Подготовить сообщение мадригал мотет фуга месса

Обновлено: 05.07.2024













Это период в истории культуры Западной и Центральной Европы, который охватывает примерно XIV—XVI вв . Свое название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени.

Большинство музыкальных историков полагает, что эволюция ренессансной музыки охватывает период в 200-ти лет. Традиционно её разделяют на:

Музыку раннего периода Ренессанса, с 1400-го по 1467-ой годы;

Музыку среднего периода Ренессанса, с 1467-го по 1534-ый годы;

Музыку Позднего (или Высокого) Ренессанса, с 1534-го по 1600-ый годы.

Такая периодизация в свою очередь связана с расцветом и доминированием разных композиторских школ в Западной Европе. Стилистические характеристики, определяющие музыку Ренессанса, – полифоническая текстура, подчиняющаяся законам контрапункта и регулируемая унаследованной от средневековья модальной системой григорианского хорала.


Основные жанры : месса и мотет (многоголосные полифонические произведения для хора без сопровождения или в сопровождении инструментального ансамбля).

Из инструментов предпочтение отдавалось органу .

Развитию светской музыки способствовал рост любительского музицирования. Музыка звучала всюду: на улицах, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож. Появились первые концертирующие исполнители-виртуозы на лютне, клавесине, органе, виоле, различных видах продольных флейт.

Мадригал (итал. madrigаlе — песнь на родном языке) — многоголосные хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания;

Шансон (во Франции) — полифоническая песня;

Баллата — танцевальная песня.

Во второй половине XVI века начинается бурное развитие инструментализма . Разрастаются семейства струнных и духовых инструментов, расширяется их диапазон, распространяется светское и домашнее музицирование.

Появляются новые инструментальные жанры :

прелюдия (перед игрой) - вступительная пьеса,

ричеркар (изысканная пьеса) - полифоническое письмо,

канцона (песня без слов) – предшественница фуги.

Формируются национальные музыкальные школы

К XV в. в Нидерландах сложилась нидерландская полифоническая школа - одно из крупнейших явлений музыки Возрождения. Основы полифонической традиции в нидерландской музыке заложил Гийом Дюфаи (около 1400 - 1474). Дюфаи первым среди композиторов начал сочинять мессу как цельную музыкальную композицию. Кроме церковной музыки сочинял мотеты на светские тексты. В них он также применял сложную полифоническую технику. Другие представители: Жоскен Депре , Йоханнес (Жан) Окегем и Якоб Обрехт . Нидерландская полифоническая школа оказала большое влияние на развитие музыкальной культуры Европы. Выработанные нидерландскими композиторами принципы полифонии стали универсальными, и многие художественные приёмы использовали в своём творчестве композиторы уже XX столетия.

2. В начале XV столетия выдвигается английская школа полифонистов во главе с Джоном Данстейблом . В XVI столетии в стране распространяется протестантизм. Открываются музыкальные отделения в Оксфордском и Кембриджском университетах. Наиболее ярким представителем музыкальной культуры того времени был Уильям Бёрд (1543 или 1544 — 1623) — нотоиздатель, органист и композитор. Бёрд стал родоначальником английского мадригала. Бёрд создавал также духовные произведения (мессы, псалмы) и инструментальную музыку. В сочинениях для вёрджинела он использовал мотивы народных песен и танцев.

3. С наступлением эпохи Возрождения в Италии распространилось бытовое музицирование на различных инструментах; возникли кружки любителей музыки. В профессиональной области сформировались две наиболее сильные школы: римская и венецианская . В эпоху Возрождения возросла роль светских жанров. В XIV в. в итальянской музыке появился мадригал (matricale - "песня на родном языке"). Сложился он на основе народных (пастушеских) песен. Мадригалы представляли собой песни для двух-трёх голосов, часто без инструментального сопровождения. Писались они на стихи современных итальянских поэтов, в которых рассказывалось о любви; существовали песни на бытовые и мифологические сюжеты.

Главой римской школы стал Джованни Пьерлуиджи да Палестрина - один из крупнейших композиторов эпохи Возрождения. Творчество Палестрины проникнуто светлым мироощущением

Другое направление ренессансной музыки связано с творчеством композиторов венецианской школы, основоположником которой стал Адриан Вилларт . Если для произведений Палестрины характерны ясность и строгая сдержанность, то Вилларт и его последователи разрабатывали пышный хоровой стиль.

Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории и оперы.

В итальянском городе Флоренция в конце XVI в. стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты.

Члены камераты (так называлось это общество), возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы.

Они тщательно продумывали музыкальное сопровождение монологов и диалогов мифологических персонажей.

На основе таких вокальных партий возникли арии — законченные эпизоды в музыкальном спектакле, в том числе и в опере.

Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка зазвучала в оперном театре .

Музыка Ренессанса развивалась не синхронно во многих странах Европы, появившись в Италии и Франции, потом в Германии и Испании.

Происходило уравнивание в значимости религиозной и светской музыки.

Формировалась творческая элита. Композиторы становились профессионалами и поступали на придворную службу, ставили свои имена на произведения.

До середины 16 века господствовала полифония. Полифоническая техника достигла необыкновенной виртуозности.

Музыка Возрождения «Берегись грубого и резкого, пусть тени ваши тают, как дым,ка

№ слайда 1

Музыка звучала повсюду: на улицах и площадях, в домах горожан, во дворцах знатны

№ слайда 2

Ведущее положение по-прежнему занимала духовная музыка, звучащая во время церков

№ слайда 3

Ведущее положение по-прежнему занимала духовная музыка, звучащая во время церковного богослужения. Мессы и пассионы оставались ведущими монументальными жанрами. Постепенно в сочинения церковных композиторов начинают проникать светские веяния. В многоголосную ткань церковных песнопений смело вводят темы народных песен вовсе не религиозного содержания. Но теперь это не противоречило общему духу и настроениям эпохи. Напротив, в музыке удивительным образом соединялось божественное и человеческое.

Наивысшего расцвета духовная музыка достигла в XV в. в Нидерландах. Здесь музыка

№ слайда 4

С помощью математических расчетов нидерландским и фламандским композиторам удало

№ слайда 5

С помощью математических расчетов нидерландским и фламандским композиторам удалось вычислить формулу сочетаний музыкальных интервалов. Главной целью сочинительства становится создание стройной, симметричной и грандиозной, внутренне завершенной звуковой конструкции. Один из ярчайших представителей этой школы Йоханнес Окегем (ок. 1425-1497) на основе математических вычислений сочинил мотет на 36 голосов!

Музыка нидерландца Орландо Лассо (ок. 1532—1594), соединяет импровизационность и

№ слайда 6

Джованни Пьерлуиджи Палестрина (1525-1594) Его называют последним великим полифо

№ слайда 7

Джованни Пьерлуиджи Палестрина (1525-1594) Его называют последним великим полифонистом. Работал в соборе св.Петра в Риме и был официальным папским композитором. Его искусство лишено чувственных страстей, полное гармонии и благолепия. Является ярчайшим представителем классической музыкальной школы Италии. Его наследие составляет множество произведений духовной и светской музыки: 93 мессы, 326 гимнов и мотетов. Он является автором двух томов светских мадригалов на слова Петрарки. Звучит Аgnus Dei из «Мессы Папы Марчелло пр.24. Какие живописные образы Ренессанса вам представляются?

В Германии были актуальны произведения духовной музыки на родном языке. Сам Март

№ слайда 8

В Германии были актуальны произведения духовной музыки на родном языке. Сам Мартин Лютер писал хоралы, предназначенные для исполнения всею религиозной общиной. Их простые мелодии обрели популярность в народе, и профессиональные композиторы в дальнейшем делали их многоголосные обработки. (И.С.Бах) Также были популярны жанры полифонической миниатюры: кондукт, мотет. В них могли вводиться тексты на родном языке. Хоровое пение было самым популярным видом музицирования.

Стали появляться светские хоровые жанры: Баллата (танцевальная песня), Шансон (п

№ слайда 9

Наиболее популярным жанром светской музыки стали мадригалы (итал. madrigаlе — пе

№ слайда 10

Не менее популярным жанром светской музыки была песня в сопровождении музыкальны

№ слайда 11

Во второй половине 16 века начинается бурное развитие инструментализма. Разраста

№ слайда 12

Во второй половине 16 века начинается бурное развитие инструментализма. Разрастаются семейства струнных и духовых инструментов, расширяется их диапазон, распространяется светское и домашнее музицирование.

Появляются новые инструментальные жанры: прелюдия (перед игрой) - вступительная

№ слайда 13

Возникает потребность в публичном исполнении музыки. Формируется концерт. Впервы

№ слайда 14

Возникает потребность в публичном исполнении музыки. Формируется концерт. Впервые появляется в Лондоне - платный и в Венеции - субсидированный городским магистратом.

Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной п

№ слайда 15

Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории и оперы. Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка зазвучала в оперном театре.

В итальянском городе Флоренция в конце XVI в. стали собираться талантливые поэты

№ слайда 16

В итальянском городе Флоренция в конце XVI в. стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты. Члены камераты (так называлось это общество), возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы. Они тщательно продумывали музыкальное сопровождение монологов и диалогов мифологических персонажей. На основе таких вокальных партий возникли арии — законченные эпизоды в музыкальном спектакле, в том числе и в опере.

Развитию музыки способствовало изобретение нотопечатания

№ слайда 17

Развитию музыки способствовало изобретение нотопечатания

ВЫВОДЫ - Музыка Ренессанса развивалась не синхронно во многих странах Европы, по

№ слайда 18

ВЫВОДЫ - Музыка Ренессанса развивалась не синхронно во многих странах Европы, появившись в Италии и Франции, потом в Германии и Испании. - происходит уравнивание в значимости религиозной и светской музыки. - формируется творческая элита. Композиторы становятся профессионалами и поступают на придворную службу, ставят свои имена на произведения. До середины 16 века господствовала полифония. Полифоническая техника достигла необыкновенной виртуозности. Мессы и пассионы оставались ведущими монументальными жанрами. Французские и бургундские композиторы иногда вводили мелодии популярных светских песен в мессы. Появляются новые инструментальные жанры: прелюдия, ричеркар, канцона Появляется концерт и опера как формы публичного исполнения оперы

Философия пантеизма, поклонение Природе, Творцу и Человеку во всём многообразии

№ слайда 19

Философия пантеизма, поклонение Природе, Творцу и Человеку во всём многообразии его земных проявлений, пронизывала всё искусство Возрождения. Любовью к природе и стремлением выразить заключённую в ней Гармонию, были наполнены и живопись, и архитектура, и музыка Ренессанса.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Мажор это-грустная печальная песня. а дальше сам подумай и напиши по логике. и ещё послушай её чтобы знать что писать

+

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мне не хотелось бы загружать вас сухой терминологией. Я решила пойти следующим путём. Хочу предложить вам историю возникновения полифонии точно так же как я рассказываю её детям, но в более адаптированном для вас усечённом варианте с краткими музыкальными фрагментами.

Итак, прежде чем изучать творчество И.С. Баха, в котором в полной мере представлен полифонический стиль, мы изучаем возникновение полифонии и полифонических жанров от средних веков до эпохи Барокко.

Хочу предложить вам для начала выстроить в хронологическом порядке предложенные на доске эпохи:

  1. Романтизм
  2. Барокко
  3. Ренессанс
  4. Классицизм
  5. Возрождение
  6. Средние века
  7. Античность

А теперь попробуйте определить жанры, которые относятся к первым четырём эпохам:

4. Григорианский хорал

1. Античность Музыкальный материал нам не доступен.

2. Средние века Григорианский хорал, Органум, Песня.

3. Возрождение Шансон, Мадригал, Месса.

4. Барокко Кантата, Оратория, Месса, Пассионы, Опера.

Методическое объединение.

Для начала мне хотелось бы объяснить, почему я решила взять именно эту тему. Дело в том, что мы, преподаватели часто объясняем детям одни и те же понятия, но пользуемся разной терминологией. И поэтому ребёнок не всегда может понять, что ему, объясняют на уроке специальности именно то, что он совсем недавно прошёл на уроке музыкальной литературы. Я сразу хочу оговорить то, что я не настаиваю на применении вами предложенной мною терминологии, и уж тем более не хочу поучать вас, так как все мы здесь люди высоко образованные и имеющие за плечами педагогический опыт.

Теперь хотелось бы рассказать немного о программах по музыкальной литературе. Дело в том, что существует две программы: программа Е.Б. Лисянской, в которой произведения изучаются по жанровой принадлежности и традиционная программа А. Лагутина, по которой все мы с вами учились. В нашей школе дети обучаются по программе А. Лагутина, т.к. она даёт возможность познавать конкретные явления художественного творчества, знакомиться с биографиями и творческим наследием великих композиторов и одновременно видеть взаимосвязь эпох и стилей, представлять процесс развития музыкального искусства, смену художественных направлений. Итак, в какой же период обучения дети впервые знакомятся с полифонией? Это происходит на второй год изучения музыкальной литературы, в пятом классе по семилетнему обучению и в 3 по 5.

1. Историческая справка.

Мне не хотелось бы загружать вас сухой терминологией. Я решила пойти следующим путём. Хочу предложить вам историю возникновения полифонии точно так же как я рассказываю её детям, но в более адаптированном для вас усечённом варианте с краткими музыкальными фрагментами.

Итак, прежде чем изучать творчество И.С. Баха, в котором в полной мере представлен полифонический стиль, мы изучаем возникновение полифонии и полифонических жанров от средних веков до эпохи Барокко.

Хочу предложить вам для начала выстроить в хронологическом порядке предложенные на доске эпохи:

А теперь попробуйте определить жанры, которые относятся к первым четырём эпохам:

4. Григорианский хорал

1. Античность Музыкальный материал нам не доступен.

2. Средние века Григорианский хорал, Органум, Песня.

3. Возрождение Шансон, Мадригал, Месса.

4. Барокко Кантата, Оратория, Месса, Пассионы, Опера.

Ну а сейчас хотелось бы озвучить некоторые моменты, для того, чтобы вам было ясно с каким теоретическим и музыкальным багажом подходят ваши дети к изучению инвенций и фуг. Продолжительность фрагментов 10-12 сек, чтобы не занимать много времени.

Стиль церковной католической музыки сложился в З - Европе в 6в. нашей эры. Главные очаги его возникновенья это Италия, Франция, Испания.

Одухотворённые мелодии Григорианского хорала передавались из уст в уста, тогда ещё не существовала нотная запись.

К 9 в. Григорианский хорал окончательно утвердился на территории З-Е и стал господствующим элементом музыкальной культуры средневековья.

Исполнялись Григорианские хоралы исключительно на латинском языке, мужским хором, одноголосно в унисон.

2.ОРГАНУМ.
Примерно 1000 лет назад, григорианский хорал обрёл своего спутника, второй голос, сначала этот голос просто двигался параллельно первому в кварту квинту или октаву в том же ритме, затем такие музыкальные формы получили название органум.

3. Мелизматический органум

Но постепенно увеличивалось количество голосов, их стало 3-4, менялся ритмический рисунок каждого голоса, более свободной становится их взаимосвязь. Всё это требовало нотной записи. И в 11 в. итальянский монах музыкант и учёный Гвидо Аретинский изобретает современную нотацию. С тех пор многие музыкальные произведения записывались и некоторые из них дошли до нас.

Например, мелизматический органум, фрагмент которого мы с вами прослушаем.

4. Перотин Органум.

Высшее достижение раннего многоголосия, сочинения композиторов работавших в 12-13-х вв., в Парижском соборе Нотердам. Леонин и его ученик Перотин сочиняли не просто более сложные многоголосные произведения, но впервые представили слушателям музыку, как самостоятельную структуру искусства, отныне не только текст, но и музыка прямо и непосредственно выражали слово Божье.

Вместе с эпохой Возрождения закончилось абсолютное господство вокальной музыки. И начиная с 17 века, развиваются самостоятельные жанры музыки инструментальной. Новая эпоха Барокко ставила перед человечеством новые задачи, и именно инструментальная музыка сумела с особой философской силой создавать обобщённые наполненные глубоким смыслом музыкальные образы. В 17 веке органное искусство достигло высочайшего расцвета. Главная задача органа в церкви быть голосом верующего христианина обращённого к Господу, поэтому лишь высоко образованные органисты допускались к игре на органе. Одним из самых замечательных немецких органистов был И.С. Бах.

Я не случайно заговорила о редакциях. Дело в том, что всего редакций инвенций было 3.

Вторая редакция сохранилась лишь в копии одного из учеников Баха. Богаче орнаментированные пьесы в этом варианте были размещены исключительно по тональностям: каждой трёхголосной инвенции предшествовала двухголосная той же тональности.

В третьей редакции Бах окончательно разделил инвенции и симфонии, вернувшись к первоначальному замыслу.

Строение цикла. 15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций строятся по следующему тональному принципу.

Ми бемоль мажор

Си бемоль мажор

Прежде чем объяснять новые понятия необходимо детям сказать о том, что произведения старинного полифонического стиля построены на раскрытии одного художественного образа, на многократных повторах темы – того ядра, развитие которого определяет форму пьесы.

Важно обратить внимание на то, что инвенция имеет фантазийное импровизационное начало, как в работе с материалом, так и в построении формы, ведь название инвенция происходит от лат. инвентио – открытие, изобретение.

Первая двухголосная инвенция Баха До-мажор рождается из краткой. плавной, неторопливой темы спокойного рассудительного характера. Её запевает верхний голос, и тот час имитируя, повторяет в другой октаве нижний.

Ольга Михайловна, сейчас сыграет нам данную инвенцию, а затем мы приступим к её разбору.

1. Приступая к анализу ТЕМЫ до-мажорной инвенции, я, даю детям возможность самостоятельно определить границы темы.

Ольга Михайловна

2. Затем мы обращаем внимание на некий диалог между правой и левой рукой и находим ОТВЕТ, вспоминаем уже известное нам понятие ИМИТАЦИЯ.

Ольга Михайловна

3. Далее выясняем, как называется музыкальный материал, звучащий во время ответа ПРОТИВОСЛОЖЕНИЕ.

Ольга Михайловна

4. После мы выявляем, сколько раз появляется тема, на протяжении всей инвенции.

5. Затем с наиболее продвинутыми учениками прописываем тональный план.

6. Обратив внимание, на то, что между темами есть некий связующий материал, мы узнаём, что он называется интермедия.

Ольга Михайловна

И заканчивается вся инвенция каденцией иногда это проведение темы в основной тональности.

Ольга Михайловна

Также по программе мы проходим и инвенцию Фа-мажор.

Под звуки 8 двухголосной инвенции Фа- мажор можно вообразить весёлую озорную игру-состязание, кажется, что подпрыгивают и катятся упругие мячики. Вслед за начальным вступлением темы в верхнем голосе нижний голос имитирует не только тему, но и её продолжение – противосложение, так на некоторое время возникает непрерывная каноническая имитация или канон.

Ольга Михайловна, играет инвенцию целиком.

Эта инвенция проходится по программе не случайно, в ней мы сталкиваемся с новыми приёмами полифонического развития

Эти инвенции, как вы уже поняли, мы проходим по программе. Но есть имитационные формы, с которыми вы сталкиваетесь при работе с хрестоматийным пед. реп. Это ФУГЕТТЫ.

Дело в том, что вопрос о специфике таких полифонических жанров, как инвенция и фугетта в музыковедческой литературе наименее освящён. В музыке современных композиторов оба этих жанра встречаются довольно часто, но вопрос их принципиального различия остаётся теоретически мало раскрытым. На основе практического наблюдения над пьесами из учебного репертуара учащихся предлагается сравнительная таблица жанров инвенции и фугетты.

Цель жанра – свободное развитие музыкального материала.

Фантазийное импровизационное начало, как в работе с материалом, так и в построении формы

Работа с одним или несколькими исходными мотивами – темой. Её свободные перестановки, варианты исходных интонаций, секвенцирование.

Свободное вариантное преобразование темы на любом участке формы. Тема в начальном виде может не появляться в заключительном разделе формы.

Тональное движение может быть по типу фуги или свободное.

Цель жанра – движение темы по голосам.

Чёткая регламентация работы с темой и в построении формы.

Работа с одной основной темой – чаще это тональное движение, вычленение главной интонации, её обращение, секвенцирование.

Тема как данность остаётся неизменной на разных участках формы. Тема в начальном виде обязательно появляться в заключительном разделе формы (она может быть сокращена).

Тональное движение может быть по типу фуги (Т-D-S-Т).

Итак, мы можем подтвердить данную таблицу на примере ФУГЕТТЫ композитора Армана.

Ольга Михайловна, сыграет полностью, а затем по разделам фугетту.

1. Тема движется по голосам.

2. Чёткая регламентация работы с темой и в построении формы. Т.е., здесь чётко можно выделить экспозиционный, разработочный и репризный раздел.

3. Работа с одной основной темой – чаще это тональное движение, вычленение главной интонации, её обращение, секвенцирование.

4. Тема как данность остаётся неизменной на разных участках формы. Тема в начальном виде обязательно появляться в заключительном разделе формы (она может быть сокращена).

5. Тональное движение может быть по типу фуги (Т-D-S-Т).

Количество пьес было не случайным. Бах писал для клавира новой модификации. Клавиатура этого инструмента была поделена на равные интервалы – полутоны, т.е., равномерно темперированна. Октава стала вмещать 12 равных полутонов. Это дало возможность образовать 12 мажорных и 12 минорных тональностей. Бах поставил себе целью практически доказать, что в равномерно-темперированном строе все 24 тональности равноправны и звучат одинаково хорошо.

И.С. Бах ХТК №1 Прелюдия и фуга С-moll

Прелюдия свободна и импровизационна первый из двух основных разделов прелюдии заполнен быстрым, равномерным движением 16-х, это вечное движение – перпето мобиле. Накопив мощную энергию этот поток в конце первого раздела становится ещё более стремительным. Кульминация начало второго раздела, отмечена сменой темпа аллегро на престо, но разбушевавшуюся стихию, останавливают внезапные удары аккордов и многозначительные фразы – речитативы в темпе Адажио. В третий раз меняется темп на умеренное быстрое Аллегро, но вот тонический органный пункт в басу, тормозит движение 16-х в правой руке и оно умиротворённо замирает на до-мажорном аккорде.

Фуга трёхголосная однотемная начинает экспозиционный раздел в среднем голосе, упорная в своём троекратном повторении первого мотива. Чёткая, рельефная легко запоминающаяся тема.

Ответ звучит в верхнем голосе в тональность доминанты соль-миноре.

После небольшой двухтактной интермедии, построенной на основном мелодическом обороте темы, она звучит в третий раз - в басу. Тональность до-минор.

Вторая двухтактная интермедия соединяет экспозиционный раздел с разработочным. Начинается он в светлом ми бемоль мажоре, в параллельной тональности. Мажор окрашивает музыку в светлые тона. Тема проходит в различных тональностях. Активизируется движение и в интермедиях.

С возвращением основной тональности наступает третий репризный раздел фуги. Тема появляется в басу, что придаёт звучанию особую значимость. Второе проведение в основной тональности приобретает такой мощный размах, что заставляет вспомнить бушующие силы прелюдии и также как в прелюдии заключительное проведение темы завершается просветлённым до мажорным аккордом. Дело в том, что почти все свои произведения, которые Бах писал в миноре завершаются в мажоре. В эпоху Барокко считалось что мажор в отличии от минора звучит гораздо устойчивее.

Программа муз. шк. включает в себя произведения 3-х основных видов полифонии:

Подголосочная полифония, как правило, написана в строфической вариантной форме.

Полифонические произведения, написанные в строфической форме, имеют вокальную природу музыкального материала.

Например: А. Балтин В хоре (инвенция).

Ольга Михайловна играет от начала и до конца. Затем по строфам. (2 строфы)

Также, это могут быть обработки песен различных народов (русские, укр, груз., и др.), или же авторский материал, написанный в песенном народном стиле. Часто такие произведения называются песня, песенка, рассказ, легенда и т.д. Они могут включать в себя отдельные элементы имитационной полифонии, таким образом, возникает смешанный вид подголосочно-имитационной полифонии.

Украинская народная песня. Обр. Берковича.

В заключении хотелось бы сказать о том, что важно и нужно прививать любовь к полифоническим произведениям, ведь это музыка, которая заставляет задуматься.

Читайте также: