Песни великой октябрьской революции сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Наследие русской революционной песни многообразно. Она являлась могучим средством революционной агитации, помогала разъяснять цели и задачи освободительного движения. В песнях лирических и лиро-эпических (повествовательных), сатирических и героических (гимнических) — отражен широкий и многосторонний мир чувств и мыслей, волновавших лучших людей революционной России. Революционные традиции, нашедшие отражение в песнях, переходили от одного поколения к другому. Революционная песня становится органической частью народного творчества.

Пропаганде песни всегда уделялось серьёзное внимание. Важным средством такой пропаганды служили листовки, песенники. Невиданная в истории человечества творческая инициатива и самодеятельность народных масс внесла много нового в разработку идей, тем и образов революционного фольклора. Его произведения пользовались исключительной популярностью среди трудящихся молодого Советского государства, что в свою очередь, стимулировало расцвет народного песнетворчества. Сохранялись сюжетно-тематические и музыкальные традиции революционного фольклора, но они обновлялись и обогащались многомиллионными массами рабочих, крестьян и солдат, которые отныне пробудились к творчески-созидательной жизни.

Коммунистическая партия с большим вниманием относилась к выявлению народных талантов. Центральная, областная пресса, особенно фронтовая печать, проводила специальные конкурсы по созданию боевых текстов; публиковала стихи, песни, очерки, рассказы, в которых отражены процессы роста народного творчества.

Рождение советского эпоса, посвященного вождям партии и государства, опиралось на опыт, накопленный преимущественно историческими песнями: на первых порах использовалась старая крестьянско-солдатская мелодика, старинное народное многоголосие, народные лады.

Многосторонне отражены стилистические особенности революционного фольклора в десяти поэмах для хора Д. Шостаковича.

Русская революционная песня живет в нашей современной действительности. Она является живым наследием дорогого для нас прошлого, освещенного ярким светом совершенно особой, неповторимой романтики. В революционной песне живы образы самоотверженных, мужественных и в то же время поразительно скромных людей, в глухое и беспросветное время вступивших в тяжелую, неравную и смертельную борьбу с могущественным врагом. Образы людей Революции с их высокими и благородными идеями получили воплощение в старой революционной песне, обеспечивают ей совершенно особую роль в идейном и нравственном воспитании многих поколений советской молодежи. Именно Д. Д. Шостакович в своих поэмах для хора обратился к благородным образам людей Революции, правдиво раскрыл их духовный мир, глубокое своеобразие мира их лирики и высоко поднял самую личность революционера-большевика, неизменно при этом пользуясь обобщением образов и музыкально-интонационного языка революционной песни.

В революционной песне воплощается целый комплекс передовых идей, образов, поэтических и музыкальных средств выражения, новый поэтический и музыкальный язык. Революционная песня является общенациональным искусством, активно устремленным и внедренным в массы трудового народа, более высоким и исторически более передовым, нежели существовавшие до него народные, бунтарские и разбойничьи песни. Канун и проведение Октябрьской революции и годы гражданской войны — это период перерастания старой подпольной, нелегальной революционной песни в массовую песню победившего народа. Русская революционная песня звучит и ныне как прекрасное, высокое и благородное песенное наследие, достигнув в этот период кульминации своего развития.

Читайте также: