План сообщение лес и человек

Обновлено: 03.07.2024

Лесная природная зона состоит из трех частей: тайга, смешанные леса, широколиственные леса.

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны.

Хвоинки – это листья хвойных деревьев.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает хвоинки.

Липа имеет листья в форме сердечка.

Плодами дуба являются желуди .

Кедровка – таежная птица.

Ключевые слова

Окружающий мир, способы познания, наблюдение, опыт, Родина, Россия, столица, герб, флаг, гимн, народ, национальность, обычай, религия, христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Обязательная литература:

  1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 4 кл.: В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – с. 95 - 109

Дополнительная литература:

  1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 4 кл.: В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – с. 95 - 109

Дополнительная литература:

  1. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. – С. 10-11.
  2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017.

От земли до неба. Атлас-определитель: кн.для учащихся нач. кл./А.А.Плешаков.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Почему одни леса темные, а другие – светлые? Давайте попробуем найти ответ на вопрос! Найдите на карте природную зону лесов. Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Большей частью она расположена на Восточно - Европейской и Западно - Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Это самая большая природная зона. Состоит она из трех частей.


Самая большая часть – тайга. Она закрашена темно-зеленым цветом.

Смешанные леса тоже окрашены в зеленый цвет, но светлее. А широколиственные леса в еще более светлый цвет, чем смешанные. Получается, между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Это лесотундра. Лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Здесь одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим меньше. Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? Что растет в смешанных и широколиственных лесах?


Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу,- это хвойные деревья. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. У этих деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями.

В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки. Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.


К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами. Осина имеет округлые листья. Кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки. Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик. Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными В таких лесах растут : дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья. На зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям. Плодами дуба являются желуди. Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком. Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании кособокие, одна половинка больше другой. Плоды – крылатые орешки округлой формы. Клен бывает: остролистный, татарский и американский. Плоды у всех видов клена крылатые.

Животный мир лесной зоны разнообразен. Здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы. белки, глухари, бурундуки, полевки.





Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы. На зиму делает запасы из кедровых орехов многие звери. Белка - летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать. У нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.


Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный. Может быстро бегать , прыгать, влезать на деревья, плавать. Лось – лесной исполин. В различные сезоны лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы. Рысь – хищник , имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней. Заяц – беляк на зиму меняет окрас. Становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные. Все эти животные и растения – жители леса. А чем же является лес для человека?

Лес – это место отдыха для человека, так как человеку нет ничего милее, чем бродить и думать в лесу. А почему тогда лес – это аптека? Потому что в лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, орехи, грибы, чистая вода. А как лес может обогреть человека?

Человек дровами обогревает дом. А дрова – это деревья, которые росли в лесу. Получается, лес для человека – это источник топлива. Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома. Карандаши, линейка, тетради, книги тоже сделаны из дерева. В лесу нас ждут рябина, орехи и цветы, душистая малина, грибы. Получается, лес - это дом для растений и животных, грибов. Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.



Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Например. Вырубка леса имеет некое добро и зло. Раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора. Сейчас, после работы лесорубов лес почти исчезает. Редеет на глазах. Получается, птицы и звери останутся без дома? Было время, когда люди убивали животных, добывая себе пищу. Сейчас же неумеренная охота привела к почти полному истреблению некоторых животных. Таких людей называют браконьерами.


Государство наказывает таких людей по закону. Многие виды животных взяты под охрану.

Растения и животные. занесенные в Красную книг, находятся под особой охраной. Многие виды животных взяты под охрану. Растения и животные. занесенные в Красную книг, находятся под особой охраной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока окружающий мир по теме Лес и человек.docx

Тема урока Лес и человек

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека;

способствовать формированию у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты:

предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться формулировать и обосновать правила поведения в лесу; работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

личностные : имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

Методы и формы обучения : частично-поисковый, исследовательский; групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная

Основные понятия Фитонциды

I.Актуализация опорных знаний

1.Проверка домашнего задания:

Местоположение на карте.

Особенности природы.

Животный и растительный мир

2. Разгадывание кроссворда. (Слайд 5. )

hello_html_d17d6d7.jpg

1. Какое дерево является символом России? (Береза.)

2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. (Лиственница.)

4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

5. Хвойный лес. (Тайга.)

6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх. (Пихта.)

7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)

8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке. (Ель.)

9. Дерево с листьями в форме сердечка. (Липа.)

10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. (Сосна.)

Ключевые слова: БЕРЕГИТЕ ЛЕС.

II. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности. Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала (Слайд 6.) Чтение стихотворения С.Никулиной. Русский лес.

Русский лес

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябинка,

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

– О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

-Чем является лес для человека?

- О чем мы сегодня будем говорить? (Формулировка темы урока0

Постановка цели урока.

III. Изучение нового материала Работа по группам: выявление роли леса

в жизни человека и природы (Работа с учебником с.106)

Задания группам:

– Лекарственные растения тоже растут в лесу. Значит, лес – это тоже аптека.

– А почему лес накормит? (Лес – источник чистой воды и пищи.)

– А как лес может обогреть человека? (Лес – источник топлива.)

– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, столы, стулья, карандаши, линейки, книги и тетради тоже сделаны из дерева.)

Значит, лес – источник древесины.

– А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья?

– А животные, насекомые, птицы? (Они живут.)

Значит, лес – дом для растений, животных, грибов.

– Посмотрите, сколько значений у леса, но это не всё.

Лес – защитник воздуха, водоёмов, почв.

– А теперь откройте учебники и познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека: фитонциды. Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии. Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных.

Обобщение материала с опорой на презентацию.(Слайды 9-15)

Дом для растений и животных

Источник ягод, грибов, лекарственных растений

Защитник воздуха, водоёмов, почв

Место отдыха для человека

4. – О чём должен помнить человек, входя в лес?

• Мухомор увидев, я

Мимо прохожу друзья.

• Выпал птенчик из гнезда,

Трогать нам его нельзя.

• Кто бруснику собирает,

С корнем кустик

• Ландышей нарву в лесу

На праздник маме

• По тропинке кто шагает

На жуков не наступает?

• Веточки мы не ломаем,

Когда по лесу гуляем.

• Мы ежонка увидали

И домой его забрали.

• Муравейник мы найдём,

Понаблюдаем и уйдём.

Проблемы леса

– А какие ещё проблемы у леса? (Показ Красной книги.)

Незаконная охота (браконьерство).

– Почему нельзя оставлять в лесу мусор?

– Почему нельзя разводить костёр?

IV. Включение нового знания в систему знаний. Практическая деятельность.

1 Рассказ учителя.

– Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес – это ещё и источник познания.

«Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка-лист, ветер на неё со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему?

Вот такие открытия природа подсказала человеку, разбудила его творческую мысль.

Значит, природа (лес) – источник познания

2.Выполняют задания из электронного приложения к учебнику.

Всё зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его. Так давайте обратимся к нашим потомкам с такой же просьбой беречь и сохранять лес – наше богатство, наши лёгкие планеты, нашу красоту.

На листочках напишите правила поведения в лесу и свои пожелания потомкам.

3.Правила поведения в лесу. (Обобщение) Слайд 22)

4. Творческая работа придумать условные знаки к правилам поведения в лесу.

1) С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей. Некоторые пункты раскройте подробнее с помощью текста учебника.

Лес является домом не только для растений, но и для многочисленных животных и птиц.

Лес защищает воздух, водоёмы и почву. Деревья поглощают огромное количество углекислого газа и выделяют кислород, поэтому леса называют лёгкими планеты. Листья деревьев задерживают пыль, и делают воздух чище. Корни деревьев задерживают воды, не дают ей уходить вглубь почвы, а потому реки в лесах не мелеют. Там, где растет лес, почва лучше защищается от эрозии.

Лес является местом отдыха для человека. Он дарит нам радость от общения с природой, общения с прекрасным.

Лес является источником ягод, грибов и лекарственных растений.

Лес служит источником древесины, которая используется для строительства, изготовления мебели, бумаги, лекарств.

2) Изучите памятку в учебнике. Какие правила вы уже знали, а какие оказались для вас новыми?

Я знала, что костёр в лесу нельзя разводить без присмотра взрослых, нельзя разводить его просто так, ради баловства. Знала, что для костра следует выбирать специально подготовленное место, старое кострище, а если его нет, то дёрн следует аккуратно снять, а после того как костёр потушен также аккуратно уложить дёрн на место.

Я знаю и соблюдаю все указанные в памятке правила.

Придумайте условные знаки к этим правилам. Нарисуйте их в рабочей тетради.

Условные знаки “Как разводить костёр” для 4 класса

Пример условных знаков Как разводить костер

Обсудим!

Здоровье леса также зависит от чистоты воздуха. В этом можно убедиться самим. В городах, возле промышленных предприятий деревья растут чахлыми, больными, слабыми. Воздух в этих местах сильно загрязнён вредными примесями, и они оказывают негативное влияние на здоровье леса.

2) Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в природе? Что нужно делать для того, чтобы все относились к природе бережно?

Многие люди забывают выполнять правила поведения на природе. Происходит это от их легкомыслия и безответственности. Они думают, что лес будет вечно, и что его не нужно защищать. Чтобы все люди относились к лесу бережно, нужно повышать экологическую грамотность населения. Объяснять правила поведения на природе, проводить агитационные мероприятия, показывать правильное отношение к лесу на личном примере.

Проверь себя

1. Какую роль играют леса в природе и жизни людей?

Леса играют важнейшую роль в природе и жизни людей. Для животных — лес родной дом, для людей источник кислорода, ягод и грибов, хорошего настроения, древесины.

2. Объясни, почему лес называют защитником воздуха, водоёмов и почв.

Лес выделяет кислород, и задерживает пыль, тем самым очищая воздух. Корни деревьев в лесу задерживают воду на поверхности, тем самым не давая обмелеть рекам и озёрам. А также деревья защищают землю от выветривания.

3. Как правильно вести себя в лесу?

В лесу нельзя мусорить, нельзя ломать деревья, топтать траву, разорять гнёзда и норы, разрушать муравейники, шуметь, разводить костры без особой необходимости.

4. Дай краткую характеристику лесных зон по плану, приведённому в учебнике (с. 71).

Краткая характеристика зоны Тайга по плану для 4 класса

  • Природная зона: Тайга. Обозначается зелёным цветом.
  • Особенности природы: Образована хвойными лесами. В тайге теплее, чем в тундре, здесь часто идут дожди. Зимы суровые, лето жаркое. В тайге много деревьев и животных. Животные и птицы помогают распространяться деревьям на новые территории, поедая и запасая их семена.
  • Использование человеком: Тайга используется человеком как источник древесины, как место отдыха и охоты.
  • Экологические проблемы — вырубка лесов, браконьерство. Охрана природы — создание заповедников и национальных парков, контроль за вырубкой лесов.
  • Краткая характеристика зоны Смешанных лесов по плану для 4 класса
  • Природная зона: Смешанных лесов. Обозначается светло-зелёным цветом.
  • Особенности природы: Образована как лиственными породами деревьев, так и деревьями хвойных пород. Находится южнее зоны тайги. Отличается более тёплым климатом. Животные используют леса как свой дом, и помогают деревьям расселяться на новых землях, перенося их семена.
  • Используется человеком как источник древесины, как место отдыха, сбора грибов и ягод, охоты.
  • Экологические проблемы — вырубка лесов, браконьерство. Охрана природы — создание заповедников и национальных парков, контроль за вырубкой лесов.

Краткая характеристика зоны Широколиственных лесов по плану для 4 класса

  • Природная зона: Широколиственные леса. Обозначается ярко-зеленым цветом.
  • Особенности природы: Образовано теплолюбивыми широколиственными деревьями — дубами, ясенями, вязами, липами. Находится южнее зоны смешанных лесов. В этой зоне мягкие зимы и тёплое лето. Животные питаются плодами деревьев и помогают деревьям распространять семена.
  • Используется человеком для отдыха, сбора грибов и ягод, охоты. Реже как источник древесины.
  • Экологические проблемы — вырубка лесов, браконьерство. Охрана природы — создание заповедников и национальных парков, контроль за вырубкой лесов.

Задания для домашней работы

Эти рассказы учат нас правильно вести себя в лесу. Ведь лес — это наше сокровище, которое нужно беречь. Нельзя оставлять в лесу мусор, нельзя в лесу жечь костры, нарушая правила безопасности. Даже зимой, на прогулке или соревнованиях, следует выполнять правила поведения в лесу.

Я всегда стараюсь следовать этим правилам и никогда не бросаю в лесу мусор, и не развожу костры без взрослых.

Венерин башмачок — это травянистое многолетнее растение семейства орхидных, которое можно встретить в смешанных и широколиственных лесах, а также в кое-где в тайге.

Это невысокое растение, которое вырастает до 20 сантиметров в высоту, реже до полуметра. Предпочитает хорошо увлажнённые почвы, богатые гумусом, а также места с умеренной освещённостью.

Венерин башмачок зацветает только на 15-17 год жизни, реже на 8 году. Цветок венериного башмачка по форме действительно напоминает старинный башмачок, из-за чего растение и получило своё название. Он окружён яркими, тёмно-коричневыми лепестками.

Из-за своих красивых цветков Венерин башмачок массово собирался человеком, что привело к сокращению численности растения. В настоящее время в большинстве мест Венерин башмачок очень редок и внесён в Красную книгу России.

Зубр является самым крупным и древним млекопитающим, которое встречается в лесах Европы. Это потом древнейших диких быков, стада которых бродили по Европе во времена последнего оледенения.

Долгое время человек бесконтрольно истреблял это могучее и красивое животное и к 20 веку численность зубров достигла критической отметки. Животное фактически оказалось на грани вымирания.

Создание заповедников помогло предотвратить вымирание зубров и сейчас численность этого животного постепенно восстанавливается. Зубры в дикой природе водятся в Беларуси, Московской и близлежащих областях, на Северном Кавказе.

Зубр — могучее животное весом до 1 тонны, и ростом в холке до 180 сантиметров. Обладает мощными рогами длиной до 60 сантиметров, питается травами.

Зубр стадное животное, но в стаде зубров собираются только самки и телята. Самцы зубров присоединяются к стаду только в брачный период.

Средняя продолжительность жизни зубров 20-25 лет.

Моё воображаемое путешествие в парк “Лосиный остров” для 4 класса

Национальный парк “Лосиный остров” является самым крупным национальным парком в Европе, который расположен в городской черте. Он представляет уникальную возможность для городских жителей пообщаться с дикой природой.

Моё путешествие в национальный парк “Лосиный остров” начинается с конной прогулки. Покатавшись на удивительно спокойных и красивых лошадях под сенью высоких деревьев, я отправляюсь на экскурсию по Торфопредприятию.

Оно расположено возле болота, в котором раньше добывали торф. Я осмотрела старинное здание торфопредприятия, а потом нас провели к местам обитания бобров, этих умнейших и трудолюбивых животных, которые занимались своими делами, совершенно не обращая внимание на человека.

После торфопредприятия, я отправилась на лосиную биостанцию, ведь остров не зря носит название Лосиный. На нём действительно водятся самые настоящие лоси — огромные рогатые лесные исполины, которых можно осторожно погладить и даже угостить морковкой.

В национальном парке “Лосиный остров” есть ещё много интересных мест для экотуризма — экологические тропы, дендрарий, экологический центр “Красная сосна” где можно узнать много интересного об этом удивительном месте.

Я провела в парке “Лосиный остров” целый день, но успела познакомиться лишь с малым количеством удивительных красот этого волшебного места.

На следующем уроке

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона степей по сравнению с лесными зонами. Что ещё ты знаешь о степи? Если тебе приходилось бывать в степи, приготовься рассказать об этом на уроке.

Зоны степей находятся южнее лесных зон, а значит получают больше солнечного тепла, чем зоны лесов. Степь — это пространство, заросшее травой, в степи почти нет деревьев. Многие степи сейчас используются как сельскохозяйственные поля и под пастбища.

- Здравствуйте ребята. Посмотрите все ли у вас готово к уроку. Подровнялись. Настроились на уроке работать активно, внимательно. Садитесь.

- Сегодня у нас не простой урок. Мы с вами отправляемся в путешествие. А вот куда мы отправимся, вы должны разгадать! Закройте глаза, послушайте музыку и представьте картину по услышанному (учитель включает музыку со звуками леса, в это время открывает доску).

- Итак, какая картина возникла в голове при звуке музыки? Что вы представили? (спрашиваю 3-4 человек) Значит куда мы отправляемся в путешествие?

- Совершенно верно, ребята. Сегодня на уроке мы отправляемся путешествовать по лесу. Нас ждет много необычных тропинок, привалов и много интересного. А чтобы нам не заблудиться в лесу, к нам на помощь из леса пришел Лесовичек, который будет указывать путь и помогать справляться с трудными ситуациями.

- Лес это огромное богатство нашей планеты. Он таит в себе множество загадок и вопросов. Послушайте внимательно стихотворение и скажите, на какие вопросы нам необходимо ответить на уроке:

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

Вопрос за вопросом и так - целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

( во время чтения стихотворения учитель раскрывает вопросы на доске)

- Ребята, на какие вопросы нам необходимо ответить на уроке?

-Много испытаний нас ждет впереди?

- Отправляемся путешествовать по лесу?

Закрывают глаза и по музыке представляют окружающую картину.

Мы отправляемся путешествовать по лесу.

Слушают стихотворение о лесе.

2.Что заставляет людей вырубать леса?

3.Кто занимается незаконной охотой?

4.Отчего возникают пожары?

5.Куда занесены редкие животные и растения?

6.Зачем необходимо охранять и защищать лес?

1. Нужно соединить стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.(3мин)

Ольха Смешанный лес

Дуб Широколиственный лес

(Правильный ответ: Тайга – пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница;

Смешанный лес – пихта, береза, ольха, сосна, лиственница;

Широколиственный лес – липа, дуб, клен.)

2.Лесовичек предлагает нам разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1.Какое дерево является символом России?

2.Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.

4.Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

6.Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат ввер

7.Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный рабо ник, лесной носатый плотник.

8.Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными м одиночке.

9.Дерево с листьями в форме сердечка.

10.Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

11.Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвошш длинные, сидят парами.

Ребята выполняют задание по индивидуальным карточкам. После отведенного времени – сверка с доской.

- Какое ключевое высказывание получили?

- А как вы думаете почему?

- Открываем учебники на стр. 106. Как называется первый раздел, предложенный в учебнике?

- Самостоятельно, про себя прочитайте текст, возьмите в руки простой карандаш и по ходу чтения отметьте, для чего необходим лес, какое значение он имеет в жизни человека.

(После прочтения совместно с учащимися составляется схема о значении леса)

- Так чем же является лес для человека?

(Открывается первая карточка – “Место отдыха)

- А почему лес – аптека?

(Открывается вторая карточка “источник лекарственных растений”)

- В лесу человек находит себе пищу.

(Открывается карточка “Источник чистой воды и пищи)

- А как лес может обогреть человека?

(Открывается карточка “Источник топлива”)

- А для кого еще лес является домом?

- Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все.

На доске – схема.

Значение леса Место для отдыха человека

Источник лекарственных растений, ягод, грибов

Источник чистой воды и пищи

Дом для растений, грибов, животных

Защитник воздуха, водоемов, почв

- Какие роли выполняет лес?

- Чем является лес для воздуха?

- Ребята, мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. (Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха).

-На этой тропинке мы поговорим об экологических проблемах и охране природы.

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы?

- Давайте узнаем, о каких экологических проблемах сообщается в учебнике. Откройте стр. 107. (один хорошо читающий ученик читает текс, остальные следят)

- Скажите, так какие экологические проблемы существуют?

- Можем мы ответить на вопросы, которые поставили в начале урока: Что заставляет людей вырубать леса? Кто занимается незаконной охотой?

- Все ли это проблемы или есть еще?

- Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: .Куда занесены редкие животные и растения? (иллюстрирование животных, растений и насекомых, занесенных в красную книгу + региональный компонент)

-Часто из-за незнания природы или беспечности мы можем навредить лесу. Послушаете рассказ, найдите ошибки детей и объясните, к чему это может привести.

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, не забыли и магнитофон!

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

С охапкой луговых цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день.

- Какие ошибки совершили ребята?

- Можно было ехать в лес без учителя?

- Можно в лес брать магнитофон? А почему нельзя шуметь в лесу?

- Правильно ли ребята собирали грибы? Почему нельзя вырывать гриб с корнем, сбивать палками?

- Правильно ли ребята обращались с костром? Какую ошибку допустили? Давайте узнаем, как нужно правильно разводить костер. Откройте стр. 111. Прочитайте. Все ли правила соблюдали ребята? Можем мы ответить еще на один вопрос, который ставили в начале урока: Отчего возникают пожары?

Читайте также: