Подготовить сообщение на тему жан кальвин орден иезуитов

Обновлено: 30.06.2024

Вслед за лютеранством появляются и другие варианты протестантских учений. Основателем одного из них стал француз Жан Кальвин (1509-1564). Его отец занимал почетную должность церковного казна­чея, но, несмотря на это, его семья еле-еле сводила концы с концами. Заботясь о будущем своего отпрыска, отец Кальвина отправляет сына в Париж, в коллегию Монтегю, чтобы юноша смог получить образова­ние богослова. В это время идеи Реформации, провозглашенные Люте­ром, проникают во все слои общества. Заинтересовали они и молодого Кальвина. Но открыто встать на сторону Реформации он еще не реша­ется, так как в учении Лютера не видит законченности и упорядочен­ности, которая свойственна католицизму. И все же спустя несколько лет Кальвин берется довести начатое Лютером дело до конца.

Спасаясь от преследований, в 1533 году Кальвин перебирается из Франции в швейцарский город Женеву. Здесь, в Альпийских горах, еще 30 лет назад крестьянские общины и торговые города окончатель­но отказывались признавать власть императора Священной Римской империи: перестали платить ему налоги и кормить его воинов, идущих через альпийские перевалы. Их ополчения, вооруженные ружьями, неоднократно громили рыцарские войска многих императоров. Кресть­янские и городские общины создали собственный государственный союз, который стал называться Швейцария. В каждой швейцарской общине все вопросы решались голосованием на общем собрании всех мужчин.

После поражения крестьянского движения проблема противостояния католиков и реформаторов снова вышла на первый план в странах Центральной и Восточной Европы. С каждым годом борьба между двумя течениями в западном христианстве становилась всё более ожесточённой. Постепенно в каждом из лагерей сформировались радикальные течения, которые и стали основной движущей силой конфликта. В Реформатской церкви это были кальвинисты, в Католической — орден иезуитов.

Неизвестный художник. Жан Кальвин в молодости. XVI в.

Неизвестный художник. Антикатолическая аллегория. Англия. XV в.

Кальвинистские общины по своей структуре были олигархическими. Их возглавляли старшины (пресвитеры) н проповедники (министры). Старшин избирали из числа самых богатых и уважаемых общинников. Изнутри общины были скованы железной дисциплиной. Каждый новообращённый давал клятву соблюдать и добиваться соблюдения закона Божьего в кальвинистском его толковании. Религиозные и политические вопросы решались на местных или национальных собраниях представителей общин — синодах. Постепенно сложилась стройная и жёсткая структура Кальвинистской церкви.


После упорной борьбы с местными анабаптистами, лютеранами и представителями других течений Кальвину и его сторонникам в 1540 г. удалось навязать женевцам свой взгляд на христианство. В городе была создана консистория (совет Церкви), следившая за соблюдением всех канонов религии. Танцы, игры и нарядные туалеты оказались под запретом.

Честная женевская женщина

Факсимиле письма Жана Кальвина английскому королю Эдуарду VI. 4 июля 1 552 г

Контрреформация или католическая реформация?

Быстрое распространение протестантизма по всей Европе показало католическим иерархам, что необходимы церковные реформы. Они полумили в историографии название Контрреформации, хотя некоторые исследователи называют их католической реформацией. Возможно, этот термин более точен. Ведь идея преобразований в Католической церкви была выдвинута ещё до начала деятельности Мартина Лютера гуманистами Эразмом Роттердамским и Томасом Мором.

В первую очередь реформы были направлены на повышение уровня культуры и образования католического клира (духовенства). Невежество священников давным-давно стало притчей во языцех, теперь же оно было просто опасным. Реформаторы назубок знали Священное Писание, ловко его толковали и в диспутах легко одерживали верх над безграмотными католическими священниками. В не меньшей степени дискредитировало Церковь и поведение её служителей, многие из которых постоянно нарушали христианские заповеди.

Тициан. Заключительное заседание Тридентского собора. 1563 г.

В 1545—1563 гг. в Тренто (лат. Tridentum) трижды проходили заседания 19-го Вселенского собора Католической церкви — Тридентского собора. Для повышения интеллектуального уровня и морального авторитета священнослужителей, начиная от рядовых священников и заканчивая высшими иерархами, было решено проводить регулярные инспекции епархий епископами (visitation). Грамотность для священников стала обязательной. Для просвещения духовенства и мирян были открыты новые церковные школы.

Это был серьёзный аргумент. После отпадения от католицизма стран (Северной и Центральной Европы священный престол лишился доходов с этих владений. Постепенно основным источником пополнения папской казны становились подвластные Папе земли непосредственно в Италии.

Эль Греко. Портрет Папы Пия V. Начало XVII в.

Несмотря на то что среди участников собора были и сторонники компромисса с протестантами, в конечном счёте возобладали настроения непримиримого противостояния новой вере. Тридентский собор жёстко оговорил различия между Католической церковью и реформатскими течениями. Идеологи и миссионеры новой веры были подвергнуты церковному проклятию. Основой католической философии официально провозгласили учение средневекового теолога Фомы Аквинского (1225 или 1226—1274).

Ещё одним аспектом католической реформации стало активное использование визуальных средств пропаганды. Оформление церквей становилось всё более пышным и вычурным, к написанию образов святых и к изготовлению их статуй привлекали лучших художников и скульпторов. Духу Католической церкви прекрасно соответствовал новый художественный стиль — барокко. Недаром центральный храм ордена иезуитов, главных борцов с Реформацией, — церковь Иль Джезу в Риме считается одной из самых удачных построек в стиле барокко.

Солдаты Христа

На идеологический вызов со стороны ереси Церковь обычно отвечала формированием новых духовных орденов. Так было в XII в., когда для борьбы с еретическими движениями создали орден доминиканцев, а позднее и орден францисканцев. Постепенно уже существующие ордены коррумпировались, что приводило к необходимости создания новых.

Ударной силой католической реформации стал орден иезуитов. Он был основан испанским дворянином Игнатием Лойолой (1491 — 1556). В молодости Лойола сражался против французов, был тяжело ранен и искалечен. Оправляясь после ранения в родном замке, он читал религиозную литературу и обратился к вере. Затем последовали паломничества по святым местам, в том числе в Иерусалим, и долгие годы учёбы в Барселоне, Саламанке и Париже. В 1534 г. Игнатий Лойола стал доктором богословия Парижского университета.

Статуя Игнатия Лойолы в Белу-Оризонте. Бразилия

В XVI и XVII вв. орден иезуитов процветал. Он активно боролся с протестантизмом, занимался образовательной и миссионерской деятельностью. Иезуитские богословы Петер Канизий (1521 — 1597) и Роберто Беллармино (1542 —1621) прославились как ловкие антипротестантские полемисты. Иезуитские проповедники отправлялись в земли, где победила Реформация, для поддержки оказавшихся в условиях подполья католиков. Во многих странах — Чехии, Польше, Италии иезуитам удалось добиться выдающихся успехов в борьбе за умы.

Очень успешна была и миссионерская деятельность иезуитов. Этот орден эффективно использовал возможности, возникшие в эпоху Великих географических открытий. Святой Франциск Ксаверий (1506— 1552), сподвижник Лойолы и блестящий оратор, в 1541 г. отправился проповедовать в Индию, откуда проследовал на Цейлон (Шри-Ланку) и в Японию. Католическая церковь считает его самым успешным проповедником после святого Павла, т. к. в результате деятельности святого Франциска в Азии возникли христианские общины, насчитывавшие около миллиона человек. Посланники ордена смогли проникнуть даже в такие недоступные для европейцев районы, как Китай и Тибет. В Канаду иезуиты прибыли вместе с французскими колонистами и сумели завоевать авторитет среди индейских племён.


Гораздо более обоснованными выглядят обвинения в том, что иезуиты стали вдохновителями репрессивной политики в католических странах.

С учением Жана Кальвина школьники знакомятся в 7 классе на уроках истории. Французский правовед и богослов Жан Кальвин (1509 - 1564 гг.) окончил университеты в Париже и Орлеане.

Жан Кальвин

Помимо реформистской деятельности, в биографии Жана Кальвина присутствует научная и преподавательская деятельность, посредством которой он распространял свои главные идеи.

Основные идеи Жана Кальвина

Основой взглядов Кальвина является учение об абсолютном (Божественном) предопределении, по которому судьба каждого человека предопределена Богом.

Идеи Жана Кальвина

Кальвинизм прижился во многих странах Западной Европы (Швейцария, Франция, Нидерланды), потому что провозглашал главными ценностями христианства: неустанный труд, осторожность в делах, сведение к минимуму расходов.

Если следовать положениям теории кальвинизма, то каждый верующий служит своим трудом Богу, и своими стараниями он должен раскрыть в полной мере предначертания Бога.

В своих религиозных идеях Кальвин убрал из церкви всё, что не определено Библией. Он призывал соблюдать морально-этические принципы мирского аскетизма, что требовало от человека посвящать свою земную жизнь труду.

Реформы Жана Кальвина

Подвергшись гонениям во Франции за свои религиозные взгляды, Кальвин в 1533 г. обосновался в Швейцарии. Среди Альпийских гор, в городах Базель и Женева, он преподавал, писал книги и распространял свои идеи.

Основные идеи Кальвина

Хотя в Женеве богослов занимал пост советника правительства, он имел огромное влияние на жизнь города. Городской совет разрешил ему провести Реформацию в духе его взглядов, и принимал по его настоянию законы, делающие из Женевы обитель протестантизма.

Так сложилось новое вероучение кальвинизм, и была создана Кальвинистская церковь. Религиозное обновление Женевы возложило на проповедников обязанность строго следить за нравственностью горожан:

горожане обязаны были посещать проповеди только в той церкви, к приходу которой они были прикреплены;

все религиозные обряды были сокращены до минимума – разрешалось только крещение и причащение;

праздником признавалось только воскресенье.

Жан Кальвин (1509-1564)

Реформатор поспособствовал установлению правил, по которым регулировались прически, цвет и покрой платьев женщин. Если говорить кратко, то запрещались веселье и громкий смех, танцы и песни, яркие одежды.

За любой проступок, независимо от классовой принадлежности, горожане отправлялись в тюрьму и подвергались лишениям.

Проповедь Кальвина

Деспотизм Кальвина породил волну сопротивления. Самыми смелыми его противниками стали ученые, которые вступали с ним в дискуссии по вопросам его учения. С этого периода начинается период догматизма, нетерпимости и жестокости Кальвина в отношении непримиримых оппонентов.

Будучи человеком с блестящим образованием, Кальвин за пять лет до своей смерти создал в Женеве университет. В нем начали обучать богословов-проповедников протестантского направления, которые служили во всех европейских странах.


Интересные факты из жизни известного реформатора

Жан Кальвин

Несколько любопытных фактов о Кальвине:

Жан Кальвин прожил 55 лет, был высокообразованным человеком;

в возрасте 18 лет он вел проповеди в своем приходе;

он был женат на вдове с двумя детьми, а его единственный сын родился недоношенным и вскоре умер;

в период внедрения реформистских взглядов, в Женеве приговорили к смертной казни 58 жителей, 76 человек изгнали из города;

образованные Кальвином учебные заведения впоследствии стали колледжем (Collegt Calvin) и Женевским университетом.


Католическая церковь включает в себя несколько монашеских орденов. Одним из самых влиятельных является орден иезуитов. Он также известен как Общество Иисуса или Орден св. Игнатия. Создание ордена иезуитов относится к периоду Контрреформации XVI века и связано с именем Игнатия Лойолы. По состоянию на 2016 год он ведёт деятельность в более чем 100 государствах мира и насчитывает около 16 тыс. участников.

Образование ордена

Годом создания ордена иезуитов стал 1534, то есть через 17 лет после начала Реформации в Центральной Европе и одновременно с завоеванием испанцами империи инков в Южной Америке.

Иезуиты

Рис. 1. Иезуиты.

Основатель ордена, Игнатий Лойола, происходил из дворян баскского происхождения из города Аспейтия на границе современных Испании и Франции. В 1521 году он был серьёзно ранен в битве при Памплоне. Во время выздоровления он решил заняться духовным служением. В 1534 году Игнатий и ещё шесть молодых людей дали обет бедности, целомудрия и послушания папе Римскому в деле руководства миссией. В 1540 году Римским папой Павлом III был утверждён устав монашеского ордена. Игнатий Лойола возглавлял орден до своей смерти в 1556 году.

Иезуиты сначала вели свою деятельность в Европе, но ещё при жизни основателя их представители отправились в Азию, Африку и Южную Америку, то есть в новые земли, открытые португальцами и испанцами. В Европе они противостояли Реформации и занимались в том числе и развитием образования. В 1565 году иезуиты появились в Польше, а в 1569 году их коллегиум возник в Вильно и вскоре, при короле Стефане Батории, был повышен до статуса академии.

Вместе с Игнатием орден создавали Пьер Фавр и Франциск Ксаверий. Последний вошёл в историю как первый католический миссионер в Японии. В рамках своих миссионерских путешествий в 1540-е годы он посетил восточное побережье Африки, города южной Индии, Малакку, Молуккские острова в современной Индонезии и город Кантон на юге Китая.

Игнатий Лойола

Рис. 2. Игнатий Лойола.

Деятельность ордена

Численность членов ордена за период с 1556 по 1615 год увеличилась с 2000 до 15 тыс. человек. Иезуиты занялись христианизацией Парагвая. В Китае они получили от императора право на распространение знаний по математике и астрономии. Под влиянием иезуитов Литва осталась католической, дети некоторых польских магнатов-протестантов вернулись в католичество. В 1580 году они создали коллегиум в Полоцке.

Эпоха просвещения стала для ордена тяжёлым периодом. В 1773 году папа Римский Климент XIV упразднил орден из-за давления со стороны королей крупных католических государств — Франции, Испании и Португалии. Несмотря на это, иезуитские миссии продолжали свою деятельность в Российской империи, Пруссии, Индии и Китае.

Орден был восстановлен в 1814 и его возглавил выходец из России — Фаддей Бжозовский из Полоцка. В XIX веке иезуиты открыли новые периодические издания, они занимались исследованиям по направлению естественных наук, среди них были не только богословы, но и палеонтологи.

Орден иезуитов, 1540 г.

Рис. 3. Орден иезуитов, 1540 г..

Что мы узнали?

Кратко основание ордена иезуитов изучают в школьном курсе истории 7 класса. Для понимания истории Европы периода Реформации и религиозных войн следует знать, кто основал его: этим человеком стал уроженец Пиренеев — Игнатий Лойола. С деятельностью иезуитов связан ряд достижений католической церкви, например, распространение христианства в Японии.


Реформация в Швейцарии. Кальвинизм (рус.) Новая история.

Жан Кальвин — биография

Жан Кальвин — французский теолог, философ и пастор, являлся женевским реформатором во время протестантской Реформации. Он стал основным лицом в развитии самой системы христианского богословия, которое впоследствии было названо кальвинизмом.

Жана Кальвина — принято считать основателем конгрегационалистской, реформаторской и пресвитерианской церкви, его вероучения распространены по всему миру. Жан был последовательным полемистом и апологетом, его учения вызвали много споров. В его учениях нельзя выделить одну какую-то доктрину, из которой бы вытекали все остальные. Его понимание религии имеет несколько основополагающих идей, из которых и состоит суть его богословия. Его цель — возрождение ранней церкви, и чтобы всё христианское учение было основано на Библии. Жан Кальвин был обычный человек, невысокого роста, худощавого телосложения, он был робок от природы, и часто нерешителен, но его целеустремлённость и верность своим идеям позволила ему стать одной из самых заметных фигур своего времени.

Детство и юность

Жан Кальвин родился во Франции, в провинции Пикардия, в небольшом городке Нуайон, 10 июля 1509 года. Его отец Жерар Ковен был адвокатом. Маленького Жана крестили в католической церкви Сент-Годберт.

После смерти матери, отец Жана отдал его на воспитание в благопристойную семью. У Жерара Ковена не было достаточно времени, чтобы присматривать за ребёнком. В приёмной семье будущий богослов приобрёл светские манеры и получил начальное образование.

По наставлению своего родителя четырнадцатилетний Жан отправляется в Париж, для изучения права и гуманитарных наук. В университете он изучал диалектику. В 18 лет Жан Кальвин имел свой приход, и выступал там с проповедями. Но позднее, опять-таки по требованию отца, он возвращается в Париж, теперь уже для того чтобы стать юристом.

Жан Кальвин

Затем он переезжает в Орлеан, для того чтобы стать учеником известного юриста Пьера Стелле. На этом поприще Кальвин добивается значительных успехов, его наставники отзываются о нём как о перспективном специалисте, расточают ему похвалы. Но когда отец умирает, Жан решает бросить занятия юриспруденцией, и по совету Мельхиора Вольмара, который преподавал в университете гуманитарные науки, начинает изучать теологию.

Кальвин штудирует Библию, изучает Мартина Лютера, и начинает проповедовать идеи очищения церкви. Он оканчивает обучение со степенью лиценциата. Позднее в 1531 году он возвращается в Париж и начинает самостоятельно продолжать своё обучение. Средства к существованию он получает от двух церковных приходов.

Учение

Жана Кальвина всё больше захватывают идеи реформирования. Биографы богослова уверены, что влияние на его мировоззрение оказали труды и взгляды Мартина Лютера, который являлся основоположником реформистских взглядов, так же ему были близки идеи гуманизма Эразма Роттердамского и Лефевра д’Этапля.

В то время в Париже образовалась община, которая разделяла идеи реформы церкви, в неё вошёл и Жан. Немного позднее его ораторские способности привели его к руководству этими людьми. Задачу, которую для себя ставил Кальвин, искоренить злоупотребление священников, которые имели место быть. Но основной его идеей было установить равенство абсолютно всех людей перед Богом и мирским законом.

Жан Кальвин

Правящие власти не могли оставить без внимания подобное вольнодумство. Многие годы правители просто закрывали глаза на поборы священнослужителей, они не были заинтересованы в приостановлении этой пагубной практики. Как следствие, Кальвина начали преследовать, ему пришлось скрываться у своих единомышленников и друзей. И он решает покинуть Париж.

Жан Кальвин

Жаку пришлось вернуться во Францию, чтобы завершить семейные дела с братом, а затем навсегда покинуть Париж и страну в целом. По дороге он остановился в Женеве, предполагая, что проведёт в этом городе всего одну ночь, но эти планы поменял Гильом Фарел. Известный богослов узнал, что Кальвин в Женеве и пришел навестить его, а затем уговорил остаться и возглавить французскую общину, которая значительно выросла за счёт покинувших неспокойную Францию людей.

Жан Кальвин

Но описанные законы и правила были достаточно строги, и их введение требовало установления новых порядков, но городские власти всё же поддержали эти реформы. Но благое начинание по сути оказалось суровой диктатурой.

Руководство Женевой практически перешло в руки Кальвина и его единомышленников. Это время оказалось суровым испытанием для горожан. Были вынесены десятки смертных приговоров, многих горожан выгнали из города, оставшиеся население жило в постоянном страхе перед церковным судом, в который можно было угодить за самую малую провинность.

Главным условиям существования человека Кальвин считал признание божественной власти над всем, полное подчинение человека воле Господней. Он считал, что люди должны быть с Богом, или принять отречение и обречь себя на страшные муки после смерти. С возрастом Жан Кальвин стал более нетерпим к инакомыслию, более суров и набожен.

Читайте также: