Плетение из лозы сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Плетение — искусство древнее, как человеческий род. Наверное, человек не может не плести: с древнейших времён плели в Африке и в Азии, в Европе и в Австралии, в Южной и Северной Америке.

Плели из камыша и верёвок, ивовой лозы и ротанга, бамбука и тростника, а теперь, к списку возможных материалов добавились синтетические ленты.

Наблюдая за тем, как дети опустошают одуванчиковые поляны и возятся с венками, терпеливо делают бумажные коврики и верёвочных кукол, начинаешь подозревать, что интерес к плетению у человека глубоко архетипичен.

Самыми старыми из найденных плетёных вещей являются египетские и ближневосточные находки: например, в гробнице Тутанхамона обнаружены два отлично сохранившихся плетёных стула.

Мебель и домашняя утварь из лозы и корней деревьев вовсю использовалась в Древнем Риме — и в домах простолюдинов, и в домах патрициев, а уж они-то были известными ценителями изящества и комфорта!

Из виноградной лозы восставшие гладиаторы армии Спартака делали лёгкие и прочные боевые щиты. Но это — лишь два-три примера из истории.

На самом деле, список применений лозы очень велик, а для начала, стоит рассказать о том, что такое ивовая лоза и где её берут

Ива — это быстрорастущий кустарник с гибкими побегами. В природе распространено больше ста её видов, но, для плетения, подходят далеко не все.


Для плетения нужны их однолетние или двухлетние побеги.

В природе заросли ивы обнаружить нетрудно: она растёт по берегам озёр и рек. Однако, найти длинные безлиственные прутья, пригодные для плетения корзин и мебели — задача не из лёгких.

Короткие, узловатые побеги, пустившие отростки, могут пойти только на грубое плетение оград, плотин и запруд.

В старину источником сырья служили естественные заросли ивы. Теперь же, её выращивают и на плантациях, используя специально выведенные сорта.

В наше время, требования к лозе ужесточились: необходимо получить определённую гибкость, толщину и окраску прута.

И, кроме того, на побеге не должно быть ответвлений и листьев. В этом культурные сорта — вне конкуренции. К тому же, они гораздо урожайнее диких.

Постройте себе глинобитную хижину

Снасти из тонкого ивового прута были прочнее, чем тростниковые или травяные, хотя и не отличались особой гибкостью. Поэтому, позднее, лозу заменили различные нити и обрезки кожи.

Ивовая лоза, податливая и прочная одновременно, часто использовалась в строительстве. Она считалась отличным материалом для стен и крыш.

Важно и то, что, на постройку сарая из глиноплетневых стен, тратится не больше недели.

А вторым преимуществом, кроме малых временных затрат, является дешевизна.

Впрочем, есть и минус — недолговечность постройки. Рассчитан такой плетёный домик, в среднем, на 10-15 лет использования, хотя, в принципе, может простоять десятки лет (это зависит от умения и старания строителей).

Глинобитные подсобные помещения и сейчас популярны на юге России и Украине.

Корзинки, корзины, корзинищи

Утратив свою привлекательность в качестве материала для сельскохозяйственных орудий, снастей и строительства, лоза не стала менее используемой.

Картофельные корзины, прочные, вместительные, лёгкие, порадуют дачника при уборке картофеля.

А большие грубые корзины, так называемые шеверни, понадобятся для переноски строительных отходов, травы и выполотых с участка сорняков.


Корзина в городе

Собравшись на пикник, уложите провиант в плетёную корзину с двумя крышками, надёжно защищающими снедь от дождя и пыльных бурь.

До революции и в годы НЭПа похожие корзины были особенно ценимы торговцами-разносчиками: они вместительны и удобны в работе.

А чтобы, без особых усилий, заработать себе репутацию оригинала, ходите в гипермаркет с небольшой нарядной корзинкой.

Докажите окружающим, на своём примере, что более удобной тары для ношения яиц и фруктов люди ещё не придумали. И это — действительно так!

Но, почему же так много красивых и практичных вещей полностью ушло из нашего интерьера?

Русское лозоплетение

Князь Голицын, воодушевлённый впечатлениями от поездки по Европе, создал в своём поместье мастерскую, в которой плели мебель и корзины из очищенного ивового прута.

Проходят десятилетия, технологии совершенствуются, плетёные вещи становятся сложнее, изящнее.

В конце 19-го века в России появляется множество ремесленных школ, которые активно обмениваются опытом с зарубежными коллегами.

Вслед за французами, русские мастера отбеливают, окрашивают, и даже золотят и серебрят лозу. Приходит мода на корзинки, расписанные масляными красками.

В начале 20-го века в России из лозы плели всевозможную мебель (стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки), газетницы, коляски, дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки), сани, корзинки, детские качели и игрушки.

Широта ассортимента плетёных вещей поражала воображение!

До войны в Советском Союзе существовало 800 артелей, объединявших 15 тысяч мастеров-плетельщиков.

В послевоенные 40-50-е плетение не развивалось: все силы и устремления народа были направлены на создание мощной промышленной державы, и вера в могущество техники стала тотальной.

И всё же, несмотря на постепенное закрытие большинства мастерских, некоторые местные предприятия никогда не прекращали своей работы.

В 60-80-х их продукция превратилась в престижный дефицит, популярный в среде политиков, богемы и подпольных бизнесменов.

Король жив!

Мы начинаем понимать, что человек не может существовать в отрыве от природы ни на каком из уровней: ни на духовном, ни на физическом, ни на эмоциональном.

Наши глаза хотят смотреть, а руки касаться, вещей, сделанных из природных материалов. И многие люди начинают задумываться, прежде чем покупать и вносить в свой дом вещи, сделанные из полиэтилена, целлулоида, пластика или ещё какого-нибудь продукта нефтепереработки.

Ведь, у нас — достойная альтернатива искусственным материалам, подсказанная самой природой и сохранённая русской традицией.

Сейчас плетёная мебель, лёгкая, экологичная, изысканная, вновь покоряет Россию.

Её можно увидеть на картинках каталогов и в витринах салонов, встретить в гостиничном и ресторанном интерьерах, детских садах и даже в офисах.

Отдыхая на наших любимых плетёных диванах, мы, наверняка, получаем немало целительных токов. Ведь, ещё древние лозоходцы доказали, что лоза — прекрасный проводник земной энергии.

Так, в Древнем Китае участок, выбранный для постройки дома, обследовался с помощью лозы, и дом ставился на месте, где лоза не отклонялась в руках лозоходца.

Когда-то лоза выбирала место для дома, а теперь дом выбирает лозу, дарящую его обитателям душевное равновесие и покой.

С незапамятных времен люди занимались плетением различных изделий, которые до сих пор не изменились. Из всех плетеных изделий, наиболее распространены корзины. Искусство плетения корзин восходит к глубокой древности. Корзинами пользовались в Древнем Египте, в Греции и в Древнем Риме. В Киевской Руси в IX – XI веках среди двухсот насчитывавшихся ремесел значилось и корзиноплетение. Оно было особенно распространено именно в тех городах и деревнях, которые расположены на крупных и менее крупных реках. Это связано с произрастанием на берегах рек ивы. Именно из нее и плетут корзины и другие изделия декоративно-прикладного искусства.

Актуальность.

Актуальность нашей темы заключается в том, что плетеные изделия пользуются большим спросом и по сей день. Назначение изделий из тальника может быть весьма разнообразным, применяться в домашнем обиходе, а также являться оригинальным составляющим в дизайне интерьеров.

Практическая значимость

Практическая значимость работы заключается в том, что мы создали свои корзины, которые могут являться предметом быта. Полученные знания мы будем использовать для дальнейшего создания изделий в технике лозоплетения.

Новизна работы заключается в том, что мы решили возродить лозоплетение в нашем селе.

Возможность использования природных материалов – краснотала в изготовлении предметов быта

Ожидаемый результат

Мы думаем, что своей творческой работой привлечем внимание к искусству лозоплетения для того, чтобы возродить этот народный промысел, которым, по рассказам очевидцев, занимались наши предки в прошлом веке в селе Черендей.

Вызвать интерес к искусству плетения на основе изготовления собственных корзин из краснотала.

  1. Изучить литературу по истории лозоплетения
  2. Освоить основные приемы лозоплетения
  3. Сплести свои корзины из краснотала

Материалы и методика:

1. Изучение научной литературы

2. Приобретение необходимых инструментов

3. Плетение своих корзин

Литературный обзор:

Ива – это общее название для целого рода растений. К ивовому семейству относится ветла, шелюга, лоза, ракита, белотал, осокорь, краснотал. Всего на территории нашей страны насчитывается сто пятьдесят разновидностей ив, которые чаще встречаются по берегам рек, озер, на заболоченных местах, возле домов. Для изготовления плетеных изделий наиболее пригодны десять, двенадцать видов кустарников, растущих, как правило, по берегам рек, где много солнца и ветра. Эти прутья обладают большой гибкостью, малой побежалостью, красотой, крепостью и имеют небольшую сердцевину. Одной из классических пород в корзиноплетении является ива прутовидная. Заготавливать ивовые прутья можно в любое время года. Лучшим временем заготовки является май – июнь. Когда прутья имеют нежную окраску, очень гибкие и вязкие, хорошо окоряются. Лучше срезать те прутья, у которых нет боковых побегов. Летние прутья обладают высокой прочностью и гибкостью. Срезанные прутья сортируют по качеству, длине и толщине. Окоренные прутья подсушивают на солнце в течение трех часов. Потом их связывают и досушивают три дня. Неокоренные прутья либо сразу пускают в дело, либо окоряют после варки продолжительностью от тридцати до шестидесяти минут.

Соотношение размеров прутьев в зависимости от того, на что их будут использовать, примерно следующее.Для прутьев основ, составляющих каркас корзин и прочих изделий, подбирают прутья с небольшой сердцевиной не длинные и прямые. Длина их должна быть такой, чтобы соответствовать высоте корзины, вазы или иного изделия, плюс припуск, который оставляют на закрепление плети основы в донышке или ободке. Диаметр плети основы обычно в два раза толще диаметра прута для плетения. Диаметр прута, идущего на ручку корзины, больше диаметра плети основы в полтора, два раза. Число стояков при сплошном плетении должно быть нечетным. Расстояние между плетьми основами должно быть равно примерно сумме пяти – шести диаметров. Приведенные размеры ориентировочны. На практике они могут быть иными, но знание этих соотношений при работе может пригодиться.

Прутья в процессе работы должны быть гибкими, то есть они должны сгибаться на 180 градусов и не ломаться. Если прутья сухие – их замачивают. Обычно корзины и другие крупные изделия делают из целых прутьев. Мелкие изделия плетут обычно из расщепленного прута – шин (шинков) или выструганной ивовой ленты. Для изготовления изделий подбирают тот или иной вид материала. Это может быть окоренный прут, неокоренный, но не распущенный на ленты, пластины или шинки. Для плетения крупных корзин или других больших изделий лучше использовать целый прут, который хорошо сгибается. Для изготовления, небольших изделий применяют окоренный прут, пластинки или шинки. Очищенный прут раскалывают колунком или ножом. Перед тем как прут расколоть, его увлажняют, положив на несколько минут в холодную воду, Затем на основании делают небольшие надрезы, количество которых зависит от числа плоскостей колунка. Затем эту надрезанную торцевую часть устанавливают на профиль колунка и небольшими подвижками протягивают через него.

Ивовые ленты изготавливают при помощи двух стругов, один струг плоскостной, снимающий с пластинки сердцевинку, шов, другой – краевой, выравнивающий пластинки по ширине – шмол.

Для хранения неокоренные прутья укладывают пучками по 8 килограмм, чередуя комель и вершину. Прут , заготовленный осенью, обычно хранят в сухом проветриваемом помещении – гараже, сарае, кладовке, где прутья могут не терять сои свойства несколько лет.

Основными инструментами и приспособлениями для плетения являются : секатор, круглогубцы, острый нож, шилья, прошивки, жамки, щемилки, изер, шаблоны. Щемилки применяют для ускорения очистки прутьев от коры. Колунки расщепляют прут на отдельные ленты. Кругогубцы необходимы для перегибания прута, особенно при плетении загибок. Ножами срезают прутья, очищают от коры, обрезают торчащие концы, строгают толстые палки, удаляют сучки. Шилья используют для загибки, заправки закончившейся ленты. С помощью прошивки легко протягивают тонкие прутья. Изер используется для выравнивания рядов. Шаблоны придают корзине форму.

Очистка прутьев от коры называется окорением. Кора с ивовых прутьев, срезанных в период сокодвижения, снимается очень легко. Прутья, срезанные в другое время, перед окорением требуют специальной, дополнительной обработки, которую выполняют холодным или горячим способом. Холодный способ подготовки к окорению состоит в оживлении прутьев. Прутья замачивают от восьми до двадцати дней в холодной воде, чтобы вызвать сокодвижение. Горячий способ подготовки прутьев к окорению состоит в проваривании и пропаривании и тогда кору легко отделить от древесины. После проваривания прутья окоряют еще горячими. После окорения прутья сразу просушивают. Перед плетением окоренные прутья отмачивают.

Чтобы получить красивое, прочное изделие, для плетения подбирают прутья отличного или хорошего качества. Качество прута определяют по следующим параметрам: цвет – оттенок должен быть равномерным и насыщенным; размер сердцевины не должен превышать третью часть диаметра прута (прутья с большой сердцевиной не гибкие); сучковатость – прутья должны быть по возможности без сучков, прутья с сучками часто ломаются; побежалость – это отношение разности диаметров в начале и в конце прута к ее длине, чем тоньше прут, тем меньше его побежалость; вязкость – прут должен быть мягким и хорошо сохранять форму изгиба в плетеных изделиях; гибкость – прут должен быть гибким.

Материал и методика

2. Приобрели необходимые инструменты – это секаторы, круглогубцы и др. Заготовили краснотал

3. Руководствуясь, изученной литературой по лозоплетению изготовили опытные образцы корзин.

Описание работы

Для плетения корзины мы использовали краснотал – иву, произрастающую в нашей местности. Плетение мы начали с донышка, а именно изготовления каркасного скелета донышка, представляющую собой крестовину из толстых ивовых прутьев. Взяли восемь прутьев разной длины, которые на 4 см больше чем диаметр корзины. Половину прутьев расщепили посередине и продели в прорези другую половину прутьев. После изготовления каркаса донышка начали его оплетать двумя тонкими прутьями, выплетая веревочку в два прута. Таким образом, сердцевина крестовины плотно стянулась. Далее для нечетности будущих прутьев основ мы добавили к крестовине клин и начали плести одним прутом простой плетенкой. В процессе плетения друг за другом мы добавляли прутья: комель к комелю и верхушка к верхушке, с внутренней стороны будущей корзины. Затем секатором удалили торчащие кончики прутьев. После изготовления донышка мы вставили семнадцать плетей основ, предварительно сделав на них удлиненный срез. Чтобы закрепить плети основы в каркасе донышка, мы вставляли их, направляя плоский срез плети основы к пруту каркаса. Затем круглогубцами загнули плети основы вверх. Далее вставили во внутрь будущей корзины шаблон, который придал корзине форму. Вверху плети основы завязали вместе и начали выплетать веревочку в четыре прута, которая украсила переход от горизонтального основания к вертикальным бортам изделия. Плетение веревочкой применили для укрепления стенок. Для этого мы приготовили четыре длинных упругих прута. Первый прут заложили между двумя основами, остальные три прута по очереди заложили за соседние основы с правой стороны первого прута. Выплетали веревочку таким образом: первым прутом огибали три плети основы снаружи и четвертую изнутри, выводя прут наружу. Аналогично плели вторым, третьим и четвертым прутом. После веревочки в четыре прута мы выполнили веревочку в три прута, которая выполняется аналогично, только снаружи мы оплетали не три прута , а два.

Основное плетение корзины мы выполняли прослойным плетением, которое применяется для замкнутых изделий. Для этого подобрали одинаковые по длине и толщине прутья. Всего их семнадцать, что соответствует числу плетей основ. Плетение начали комлевыми концами прутьев, которые вставляли между плетями основами и оплетали вторую плеть основу с наружи, третий изнутри, четвертый снаружи и так далее. Каждый новый прут вставляли слева от предыдущего и вплетали между четырьмя стойками, выводя наружу. Таким образом, изделие плели по всему периметру, заплетая столько прутьев, сколько основ в изделии. Последний прут подложили под первый. Далее завершив основное прослойное плетение корзины, для красоты и укрепления стенок корзины, сплели веревочку в три прута. Затем, чтобы изделие красиво закончить, мы выполнили загибку, предварительно развязав плети основы вверху.

Загибкой называется окантовка корзины. Мы выполнили загибку в три пары прута, которая хорошо стягивает и укрепляет края изделия. При выполнении загибки первый прут загнули при помощи круглогубцев и завели за один соседний прут изнутри и вывели наружу между вторым и третьим прутом. Таким образом, загнули второй и третий прут. Затем первым прутом, выведенным наружу, обогнули второй и третий прут снаружи и четвертый изнутри. И вновь первый прут вывели наружу. Затем четвертым прутом обогнули пятый прут изнутри и положили рядом с концом первого прута. Когда загибка дошла до своего начала, мы выполнили стыковку прутьев. Выполняя стыковку мы пользовались шилом, которым раздвигали прутья. После того, как основная часть корзины выполнена мы, взяв более толстый прут для ручки корзины, придали ему округлую форму и, сделав плоский срез на обоих концах, вставили в корзину. Затем выполнили оплетку ручки более тонкими и длинными прутьями, обогнув ручку каждым прутом три раза. Предварительно сделав на каждом пруте плоский срез, вставляли его вокруг ручки, по четыре с каждой стороны.

Результаты работы

Изучив литературу по лозоплетению, мы пришли к выводам, что из всех плетеных изделий, наиболее распространены корзины, искусство плетений которых восходит к глубокой древности. Оно было особенно распространено в тех городах и близлежайших деревнях, которые расположены на крупных и менее крупных реках. Это связано с произрастанием на берегах рек разных сортов ивы. Именно из нее плетут корзины и другие изделия декоративно-прикладного искусства. Назначение этих изделий их тальника может быть весьма разнообразным, применяться в домашнем обиходе, а также являться оригинальным составляющим в дизайне интерьеров. Существует соотношение размеров прутьев в зависимости от того, на что их будут использовать. Прутья в процессе работы должны быть гибкими, т.е. они должны сгибаться на 180 градусов и не ломаться. Если прутья сухие – их замачивают. Обычно корзины и другие крупные изделия делают из целых прутьев. Мелкие изделия плетут обычно из разщепленного прута – шин (шинков) или выструганной ивовой ленты. Для изготовления изделий подбирают тот или иной вид материала. Это может быть окоренный прут, неокоренный, но не распущенный на ленты, пластины или шинки. Для плетения крупных корзин или других больших изделий лучше использовать целый прут, который хорошо сгибается.

Основными инструментами и приспособлениями для плетения являются: секатор, круглогубцы, острый нож, шилья, прошивки, жамки, щемилки, изер, шаблоны. Очистка прутьев от коры называется окорением. Кора с ивовых прутьев, срезанных в период сокодвижения, снимается очень легко. Прутья, срезанные в другое время, перед окорением требуют специальной, дополнительной обработки, которую выполняют холодным или горячим способом. Чтобы получить красивое, прочное изделие, для плетения подбирают прутья отличного и хорошего качества. Качество прута подбирают по следующим параметрам: цвет – оттенок должен быть равномерным; размер сердцевины не должен превышать третью часть диаметра прута; прутья должны быть по возможности без сучков; побежалость это отношение разности диаметров в начале и в конце прута к ее длине, чем тоньше прут, тем меньше его побежалость; вязкость – прут должен быть мягким и хорошо сохранять форму изгиба в плетеных изделиях; гибкость – прут должен быть гибким.

Для плетения корзины мы использовали краснотал – иву, произрастающую в нашей местности. Плетение мы начали с донышка. Затем вставили 17 плетей основ, предварительно, сделав на них удлиненный срез, закрепили плети основы в каркасе донышка. Вверху плети основы завязали вместе и начали выплетать веревочку в четыре прута, которая украсила переход от горизонтального основания к вертикальным бортам изделия. После веревочки в 4 прута мы выполнили веревочку в 3 прута. Основное плетение корзины мы выполняли прослойным плетением. Затем, чтобы изделие красиво закончит, мы выполнили загибку, предварительно развязав плети основы вверху. Загибкой называется окантовка корзины. После того, как основная часть корзины выполнена мы, взяв более толстый прут для ручки корзины, придали ему округлую форму и сделав плоский срез на обеих концах, вставили в корзину. Затем выполнили оплетку ручки более тонкими и длинными прутьями, обогнув ручку каждым прутом три раза.

1. Изучив литературу по лозоплетению, мы пришли к выводам, что из всех плетеных изделий, наиболее распространены корзины. Они были наиболее распространены в тех городах и близлежащих деревнях, которые расположены на крупных и менее крупных реках. Это связано с произрастанием на берегах рек различных сортов ивы, из которой и плетут корзины и другие изделия декоративно-прикладного искусства.

2. Из литературных источников мы узнали и освоили основные приемы плетения корзин. К ним относятся: соединение крестовины, оплетение ее двойной веревочкой и простым плетением, вставление плетей основ, оплетение их веревочкой в 4 и 3 прута, наклонное плетение основной части, веревочка в 3 прута, загибка, оплетение ручки.

Как наши предки начали сплетать из травы, жил животных и других подручных материалов необходимые в быту вещи, так искусство плетения и продолжило существовать наряду с развитием человеческого общества.


Лозоплетение и человек


Мастера древних культур и цивилизаций в Африке, Азии, Европе, Америке и Австралии плели свои изделия из камыша и веревок, ивовой лозы и ротанга, бамбука и тростника. Вообще, рано или поздно приходишь ко мнению, что потребность в плетении просто-напросто заложена в человеке с детства: вспомните-ка, как в детстве все любили плести венки из одуванчиков или браслеты из травинок.

Самые старые образцы плетеных вещей сохранились еще со времен Древнего Египта, например, плетеные стулья в гробнице Тутанхамона. Плетеная мебель широко использовалась и в Древнем Риме, причем, всеми слоями общества. Солдаты Спарты плели из виноградной лозы легкие и прочные щиты. Но это лишь малое количество примеров. В действительности, применение лозы было гораздо шире.

Для плетения из лозы необходимы однолетние или двухлетние побеги ивы. Самыми ценными считаются следующие виды: белотал, краснотал, козья ива и чернотал (ракитник). Но подобрать прутья для плетения не так уж и просто. Короткие и узловатые побеги пойдут только на плетение оград и тому подобного. И лишь прямые, тонкие, гибкие, специальным образом обработанные побеги подойдут для плетения более сложных вещей. Сейчас и вовсе выращивают специально выведенные сорта ивы, пригодные для лозоплетения, существуют целые плантации.


Ивовая лоза использовалась и в строительстве, например, в качестве материала для создания стен и крыш. Естественно, стены потом обмазывались глиной. Но несомненный плюс глиноплетневых стен был в том, что уходило времени на их возведение не больше недели. Ну и, понятно, что натуральные материалы, которые можно взять в природе, обходятся гораздо дешевле. Но существенный минус использования лозы в качестве строительного материала — недолговечность постройки. Но подобные строения и до сих пор популярны на юге России и Украине.

А в быту плетеные предметы и по сей день широко распространены по всей России. Например, горячо любимые грибниками и дачниками плетеные корзины. А большие грубые корзины используются для переноски строительных отходов или же садовых работ. Натуральность материала настраивает на спокойный и умиротворенный лад.

Даже горожане пользуются плетеными из лозы вещами. Корзинки для пикника, плетеная мебель, декоративные корзинки и панно — все это можно увидеть во многих домах. К сожалению, в какой-то момент люди посчитали плетеные из лозы вещи неактуальными, заменив их синтетикой. К счастью, промысел не исчез, спрос, пусть и относительно небольшой, остался. Сейчас начался обратный процесс, лоза снова входит в моду.

История лозоплетения в России

Сейчас же Россия, как и остальная часть мира, вновь возвращается к народным промыслам. Людям, особенно в городе, невыносимо уже смотреть на синтетику, пластик и подобные продукты нефтепереработки. А ведь остались еще мастера, которые поддерживают древние традиции плетения из лозы.

Как собирают и заготавливают лозу

Как известно, почти все виды ивы пригодны для плетения. Заготавливается материал с ноября по февраль. В это время в дереве останавливается сокодвижение. Прутики срезаются секатором. Основное требование — чтобы прутик был длинным и не разветвленным. Срез делается под углом, не под основание побега, а так, чтобы осталось 3-4 почки, из которых на следующий год могли бы вырасти новые побеги. Если обрезка проведена правильно, дереву не наносится практически никакого вреда.

Для того, чтобы прутья хорошо чистились, их сначала кипятят в воде 1-2 часа. Причем, желательно, чтобы тара полностью вмещала в себя прямые прутья, иначе после кипячения согнутые прутики сохранят такую форму. После варки материал очищают, начиная с толстого конца, постепенно сдирая кору. Если же вы не можете сразу приступить к работе, прутья необходимо после варки оставить в воде. Если же из вытащить, и они просохнут, придется варить еще раз. После того, как прутья очищены, их сушат на солнце, сортирую по длине и ширине, связывают в вязанки, чтобы облегчить подбор прутьев во время плетения.

Какие инструменты нужны

-ножницы и секатор для обрезки прутьев

-емкость для кипячения прутьев

-плоскогубцы, прищепки, пинцет, шило, нож, лезвия, ветошь (это все пригодится для плетения)

-карандаш и линейка -лобзик, дрель, сверла, фанера (если изделия будут содержать в себе деревянные детали)

-морилка, лак и кисти для покраски изделий

-и, конечно, самый главный инструмент — усидчивость и умелые руки

А что сейчас?

И действительно. Практика показывает, что только постоянное обновление, обучение чему-то новому, расширение ассортимента — действенный способ оставаться востребованными на рынке. Плетеная из лозы продукция не выйдет из моды никогда, но и от последних тенденций в стороне оставаться не стоит. Главное — сохранить самобытность, которой так не хватает фабричной продукции.


Исторические аспекты зарождения лозоплетения

Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде декоративно-прикладного искусства. Наиболее популярными сегодня является плетение из лозы, бамбука, бисероплетение, макраме, плетение из лыка и бересты.

Целью исследования является именно плетение из лозы. Поэтому теоретические и практические аспекты этого вида декоративно-прикладного искусства мы постараемся разобрать подробно.

История возникновения лозоплетения уходит своими корнями в эпоху неолита, когда по свидетельству археологов, в различных частях света люди уже умели плести циновки, сосуды, корзины, сети, силки, верши и другие орудия охоты и рыбалки. Истории известны случаи, когда с помощью плетения возводились стены жилых и хозяйственных построек. Плетение, по существу явилось прародителем ткачества. Самые первые коврики, циновки и одежда, сплетенная из трав, являются прообразом современных тканей.

В Египте корзины умели плести еще в эпоху неолита, закончившуюся, вероятно, около 7000 лет тому назад. Вопрос о плетении корзин в Древнем Египте изучен очень мало как с точки зрения материалов, так и с точки зрения технических приемов. Основным материалом для плетения корзин были листья финиковой пальмы, которые шли и на каркас, и на оплетку. Для более грубой работы употреблялись целые листья, для более тонкой — лист расщепляли на узкие полоски. Несколько реже употреблялись травы и стебли других растений. Эти материалы используются для плетения корзин и по сей день.

В античные времена плетеная мебель сначала была уделом простых ремесленников. Ковры, сундуки и скамьи из тростника и лозы украшали незамысловатый интерьер их жилищ. Знатные римские вельможи вскоре оценили великолепие подобных вещей и стали украшать ими свои усадьбы и дворцы.

В Европе плели в основном из виноградной лозы и ивовых прутьев. В XIX ст. в Париже функционировало целое предприятие по изготовлению плетеных изделий различного назначения, которые пользовались огромным спросом. Их выплетали из тонкой окоренной ивовой лозы и покрывали различными красителями и лаками. Особой популярностью пользовались изделия, покрытые позолотой или серебром. В то же время французские сорта лозы массово экспортировали в Швецию и Германию. В 50–70-е годы XIX века в Западной Пруссии и Баварии разведение лозы становится одним из новых, развивающихся промыслов.

На Руси фактически каждый крестьянин мог сплести корзину, если в том возникала необходимость. Без корзин обходиться было невозможно: в них носили на речку стирать белье, брали с собой в лес либо в дорогу, отправляясь в далекий путь. Долгое время любимым материалом для плетения на Руси были эластичные корни сосны и ели, которые заготавливали на лесоповале, о чем свидетельствуют археологические находки XIII-XV вв.

Прекрасный материал для плетения — дранка из сосны, дуба, другой древесины, орешник, береста и, конечно же, лоза. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, кузова саней и повозок, мебель, детские колыбели, игрушки и посуду. Как у большинства других народов, на Руси самыми распространенными изделиями из лозы были корзины.

Лоза испособы ее заготовки

На самом деле, лоза и ива являются синонимами — это собирательное название для разных видов деревьев и кустарников, прутья которых подходят для плетения. В дело идет и шелюга, и тальник, и ракита, также верба и осокорь. После того, как их ветви обрабатываются специальным способом, они становятся пригодны для дальнейших работ. Самые распространенные материалы корзиночная ива, молодые побеги ветлы, побеги трехтычинковой ивы и корзиночной.

Для того, чтобы сплести какое-либо изделие подходят только одно- или двухлетние прутья растений. Если нужно создать ажурное изящное плетение, срезают побеги в возрасте одного года, причем выбирают их у тех видов ивовых, чьи прутья напоминают шнуры — они длинные и тонкие. Для создания вещей более крупных или каркасов для корзин берут двухлетние ветви. Основные требования, предъявляемые к материалу таковы: тонкость, длина, гибкость, вязкость, прямослойность и хорошее расщепление, когда требуется разъединить прут вдоль волокон. А также оценивается глянцевитость прутьев после снятия с них верхнего слоя — коры.

Заготавливать прутья в период активного роста нельзя. Продолжительность срока весенней и летней заготовки составляет 20–25 дней. Прут, срезанный в этот период, легко очищается от коры без дополнительной обработки.

Срезанные и очищенные от ветвей и листьев прутья сортируют по породам, размеру и качеству. Прутья разделяют по толщине и по длине.

Прутья, срезанные в осенне-зимний период, перед окоркой подвергаются дополнительной обработке, которую проводят холодным и горячим способом.

После окоривания (снятия коры), часть прутьев раскалывают на 2, 3 или 4 части. Из этих расколотых частей изготавливают пластины и ленты путем строгания. Такие ленты идут на обкладки мест креплений, чаще всего в мебельных изделиях.

Стоит отметить, что окоренные прутья обладают высокой влажностью. Поэтому после окорки и раскалывания их надо немедленно сушить. В летнее время года их сушат на открытом воздухе. Для сушки их расстилают на жердевых настилах. Высушенные прутья связывают пучками и сушат на солнце еще 2–3 дня.

Инструменты иприспособления, необходимые для обработки лозы иплетения

Основными инструментами для работы с лозой являются: молоток, острый нож, зажим (щемилка), струг, колунок и специальное большое шило.

Щемилка служит для протягивания прутьев перед снятием с нее коры. При окорке прут надо заложить комлевым концом вперед и пропустить через щемилку несколько больше половины прута.

Для раскалывания прута на три или четыре части применяют приспособление — колунок. Его изготовляют из твердых пород древесины, пластмассы, металла диаметром 25–30 мм, а длиной 6–8 см. Расщепленные части прутьев называют шинами, а расщепленные половинки прутьев называются пластинами.

Струг служит для состругивания сердцевины с расколотых на 2–3-4 части прутьев.

В качестве дополнительных инструментов необходимо иметь секатор, садовый нож, ножовку, лобзик, круглогубцы и другие столярные инструменты, которые часто используют в работе с деревом.

Основные виды плетения

Простое плетение. Прутом плетения огибают поочередно одну стойку спереди, а следующую сзади и так далее до заплетания всего прута. Следующий прут следует надставлять для продолжения плетения сзади стояка, чтобы концы прутьев в месте их сращивания опирались внутри изделия на стояк. В замкнутых контурах изделий (корзины, вазы) наслоение рядов ведется кругообразно, в одном направлении — слева направо, и количество стоек должно быть нечетным, а в плоских изделиях прямоугольной, квадратной формы прут доплетается до край­него стояка, огибает его и заплетается в обратном направлении.

Послойное плетение. В отличие от простого плетения в послойном должно быть такое количество прутьев, сколько имеется стоек. Начинают плетение комлевым концом прута и заплетают его простым плетением через одну стойку, а четыре рядом стоящих стойки слева направо. Прут должен быть немного приподнят. Следующий прут закладывают слева за соседнюю стойку и заплетают аналогично предыдущему Начиная плетение каждого нового прута от нового стояка с левой стороны, доходят до первого. При этом комлевые концы всех прутьев будут заложены внутрь, а вершинные концы будут находиться с наружной стороны. Затем берут любой вершинный конец прута и оплетают им следующую стойку и так продолжают заплетать справа налево все прутья до замыкания плетения.

Плетение рядами. Комлевыми концами коротких прутьев начинают простым плетением через одну стойку заплетать прут на всю длину. Вершинки прутьев не заплетают, оставляют снаружи. Второй прут комлевым концом закладывают за следующую справа от начала плетения стойку и заплетают как первый. Каждый последующий прут закладывают за следующую справа стойку после заплетения предыдущего прута.

Квадратное плетение. Применяется при изготовлении прямоугольных и квадратных корзин. Плетение ведется через два стояка снаружи и за два стояка изнутри и т. д. Плетение первого ряда квадратов начинают комлевыми концами прута и плетут, пока высота выкладываемых рядков не будет равна расстоянию между стояками, т. е. пока не получится квадрат. Первым прутом плетение начинают в одном из углов корзины и заплетают его по всей длине. Вторым прутом начинают плести с правой стороны второго стояка и т. д.

Итак, в этой статье мы разобрали основные аспекты лозоплетения, которые помогут лучше узнать этот народный промысел, а может послужат толчком к более глубокому изучению этого вида декоративно-прикладного искусства.

Плетение из лозы с течением времени не теряет своей актуальности. Этот вид декоративно-прикладного искусства претерпел минимальные изменения технологии изготовления с момента зарождения до наших дней.

Декоративность и эстетическая привлекательность плетеных изделий ценится в современном искусстве интерьера, помогает в создании атмосферы тепла и уюта в помещении.

В настоящее время плетение из лозы развивается в сторону поиска новых технологий и материалов, появляются замены классического ивового прута, например, плетение из бумажных трубочек.

Итак, в этой статье мы разобрали основные аспекты лозоплетения, которые помогут лучше узнать этот народный промысел, а может послужат мотивацией к более глубокому изучению этого вида декоративно-прикладного искусства.

  1. Бескодаров А. А. Художественное плетение из ивового прута. — М.: Лесн. пром-сть, 1985. — 64 с., ил.
  2. Донец. Е., Рачков П. Плетение из лозы и лыка. — М.: РАНКО-пресс, 1993. —53 с., ил.
  3. Обухович А. А. Технология плетения изделий бытового и декоративного назначения из лозовых материалов. — М.: Даугавпилс, 1997. — 88с., ил.
  4. Скворцов А. К. Ивы СССР. — М.: Наука, 1968. — 256 с.
  5. Толмачёва Н. А. Плетение из лозы. — М.: АСТ-пресс книга, 2005. —160с., ил.
  6. Козлов В. М. Плетение из ивового прута. — М.: Культура и традиции, 1998. — 348 с., ил.
  7. Денисов Д. С. Петербургская лоза книга первая. — СП.: Иван Федоров, 1997. — 104 с., ил.
  8. Хворостов Д. А. Условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе освоения проектных технологий // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. Серия: гуманитарные и социальные науки. — № 2 (52). — 2013. — с. 337–341.

Основные термины (генерируются автоматически): прут, плетение, декоративно-прикладное искусство, простое плетение, лоза, стойка, стояк, глубокое изучение, дополнительная обработка, комлевый конец.

Читайте также: