Почему на дорогах россии гибнет больше людей чем в развитых европейских странах сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Это статистика ДТП за вчерашний день с официального сайта ГИБДД.

В среднем двое погибших в час, часто бывает и больше. Напомню, что вчера был Всемирный день день памяти жертв ДТП. Во многих странах мира – в том числе и в России – дорожные аварии остаются одной из главных причин смерти населения. Но разницу делает подход. Одни государства признают проблему и принимают программы, аналогичные шведской Vision Zero, главная цель которых – добиться нулевой смертности на дорогах. А другие строят километры заборов и ищут тысячи оправданий жуткой статистике.

Угадайте, в каком лагере мы! Нет, что-то хорошее, конечно, происходит. Недавно впервые открыто заговорили о том, чтобы снизить максимальную скорость в городах до 50 км/ч и избавиться от смертельной "погрешности" в 20 км/ч.

Но на каждую полезную инициативу находится махровый гаишник, который одним своим высказыванием перечёркивает все старания активистов и немногочисленных здравомыслящих чиновников. На этот раз отличился начальник ГИБДД России Михаил Черников. Он заявил, что у нас много людей гибнет на дорогах, потому что Россия слишком большая:

Глава Госавтоинспекции Михаил Черников назвал хорошими успехи российских властей в борьбе со смертностью на дорогах, но добавил, что проблемы, перечисленные спецпосланником ООН по безопасности дорожного движения, по прежнему актуальны в РФ.

В то же время Черников подчеркнул, что в России "очень большая протяженность дорог, более полутора миллионов километров". "Конечно же, Российскую Федерацию очень тяжело сравнивать с теми странами, которые имеют меньшую площадь и протяженность автодорог", – сказал он, комментируя высказывания спецпосланника генсека ООН по безопасности дорожного движения Жана Тодта о сохраняющейся высокой смертности на дорогах РФ.

При этом Черников отметил, что перечисленные Тодтом проблемы, такие как отвлечение водителей на смартфоны, управление в нетрезвом виде и изъяны в образовании водителей, "существуют во всех странах Европы".

Вообще-то протяженность дорог не имеет отношения к смертности. Смертность считается исходя из количества автомобилей. Например, в США протяженность дорог – не полтора миллиона километров, а 6,8 млн. Но в ДТП гибнет не в 4,5 раза больше людей, а только в 2 (около 40 000 в 2018 году против 18 тысяч в России). Зато на смертность влияет то, что у нас сотрудники ГИБДД занимаются не своим делом. Они лезут в проектирование улиц, в строительство городов, ГОСТы и т.д., хотя этим должны заниматься специалисты. Например, гаишники постоянно требуют строить внеуличные переходы, ликвидировать зебры со светофорами и устанавливать всюду заборы, делая наши города опаснее и провоцируя новые смерти в ДТП. Так что главная причина смертности на дорогах – это не размеры России, а ГИБДД, которая лезет не в своё дело.

Главные причины смертности на российских дорогах назвали в ООН. Спецпосланник генсека ООН по безопасности дорожного движения Жан Тодт считает , что люди гибнут из-за изъянов в образовании , пьяной езды и недостаточном правовом преследовании нарушителей.

ДТП в Топчихинском районе Алтайского края.

В числе главных причин высокой смертности на российских дорогах он считает недостаточное образование водителей и пешеходов.

Он посетовал и на то , что многие россияне не пристегиваются , находясь за рулем.

Смертность на отечественных дорогах превышает все разумные пределы несмотря на постоянные попытки её снизить. При этом власти каждый раз пытаются заново "изобрести велосипед" вместо того, чтобы обратиться к успешному зарубежному опыту.

Почему в Европе на дорогах гибнет в 10 раз меньше людей чем в России

Одна из многих смертельных аварий на Кутузовском

Не единственный, но очень показательный пример - Германия, где на 10 000 автомобилей приходится 0.69 погибших в авариях (для сравнения в России эта цифра составляет 6.13). Самое интересное, что в 1970 году в ФРГ количество жертв смертельных ДТП зашкаливало за 21 тысячу человек (вполне сопоставимые с отечественными показателсями), а сейчас им удалось снизить эту цифру до 3339 погибших. Действительно, есть чему поучиться.

За четыре десятилетия немцы проделали большой путь и продолжают двигаться дальше, стремясь довести уровень смертности в автоавариях до нуля. Умелое сочетание "кнута и пряника" позволило добиться поразительных результатов. Приведенные данные, а так же полезные комментарии любезно предоставлены автомобилистом из Германии a_tribunskiy :

Почему в Европе на дорогах гибнет в 10 раз меньше людей чем в России

График снижения количества погибших в ДТП в Германии с течением времени

1957 ограничение скорости до 50 км/ч в населенных пунктах.
1972 ограничение скорости до 100 км/ч на региональных трассах.

1973 ограничение содержания алкоголя в крови до 0,8 промилле.
1974 введение рекомендуемой скорости на автобанах 130 км/ч
1980 мотоциклисты обязаны использовать шлем
1984 штраф за неиспользование ремня безопасности
1998 допустимое содержание алкоголя в крови снижено до 0,5 промилле.

Почему в Европе на дорогах гибнет в 10 раз меньше людей чем в России

Начнем с пряника
Всю страну с севера на юг и с запада на восток пронизывает сеть скоростных магистралей (13 000). Между прочим, это 4-я по протяжённости национальная сеть скоростных автодорог в мире, после Китая (111 950 км), США (77 017 км) и Испании (16 583 км).

Отличительной особенностью немецких автобанов является отсутствие ограничение скорости. Это важный момент. Любой немец имеет возможность погонять в свое удовольствие. В России другой подход. Ездить быстро нельзя нигде, поэтому нашим "летчикам" все равно где устраивать гонки: на шоссе или прямо на улицах городов. Если немцы выплеснув свой адреналин на трассе, в городе вдут себя очень благопристойно соблюдая все ПДД, то наши водители компенсируют строгость законов необязательностью их соблюдения.

Сколько стоит "пряник"?
Не стоит думать, что скоростные магистрали достаются немцам просто так. Каждый автомобилист в Германии платит за их строительство и содержание немалые деньги. В цене каждого литра бензина "сидит" 0.6 евро одних только топливных акцизов (плюс НДС и НДПИ). Это 44 рубля. Мы же платим топливных акцизов всего пять рублей за литр топлива и потому имеем те дороги, что имеем. Тот факт, что Россия нефтедобывающая страна (как и газо, угле, железо и т.д.) строительству магистралей это никак не способствует.

Правильная организация дорожного движения
Выплеснув весь свой адреналин на автомагистралях, немецкий водитель в городе ездит крайне медленно и аккуратно. Даже при всем желании разогнаться на улице не получится. Частые перекрестки, светофоры, переходы, островки безопасности и узкие полосы все это сильно успокаивает трафик и сокращает аварийность.

Почему в Европе на дорогах гибнет в 10 раз меньше людей чем в России

Один из миллионов городских перекрестков в Германии. Быстро проехать его нельзя при всем желании:

Почему в Европе на дорогах гибнет в 10 раз меньше людей чем в России

Островок безопасности на улице всего с двумя полосами движения.

Почему в Европе на дорогах гибнет в 10 раз меньше людей чем в России

А вот Москва, где островки безопасности отсутствуют как класс:

Даже на тихих улицах "летчики" имеют возможность насмерть сбивать людей:

Почему в Европе на дорогах гибнет в 10 раз меньше людей чем в России

Чтобы сделать переход проезжей части безопасным, в нашей стране во всех городах усиленно копают подземные пешеходные переходы, даже через самые узкие улицы:

Увы, но это не только не помогает, но, как показывает статистика, только вредит. В Германии, где в городах почти нет подземных переходов, сбитые пешеходы составляют всего 13% от общего числа погибших в ДТП. У нас эта цифра составляет страшные 33%. Как видите, бесконечное строительство внеуличных переходов безопасности пешеходам не добавляет.

Кнут, кнут и ещё раз кнут
Однако как бы хорошо не было организовано движение, от ДТП это не спасает. Что в Германии, что у нас наибольшее число аварий происходит из-за нарушения правил дорожного движения. В Москве есть хорошие дороги: МКАД, ТТК, Ленинградка. Знаете сколько автомобилистов там погибает? В среднем один человек в год на каждый километр магистрали. И статистика остается стабильной в течение многих лет. Основная причина - несоблюдение ПДД, в частности, скоростного режима.

В Германии тоже есть нарушители. Но с ними эффективно борются. Для водителей-нарушителей предусмотрено два вида наказаний: высокие денежные штрафы и баллы. Набрав всего 8 (до мая 2014 года надо было набрать 18) баллов водитель теряет право управления. Баллы, полученные за употребление алкоголя и наркотиков, сохраняются 5 лет, остальные — два года. Повторные нарушения продлевают накопленные баллы на соответствующий срок. Спорить с немецким полицейским, как правило, бесполезно, а попытка решить вопрос за деньги приводит к тюремному заключению.

Чтобы вы имели представление, что по чем. Привожу "расценки" на некоторые нарушения. За информацию опять же спасибо a_tribunskiy :
- обгон при запрещающем знаке - 70 евро, 1 балл
- обгон справа вне населенного пункта - 100 евро, 3 балла
- неиспользование ремня безопасности - 35 евро
- создание помех пешеходам или велосипедистам - 60 евро, 3 балла
. с созданием опасной ситуации - 75 евро, 3 балла
- проезд на красный сигнал светофора (менее одной секунды) - 90 евро, 3 балла
. с созданием опасной ситуации - 200 евро, 4 балла, 1 месяц запрет на вождение
. с причинением материального ущерба - 240 евро, 4 балла, 1 месяц запрет на вождение
- проезд на красный сигнал светофора (более одной секунды.) - 200 евро, 4 балла, 1 месяц запрет на вождение
. с созданием опасной ситуации - 320 евро, 4 балла, 1 месяц запрет на вождение
. с причинением материального ущерба - 360 евро, 4 балла, 1 месяц запрет на вождение
- переход пешеходом на красный сигнал светофора - 5 евро
. с ДТП - 10 евро

Превышение скоростного режима также строго наказывается. Немецким полицейским не чужды "засады" в кустах или наблюдение за нарушителями из частных машин (последнее фото):

Почему в Европе на дорогах гибнет в 10 раз меньше людей чем в России

Интересно отдельно сравнить тяжесть наказания за превышение скорости в Германии и в России. В нашей стране это наиболее распространенное нарушение. В таблице приведены суммы штрафов, штрафные баллы и срок лишения водительского удостоверения:

у немцев последняя ступень превышения скорости - это 70 километров в час, а у нас 80.

Это еще не все. За превышение скорости на 50 км/ч и более в населенном пункте водителя скорее всего обяжут пройти медико-психологическое обследование (в народе "идиотен тест"), справедливо полагая, что только ненормальный может летать по городу с такой скоростью. Задача эксперта-психолога удостовериться, что испытуемый действительно разобрался в причинах своих действий и их возможных последствиях и вероятность рецидива крайне мала. При отрицательном результате автомобилиста лишат права управления. В России за превышение скорости 50 км/ч грозит максимум 2500 рублей штрафа.

Достаточно один раз превысить скорость в населенном пункте на 20 км/ч и заработаешь штраф в 80 евро, да еще и 1 балл в придачу, чтобы всю оставшуюся жизнь быть очень внимательным за рулем.

Сможем ли мы когда-нибудь догнать Германию и остальную Европу по уровню аварийности?
Даже если нас подождут, это не поможет. Россия просто движется в другую сторону.
Вместо строительства новых дорог и установки светофоров, мы строим новые подземные и надземные переходы. Штрафы с автомобилистов вместо того чтобы предотвращать нарушения превратились лишь в очередной способ зарабатывания денег. Водительское удостоверение воспринимается многими, как "права" автомобилиста, в дополнение к обычным правам человека, поэтому пешеход становится второсортным участником дорожного движения. Водители сетуют на коррупцию в ГИБДД, но при этом сами спешат сунуть взятку инспектору. И никаких глобальных улучшений в этой картине не наблюдается.

Поэтому в России на дорогах и гибнет в десять раз больше людей, чем в Германии. И разрыв с годами только увеличивается.

Научный центр МВД опубликовал обзор, посвященный аварийности на российских дорогах в прошлом году. Несмотря на общую тенденцию к снижению количества ДТП, прогноз ведомства не самый оптимистичный.

Общее количество аварий за 12 месяцев прошлого года снизилось на 2,5%, до 169 432 ДТП, в них погибло 19 088 (-6%) и ранено 215 374 человека (-2,6%). Специалисты центра говорят о том, что каждое девятое ДТП в стране со смертельным исходом.

Аварийность снижалась почти весь год: обратно показатели поползли в последние три месяца года, которые едва не испортили ГИБДД всю статистику: в октябре, ноябре и декабре был зафиксирован рост количества аварий, а в последние два месяца еще и погибших в авариях.

Чаще всего аварии происходят по пятницам (26 124, 15,4% от общего количества ДТП), а самым опасным является период с 17:00 до 19:00. В это время произошло каждое седьмое (14,3%) ДТП. В темное время суток совершено каждое третье (35,5%, 60 216) ДТП. Причем в авариях, которые случились затемно, погибла практически половина всех жертв ДТП (9466 человек, 49,6%).

Еще недавно основной причиной аварий было неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети, но в прошлом году на первое место вышли нарушения водителями ПДД (89,7% всех аварий). Самые распространенные аварии: столкновение автомобилей (70 736 ДТП, 41,7%) и наезд на пешехода (51 859 ДТП, 30,6%).

Три четверти всех аварий зафиксировано в городах и населенных пунктах, именно в них погибла почти половина (47,1%) и ранено 72,6% всех пострадавших в ДТП. При этом безусловными лидерами (55,1%) по количеству аварий являются столицы российских регионов. А на дорогах вне населенных пунктов произошло 22,4% всех ДТП в стране.

Чаще всего аварии происходили на перекрестках, где водители не соблюдали очередность проезда, на втором месте нарушения на пешеходных переходах, не третьем — неправильный выбор дистанции, следом идут выезд на встречку, нарушение правил расположения на проезжей части и неправильный выбор скоростного режима.

В МВД обращают внимание на выросшее количество ДТП с особо тяжкими последствиями. Испортили статистику несколько крупных аварий с жертвами, которые произошли с участием автобусов. Количество аварий с участием мигрантов выросло на 4,2%, до 4262, в них погибло 524 человека, ранено 5937. Отмечен и опасный рост аварийности на железнодорожных переездах. Зато число аварий, совершенных пьяными водителями, снизилось на 4,4%, до 14 972 ДТП.

Выводы Научного центра МВД:

  1. В 47 регионах Российской Федерации произошел рост одного, двух или трех основных показателей аварийности, что оказало негативное влияние на процесс повышения безопасности дорожного движения в стране. При этом число таких субъектов возросло в сравнении с 2016 годом (37 субъектов).
  2. На протяжении всего года (в т.ч. за 3, 6, 9 месяцев) самыми аварийно-опасными днями недели в стране являлись пятница и суббота, а временем суток — период с 17:00 до 19:00 часов.
  3. Четвертый год подряд среди общего количества ДТП и числа пострадавших по вине водителей автотранспортных средств особенно негативную динамику имели показатели аварийности из-за нарушения ПДД водителями автобусов, в том числе находившимися в состоянии опьянения.
  4. В 2017 году отмечен значительный рост количества ДТП из-за нарушений водителями правил проезда ж/д переездов и выезда на полосу встречного движения в местах, где это запрещено.
  5. Отмечалось ухудшение ситуации, связанной с аварийностью из-за нарушения ПДД водителями — гражданами стран СНГ.
  6. В структуре показателей аварийности из-за нарушения ПДД водителями разных возрастов растет количество ДТП и число раненых, совершенных водителями возрастной группы старше 60 лет.
  7. Особую обеспокоенность вызывала аварийность с участием детей. Увеличилось количество ДТП, которые произошли на пешеходных переходах, число погибших и раненых детей-пассажиров, а также детей-пешеходов.

В отличие от чиновников, в Научном центре МВД довольно осторожно подходят к прогнозу на этот год. По мнению ведомства, в этом году возможен как рост числа ДТП, так и их пусть и незначительное, но все же снижение, так как положительная тенденция в этой области наблюдается с 2008 года.

В НЦ МВД не исключили роста аварий по вине пьяных водителей, был спрогнозирован рост ДТП водителями старше 60 лет. Кроме того, в МВД предполагают, что вырастет число аварий из-за нарушений ПДД водителями автобусов и граждан СНГ и иностранных государств.

Читайте также: