Почтовая и электронная связь сообщение

Обновлено: 01.06.2024

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины:

электрическая связь (электросвязь) - всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам;

почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств;

взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации - комплекс технологически сопряженных сетей электросвязи на территории Российской Федерации, обеспеченный общим централизованным управлением;

сеть связи общего пользования - составная часть взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам, в услугах которой этим лицам не может быть отказано;

ведомственные сети связи - сети электросвязи министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, создаваемые для удовлетворения производственных и специальных нужд, имеющие выход на сеть связи общего пользования;

внутрипроизводственные и технологические сети связи - сети электросвязи федеральных органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемые для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования;

выделенные сети связи - сети электросвязи физических и юридических лиц, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования;

предприятия, учреждения и организации связи (далее - предприятия связи) - юридические лица независимо от форм собственности, предоставляющие услуги электрической или почтовой связи физическим и юридическим лицам в качестве основного вида деятельности;

государственное предприятие связи - предприятие связи, относящееся к объектам федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации;

оператор связи - физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи;

пользователи связи - физические и юридические лица, являющиеся потребителями услуг связи;

лицензия - документ, устанавливающий полномочия физических и юридических лиц в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными правовыми актами для осуществления деятельности в области связи;

сертификат - документ, подтверждающий, что надлежащим образом идентифицированные оборудование или услуга связи соответствуют требованиям нормативных документов;

оконечное оборудование - подключаемые к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов технические средства формирования сигналов электросвязи для передачи или приема заданной абонентами информации по каналам связи;

почтовые отправления - адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры.

Об­ра­бот­ка и транс­пор­ти­ров­ка поч­ты. В ор­га­ни­зационном от­но­ше­нии почтовая связь пред­став­ля­ет со­бой сис­те­му, со­стоя­щую из се­ти пред­при­ятий свя­зи (поч­там­ты, уз­лы и от­де­ле­ния свя­зи) и транс­порт­ных средств, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют при­ём, об­ра­бот­ку и дос­тав­ку поч­то­вых от­прав­ле­ний. Для приё­ма поч­то­вых от­прав­ле­ний на пред­при­яти­ях свя­зи вы­де­ля­ют­ся специальные по­ме­ще­ния - опе­ра­ци­он­ные за­лы, где рас­по­ло­же­ны ра­бо­чие мес­та опе­ра­то­ров. Опе­ра­то­ры при­ни­ма­ют все ви­ды поч­то­вых от­прав­ле­ний, кро­ме про­стой кор­рес­пон­ден­ции (не­за­каз­ные пись­ма, от­крыт­ки и тому подобное), по­след­няя по­сту­па­ет че­рез ус­та­нов­лен­ные на ули­цах и на пред­при­яти­ях свя­зи поч­то­вые ящи­ки (изо­бре­те­ны в 1653 году во Фран­ции Ж.Ж. Ре­нуа­ром де Вил­лайе).

В го­ро­дах, ку­рорт­ных по­сёл­ках и тоу подобном всё боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­ча­ют ав­то­ма­ти­зированные пунк­ты свя­зи, пре­дос­тав­ляю­щие ус­лу­ги почтовой связи в фор­ме са­мо­об­слу­жи­ва­ния, где при по­мо­щи поч­то­во­го ав­то­ма­та со встро­ен­ным тер­ми­на­лом, на­ря­ду с про­сты­ми опе­ра­ция­ми (по­куп­кой кон­вер­тов, поч­то­вых кар­то­чек, га­зет), мож­но, например, от­пра­вить за­каз­ное пись­мо.

Об­ра­бот­ка поч­ты в ме­ст­ном поч­то­вом от­де­ле­нии вклю­ча­ет ряд про­из­водственных опе­ра­ций, обес­пе­чи­ваю­щих под­го­тов­ку при­ня­тых поч­то­вых от­прав­ле­ний к пе­ре­сыл­ке по на­зна­че­нию. К основным опе­ра­ци­ям от­но­сят­ся: раз­бор­ка (раз­де­ле­ние) поч­ты по ви­дам, ка­те­го­ри­ям, га­ба­рит­ным раз­ме­рам, мас­се и жё­ст­ко­сти (от­прав­ле­ния не­стан­дарт­но­го раз­ме­ра от­сор­ти­ро­вы­ва­ют­ся для отдельной об­ра­бот­ки); ли­цов­ка и штем­пе­ле­ва­ние - ус­та­нов­ка ад­рес­ной сто­ро­ны письменной кор­рес­пон­ден­ции в оп­ре­де­лён­ное по­ло­же­ние и на­не­се­ние от­пе­чат­ка ка­лен­дар­но­го штем­пе­ля для обо­зна­че­ния мес­та, да­ты, вре­ме­ни его по­сту­п­ле­ния, а так­же га­ше­ния зна­ка поч­то­вой оп­ла­ты; фор­ми­ро­ва­ние пост­па­ке­тов (пач­ки пи­сем и поч­то­вых кар­то­чек, сгруп­пи­ро­ван­ные по ад­рес­ным дан­ным и другим при­зна­кам), их сор­ти­ров­ка с по­сле­дую­щей упа­ков­кой в поч­то­вые меш­ки для даль­ней­шей транс­пор­ти­ров­ки и другое. Из ме­ст­ных поч­то­вых от­де­ле­ний поч­та по­сту­па­ет в меж­рай­он­ный поч­тамт, а от­ту­да - в главный го­род­ской или ок­руж­ной поч­тамт для сле­дую­щей сор­ти­ров­ки. За­вер­шаю­щий этап ра­бо­ты пред­при­ятий почтовой связи - дос­тав­ка и вру­че­ние поч­то­вых от­прав­ле­ний по­лу­ча­те­лю (ад­ре­са­ту).

Пе­ре­воз­ка поч­ты в за­ви­си­мо­сти от кли­ма­тических и до­рож­ных ус­ло­вий осу­ще­ст­в­ля­ет­ся различными ви­да­ми транс­пор­та. Железно-дорожный транс­порт ис­поль­зу­ют пре­имущественно для пе­ре­воз­ки тя­жё­лой поч­ты - по­сы­лок, бан­де­ро­лей, жур­на­лов. Авиа­транс­порт слу­жит в основном для пе­ре­воз­ки га­зет и кор­рес­пон­ден­ции ме­ж­ду круп­ны­ми го­ро­да­ми, ав­то­транс­порт - на меж­рай­он­ных, внут­ри­рай­он­ных и городских поч­то­вых мар­шру­тах, а так­же для вы­ем­ки пи­сем из поч­то­вых ящи­ков, под­воз­ки поч­ты на дос­та­воч­ные уча­ст­ки. Сель­ское на­се­ле­ние в мес­тах, где нет ста­цио­нар­ных пред­при­ятий свя­зи, об­слу­жи­ва­ют пе­ре­движ­ные от­де­ле­ния свя­зи, под ко­то­рые обо­ру­ду­ют­ся ав­то­мо­би­ли по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти, кур­си­рую­щие ме­ж­ду на­се­лён­ны­ми пунк­та­ми.

Су­ще­ст­ву­ют и другие сис­те­мы транс­пор­ти­ров­ки поч­ты. Так, например, в Лон­до­не име­ет­ся ра­бо­таю­щая без ма­ши­ни­ста под­зем­ная же­лез­ная до­ро­га, ко­то­рая пе­ре­во­зит упа­ко­ван­ную в меш­ки поч­то­вую кор­рес­пон­ден­цию со ско­ро­стью до 55 км/ч по ли­нии про­тя­жён­но­стью 10,5 км, об­слу­жи­вая неск. поч­там­тов и два круп­ных железно-дорожного во­кза­ла. Другой спо­соб - пнев­ма­тическая поч­та: кап­су­лы с пись­ма­ми пе­ре­сы­ла­ют­ся сжа­тым воз­ду­хом по под­зем­ным тру­бам. Са­мая раз­ветв­лён­ная сис­те­ма та­ко­го ти­па (про­тя­жён­но­стью несколько со­тен км) дей­ст­ву­ет в Па­ри­же, где по под­зем­ным тру­бам пись­ма и де­неж­ные пе­ре­во­ды до­став­ля­ют­ся во все городские поч­там­ты.

Поч­то­вая тех­ни­ка. Для ме­ха­ни­за­ции и ав­то­ма­ти­за­ции про­из­водств. про­цес­сов по об­ра­бот­ке поч­то­вых от­прав­ле­ний слу­жат по­лу­ав­то­ма­тич. и ав­то­ма­тич. по­ч­то­об­ра­ба­ты­ваю­щие ма­ши­ны. В круп­ных сор­ти­ро­воч­ных поч­то­вых цен­трах вне­дре­ны ав­то­ма­ти­зир. ли­нии об­ра­бот­ки письм. кор­рес­пон­ден­ции. На вхо­де ли­нии ма­ши­на раз­бор­ки пи­сем от­де­ля­ет стан­дарт­ную по раз­ме­рам, мас­се и жё­ст­ко­сти кор­рес­пон­ден­цию от не­стан­дарт­ной. Стан­дарт­ные пись­ма че­рез на­ко­пи­те­ли временного хра­не­ния (так называемые бу­фер­ные на­ко­пи­те­ли) транс­пор­ти­ру­ют­ся к ли­цо­воч­но-штем­пе­ле­валь­ной ма­ши­не (ЛШМ), ко­то­рая при­да­ёт пись­мам оди­на­ко­вое по­ло­же­ние от­но­си­тель­но ад­ре­са и поч­то­вой мар­ки, на­но­сит от­тиск ка­лен­дар­но­го штем­пе­ля и га­сит мар­ку. Кро­ме ли­цов­ки и штем­пе­ле­ва­ния ЛШМ рас­пре­де­ля­ет кор­рес­пон­ден­цию по ад­рес­ным и иным при­зна­кам на ме­ст­ную, ино­го­род­нюю, про­стую, за­каз­ную и другие. Ма­ши­на, как пра­ви­ло, обо­ру­до­ва­на оп­ти­ко-элек­трическим уст­рой­ст­вом вы­яв­ле­ния поч­то­во­го ин­дек­са, на­но­си­мо­го на по­верх­ность пись­ма от­пра­ви­те­лем. При на­ли­чии поч­то­во­го ин­дек­са пись­ма из ЛШМ по­сту­па­ют (пря­мым по­то­ком ли­бо в спец. кас­се­тах) на вход пись­мо­сор­ти­ро­воч­ной ма­ши­ны (ПСМ), а при его от­сут­ст­вии (ли­бо в слу­чае не­чёт­ко на­пи­сан­но­го ин­дек­са) – к ра­бо­чим мес­там ко­ди­ров­ки, где опе­ра­то­ры с по­мо­щью кла­виш­ных пуль­тов вы­пол­ня­ют ко­ди­ров­ку пи­сем в со­от­вет­ст­вии с ад­ре­сом для обес­пе­че­ния по­сле­дую­щей сор­ти­ров­ки. Управ­ле­ние ав­то­ма­ти­зир. ли­ни­ей осу­ще­ст­в­ля­ет­ся из цен­тра­ли­зов. управ­ляю­ще­го ком­плек­са пу­тём дву­сто­рон­не­го об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей с ма­ши­на­ми ли­нии и ин­фор­ма­ци­он­но-вы­чис­лит. се­тью пред­при­ятия свя­зи.

ПСМ пред­на­зна­че­ны для рас­пре­де­ле­ния (сор­ти­ров­ки) пи­сем на груп­пы по со­от­вет­ст­вую­щим ад­рес­ным при­зна­кам. По уров­ню ав­то­ма­ти­за­ции ПСМ раз­де­ля­ют­ся на ав­то­ма­ти­че­ские (наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны) и по­лу­ав­то­ма­ти­че­ские. Об­ра­бот­ка поч­то­вых от­прав­ле­ний в ПСМ вклю­ча­ет сле­дую­щие опе­ра­ции: вве­де­ние поч­то­вых от­прав­ле­ний; от­де­ле­ние од­но­го пись­ма от об­щей мас­сы (се­па­ра­ция); счи­ты­ва­ние и рас­по­зна­ва­ние ад­рес­ных при­зна­ков; транс­пор­ти­ров­ка поч­то­вых от­прав­ле­ний к на­ко­пи­те­лям; раз­груз­ка но­си­те­ля и по­ме­ще­ние пись­ма в на­ко­пи­тель. При­ве­дён­ные опе­ра­ции реа­ли­зу­ют­ся в ПСМ со­от­вет­ст­вую­щи­ми функ­цио­наль­ны­ми уз­ла­ми. По спо­со­бу дей­ст­вия ПСМ раз­де­ля­ют­ся на цик­лические, по­точ­ные и ком­би­ни­ро­ван­ные. Ус­ко­ре­нию тру­до­ём­ко­го про­цес­са сор­ти­ров­ки спо­соб­ст­во­ва­ло вве­де­ние поч­то­во­го ин­дек­са, ко­то­рый пред­став­ля­ет со­бой лег­ко иден­ти­фи­ци­руе­мый циф­ро­вой код какого-либо административного рай­она.

Для сор­ти­ров­ки в ПСМ за­гру­жа­ет­ся упо­ря­до­чен­ный мас­сив пред­ва­ри­тель­но об­ра­бо­тан­ной (ли­цо­ван­ной и штем­пе­лё­-ван­ной) письменной кор­рес­пон­ден­ции. Поч­то­вые от­прав­ле­ния се­па­ри­ру­ют­ся и транс­пор­ти­ру­ют­ся к уст­рой­ст­вам счи­ты­ва­ния и рас­по­зна­ва­ния поч­то­во­го ин­дек­са, по­сле че­го ин­фор­ма­ция по­сту­па­ет в сис­те­му ад­ре­са­ции, ко­то­рая фор­ми­ру­ет сиг­на­лы управ­ле­ния уст­рой­ст­ва­ми транс­порт­но-рас­пре­де­лительной сис­те­мы. Пись­ма транс­пор­ти­ру­ют­ся груп­по­вы­ми (кон­вей­ер­ны­ми) или ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми но­си­те­ля­ми рас­пре­де­лительного кон­вей­е­ра и раз­гру­жа­ют­ся по сиг­на­лам сис­те­мы ад­ре­са­ции в со­от­вет­ст­вую­щие на­ко­пи­те­ли, в ко­то­рых со­би­ра­ют­ся сто­пы пи­сем од­но­го или не­сколь­ких на­прав­ле­ний сор­ти­ров­ки. Ра­бо­та счи­ты­ваю­ще­го уст­рой­ст­ва син­хро­ни­зи­ру­ет­ся с ра­бо­той уст­рой­ст­ва кон­тро­ля се­па­ра­ции в со­от­вет­ст­вии с ин­тер­ва­лом дви­же­ния пи­сем. В современных ПСМ при­ме­ня­ют­ся уст­рой­ст­ва ав­то­ма­тические раз­груз­ки на­ко­пи­те­лей при за­пол­не­нии их ра­бо­че­го про­стран­ст­ва, а так­же кон­вей­е­ры раз­груз­ки для транс­пор­ти­ров­ки стоп пи­сем из на­ко­пи­те­лей к ма­ши­нам (ком­плек­су) фор­ми­ро­ва­ния пост­па­ке­тов и их ад­ре­са­ции по на­прав­ле­ни­ям пе­ре­воз­ки. Про­из­во­ди­тель­ность ав­то­ма­тических ПСМ со­став­ля­ет до 40 тысяч пи­сем/ч.

Для сор­ти­ров­ки по­сы­лок по ад­рес­ным на­прав­ле­ни­ям при­ме­ня­ют по­лу­ав­то­ма­тические сор­ти­ро­воч­ные ма­ши­ны, со­стоя­щие из рас­пре­де­лительного кон­вей­е­ра (с цеп­ным или лен­точ­ным тя­го­вым ор­га­ном), на­ко­пи­те­лей и пуль­та управ­ле­ния. С пуль­та управ­ле­ния опе­ра­тор за­да­ёт ад­рес - ме­сто вы­груз­ки в на­ко­пи­тель. Про­из­во­ди­тель­ность ма­шин 900-1500 по­сы­лок/ч на од­но­го опе­ра­то­ра.

Ис­то­ри­че­ский очерк

Воз­ник­но­ве­ние почтовой связи свя­за­но с за­ро­ж­де­ни­ем и раз­ви­ти­ем пись­мен­но­сти. В Древ­ней Гре­ции, Пер­сии, Егип­те, Ки­тае, Римской им­пе­рии бы­ла хо­ро­шо на­ла­жен­ная государственная почтовая связь: письм. со­об­ще­ния пе­ре­сы­ла­лись с кон­ны­ми и пе­ши­ми гон­ца­ми по прин­ци­пу эс­та­фе­ты. В сред­ние ве­ка в Ев­ро­пе су­ще­ст­во­ва­ли мо­на­стыр­ские и уни­вер­си­тет­ские поч­ты. С раз­ви­ти­ем тор­гов­ли и ре­мё­сел по­яви­лись поч­ты го­ро­дов (пер­во­на­чаль­но об­слу­жи­ва­ли куп­цов и ре­мес­лен­ни­ков, а за­тем и другие слои на­се­ле­ния); с ни­ми кон­ку­ри­ро­ва­ла поч­та, ор­га­ни­зо­ван­ная кня­же­ским ро­дом Свя­щен­ной Римской им­пе­рии Турн и Так­сис (про­су­ще­ст­во­ва­ла около 400 лет и бы­ла вы­ку­п­ле­на в 1867 году пра­ви­тель­ст­вом Прус­сии). В XVI-XVII века во Фран­ции, Шве­ции, Анг­лии и других стра­нах по­я­ви­лась цен­тра­ли­зованная ко­ро­лев­ская поч­та. С раз­ви­ти­ем про­из­водственных от­но­ше­ний воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость в ре­гу­ляр­ной и бы­ст­рой почтовой связи как внут­ри стран, так и ме­ж­ду стра­на­ми; бы­ли соз­да­ны ре­гу­ляр­ные об­ще­государственные и ме­ж­ду­народные поч­то­вые служ­бы с ис­поль­зо­ва­ни­ем кон­ной тя­ги. Пер­вый спе­циа­ли­зированный поч­то­вый эки­паж (поч­то­вая ка­ре­та) поя­вил­ся в XVI веке. В XIX веке ка­ре­ту сме­нил рель­со­вый эки­паж на кон­ной тя­ге. Почтовая связь ста­ла об­ще­го­су­дар­ст­вен­ной и на­ча­ла об­слу­жи­вать всё на­се­ле­ние. Важ­ное со­бы­тие в ис­то­рии почтовой связи - вы­пуск поч­то­вой мар­ки для оп­ла­ты сбо­ра за пе­ре­сыл­ку поч­то­вых от­прав­ле­ний (1840, Ве­ли­ко­бри­та­ния). С от­кры­ти­ем в Ве­лико­бри­та­нии в 1830 году железно-дорожной ли­нии Ли­вер­пуль - Ман­че­стер поч­ту ста­ли пе­ре­во­зить по же­лез­ной до­ро­ге вна­ча­ле как груз, а за­тем (с 1839) - в спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ных поч­то­вых ва­го­нах. Об­ра­зо­ва­ние Все­мир­но­го поч­то­во­го сою­за (9.10.1874; до 1878 Все­об­щий) (ВПС) при­ве­ло к ор­га­ни­за­ции еди­ной поч­то­вой сис­те­мы (с 1969 года еже­год­но 9 октября от­ме­ча­ет­ся Все­мир­ный день поч­ты). Все­мир­ная поч­то­вая кон­вен­ция 1878 года ус­та­но­ви­ла ме­ж­ду­нар. нор­мы поч­то­во­го об­слу­жи­ва­ния. По­яв­ле­ние в начале XX века са­мо­лё­та зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ло ско­рость пе­ре­сыл­ки поч­то­вых от­прав­ле­ний. С изо­бре­те­ни­ем элек­трон­ной поч­ты (по­след­няя четверть XX века) объ­ём письменной кор­рес­пон­ден­ции, пе­ре­сы­лае­мой в тра­диционной сис­те­ме почтовой связи, со­кра­тил­ся, но она со­хра­ни­ла зна­че­ние мас­со­во­го ви­да свя­зи для пе­ре­сыл­ки ма­те­ри­аль­ных объ­ек­тов. По­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние курь­ер­ская экс­пресс-дос­тав­ка до­ку­мен­тов, по­сы­лок, гру­зов ча­ст­ны­ми ком­па­ния­ми.

С 1805 года на не­ко­то­рых поч­то­вых стан­ци­ях (163 к 1842) ожив­лён­ных поч­то­вых трак­тов при­ни­ма­лась и от­прав­ля­лась кор­рес­пон­ден­ция, что по­ло­жи­ло на­ча­ло рас­про­стра­не­нию поч­то­вых ус­луг в сель­ской ме­ст­но­сти. С 1870 года в тех рай­онах, ко­то­рые не бы­ли ох­ва­че­ны почтовоц связью, многие зем­ст­ва ор­га­ни­зо­вы­ва­ли зем­ские поч­то­вые служ­бы для пе­ре­сыл­ки кор­рес­пон­ден­ции внут­ри уез­дов, а так­же для об­ме­на ею с ка­зён­ной по­чтой. Из 359 уез­дов, в ко­то­рых бы­ли вве­де­ны зем­ст­ва, зем­ская поч­та су­ще­ст­во­ва­ла в 129 к 1880 году, в 243 к 1901 году. Наи­боль­шее вни­ма­ние поч­то­во­му де­лу уде­ля­ли зем­ст­ва на вос­то­ке Ев­роп. Рос­сии (в Вят­ской, Ка­зан­ской, Перм­ской, Са­мар­ской, Уфим­ской гу­бер­ни­ях), а так­же в Ека­те­ри­но­слав­ской, Кур­ской, Пол­тав­ской, Там­бов­ской и Харь­ков­ской гу­бер­ни­ях. Многие зем­ст­ва вы­пус­ка­ли собственные поч­то­вые мар­ки, штем­пель­ные кон­вер­ты, мар­ки­ро­ван­ные поч­то­вые кар­точ­ки и бан­де­ро­ли. С конца XIX века сель­ские уч­ре­ж­де­ния почтовой связи ор­га­ни­зо­вы­ва­лись и ка­зён­ным поч­то­вым ве­дом­ст­вом. В сель­ских рай­онах, где не су­ще­ст­во­ва­ло ни зем­ской, ни ка­зён­ной поч­ты, пе­ре­сыл­ка кор­рес­пон­ден­ции ве­лась че­рез во­ло­ст­ные прав­ле­ния. Пер­вые городские поч­ты уч­ре­ж­де­ны в Санкт-Пе­тер­бур­ге (1833) и Мо­ск­ве (1845), к 1875 году они дей­ст­во­ва­ли в 47 го­ро­дах, за­тем бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны по­все­ме­ст­но.

Ка­че­ст­во поч­то­вых ус­луг за­мет­но по­вы­ша­лось с 1840-х годов. Вве­де­ние штем­пель­ных кон­вер­тов (с на­пе­ча­тан­ным Государственным гер­бом - зна­ком оп­ла­ты) для го­род­ских (1845) и ме­ж­ду­го­род­ных (1848) пи­сем, а за­тем поч­то­вых ма­рок (1858; в 1900 про­да­но 312,9 млн. штук) да­ло воз­мож­ность ор­га­ни­зо­вать сбор кор­рес­пон­ден­ции вне поч­то­вых кон­тор - пер­во­на­чаль­но для это­го ис­поль­зо­ва­лись ме­лоч­ные лав­ки, за­тем поч­то­вые ящи­ки (5,1 тысяч в 1874, 17 тысяч в 1900). За XIX век сроки дос­тав­ки кор­рес­пон­ден­ции на наи­бо­лее ожив­лён­ных ме­ж­ду­го­род­ных ли­ни­ях со­кра­ти­лись в 10 раз за счёт ис­поль­зо­ва­ния но­вых ви­дов транс­пор­та. Пер­вая поч­то­вая мор. па­ро­ход­ная ли­ния свя­за­ла Санкт-Пе­тер­бург и Лон­дон (1827). Рос­сия - од­на из пер­вых стран, ор­га­ни­зо­вав­ших железно-дорожные поч­то­вые пе­ре­воз­ки (с 1837 года на Цар­ско­сель­ской же­лез­ной до­ро­ге); по­сле строи­тель­ст­ва Ни­ко­ла­ев­ской железной дороги (сквоз­ное дви­же­ние от­кры­то в 1851 году) вве­де­на сор­ти­ров­ка кор­рес­пон­ден­ции во вре­мя транс­пор­ти­ров­ки в специальных поч­то­вых ва­го­нах, что ещё бо­лее со­кра­ти­ло сро­ки дос­тав­ки пи­сем (до 24 ч ме­ж­ду Санкт-Пе­тер­бур­гом и Мо­ск­вой) и сде­ла­ло поч­ту бо­лее дос­туп­ной. На­ча­ты поч­то­вые пе­ре­воз­ки па­ро­хо­да­ми по ре­кам (с 1855) и озё- ­рам (с 1860). С начала XX века ис­поль­зу­ет­ся ав­то­мо­биль­ный и воз­душ­ный транс­порт. Раз­ви­тие различных ви­дов поч­то­вых пе­ре­во­зок при­ве­ло к уп­разд­не­нию поч­то­вых стан­ций.

Поч­то­вые уч­ре­ж­де­ния при­ни­ма­ли и от­прав­ля­ли кор­рес­пон­ден­цию в конце XVIII века 1-2 раза в не­де­лю, к началу XX века - несколько раз в день. Бы­ст­ро рос­ло ко­ли­че­ст­во уч­ре­ж­де­ний почтовой связи (0,5 тысячи в начале XIX века, 0,75 тысячи к 1830 году, 1,7 тысяч к 1867 году, 4,4 тысячи в 1900 году, 12,8 тысяч в 1913 году, 40,8 тысяч в 1937 году, 52,3 тысячи в 1954 году, 85 тысяч в 1973 году). Сни­жа­лась стои­мость поч­то­вых ус­луг, в Рос­сии по­сле ор­га­ни­за­ции ВПС был ус­та­нов­лен еди­ный ме­ж­ду­народный та­риф на пе­ре­сыл­ку кор­рес­пон­ден­ции. С конца XIX века прак­ти­че­ски все рай­оны стра­ны бы­ли ох­ва­че­ны ре­гу­ляр­ной почтовой связью. Чис­ло поч­то­вых от­прав­ле­ний на 10 человек в год воз­рос­ло с 2 в 1840-х годах до 50 в 1900 году (до 610 в Гер­ма­нии, до 520 во Фран­ции). В 1840-х годах ка­зён­ная кор­рес­пон­ден­ция в 8 раз пре­вы­ша­ла объ­ём ча­ст­ной пе­ре­пис­ки, к концу XIX века со­став­ля­ла 1/10 часть все­го объ­ё­ма кор­рес­пон­ден­ции. Почтовая связь ста­ла ча­стью по­все­днев­ной жиз­ни на­се­ле­ния.

По­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года поч­то­вое де­ло вновь бы­ло пол­но­стью со­сре­до­то­че­но в ру­ках го­су­дар­ст­ва. Им управ­ля­ли Нар­ко­мат почт и те­ле­гра­фов (РСФСР в 1917-1923 годы, СССР в 1923-1932 годы), Нар­ко­мат (с 1946 Министерство) свя­зи СССР (1932-1991), Министерство РСФСР по свя­зи, ин­фор­ма­ти­ке и кос­мо­су (1990-1991). В 1927 году на­ча­та ме­ха­ни­за­ция, в 1960-е годы - ав­то­ма­ти­за­ция про­цес­сов об­ра­бот­ки поч­ты (в ча­ст­но­сти, в 1980-е годы за­вер­ше­на ав­то­ма­ти­за­ция сор­ти­ров­ки письменной кор­рес­пон­ден­ции в уз­лах почтовая связь рес­пуб­ли­кан­ских, крае­вых и об­ла­ст­ных цен­тров). В 1929 году вве­де­на городская слу­жеб­ная поч­та (ГСП) для дос­тав­ки кор­рес­пон­ден­ции круп­ным ор­га­ни­за­ци­ям, пред­при­яти­ям и уч­ре­ж­де­ни­ям, дея­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с боль­шим объ­ё­мом поч­то­вых от­прав­ле­ний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать трудолюбие и толерантность.

Тип урока: ознакомление с новым материалом. Ход урока Связь - самостоятельная отрасль народного хозяйства, она вводит в свои системы разнообразную информацию, обеспечивает ее передачу, распределение в пространстве и доставку потребителю. Связь как средство передачи информации стала отражать уровень экономического развития государства, учитывая степень телефонизации страны. Связь наиболее эффективно решает проблему человеческого общества: преодоление больших расстояний с минимальными затратами, она обеспечивает многочисленные личные контакты людей, неоценима ее роль в спасении людей при стихийных бедствиях.

Связь – это отрасль хозяйства, обеспечивающая прием и передачу информации. Виды современной связи:

Почта: письмо, посылка, бандероль, электронный перевод.

Связь подразделяется на два основных вида:

почтовую и электрическую. Виды связи: 1.Почтовая 2.Электрическая Телефонная, Телеграфная, Радио- и телевизионное вещание, Электронная, Спутниковая , Волоконно-оптическая, Компьютерная, Интернет . Все виды связи взаимодействуют и влияют друг на друга. Как развита связь в России? Как вы думаете, чем занимается почтовая связь?

Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой почтовых отправ­лений (писем, посылок, бандеролей, переводов и т. д.). Уровень развития почтовой связи высок, он не уступает развитым странам Европы: на 10 тысяч жителей приходится 3 предприятия связи. Стационарная связь развита слабо. По сотовой связи Россия занимает 1 место в мире. Волоконно-оптическая связь: линия проходит через всю страну, являясь частью мирового кольца, объединяющего все части света кроме Антарктиды. Число пользователей сети Интернет скоро достигнет 65 млн. пользователей.

Завершается формирование российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС.

Закрепление материала: Как вы думаете, чем занимается почтовая связь?

Ответ: получением, пересылкой и доставкой информации.

Не всегда почтовые услуги могут вовремя предоставить свою услугу

Около 10 процентов городских и около 40 процентов сельских почтовых отделений связи не имеют даже телефонной линии

В некоторых случаях связь бывает некачественной из-за невыделенной сети интернета

Кроме того, проблемой является и устаревшее оборудование, и ручная обработка почты.

Уже несколько лет не покупаются новые почтовые вагоны для отправки почтовой корреспонденции.

Сейчас около 98 процентов почтовых отправлений обрабатывается в ручную = что приводит к множеству неверных почтовых отправлений или доставок. К тому это приводит к увеличению себестоимости почтовых отправлений и сроки доставки почтовых отправлений

Другой вид связи - Электрическая связь

Что включает в себя электрическая связь:

Электрическая связь состоит из телефонной, телеграфной, космической связи, электронной почты, телевизионного и радиовещания. Предприятия, обеспечивающие эти виды связи, соединены между собой кабельными, радиорелейными и спутниковыми каналами связи.

К 1996 году очередь на установку домашнего телефона составило 10 млн. человек. По телефонии Россия уступает Швеции, США и Японии. В некоторых областях нет вообще телефона.

Спрос на установку домашнего телефона, подтолкнул к развитию другого вида связи – беспроводной – СОТОВОЙ

Другой вид связи – ИНТЕРНЕТ – телекоммуникационная сеть. В современной обществе, она превращается в одну из необходимых потребностей населения.

К, примеру весной 2009 года насчитывалось 34,9 млн интернет пользователей, выходивших хоть раз в месяц, к весне 2010 – уже было 43 млн.

Развитие интернета в России

Международный день интернета пытались ввести в разные даты и в разное время – но она не прижилась. А вот в России прижилась. 30 сентября 1998 года, считается днем Всемирной паутины.

Электрическая связь состоит из телефонной, телеграфной, космической связи, электронной почты, телевизионного и радиовещания. Предприятия, обеспечиваю­щие эти виды связи, соединены между собой кабельными, радиорелейными и спутниковыми каналами связи.

К 1996 году очередь на установку домашних телефонов в России составила око­ло 10 млн. человек. По уровню телефонизации Россия уступает развитым странам. На 100 жителей в России приходится 18 телефонных аппаратов, в Швеции – 68, в США – 63, в Японии – 49. Во многих российских деревнях (более 50% деревень) нет телефонов.

Спрос на установку телефона подтолкнул развитие беспроводной связи - сото­вой. Ретрансляторы этой связи расположены по углам шестиугольника, похожи на пчелиные соты. Первая система сотовой связи, появилась в России в 1991 году, но темпы ее развития очень высокие.

Интернет – это телекоммуникационная сеть. К началу 1997 г. в Интернете работало 40 млн. пользователей, в 2000 году их тало около 100 млн. человек. В России более 3 млн. пользователей компьютерной сети Интернет. Лидер в этой сети – Москва.

Интерне́т— всемирная система объединённых компьютерных сетей. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. Построена на базе протокола IP и маршрутизации IP-пакетов. На основе Интернета работает Всемирная паутина (World Wide Web, WWW) и множество других систем передачи данных.

Число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило 4,3 млрд. человек.

Принцип действия сотовой связи

1.Сотовые панельные антенны на башне

2.Основные составляющие сотовой сети — это сотовые телефоны и базовые станции, которые обычно располагают на крышах зданий и вышках. Будучи включённым, сотовый телефон прослушивает эфир, находя сигнал базовой станции. После этого телефон посылает станции свой уникальный идентификационный код. Телефон и станция поддерживают постоянный радиоконтакт, периодически обмениваясь пакетами.

3.Сотовые сети могут состоять из базовых станций разного стандарта, что позволяет оптимизировать работу сети и улучшить её покрытие.

4.Сотовые сети разных операторов соединены друг с другом, а также со стационарной телефонной сетью. Это позволяет абонентам одного оператора делать звонки абонентам другого оператора.

5.Операторы могут заключать между собой договоры роуминга.

Факс или телефакс, - это средство связи, которое способно передавать машинописные тексты и изображения по телефонной сети. После установления связи с адресатом изображение сканируется, специальное электронное устройство передает сигнал адресату, а принтер факса адресата печатает изображение.

Современный факс — это всегда больше, чем просто факс. Он совмещает в себе много разных функций, полезных офисному работнику. Поэтому факсы можно условно поделить на два типа:

Виды факсов:

на термобумаге, термоплёнке, лазерные, струйные. Вопросы для закрепления:

- для чего используют Интернет?

- может ли общение в Интернете угрожать безопасности?

- вспомните правила безопасного общения в Интернете

- вспомните правила культуры общения по телефону

- для чего служит факс?

- какие бывают факсы?

Подведение итогов урока, оценивание обучающихся.

Цель : сделать вывод, подвести итог работы класса и отдельных учеников, отметить работу обучающихся.

Ни для кого не секрет, что мировая история тесно связана с обменом информацией — без этого процесса существование человеческого общества попросту невозможно. Ключевую роль в таком обмене играет связь, то есть передача и приём информации с помощью различных технических средств. В совсем древние времена у людей не было многоядерных смартфонов, поэтому они использовали более примитивные средства: голос, звуки, огонь, дым и тому подобное.


Наиболее интересные музейные экспозиции о почте были, пожалуй, в музее связи им. А.С. Попова в Питере и в музее почты в Уфе (около нулевого километра).

Это я, почтальон Печкин, принёс посылку для вашего мальчика

Работа гонцов была на износ (и подвергалась жёстким наказаниям в случае недобросовестного исполнения обязанностей или срыва сроков доставки посылки), поэтому в их ряды старались набирать людей покрепче. Например, первая посылка из Уфы в Москву (через Казань) в 1639 году заняла у конного гонца Гришки Погорельского аж 70 дней (возможно потому, что у него были неактуальные карты в навигаторе). Попробуйте-ка 70 дней поскакать на коне… а ведь это только в одну сторону.



Макет почтовой станции 17-18 века

Серьёзно своими реформами почту прокачал Пётр I — именно при его правлении почтовая связь в России появилась во всех основных городах страны. Почта стала государственной, были созданы первые в России почтамты, открыты почтовые конторы в губернских городах, введена должность почтмейстера.

Вместе с этим была введена и новая форма для почтовых служащих: тёмно-зелёный суконный кафтан с ведомственной эмблемой — почтовым рожком (для оповещения о своём прибытии) и красным орлом (герб означал, что почтовый работник является государственным служащим и находится под опекой и защитой большого брата). Позже для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.


К концу 18 века протяжённость почтовых путей в России составила ни много ни мало 33 тысячи вёрст (тут подсказывают, что это 35204,4 километров).

Кстати, раз уж заговорили о транспорте, то нельзя не упомянуть про железную дорогу. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) начали ходить с 1851 года.


Куверты и штемпеля

Как сейчас, так и раньше, бесплатный сыр был только в мышеловках и в чизбургерах, пробитых как гамбургеры. Говоря проще, пересылка писем была удовольствием не бесплатным.


Штемпель же — устройство типа печати, использующееся на почте для получения (ручным или механическим способом) штемпельных оттисков, служащих для гашения знаков почтовой оплаты, подтверждения приёма почтового отправления, контроля за маршрутом и временем нахождения в пути, а также нанесения каких-либо пометок.



Ну и ещё так называют сам оттиск, который сам по себе несёт довольно много различной информации (в зависимости от цвета, формы, содержания, назначения и так далее).

Это интересно: считается, что штемпель изобрёл откупщик королевской почты Генри Бишоп (H.Bishop), назначенный в 1660 году первым генеральным почтмейстером Соединенного королевства. Изначально изобретение было предназначено для контроля времени прохождения почты, и в оттиске содержалась лишь информация о месяце и дне доставки письма. А так как делать штемпеля со сменяемой датой тогда ещё не умели, то набор для почтовых станций состоял из 366 штемпелей.
Объёмы пересылок непрерывно росли, и вскоре такой несовершенный способ оплаты очень быстро стал накладен, в первую очередь для самих сотрудников службы. Поэтому для упорядочения системы почтовых сборов в 1845 году почтовый департамент осуществил ряд реформ, среди которых — введение (сначала в Петербурге, а потом и в Москве) первых знаков почтовой оплаты. Так появились штемпельные конверты — те же самые куверты, но с уже напечатанным типографским способом штемпелем на лицевой стороне. Изначально они имели хождение только в пределах города, но уже в 1848 году появились варианты разных номиналов, в том числе для иногородней корреспонденции.



С тех пор внешний вид и конструкция конверта остались практически неизменными.

Марки

На смену штемпельной системе пришли почтовые марки — специальные знаки, франкирование (форма предварительной оплаты отправителем пересылки и доставки пересылки) которыми свидетельствует о факте оплаты услуг ведомства (пересылки и доставки как внутренней, так и международной корреспонденции). Маленькие и красивые кусочки бумаги с заданной стоимостью (номиналом) и богатейшей историей.



Моя скромная коллекция )



Первая в мире почтовая марка

В России марки появились немногим позже — в 1857 году А.П. Чарульский (сотрудник почтового департамента) перенял зарубежный опыт и предложил ввести марочную систему в наших холодных краях.


Первые проекты русских почтовой марок (представленные Ф.М.Кеплером 21 октября 1856 года) были отклонены Чарульским. Позже над к проекту марки подключается старший гравер ЭЗГБ Франц Михайлович Кеплер — почитав фидбек Чаруковского на первые пробы, он принялся изготавливать первые образцы — из нескольких вариантов был выбран один, ставший первой почтовой маркой России. Красивая? ;)

Первые марки приходилось вырезать ножницами, хотя очень скоро пришли к выводу, что это не самый удобный вариант. В 1847 году служащий Дублинского почтамта Генри Арчер предложил делать перфорацию, то есть пробивать сквозные круглые отверстия по всему периметру марки. Но мало кто знает, что перфорирование почтовых марок производится не только для облегчения отделения марок — форма зубцовки и её размеры также являются одним из способов защиты от подделки.

Почтовые ящики

Появление штемпелеванных конвертов упростило оплату пересылки и сделало присутствие почтового чиновника необязательным. Всё это поспособствовало скорому появлению почтовых ящиков (для сбора и хранения писем) прямо на улицах города.



Вариантов конструкции почтовых ящиков в разные времена было огромное множество — и уличные, и “домашние”, и вандалоустойчивые, и даже с устройствами для выдачи марок — во многих музеях, как правило, их целые коллекции.

Военные годы

Одно дело — гражданские письма, а совсем другое — необходимость в обмене информацией во время военных действий, когда почта была востребована ещё больше. Великая Отечественная война дала о себе знать — перемещение миллионов людей вызвало огромное увеличение потока почтового обмена, из-за чего почта (а также телеграфы, о которых чуть позже) работала круглосуточно, ежедневно обрабатывая тысячи посылок. Для понимания масштабов — в одной только Башкирской республике (Уфа была важной составляющей почтовой системы тех времён) в годы войны своевременно было обработано, отправлено и доставлено более 20 миллионов писем.



Минутка занимательной арифметики: среднестатистическая скорость LTE-соединения от Мегафона в Питере у меня составляла 50 мегабит в секунду на приём. Если предположить, что все 20 миллионов писем в Башкирской республике были бы в военные годы написаны на листах формата А4 (с обеих сторон, то есть, примерно, по 5000 символов на лист), то получившийся объём текста (20.000.000 * 5 Кб = 95.367 Гб) можно было бы скачать за 4.5 часа. Наивно предположу, что переписку всей страны вполне можно было бы выкачать за недельку… так, о чём это я.

Наше время

В конце прошлого тысячелетия техника и технологии начали развиваться особенно интенсивно, в России появились мобильная связь и Интернет. Высокий уровень проникновения этих технологий ощутимо отразился на характере коммуникаций между людьми: поток простой письменной корреспонденции продолжает сокращаться.

Но жители страны практически ничего не потеряли (кроме радости от получения тёплого лампового письма) — ведь на смену бумажной почте пришла электронная. Для передачи информации не нужно разводить костёр, заводить почтовых голубей… да даже необязательно знать, где находится ближайший к дому почтовый ящик — достаточно в любом месте города достать телефон/планшет/ноутбук и быть уже на связи. Любой почтовый адрес, мгновенная отправка и получение писем, любые вложения файлов, коллективная переписка, форвардинг, сортировка — да-да, вот это всё. Находясь в тысячах километров от офиса, я был в курсе того, что происходит на работе.


А ведь когда-то отправка только в одну сторону заняла бы не один день…
Продолжение следует.

// Ссылки по теме (Wikipedia): Всё о почте

Только что вы дочитали первую статью об истории развития связи, все остальные будут опубликованы на страницах спец-проекта с МегаФоном.

!important: Статья не претендует на полноту и достоверность всех данных.

Электронная почта это

История появления

Самым значимым моментом, который сделал электронную почту популярной, стал прогресс, способствующий развитию Всемирной паутины. Большое количество пользователей интернета все чаще предпочитают электронную переписку, из-за чего происходит вытеснение обычных почтовых писем.

  1. Мыло.
  2. Имейл.
  3. Емайл (емал).
  4. Интернет-почта.
  5. Электронка.

Перечисленные слова относятся к сленгу. Люди, которые говорят грамотно, используют в речи письменное название — email.

Преимущества применения

Электронная почта — это копия обычной традиционной системы. Пересылка писем посредством интернета имеет свои достоинства, например:

Электронная почта

Итак, электронка — это виртуальный аналог обычной бумажной пересылке писем. Их объединяет то, что у них есть текст, адрес, адресат, отправитель и почтовый ящик.

Принцип работы

Что такое электронная почта

Пошаговая инструкция

В современном мире трудно представить жизнь без электронной почты, ведь этот сервис позволяет общаться с друзьями и близкими, которые находятся далеко. Чаще всего им пользуются бизнесмены, которые регулярно отправляют документацию своим партнерам в разные уголки мира.

Mail ru

Все эти почтовые сервисы имеют идентичную регистрацию. Кроме того, они выполняют одинаковую функцию.

Методы использования

Читайте также: