Песнь о роланде сообщение
Обновлено: 04.07.2024
Песнь о Роланде – одна из самых известных и наиболее примечательных героических поэм старофранцузского эпоса, датируемая еще XII веком (Оксфордская рукопись). Теории происхождения произведения рознятся. Так, французский филолог-медиевист Жозеф Бедье полагает, что автором Песни является некий клирик по имени Турольд, проживавший в XII веке. А вот испанский филолог-фольклорист Рамон Менендес Пидаль придерживается мнения, что данная героическая поэма стала результатом постепенного развития эпоса, основа которого принадлежит разным сказителям.
Роланд дует в свой рог Олифан
Сюжет Песни о Роланде
В центре произведения – гибель одного из арьергардных отрядов Карла Великого в ходе сражения в Ронсельвальском ущелье. Войско короля было застигнуто врасплох во время своего возращения в конце лета 778 года из завоевательной кампании в Испании. В качестве противников франков в Песне выступают мавры (т.е. арабы), хотя согласно историческим сведениям отряд Роланда пал в бою с басками.
Песнь о Роланде кратко
Персонажи:
Марсилий-сарагосский – король мавров
Бланкадрен Вальфонский – один из придворных Марсилия
Граф Роланд – племянник короля Карла Великого
Отважный Оливье – его друг
Базан и Базилий – два графа, которых казнил Марсилий
Дюрандаль – меч Роланда
Вельянтиф – конь Роланда
Климорен – сарагосец, который держал совет с Ганелоном-изменником
Альтеклер – меч Оливье
Олифан – рог Роланда
Альда – сестра Оливье и любимая Роланда
Брамимонда – супруга Марсилия
Балиган-седой – предводитель мавров
Ахен – на тот момент столица Франции
ГОСТ
Жеста – это жанр французской средневековой литературы эпического содержания.
История создания, жанр произведения
Жеста – это песнь о деянии.
На сегодняшний день известно около сотни жест, созданных в период с 1 по 13 вв. Бродячие певцы-жонглеры исполняли chansons de geste под аккомпанемент виолы или арфы на ярмарках и в замках феодалов. Объем жест, как правило, составлял от одного до двадцати тысяч стихов, поэтому иногда на исполнение жесты уходило несколько дней.
В жестах могли изображаться конфликты внутри феодальной знати, однако особой популярностью пользовался каролингский эпос.
Готовые работы на аналогичную тему
Этот эпизод жонглеры превратили в картину войны Карла с сарацинами за христианизацию Испании.
Одна тирада содержит 7-17 стихов в строфе, всего 4002 стиха, которые соединены ассонансами.
Поэма по своей форме является эпической и может быть причислена к жанру исторических песен, в которых события прошлого рассказаны через перечисление военных описаний.
Черты эпического повествования прослеживаются во всех строфах произведения.
Идея, тематика, проблематика произведения
С идеей сопряжена главная мысль произведения. Автор воспевает смелость, доблесть, честь главного героя и презирает хитрость, предательство и подлость. Он пытается донести до читателя, что настоящим народным героем может быть лишь человек, обладающий безудержной отвагой. Однако кроме этого качества важно, чтобы герой был прямодушным, человечным, преданным своему народу и своей Родине. Еще одна сторона главной мысли произведения – настоящий герой всегда рассчитывает лишь на себя.
Сюжет и композиция
- Феодальная месть;
- Борьба против сарацин.
Вершина развития повествования – Ронсевальская битва. Роланд и его сподвижники – Готье де л’Ом, граф Оливье, архиепископ Турпин – отражают атаки мавров, но погибают. Карл возвращается в Ронсеваль. Император, разгромив врага, обвиняет в измене Гвенелона. Таким образом, композиция произведения состоит из следующих частей:
- Посольство Блакандрина, предательство Гвенелона;
- Бой в Ронсевале, смерть Роланда;
- Разгром врага Карлом, месть императора;
- Судебный процесс и смерть Гвенелона.
Характеристика героев произведения
Оливье осторожный, вдумчивый, с чувством ответственности за своих солдат. Он разгневан на Роланда за его чрезмерную самоуверенность и упрекает его за то, что тот не трубит о помощи. Оливье отбирает свое согласие на брак Роланда и своей сестры Альды.
Трупин – взявшийся за оружие средневековый церковник. Он пользуется авторитетом, к его мнению прислушиваются и Оливье, и воины, и даже Роланд. Карл Великий – мудрый и справедливый правитель, хранитель страны.
Брамимонда – супруга Марсилия. Она признает превосходство христианства над другими религиями.
Альда – сестра Оливье, возлюбленная Роланда. При известии о смерти Роланда умирает.
Ронсевальская битва, средневековая миниатюра
Кстати, давайте сразу определимся с этим непривычно звучащим титулом – маркграф.
Имя нашего героя было широко известно в Европе уже в XI столетии. В одной из хроник говорится, что до начала битвы при Гастингсе (1066 г.) какой-то жонглёр, чтобы поднять боевой дух воинов Вильгельма Завоевателя, пел перед их строем cantilena Rollando. А в 1085 году о Роланде вспоминал умирающий Роберт Гвискар – тоже нормандец, изгнавший византийцев из Италии и прославившийся захватом Рима в 1084 году.
La Chanson de Roland
Как и романы Бретонского (Артуровского) цикла, легенда о Роланде оказала огромное влияние на формирование рыцарских идеалов и европейской художественной литературы. А сам Роланд на долгие годы стал образцом христианского рыцаря. В 1404 году перед ратушей Бремена герою была поставлена пятиметровая статуя, которую можно увидеть и в наши дни.
Но особенно большое влияние образ Роланда оказал на дворян во Франции.
В этом романе автор соединил сюжеты и традиции преданий о Роланде и романов Артуровского цикла.
Ludoviko Ariosto. Неистовый Орландо, Венеция, 1551 г.
Рыцарь Орландо, марионетка сицилийского театра Opera dei Pupi
Но, пожалуй, не будем сейчас отвлекаться на рассказ о фэнтезийной литературе средневековой Европы. Лучше поговорим о первоисточнике. Сначала проведем анализ его текста, сделав вид, что верим каждому слову. И уже потом перейдем к доступным нам историческим документам.
Два посольства
Послы Марсилия перед Карлом Великим. Manuscrito de Bonn, Lapiz a Color, año 1450
Король Карл Великий получает подарки от Марсилия. Biblioteca Nacional de Oester, Viena
Напомним, кстати, что в XI столетии знаменитый Родриго Диас Кампеадор вначале сражался против мавританской Сарагосы, потом защищал ее в составе Кастильской армии от христианского Арагона, а затем, будучи изгнан из Кастилии новым королем, служил местному эмиру. В Сарагосе он и получил от своих подчинённых прозвище Эль Сид (Господин).
Карл собрал совет баронов, на котором мнения разошлись. Молодые рыцари, в том числе Роланд (племянник Карла, по одной из версий – его внебрачный сын, рожденный сестрой монарха), требовали продолжения войны.
Карл Великий, Роланд и его друг Оливье, рисунок пером 1180–1190, Университетская библиотека Гейдельберга
А такими мы видим Карла, Роланда и Оливье на витраже кафедрального собора Страсбурга (1200 г.):
Люди пожилые и более опытные, представителем которых являлся Ганелон (Гвенилон), отчим героя (и муж сестры Карла), предлагали вступить в переговоры.
Карл отправляет Ганелона в Сарагосу, Роланд стоит сзади. Рисунок пером 1180–1190, Университетская библиотека Гейдельберга
Ганелон был вовсе не рад, поскольку боялся быть убитым маврами. И опасения его не напрасны, поскольку в поэме утверждается, что мавры уже убили двух французских послов. Придворные Карла также понимают опасность миссии Ганелона и даже угрожают отомстить Роланду в случае смерти отчима:
Ганелон отправляется в Сарагосу и во дворце Марсилия демонстрирует поразительную отвагу и презрение к смерти. Он ведет себя настолько дерзко, что король мавров замахивается на него дротом. А господин посол в ответ на два пальца вынимает меч из ножен:
Дипломатом Ганелон оказался весьма успешным: к Карлу он возвращается с ключами от Сарагосы, данью и 20 заложниками.
Ганелон вручает Карлу ключи от Сарагосы
Вернувшись к королю, Ганелон предлагает ему при отводе армии назначить Роланда командиром арьергарда. Так сказать, любезность за любезность: пасынок рекомендовал отчима на пост главы дипломатической миссии, а тот его – на командную должность.
Ганелон предлагает Карлу назначить Роланда командиром арьергарда
С героем остаются архиепископ Реймский Турпин и 12 пэров Франции, в том числе и его лучший друг Оливье. Об этой паре в поэме говорится:
Пэры Франции
Роланд и Оливье в бою
Архиепископ Турпин благословляет рыцарей перед боем
В Chanson d'Aspremont говорится, что у Турпина мускулистые бедра, широкая грудь, длинная и прямая шея, мощные плечи, большие и белые руки, ясные глаза, лицо раскрашено (?) и ни у кого в армии Карла нет такой красивой прически.
В Ронсевальском ущелье этот щеголь-архиепископ будет сражаться, как Пересвет и Ослябя вместе взятые, и один убьет 400 мавров, в том числе и берберийского короля Корсаблиса.
Лихой архиепископ Турпин геройствует в Ронсевальском сражении
Все должно быть хорошо: мудрые Турпин и Оливье могут что-то подсказать храброму герою в случае необходимости.
Об этом мы поговорим следующей статье. А также попытаемся разобраться, что произошло на самом деле.
Читайте также: