 6 классе в курсе словообразования. Сложение сокращённых основ — один из способов образования новых слов в русском языке. Это словообразовательная технология возникла достаточно поздно и в период своего появления стала одним из символов значительных перемен в обществе. Стремление говорить кратко, тенденция к сокращению слов и выражений характерна и для других европейских языков.

Что такое сложносокращённые слова

Сложносокращённые слова — вид слов, образованных сложением. В этом случае соединяются не целые слова или их основы, а части основ. Причём это могут быть очень маленькие части: вплоть до начальных букв. Но и те слова, которые наряду с частью основы включают в себя целое слово, называются сложносокращёнными. Таким способом образуются исключительно существительные.

Виды образования сложносокращённых слов

  • Сочетание начальной части слова или нескольких слов с целым словом: запчасть, медосмотр, кавторанг, роддом.
  • Сложение первого слога слова с начальным и последним (или только последним) слогом другого слова. Эсминец (Эскадренный + миноносец), мопед (мотоцикл + велосипед).
  • Сложение начальных частей слов. Морпех (морской + пехотинец) завгар (заведующий + гаражом), филфак (филологический + факультет), избирком (избирательный + комитет).
  • Соединение начальных звуков или букв слов. Такие слова называют аббревиатурами. Примеры буквенных аббревиатур: МГУ, США, РФ, чп, дтп, пту, ГРУ. Звуковые аббревиатуры: ВГИК, МГИМО, ОМОН, загс, нэп.

Аббревиатуры часто являются собственными существительными, названиями учреждений, организаций, даже стран (ЦАР, США, ФРГ). Они составляются из начальных букв или звуков полного названия. Аббревиатуры без труда поддаются расшифровке, их родовая принадлежность определяется по роду главного слова в словосочетании, являющемся названием. ООН — женского рода так как главным в подвергшемся аббревиации словосочетании является слово организация. МГИМО — мужской род (по слову институт).

  • Особые случаи аббревиатур — соединение начального слога слова и первых букв или звуков следующих слов: ЧелГУ (Челябинский государственный университет), гороно (городской отдел народного образования)
  • Иногда слово образуется смешением звуковой и буквенной аббревиатур: ГИБДД [гибэдэдэ], ЦДСА [цэдэса].

Большинство слов-аббревиатур не склоняются. Изменятся по падежам, согласно правилам русского языка, могут лишь слова, образованные сложением начальных звуков. Учиться в вузе, во ВГИКе, служить в ОМОНе, во ФСИНе. Но работать в ГИБДД, жить в РФ, в СССР.

Что мы узнали?

Сложносокращённые слова составляют довольно большой пласт русской лексики. Это очень продуктивный способ образования новых слов, который позволяет превратить словосочетание в короткое слово.

Род аббревиатур.Род склоняемых сложносокращённых слов определяется по общим правилам: МХАТ, сбербанк – муж. рода; заготзерно – сред. рода; зарплата – жен. рода.

Род несклоняемых сложносокращённых слов определяется по роду опорного слова или родового. Он может быть мужским (КФУ – Крымский федеральный университет, МОК – международный олимпийский комитет), женским (ВТО – всемирная торговая организация); средним (ДТП – дорожно-транспортное происшествие).

Категория рода у такого слова может отсутствовать, если опорное слово стоит во мн. ч. (США – Соединенные Штаты Америки, ВВС – Военно-воздушные силы, ПДД – правила дорожного движения).

В современном русском языке существует много отклонений от этого правила. Значение рода стержневого слова более или менее последовательно сохраняется только в аббревиатурах буквенного типа.

Звуковые аббревиатуры, оканчивающиеся на твёрдый согласный звук, по форме совпадают со склоняемыми существительными муж. рода, имеющими нулевую флексию, и проявляют в связи с этим тенденцию к переходу в муж. род. Колебания в роде наблюдаются в аббревиатурах ВАК, ЖЭК, МИД, МКАД и др. (ВАК постановил и ВАК постановила; МКАД обеспечила связь и МКАД обеспечил связь). Это объясняется тем, что данные инициальные аббревиатуры стали склоняться (звонили из ЖЭКа, в ВАКе утвердили, пробка на МКАДе, работать в МИДе) род уже определяют по формальным признакам этих слов.

Род иноязычной аббревиатуры определяется по опорному слову в русской расшифровке: ФИДЕ (Международная шахматная федерация) утвердила состав участников турнира. В некоторых случаях на родовую принадлежность может оказывать влияние внешний фонетический облик слова. Например, аббревиатура НАТО используется как существительное женского рода (по опорному слову организация), мужского рода (в результате влияния сочетания со словами альянс, блок, договор) и среднего рода (по фонетическому облику, ср. с другими словами на -о). Испытывает колебания в роде аббревиатура ЮНЕСКО (фонетический облик подсказывает средний род, а опорное слово организация – женский: Организация объединенных наций по образованию, науке и культуре).

На род составных существительных определённое влияние оказывает одушевлённость / неодушевлённость.

1. У составных существительных, называющих одуш. предметы, род определяется по роду ведущего слова:

женщина-скульптор (ж.р.); рок-певица (ж.р.); человек-тайна (м.р.);

2. У неодуш. составных существительных род определяется:

а) по изменяемой части, если другая является неизменяемой: новая плащ-палатка, вкусная крем-сода, клуб-кафе закрыт.

б) если оба компонента склоняются, род определяется по первому слову, которое, как правило, выражает более широкое значение; оно является ведущим, определяемым и несёт основную смысловую нагрузку; второе слово выступает как приложение: автомобиль-радиостанция (это автомобиль, имеющий радиостанцию); звезда-гигант (это звезда гигантского размера); кресло-кровать (это кресло типа кровати); часы-браслет (ручные часы в форме браслета) и т. д.

Колебания в роде имён существительных (родовые варианты)

САМОСТОЯТЕЛЬНО – РГ-80, § 1146

8. Продуктивные тенденции в развитии рода существительных

Связаны с углублением аналитизма в грамматическом строе русского языка (расширяется аналитическое, т. е. средствами словосочетания, выражение рода). Это наблюдается как в несклоняемых неодушевленных существительных (парео, гран-при, караоке, ОСАГО, МВФ), так и в словах с номинативным родовым значением (типа гуляка, доктор), т.е.которые связаны с обозначением мужского или женского пола.Активизация синтаксических средств выражения асемантического рода связана, с одной стороны, с продуктивностью в языке образования аббревиатур, с другой — с общим увеличением количества несклоняемой иноязычной по происхождению лексики и географических названий, утративших склонение.

В сфере номинативного рода проникновению аналитических приемов способствуют слова общего рода и существительные мужского рода, обладающие свойством называть лица женского пола и в структуре предикативного сочетания соединяющиеся с согласуемыми формами женского рода Военврач добросовестна и не больше.

Читайте также: