Сообщение о патриархе иоакиме

Обновлено: 08.05.2024

Патриарх Иоаки́м (в миру Иван Петрович Савёлов-первый; 6 января 1621, Можайск — 17 марта 1690, Москва) — девятый и предпоследний в досинодальный период патриарх Московский (26 июля 1674— 17 марта 1690).

Содержание

Биография

Происходил из рода можайских дворян Савеловых; один из предков в конце XV был новгородским посадником.

В 1655 году оставил военную службу и принял монашество, вступив в число иноков Киево-Межигорского монастыря.

В 1664 году, по назначении чудовского архимандрита Павла на кафедру митрополитов Сарских и Подонских, поставлен архимандритом Чудова монастыря, вследствие чего стал в близкие сношения ко двору и к самому царю Алексею Михайловичу. Также сблизился с полковником Артамоном Матвеевым.

В 1672 году поставлен в митрополиты новгородские. Ввёл в своей епархии определенную, единообразную для всех церковную дань, отменил обычай посылать из митрополичьего приказа для сбора этой дани светских чиновников, которые допускали злоупотребления, и повелел собирать эту дань поповским старостам.

В начале царствования Феодора Алексеевича был в числе фактических правителей государства наряду с Иваном Милославским.

В конце апреля 1682 года был во главе совершивших дворцовый переворот, в результате которого царём был объявлен младший брат покойного Феодора Алексеевича — царевич Петр Алексеевич.

25 июня 1682 венчал Петра и его старшего сводного брата Иоанна Алексеевича на царство.

В 1686 исходатайствовал царскую грамоту о неподсудности лиц духовного сана гражданским властям.

В 1687 установил общую для всех епархий норму церковных даней и пошлин.

Решительно противодействовал планам коронации Царевны Софьи, что породило в среде её партии план низложения (и даже убийства) Иоакима и возведения на Патриарший престол Сильвестра Медведева. Во время событий августа 1689 фактически стал на сторону Петра в его противостоянии с Софьей, оставшись с ним в Троицком монастыре.

Борьба с расколом



Московская церковь при Иоакиме

На соборе 1675 года рассмотрен был также чиновник (служебник) архиерейского служения; изданы строгие постановления против роскоши в одежде духовенства.

Собор 1682 года рассмотрел вопросы о мерах против раскольников, а также обсудил предложение царя о разделении Русской Церкви на 12-и митрополичьих округов и открытии 33 епархий, но с проектом не был принят епископатом, который видел в нём угрозу своим полномочиям и доходам.

Осенью 1686 года Киевская митрополия была подчинена Московскому Патриархату.

Были изданы, после предварительного просмотра и исправления: Шестоднев (1678), богослужебные книги: Требник (1680), Псалтирь (1680), Минея общая (1681), Октоих (1683), Часослов (1688) и Типикон (1682). Исправлен был и Апостол, но, по-видимому, не был напечатан.

В марте 1681 по указу Патриарха была основана сподвижником Иерусалимского Патриарха Досифея иеромонахом Тимофеем Типографская школа, ставшая основой для учреждённой в 1687 Славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в Московии.

Борьба с иноземным влиянием

Иоаким был противником иноземного, главным образом западного, влияния на Московскую православную церковь. Он противостоял латинизации русской культуры, боролся с католическим влиянием. В частности Иоаким настоял на том, чтобы учителем будущего государя Петра I был не Сильвестр Медведев, а Никита Зотов [3] .

После мятежа 1689 года и казни Феодора Щегловитого Патриарх настоял на высылке из Москвы иезуитов. В 1689—1690 годах борьба с иноземным влиянием достигает своего пика. Многие иноверцы подвергаются высылке или казни. Характерным эпизодом этой борьбы является, например, сожжение в октябре 1689 года на Красной площади вместе с своими книгами немецкого поэта и мистика Квирина Кульмана [4] .

Интересные факты

Киновоплощения

Литература

  1. Гаврилов, А. В. Литературные труды патриарха Иоакима. СПб., 1872.
  2. П. Смирнов. Иоаким, патриарх Московский. М., 1885.
  3. Г. Миркович. О времени пресуществления св. Даров. Вильно, 1886.
  4. Барсуков И. П. Всероссийский патриарх Иоаким Савелов. СПб., 1890. .
  5. Патриарх Иоаким и его время. Материалы XI Российской научной конференции, посвященной памяти Святителя Макария. Ред. Л. С. Кертанова. Можайск, 2004.

Примечания

Ссылки

Второй патриарший период (с 1917):

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 6 января
  • Родившиеся в 1621 году
  • Умершие 17 марта
  • Умершие в 1690 году
  • Умершие в Москве
  • Местоблюстители Московского патриаршего престола
  • Епископы Русской православной церкви
  • Патриархи Московские
  • Дворяне России
  • Родившиеся в 1620 году

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Иоаким (Патриарх Московский)" в других словарях:

Иоаким, патриарх — Патриарх Иоаким 9 й Патриарх Московски … Википедия

Иоаким (патриарх) — Патриарх Иоаким 9 й Патриарх Московски … Википедия

Иоаким патриарх — Патриарх Иоаким 9 й Патриарх Московски … Википедия

Патриарх Московский Питирим — Патриарх Питирим 8 й Патриарх Московский и всея Руси … Википедия

Патриарх Московский Пимен — Патриарх Пимен 14 й Патриарх Московский и всея Руси … Википедия

Патриарх Московский Тихон — Патриарх Тихон 11 й Патриарх Московский и всея Руси … Википедия

Патриарх Московский и всея России — Патриарх Тихон 11 й Патриарх Московский и всея Руси … Википедия

Патриарх Московский и всея России Тихон — Патриарх Тихон 11 й Патриарх Московский и всея Руси … Википедия

Патриарх Московский Гермоген — Патриарх Гермоген 2 й Патриарх Московский и всея Руси … Википедия

Патриарх Московский Иов — Патриарх Иов 1 й Патриарх Московский и всея Руси … Википедия

(Савёлов Большой Иван Петрович; 6.01.1621, Можайский у.-17.03.1690, Москва), патриарх Московский и всея Руси. И. был старшим сыном можайского помещика, царского кречетника Петра Ивановича Савёлова и Евфимии Реткиной (Редькиной) (в иночестве Евпраксия). В семье кроме него было 5 детей: Павел, Тимофей, Иван Меньшой и 2 дочери, одну из к-рых звали Евфимией. Отец И. принадлежал к можайской ветви рода Савёловых - потомственных мастеров соколиной охоты; мн. родственники И. служили государевыми сокольниками: дед Иван Осенний Софронович со старшими братьями Федором Арапом и Василием, двоюродные дяди Акиндин Иванович, Григорий Федорович и Гавриил Васильевич, двоюродный брат Иван Федорович.

Наряду с митр. Павлом и архиеп. Иларионом И. принимал участие в увещеваниях старообрядцев, в частности присутствовал на одной из предшествовавших Собору бесед митр. Павла с Авраамием, во время к-рой чудовский настоятель остановил архиерея, с кулаками набросившегося на Авраамия. 16 нояб. 1671 г. И. по поручению Алексея Михайловича приезжал к Ф. П. Морозовой, чтобы убедить ее покориться царю и оставить раскол. Поездка была безуспешной, в тот же день И. объявил Морозовой и кнг. Е. П. Урусовой об аресте. И. присутствовал при 1-м допросе сестер, к-рый прошел в Чудовом мон-ре 18 нояб.

Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта в Московском Кремле 15 мая 1682 г. Худож. О. Россиньон. 1839 г. (ГИМ)

Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта в Московском Кремле 15 мая 1682 г. Худож. О. Россиньон. 1839 г. (ГИМ)


Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта в Московском Кремле 15 мая 1682 г. Худож. О. Россиньон. 1839 г. (ГИМ)

В нояб. 1681 - февр. 1682 г. действия по укреплению Православия стали предметом обсуждения предсоборных комиссий и церковного Собора. Инициатором их созыва был царь Феодор Алексеевич, предложивший патриарху ряд мер, главной целью которых была борьба с распространявшимся старообрядчеством. В целях усиления контроля архиереев над епархиальной жизнью царь предложил разделить территорию Русской Церкви на 12 митрополичьих округов, состоящих из 72 епархий, в каждом из митрополичьих округов предусматривалось организовать от 2 до 20 епископских кафедр. Данный проект, соответствовавший греч. системе управления, должен был значительно ограничить власть патриарха. Собор решительно отклонил предложение царя, поддержав лишь мысль о необходимости открытия новых кафедр. После долгих споров были образованы 4 епархии: Холмогорская, Великоустюжская, Воронежская и Тамбовская. (По-видимому, более ранний проект изменения адм. устройства Русской Церкви, автором к-рого являлся любимец царя и его бывш. воспитатель латинофил Симеон Полоцкий, предусматривал учреждение помимо митрополичьих округов 4 Патриарших кафедр (Новгородской, Казанской, Ростовской и Крутицкой); первоиерархом Русской Церкви мыслился Никон, к-рый по возвращении из ссылки должен был воспринять титул папы, а И. предполагалось перевести на Новгородскую кафедру. Смерть Симеона Полоцкого (25 авг. 1680) и кончина Никона (17 авг. 1681) сделали этот проект неактуальным.) В др. инициативе царя - борьбе с местничеством - И. поддержал Феодора Алексеевича и одним из первых в 1682 г. подписал указ об отмене местничества, участвовал в публичном сожжении разрядных книг.

И. прилагал много усилий для поддержания авторитета патриаршей власти, боролся с личными противниками. Одну из главных опасностей в этом отношении для И. представлял ссыльный Никон, не признавший законности суда над ним, не считавший И. патриархом и называвший в письмах и челобитных патриархом себя. Весной 1676 г., вскоре после кончины царя Алексея Михайловича, Боярская дума и И. постановили перевести Никона из Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. монастыря в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь с более строгим режимом содержания. Несмотря на неприязнь И. к низложенному первоиерарху, И. нельзя считать инициатором этого решения, авторами которого в первую очередь были бояре, резко настроенные против Никона (в первые месяцы после кончины Алексея Михайловича при дворе были сильны старообрядческие настроения). На заседании думы патриарх даже выступил против предложения бояр заключить Никона в земляную тюрьму в Кирилловом мон-ре (т. е. поступить с ним подобно тому, как Алексей Михайлович поступил с Аввакумом Петровым, Лазарем, Епифанием и Федором Ивановым). 14 мая решение думы было утверждено Собором. В 1678 г. стали очевидны симпатии Феодора Алексеевича и его окружения к Никону. По свидетельству биографа Никона И. Шушерина, самодержец неоднократно обращался к И. с просьбой освободить низложенного патриарха из заточения и разрешить ему жить в Воскресенском мон-ре (по-видимому, в связи с этими планами стоит проект Симеона Полоцкого о преобразовании епархиального деления Русской Церкви и об усвоении Никону сана папы), на что И. отвечал решительным отказом. Без согласия первосвятителя царь повелел перевезти Никона в Воскресенский мон-рь; по-видимому, предполагалось, что бывш. патриарх также прибудет в Москву, где его встретит царь. Однако в пути Никон скончался. И. отказался благословить совершение похорон по чину погребения патриарха и не участвовал в церемонии, состоявшейся 25 авг. 1681 г. в присутствии царской семьи. Возможно, в результате этого конфликта отношения между царем и И. обострились, что вылилось в столкновение, поводом для которого стало решение царя о возведении в сан митрополита 25 марта 1682 г. своего любимца - Суздальского архиеп. св. Илариона. Действия царя вызвали гнев И., к-рый снял с себя знаки архиерейского сана и облекся в простое монашеское платье, угрожая оставить Патриарший престол. Вскоре конфликт был исчерпан, и не позднее 16 апр. того же года Иларион получил сан митрополита. В окт.- нояб. 1675 г. И. предал архиерейскому суду Коломенского архиеп. Иосифа, позволявшего себе выпады по адресу первоиерарха. По инициативе И. 14 марта 1676 г. Собор осудил и приговорил к ссылке в Кожеезерский в честь Богоявления муж. мон-рь духовника умершего царя Алексея Михайловича протопопа А. С. Постникова. В апр. 1685 г. Собором был осужден Смоленский митр. Симеон (Милюков). По мнению П. Н. Попова, главной причиной осуждения было несогласие митр. Симеона с И. по вопросам церковной жизни (в окт. 1686 после покаяния митр. Симеон вернулся на кафедру). При этом И. не был сторонником крайних мер наказания противников; по-видимому, он не был причастен к приказу о сожжении пустозерских узников 14 апр. 1682 г.

При И. состоялся переход Западнорусской митрополии под власть Московского патриарха. 24 окт. 1685 г. новоизбранный Киевский митр. Гедеон (Святополк-Четвертинский) прибыл в Москву и принес присягу И., в 1687 г. переход Киевской митрополии в юрисдикцию Русской Церкви был признан К-польским патриархом. И. пытался контролировать деятельность Киево-Печерской типографии, указывая на недопустимость выпуска книг без предварительного свидетельствования в Москве, добивался признания укр. церковными деятелями правосл. т. зр. на время преложения Св. Даров. В 1689 г. И. отклонил просьбу Львовского еп. Иосифа (Шумлянского) об учреждении Галицкой митрополии в юрисдикции Московского патриарха.

Ист.: ДАИ. Т. 5. № 26. С. 99-100; Чиновник патриарха Иоакима, писанный Афанасием // ВОИДР. 1856. Кн. 24. С. 45-100; Житие и завещание святейшего Патриарха Московского Иоакима. СПб., 1879; Житие и завещание святейшего Патриарха Московского Иоакима, по списку Моск. Румянцевского музея. Острогожск, 1896 2; Савёлов Л. М. Материалы для истории рода дворян Савёловых: (Потомство новгородских бояр Савёловых). М., 1894. Т. 1. Вып. 1; Острогожск, 1896. Т. 2. (Моск. Собор, 1666-1667). С. 73.

Иконография

Иоаким – девятый патриарх Московский и всея Руси с 1674 по 1690 годы, в миру Иван Петрович из рода Савеловых, бывших при царском дворе кречетниками (теми, кто заведовал соколиной охотой).

Нам ничего не известно о детстве и юности будущего главы Русской Православной церкви, помимо этого происхождение патриарха туманно, так как в источниках есть упоминание о двух Иванах Савеловых, которые были приписаны к рейтарскому полку организованному по новому строю, при этом второй был стряпчим в дворцовом приказе.

Карьера священнослужителя

Тем не менее, историки склоняются к первому варианту. Карьеру священнослужителя Иван Савелов начал после похода на Смоленск в 1655 году. За год до этого в жизни Ивана произошла трагедия: во время эпидемии умерла его жена и 4 дочерей, сам Иван в это время был на войне. Это трагическое событие, скорее всего, подтолкнуло бывшего тогда кадрового военного уйти в Киево-Межигорский монастырь и принять постриг.

Несмотря на то, что у Иоакима не было основательного церковного образования, в том числе он не знал греческого, ему удалось сделать отличную карьеру, по большей части благодаря организаторским способностям. Не стоит забывать и о религиозном рвении, благодаря которому на него и обратили внимание иерархии, подобные Никону. Выходцы с окраинных монастырей считались особенно крепкими в вере, а Киево-Межигорский монастырь, где Иоаким начинал простым иноком, считал своим образцом для подражания Афонский монастырь.

Через несколько лет в 1663 году он станет архимандритом Чудова монастыря, и в это время тучи сгустились над Никоном. Иоаким не стал поддерживать уже бывшего своего покровителя и быстро перешёл на сторону его противников, сыграв важную роль на большом соборе 1666-1667 годов. В результате Никон лишился патриаршества, а раскольников окончательно предали анафеме.

После в 1672 году Иоаким рукоположили в сан митрополита Новгородского. С позиции митрополита Иоаким смог влиять на региональную политику, запретив светским чиновникам собирать церковную дань, которые злоупотребляли своими обязанностями, передав эти полномочия церковным старостам.

В 1674 году умер патриарх Питирим, и его преемником стал Иоаким. Став патриархом он выбрал 3 направления своей политики: борьба с расколом, борьба с латинским влиянием и усиление позиции церкви.

Усиление позиций церкви

Патриарх Иоаким идейно продолжал дело Никона, который вдохновлялся примером Филарета. Иоаким фактически бросил вызов государю в 1674 году, посадив на цепь его духовника Андрея Савинова за преступление, о котором не осталось упоминания.

Царь пошёл на уступки и просил Иоакима не предавать дело огласке на священном соборе. Так Иоаким смог добиться в 1675 году ликвидации Монастырского приказа, который ведал церковным судом и вотчинными делами церкви, что сильно ограничивало её автономию. Ликвидация этого органа затянулась до 1677 года. Выводя церковь из-под юрисдикции государства Иоаким продолжал политику, которую проводил, будучи митрополитом Новгородским.

Ещё один момент, обозначивший важность церкви - это коронация Фёдора Алексеевича в 1676 году. Обряд венчания на царство Феодора Алексеевича содержал 2 важных изменения, без сомнения, внесенных по воле Иоакима, роль которого в обряде была чрезвычайно велика.

В отличие от деда и отца Феодор Алексеевич не сам венчал себя, а был венчан патриархом. Второе изменение чина заключалось в том, что при венчании самодержец причастился не у царских врат, как это было принято в России раньше, а в алтаре - как священнослужитель, что соответствовало византийской практике.

В 1681-1682 в ходе работы предсоборных комиссий и церковного собора, созванных по инициативе Фёдора Алексеевича, им был предложен ряд мер по укреплению церковной организации. Царь предложил разделить территорию церкви на 12 митрополичьих округов, состоящих из 72 епархий, а в каждом из митрополичьих округов организовать от 2 до 20 епископских кафедр.

Данный проект, похожий на греческую систему управления, существенно ограничил бы власть патриарха. Собор отклонил предложение государя, однако церковные иерархи согласились создать 4 новых епархии и дополнительные епископские кафедры для борьбы со старообрядцами. Также Иоаким поддержал царя в желании отменить местничество, которое давно приносило больше вреда государству, чем пользы.

Борьба с расколом

С расколом можно бороться двумя способами: стараясь разрешить конфликт мирным путем, добившись компромисса или, уничтожив идеологического противника (если нет альтернативного мнения, то и раскола больше нет).

В 1677 году Иоаким добился деканонизации Анны Кашинской, мощи которой считались святыми, потому что якобы исцеляли людей. Её останки не угодили патриарху тем, что пальцы были сложены двоеперстно и в совокупности со святостью мощи становились мощным аргументом старообрядцев в споре никонианами. Сегодня мощам Анны Кашинской вернули былой статус.

Конечно, сама церковь не имела тех сил, чтобы физически бороться с раскольниками, поэтому церковные иерархи обращались за помощью к местным воеводам, приказным людям и вотчинникам в борьбе с мятежниками.

В связи с массовыми самосожжениями в 80-х годах XVII века Иоаким приказал арестовывать людей подстрекающих к самосожжению, наказывать их плетьми и ссылать в дальние монастыри. Апофеозом в преследовании раскольников стало принятие в 1685 году Софьей 12 статей по просьбе патриарха, согласно которым старообрядцев могли казнить, пытать, сжигать в срубах и так далее.

Борьба с латинским влиянием

С присоединением Украины в Москву хлынул поток монахов с западных границ, многие из которых поддались сильному влиянию католичества. Это влияние проявлялось в обрядовой стороне христианства, а именно возник спор о моменте причащения – принятие хлеба и вина во время церковных богослужений.

Данный спор получил название евхаристического (от греческого евхаристия – причащение). Апологетом Иоакима стал Симеон Полоцкий. Несмотря на свое положение Иоаким ничего не смог сделать против Симеона, бывшего тогда любимцем царя Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича.

После смерти Полоцкого его идеи были осуждены как евхаристическая ересь, но больше всего пострадал Сильвестр Медведев, ученик Симеона, первый царский библиограф, человек ещё более образованный, чем его учитель.

Он собрал обширную библиотеку из более 500 книг на латыни, греческом и немецком, и только 16 книг в его коллекции были на русском. Неудивительно, что Иоаким считал его более опасным, чем Симеона.

В ней над учениками учреждался жёсткий контроль, о котором свидетельствовал тот факт, что в одном из первых уставов за отход от православной веры учащегося отправляли на костёр по малейшему доносу без какого-либо суда и следствия.

Нелюбовь к иностранцам

Иоаким очень сильно не жаловал иностранцев. Возможно, сказалось то, что в молодости он проходил службу в рейтарском полку под командование инструкторов-инородцев. В своём духовном завещании он настаивал на запрете иностранцам занимать руководящие должности в армии и при царском дворе.

Так, после стрелецкого мятежа в 1689 году патриарх добился высылки иезуитов из России, а пиком антииностранных настроений стало сожжение немецкого поэта Квирина Кульмана с его же произведениями.

В своём духовном завещании 1690 года он настаивал на ограничении в общении с латинянами, лютеранами, кальвинистами и так далее. Многие исследователи считают, что этот пункт был адресован Петру I, но как мы знаем, царь не внял данному совету и предпочёл действовать по-своему.

Из дво­рян Са­вёл­ко­вых-Са­вё­ло­вых. Обу­чал­ся в Кие­ве. При­нял мо­на­ше­ский по­стриг в ме­жи­гор­ском Пре­об­ра­жен­ском монастыре под Кие­вом (1655 год). Имел под­держ­ку боя­ри­на А.С. Ма­т­вее­ва. В 1657 году пе­ре­ве­дён пат­ри­ар­хом Ни­ко­ном в Ивер­ский Вал­дай­ский монастырь; по хо­да­тай­ст­ву боя­ри­на Ф.М. Рти­ще­ва - в московский Ан­д­ре­ев­ский монастырь, за­тем ке­ла­рем в Но­во­спас­ский монастырь. С 1664 года ар­хи­ман­д­рит Чу­до­ва монастыря в Мос­ков­ском Крем­ле. С 1672 года ми­тро­по­лит Нов­го­род­ский. Вы­сту­пал про­тив воз­вра­ще­ния пат­ри­ар­ха Ни­ко­на из ссыл­ки. В 1674 году по­став­лен на пат­ри­ар­шую ка­фед­ру.

На цер­ков­ном со­бо­ре 1675 года до­бил­ся при­ня­тия по­ста­нов­ле­ния об уп­разд­не­нии Мо­на­стыр­ско­го при­ка­за, вы­сту­пал за не­под­суд­ность ду­хо­вен­ст­ва свет­ской вла­сти; ус­та­но­вил ве­де­ние ду­хов­ных су­деб­ных дел толь­ко ду­хов­ны­ми ли­ца­ми, об­щую нор­му цер­ков­ных да­ней и по­шлин для всех епар­хий (1675 год, 1687 год). До­би­вал­ся ог­ра­ни­че­ния са­мо­стоя­тель­но­сти свет­ских чи­нов­ни­ков ар­хие­рей­ских до­мов, счи­тал не­об­хо­ди­мым под­чи­нять их ду­хов­ным ли­цам в клю­че­вых во­про­сах цер­ков­ной жиз­ни. От­стаи­вал це­ло­ст­ность цер­ков­но­го зем­ле­вла­де­ния: до­бил­ся по­лу­че­ния зе­мель­ных на­де­лов хра­ма­ми, ра­нее их не имев­ши­ми (1681 год). Вы­сту­пал про­тив пре­вы­ше­ния сво­их прав епи­ско­па­ми, ввёл еди­но­об­ра­зие в оде­ж­де для ду­хов­ных лиц и уси­лил над­зор за их по­ве­де­ни­ем.

При­нял ряд ре­ше­ний для улуч­ше­ния по­ло­же­ния ни­щих: для их со­дер­жа­ния ус­та­но­вил сбор с епар­хий (1687 год). Од­ним из пер­вых под­пи­сал указ об от­ме­не ме­ст­ни­че­ст­ва (1682 год), пуб­лич­но сжёг раз­ряд­ные кни­ги. Не­од­но­крат­но хо­да­тай­ст­во­вал пе­ред ца­рём за опаль­ных бо­яр. Вы­сту­пил про­тив ре­фор­мы ца­ря Фё­до­ра Алек­сее­ви­ча, пред­по­ла­гав­шей зна­чительное уве­ли­че­ние чис­ла ар­хие­рей­ских ка­федр, рас­смат­ри­вая её как по­ку­ше­ние на цер­ков­ную власть. В 1682 году вен­чал на цар­ст­во ца­рей Ива­на V Алек­се­е­ви­ча и Пет­ра I. Под­дер­жал Пет­ра в его борь­бе с пра­ви­тель­ницей Со­фьей Алек­се­ев­ной. Во вре­мя Стре­лец­ко­го вос­ста­ния 1682 уго­ва­ри­вал мя­теж­ни­ков сми­рить­ся и вы­сту­пил по­сред­ни­ком, пы­та­ясь при­ми­рить их с ца­рём. Ра­то­вал за вхо­ж­де­ние пра­во­слав­ных бол­гар, сер­бов и мол­да­ван под юрис­дик­цию пат­ри­ар­ха Мо­с­ков­ско­го. Спо­соб­ст­во­вал под­чи­не­нию Ки­ев­ской ми­тро­по­лии Мо­с­ков­ско­му пат­ри­ар­ха­ту (1685 год). Уч­ре­дил Ве­ли­ко­ус­тюж­скую, Хол­мо­гор­скую, Там­бов­скую, Во­ро­неж­скую епар­хии.

Иллюстрация:

Читайте также: