Почему важно первичное сообщение о пожаре на судне

Обновлено: 02.07.2024

3.1. Особенности пожара на судне. Пожар в судовых условиях быстро распространяется и очень тяжело ло­кализуется, чему способствуют следующие факторы:

• наличие скрытых путей распространения по судну огня и дыма, создающих неконтролируемые газовые и воздушные потоки, переносящие теплоту по судовым помещениям;

• наличие большого количества горючих материалов и металлических конструкций, нагревающихся до высо­ких температур;

• быстрое распространение по судовым помещениям дымовых газов, содержащих высокотоксичные вещест­ва, что затрудняет действия экипажа по ликвидации по­жара;

• вероятность взрывов в судовых емкостях, хранящих воспламеняющиеся жидкости и сжатые газы;

• большое количество электрооборудования и элект­рических цепей, обесточивание которых нарушает ра­боту средств пожаротушения;

• ограниченные возможности применения водотушения из-за опасности потери остойчивости судна;

• загроможденность судовых помещений, создающая дополнительные трудности при тушении пожара.

Пожар на судне быстро распространяется и часто приводит к тяжелым последствиям. 20% пожаров заканчиваются гибелью судна или его полным конструктивным разрушением. Критическим сроком локализации пожара являются 15 мин, после чего разрастание по­жара выходит из-под контроля.

3.2. Нарушение установленного режима курения. Горя­щая сигарета имеет температуру около 500 °С, что до­статочно для воспламенения многих горючих материа­лов и особенно воспламеняющихся жидкостей.

На сухогрузном судне курение разрешено в каютах только при наличии пепельниц, курение в постели всег­да чревато опасностью и поэтому должно быть исклю­чено. На танкере курение разрешается в одном-двух по­мещениях, установленных приказом по судну. На химовозах не только курение, но и хранение спичек и табака разрешено только в специальном помещении. На газо­возах курение запрещено полностью.

Запрещается курение на открытых палубах во время бункеровки и при перегрузочных операциях с воспламе­няющимися и взрывоопасными грузами. Запрещается курение в машинных помещениях, в трюмах судна и кладовых, где хранятся горючие вещества. В иностран­ных портах курение на судне регламентируется порто­выми правилами, о чем экипаж должен быть оповещен до захода в порт.

Небрежность при курении — причина мно­гих пожаров на судах.

3.3. Самовозгорание. Свойством самовозгорания об­ладают некоторые материалы, применяемые в повсе­дневных судовых работах, а также отдельные грузы.

Возможно самовозгорание ветоши, пакли, паруси­ны, постельных принадлежностей, одеял и других аб­сорбирующих (поглощающих) материалов, хранящихся во влажном виде навалом, в тюках или связках. Вероят­ность самовозгорания сильно возрастает в том случае, если эти материалы пропитаны органическими, расти­тельными маслами или животными жирами. Например, при хранении промасленной ветоши в теплом плохо проветриваемом помещении масло начинает окислять­ся, выделяется теплота, которая активизирует процесс окисления. Температура ветоши растет, она воспламе­няется — возникает очаг пожара.

Самовозгоранию подвержены и некоторые грузы: уголь, кормовая мука, хлопок, рыбий жир, арахис, ткани всех видов, пропитанные лаком, и другие грузы подкласса 4.2. Правил МОПОГ.

Отмечены случаи самовозгорания промасленных металлических опилок и деревянных конструкций при длительном воздействии на них низкотемпературных источников теплоты. В начальной стадии дерево посте­пенно обугливается, а затем воспламеняется образовав­шийся древесный уголь, температура воспламенения ко­торого значительно ниже, чем у дерева.

Металлические порошки магния, титана, циркония и кальция в присутствии воздуха и влаги быстро окис­ляются, в определенных условиях это может привести к самовозгоранию.

Перед укладкой на хранение все самовозго­рающиеся материалы должны быть очищены и просушены. Промасленную ветошь следует хранить в специальном металлическом ящике и своевре­менно удалять из машинного помещения.Свежеокрашенную парусину нельзя хранить в сложенном виде или в плохо проветриваемом помещении.

3.4. Неисправность электрических цепей и оборудова­ния. Судовое электрооборудование работает в тяжелых условиях: вибрация судна; влажный, пропитанный солью воздух; блуждающие токи, образующиеся в стальном корпусе. Неисправное электрооборудование может привести к превращению электрической энергии в тепловую и стать источником пожара. Наиболее легко повреждается изоляция электрических кабелей, которая со временем становится хрупкой и растрескивается. При повреждении изоляции один оголенный провод может вызвать явление электрической дуги с любым металлическим предметом. При оголении обоих прово­дов может произойти короткое замыкание, что сопро­вождается выделением теплоты. Открытая электричес­кая лампочка при соприкосновении с горючим матери­алом может вызвать его воспламенение. Перегрузка электрической цепи вызывает нагрев проводов, что может привести к воспламенению изоляции. Особую опасность представляют временные электрические выводы ("времянки"), особенно в жилых помещениях. При неисправном состоянии может наблюдаться искрообразование в коллекторах электрических машин и в пускорегулирующей аппаратуре.

Необходимо своевременно проверять и под­держивать сопротивление изоляции электро­оборудования не ниже минимальных норм, ус­тановленных правилами эксплуатации. При уходе из помещения все электронагре­вательные, осветительные приборы и теле­-радио-приборы должны быть выключены. При перерывах в работе переносной электроинструмент следует выключать из сети.

Эти первоначальное действие любого члена экипажа, обнаружившего признаки пожара, очень важны, они помогут экипажу потушить пожар, если будут выполнены четко и быстро, то есть без приказания:

1. Через ближайший извещатель подать сигнал тревоги.

2. С помощью ближайшего средства связи доложить вахтенному помощнику о пожаре: фамилию, должность, что обнаружено (запах; дым; если горение, то, что горит, площадь горения; о пострадавших), место пожара.

3. Приступить к борьбе с пожаром до прибытия аварийной партии:

- произвести герметизацию аварийного помещения;

- вооружить рукавную линию, поднести 2-3 огнетушителя;

- приступить к тушению пожара или охлаждать водой переборку, палубу в самом горячем месте.

Сообщать следует обо всех пожарах, даже если они прекратились сами по себе.

1. Не открывайте в одиночку дверь, ведущую в аварийное помещение внутри надстройки и корпуса судна.

2. Не открывайте в одиночку дверь, ведущую в герметичное помещение, без экипировки и хорошей подготовки.

3. Действуйте осторожно, но решительно.

4. Помните об электропроводности некоторых огнетушащих веществ.

5. Не мочите преждевременно водой свою одежду.

6. При открывании двери не стойте напротив дверного проема, держите под рукой пожарный ствол, в крайнем случае, огнетушитель.

При стоянке судна у причала с объявлением общесудовой тревоги вахтенный помощник обязан немедленно:

- вызвать портовую пожарную команду;

- прекратить на судне все грузовые и бункеровочные операции;

- принять меры по закрытию грузовых трюмов.

По общесудовой тревоге вахтенный помощник обязан:

- сообщить капитану о пожаре;

- остановить движение судна или снизить скорость (перевести главный двигатель в маневренный режим), а в случае необходимости развернуть судно так, чтобы пламя и дым сбивались ветром за борт;

- выключить вентиляцию по судну;

- немедленно закрыть все противопожарные двери и другие закрытия, имеющие дистанционное управление с мостика;

- начать руководство по борьбе с пожаром согласно оперативного плану до прибытия капитана или лица его замещающего.

Экипаж судна действует согласно расписанию по тревогам:

- производится герметизация корпуса судна (задраиваются судовые закрытия, иллюминаторы, запорные устройства вентиляции);

- все стационарные системы пожаротушения и противопожарное снабжение приводятся в полную готовность к немедленному действию;

- с разрешения капитана отключается электроэнергия в районе, охваченном пожаром;

- начинается разведка района пожара;

- шлюпки, оказавшиеся под угрозой огня, приспускаются или спускаются на воду.

Герметизация судовых помещений

Герметизация судовых помещений при пожаре на начальном этапе необходима как воздух для горения. Герметизация выполняется экипажем сразу же после объявления о пожаре согласно Расписанию по тревогам. Приток свежего воздуха в аварийное помещение и прилегающую зону ограничивается путем выключения вентиляции. Выключение вентиляции происходит автоматически с нажатием пожарного извещателя или вахтенным помощником с ходового мостика.

Герметизацию зоны пожара (задымления) необходимо тщательно проверить, закрыть заслонки (шибера) на каналах вентиляции, так как огонь часто распространяется по запыленным, замасленным каналам. О герметизации необходимо доложить своему командиру аварийного подразделения. Доклад о выполнении герметизации корпуса судна производится на ГКП.

Кроме герметизации помещений на начальном этапе необходимо проверить наличие всех членов экипажа, организовать поиск отсутствующих в не задымленной зоне.

Разведка района пожара

Район пожара – это аварийное помещение, в котором происходит горение, и прилегающие неаварийные задымленные помещения.

Разведка района пожара необходима для оценки пожарной ситуации. Руководитель пожаротушения, находящийся на месте пожара (посту безопасности), должен по возможности быстро определить:

- тип пожара (какие материалы горят);

- какие помещения находятся в зоне задымления;

- меры по ограничению распространения пожара созданием рубежей обороны;

- наиболее угрожающие направления развития пожара;

- способы и приемы тушения пожара;

- необходимость и возможность снятия напряжения с электрооборудования аварийного помещения;

- количество сил и средств, необходимых для тушения пожара, порядок их расстановки.

Причем, разведка района пожара ведется постоянно для уточнения обстановки. О принятых мерах и свои предложения, требующие решения капитана судна руководитель пожаротушения докладывает на ГКП (ходовой мостик).

Разведку района пожара осуществляет личный состав аварийной партии (АП), если пожар возник вне машинных помещений (МП). При пожаре в МП разведку выполняет внутри личный состав аварийной группы МП, а снаружи МП – л/с АП.

Руководителем пожаротушения в МП является старший механик, а в других помещениях, на верхней палубе и за бортом судна – командир аварийной партии. Капитан, получив доклады об обстановке, определяет главную задачу борьбы за живучесть судна и производит общее руководство по борьбе с пожаром через командира АП и СТМ.

После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром командиры аварийных партий (групп) обязаны:

- прибыть в район пожара, установить место и размеры пожара и немедленно приступить к его тушению, для чего выделить необходимое количество людей в дыхательных изолирующих аппаратах для работы в задымлённых отсеках и средств для тушения пожара;

- обеспечить вынос из охваченных огнём или задымлённых помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь;

- организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;

- доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии.

Лица судового экипажа, направляемые в задымлённые и горящие помещения, должны быть снабжены снаряжением пожарного.

Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан:

- нажать кнопку ближайшего пожарного извещателя;

- громкими криками оповестить людей, находящихся в соседних помещениях о пожаре, и указать им пути эвакуации;

- по возможности сообщить вахтенному помощнику более подробную информацию о месте очага пожара и его характера;

- если возгорание небольшое, приступить к тушению пожара подручными средствами. При выборе средств пожаротушения следует руководствоваться их эффективностью применительно к данному горящему веществу и собственной безопасностью.

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА В МАШИННОМ ОТДЕЛЕНИИ

Аварийная партия (группа) и вахта мо должны провести следующие действия:

- приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами;

- остановить главный двигатель;

- запустить пожарный насос;

- частично загерметизировать МП, обеспечив выход дыма в атмосферу (полная герметизация допустима после эвакуации людей и перед пуском объёмной системы пожаротушения);

- в районе пожара выключить электропитание;

- независимо от размеров пожара подготовить к действию основные средства пожаротушения.

При тушении пожаров двигателей внутреннего сгорания необходимо подавать распыленную воду или пену на горящий двигатель выше пламени.

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА НА ОТКРЫТОЙ ПАЛУБЕ

При тушении пожаров на верхней палубе рекомендуется:

- защищать от пожара в первую очередь радиорубку, ходовую рубку, спасательные средства, при необходимости спустить спасательные средства;

- использовать сплошные водяные струи с наветренной стороны;

- ограничивать распространение пожара охлаждением корпусных конструкций, палуб, оборудования и т.п.;

- одновременно с тушением пожара на палубах и надстройках необходимо удалять воду, скапливающуюся при тушении пожара;

- уменьшить ход судна и развернуть судно (если позволяет обстановка) к ветру так, чтобы пламя относилось ветром в сторону конструкций, оборудования и устройств.

Тушение пожара на наружных палубах, даже загруженных грузами, легче, чем в судовых помещениях. Для ликвидации пожара используют огнетушители или пожарные рукава от палубных пожарных рожков с обязательной и быстрой разборкой горящего груза.

СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

- Пушечные выстрелы или взрывы, производимые с промежутками около 1 минуты;

- Непрерывный звук, подаваемый любым аппаратом для подачи туманных сигналов;

- Радиотелеграфный сигнал тревоги;


- Сигналы бедствия, подаваемые аварийными буями.

О: Горючие материалы, входящие в судовое снабжение (лаки, краски, растворители, карбид и др.), представляют значительную опасность для возникновения и развития пожара.

При погрузке их на судно и хранении в кладовых необходимо соблюдать требования по совместимости. Например: - горючие жидкости не должны храниться вместе с окислителями и сильными кислотами; - карбиды, извести, щелочные металлы и их соединения должны храниться в сухих помещениях с надежной вентиляцией.

В.2.1.3: Какие требования предъявляются к судовой системе вентиляции при пожаре?

О: Судовая система вентиляции может являться путем развития пожара по каналам из одного отсека (помещения) в другой. Вентиляция должна быть отключена, а ее каналы перекрыты после того, как из аварийного помещения выведены люди.

Вентилирование не должно прекращаться в помещениях и отсеках судна, пока там находятся люди.

В.2.1.4: Какие материалы способны к самовозгоранию?

О: К самовозгоранию способны следующие материалы:

* ветошь, пакля, парусина, белье, одеяла и другие абсорбирующие материалы, хранящиеся в сыром виде навалом, в тюках или связках или пропитанные растительными маслами и животными жирами;

* грузы подкласса 4.2;

* древесные, металлические и другие опилки, пропитанные растительными маслами и животными жирами.

В.2.1.5: Какие средства сигнализации используются на судне для обнаружения пожара и где они устанавливаются?

О: Для обнаружения пожара & судовых помещениях могут быть установлены датчики автоматической электрической системы сигнализации (ЭПС) дымовые и тепловые.

Дымовые - устанавливаются в трюмах, МП, на камбузах и кладовых. Забираемый в охраняемом помещении воздух пропускается через луч, чувствительный к примесям. При появлении дыма вырабатывается сигнал через систему реле, зажигается лампочка соответствующего луча на приемной станции, и подается звуковой сигнал (общий для всех).

Тепловые - устанавливаются в жилых, служебных, производственных помещениях, а также в МП, трюмах, на камбузах. Замыкание контактов (подача сигнала) осуществляется с помощью биметаллической пластины с заданной чувствительностью: 70°С в каютах и трюмах, 90°С в МП и на камбузах.

Ионная сигнализация устанавливается в помещениях перевозки авто и другой техники с топливом в баках. Срабатывание происходит при попадании в поле фото луча паров ЛВЖ.В.2.3: Какие системы пожаротушения используются на судах?

В.2.1.6: По, каким направлениям может развиваться пожар на судне?

О: Судовые пожары могут развиваться: по путям движения воздушных потоков, по вентиляционным каналам, по вертикальным шахтам трапов, лифтов, МП, по заобшивочпым пустотам палуб и переборок, по слою разлитой горючей жидкости и поверхностям легкогорючих твердых веществ и материалов.

В.2.1.7: Что должен выполнить член экипажа, первым обнаруживший пожар (загорание)?

О: Первый обнаруживший пожар (загорание) или его признаки обязан через ближайший извещатель или любым другим способом сообщить об этом вахтенной службе и задействовать первичные средства тушения с целью сдержать развитие горения.

2.2. Судовые системы и средства пожаротушения.

В.2.2.1: Какие системы пожаротушения используются на судах?

О: На судах используются следующие системы пожаротушения:

* водо-пожарная - воздействует на зону горения, охлаждая ее; -

* спринклерная - то же;

* водораспыления - то же;

* водяных завесов - воздействует на зону горения, охлаждает ее.

* водяного орошения • охлаждает конструкции;

* паротушения - разбавляет окислитель и частично охлаждает зону горения;

* углекислотного тушения - разбавляет окислитель;

* инертных газов - то же;

* тушения хладонами - ингибирует (снижает интенсивность) процесс горения ;

* пенотушения - изолирует горючие вещества от зоны горения;

* порошкового тушения - изолирует горючие вещества и ингибирует горение.

В.2.2.2: Из каких технических средств состоят системы тушения пожара на судне?

О: Водо-пожарная система состоит из насосов (основных и аварийного), трубопроводов, пожарных кранов (рожков), рукавов и стволов.

Система пепотушепия состоит из емкости для хранения пенообразователя, подводящих трубопроводов, смесительного устройства и пеноге-гераторов. Судовые магистрали, пожарные краны и рукава общие с водо-пожарной системой.

Углекислотные системы подразделяются на:

* высокого давления, когда С02 хранится под давлением 60 атм. в специальных баллонах 40-50 л;

* низкого давления - углекислый газ содержится в изотермической цистерне при температуре около минус 20°С и давлением несколько выше атмосферного.

От станции по специальным трубопроводам С02 подается в помещение (трюма, МП), где распыляется с помощью выходных головок.

Хладопоеая система, устанавливаемая в МП, грузовых трюмах и некоторых других помещениях судна, состоит из станции в специальном помещении, где размещаются в нем емкостей для хранения хладона и пусковой аппаратуры, разводящих трубопроводов и головок-распылителей, размещенных равномерно в подвалах охраняемого помещения.

Системы пускаются в действие следующим образом: водо-пожарная (насосы) и пенотушения - вручную с места размещения насосов и цистерн для пенообразователя и дистанционно • с мостика и ЦПУ; системы объемного тушения пускаются только вручную из помещений, станции.

В.2.2.3: Какие нестационарные средства пожаротушения используются на судне?

О: Машинные, грузовые, производственные, коридоры жилых помещений и некоторые другие судовые помещения оснащаются следующими нестационарными средствами и установками пожаротушения:

1. Передвижные огнетушители - это, в основном, пенные огненетушители с резервуаром объемом 45-136 л., куда заливается раствор воды с пенообразователем. Резервуар монтируется на раме с колесами для перемещения. Для пуска огнетушитель снабжен баллончиков с С02 или воздухом

под давлением. Огнетушитель снабжен шлангом длиной до 10 м и пеногенератором ГСП-10 или ценным стволом. Реже применяются передвижные углекислотные и порошковые огнетушители.

2. Ручные (переносные) огнетушители - это пенные (ОХП №10), углекислотные (ОУ-8) и порошковые (ОП) огнетушители. Емкость баллонов пенных огнетушителей около 10 л, углекислотных - 8 л, порошковых от 2 до 12 л. Приводятся в действие огнетушители при поднесении их к очагу горения на возможно близкое расстояние (от 2 до 3 м).

3. Переносной пенный комплект - состоит из емкости (около 20 л) для хранения ПО, пеносмесителя с всасывающим ПО шлангом, 2-х рукавов (до пеносмесителя и после него) и пеногенератора или пенного ствола. Такими комплектами оснащаются МП, насосные, помещения приема топлива, многие грузовые помещения (обычно судов типа РО-РО).

В.2.2.4: Из чего состоит комплект снаряжения пожарного?

О: Комплект снаряжения пожарного состоит из следующих предметов: комбинезон или куртка с брюками, сапоги или другая специальная обувь, рукавицы, каска, противодымпый прибор. Комплект используется при направлении членов аварийных партий во внутренние помещения судна для проведения разведки, эвакуации людей тушения пожара.

В.2.2.5: Какие приборы используются на судах, для защиты органов дыхания ?

О: Для защиты органов дыхания на судах используются следующие приборы:

1. Изолирующие противогазы - работают на сжатом воздухе (отечественный АСВ-2 и аналогичные ему иностранного производства). Все аппараты автономны.

2. Фильтрующие противогазы могут быть использованы при кратковременном нахождении в зоне загазованности. В противогазах должны использоваться коробки-фильтры марки соответствующей загазованности среды. Например, при перевозке бензина в загазованной среде можно ра-бо1ать в противогазе с коробкой марки "А", при фтористом водороде- марки "В", при работе с соединениями бериллия - марки "Е", коксовом газе -марки "М".

3. Шланговые противогазы (ПШ-1 и ПШ-2) применяются на судах при посещении отсеков (танки, емкости и т.п.) с непригодной для дыхания средой. Воздух для дыхания подается по шлангам длиной до 40 м.

4. Противогазы со связанным кислородом (ИП-46 и др.) могут применяться в крайних случаях, при отсутствии других противодымных приборов.

К работе в воздушных изолирующих аппаратах допускаются все члены экипажа, прошедшие обучение и годные по состоянию здоровья к работе на морских судах. Для работы в кислородных аппаратах необходимо пройти специальное обучение и медицинское освидетельствование.

В.2.2.6: Для какой цели используются теплозащитные костюмы? О: Теплозащитные костюмы предназначены и должны использоваться только для спасения людей из помещений с повышенной температурой, реже для работы по тушению пожара. Одевание и тренировки должны проводиться с учебными костюмами.

При перевозке кислот и щелочей, аммиака и других аналогичных веществ члены аварийных партий , а иногда и весь экипаж должны иметь специальные защитные костюмы.

В.2.2.7: Каким требованиям должно удовлетворять хранение противопожарного снабжения?

О: Хранение противопожарного снабжения должно удовлетворять следующим требованиям: пожарные рукава в собранном виде с пожарным стволом должны размещаться в непосредственен близости к пожарному крану и храниться на вьюшках или в корзинах так, чтобы их можно было быстро ввести в действие. На открытых палубах они должны быть помещены в. герметичные шкафчики, в закрытых помещениях по всему судну пожарные рукава должны быть постоянно подсоединены к пожарным кранам переносные комплектные воздушно-пенные стволы - к переносным пеногенераторам.

В.2.2.8: Каким огнегасительным эффектом обладает вода?

О: Вода является основным средством для тушения судовых пожаров, Огнегасительным эффектом воды является ее способность охлаждать зону горения за счет значительной теплоемкости воды.

Компактные струи воды используются для тушения твердых горючих веществ, создания зон безопасности на пути эвакуации людей.

Распыленные струи воды обеспечивают более полный контакт воды с горящими предметами. Только они применяются для тушения горючих жидкостей, измельченных твердых и волокнистых материалов.

В.2.2.9: Какими преимуществами обладает система углекислотного тушения?

О: Возможность тушить электрооборудование, некоррозийность, сохранение огнегасительных средств в течение длительного времени, эффективна для тушения химических средств, не портит продукты питания и материально ценности.

В.2.2.10: Какие агенты используются для тушения нефтепродуктов и твердых горючих веществ?

О: Для тушения нефтепродуктов и твердых горючих веществ, а также для тушения спирта, ацетона и др. веществ", растворимых в воде, используется пенное пожаротушение, в частности, воздушно-механическая пена средней и высокой кратности.

В.2.2.11: С какой целью и какие используются для тушения инертные газы?

О: Инертные газы (азот, аргон, гелий, дымовые и отработанные газы) применяют в основном для понижения концентрации кислорода о очаге горения. Кроме того, инертными газами заполняют свободное пространство танков, трюмов для защиты от возникновения пожара (взрыва).

Читайте также: