Плач сыгыт горловое пение сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Алтайская культура взаимодействует со всеми мировыми религиями, а народная музыка здесь — синтез всех азиатских звучаний. И это не удивительно, ведь Горный Алтай находится в самом центре Евразии. Виктория Хрусталева поговорила с алтайским музыкантом Добрыней Сатиным и узнала, как менялась музыка тюркских народов на протяжении веков и что собой представляет алтайская этнокультура сегодня.

На сегодняшний день алтайские филологи сохранили около 1300 фоноединиц музыки. Примерно 90% из них — песни и традиционные напевы, а самый большой пласт — самобытные музыкально-поэтические сказания о богатырях. Их исполняли кайчи — так называются народные сказители, которые странствовали со своими представлениями по селам. Кайчи живут на Алтае до сих пор.

В середине XX века большинство народов Центральной Азии практически потеряли традицию сказительства. Однако на Алтае была совершенно иная картина.

В 1950-е местные фольклористы начали активно записывать героические сказания, причем из уст самих сказителей и исполнителей горлового пения, получивших знания от своих учителей. Но и сегодня алтайцы по-прежнему бережно сохраняют свои музыкальные традиции.


О традиции сказительства на Алтае

Так вот, в этом произведении около 8 тысяч строк. Если его петь, это займет часов 12.

Эти сакральные знания, заключенные в стихотворные строки, исполнялись под музыкальные инструменты, передавались сыновьям или просто одаренным ученикам. Песня сказителя течет, словно речка. По своему усмотрению он может менять какие-то незначительные детали, но основные тезисы всегда оставались неизменными. Например, согласно шаманской мифологии, вселенная состоит из трех миров: верхнего, среднего и нижнего. И кайчи, исполняя свои сказания, вводит слушателя в эти миры.

И шаман тоже может странствовать по разным мирам. Тесно общается с духами, ведет масштабную энергетическую работу, может заглядывать вперед. Это целая религия, которая сильно повлияла на нашу культуру.

Мы поклоняемся духам местности: горам, рекам, кедрам.

Превозносим всё живое: алтайцы всегда были тесно связаны с природой. Она нас кормила, одевала, а мы относились к ней с почтением и отвечали добром.

О современных шаманах

Сказителей осталось мало, можно по пальцам пересчитать. Но их сказания сохранены нашими учеными из Института алтаистики. В основном со слов одного из главных наших Гомеров XX века — Алексея Григорьевича Калкина. Благодаря ему появилось множество переводов нашего героического эпоса на другие языки.

А вот шаманов, я считаю, у нас не так уж и мало. Особенно всё это очень распространено в селах, далеко в горах. И лично мне этот уклад по душе. Люди там живут, как в былые времена: минимум цивилизации, максимум труда. Для них нормально, что человек может видеть что-то сверхъестественное. А детям с раннего возраста прививают духовность. И это нормально, что есть люди, которые могут быть близкими к богу. В новый век, как я считаю, шаманом может стать любой человек, который будет работать духовно и физически.

Сегодня шаманам не нужно сильно бить в бубны, погружаться в глубокий транс или прыгать у костра. Потому что сейчас время бежит быстрее — появляются совершенно другие шаманы. Я называю так всех просветленных людей.


О развлечениях вдали от цивилизации

Кайчи — это сложная и серьезная миссия. Ведь ты, по сути, сохраняешь и передаешь знания будущему поколению. Эти люди всегда были в народе в почете. Представьте: не было ни радио, ни телевидения, и в деревню приходил сказитель. И это была настолько радостная весть — все садились у костра, оставляли все свои дела и слушали. Он ведь еще был и вестником: рассказывал, что видел в своих странствиях, чем живут соседи. И конечно, рассказывал сказки, а люди могли погружаться в эти миры, рисовать в своем воображении картины событий и образы героев. Основные герои — батыры , то есть богатыри. Они спасают алтайскую землю от злых духов и ханов, которые хотят ее поработить.

А если женщина начинала петь горловым пением, ее приравнивали к шаманке. Но таких, чтобы играли на музыкальных инструментах и пели, не припомню.

О магических ритуалах в исполнении

Когда кайчи читает сказание, он все образы оживляет: ему приходится странствовать по всем мирам, как и шаману, проживать все приключения вместе с батырами, совершать подвиги. Ритуалы бывают разные. Например, кайчи берет свой топшуур — струнный музыкальный инструмент — и для начала просит благословения у духов, затем у своего топшуура, чтобы песня лилась, чтобы топшуур помог рассказать ему эпическую историю. Это своего рода благопожелания — у каждого были свои. Лично я знаю что-то из эпоса, но у меня не такая феноменальная память. Я артист, который владеет техникой горлового пения.

О народных музыкальных инструментах

Например, топшуур — щипковый инструмент, под аккомпанемент которого исполняется героический эпос.

Но конечно, сегодня все музыкальные инструменты очень сильно видоизменились. Совсем древние выглядели так: кусок цельного кедра, обтянутый кожей, а вместо струн — конские волосы или сухожилия.

А наше поколение эти инструменты модернизировало. У современных топшууров уже есть лады, вместо конских волос — нейлон. Подобные инструменты есть в разных тюркских мирах. В Казахстане — домбра, в Киргизии — хомыс, в Горной Шории — хай-комыс. Каждый инструмент звучит по-разному, больше времени я уделяю варгану, или, как его еще называют, комусу . Мне нравится с ним медитировать. А на топшууре лучше ритмичные песни петь, на икили — смычковом инструменте — протяжные песни завывать. Эмоции абсолютно разные, и они все прекрасные.

О ложных связках и горловом пении

Есть несколько техник кая. Но всех их объединяют общие правила дыхания, подачи, упражнения для разработки связок. У каждого из нас есть так называемые ложные связки, которые мы не используем. Но они есть. Я думаю, что они со временем атрофировались, а древний человек примерно так и разговаривал.

В этом есть что-то такое звериное, древнее. И это определенные вибрации, а вибрации благоприятно влияют на человеческий организм.

О звукоподражании как способе общаться с природой

Это тоже из древних времен. Алтаец — человек, тесно связанный с природой. Во время охоты, чтобы заманить зверя, человеку приходилось самому становиться частью природы.

А как можно общаться с природой? Делать что-то похожее. Подражать звукам птиц, например, или, чтобы уверенно сидеть на коне, чтобы он тебя унес, ты должен говорить на его языке.

Так примерно и появились звукоподражания, которые стали частью сказаний и песен. Алтайская культура богата, но всё берется из природы: все традиции, законы. В них ничего лишнего. Всё давно уже придумано, просто надо наблюдать и учиться мудрости у предков.

О традиционном этно, трансформации реальности и экспериментах

О музыке всех кочевников

Народная музыка — отражение мировоззрения жителей Горного Алтая. В чем-то традиционного, в чем-то первобытного, а иногда современного. Но тем не менее здорово, что она по-прежнему живет и меняется.

Горловое пение


Горловое пение - уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосное соло.

Горловое (гортанное) пение является одной из сохранившихся техник шаманской практики (в Тибете связано с ламаистской традицией). Распространено в Тыве, Хакассии, Монголии, Башкортостане, Бурятии, Алтае, Тибете, Северной Африке и в некоторых племенах индейцев. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две (иногда даже три!) ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло.

«Горловое пение подражает звукам животных,

и создаваемые звуки созвучны вселенским.

Николай Ооржак – потомственный тувинский шаман (как известно, Тыва считается родиной сибирских шаманов), в совершенстве владеет всеми стилями горлового пения (хоомей – по-тувински): хоомей, сыгыт, каргыраа, эзенгилээр, борбаннадыр.

Он считает, что эта музыка помогает шаману восстановить целостность человека:

Хоть записи и не могут передать всю мощь вибраций горлового пения, но даже в них чувствуется преобразующая сила гортанного звука. Звук отзывается непосредственно в теле и в мыслях.

Помимо тувинской, сохранилась алтайская традиция горлового пения - кай, на котором исполнялся также героический народный эпос. Известный продолжатель традиции алтайского кая - Ногон Шумаров.

Он шаманизм не практикует, но как и Ооржак, занимался театром и выступает с концертами. Его вариант пения – концертный, хотя Ногон Шумаров признает и мощную целительскую силу этого пения:

Стили горлового пения

Основнымисчитаются 5 стилей - каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существует несколько разновидностей - думчуктар (пение в нос), хоректээр (петь грудью и открытой гортанью), хову каргыраазы (степное каргыраа).

О происхождении разных видов горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.

Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыраа), имеющий значение:

1. хрипеть, издавать хриплые звуки,

2. бурлить (при кипении, например, каши)

Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста.

В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.

В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие изолированными компактными группами на северо-западе.

Стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр -свистеть. Есть существительное сыгыт (свист). Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы - причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но эта мысль нуждается в научном обосновании. Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги -стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки. При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.

Эстетическое восприятие тувинцами традиционных звукоподражаний -охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого, развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний голосам домашних животных, имитации лесных зверей и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической функции.

На основе традиционных звукоподражаний развлекательного характера, в которых ярко сказалось свойственное тувинцам обостренное чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых голосов зверей и птиц., кличей журавля, гуся сироты, рева быка, заячьего камлания, имитации пения желтогрудой синицы возникло и распространенное в Туве двухголосое горловое пение, при котором у одного исполнителя отчетливо слышны два были уважаемыми людьми среди всех социальных слоев и групп населения.

КАЙ, или горловое пение – самый древний вид искусства алтайского народа.
Это больше, чем пение. Это уникальное, неподражаемое исполнение.
Оно имеет не только музыкальное исполнительское значение. Кай – это и глубокое философское осмысление жизни.

Видео: Youtube/Добрыня Сатин/Новая Азия.

Горловое пение звучит необычно и красиво. Алтайцы его даже считали исцеляющим - когда-то исполнители врачевали различные заболевания.

Кай сопровождается игрой на топшуре. Это алтайский щипковый музыкальный инструмент с двумя струнами из конского волоса.

Играя на топшуре, кайчи (исполнитель) озвучивает пение птиц, топот копыт, звон ударов сабель. Кайчи могут исполнять не просто песни, а целые истории - сказки и легенды.

Добрыня Сатин.jpg


Фото: Добрыня Сатин / VK / Евгений Бойко

Это отдельный вид алтайского фольклора - устное народное творчество, которое передаётся многими поколениями кайчи, ведь не каждый человек способен это повторить.

Ярким представителем данной культуры пения являются широко известная группа из Горно-Алтайска "Новая Азия" и их лидер Добрыня Сатин.

Кайчи Алексей Калкин и Мерген.jpg


Фото: Кайчи в третьем поколении Алексей Калкин / Медведев Александр

А теперь - включите звук на видео, послушайте впечатляет и завораживает же, правда?

Горловое пение — уникальный вид искусства извлечения звука, при котором исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно: основной тон и обертон. Таким образом получается двухголосное соло. Такое пение характерно для малых народов Сибири, Монголии, Тибета и некоторых других народов мира.

Интерес к горловому пению неуклонно растёт из-за его необычности, так как кажется просто невероятным тот факт, что эти звуки издает человек. Слыша их, чувствуешь, что соприкоснулся с архаичной культурой, наполненной мистицизмом. Ведь у многих оно ассоциируется с пением шаманов. Однако гортанное пение используют не только шаманы в своих ритуалах, это ещё и способ передачи народных сказаний.

К основным стилям горлового пения относят:

  1. каргыраа (кыркыра);
  2. хоомей (кюмей);
  3. сыгыт (сыхыт);
  4. борбаннадыр (бербендер);
  5. эзенгилээр.

Помимо основных стилей существуют ещё и разновидности: думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа), чыландык, деспен борбан, опей хоомей, буга хоомей, канзып, хову каргыраазы, кожагаркаргыраазы, даг каргыраазы и т.д.

Считается, что стиль каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Его используют народы Тывы. Он извлекается певцом при полуоткрытом положении рта.

Интересна легенда возникновения стиля хоомей. Юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение "хоомей". Это очень мелодичный и певучий стиль. На фоне мелодии в среднем регистре звучит обертон основного голоса — мелодия в верхнем регистре, которая либо вторит низкому тону, либо ведет свою музыкальную тему. Исполняется либо с текстом, либо без него.

При пении в стиле сыгыыт на фоне тихой мелодии в нижнем регистре звучит резкий, пронзительный свист (обертон). Пение Сыгыт всегда осуществляется без слов. Основной звук ЙО, ЙЙ или ЙА или ЙЯ. Он извлекается особым сдавленным положением голосовых связок при полуоткрытом положении рта.

В борбаннадыр звук опорный остинатный, более мягкий и тихий, чем в стиле каргыраа, сходен по тембру с низким регистром бас-кларнета. Он извлекается тем же положением голосовых связок, как и в стиле каргыраа, но при ином положении губ, сомкнутых почти вплотную. Он схожен с хоомеем и в некоторых местностях его так и называют.

Стиль эзенгилээр — по технике звукоизвлечения и по тембру звучания тождествен стилю сыгыт; он специфичен только в мелодическом отношении. При традиционном исполнении пьес стиля эзенгилээр верхом на лошади динамическая пульсация возникает естественным путем — толчками подъема всадника в стремени; если пьесы этого стиля исполняются не во время верховой езды, исполнитель вызывает динамическую пульсацию, подражающую ритму галопа, искусственным взмахом руки.

Горловое пение, это не только стиль в музыке, но и инструмент медитации, благодаря которому человек приобщается к языку природы. Это своеобразное музыкально-поэтическое мышление, обусловленное безграничной любовью к природе.

Что же касается ритуалов шаманов, то они издавали гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, "здоровой" частоте больного органа. Таким образом происходил процесс излечения человека. Трансовое состояние помогает шаману понять, какой звук необходим пациенту. Обертоны в голосе усиливают эффект, а также способствуют изменению состояния сознания человека.

Некоторые слушатели после концерта начинают ощущать внутри себя поток энергии, переживают необычные состояния сознания, вплоть до выхода из тела. Обертонное пение вызывает множество положительных эмоций, рождает в человеке желание развиваться духовно.

Горловое пение делает горло более расслабленным. В результате голос становится более глубоким и мощным в повседненвной жизни. Также, благодаря горловому пению, можно избавляться от различных заболеваний горла, таких как ангина, першение в горле. Оно помогает снять усталость, избавиться от депрессий.

Занятие горловым пением, равно как и просто его слушание, благоприятно влияет на душевное состояние и здоровье человека.

Читайте также: