Первый оперный театр в россии сообщение

Обновлено: 19.05.2024

При желании зачатки русской оперы можно отыскать в глубокой древности, поскольку музыкально-драматический элемент присущ народным русским обрядам и играм (например,свадебным и хороводам), а также церковным действам средневековой Руси (Шествие на осляти, умовение ног), которые могут считаться предпосылками для появления русской оперы. С ещё большим основанием можно видеть зарождение русской оперы в народно-духовных действах и "вертепах" 16-17 веков, в рождественских драмах митрополита Дмитрия Ростовского и в школьных драмах Киевской и Московской академий на библейские сюжеты, принимая во внимание музыкальную поддержку сценической драматургии. Все эти музыкально-исторические элементы найдут своё место в работах будущих русских оперных композиторов.

Супруга царя Алексея Михайловича и мать Петра I, Наталья Кирилловна Нарышкина выросла в доме боярина Артамона Матвеева, руководителя Русского правительства и очень прогрессивного человека. Будучи женатым на шотландке, Матвеев интересовался европейской жизнью, Наталья Нарышкина, по его примеру, также охотно принимала заморские обычаи и интересовалась театром. Уступая желанию супруги, царь решил выписать из-за границы музыкантов и послал полковника Николая фон Стадена к Курляндскму князю Якубусу за мастеровыми и учеными и в том числе привезти "трубачей самых добрых, которые бы умели комедии всякие строить". Многие музыканты, "убоявшись кнута и Сибири", отказывались ехать и полковник смог набрать только пятерых человек.

Иоганн-Готфрид Грегори (1631-1675)

Пока Стаден вез в Москву своих пять музыкантов и семь инструментов - будущую основу театрального и оперного оркестра, в Москве решили обойтись своими возможностями. Артамон Матвеев нашёл в Немецкой слободе пастыря Иоганна-Готфрида Грегори (1631-1675), ставившего духовно-назидательные пьесы в своей школе, пастырю волей-неволей пришлось заняться неподходящим к его духовному званию делом - готовить представление для двора. Предварительно благочестивый Алексей Михайлович обратился с вопросом к духовенству, можно ли проводить небывалую в Московском государстве такую иноземную театральную потеху, да ещё во дворце? Духовный наставник царя Андрей Савинов, сославшись на пример православных византийских императоров, устраивавших театральные зрелища в своих дворцах, дал разрешение. Сразу после этого 4 июня 1672 года был издан указ, в котором объявлялось, что царь приказал "иноземцу магистру Ягану Готфриду (Грегори) учинить комедию" и "для того действа устроить хоромину". В селе Преображенском была построена "комедийная хоромина" - первый театр в России. Он был небольшим по размерам, зал был около 21 кв.м, на его отделку и украшение было отпущено довольно зачительное количество красного и зеленого сукна, ковров и других украшений, места возвышались амфитеатром, зал и сцена овещались большими сальными свечами.

Иоганн Грегори сочинил "трагикомедию" по библийскому сюжету о царице Эсфири и её супруге царе Артаксерксе, вероятнее всего, он сам выбрал этот сюжет и угадал с ним. Драматическое действо проводило параллели между царицами Эсфирь и Н.К.Нарышкиной и царями Артаксерксом и Алексем Михайловичем. Под руководство Грегори были даны 64 человека, из иностранных семей, с которыми он приступил к репетициям (все исполнители, в том числе женских ролей, были мужчинами) и переводчики. Постановка, скорее всего, была на смешанном немецко-русском языке.

17 октября 1672 состоялось первое представление "Эсфирь" ("Артаксерксово действо"), длившееся десять(!) часов до самого утра. К участию в действии была привлечена музыка (что сближает её с оперой) - оркестр из немцев и дворовых людей, игравших "на органах, виолах (рылях) и других струментах", возможно, в пьесе участвовали и хоры из "государевых певчих дьяков". Царь был очарован, все участники спектакля были обласканы, щедро вознаграждены и даже допущены к целованию царской руки - "были у великого государя у руки", некоторые получили чины и жалования, сам Грегори получил сорок соболей на сто рублей (мера меховой казны). Царю был подарен экземпляр "Артаксерксова действа" в сафьяне с золотом (что не помешало ему утеряться).

Следующие пьесы Грегори разыгрывались уже не в Преображенском, а в Москве в кремлёвских палатах, зрителями были приближенные царя - бояре, окольничие, дворяне, дьяки; для царицы и царевень были специальные места, огороженные частой решеткой, чтобы они не были видны публике. Спектакли начинались в 10 часов вечера и длились до утра. Если в "Артаксерксовом действи" участие музыки носило скорее случайный характер, то в 1673 на сцене появилась пьеса вполне аналогичная опере. Вероятнее всего, это была переделка либретто оперы Ринуччини "Эвридика", которая была одной из самых первых опер и широко разошлась по Европе в многочисленных обработках. Актёр, игравший Орфея, пел куплеты на немецком языке и толмач переводил их для царя. В этой и других первых музыкальных пьесах использовались и танцы - можно считать их первыми русскими балетами.

В ноябре 1674 года в Преображенском "тешили" царя комедийной пьесой "Как Алаферну (Олоферну)-царю царица голову отсекла" уже с ариями и хорами на русском языке и инструментальным сопровождением, что даёт повод назвать её первой оперой в России. Набравшись смелости и получив опыт театральных постановок, Грегори взялся за светские сюжеты, одним из которых стала пьеса "Темир-Аксаково действо", представляющая собой отдаленный отголосок трагедии К.Марло "Тамерлан Великий", эта пьеса также использовала инструментальное и вокальное сопровождение.

Иоганн Грегори в 1673 году даже основал театральную школу, в которой 26 мещанских детей учились "комедийному делу". Однако в 1675 году Грегори заболел и поехал в немецкие земли на лечение, но вскоре умер в городе Мерзербурге, где и был похоронен, театральная школа закрылась. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676, новый царь Фёдор Алексеевич не проявил заинтересованности в театре, главный покровитель Артамон Матвеев был отправлен в ссылку в Пустозёрск, театры разукомплектовали. Зрелища прекратились, но осталась мысль, что это позволительно, раз сам государь потешался этим.

Прожив большую часть жизни в России, Грегори отстал от современных театральных тенденций и поставленные им комедии были устаревшими, тем не менее, начало драматическому и оперному искусству в России было положено. Следующий обращение к театру и его возрождение произошли спустя двадцать пять лет, во времена Петра I.

Элементы театрального действа на Руси встречались еще в древних языческих обрядах, например, в трудовых или свадебных. Позже разнообразными представлениями народ развлекали скоморохи: выступали на ярмарках, переходили от селения к селению. Темы для сценок они черпали из народной жизни. Иногда знать оставляла полюбившихся лицедеев при себе, и они становились придворными шутами — дураками. Держали при дворе шутов правители, а также князья и бояре.

Вновь интерес к театральному искусству на государственном уровне возник во время царствования Петра I. Государь бывал на представлениях, когда путешествовал по Европе, и считал развитие театра важным делом. Так, в 1702 году начал работу первый государственный публичный театр. Актеры прибыли из-за рубежа — это была странствующая немецкая труппа, которой руководил Иоганн Кунст. Место для нового здания театра определили на Красной площади, а открыли его зимой 1702 года. Здесь шли пьесы о военных победах России и представления на исторические сюжеты. Кунст не только руководил труппой, но и обучал театральному искусству детей. Театр действовал до 1706 года, после чего актеры покинули Россию.

До середины XVIII века в России развивались любительские и придворные театры. При дворе постоянно гостили иностранные артисты, которые развлекали знать.

Первый национальный постоянно действующий театр появился при императрице Елизавете Петровне в 1756 году в Санкт-Петербурге. Он был публичным, представления могли за плату посетить все желающие. Иногда актеры давали бесплатные спектакли для придворных. Руководил государственным театром поэт и драматург Александр Сумароков. Представления пользовались большой популярностью, все билеты на них быстро раскупали.

Элементы театрального действа на Руси встречались еще в древних языческих обрядах, например, в трудовых или свадебных. Позже разнообразными представлениями народ развлекали скоморохи: выступали на ярмарках, переходили от селения к селению. Темы для сценок они черпали из народной жизни. Иногда знать оставляла полюбившихся лицедеев при себе, и они становились придворными шутами — дураками. Держали при дворе шутов правители, а также князья и бояре.

Вновь интерес к театральному искусству на государственном уровне возник во время царствования Петра I. Государь бывал на представлениях, когда путешествовал по Европе, и считал развитие театра важным делом. Так, в 1702 году начал работу первый государственный публичный театр. Актеры прибыли из-за рубежа — это была странствующая немецкая труппа, которой руководил Иоганн Кунст. Место для нового здания театра определили на Красной площади, а открыли его зимой 1702 года. Здесь шли пьесы о военных победах России и представления на исторические сюжеты. Кунст не только руководил труппой, но и обучал театральному искусству детей. Театр действовал до 1706 года, после чего актеры покинули Россию.

До середины XVIII века в России развивались любительские и придворные театры. При дворе постоянно гостили иностранные артисты, которые развлекали знать.

Первый национальный постоянно действующий театр появился при императрице Елизавете Петровне в 1756 году в Санкт-Петербурге. Он был публичным, представления могли за плату посетить все желающие. Иногда актеры давали бесплатные спектакли для придворных. Руководил государственным театром поэт и драматург Александр Сумароков. Представления пользовались большой популярностью, все билеты на них быстро раскупали.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СОДЕРЖАНИЕ

Что такое опера и её появление в России……….……….…………………. …4

М.И. Глинка и А.С. Даргомыжский –

основоположники русской оперы……………….………..……………………. 7

ВВЕДЕНИЕ

Опера, тесный союз двух искусств — музыки и театра, взаимно друг друга обогащающих, является одним из самых популярных жанров. Воздействие драматического произведения и игры актеров в опере бесконечно возрастает благодаря выразительной силе му­зыки. И наоборот: музыка приобретает в опере необычайную кон­кретность, образность.

Опера быстро завоевала популярность и распространилась по всем странам. В каждой стране она приобрела особый национальный характер — это сказалось и в выборе сюжетов (часто из истории той или иной страны, из ее сказаний и легенд), и в характере музыки.

Как широк круг выразительных средств, кото­рыми располагает композитор в опере. И недаром опера — союз му­зыки и драмы — это один из самых популярных музыкальных жан­ров. Понимание оперной музыки доступно каждому, этому помога­ют слова и сценическое действие, а музыка усиливает впечатление от драмы, выражая с присущей ей лаконичностью то, что иногда трудно передать словами. Поэтому так часто обращались к опере компози­торы, стремившиеся к общению с народом, к труду для народа.

Опера - самое живое из искусств. На сцене просто взрывается жизнь в тот момент, когда поднят занавес. Подумайте, опера - это ведь еще и самый совершенный вид искусства, в ней есть все: и драма, и оркестровая музыка, и вокал, и балет.

Только XIX веке зрелости и самостоятельности достигла русская оперная школа. Для ее расцвета в это время была подготовлена замечательная почва. Первые русские оперы, появившиеся в конце XVIII в., были по преимуществу драматическими пьесами с музыкальными эпизодами по ходу действия. Многое было заимствовано русскими композиторами того времени у итальянцев и французов. Но и те, в свою очередь, побывав в России, многое из русского музыкального быта воспринимали и ассимилировали в своем творчестве.

ЧТО ТАКОЕ ОПЕРА И ЕЁ ПОЯВЛЕНИЕ В РОССИИ

Опера – это прежде всего один из видов театрального искусства. Поэтому вполне естественно, что между оперой и пьесой, предназначенной для драматического театра, между оперным спектаклем и спектаклем в драматическом театре много общего.

Одновременно некоторые отечественные композиторы, такие как Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский были направлены за границу для обучения и совершенствования в оперном жанре. В развитие оперы на русском языке внесли несомненный вклад русские композиторы Василий Пашкевич , Евстигней Фомин и Алексей Верстовский .

ГЛИНКА И ДАРГОМЫЖСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИКИ

РУССКОЙ ОПЕРЫ

Как Пушкин стал основоположником русского литературного языка, так великий русский композитор Михаил Иванович Глинка вошёл в историю России как первый классик в русской музыке. Продолжателем идей Глинки стал Александр Сергеевич Даргомыжский. Вот почему вместе с М.И. Глинкой Даргомыжский по праву считается основоположником русской классической музыки. Благодаря творчеству Глинки и Даргомыжского появились первые русские оперы, симфонии, романсы, а также сообщества композиторов и учебные заведения, где стали воспитывать профессиональных музыкантов.

Предшествующий период русской оперы подготовил появление опер Глинки, но качественное их отличие от более ранних русских опер очень значительно. В операх Глинки реализм художественной мысли проявляется не частными своими сторонами, но выступает как целостный творческий метод, позволяющий дать музыкально-драматическое обобщение идеи, темы и сюжета оперы. По-новому понимал Глинка проблему народности: для него она обозначала не только музыкальную разработку народных песен, но и глубокое, многостороннее отражение в музыке жизни, чувств и мыслей народа, раскрытие характерных черт его духовного облика. Композитор не ограничивался отражением народного быта, но воплотил в музыке типичные черты народного мировоззрения. Оперы Глинки представляют собой целостные музыкально-драматические произведения; в них нет разговорных диалогов, содержание выражено средствами музыки. Вместо отдельных, неразвитых сольных и хоровых номеров комической оперы Глинка создает крупные, развернутые оперные формы, с подлинно симфоническим мастерством развивая их.

После Глинки выступил А. С. Даргомыжский (1813—1869), типичный художник эпохи 40—50-х гг. XIX в.

Глинка оказал большое влияние на Даргомыжского, но в то же время в творчестве последнего проявилось новые качества, рожденные новыми общественными условиями, новыми темами, пришедшими в русское искусство. Горячее сочувствие к униженному человеку, сознание пагубности социального неравенства, критическое отношение к общественному устройству нашли отражение в творчестве Даргомыжского, связанном с идеями критического реализма в литературе.

Много веков назад зародилось театральное искусство. Но только в начальный период развития христианства оно стало похоже на то, что привык видеть современный человек. В статье 24СМИ рассказано, как и где появился первый театр и как потом развивался в России и мире.

Первый театр в мире

Но первые представления именно драматического характера появились позже — в Древнем Египте и датируются 1887 годом до н. э. Это были религиозно-драматические действа, которые проводились перед толпами зрителей. Изображались боги, их героическая борьба со злом и триумфальные победы.

Наконец, ближе к рубежу эр появился первый театр в мире, приближенный к современному его пониманию. Это театр Диониса в Древней Греции, возникший в период с 600 по 400 год до н. э. Спектакли представляли собой церемонии культового поклонения богу виноделия и плодородия. Женщины танцевали, вводя себя в состояние транса. А окружающие тем временем должны были под музыку поглощать сырую плоть принесенных тут же в жертву животных.

Впоследствии театр Диониса стал более структурированным. Жрец по имени Фесс придумал понятие диалога, ставшего новым элементом представлений. Считается, что в этот момент Фесс стал первым в мире актером и положил начало развитию театра.

Теперь представления стали постоянными — их демонстрировали на фестивалях, посвященных Дионису. На сцене ставили гениальные пьесы Софокла, Эсхила, Еврипида, к сожалению, почти не дошедшие до нынешнего времени.

Впоследствии греческий театр оказал влияние на развитие театрального искусства в Древнем Риме. Пьесы, с которыми выступали артисты этого периода, основывались на греческой драматургии. Но теперь постановки проходили не обязательно в честь богов, а, скорее, по праздникам, например, в честь урожая. В Риме театр уже не пользовался той популярностью, что в Греции. Зритель куда охотнее шел на гладиаторские бои либо на гонки на колесницах.

С падением Римской империи и уходом античности в прошлое первые театры прекратили существование. Христиане со скептицизмом и презрением относились к актерам и не приветствовали лицедейство. Теперь на сцене проводили преимущественно религиозные праздники и богослужения.

В первые годы нашей эры вместо спектаклей ставили инсценировки богослужений, разыгрывали большие праздники, в том числе Рождество или Пасху. Соответственно, и главными актерами были священники.

Литургические представления становились все ярче и насыщеннее, периодически впуская в себя изменения, со временем начали подробно показывать жизнь святых и в деталях описывать их деяния. Никакого неприличия и даже комедийных вставок не допускалось. Так продолжалось практически до Средневековья и последующей эпохи Просвещения, когда, наконец, наступил окончательный переход к современной культуре.

Театр стал центром культурной жизни, общедоступным местом развлечения горожан, все больше и больше захватывая внимание масс за счет глубокомысленных захватывающих пьес, работы великих режиссеров и игры талантливых артистов.

В конце XVI века возникло понятие балета. Изначально он был не спектаклем, как сегодня, а танцевальным эпизодом для передачи того или иного настроения, краски. Первый спектакль, от начала до конца являвшийся балетным представлением, состоялся во Франции в 1581 году. С тех пор эта страна превратилась в центр развития балетного искусства.

Особого великолепия танцовщики балета достигли при Людовике XIV. Король благосклонно относился к этому виду искусства и сам любил принять в нем участие. С его подачи открылась Королевская академия музыки и танца. В нее вошло 13 ведущих на тот момент балетмейстеров мира. Директором выступил Пьер Бошан, который чуть позже возглавил и вновь открытую Парижскую оперу. На сцене ставили оперные спектакли и балеты Мольера, внешне походившие на дворцовые представления.

Со временем театр распространился и укрепился в Европе — действовал в Англии, Италии, Германии, Франции. Все больше появлялось великих писателей и драматургов, чьи произведения по сей день ставят на мировых сценах: Бомарше, Шиллер, Вольтер, Гольдони и пр. Первый театр эпохи Просвещения надолго закрепил свои традиции, когда главным было выразить гармонию личности человека, не пренебрегая его чувствами.

Но было бы несправедливо ограничиться только западной театральной культурой. Театр Древнего Востока развивался по своему сценарию и тоже оставил след в истории человечества.

Восточное общество всегда славилось традиционностью, преемственностью культуры. Это отразилось и на театральном искусстве, вобравшем в себя культ, религию, мораль, науку и пр. При формировании почерка сценического действа немалую роль сыграли магия и древние мифы, которые веками формировали мировоззрение восточных народов.

Сегодня в каждой стране Азии развился собственный национальный театр. В Японии — знаменитый кабуки, где играют только мужчины, в Индии — придворно-аристократический и народный, в Китае — танцевально-вокальный.

Похожим образом драматургия и театр развивались и в Америке. Подобно Востоку, в доколумбовую эпоху театр инков тесно пересекался с культом и религией, хотя представления были и на иные темы — о героических личностях или мифических персонажах.

Детские и кукольные театры

Помимо постановок с участием людей-актеров, с давних времен работали и кукольные театры. Их история начинается с Египта, где исполняли ритуальные действа с использованием куклы Осириса. Культ и религия были изначальными направлениями подобных представлений. Но со временем эта тенденция переменилась.

Конечно, и сегодня встречаются ритуально-обрядовые театры кукол. Например, в Японии это бунраку, в Каталонии — эль-пасторес, в Беларуси — батлейка и т. д. Но чаще по миру идут светские постановки классических пьес или вновь созданных здравствующими драматургами.

Так сложилось, что часто в кукольных театрах присутствует ярко выраженная мораль, высмеивание порочности, острая сатира, воспитательные интонации. Далеко не всегда постановки рассчитаны на детей, порой спектакли очень глубокомысленны и многослойны.

А для юных зрителей предусмотрена отдельная категория театров. Первым таким стал постоянный детский театр, открытый в Москве в 1918 году. Там с первых лет шли показы балета, марионеток, театра теней. После окончания Гражданской войны открылись филиалы в других столицах республик — в Тбилиси, Киеве, Ереване.

В той же Москве в 1936 году открылся крупнейший театр для детей — Центральный детский. Здесь, как и в первом театре, во главу угла ставится воспитательная педагогическая направленность. Задача труппы — не только развлекать юных зрителей, но и изучать их интересы, впечатления, пожелания.

История появления первого русского профессионального театра

Русский театр зарождался с XI века. Начиная с этого периода его историю принято делить на 3 этапа.

  1. Игрищный этап. Похож на греческий — театры представляли собой потеху. Актеры не были профессиональными, в принципе мог сыграть любой прохожий. Характер постановок — преимущественно высмеивающий проблемы и пороки общества.
  2. Средний этап. Период становления нового театра. Хотя при нем все еще пользовались популярностью потехи. Но в XVII веке возникают придворные театры, где играют постоянные артисты.
  3. Поздний этап. Окончательный переход театра на профессионализм, развитие искусства до того состояния, в котором оно известно современному человеку.

Первый профессиональный театр появился в Ярославле в 1750 году. Его основал купеческий сын Федор Волков. Он действует и сегодня, носит имя основоположника.

Изначально в репертуаре доминировали драмы митрополита Дмитрия Ростовского, но также ставили и комедии Мольера или трагедии Сумарокова.

Когда Елизавета Петровна узнала о существовании постоянного публичного театра Волкова, ей захотелось видеть артистов у себя в резиденции. Так, после представлений при дворе актеры Ярославского театра заручились поддержкой императрицы. А сам Волков вместе с наиболее талантливыми артистами остался в Петербурге, где продолжил карьеру и образование.

Позже и Екатерина II внесла вклад в развитие театра в России, уже не только Волковского. В государственном бюджете даже выделили отдельную статью под расходы на его рост. Стали появляться частные театры в городах, актеры получали официальное образование, их деятельность превратилась в полноправную профессию.

Сегодня театр крепко стоит на ногах, чему способствуют новаторские подходы драматургов и режиссеров. Но при этом зритель по-прежнему охотно покупает билеты и на классические постановки. Этот вид искусства в числе любимейших народом, что давно доказано с тех пор, как появился первый театр в мире.

Читайте также: