Первые условные рефлексы у детей сообщение

Обновлено: 13.05.2024

Условные рефлексы у детей

Способность к формированию в коре больших полушарий головного мозга временных связей первой сигнальной системы у детей , родившихся в срок, проявляется уже через несколько дней после, рождения. В 7 10-дневном возрасте могут быть выработаны у ребенка первые условные рефлексы .

При переводе ребенка в положение кормления грудью появляются сосательные движения губ еще до того, как сосок вложен в рот. К концу первого месяца жизни могут быть выработаны условные рефлексы на звуковые, а на втором месяце — и на световые сигналы.

У недоношенных младенцев, родившихся раньше срока, условные рефлексы вырабатываются много позднее, примерно ко времени, соответствующему недельному возрасту доношенного ребенка (Н. И. Касаткин, А. А. Волохов). Очевидно, лишь к этому сроку мозг достигает того уровня развития, которое необходимо для установления временных связей.

Скорость образовании условных рефлексов быстро возрастает в течение первых месяцев жизни. Так, в месячном возрасте необходимо произвести десятки сочетаний условного и безусловного раздражений для выработки условного рефлекса; в возрасте же 2—4 месяцев достаточно для этого всего нескольких сочетаний.

Условное торможение вырабатывается у ребенка позднее — на 2—4-м месяце; при этом разные формы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает дифференцировочное торможение, позднее — запаздывательное.

По мере развития ребенка различные виды внутреннего торможения вырабатываются все легче и быстрее.

В течение первого полугодия жизни ребенка звуки речи окружающих людей не имеют для него особого значения; они являются такими же раздражителями слухового анализатора, как и любые другие звуки. Первые признаки развития второй сигнальной системы появляются у ребенка во второй половине первого года жизни.

Позднее, после того как развивается узнавание некоторых слов, ребенок сам начинает называть предметы. Наконец, еще позднее ребенок начинает пользоваться тем запасом слов, которым он располагает, для воздействия на других людей.

Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, то он многократно называет ее все более требовательным голосом, пока она ему не будет дана. Это свидетельствует, что вторая сигнальная система уже достигает той степени развития, когда она начинает служить средством активного общения ребенка с другими людьми.

Развитие и совершенствование второй сигнальной системы происходит у человека непрерывно в процессе обучения. Любое обучение и любая творческая деятельность связаны с непрерывным совершенствованием второй сигнальной системы. Высшего своего развития она достигает в процессе познания закономерностей природы и общества.

Двадцать восемь дней – ровно столько длится период новорожденности, в течение которого детский организм переживает адаптацию к совершенно новым для него условиям теперь уже внеутробной жизни, поэтому рефлексы новорожденного ребенка играют здесь основную роль.

рефлексы новорожденного ребенка

Объясняется это тем, что совсем недавно рожденный малыш пока еще лишен множества полезных навыков – о нем заботится природа.

В этом периоде у малыша развиты только безусловные рефлексы – то есть, те, которые заложены как бы по умолчанию. Постепенно некоторые из них исчезают, уступая место условным.

Для чего нужны безусловные (врожденные) рефлексы

Педиатры-неонатологи подразделяют врожденные рефлексы новорожденных на несколько групп:

Способность сосать материнскую грудь или соску на бутылочке с искусственным питанием называется сосательным рефлексом, а способность проглотить съеденную пищу – глотательным.

Сосательный рефлекс возникает в первые часы жизни и сохраняется до года: малыш обхватывает губами сосок, рожок бутылочки и ритмично их посасывает – примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления.

Глотательный рефлекс остается на всю жизнь.

Хоботковый рефлекс – еще одна разновидность оральных рефлексов. Если легко коснуться губ малыша, они смешно выпячиваются в трубочку – совсем как хобот у слоненка, потому что в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта. Пропадает хоботковый рефлекс к двум-трем месяцам.

Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) – смешанная разновидность реакции ребенка, при которой он приоткрывает рот, если легонько нажать большими пальцами одновременно на обе ладошки. Лучше всего выражен в первые два месяца жизни, на третьем начинает угасать и затем пропадает совсем.

Рефлекс Куссмауля (поисковый) – попытка найти еду: если тронуть уголок рта ребенка, он поворачивает голову к раздражителю. Пропадает достаточно быстро – спустя три-четыре месяца после рождения. В дальнейшем поиск еды происходит зрительно – малыш видит грудь или бутылочку.

Спинальные рефлексы. Осматривая малыша сразу после рождения и в течение всего периода новорожденности, врач-педиатр обращает внимание и на спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата.

Верхний защитный рефлекс. Один из самых важных безусловных рефлексов, запускающихся уже в первые часы жизни, — верхний защитный рефлекс. Он проявляется, если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Это – защита от возможного нарушения дыхания: ребенок таким образом восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути. Пропадает рефлекс спустя полтора месяца после рождения.

Рефлексы Янишевского и Робинсона у новорожденного ребенка проявляются, когда он крепко хватается обеими руками за пальцы матери (врача) и способен удерживать их настолько сильно, что его можно даже таким образом приподнять. Выражены они вплоть до трех-четырех месяцев, затем ослабевают. Сохранение этих рефлексов в более позднем возрасте – свидетельство имеющихся неврологических проблем.

Рефлекс Бабинского – его еще называют подошвенным рефлексом: легкое поглаживание краев подошв снаружи вызывает раскрытие пальцев в виде веера, стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Критериями оценивания являются энергичность и особенно — симметрия движений. Один из самых долгоживущих врожденных рефлексов – он отмечается до двух лет.

Другие двигательные рефлексы

Рефлекс Моро – двухфазная реакция, при которой ребенок отвечает на довольно громкий стук по пеленальному столику или любой другой резкий звук.

Ярко выражен до пятимесячного возраста малыша.

Рефлекс Кернига – реакция тазобедренного и коленного суставов на попытку разжать их силой после сгибания. В норме этого сделать не удается. Исчезает полностью после четырех месяцев.

Рефлекс Бауэра (спонтанное ползание) можно наблюдать, положив малыша на живот и приложив ладони к его подошвам: он начинает ползти, отталкиваясь при этом от созданной опоры и помогая себе руками. Появившись на 3-4 сутки, этот рефлекс исчезает спустя 3-4 месяца.

Рефлекс Галанта – реакция позвоночника на внешний раздражитель. Если провести пальцем по всей длине хребта, то ребенок выгибает спину, разгибая при этом ногу со стороны раздражителя.

Существуют также позотонические рефлексы новорожденных – попытки перераспределения тонуса мышц, когда меняется поза тела в отсутствие умения держать головку, сидеть и ходить.

Слабые рефлексы или когда нужно бить тревогу

Бывает так, что некоторые рефлексы у малыша включаются с опозданием или проявляются не очень отчетливо. Это может быть связано с травмой, полученной во время родов, при болезнях, а также оказаться индивидуальной реакцией на определенные лекарства.

Также слабость оральных и спинальных реакций обычно отмечается у недоношенных детей и у тех, кто родился с легкой асфиксией.

Интересно, что слабые рефлексы у новорожденного ребенка, связанные с поиском еды и ее поглощением (сосание и глотание), могут объясняться всего лишь тем, что малыш просто не голоден. Наиболее отчетливо они проявляются перед кормлением.

Больше всего пугает ситуация, когда рефлексов нет совсем. Полное отсутствие рефлексов у новорожденного ребенка – повод для немедленной реанимации, которую должны проводить только специалисты.

Причины тому разные – внутриутробные пороки, тяжелые родовые травмы, глубокая асфиксия (удушение пуповиной).

Однако следует помнить: резервы у детского организма огромны, поэтому во многих случаях он вполне успешно восстанавливается, а малыш вырастает здоровым.

Условные рефлексы-индивидуально приобретённые сложные приспособительные реакции организма человека, возникающие при определённых условиях на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловнорефлекторным актом.

ВложениеРазмер
uslovnye_refleksy.pptx 551.66 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Первые условные рефлексы детей до 1,5 лет.

Все исследователи, изучавшие высшую нервную деятельность ребенка, указывают на очень ранние сроки образования первых условных рефлексов (В. М. Бехтерев, А. Г. Иванов-Смоленский, Н. И. Красногорский, И. П. Неманова, Н. М. Щелованов , Н. Л. Фигурин , Н. И. Касаткин, М. М. Кольцова, И. А. Аршавский и др.). Полученные данные говорят о том, что быстрота и сроки образования условных рефлексов с разных сенсорных систем зависят прежде всего от того, с какого возраста начата работа по формированию у младенца нервных связей.

РЕФЛЕКСЫ Условные (приобретенные) Безусловные (врожденные)

Условные рефлексы -индивидуально приобретённые сложные приспособительные реакции организма человека, возникающие при определённых условиях на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловнорефлекторным актом.

К концу 2-й и на 3-й недели жизни у ребёнка вырабатывается условный вестибулярный рефлекс на положение для кормления грудью. К концу 1-го месяца вырабатывается защитный условный рефлекс (мигательные движения век) на звуковой раздражитель. В конце 2-го месяца формируется условный рефлекс на свет. С 2-месячного возраста идёт быстрое накопление условных рефлексов, образующихся с участием всех анализаторов, развивается дифференцировка сигналов, чётче становятся ориентировочные реакции.

В 3 месяца отмечается устойчивый натуральный зрительный рефлекс на кормление грудью: ребёнок узнаёт мать, начинает гулить и др. В 4-месячном возрасте ребёнок различает основные спектральные цвета и музыкальные тона; движения становятся более свободными, он тянет руку к игрушкам, ощупывает предметы. В возрасте 5 месяцев ребёнок узнаёт близких ему людей, по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

У 6-месячного ребёнка эмоциональные, мимические и голосовые реакции становятся более активными; он произносит отдельные слоги (“ ма ”, „ба", “па”), много двигается, пытается ползать, хорошо ест с ложечки и при её приближении открывает рот . В возрасте 7 месяцев ребёнок самостоятельно тянет в рот бутылочку, хорошо сидит и ползает, играет погремушками . В 8 месяцев отыскивает необходимые предметы взглядом, проявляет интерес к новым предметам, опираясь, становится на ноги.

После 9 месяцев ребёнок правильно ориентируется в названиях некоторых предметов, узнаёт имена близких людей, выговаривает отдельные слова . Годовалый ребёнок знает название многих предметов, по просьбе взрослого выполняет небольшие поручения и пр. Таким образом в результате развития периферических рецепторов и всё возрастающей аналитической и синтетической деятельности коры головного мозга в ответ на сигналы, поступающие из внешней среды, формируется высшая нервная деятельность ребёнка.

К 1,5 годам самостоятельно ходит, приседает, чтобы взять игрушку, поднимается и спускается по ступенькам. Подвижен, активен, общителен, игровыми методами знакомится с окружающим миром. Знает название частей тела, многих предметов. Хорошо различает звуки, запахи, слушает музыку, самостоятельно ест ложкой. Пытается говорить отдельные слова и фразы.

Заключение 1. Нервная деятельность ребенка обеспечивается ранним анатомическим, морфологическим и функциональным созреванием всего нервного аппарата (в особенности коры больших полушарий). Оно начинается в первые месяцы внутриутробной жизни зародыша, а наиболее интенсивно происходит в течение раннего и дошкольного периодов детства. 2. Основным условием развития нервной системы является ее функционирование, т. е. рефлекторная деятельность. В процессе рефлекторной деятельности оформляется мозг, растут его клетки и проводящие пути, создаются все большие возможности для новых многочисленных и разнообразнейших соединений. 3. Новорожденный ребенок обладает лишь несколькими врожденными безусловными рефлексами. Развитие его нервной деятельности сказывается в том, что быстро образуются некоторые условные рефлексы. С возрастом ребенка изменяется количество и сложность образующихся рефлекторных связей, их прочность и структура. Все большую роль начинают играть связи речевые, т. е. восприятие словесных сигналов и речевая форма ответных реакций.

Мачнева Елена Борисовна

Новорожденный малыш лишь кажется беспомощным маленьким комочком, на самом деле природа позаботилась о нем и снабдила рядом врожденных безусловных рефлексов, призванных защищать и оберегать его. О чем же говорят эти забавные реакции тела и зачем они нужны? Объясняет кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева.

Какими бывают рефлексы

Некоторые рефлексы угасают очень быстро, другие сохраняются на протяжении более длительного периода — и это абсолютно нормально. Родителям важно знать сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, но, в любом случае, без регулярных осмотров невролога малышу не обойтись.


Все безусловные рефлексы новорожденного педиатры - неонатологи разделяют на три основные группы:

Самые важные безусловные рефлексы малыша — это оральные рефлексы. Именно они позволяют ребенку добывать себе еду.

Сосательный рефлекс проявляется сразу после рождения — при условии, что ребенок здоров. Малыш обхватывает губами сосок, палец, соску и ритмично их посасывает — примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Угасать сосательный рефлекс начинает примерно к году, и постепенно исчезает лишь к 1,5-3 годам. Специалисты считают, что таким образом природа сама определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.



Хоботковый рефлекс. Стоит легко коснуться губ малыша, и они смешно выпячиваются в трубочку — совсем как хобот у слоненка, — в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта.

Ладонно-ротовой рефлекс — попробуйте нажать большим пальцем на ладошку малыша — он откроет ротик.

Спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. Это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве.


Верхний защитный рефлекс. Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров. Если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Так кроха восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.

Поисковый рефлекс — если тронуть уголок рта малыша, он поворачивает голову к раздражителю.

Хватательный — вложите малышу палец в руку, и он крепко сожмет кулачок, да так, что его легко можно будет приподнять!

Рефлекс Бабинского. Смысл в том, что если погладить края подошвы снаружи, то пальчики раскрываются в виде веера, а стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Врач оценивает энергичность и симметрию движений.


Рефлекс ползания. Положите малыша на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед.


Рефлекс Галанта. Заключается в том, что, если провести пальцем вдоль позвоночника малыша сверху вниз, отступив от него 1 см слева — малыш выгнет спинку вправо и разогнет левую ножку, проделайте тоже самое с правой стороны — малыш выгнет спинку влево, и разогнет правую ножку. Врач оценивает симметричность отзыва на рефлекс.

Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга.


Рефлекс Моро. Это защитный рефлекс. Проверить его можно множеством способом, например, уронить игрушку рядом с ребенком, резко приподнять нижнюю половину его тела за ножки, хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит кроха. В ответ на это малыш сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. А через 2−3 секунды ручки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Сохраняется до 3-4 месяцев. Если малыш без видимой причины часто разводит ручки или его движения асимметричны, на это нужно обратить внимание.


Симметричный рефлекс. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Готовьте ребенка к осознанному ползанию.

мама держит ребенка за руку

Возможно, для вас это будет сюрпризом, но за большинство реакций и движений вашего крохи отвечают рефлексы новорожденных. Когда вы поднимаете малыша и он сгибает ножки — это рефлекс. Когда малыш поворачивает головку, когда вы гладите его по щечке — это тоже рефлекс. Дети рождаются с набором рефлексов, некоторые из которых сохраняются в течение нескольких месяцев (например, рефлекс выталкивания ложки), а некоторые исчезают через несколько недель (рефлекс Моро). Из этой статьи вы узнаете о безусловных рефлексах новорожденного и о том, в течение какого времени они сохраняются.

Рефлексы новорожденных — что это такое

Рефлекс — это автоматическая реакция ребенка на раздражители. Например, если поднести палец ко рту младенца, он начнет его сосать. А от яркого света малыш зажмурит глаза. Все это примеры непроизвольной реакции, или рефлексов, которые бывают и у взрослых. Но эта статья посвящена исключительно безусловным рефлексам новорожденных.

Поисковый рефлекс новорожденных

Поисковый рефлекс помогает новорожденному ребенку найти сосок во время первого кормления. Возникает он в ответ на поглаживание щечки или области угла рта — ребенок поворачивает голову в сторону раздражения и открывает рот. Поначалу малыш может поворачивать голову к соску и от него, но к возрасту трех недель он научится поворачивать голову в правильном направлении, чтобы захватить сосок (или соску бутылочки).

Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс появляется у малыша еще до рождения. Иногда во время УЗИ можно увидеть, как малыш сосет большой палец, еще находясь в животе у мамы. После рождения, как только ваш сосок окажется во рту у ребенка, ребенок начнет сосать автоматически. Если кормить новорожденного смесью или сцеженным грудным молоком из бутылочки, этот рефлекс возникает в ответ на соску бутылочки. На самом деле сосание — очень непростой навык для новорожденного. И хотя сосательный рефлекс врожденный, некоторым малышам не удается сразу научиться правильно сосать грудь. Но со временем они осваивают это мастерство.

Рефлекс Моро

Рефлекс Моро, или рефлекс испуга, проявляется в первый месяц жизни ребенка. Вызвать рефлекс можно ударом рукой по столику, на котором лежит ребенок (на расстоянии 15 см от головы ребенка), или внезапным шумом. В ответ малыш разводит руки, разжимает кулачки и выпрямляет согнутые ноги. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение. При этом малыш может заплакать. Так проявляется рефлекс Моро, один из рефлексов новорожденных, который обычно хорошо выражен до четвертого-пятого месяца.

Рефлекторная улыбка

В первый месяц жизни малыша вы можете заметить, как он улыбается во сне. Это рефлекторная улыбка — ответная реакция на внутренний стимул во сне. Это еще не настоящая улыбка. Вам придется немного подождать, перед тем как ваш малыш впервые осознанно улыбнется. В 2 месяца малыш может начать вам улыбаться, когда бодрствует, например, когда вы корчите рожицы или щекочете его. Это уже не рефлекторная, а осознанная улыбка. Всем родителям не терпится дождаться момента увидеть эту задорную искреннюю улыбку. Будьте терпеливы, ожидание того стоит!

Рефлекторная улыбка

Асимметричный тонический шейный рефлекс Магнуса — Клейна (рефлекс фехтовальщика)

Когда малыш лежит на спине, поверните его головку в сторону и он отведет в ту же сторону руку и ногу, приняв позу фехтовальщика, защищающегося от нападения. Поэтому этот рефлекс новорожденных иногда называют рефлексом фехтовальщика. Этот рефлекс бывает не у всех детей и может не проявляться во время плача. К 4-5 месяцам рефлекс обычно полностью угасает.

Хватательный рефлекс

Погладьте ладошку малыша — и вы почувствуете, как он обхватит пальчиками ваш палец, а если легко надавить на ступню малыша, он подожмет пальчики ног. Так проявляется хватательный рефлекс. Благодаря этому рефлексу ребенок может удержать в своей крошечной ручке погремушку. Но не забывайте, что это неосознанная реакция и всего лишь один из безусловных рефлексов новорожденного. Малыш может в любой момент разжать ладонь и отпустить ваш палец, поэтому не нужно его поднимать, пока он держится за ваши пальцы. Верхний хватательный рефлекс (ладошки) начинает угасать в 3–6 месяцев. Нижний хватательный рефлекс (ступни) обычно сохраняется до 4–8 месяцев.

Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы

Если новорожденного малыша взять под мышки и приподнять, так, чтобы его стопы соприкасались с поверхностью, он начнет двигать ножками, будто бы шагая по воздуху. Так проявляется рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Помните, что пока это безусловный рефлекс новорожденного, а не признак готовности пойти. Вам нужно будет запастись терпением, чтобы дождаться радостного момента, когда малыш сделает первые шаги.

Рефлекс выталкивания ложки

Этот врожденный рефлекс заставляет новорожденных выталкивать любой предмет из полости рта (например, ложку). Рефлекс угасает к возрасту 4–5 месяцев.

Кратко о рефлексах новорожденных и грудничков

В этой таблице перечислены рефлексы, которые наблюдаются у новорожденных. Учтите, что дети развиваются в разном темпе, поэтому возраст, в котором тот или иной рефлекс угасает, может быть разным.

РефлексКогда появляетсяКогда угасает
Рефлекторная улыбкаС рождения2 месяца
Рефлекс МороС рождения2-4 месяцев
Рефлекс автоматической ходьбыС рождения2-4 месяцев
Поисковый рефлексС рождения4 месяца
Рефлекс выталкивания ложкиС рождения4–5 месяцев
Рефлекс фехтовальщикаС рождения4–6 месяцев
Верхний хватательный рефлексС рождения3–6 месяцев
Нижний хватательный рефлексС рождения4–8 месяцев

Наблюдать, как рефлексы постепенно заменяются осознанными движениями и реакциями, очень интересно, да и в целом радостно видеть, как ваш малыш развивается и меняется прямо на глазах.

Как была написана эта статья
Информация, представленная в этой статье, основана на рекомендациях специалистов, опубликованных достоверными (медицинскими и государственными) источниками, такими как Американская ассоциация педиатрии и Американский колледж акушеров и гинекологов. Полный список ссылок на источники, использованные для написания этой статьи, вы найдете в конце статьи. Информация на данной странице не заменяет профессиональной медицинской консультации. Всегда обращайтесь к врачу для постановки диагноза и назначения лечения.

Читайте также: