Песнопения и молитвы сообщение

Обновлено: 06.07.2024


В последние годы своей жизни Георгий Васильевич много болел. Он практически не выходил из дома, но его дневниковые записи, которые он начал вести с 1950-х гг., стали переосмыслением исторической действительности. Яркие, короткие мысли блистали точностью формулировок и глубиной.

Духовные хоры Свиридова в большинстве своем не могут звучать на богослужениях в храмах. Главная причина здесь — подход Свиридова к каноническим текстам как к поэтическим, которые он по своему усмотрению порой позволял себе частично изменять. Однако такие замены слов иногда оказывались случайными описками 21 . Те из хоров, которые годны для употребления во время богослужений, лучше всего исполнять как запричастный концерт, ввиду своих музыкальных особенностей 22 и продолжительности 23 .

Список использованной литературы

  1. Музыкальный мир Георгия Свиридова. Сборник статей (составитель А. С. Белоненко). М.: Советский композитор, 1990.
  2. Полное собрание сочинений Георгия Свиридова в 30 т. (под редакцией В. А. Чернушенко и А. С. Белоненко). Т. 21. М.-СПб.: Национальный Свиридовский фонд, 2001.
  3. Георгий Свиридов в воспоминаниях современников (под редакцией А. Б. Вульфова; автор предисловия В. Г. Распутин). М.: Молодая гвардия, 2006.
  4. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки (составитель А. А. Золотов). М.: Советский композитор, 1983.
  5. Чайковский Б. А. Книга о Свиридове. М., 1990.
  6. Сохор А. Н. Свиридов Георгий Васильевич. // МЭ в 6 т. Т. 4. (главный редактор Ю. В. Келдыш). М., 1978.


Композитор А. В. Никольский. Часть 1
Автор: Диакон Анатолий Трушин
Он действовал целенаправленно, заранее составлял темы и планы песнопений, которые надо было впоследствии изучать. Так же он подробно расписал весь репертуар к каждой службе, чтобы каждое песнопение подходило друг к другу характером.


О композиторе А.В. Александрове
Автор: диакон Анатолий Трушин
Александр Васильевич Александров вошел в историю церковного и советского музыкального искусства главным образом как автор неоспоримо прекрасных, неповторимо оригинальных песен, а также как создатель единственного в своем роде Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской армии. Александр Васильевич - автор гимна СССР, а теперь его музыка является и гимном Российской Федерации.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Особенности Богослужебного пения в его догматическом значении.

Три периода становления русского богослужебного пения.

Первый период

Но период ученичества продолжался недолго, вскоре появились и русские мастера пения. Были они монахами, профессионально занимающимися пением. Как и первые русские иконописцы, доместики — певцы — были почитаемы. До нашего времени дошли имена немногих — древнерусская православная культура была соборной, авторство указывалось далеко не всегда.
Распевщики:
Хорошо известен Стефан, ученик преподобного Феодосия и его преемник в качестве игумена лавры. Это было самое начало века, год.

Что представляла из себя древнерусская крюковая нотация? Конечно, она была преемницей нотации старовизантийской, где не фиксировалась точная звуковысотность. Но на русской почве в нее были внесены значительные изменения. Если византийская мелодика носила взволнованный характер и тяготела к подчеркнутой экспрессии, то при пересадке ее на славянскую почву она обретала более плавный, спокойный характер, мелодическая линия выравнивалась, что приводило к появлению специфических русских оригинальных формул — попевок.

Второй период

За вторжением орд, приведших к опустошению русских земель и — соответственно — к упадку — уже в веке появляются признаки вновь наступающего подъема.
Центром возрождения Руси становится Москва, потому и весь период от до века можно называть московским. В веке произошло обновление монашеской жизни, осуществляемое подвижниками во главе с преподобным Сергием, и монастырская реформа с переходом на общежительный устав.

Совершенно естественно, что обновление это коснулось и русского богослужебного пения. Центрами певческой реформы стали монастырь, но в первую очередь — лавра. Именно в рукописях лавры, датируемых веком, можно обнаружить самые ранние образцы знаменного распева — старейшей формы богослужебного пения.
Распев — это понятие не только мелодическое, но богослужебное и календарное. Бог проявляет себя через определенный порядок, и пение — одно из проявлений этого порядка. Ведь распев — это порядок мелодий, мелодический чин. В этом мелодическом чинопоследовании каждая конкретная мелодия закреплена за определенным богослужебным текстом или группой текстов, а также привязана к определенному времени суток, недели, года. Это единая мелодическая система, призванная организовывать неким сакральным ритмом и освящать собой внутреннюю жизнь человека.

И с этих пор становление певческой системы идет уже не по линии развития структур, а по линии присоединения новых структур к уже существующим. То есть не создаются новые системы, а лишь редактируется уже существующая. В том же веке возникают путевой и демественный распевы, а чуть позже — и большой знаменный. Это были образцы мелизматического пения, предназначенного для особых праздничных служб.
Любопытно, что в этот второй период возникли особо торжественные богослужебные чинопоследования с элементами театрализации — например, Шествие на осляти — причем последнее могло осуществляться только при участии царя и патриарха. Царские особы в московский период вообще принимали активное участие в деле богослужебного пения. Профессиональное певческое воспитание получил царь Алексей Михайлович, царь Фёдор составлял песнопения, царица София переписывала богослужебные певческие книги, а Петр Первый выпевал труднейшие басы партесных песнопений. В веке появились первые теоретические памятники — азбуки, кокизники и фитники.

Гимнографы Второго Периода

Расцвет и упадок богослужебного пения.

Расцвет богослужебного пения — на протяжении века — постепенно перерождался в упадок. И уже начиная с века следующего — — можно говорить о полном перерождении пения в церкви.

К этому привели сразу несколько факторов:

Распев как мелодический чин, порожденный чином монашеской жизни, просто не мог найти опоры для своего существования в создавшихся условиях.

— принцип концерта вытесняет принцип распева,

— невменная письменность и центонная техника предаются полному забвению,

— их место занимают линейная нотация и композиторская техника.

— Тон начинают задавать иностранные капельмейстеры: Арайя, Галуппи, Сарти и другие, в то время как русские композиторы начинают обучаться в Италии.

— В результате всего этого пение в Русской Православной Церкви перестало быть истинным образом ангельского пения, а превратилось в более или менее удачное следование оперным и концертным образцам западной музыки.

Различие понятий: петь и играть.

Преподобный Феодосий, обратившись к князю, тихо сказал:

Назначение пения в храме виделось ими совсм в другом. Вот что пишет зачинатель партесного пения на Руси Николай Дилецкий:

Потом распевщики — для пущей убедительности и реализуя свой творческий потенциал — стали позволять себе вольности в интерпретации каноничных распевов. Просиходило размытие строгой мелодической системы пения. Отсюда проистекает разнообразие и контрастность мелодического материала как в рамках отдельного песнопения, так и в рамках целой службы, построенных на принципе концертности. I аким образом, если принцип распева обеспечивает единообразие и порядок или мелодический чин, то принцип концерта приводит к разнообразию и произволу, а в конечном счете — к мелодическому бесчинию.

Третий Период

Однако этот третий период, ознаменовавшийся поначалу полным попранием богослужебного пения и торжеством музыки, таил в себе и совсем иные тенденции. Уже в середине XVIII века две сильные личности положили начало духовному возрождению. Один из них — преподобный Паисий Величковский, возобновивший учение о духовной молитве, другой — преосвященный Гавриил, митрополит Петербургский, создавший некие питомники монашества, откуда это учение могло распространяться.

Возрождение монашества и старчества повлекло за собой как возрождение принципа распева, так и возвращение к основам древнего богослужебного пения. Прежде всего это касается монастырей, где концертный принцип разрозненных самостоятельных песнопений заменяется принципом подчинения песнопений единой мелодической системе распева.

Именно в это время формируются такие монастырские распевы, как

— распев лавры, нотные издания которых выходят в начале XX века.

— В это же время возникают и неполные последования местных песнопений — таких, как напев Оптиной пустыни, напев Глинской пустыни и другие неполные монастырские напевы.

— Одновременно с практическим восстановлением принципа распева началось теоретическое изучение основ древнерусской певческой системы.

— Блестящие ученые и палеографы веков раскрыли многие секреты русского осмогласия, попевочной техники и крюковой нотации. Благодаря этому древнерусская певческая система перестала быть совершенно недопустимым и уже сейчас может быть положена в основу современной церковнопевческой практики.

Сложность и противоречивость третьего периода

Но вся сложность и противоречивость третьего периода заключается в том, что большинство регентов, певчих и всех тех, в чьих руках находились судьбы богослужебного пения, игнорировали духовное возрождение монашества, не прислушивались к монастырскому певческому опыту XIX веков и не знали трудов православных иерархов и иереев, всю жизнь посвятивших изучению древнерусского пения. Именно эта тенденция унаследована и современными клирошанами, живущими как бы в мире, в котором не началась еще деятельность старца Паисия и в котором не прозвучали еще слова оптинских и валаамских старцев.



01. Колокольные перезвоны


I. Неизреченное чудо

02. 1. Господи, спаси благочестивые

03. 2. Святый Боже

04. 3. Достойно есть

05. 4. Рождественская песнь

06. 5. Слава и Аллилуйя

07. 6. Неизреченное чудо


08. Колокольные перезвоны


II. Три стихиры (монастырские) для мужского хора

09. 1. Заутренняя песнь

10. 2. Кондак о мытаре и фарисее

11. 3. Господи, воззвах к Тебе.


12. Колокольные перезвоны


III. Странное Рождество видевше.

13. 1. Слава Пресвятой Троице (быстрая)

14. 2. Приидите, поклонимся

15. 3. Слава (монастырская)

16. 4. Покаяние блудного сына

17. 5. Слава (тихая)

18. 6. Помилуй нас, Господи

19. 7. Странное Рождество видевше.

01. Колокольные перезвоны


IV. Из Ветхого Завета

02. 1. Царь славы

03. 2. Песнь очищения

04. 3. Господня земля


05. Колокольные перезвоны

06. 1. Величание Богородицы. "О, Всепетая Мати. "

07. 2. Моление св. Апостолу Иоанну Богослову

08. 3. Господи, воздвигни силу Твою.

09. 4. Предательство Иуды

10. 5. Се Жених грядёт.

11. 6. Молитва слепаго

12. Колокольные перезвоны

13. 7. Тайная вечеря

14. 8. Величание Пасхи

15. 9. О России петь.

16. 10. Вечная память


Исполнители:
Хор Государственной Третьяковской галереи
Хор Московского Сретенского монастыря (регент — Никон Жила)
Солисты:
Надежда Смирнова (сопрано)
Екатерина Ковалева (сопрано)
Татьяна Жеранже (контральто)
Андрей Немзер (тенор)
Тимур Бондарчук (баритон)
Дмитрий Белосельский (бас)
Андрей Крыжановский (бас)
Дирижёр: Алексей Пузаков

Запись концерта, состоявшегося 16 апреля 2008 года в Большом зале Московской государственной консерватории

Сегодня мы познакомимся с основными видами литургических песнопений.


История богослужебного пения

Всякий человек, приходя в храм, открывает для себя дивный мир богослужебного искусства — иконописи, архитектуры, поэзии и, конечно — пения.

Главное же назначение, например, храма — произведения архитектуры — быть местом для совершения богослужения и — главое — Бескровной Жертвы. Назначением иконы будет — помочь возвести ум и сердце человека к Первообразу — тому, кто изображен на иконе и, будучи абсолютно реальным, но невидимым в нашем мире, внимает молитвам…

Все эти качества должны быть и у музыки, звучащей в храме, только тогда ее можно будет по праву назвать богослужебным искусством.

photosight.ru. Фото: Еля Старикова

Музыка — искусство, предназначенное для удовлетворения душевных потребностей человека, посредством пения и/или игры на музыкальных инструментах. Не имеет музыкально-выразительных ограничений. Может рассматриваться, как нечто самодостаточное (условно говоря, на концерт собираются ради музыки, и только: одни – чтобы исполнять, другие, чтобы слушать).

Богослужебное пение – это вид певческого /литургического / творчества, предназначенный для совершения богослужения пением (посредством пения), где тексты произносятся нараспев. Мелодические модели (на основе которых распеваются тексты) были выработаны соборным разумом, а музыкально-выразительные средства прошли строгий отбор и были приняты Церковью к употреблению.

Виды и названия песнопений:

Стихира

Разновидности:

3. На стиховне (стих следует за стихирой).

4. На литии (стихов нет).

5. По 50-м псалме (на утрени на праздничной службе: полиелей и Всенощное бдение).

7. Блаженны на литургии на 3-м изобразительном антифоне

Тропарь

строфа из 4-6 строк, содержащая главную мысль праздника.

Канон

Кондак и связанный с ним Икос

Акафист

Ипакои

Антифон

антифоном могут быть названы те песнопения, которые всегда исполняются (или, по крайней мере, должны исполняться) двумя хорами попеременно.

Разновидности

1. В литургии – псалмы литургии оглашенных, составляющие первые три ее антифона (в начале, сразу после великой ектении): а) будничные, б) изобразительные, в) праздничные.

Седален

Прокимен

Разновидности:

1. Обычный – двукратное пение стиха псалма с промежуточным (между повторениями первого) стихом и разделенным между чтецом и хором 1м стихом в конце.

2. Великий (т.е. большой), состоящий из четырех, а не двух стихов; окончание – как у обычного. Положен на вечерни в субботу и вечерни Господских двунадесятых праздников.

Аллилуарий

Катавасия

Эксапостиларий или Светилен

Причастен (Киноник)

Читайте также: