Сообщение технологии в сфере массовой информации

Обновлено: 06.07.2024

С трудом верится, но еще несколько лет назад, когда я сам был журналистом, руководство в принудительном порядке только начинало спускать нехотя выполняемые указания, обязывающие самых видных корреспондентов заводить себе аккаунты в Twitter. Сейчас же малое количество подписчиков может послужить причиной отказа в принятии на работу, ведь СМИ хотят видеть в своих рядах тех, кто может привести за собой аудиторию. Неудивительно, что журналисты составляют самую большую категорию пользователей этой соцсети и четверть всех проверенных аккаунтов принадлежит именно им. Twitter — лишь один из инструментов журналиста. Почти 70% представителей прессы используют не менее трех социальных сетей для продвижения своих материалов и чувствуют себя весьма комфортно. Подавляющее большинство американских журналистов (91%) назвали себя уверенными пользователями социальных сетей.

Социальные сети

Невозможно не затрагивать тему социальных сетей, когда говоришь о роли технологий в журналистике. Социальные сети — не только способ распространения информации, коммуникации, но еще и верификации. Президентские выборы в США подняли серьезные вопросы по поводу распространения недостоверной информации, особенно через Facebook. Несмотря на это, статистика обнадеживает: почти половина журналистов в США использует не менее трех социальных сетей для сбора и проверки информации.

Если раньше представители прессы сами выбирали, какая тема попадет на страницы издания, то теперь во многом это делает пользователь лайками и кликами. Каждый раз, когда человек открывает ссылку, он способствует распространению этой информации. Авторы материала видят, как часто переходят по тому или иному заголовку, и сравнивают данные. Алгоритмы Facebook это также учитывают и в дальнейшем стремятся показывать вам больше таких новостей. В этом состоит и сила, и слабость системы, которую среди прочих активно научились эксплуатировать террористические организации, обходя традиционный фильтр информации в виде журналиста.

Погоня за кликами вынуждает СМИ публиковать статьи со все более яркими и громкими, порой сильно натянутыми, заголовками, так называемыми кликбейтами. Это, в свою очередь, приводит к искажению картины мира у пользователей.

Такое положение дел побуждает многих наблюдателей требовать, чтобы сам Facebook приравняли к СМИ и в компании ввели должности редакторов новостей. Марк Цукерберг от такого определения своей компании яро отбивается. Но все же недавно для улучшения взаимодействия и выстраивания партнерства с новостными организациями он нанял Кэмпбелл Браун, работавшую ранее корреспондентом NBC News и CNN. В компании особо подчеркнули, что редакторских функций ее должность не несет.

Работе Кэмпбелл Браун не позавидуешь. С одной стороны, Facebook - это главный поставщик посетителей для СМИ. По данным компании Parse.ly, почти половина всех переходов на сайты СМИ происходит именно из Facebook. С другой стороны, аналитики оценивают, что в одном только 2016 году Facebook мог отобрать себе свыше $1 млрд из рекламного бюджета печатных изданий. При этом Facebook тоже зависит от СМИ для продвижения своих продуктов и удержания интереса пользователей платформы. Компания заключила контрактов на $50 млн с новостными компаниями и знаменитостями, чтобы последние регулярно выкладывали прямые трансляции в Facebook Live. В рамках этих контрактов BuzzFeed и New York Times получат по $3 млн каждая за 12 месяцев работы.

Мобильные телефоны

Относительная дешевизна мобильных телефонов, улучшение качества камер на них, расширение покрытия интернета и, как следствие, их повсеместное использование сделали любого желающего внештатным репортером. С одной стороны, это серьезная конкуренция для традиционной журналистики, так как они переманивают читателей на свои личные сайты и страницы в социальных сетях. C другой же стороны, это неиссякаемый источник свежих новостей. В этом случае на журналистов ложится ответственность за верификацию информации. Зачастую с этим возникают серьезные проблемы из-за того, что скорость распространения информации стала почти моментальной, и любое промедление грозит тем, что все просмотры, лайки и клики соберет конкурент, успевший выдать новость быстрее.

Давайте абстрагироваться от моментально распространяемых шокирующих кадров с места различных трагедий, снятых на телефон. Они по природе своей предрасположены к этому. Мобильные телефоны также помогают фиксировать и доказательства. Возьмем достаточно банальный, к сожалению, пример. Машина с номером АМР ехала по пешеходной зоне улицы Арбат. Случайная прохожая попыталась пресечь эту выходку. Началась перепалка с, как потом выяснилось, бывшим чиновником, в ходе которой против нее же была применена физическая сила и разбит телефон.

Инцидент, запечатлённый сразу на несколько телефонов, получил широкую огласку. Это произошло потому, что люди, распространяющие видео, опасались, что такое поведение сойдет с рук представителю власти. Само видео порой было главной частью материалов в СМИ, сопровождаясь лишь несколькими строчками пояснительного текста. Не будь кадров с телефона, история бы стихла сама собой и противоправные действия остались бы ненаказанными. Закончилось все тем, что против экс-чиновника были возбуждены два дела, а сам он принес публичные извинения за свой проступок.

Цифровые данные

Благодаря тому, что огромные массивы данных теперь создаются в цифровом виде (а созданные раннее оцифровываются), затраты на их сбор и обработку значительно сократились. Каждую секунду в интернете передается 41 000 гигабайт траффика, отправляется по два с половиной миллиона писем (67%, которые, кстати, являются спамом), просматривается 67 000 роликов на YouTube и публикуется свыше семи тысяч твитов. Google объявила, что собирается сделать цифровую копию каждой книги, оценив их общее количество в 130 миллионов, и за несколько лет уже оцифровала свыше 30 млн наименований!

Как никогда раньше, журналисты имеют возможность подготавливать достоверные материалы, которые подтверждаются фактами. Самостоятельный анализ таких данных позволяет вскрывать вещи, которые никогда бы не всплыли на свет при других обстоятельствах. Традиционно неотъемлемой составляющей таких публикаций является визуализация этих самых данных как в виде инфографики, так и при помощи обычных диаграмм. По данным Piktochart, онлайн-сервиса для создания инфографики, имеющего свыше одного миллиона пользователей, объем рынка визуализации данных составляет $10 миллиардов.

История с американским изданием Quartz хорошо иллюстрирует не только важность подобной работы с данными, но и готовность СМИ самим становиться технологическими компаниями. В 2015 году Quartz разработал Атлас, платформу по созданию графиков. Эти графики интерактивны, имеют адаптивный дизайн, и их можно легко вставлять в текст, просто добавив ссылку. Почти год, за который было показано около 80 млн графиков, проект был только для внутреннего пользования, а в мае 2016 года стал открытым для всех. И тогда только за первый месяц им поступило свыше 10 000 запросов на доступ к платформе.

Журналисты-разработчики

Развитие технологий и сокращение затрат на запуск новых продуктов означает, что СМИ с традиционно ограниченными бюджетами, сами могут становиться создателями инноваций. Рождение этих инноваций вызвано острой необходимостью. Во-первых, доходы от рекламы сокращаются и нужно диверсифицировать выручку. Во-вторых, создание новых способов взаимодействия с аудиторией — конкурентное преимущество. Вышеописанный Quartz хороший тому пример.

Экспериментирует и корпорация NBC, вложившись в платформу Breaking News. Это сайт, приложение и аккаунты в социальных сетях для рассылки срочных новостей. Несмотря на почти 10 миллионов подписчиков в одном лишь Twitter, Breaking News так и не смог зарабатывать достаточно, чтобы содержать себя самому, и был закрыт спустя пять лет.

Технологии, облегчающие работу

Есть и платформа Check, созданная в 2011 году, призванная помочь журналистам верифицировать данные. В ней журналисты работают сообща, чтобы перепроверять информацию перед тем, как ее публиковать. В день голосования в США среднее время для подтверждение данных составляло один час. Тогда же было прислано 1200 заявок, лишь 40% данных которых нашли подтверждение. Компания, которая владеет Check, все еще пытается понять как лучше монетизировать проект, и имеет гибридную модель полу-НКО полукоммерческой компании.

Другой сервис под названием CrowdTangle, пользующийся популярностью у СМИ, был приобретен в декабре 2016 года вездесущим Facebook за неназванную сумму. Сервис используется для отслеживания и оптимизации контента для социальных медиа. CrowdTangle особенно любят СМИ, а среди клиентов значатся такие компании, как BuzzFeed, Vox и BBC.

В 2014 году в интернет просочился внутренний отчет об инновационной стратегии The New York Times. Из него видно, насколько тяжело и болезненно протекает переходный период даже для такого популярного, передового и авторитетного издания. Перемены породили неразбериху и недопонимание в компании, вызывая порой комичные ситуации. Так новостная команда считала, что команда по социальным сетям должна была продвигать их статьи, хотя изначально последних создали исключительно для сбора информации из открытых источников. При этом, за Facebook вообще отвечало бизнес подразделение, которое к работе журналистов не имело никакого отношения. Из их последнего финансового отчета видно, что за последние два года проблемы все еще не преодолены. В третьем квартале 2016 выручка от рекламы в печатной версии, составляющая две трети от общей выручки, рухнула на 19%. Как результат, объем общей выручки сократился на 8%. Все попытки компании вытянуть финансовые показатели за счет онлайн рекламы и других продуктов пока тщетны. Прогноз от The New York Times на ближайшее будущее также пессимистичен. Они ожидают увидеть такое же падение и в следующем квартале. Что касается среднесрочной перспективы, то к 2020 они надеются сотворить небольшое чудо, показав десятикратный рост числа платных онлайн подписчиков, доведя их число до 10 миллионов. Если это получится, то они получат свыше $30 миллионов, которые им очень нужны. Осталось только успеть уложиться в этот короткий срок.

§ 35. Технологии в сфере СМИ (средств массовой информации)

К социальным технологиям относятся средств а массовой информации (СМИ).

Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Они настолько прочно обосновались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Выполняют агитационные, пропагандистские, информационные и организаторские функции с целью отражения и формирования общественного сознания, достижения непосредственных изменений в социальной действительности, основанные на правдивости и тесной связи с жизнью.

Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь.

http://tpp74.ru/upload/iblock/cb9/cb93271de3a4048741d1346c7fd85901.jpg

К СМИ относятся:

  • Печатные издания (пресса): газеты, журналы.
  • Электронные СМИ : телевидение, радио, Интернет.
  • Информационные агентства - поставщики информации.

К СМИ не относятся библиотеки, интернет-блоги, малотиражки, конференции, форумы, стенгазеты и т. п. Хотя в наше время появляется всё больше работ о том, что, возможно, книга также является средством массовой информации.

Данная проблема важна, так как поток информации в настоящее время очень разнообразен и противоречив, поэтому молодежи самостоятельно разобраться в нем зачастую бывает очень проблематично.

Средства массовой информации переживают ломку устоявшихся технологических процессов. Это вызвано революционными изменениями в технике СМИ и связанных с ними методов и форм управления. Компьютеризация сбора, обработки, хранения и распространения информации, внедрение новых материалов, изменение схем управления редакционными коллективами и многое другое ведет к новому качеству СМИ и усилению их роли в обществе.

Изменился медиапродукт, сами средства массовой информации становятся интерактивными и мультимедийными . Трансграничная передача данных и связанные с нею международные и правовые проблемы, виртуальная реальность и процессы воспитания - эти и другие проблемы волнуют сейчас умы многих исследователей.

В последнее время значительное внимание уделяется вопросам социального функционирования средств массовой информации. Этот интерес вызван необходимостью с одной стороны критического переосмысления социального статуса журналистики, а с другой – изучения взаимодействия СМИ с различными социальными структурами.

Идет быстрое развитие средств массовой информации, нарастает интенсивность коммуникационных процессов. Массмедиа приобретают все большее значение в жизни человека и общества, начинают активно влиять как на социальные процессы, так и на самого человека.

Молодежь – это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире.


Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формирования общества совершенно нового типа –информационного общества. СМИ занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь.

Известно пагубное влияние агрессивной музыки на сознание человека, которая может пробудить в нём ненависть, злобу, а если учесть, что слуховое восприятие гораздо сильней зрительного, то прослушивание такой музыки становится одним из важнейших факторов, влияющих на сознание человека. В творчестве музыкантов, песни которых молодежь, в большинстве своем, сейчас слушает, присутствуют призывы к убийствам, к употреблению наркотиков, алкоголя, сигарет и т. д. Молодёжь пытается копировать те модели поведения, которые восхваляются в песнях, музыка для них словно проводник в жизнь, заменяет учителя-наставника.


Таким образом, происходящее в настоящий момент соединение средств массовой информации и новейших компьютерных технологий позволяют активизировать воспитательное воздействие на подростков. Средства массовой информации, показывая агрессивные фильмы и передачи, отрицательно воздействуют как на отдельного человека, так и на общество в целом: повышается уровень преступности, у подростков появляются девиантные или делинквентные формы поведения. (Девиантностьэто необычное, но при этом устойчивое отклонение от статистических норм. Делинквентное поведение – преступное поведение.) Современная молодежь теряет духовность и толерантность. Данная проблема переросла рамки одной страны, проблема стала приобретать глобальный характер.

Особую роль в этом процессе формирования общественного мнения играют средства массовой информации и Интернет, которые в настоящее время являются не только каналами выражения общественного мнения, но и основными инструментами его формирования. Их главенствующая роль в информационном пространстве обусловливается широким охватом аудитории, скоростью передачи информации, интерактивностью процесса передачи информации. Но главным фактором является их доступность.

Развитие средств массовой коммуникации и информации в современном мире достигло такого уровня, который позволяет управлять поведением и действиями большого числа людей, формировать их мнения о мире и конкретных фактах, событиях, явлениях (процессах) социальной действительности. Для этого используются определенные технологии манипуляции массовым сознанием.

Для того чтобы способствовать росту самосознания современной молодежи, необходимо тщательно отбирать информацию, увеличить штрафы руководителям ТВ-каналов и ТВ-передач, которые ради рейтинга насаждают культ агрессии и жестокости. Целесообразно увеличить количество детских культурно-воспитательных передач, учебно-просветительских и спортивных каналов, которые органично войдут в повседневную жизнь молодежи.


Основные понятия и термины:

Средства массовой информации, СМИ, массмедиа,

? Вопросы и задания

  1. Что относится к СМИ? Что не относится к СМИ?
  2. Как влияют СМИ на сознание человека и поведение людей ?
  3. Кто по максимуму использует СМИ?

Задание:

Осуществите мониторинг (исследование) СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новой технологии, обслуживающей ту или иную группу потребностей (по выбору обучающегося или по указанию учителя).

Это — свободный викиучебник по технике и технологиям средств массовой информации. Пожалуйста, не стесняйтесь исправлять и улучшать существующие страницы и добавлять новые. Часть требуемых информационных источников сможете найти в Интернете, воспользовавшись викиучебником Поиск информации в Интернете.

Содержание

На протяжении последних веков каждое крупное техническое изобретение в области обработки информации приводило к изменениям в технологиях производства массовой информации. Появлялись новые средства массовой информации (масс-медиа), обновлялась техническая база традиционных СМИ. Конкуренция между журналистами, работавшими на рынке массовой информации, способствовала ускоренному внедрению технических инноваций.

С конца XX века технология дизайна носителей массовой информации (газет, журналов, радиопрограмм, телепередач, веб-сайтов) претерпела существенные изменения, что позволило повысить качество технического исполнения продукции СМИ, увеличить скорость производства, снизить стоимость единицы продукции. Переход масс-медиа на цифровые технологии открыл перед журналистикой новые возможности.

Современную журналистику разделяют на газетно-журнальную (печатную) и электронную (телевизионная и радиожурналистика, интернет-журналистика, MS-журналистика). К электронным СМИ также относятся интернет-версии печатных СМИ. Работа в газетно-журнальном или электронном СМИ требует разных знаний и навыков.

Лет 100 назад главным орудием журналиста было перо, карандаш и печатная машинка. Журналистика была только газетно-журнальной. С течением времени она включила в перечень своих средств радио и телевидение. К концу XX века появились и интернет-издания, которые сейчас либо дополняют уже существующие печатные издания, радио и телевизионные каналы, либо составляют им конкуренцию.

В течение 100 лет к перечню техники журналистской деятельности добавились и звукозаписывающая аппаратура, и видеокамеры, и компьютеры, и мобильные телефоны, которые позволяют работать не только с печатным текстом, но и со звуком, изображением. Технический прогресс способствовал появлению новых технологий производства массовой информации. В зависимости от используемых технологий журналистику подразделяют на следующие виды:

Возможны смешения этих видов. Например, традиционные радио и телеканалы начинают дополнительно вещать через Интернет, а статьи, написанные для веб-сайтов, перепечатываются в бумажных газетах и журналах.

Структура викиучебника определена самой структурой журналистики. Викиучебник состоит из введения, шести разделов и заключения. Каждый из разделов посвящён отдельной разновидности журналистики.

Цель данного раздела — ознакомить с основами полиграфии; дать представление об оборудовании, используемом в типографиях.

Попытки размножить текст не рукописным, а механическим способом предпринимались еще в глубокой древности, например, в Древней Месопотамии небольшие тексты с рисунками размножали с помощью штампов.

В Китае с древних времен применяли печать с каменных плит, а в VIII в. н. э. была изобретена ксилография (печать осуществлялась при помощи деревянных клише).

В 1050 году китайский ремесленник Би Шен изобрел набор, состоящий из отдельных иероглифов. В XIII веке в Китае отливались металлические шрифты из олова, оттуда изобретение проникло в Корею.

Начало технического прогресса в печатном деле в Европе связывается с изобретением немца И. Гутенберга. В середине XV в. он создал печатную форму из подвижных литер, которые после печати можно было разбирать и использовать при новом наборе.

Книгопечатание распространилось по Европе достаточно быстро: в 1468 г. печатный станок появился в Чехии, в 1469 г. — в Нидерландах, в 1470 г. — во Франции, в 1476 г. — в Англии и Польше.

В конце XV в. краковский первопечатник Швайпольт Фиоль положил начало печатанию славянских книг кириллическим алфавитом. В 1491 г. из типографии Фиоля вышло четыре книги, напечатанные кириллицей: Осьмогласник, Часословец, Триодь постная и Триодь цветная.

Когда Фиоль был обвинен в гуситской ереси и привлечен к суду краковской инквизиции, часть выпущенных им книг была уничтожена. Подвергшись преследованиям, Фиоль переселился в Венгрию, где жил до смерти в 1525 г.

Появление Интернета и настольных издательских систем, в корне изменили основы издательского дела: наборные процессы и изобразительный материал интегрировались в электронные страницы с дальнейшей возможностью вывода на цифровых устройствах, благодаря чему редакционная подготовка периодической печати стала более оперативной и дешёвой, несмотря на то, что длинный ряд традиционных типографских процессов от набора до получения фотоформ, полностью переместились в отделы допечатной подготовки редакций газет и журналов.

Современное состояние полиграфической техники влияет на организацию редакционно-издательской работы, предъявляет более высокие требования к качеству и срокам подготовки журналистских материалов.

Компьютерная технология позволила несколько сократить огромный разрыв между районной газетой и газетой крупного города. Интернет позволяет расширить провинциальным журналистам их кругозор, который до этого питался только давно не обновляемым фондом местной библиотеки да чередой постановлений местной администрации.

Компьютер предоставил совершенно новые возможности для поиска и передачи информации, мультимедийные средства дали новизну ощущений, но необходимость отфильтровывать и анализировать поток данных осталась неизменной.

Процесс производства печатных СМИ включает допечатный процесс, макетирование и вёрстку, печатный и послепечатный процессы:

Цель переводческой деятельности заключается в интерпретации смысла текста на одном языке (исходном языке [ИЯ]) и созданию нового, эквивалентного текста на другом языке (переводящем языке [ПЯ]), установление отношений эквивалентности между исходным и переводным текстом (для того, чтобы оба текста несли в себе одинаковый смысл).

Изначально перевод выполнялся исключительно человеком, но были попытки автоматизировать и компьютеризировать перевод текстов на естественных языках (машинный перевод (англ. MT — Machine Translation )) или использовать компьютеры в качестве вспомогательных средств при переводе (автоматизированный перевод (англ. CAT — computer aided translation )).

При переводе следует учитывать контекст, правила грамматики исходного языка, традиции письма, его идиомы и т. п.

Специфика журналистской деятельности оказывает влияние на технологию создания фотографий, рассматриваемых в журналистике в качестве одной из форм носителей массовой информации.

Фотография в журналистике имеет значение в хронологическом контексте развития событий, должна достаточно точно воспроизводить запечатленные события и передавать читателю или зрителю представление о сути событий. Создание изображений в журналистике носит определенный грубоватый стиль и требует беспристрастности. Фотографирование обычно ведётся по ходу событий, не дожидаясь позирования.

Требование объективности к журналистским фотографиям запрещает проведение постановочных фотосессий и применение средств обработки изображений. Тем не менее, случаются случаи фальсификации фотографий. Например, 31 июля 2006 года возник скандал, связанный с фальсификацией фотографий из ливанского города Кана.[1]

Из электронных средств массовой информации первым заявило о себе радио.

  • Олефиренко П.П. Техника и технология радиовещания. — М.: Эра, 2000.
  • Кийт М. Радиостанция. — М.: Мир, 2001.
  • Радиожурналистика: Учеб. / Под ред. А.А. Шерля. — М.: Изд-во МГУ, 2000.
  • Сергеев М.А. Теория и практика стереофонического радиовещания. — М.: 625, 2002.

Формообразующие средства радиожурналистики

Слово (человеческая речь). В работе со словом перед журналистом возникают сразу три задачи.

Первая – слова должны точно описывать событие, которое является объектом журналистского внимания, достоверно передавать его атмосферу. Сравним, например, фрагменты из репортажей нескольких журналистов с места одного и того же события.

Репортажи явно делаются впрок: для эфирных программ они не предназначаются, ибо правительство и военные вовсе не собираются сообщать широкой общественности правду об афганской войне, она еще в самом начале.

У микрофона журналист из радиостудии Министерства обороны:

У микрофона корреспондент Всесоюзного радио из числа специализирующихся на пропаганде армейских успехов:

Есть кинохроника этого трагического эпизода, и есть третий комментарий события – кинодокументалиста:

«Окаменевшие от ужаса и горя лица. Молодая женщина лет двадцати (ей везут останки ее мужа), у нее, как у старухи, трясутся обе руки, и она не может удержать в руках сумочку.

Сравнение трех данных выше текстов показывает, как важно не просто правильно найти слово, но найти его честно, а значит, точно по отношению к сути происходящего.

Говоря о звуковом языке и огромной роли интонации, выдающийся русский философ А.Ф. Лосев указывал, что интонация и экспрессия как приемы лексического общения возникают одновременно со словом и что вне интонации любое слово просто не имеет смысла.

Третья задача, которая стоит перед журналистом в работе над словом, – поиск логических и экспрессивных акцентов (ударений).

Учение Станиславского о действии словом ставит на первое место в процессе достижения выразительности и убедительности речи не силу голоса, а умение говорящего пользоваться чередованием интонаций (повышением и понижением), чередованием ударений (фонетическим акцентом) и пауз (полной остановкой). Что же касается громкости, то, как свидетельствуют эксперименты, проведенные великим реформатором театра в зрительном зале, силой звука можно оглушить, но вызвать нужные эмоции трудно. Практика радио подтвердила точность этого вывода не только для общения актера с публикой в зрительном зале, но и для работы у микрофона.

Работая со словом (особенно в том случае, когда журналист не импровизирует непосредственно в эфир, а готовит текст заранее для записи) необходимо помнить, что, оставаясь, как правило, наиболее распространенным звуковым элементом передачи, оно не является единственным носителем идейного и художественного смысла. Более того, часто для эффективного воздействия на аудиторию важным оказывается не только прямое значение слова, но и его способность к контакту с музыкой и шумами.

Музыка и шумы. Много лет потратила отечественная радиожурналистика на то, чтобы освоить широкую палитру возможностей музыки в радиопередаче. Недооценка роли музыки и шумов, их способности самостоятельно выражать смысл, атмосферу и сюжетные линии аудиоповествования – явление не новое. Время от времени и в практике вещания, и в теоретических работах утверждался взгляд на музыку и шумы лишь как на дополнение к слову.

И эта позиция вполне понятна: во-первых, так безопаснее с точки зрения цензуры (мало ли какая ассоциация возникнет у слушателя); а во-вторых, проще (не надо мучиться, пытаясь органично соединить слова и музыку, найти звуковой образ, работать над композицией передачи и т.д.). Все это было вызвано социально-психологическими обстоятельствами жизни страны, примитивностью пропагандистских задач и условиями, самой атмосферой работы на радио.

Каковы же причины, породившие такой подход, почему он получил широкое хождение у профессионалов-практиков и у теоретиков радиовещания? В основе его лежат две тенденции, на протяжении многих лет достаточно активно проявлявшие себя в вещании.

Первая – стремление иллюстрировать действие музыкальными фрагментами и шумовыми эффектами, вводить их в структуру передачи в качестве некоего звукового аккомпанемента. Например. В радиоочерке идет речь о молодом офицере, отправляющемся к месту службы:

Журналист. Петя, вернее, теперь уже Петр Сергеевич Волин смотрел в окно вагона. Поезд подходил к мосту через Волгу.

Журналист. Петр никогда прежде Волгу не видел, да и теперь она проскочила со скоростью курьерского.

Никакой внутренней логической связи между текстом и музыкой здесь нет – ее появление сугубо формальное.

Миша. Неожиданно я услышал удары в рельс.

(Слышны три удара в рельс.)

Миша. Потом я услышал женский крик.

(Слышен женский крик.)

Миша. Это звали меня.

Женский голос. Миша!

При разборе данной передачи выяснилось, что если изъять из нее шумы, по содержанию своему дублирующие слова, то она сократится ровно на одну треть, при этом ее эмоциональный настрой не пострадает. И в первом и во втором случаях мы имеем дело с иллюстративностью, т.е. не с продолжением мысли, формулированной словом, а с попыткой ее дополнительного пояснения, по сути дела, – с повтором.

Практика мировой журналистики знает аналогичные примеры работы радио и в менее экстремальных ситуациях.

Фотоснимки приборов и инструментов, использовавшихся для создания в воображении слушателей нужных эффектов, внимательно изучались в Москве, в студии на Телеграфе, здесь поощряли и своих собственных Эдисонов.

. Вечер, свободный от передач.

В списке – свыше тридцати опытов. Первые три – зажигание спички, закуривание папиросы и разрывание бумаги – не вышли. Однако никто не обескуражен.

– Продолжайте! – кричат. – Что у вас там дальше? Звук поезда?

У самого микрофона ломают и мнут между пальцами хрупкую корзиночку из-под пирожных, и эта корзинка неожиданно передает звук горящего костра. Слышно даже, как трещат сухие ветви под напором огня. Так простым и удивительным способом передаются самые сложные звуки.

– Сейчас я изображу далекий голос, – возвещает экспериментатор. – Помо-ги-те, на по-о-мощь, сюда!

Получается, действительно, крик о помощи, доносящийся откуда-то издалека.

Из тридцати попыток удачными оказываются четыре-пять – неплохое пополнение звукового арсенала радиотеатра. В следующий раз назначаются эксперименты с участием актеров.

Поиски звукошумовых реалий у микрофона, конечно, принесли большую пользу. Создавались основы той звукорежиссуры, которая обусловила художественную и жизненную убедительность многих разнообразных циклов и программ 40–70-х годов. Эффект здесь достигался порой сенсационный.

В структуре передачи музыка и шумы, если они заменяют человеческую речь, наиболее распространены при выполнении следующих функций.

3. Выражение эмоционального характера описываемого события. Точное сочетание звуковых элементов позволяет воссоздать атмосферу действия с большой полнотой. В качестве примера сошлемся на широко известный репортаж, в котором журналист без единого комментирующего слова, только посредством документально зафиксированных шумов и отдельных уличных реплик нарисовал трагическую картину жизни югославского города Скопле в первые часы после землетрясения.

Еще один репортаж (автор К. Ретинский) – о захоронении воинов, павших в боях с китайскими провокаторами на острове Даманском, – воссоздает атмосферу происходящего с помощью шумов следующим образом: после короткой траурной речи в тишине раздается стук молотков по гробовым крышкам, ни единого слова, никакой музыки в этот момент журналист в ткань репортажа не включает – найдена лишь одна звуковая деталь, точно передающая горе людей, потерявших своих близких. Далее стук молотков сменяется залпом ружейного салюта, и только после этого звучит несколько музыкальных фраз из Гимна Советского Союза, завершивших репортаж.

Здесь правомерно говорить о взаимном влиянии радиожурналистики и радиоискусства. Поиск звуковой выразительности, который вели радиожурналисты, оказывал большое влияние на мастеров, приходивших к режиссерскому пульту в радиостудию из театра и из кинематографа. В свою очередь их художественные эксперименты и находки входили в число приемов наиболее опытных и творчески активных репортеров и радиопублицистов.

Опыт показывает, что мера смыслового и эстетического воздействия любой радиопередачи в значительной степени зависит от цельности ее интонационной структуры, от точности в соотношении всех его звуковых элементов – слова, музыки и шумов.

Первую группу выразительных средств мы называем формооб-разующей потому, что сочетание указанных элементов образует форму и жанр радиопередачи, диктует наиболее выгодные композиционные акценты.

Телевидение, как и любое средство массовой информации (как печать — площадью газетного номера), ограничено временными рамками, структурой программ.

Предварительный контур общей структуры телевидения вырабатывается в ходе программной телевизионной верстки и получил название сетка вещания.

Сетка вещания — это метод организации вещания в ходе которого определяется график выхода в эфир телепередач, содержащий время и название передач. Сеткой вещания также называется и итоговый документ, составляемый вещателем, содержащий перечень, последовательность, наименование, время выхода в эфир телепрограмм, телепередач, в котором отражаются основные направления эфирной политики вещателя на конкретный период телевизионного вещания без подробной детализации.

Сетка вещания соотносится с тематическими планами телевидения. Она отражает уровень организационной деятельности телестудии и учитывает жанры, тематику и время выступлений, временную ритмичность, адресность, состав аудитории, координацию с другими телестудиями. Отталкиваясь от принятой сетки вещания, телестудия верстает отдельные передачи.

Планы телестудии реализуются в павильонных или натурных съемках.

Технология телевидения связана с передачей на расстояние изображений объектов и звукового сопровождения (речи, музыки) при помощи радиосигналов (эфирное телевидение) или электрических сигналов, передаваемых по проводам (кабельное телевидение). Принцип телевидения состоит в последовательном преобразовании во времени элементов изображения в электрические сигналы (анализ изображения), передаче этих сигналов по каналам связи в пункт приема и обратном их преобразовании в видимое изображение (синтез изображения). Зарождение телевидения относится к началу 20 в. Однако практическое освоение телевидения началось в начале 1930-х гг. после изобретения передающей телевизионной трубки и кинескопа. Исторически телевидение развивалось начиная с передачи только яркостной характеристики каждого элемента изображения (черно-белое телевидение). К началу 50-х гг. в США и затем в других странах были разработаны системы цветного телевидения электронного типа. В современных стандартных системах цветного телевидения (например, СЕКАМ, ПАЛ), совместимых с черно-белыми, передаются одновременно 2 вида сигналов: сигнал яркости, несущий информацию о яркости передаваемой сцены; сигнал цветности (образован двумя так называемыми цветоразностными сигналами), несущий информацию о ее цвете.

В России телевизионное вещание осуществляется в диапазоне метровых (12 телевизионных каналов) и дециметровых (свыше 40 телевизионных каналов) волн; телевизионные программы практически полностью передаются в цветном изображении.

В конце 80-х гг. разработаны системы телевидения высокой четкости (свыше 1000 строк вместо обычных 625). В настоящее время осуществляется переход на цифровое телевидение, в котором передаваемый телевизионный сигнал представляет собой последовательность кодовых (цифровых) комбинаций электрических импульсов.

    ; ; ;
  • Глобальное телевидение;
  • Сближение телевидения и Интернета.

Роль средств массовой информации (СМИ) в жизни современного общества трудно переоценить. Достаточно вспомнить выборы 1999 и 2000 годов в России, когда с помощью с СМИ (в первую очередь - телевидения) удалось навязать стране только что образованную партию в качестве правящей и никому до того не известного человека в президенты.

Сегодня стало очевидно, что СМИ остаются мощнейшим средством воздействия на население. СМИ дают возможность донести до всех различные сведения при минимальной стоимости. А

вопрос качества и объективности информации зависит от множества субъективных обстоятельств. Сегодня технические возможности СМИ позволяют реализовывать различные формы и методы представления информации. Но стало также очевидно, что уже в ближайшее время можно ожидать дальнейшего развития технических и программных средств, способных существенно изменить форму представления и средства доставки СМИ.

Газеты и журналы хотят остаться

Однако информационные технологии сократили транзакционные затраты на выпуск газет и журналов: верстка и подготовка номера стали проводиться на компьютерах непосредственно авторами и редакторами. Штат редакции сократился многократно. Стали гораздо проще отношения с типографией - компьютерная подготовка издания в несколько раз сократила как время печати [117] , так и затраты на ее проведение.

В результате стоимость издания печатной продукции значительно снизилась и стало экономически выгодно выпускать даже малотиражные специализированные издания. Начался выпуск множества журналов, рассчитанных на людей с общими интересами (например, на охотников, охотящихся с помощью арбалета) или живущих в одном районе. И при относительно невысокой цене. Такие журналы завоевывали все большее признание, вытесняя с рынка многопрофильные издания, большинство из которых закрылось, не выдержав конкуренции со специализированными журналами. Закрылись Look и Life, что ознаменовало окончание эпохи наращивания изданием тиража.

Решить эти задачи можно только с использованием цифровых средств обработки и передачи данных: цифровой фотографии и мобильных средства передачи данных,

программных продуктов, позволяющих обрабатывать большие объемы данных, а также средствами коллективной работы с документами, издательскими программами и техническими средствами автоматизированного выпуска тиража. Только при этом можно издавать печатные издания, которые были бы приняты рынком.

Одновременно печатные издания ищут новые технические средства, обеспечивающие сохранение конкурентоспособности газет и журналов в современном и будущем мире. Уже сегодня многие газеты в США имеют свои on-line издания, но Газетная Ассоциация Америки (Newspaper Association of America) хочет сделать еще один шаг вперед - начать публикацию изданий для беспроводных устройств: они позволят получать газеты в любом месте и предельно оперативно.

Можно ожидать появления симбиоза печатных и Internet СМИ: подготовленный и размещенный в Сети материал может быть распечатан непосредственно в офисе или дома. Издание будет готовиться индивидуально с учетом требований и возможностей подписчика. Здесь могут учитываться не только интересы (по получаемым данным) подписчика, но и форма, в которой он предпочитает получать информацию (количество иллюстраций, графиков, таблиц и т. д.). Кроме того, можно учесть и технические средства подготовки и выпуска твердой копии издания (объем памяти для хранения подготовленного материала, вид принтера - цветной или одноцветный, размер листа и т. д.). Получаемое издание будет сугубо индивидуально, что возможно только с использованием современных программных и технических средств обработки и передачи данных [118] . Формирование персональной газеты (журнала) может быть реализовано и без определенного издателя - поисковая система (или несколько систем) подберут необходимый материал, а настроенный подписчиком редактор подготовит этот материал для печати.

Таким образом, каждый начинает сам формировать свое издание. В настоящее время стоимость доставки может превосходить стоимость издания газеты или журнала. Потому такая форма подготовки и доставки издания может оказаться экономически более эффективной, нежели традиционная.

Однако все эти СМИ не имеют оперативной обратной связи от зрителя, читателя и слушателя. А современный человек хочет не только наблюдать за развитием действия, но и принимать в нем активное участие. Он хочет получать звук и зрелище в удобное время и с максимально высоким качеством. Эти возможности могут быть реализованы только с использованием цифровой техники и быстродействующих сетей передачи цифровых сигналов. Эти средства активно внедряются. В настоящее время в мире насчитывается около млн. пользователей цифрового TV. Как считают специалисты компании Jupiter Communications Inc., к 2003 году треть европейских домашних телевизоров будут принимать цифровое TV, включая его интерактивные формы. В Японии и США количество цифровых телевизоров будет еще больше. Рост популярности цифрового TV объясняется более высоким качеством и дополнительными интерактивными возможностями, такими как on-line покупки, информационный сервис и видеоигры.

Кроме передачи цифровых видеосигналов, необходимо также иметь возможность хранить этот видеопоток в цифровой форме. При этом запись на магнитную ленту уже не отвечает современным требованиям - слишком долгий поиск и низкая надежность хранения информации. Потому компания Seagate объявляет о своей новой технологии SeaStream, предназначенной специально для этой роли - потоковая запись информации с источника аудио- или видеосигнала. Не теряя при этом первоначальной способности работать и с более традиционными данными. Владелец видеомагнитофона будущего, по мнению компании, будет способен одновременно: писать несколько каналов, смотреть еще один, слушать музыку, играть в компьютерную игру (на экране телевизора), путешествовать по Internet.

Такой магнитофон позволит мгновенно перемещаться в любой момент фильма, не гоняя пленку туда-сюда, хранить на одной кассете как, допустим, видеоинформацию, так и страницы из Internet. Технология открыта для всех и ждет только внедрения.

Sony уже выпустила новую модель видеомагнитофона Clip-On (SVR-715), где видео

пишется на 30-гигабайтный винчестер. При этом можно выбрать уровень сжатия изображения - на винчестере сохраняется до 5 часов в режиме High-Quality (высокое качество), 10 часов - в режиме Standard Play (стандартное воспроизведение) и 20 часов - Long Play (длинное воспроизведение). Естественно, можно мгновенно перейти на нужную часть фильма, просмотреть начало программы, конец которой еще только пишется. Плюс Clip-On обеспечивает определенную интерактивность за счет использования информации, передающейся параллельно с основным сигналом, - electronic program guide (EPG), основанной на сигналах G-Guide.

Перечисленные и другие качественно новые возможности гарантируют широкое распространение цифрового телевидения.

Человек уже привык ежедневно читать газеты и еженедельно получать аналитические обзоры. Новые технологические возможности, предоставляемые цифровой техникой, позволяют сделать СМИ более доступными, оперативными и удобными для восприятия. Конечно, развитие их будет продолжаться в традиционных и новых формах.

Гост

ГОСТ

Информационные технологии — это методы, процессы поиска, сбора, хранения, предоставления, обработки, распространения информации и способы осуществления этих методов и процессов.

Информационные технологии в журналистике

Современные информационные технологии заметно изменили журналистику. Возникновение новых видов коммуникации, предоставляющих огромные возможности, вынуждает журналистику постоянно меняться. Появление новых информационных технологий неизбежно приводит к возникновению новых СМИ и к новым формам распространения информации. развитие компьютерных сетей, их усовершенствование привело к стремительному развитию сетевой журналистики. А поиск информации и ее распространение через Интернет, использование телеконференций и электронной почты – эти возможности предоставляют современные информационные технологии.

На сегодняшний день Интернет является наиболее обширным, независимым, оперативным сектором информационного пространства.

Каждое СМИ на сегодняшний день, будь то журнал, газета, радиостанция или телеканал, имеют собственное виртуальное представительство в Интернете. Создание виртуальной версии для печатного издания не означает создания конкурента для бумажной версии. Традиционная газета в будущем не уступит сетевым изданиями своего места. Еще одним положительным аспектом создания сетевых версий изданий является быстрая обратная связь с аудиторией. Увеличение площади бумажной журнала или газеты – это очень ответственный шаг редакции, в особенности с учетом дополнительных расходов, возникающих при этом. А сетевые версии имеют неограниченную площадь. Преимуществом сетевых версий перед печатными является возможность оперативной публикации материалов по мере поступления. Это приводит к тому, что сетевые издания часто оказываются оперативнее телевидения и газет. На сегодняшний день существует довольно четкая классификация СМИ, использующих в своей работе Интернет. Можно выделить три главных сформировавшихся уровня:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Чисто сетевые издания (журналы и газеты, существующие только в виртуальном пространстве и доступные только пользователям Интернет);
  • Электронные версии изданий. Это электронные версии СМИ – печатных изданий, телеканалов, радиостанций, которые были созданы для расширения аудитории;
  • информационные агентства. В большинстве случае это сетевые представительства информационных агентств, действующих в реальном мире.

Формы взаимодействия между традиционными СМИ и сетевыми многообразны:

  • Цитирование
  • Ссылки
  • Рефлексия
  • Параллельные медийные среды
  • Самоперевод.

Но в настоящее время взаимодействие между ними неравномерно. Сетевые средства массовой информации охотно используют вещательные средства и прессу в качестве объекта и источника анализа. Доступ к внешним электронным ресурсам и архивам издания позволяет проводить самостоятельные журналистские расследования.

Разные формы обратной связи дают читателю возможность принимать активное участие в производстве информационного продукта и стирают границы между автором и читателем. Довольно небольшая себестоимость сетевых проектов, отсутствие централизованного управления благоприятно сказывается на расцвете узкоспециальных, личных, маргинальных электронных колонок, журналов и газет. В будущем можно ожидать гораздо более тесного взаимопроникновения и взаимовлияния традиционных и сетевых СМИ. И те, и другие выполняют одну функцию, а их значимость в сознании общественности сближается.

На сегодняшний день сетевая журналистика – самый перспективный вид средств массовой информации.

Усовершенствование технологий мультимедиа, компьютерной техники, каналов связи приводят к тому, что сетевая информация становится привычной и общедоступной. Но в настоящий момент никто с точностью не может предсказать будущее сетевых СМИ, определить новые направления журналистики.

Новейшие технологии сбора, хранения, распространения информации являются фактором, определяющим развитие средств массовой информации. А интерактивность, конвергенция, дигитализация являются важнейшими процессами, которые характеризуют современные медиа. Интернет становится основой современной глобальной системы коммуникации и информации.

Информационная безопасность

Переход к информационному обществу привел к возникновению проблемы информационной безопасности. Она существует в связи с всеобщим доступом в сеть Интернет и концентрируется в нескольких ключевых требованиях:

  • Обеспечение конфиденциальности личной информации
  • Гарантия достоверности личной информации
  • Возможность осуществления контроля над содержанием информации, к которой имеется свободный доступ.

Процесс становления мирового информационного общества происходит крайне динамично, поэтому наряду с проблемой информационной безопасности стоит проблема создания национальных программ кодировок, которые позволяют осуществлять качественный перевод информации с одного языка на другой. Если этого не сделать, есть угроза столкнуться с информационной языковой экспансией, в первую очередь, англоязычных стран, в целом в культуре и в частности в журналистике.

Еще одной важнейшей проблемой информационной безопасности в сети Интернет является дезинформация. Она широко распространена и в онлайновых СМИ. Практически невозможно проверить подлинность сведений, которые поступают через Интернет, поэтому полноценность виртуальных СМИ как единственного источника информации пока весьма сомнительна. Подобная ситуация существенно ухудшает шансы непосредственно онлайновых СМИ на успешную и равноправную конкуренцию с традиционными СМИ, использующими интернет-технологии с целью расширения форм функционирования.

Ряд СМИ пользуются возможностями Интернета в целях, нарушающих принципы журналистской этики, распространяя дезинформацию и компромат для привлечения интереса аудитории.

Собранная в Интернете информация ни в коем случае не может использоваться в журналистских текстах без тщательной перепроверки. Исключение составляют только проверенные официальные адреса – правительственные сайты, сайты информационных агентств и общественных организаций.

Читайте также: